Зачем слону большие уши

Африканские слоны больше индийских

Всего существует два вида слонов — индийские и африканские. Индийские слоны обитают в Индии, ШриЛанке, Бангладеше, а также на полуострове Индокитай. Африканский слон распространён в Африке, южнее Сахары. В больших количествах слоны встречаются только в национальных парках и заповедниках.

Африканский слон выше индийского, уши его крупнее, кожа грубее, хобот тоньше, бивни, которые есть у самцов и у самок, более развиты. Вес самцов достигает 5-7,5 тонн, самок — 3-4 тонн.

Индийские слоны-самцы весят 4,5-5 тонн, слонихи — 3-4 тонны. Бивней у самок, как правило, не бывает.

Ряд зоологов выделяет среди африканских слонов два разных вида — лесных (обитающих в джунглях) и саванных (живущих в саванне). Самое главное отличие этих двух подвидов — форма ушей и количество пальцев на ногах. У длинноухого саванного слона на передних ногах по четыре, а на задних — только по три пальца. У лесного же слона на каждой ноге на один палец больше.

Слоны разных видов не скрещиваются и, соответственно, не размножаются.

Фото: www.globallookpress.com

Рекомендации по речевому развитию детей

Рекомендации по речевому развитию детей.

На примере лексической темы: «Животные жарких стран»

1. Обогащение и закрепление словаря:

ü Рассматривание картинок с животными жарких стран «Назови всю семью»

Львица-львенок-лев

Верблюдица — верблюжонок — верблюд

Слониха — слоненок — слон

Тигрица — тигренок — тигр

ü Посмотри на рисунки животных и кажи как можно больше слов про каждое животное – какое оно.

Игра: «Скажи какой».

Зебра – полосатая, быстрая, скачущая…

Слон — огромный, ушастый, тяжелый…

Обезьяна – шустрая, цепкая, хвостатая…

Леопард – пятнистый, ловкий, хищный…

Кенгуру – прыгучее, сумчатое…

Верблюд – горбатый, выносливый…

ü Игра: «Что умеет делать?

Леопард — охотится, крадется, выжидает…

Обезьяна — прыгает, лазает…

Верблюд — ходит, перевозит, ест, пьет…

Зебра — скачет, убегает…

2. Развитие грамматического строя:

ü Для развития умения образовывать притяжательные прилагательные:

Игра: «Чей, чья, чье?»

У льва грива чья?… львиная.

У верблюда горб…. верблюжий.

У слона туловище… слоновье.

У обезьяны хвост… обезьяний.

У черепахи панцирь… черепаший.

У кенгуру сумка… кенгуриная.

У жирафа шея… жирафья.

ü Развитие умения образовывать сложные прилагательные.

Игра «Составь слово». Из двух слов надо будет составить одно.

У жирафа длинная шея, значит жираф какой? – длинношеий.

У бегемота толстые ноги …- толстоногий.

У обезьяны длинный хвост… — длиннохвостая.

У верблюда два горба…- двугорбый.

У слона большие уши…- большеухий.

У крокодила острые зубы…- острозубый.

ü Согласовывание существительных с числительными.

Игра: «Сосчитай 1-2-5»

1 полосатая зебра — 2 полосатые зебры — 5 полосатых зебр

1 большой слон — 2 больших слона — 5 больших слонов

1 свирепый лев — 2 свирепых льва — 5 свирепых львов

1 маленький тигренок — 2 маленьких тигренка — 5 маленьких тигрят

ü Образование существительных во множественном числе именительного падежа.

Игра:»Один — много»

Черепаха — черепахи

Крокодил — крокодилы

Лев — львы

Слон — слоны

ü Образование существительных во множественном числе родительного падежа.

Игра:»Один — много кого?»

1 верблюд — много верблюдов

1 черепаха — много черепах

1 леопард — много леопардов

1 тигр — много тигров

ü Действия с маленькими игрушками животных для развитие ориентировки в пространстве и употребление предлогов в речи.

Ребенок выполняет действия с игрушками по инструкции взрослого:

Поставь слона справа от львицы. Поставь льва слева (перед, за, около, между)… Поставь слоненка так, чтобы он выглядывал из-за слона (из-под пальмы).

— Где стоит слон…? Куда ты поставил слона…? и т. д.

ü Согласование слов в предложении. Развитие языкового анализа и слухового внимания.

Послушай внимательно слова, которые я назову и составь из них предложения, чтобы они получились надо переставить некоторые слова местами или их немного изменить.

Игра: «Составь предложение».

У, черепаха, панцирь, прочный.

Полосатый, скачет, зебры.

Хобот, собирает, слон, пища.

На, дерево, обезьяны, сидит.

По, верблюд, пустыня, идет.

Кенгуренок, у, сумке, в, мамы.

После каждого составленного предложения ребенок отвечает на вопросы:

— Сколько слов в этом предложении. Нарисуй на доске к нему схему.

— Назови, какое слово первое…. последнее?

3. Развитие связной речи.

ü Составление предложений с названием животных жарких стран.

ü Развитие умения употреблять в речи сложносочиненные предложения.

Что общего и чем отличаются одно животное от другого,

Игра: «Сравни».

Зебра и тигр, Тигр и леопард, Бегемот и носорог,

Жираф и леопард, Лев и львица, Лошадь и зебра.

ü Развитие умения использовать в речи сложноподчиненные предложения. а так же логического мышления и слухового внимания.

ü Игра:» Четвертый лишний»

Я буду называть слова, а ты скажи, какое слово лишнее и почему.

Лев, жираф, тюлень, слон.

Зебра, Африка, носорог, бегемот.

Лев, обезьяна, леопард, джунгли.

(Пример: Тюлень лишний, потому что он житель севера, а остальные животные жители жарких стран)

ü Развитие связной речи на основе составления рассказа с опорой на схему.

Выбери себе одну картинку с животным и составь рассказ по схеме.

— Кто это?

— Какого он цвета?

— Какие у него есть части тела?

— Что есть только у него и ни у кого больше?

— Что он ест? Он хищный или травоядный?

— Как называется детеныш?

— Что делает животное на картинке?

4. Развитие фонематических процессов.

ü Выделение первого и последнего звука в названиях животных.

Какой звук ты слышишь первым в слове? Какой звук ты слышишь самым последнем в слове? (произносить слово надо выделяя голосом нужный звук или произнося его более протяжно)

ü Звуковой анализ слов (начиная с самых простых, все гласные должны быть в ударной позиции и не йотированные — Е, Ё,Ю, Я)

Например: СЛОН. Первый звук С — согласный (потому что на пути у воздушной струи встают зубы), он твердый, глухой (потому, что нет голоса). Второй звук Л — согласный (потому что на пути воздушной струи поднимается кончик языка), он твердый, звонкий (потому что есть голос). Третий звук О — он гласный, потому что на пути воздушной струи нет преграды — ничего не мешает. Последний звук Н — согласный (потому что на пути воздушной струи поднимается кончик языка), он твердый, звонкий (потому что есть голос).

Так же подойдут слова : ТИГР, ЖИРАФ.

ü Развитие звуко-слогового синтеза.

— Я буду произносить звуки и слоги, которые перепутались, а ты назови, какое животное получилось.

КРО-ДИЛ-КО, РУ-ГУ-КЕН, СО-РОГ-НО, З-Е-Б-Р-А, Ж-А-Р-И-Ф, С-Н-Л-О,

5. Развитие четкости дикции.

Произнесение скороговорки. Запомни ее и попробуй повторить, выговаривая все слова.

За гиппопотамом гиппопотам

Топает по пятам.

6. Развитие артикуляционной и мимической моторики.

Игра:»Обезьянки»

Я буду показывать движение, а ты повторяй за мной.

Поднять брови – опустить, нахмурить, улыбнуться, вытянуть губы вперед, высунуть широкий язык – узкий, язык вверх – вниз, надуть обе щеки – надувать их по очереди и д. д.

7. Развитие логического мышления.

«Отгадай загадку»

Что за коняшки – Зверь я горбатый,

На всех тельняшки. Но нравлюсь ребятам.

(зебра) (верблюд)

8. Развитие зрительной внимания и памяти.

ü Игра: «Что изменилось?» (на картинках или игрушках)

Запомни, где какое животное стоит, а потом отвернись. Взрослый меняет местами картинки (игрушки). Затем ребенок поворачивается и называет, что изменилось.

Игра:»Кто спрятался?»

Запомни, какие здесь животные, а потом отвернись. Взрослый убирает картинку (игрушку). Затем ребенок поворачивается и называет, отсутствующее животное.

9. Развитие слуховой памяти.

Разучивание стихотворений и загадок про животных жарких стран.

Жираф

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

С. Маршак

Львята

Вы разве не знаете папы –

Большого красивого льва?

У него тяжелые лапы

И косматая голова.

Он громко кричит – басом,

И слышно его далеко.

Он ест за обедом мясо,

А мы сосем молоко.

С. Маршак

Кенгуру

Носит мама-кенгуру

В теплой сумке детвору.

А ребятки-кенгурятки

Целый день играют в прятки!

Б. Заходер

Зебры

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки

От копыт до головы.

С. Маршак

10. Развитие мелкой моторики.

Использование обводок, штриховок, раскрасок с изображением животных жарких стран.

Зачем слону большие уши

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *