Собаки в исламе

Слюна и шерсть собаки

Собака – домашнее животное семейства псовых, родственное волку. Используется человеком для охраны, охоты, езды в упряжке и т.д. Подобное задействование собак с точки зрения Ислама в полной мере допускается.

Проявление чувств сострадания и милосердия к собакам, как и к любому другому творению Всевышнего, мы можем увидеть в назидательном повествовании пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует): «Однажды некий человек увидел пса, жующего влажную, сырую землю от жажды . Мужчина снял обувь, зачерпнул ею воду и дал напиться собаке. Поступок этот настолько высоко был оценен Всевышним, что Господь миров наделил его райской обителью в вечности».

В данном материале мы постараемся коснуться аспекта, с которым часто приходится сталкиваться в тех регионах и городах, где высока численность как бездомных, так и домашних собак. Но первым делом необходимо принципиально уяснить, что собака не считается в Исламе «грязным» животным, как невежественно это представляется непосвященным. Это такое же творение Господа Бога, как и все остальные, нюанс лишь в том, что, когда, например, собачья слюна соприкасается с телом человека или его одеждой, требуется ее смыть, дабы восстановить наличие ритуальной чистоты (тела или одежды). Проистекает данное положение из высказывания посланника Всевышнего: «Если какая-либо собака поест из посуды кого-либо из вас, опустив свой язык в содержимое (в то, что в посудине), то вымойте это (данную посуду) семь раз, первый из которых – землей (или водой, смешанной с землей)».

Из данного пророческого повествования мусульманские богословы единодушно заключили, что слюна собаки относится к явным нечистотам (наджаса), которые препятствуют наличию ритуальной чистоты, то есть требуют обязательного очищения. При попадании ее на тело или одежду (посуду и т.п.) человек должен тщательно промыть это место.

Что касается остальных частей тела собаки (лап, шерсти), то по этому поводу мнения ученых разделились. Причина разногласия – отсутствие оговорки об этом в хадисах Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Богословы-шафииты говорили, что все части тела собаки являются нечистыми (наджаса). Собаки чистят свое тело языком (в том числе и «подмываются»), то есть слюна периодически соприкасается с остальными частями тела, делая их нечистыми. Но в то же время ротовая полость (пасть) собаки отнюдь не самая грязная часть тела данного животного. Тот факт, что хадис относит ее к нечистотам (наджаса), косвенно указывает на нечистотность всего тела собаки.

Ученые-ханафиты ограничились текстом хадиса, то есть к каноническим нечистотам отнесли только слюну (язык, полость рта), ну и, конечно же, помет (экскременты).

Кстати сказать, даже если следовать более строгому мнению (мнению ученых-шафиитов) в данном вопросе, то сам факт соприкосновения одежды и шерсти не говорит о том, что одежда теряет ритуальную чистоту и непригодна для совершения очередной обязательной молитвы. О непригодности и канонической загрязненности можно говорить только в том случае, если что-то осталось на одежде или теле в результате соприкосновения шерсти и, например, тела, одежды. Это «что-то», то есть оставшийся след, необходимо соответствующим образом смыть и только.

Имам ан-Навави, в религиозной практике следовавший шафиитскому мазхабу, в комментариях к своду хадисов имама Муслима дал практическое разъяснение слов ученых шафиитского мазхаба: «Знай же, что у нас (в шафиитском мазхабе) нет разницы между слюной (оговоренной в тексте хадиса), кровью, шерстью, пометом, мочой или какой-либо другой частью тела собаки. Если любое из перечисленного соприкоснется с чем-то чистым в тот момент, когда одно из них (то, что касается собаки, или предмет, соприкоснувшийся с ней) влажно, мокро (посредством чего нечистотность собаки переходит на данный предмет), тогда для восстановления канонической чистоты потребуется в обязательном порядке промыть это семь раз, один из которых – землей».

В то же время все богословы единодушны, что случаи, когда та или иная форма попадания нечистот повсеместна и сложно обезопасить себя от нее (‘умумуль-бальва), относятся к «ма‘фуввун ‘анху», то есть канонически допускаются и прощаются. Нечистоты, которые практически не видны или присутствуют на одежде в форме неудаляемых пятен (например, неотстирывающееся пятно), не заслуживают внимания и с богословской точки зрения не рассматриваются.

Проявлять щепетильность в таких вопросах излишне и неуместно. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) трижды настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут». Также посланник Творца предостерегал: «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, кто был до вас, погибли именно из-за этого».

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1224.

К примеру, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному из своих сподвижников: «Отправляя обученного пса за дичью , смотри: если собака убьет дичь , то можешь использовать в пищу, а если собака сама начнет есть дичь, тогда не тронь, она (собака) предназначила это для себя». См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 370, хадис № 175.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 368, хадис № 173.

Важно отметить, что слюна собаки и прикосновение к ней (слюне) никак не нарушают состояние ритуальной чистоты и уж тем более не связаны с ранее выполненными намазами. Заново совершать омовение нет необходимости. Нужно лишь промыть место соприкосновения, учитывая нижеследующие разъяснения.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 366; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 48.

В данном случае напрашивается вопрос: возможно ли использовать вместо земли какое-либо из современных моющих средств? По этому поводу большая часть мусульманских богословов заявила о допустимости, особенно когда человек живет в городских условиях и есть вероятность загрязнения какой-либо поверхности, например одежды, от использования земли.

Кстати, в слюне собаки содержится намного большее количество, чем у человека, специального фермента – лизоцима, который уничтожает оболочки бактериальных клеток и способствует заживлению ран на теле. Именно поэтому собаки могут есть с грязной поверхности. Хотя все же такая слюна не защитит от вредоносных микроорганизмов.

См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 185.

Подробнее по теме см., например: ‘Али Ахмад Мар‘и. Аль-бидая фи фикх ас-сира. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 195–213.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909.

Собака друг человека

После известных событий, когда в Махачкале бродячие собаки загрызли девятилетнюю девочку, стали поступать сообщения: то ли городские службы, то ли добровольцы начали отстрел бродячих собак. На этом фоне начались бурные протесты всякого рода защитников животных, природы, флоры, фауны и т.д. В своей защите они так разбежались, что начали распространять слухи об экспертизе, которая установила бы, что девочка умерла не от укусов собак, а была изнасилована и убита. И только потом якобы бродячие собаки нашли и погрызли тело. Даже противно писать об этом здесь.

Конечно же, и не без этого: «В любой ситуации валите на Муфтият и мусульман».

Некоторые блогеры и представители СМИ считают причиной якобы начатого отстрела собак неадекватное отношение мусульман к собакам. Они ошибочно полагают, что мусульмане призывают к уничтожению всех собак, ибо по Исламу они считаются нечистыми, низкими, мерзкими животными, от прикосновения к которым нарушается омовение; и если мусульманин вдруг прикоснулся к собаке, то сразу бежит мыться. Но это далеко не так. Разберёмся во всём по порядку.

Мусульмане не считают собак ущербными созданиями

В Исламе собака не считается низким, ущербным существом, ибо в Священном писании мусульман – Коране – упоминается собака, и упоминается с хорошей стороны. Это собака людей пещеры, которая охраняла их, и она войдёт в Рай. Более того, в книге имама Ан-Навави «Равзат ат-талибин» пишется следующее:

«Если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку». Еще раз прочитайте: «зарезать барана, чтобы накормить собаку». Разве это плохое отношение?

А теперь о прикосновении к собаке

Сразу скажу, что даже влажный и тем более сухой контакт с собакой не нарушает омовение мусульманина. Однако при влажном контакте с собакой следует помыть место соприкосновения особым способом с применением мутного раствора земли.

Однако люди моют руки после прикосновения не только к собаке, но и к другим животным, ибо это одно из правил гигиены. Врачи строго предостерегают от подобного контакта с любыми домашними животными; особенно детей, и особенно от контакта с собаками и кошками. Например, мне это стало известно от главного врача Республиканского кожно-венерологического диспансера.

Как видите, здесь нет ничего непонятного.

Вот теперь об отстреле

Всевышний Аллах создал живые существа, которые разделил на людей, животных, птиц, насекомых, рыб и т.д. и предписал для человека правила поведения в отношении них. Правила гласят, что если животные или другие существа представляют РЕАЛЬНУЮ УГРОЗУ здоровью человека, то их можно убивать.

«Что же касается именно собак, то их подразделяют на три категории:

1. собака, которая приносит вред или представляет опасность (ʻакъур – собака, которая нападает на людей, кусает их или пугает, то есть злая собака, которая одичала или стала бешеной);

Такая собака однозначно не имеет никаких прав, и такую собаку желательно убить (но не обязательно, можно и изолировать).

2. собака, которая приносит пользу в охоте, охране и т. п.;

Такая собака имеет полное право на существование, и убивать её однозначно запрещается.

3. собака, от которой нет ни пользы, ни вреда;

Насчёт таких собак среди учёных имеется разногласие, но имам Ар-Рамали считает достоверным мнение, что они имеют право на существование, следовательно, уничтожить их не разрешается». («Иʻанат ат-талибин»)

Что касается других животных, то в Исламе бытует такое отношение не только к собакам: «Сказали большие учёные нашего мазхаба, что когда кошка или собака имеет обыкновение поднимать крышки посуды, нападать на птиц или кусать людей, хозяин обязан привязать их и держать изолированно днём и ночью (круглосуточно). Таким же будет решение относительно верблюда, осла, лошади, если они имеют обыкновение кусаться, лягаться, наносить удары…». («Фатава Имама Ар-Рамли»)

Если собака представляет опасность жизни и здоровью человека, особенно детей, почему нельзя их изолировать и при крайней необходимости уничтожить? Ведь даже людей, представляющих угрозу для общества, изолируют. Разве человек имеет меньше прав, чем собака? Что касается других вредителей – грызунов, насекомых и даже птиц – то их ведь везде и всюду уничтожают без каких-либо возражений.

В Исламе проповедуется самое что ни на есть гуманное отношение к животным, поэтому каждому, кто хочет высказаться или написать на данную тему, следует изучить вопрос досконально, а не строить догадки на основе слухов и домыслов. Иначе говоря, «НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ».

Собака в исламе

  1. Собака в Коране
  2. Хадисы
    1. Нужно ли убивать собак по Исламу?
    2. Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой?
    3. Посуда из которой попьет собака
    4. Собака, как причина вхождения в Рай
  3. Можно ли дотрагиваться до собаки?
  4. Если лизнет собака
  5. Можно ли держать собаку дома?

Разговоры о том, что в Исламе сформировалось особое отношение мусульман к таким животным, как собаки, периодически то стихают, то разгораются с новой силой, и большинство из них обязано своим появлением тем, что мало кто имеет более-менее четкое представление относительно того, что Ислам говорит об этих животных. Следует сразу заметить, что собаку по Исламу запрещено держать верующему мусульманину, кроме как для нужды.

Собака в Коране

В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.

В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.

В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.

Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.

Хадисы

Если читать хадисы, не опираясь на существующие в Исламе пояснения и толкования, то некоторые из них действительно могут внушить такую мысль, что вопрос отвращения к собаке в Исламе уходит своим корнями в их тексты. Но если взять на себя труд и углубиться в содержание ученых диспутов относительно их содержания и трактовки, которые возникают в Исламе, то можно увидеть, что более глубокое понимание содержания текстов может привести к совершенно неожиданным правовым выводам из них.

Нужно ли убивать собак по Исламу?

Существует ряд хадисов, которые имеют несколько смысловых вариантов. Переданный Тирмизи, содержит такие слова: «Если бы собаки не были общиной среди общин, я бы повелел уничтожить их, но убивайте среди них каждую черную», а затем в переданном Муслимом, говорится: что Абу Зарр задавал вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ относительно того, чем отличается рыжая собака от черной, на что Посланник Аллаха ﷺ, ответил ему, что «Черная собака – это шайтан». Далее еще в одном хадисе, переданном Бухари, приводится пять вредителей, которых дозволено убивать, если человек в ихраме: «змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».

Но существует и хадис, переданный Насаи, в котором Посланник Аллаха ﷺ запрещает убивать любое живое существо, если нет на то причин, говоря, что тот мусульманин, который убьет даже самого маленького воробья, не говоря уже о ком-то большем, обязательно должен будет отчитываться за это дело перед Всевышним в Судный день.

Маликиты считают, что последние хадисы отменяют предыдущие, то есть собак убивать запрещено, если они не опасны. Ученые Ислама дискутировали на эту тему довольно много и пришли к выводу, что в тот период времени, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, собаки представляли для людей существенную угрозу, и потому имели место такие рекомендации, но со временем эта проблема перестала быть актуальной. Что же касается рекомендации убивать именно черных, то данную мудрость Всевышнего Аллаха ученые Ислама не смогли трактовать.

Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой?

Если обратиться к тем хадисам, где речь идет о чистоте собак, то никогда никем из ученых ни в каком мазхабе Ислама не утверждалось, что после того, как мусульманин прикоснется к этому животному, ему необходимо совершить омовение или вуду. Это связано и с тем, что омовение и удаление наджасы, то есть нечистоты, — это разные процедуры.

Посуда из которой попьет собака

Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Если из посуды кого-либо из вас, попьет собака, пусть он вымоет эту посуду семь раз», и этот хадис имеет несколько вариантов трактования, и в одном из вариантов сказано, что сосуд следует почистить землей. На этот текст в Исламе опираются ханбалиты и шафииты как на доказательство того, что слюна собаки является нечистотами, как и тело ее. С этим утверждением спорят ханафиты, а также часть ханбалитов, к числу которых относится и ибн Таймия, которые считают, что данный хадис может служить доказательством того, что нечистотами является слюна собаки, но то, что ее тело является также нечистотой, он не говорит.

В хадисе, переданном Бухари приводятся воспоминания ибн Умара, который говорил, что, когда был жив Пророк Мухаммад ﷺ, собаки могли входить и выходить из мечети, мочиться рядом с ней, и люди места эти не поливали водой.

Захириты и маликиты в Исламе не делают вывод из первого примера о том, что любая часть тела собаки нечиста, в том числе и пасть ее. Их комментарии таковы, что собаки не могут считаться нечистыми, если нет такого доказательства.

Турция конец 19 века. Бродячие собаки Стамбула.

Маликиты считают, что во времена проживания табиинов в Медине, то есть первого поколения мусульман в мире, которое жило в Медине после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, собаки нечистыми не считались. Их мнение таково, что представление о нечистоте этих животных в мусульманском мире происходит из хадисов, которые приведены выше, а также такое мнение могло возникнуть из суры «Аль Маида», в которой есть аят, в котором говорится о том, как использовались охотничьи собаки, и что они приносили в пасти свою добычу. Такое правило приняли в Медине, где имамом был имам Малик, учившийся в свое время у учеников сподвижников Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ.

Ибн Рушд придерживается особого мнения, и его слова разъясняют все вопросы, которые могут возникать в связи с этими текстами.

Он считает, что слова Аль-Кади в «Мукаддиме» нужно понимать не как хадис о наджасе или нечистоте. Его следует понимать как предостережение пьющему из посуды, который может заразиться от собаки, которая может быть бешеной. С этим связано и существующее предписание очищать посуду семь раз и один раз землей, а известно, что число семь используют и при лечении различных заболеваний. По словам ибн Рушда, это объяснение в Исламе он считает маликитским, а не просто утверждением того, что слюна собаки является нечистой. Он считает, что мусульмане просто покорно очищают посуду семь раз, и мудрости этого предписания они не осознают. При рассмотрении этого хадиса нужно принимать во внимание и то, что в тот период истории, о котором идет речь, возможно были не редкостью вспышки заболеваемости бешенством, и история знает тому немало примеров, а переносчиками этой болезни являлись как раз собаки. А поскольку сохранение жизни человека по шкале ценностей перевешивает ценность сохранения жизни собаки, то мусульманину следует знать, что следует отнестись осторожно ко всему, что может нести в себе какую-то угрозу инфекции. Вот почему после собаки следует мыть предметы, если вы знаете, что на них могла остаться слюна собаки. То есть бессмысленно говорить о том, что собака нечиста и мусульманину следует убить ее сразу же, как увидит, или нельзя ему прикоснуться к собаке или ласкать ее, играть с ней.

Собака, как причина вхождения в Рай

Места для кормления бездомных животных в Стамбуле

В хадисе, переданном Бухари, приводится случай с человеком, который, следуя своей дорогой, хотел пить и напился воды из колодца, который нашел по дороге, спустившись к воде. Когда же он выбрался наружу, он увидел, как собака, высунув язык от жажды, ест влажную землю. Когда человек увидел это, он понял, что животное мучается от жажды, и тогда он снова спустился к воде в колодце, набрал воды в свой башмак, взял башмак в зубы и стал выбираться наверх, держа его все так же в зубах. Когда он поднялся наверх, он напоил водой собаку. За это Всевышний Аллах отпустил ему все его грехи. И когда Пророку Мухаммаду ﷺ задали вопрос, полагается ли верующему мусульманину награда за животных, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что награда полагается за все живое.

Можно ли дотрагиваться до собаки?

Если же мусульманин принципиально придерживается дословной трактовки хадисов, то несмотря на это, большинство богословов придерживается мнения о чистоте собачьей шкуры.

Хотя некоторые ученые в Исламе не столь единодушны во мнении относительно остальных частей тела собаки, ее лап и шерсти. В текстах хадисов Посланника Аллаха ﷺ нет оговорок насчет шерсти и лап животного. Шафииты считают, что наджаса являются все части тела, так как животное очищает все свое тело и шерсть своей же слюной, которая является нечистой, что делает нечистым все животное, включая шерсть, лапы. Ученые считают, что этот факт указывает, хоть и косвенно, на то, что все части тела собаки нечисты.

Мусульманские ученые из ханафитов придерживаются мнения, что канонически нечистыми являются слюна животного, ее полость рта и язык, поскольку об этом в хадисе сказано прямо. Помет этого животного, ее экскременты тоже являются нечистыми.

Даже более строгое мнение ученых из числа шафиитов, не указывает достаточно четко на то, что одежда человека при соприкосновении с шерстью животного обязательно лишается ритуальной чистоты. Только в том случае, если на одежде человека остались следы, можно говорить о нарушении ритуальной чистоты: если остался след от шерсти животного на одежде, то его следует смыть соответствующим образом и только.

Если лизнет собака

Рекомендация смыть слюну собаки с тела или с одежды человека указывает лишь на то, что необходимо соблюдать ритуальную чистоту. Приводится высказывание Посланника Аллаха ﷺ, который говорит, что если собака поест из какой-то посуды, которой пользуется человек, или если опустит свой язык в содержимое, то такую посуду следует вымыть семь раз, и первый раз вымыть следует землей, смешанной с водой. Ученые богословы сделали вывод из этого высказывания Пророка Мухаммада ﷺ, что слюна собак – это наджаса, и животное является нечистым и создает помеху ритуальной чистоте, поэтому одежда, которая соприкасалась со слюной животного, требует очищения обязательно. Даже если человека лизнула собака, согласно большинству хадисов, достаточно очистить то место, куда она лизнула.

Можно ли держать собаку дома?

В хадисе, переданном Бухари, говорится, что награда за дела человека, который держит собаку в доме, уменьшается ежедневно на карат, если собака, которую он держит, не предназначается для охраны скота или пашни.

Мусульманские богословы считают, что к предназначениям собак, из-за которых держать их дозволяется, можно добавить еще собак для охоты, собак-поводырей и собак-охранников. Можно сделать вывод из того, что сказано ранее, что запрещается мусульманину держать собаку ради развлечения, делая из нее домашнюю игрушку. Маликиты придерживаются мнения, что в данном хадисе речь идет не о запрете или «харам», а о нежелательности или о «макрух».

На эту тему есть еще один пример, который тесно связан с предыдущим. В хадисе, переданном Абу Даудом и Бухари, говорится, что в дом, где есть собака или изображение собаки, «не входят ангелы».

Из того, что говорится в первом и втором тексте, можно сделать однозначный вывод – мусульманин по Исламу не должен держать в своем доме собаку ради развлечения, а только с определенной, вполне конкретной целью, для охоты, охраны или помощи, в качестве повадыря, следопыта или езды в упряжке. С точки зрения Ислама, подобное использование собак допускается.

Как Ислам относится к собакам?

Какое место отведено собаке в Исламе? (Источник фото: freepik.com)

Ислам учит тому, что необходимо проявлять милосердие по отношению ко всем живым существам и причинять им любой вред строго запрещено. Но как мусульманам стоит относиться к собакам? Об этом пойдет речь в нашей статье.

По поводу ритуальной чистоты:

Большинство мусульманских ученых единогласны во мнении, что слюна собак является ритуальной нечистотой (наджас) и все, что вступало в контакт со слюной собаки, для полного очищения должно быть вымыто не менее 7 раз.

Это постановление исходит из хадиса:

«Посуду, которую облизала собака, следует мыть семь раз, и первый раз (или последний) – землей» (Тирмизи)

Есть и другие хадисы касательно собак:

«Награда за добрые дела того человека, который держит собаку, ежедневно уменьшается на два къирата, если только он не держит её для охоты или охраны скота» (Бухари, Муслим).

«Поистине, ангелы не входят в дом, в котором находится собака» (Бухари).

Основываясь на этих высказываниях, мусульмане не держат собак дома, за исключением служебных или охотничьих.

Животные-компаньоны:

Другие мусульмане считают собак самыми преданными и верными животными и упоминают историю молодых людей, которых Всевышний Аллах сберег в пещере (асхабуль-кахф). Как известно из суры «аль-Кахф», в компании этих молодых людей была собака, которая охраняла вход в пещеру.

Также в Коране упоминается, что любая добыча, пойманная охотничьими собаками, может быть съедена без какой-либо необходимости дальнейшего очищения. Естественно, добыча охотничьей собаки вступает в контакт со слюной собаки, тем не менее это не делает мясо «нечистым».

«Они спрашивают тебя о том, что им разрешено. Ответь: «Вам разрешено благое . А то, что поймали для вас обученные охотничьи животные, которых вы обучаете тому , о чем поведал вам Аллах, – то ешьте, произнося имя Аллаха над этим . Бойтесь Аллаха, ибо, поистине, Аллах скор в расчете» (Сура «аль-Маида», аят 4)

Также есть история о людях, грехи которых были прощены из-за их милосердия, проявленного по отношению к собаке.

«Была прощена одна блудница, которая проходила мимо высунувшей язык собаки, которая умирала от жажды у колодца: эта блудница сняла башмак, привязала его к своему покрывалу и зачерпнула для неё воды, и за это простились ей её грехи» (Бухари, Муслим).

«Как-то раз одного человека, который шёл по дороге, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился, а когда выбрался, неожиданно увидел перед собой собаку, которая высовывала язык и ела от жажды влажную землю. Человек сказал себе: «Cобаку жажда мучит так же, как и меня». Затем наполнил водой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему грехи» (Бухари, Муслим).

Основываясь на приведенных доводах, некоторые верующие считают, что милосердие по отношению к собакам исходит от веры. А также, что служебные собаки могут быть полезны, например, собаки-поводыри. К таким же можно отнести охотничьих, сторожевых, а также пастушьих собак.

Серединный путь:

Основополагающим принципом ислама является то, что все допустимо, кроме тех вещей, которые были явно запрещены. Исходя из этого, в исламе считается допустимым иметь собаку с целью охраны, охоты, ведения сельского хозяйства или обслуживания инвалидов.

Однако и здесь следует сделать оговорку. Присутствие служебных собак считается допустимым, если жизненное пространство собак не пересекается с жизненным пространством человека. Поэтому служебная собака должна содержаться на улице и не должна иметь доступ в места, где молятся мусульмане. Кроме того, те предметы, которые контактировали со слюной собаки, должны быть соответствующим образом очищены.

Не ненависть, а отсутствие осведомленности:

Во многих странах мира отсутствует обычай заводить домашних собак. И единственное знакомство с собаками для этих людей – это видеть, как по округе бродят стаи собак. Эти люди, как правило, не имеют опыта взаимодействия с дружелюбными и неагрессивными собаками, поэтому они, естественно, боятся контакта с ними. Любая собака, бегущая к ним навстречу, кажется агрессивной и враждебно настроенной.

Поэтому мусульмане часто высказывают ненависть по отношению к собакам из-за страха перед ними, хотя и мотивируют свое отношение их ритуальной нечистотой. Просто для того, чтобы с ними никогда не пересекаться.

Каких животных можно держать дома?

Собаки в исламе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *