Сказки народов Африки

Африканские сказки про животных

Человек, любящий сказки на всю жизнь в душе остается ребенком. Окунитесь в волшебный мир сказки сами и откройте его вашим детям. Волшебные сказки не оставляют в наших буднях места злу. Вместе со сказочными героями мы верим в то, что жизнь прекрасна и удивительна!

Ананси — старейший из живых существ
Болезнь Льва
Бурундук и гиена
Верблюд, слон и куреге
Великий совет зверей
Волк и Лиса
Антилопа Сеша и Лев

Ананси — старейший из живых существ

Однажды полевые лесные звери поспорили, кто из них старше и заслуживает большего уважения. Каждый из них твердил:
— Я старейший из живых существ! Они спорили долго и горячо и наконец решили
обратиться к судье. Пошли звери к пауку Ананси.
— Кваку Ананси, мы никак не можем решить, кто из нас достоин наибольшего уважения. Выслушай нас!
Ананси приказал своим детям принести ему скорлупу ореха, с большим достоинством уселся на нее, словно вождь племени на резном стуле, и стал слушать.
Первой начала цесарка:
— Клянусь, говорю истинную правду! Я старейшая из всех живых существ. Когда я родилась, произошел великий лесной пожар. Никто в мире, кроме меня, не потушил бы его! А я не побоялась пламени и затоптала огонь. Я тогда сильно обожглась, и, как вы можете сами убедиться, ноги у меня до сих пор красные.
Звери посмотрели на ноги цесарки и увидели, что они и в самом деле красные. И тут все разом воскликнули!
— Да, да! Она старше всех нас! Потом заговорил попугай:
— Клянусь, что говорю правду! Старейший из всех живых существ — я. Когда я появился на свет, не было еще никаких инструментов и орудий. Это я изготовил первый
молот для кузнецов; я стучал по железу клювом, отбивая железо, потому-то у меня клюв и стал кривой.
“Что же делать?-растерялся ворон.- Вода-то ведь прибывает!”
— Крупнолобики! — взмолился он. — Отпустите меня! Я же утону!
Молчат крабы, хоть бы один откликнулся.
— Эх вы, какой ручей пропадает! — вздохнул ворон. — Я только затем и прилетел, чтобы подарить вам тот ручей, да заболтался что-то, кра-кра…
— Какой ручей? Где он?- всполошились крабы и тут же отпустили ворона.
— Пошли провожу, — засмеялся ворон и, взмахнув крыльями, полетел вдоль берега.
А немногие смельчаки, те, что последовали за ним, быстро сбили на камнях свои башмаки и вернулись.
Полетел ворон вдоль берега и увидел вдруг рыбку. “Кто-то ее потерял”, — решил ворон и стал лакомиться. Наелся и полетел. Летит, блестит на солнце: чешуя налипла на перьях, вот и сияет. Смотрит ворон, стоит на берегу медведь, оленя свежует.
— Кра-кра, — окликнул его ворон. Поднял голову медведь, удивился:
— Что с тобой, ворон? А ворон в ответ:
— Прости медведь, тороплюсь. Видишь, даже почиститься не успел.
— Да что стряслось-то? — не отстает медведь.
— Ох, боюсь, не успеешь ты, косолапый. Там ее столько!.. На всю зиму хватит, если, конечно, не растаскают…
— Ты это о чем? О рыбе? — догадался наконец медведь.
— Ну да, — обрадовался ворон. — Беги скорее, а я оленя посторожу.
Медведь поспешил к рыбе, а ворон преспокойно принялся за оленя. Наелся и улетел, только его и видели. Вернулся медведь злой, усталый, а ворона и след простыл:
улетел подальше от берега, чтоб медведь не нашел. Да и ягод ему захотелось: после рыбки да оленины неплохо и ягодами полакомиться.
Полетел ворон к белке. Уселся возле ее дома и стал ждать. А вот и белка с лукошком по веткам прыгает, домой торопится. Смотрит, на пороге ворон сидит.
— Посторонись, пожалуйста, — просит белка ворона. — У меня там бельчата голодные.
— Пустяки, — махнул крылом ворон. — Мы с тобой столько лет не виделись, кра… Расскажи лучше, какие новости? Слыхала, кто-то рассердил медведя? Говорят, он теперь зол на весь свет, кра… Да что ж ты молчишь?
— Меня бельчата ждут, пусти, — снова попросила белка. -Я скоро вернусь. Я же несу им поесть.
— Да я и сам спешу, — заверил ее ворон. — Из-за тебя только и задержался. А ягоды у тебя какие! Одна другой лучше!
Покосился ворон на лукошко, а белка на него смотрит. Смотрит и говорит:
— Знаешь что, давай потанцуем! А потом я угощу тебя ягодами, хорошо?
— Хорошо! — обрадовался ворон. — Жаль только, музыки нет, да и спешу я. Давай начнем прямо с ягод?
— Ха-ха-ха, — расхохоталась белка. — Да ты, наверное, и плясать не умеешь!
— Ну да уж, — обиделся ворон. — Знаешь, какие мы, вороны, музыкальные?
— Мы тоже,- гордо сказала белка. — Давай-ка я буду петь, а ты пляши. Посмотрим, как у тебя получится!
— Кра! — взмахнул крыльями ворон. — Я и с закрытыми глазами могу. Начинай!
И ворон, зажмурившись, закружился над деревом. А белка тут же юркнула в свой домик.
— Как можно! — возмущался потом ворон. — Такая кроха — и такая обманщица.

Болезнь Льва

Прошло некоторое время, и Лев, как всем показалось, успокоился, стал забывать о Шакале. Он больше не искал его и никого о нем не расспрашивал. На самом же деле Лев решил хитростью заманить Шакала в свою пещеру.
Лев притворился больным и немощным, будто вот-вот отдаст богу душу. Разнесся слух, что он просит всех зверей навестить его, чтобы перед смертью повидаться с ними и простить друг другу все обиды. Звери поверили и пришли. Один за другим входили они в пещеру, а Лев с каждым из них в одиночку расправился и съел. Никто не вышел оттуда живым и невредимым.
Явился и Шакал. Но прежде чем войти, он крикнул:
— Как ты себя чувствуешь, царь зверей? Лев прислушался, узнал голос Шакала и принялся жалобно стонать, словно настал его смертный час.
— Войди, Шакал, поцелуемся в знак примирения, я умираю!
Однако хитреца Шакала не так-то просто обмануть.
— Мириться давай, но я спешу по своим делам и зайти не могу,- ответил он.
Уж как только Лев не заманивал Шакала, но тот не поддавался на уговоры.
— Я вижу только следы, ведущие в твою пещеру, но следов, ведущих наружу, я что-то не вижу,- ответил Шакал. Лев не выдержал и взревел:
— Будь ты проклят, предатель! Пусть вина за убийство тех, кого ты предал, тяжким грузом ляжет на твою совесть! И знай, отныне мы враги, с сегодняшнего дня между мной и тобой, моим и твоим потомством вражда до конца света!
По сей день между львами и шакалами жива вражда. Когда ночью в деревне слышен вой одного или стаи шакалов, значит, нет поблизости льва. Когда же, напротив, царит тишина и шакалы молчат, значит, где-то поблизости бродит царь зверей, хозяин этого края.

Бурундук и гиена

Бурундук спустился к реке, чтобы наловить себе на обед рыбы. Сначала он складывал рыбу на берегу, потом принялся есть ее. Наелся досыта — а рыбы еще много. Тогда бурундук крикнул:
— Кто хочет рыбы, пусть идет сюда! Пришла гиена.
— Сегодня у меня была удачная охота, и я угощаю тебя,- сказал бурундук гиене. Гиена обрадовалась и съела все, что наловил бурундук. Тот очень рассердился. А гиена наелась и разлеглась на песке.
В это время прилетела цесарка, села на ветку и стала прихорашиваться.
— Ах, если бы у меня был такой красивый наряд! — воскликнула гиена, посмотрев, как цесарка расправляет свои перышки.
— Я могу помочь тебе,- сказал бурундук.- Если ты принесешь немного белой глины и нож, я сделаю тебе наряд не хуже, чем у цесарки.
Гиена была глупая. Ей и в голову не приходило, что бурундук сердится на нее за то, что она съела всю его рыбу. Она пошла и принесла острый нож и комок белой глины. Бурундук велел гиене лечь. Она легла. Тогда бурундук принялся ножом разрисовывать ей спину. Он исполосовал ее вдоль и поперек, а потом замазал царапины белой глиной. Гиена выла от боли, но бурундук приговаривал:
— Потерпи немножко, и у тебя будет платье, такое же пестрое и красивое, как у цесарки! Наконец он отпустил гиену, и она побежала в лес залечивать свои раны. А бурундук смеялся ей вслед:
— Теперь я тебе отомстил! Зачем ты сожрала всю мою рыбу?
С тех пор шкура у гиены так и осталась полосатой.
Так было.

Верблюд, слон и куреге

Эта сказка о том, как верблюд, слон и куреге обрабатывали поле.
Однажды верблюд пришел к куреге и сказал ему:
— Я собираюсь обрабатывать поле. Мне нужен помощник.
— Хорошо. Я найду тебе помощника,- ответил куреге.- Это будет большой и сильный зверь.
Верблюд пошел на поле, расчистил его и сжег на нем высохшую траву.
Через некоторое время к куреге пришел слон и тоже сказал ему:
— Я собираюсь обрабатывать поле. Мне нужен помощник.
И куреге ответил:
— Хорошо. Я найду тебе помощника. Это будет большой и сильный зверь. На следующий день, после дождя, слон отправился в поле, вскопал и засеял его. Спустя некоторое время на поле пришел верблюд и прополол всходы. Потом слон сделал вторую прополку. Наконец верблюд пришел и увидел, что зерно созрело; он срезал колосья, а слон связал их в снопы.
Но все это время слон и верблюд не встречались друг с другом.
Когда верблюд встретил куреге, он спросил его:
— Я обрабатывал поле, но я не видел помощника. Где он?
— Он сейчас придет,- ответил куреге,- но он велел, чтобы ты сделал яму для хранения зерна.
Верблюд выкопал уже большую яму, когда пришел слон и принес зерно. Слон увидел куреге и громко спросил:
— Я обрабатывал поле, но я не видел помощника. Где он?
— Вот он, в яме,- шепотом ответил куреге,- но он сердится, что ты так долго не приносил зерно. Сейчас он вылезет и будет бранить тебя.
А верблюд со страхом услышал, что к яме подошел какой-то большой и сердитый зверь.
Земля посыпалась со стен ямы.
Тут слон подумал, что оттуда сейчас выскочит кто-то огромный и страшный. Он испугался, бросил зерно и побежал в лес. Услышав его топот, верблюд выскочил из ямы и тоже бросился бежать. Так слон и верблюд убежали, а куреге остался и взял все зерно себе. На этом сказка кончается.

Великий совет зверей

Однажды звери собрались на Великий совет и сообща постановили, что отныне не будут пожирать друг друга, а будут жить в мире и дружбе. Льва они избрали своим владыкой. Затем выработали законы и определили наказания тем, кто нарушит эти законы.
Лев устроил свою резиденцию в большом лесу, где жил в окружении ближайших своих придворных — Шакала, Кабана, Лисы, Зайчихи, Осла, Курицы и Коровы. У каждого из них были свои обязанности: Кабан служил Льву циновкой, Шакал — одеялом. Зайчиха — подушкой, Курица несла яйца. Лис носил воду, Осел — дрова, а Корова давала молоко.
Жили звери в мире и покое. И хищники и травоядные бок о бок паслись на зеленых лугах. Вечно продолжалось бы их благоденствие, если бы не Шакал, советник Льва. Он-то все и нарушил. Ему одному, коварному и злобивому, не пришлись по сердцу новые порядки. Воспоминание о былых временах, когда у него вдоволь было и свежее мясо, и теплая кровь, бередили ему душу. И только страх перед Львом и его острыми когтями удерживал Шакала до поры до времени. Но в конце концов он решился прибегнуть к хитрости и начал тайно подстрекать придворных к непослушанию. А что из этого вышло, вы узнаете дальше.

Волк и Лиса

Шли вместе однажды Волк и Лиса. Шли-шли и вдруг видят: впереди сад, ворота наглухо закрыты, а вокруг густая изгородь из колючего кустарника. А там, за изгородью,- множество деревьев и кустов с аппетитными плодами. И до того захотелось приятелям полакомиться, что у них даже слюнки потекли. Что делать? Решили пойти вдоль ограды — авось отыщется хоть какой-нибудь лаз. И впрямь отыскали они вскоре узкую лазейку. Волк насилу в нее протиснулся, а Лиса проскользнула легче легкого. В саду стали они рвать с ветвей сочные плоды, гроздья винограда. Волк-обжора ел, ел, пока живот у него не раздуло. А Лиса ела совсем мало — тут пару ягодок щипнет, там плод надкусит. А когда пришла им пора выбираться наружу, вернулись к той самой лазейке, через которую проникли в сад. Лиса шмыг — и уже по ту сторону ограды. А Волку удалось только голову и передние лапы просунуть. Тут откуда ни возьмись садовник. Увидел он серый волчий зад и давай колошматить по нему палкой. То ли от побоев, то ли от страха, но прибавилось у Волка прыти, удалось ему наконец вырваться наружу.
Недаром говорится: судьба не помогает тому, кто не предвидит последствий своих поступков.

Антилопа Сеша и Лев

Жили-были антилопа Сеша и Лев. Лев был хозяином, а Сеша находился у него в услужении. У каждого было по пять коробок спичек, чтобы зажигать огонь. Но вот у Сеши все
спички кончились, а у Льва еще две коробочки остались, но он их спрятал.
— Эй, племянничек, спички у нас кончились… теперь мы не сможем зажечь очаг, если ты не сходишь за огнем. Сбегай быстренько в-о-о-н туда, видишь, где горит? — сказал Лев, указывая на солнце, приблизившееся к горизонту.
Сеша бросился бежать, исполняя приказ Льва. Но сколько он ни бежал, до солнца так и не добрался. Усталый и голодный вернулся Сеша домой.
— Дядюшка, я не принес огня, не смог добежать до того места, которое ты мне показал,— свалившись с ног от усталости, сказал Сеша.
— Почему же ты не побежал дальше?
— Я бежал, дядюшка, бежал очень долго, но до того места оставалось еще далеко-далеко.
Пока бедный Сеша, вытянув ноги, лежал, отдыхая после долгого пути, Лев приготовил себе еду и поел. Сеше он ничего не оставил.
— Ну, племянничек, сбегай-ка еще раз за огнем, а то мы опять останемся голодными. Да, смотри, не ленись. Беги до тех пор, пока не добежишь до огня,— сказал Лев на следующий день.
И Сеша снова помчался в ту сторону, где было видно заходящее солнце. Но где там! Разве добежишь до него! И снова, падая с ног от усталости, Сеша возвратился домой.
— Дядюшка, опять я не достал огня! Бежал, бежал, бежал, но добраться до этого места так и не сумел! Чем больше я приближался, тем дальше от меня уходил этот огонь! Я чуть не плакал от досады! У меня еле хватило сил вернуться обратно!
— Эх ты! Разве я не говорил тебе, что нужно бежать без остановки, чтобы добежать туда! — сердито сказал Лев.
Бедный Сеша заснул голодным. А Лев опять разжег огонь, сварил свое любимое кушанье из фасоли, поел досыта и спокойно лег спать.
На третий день Лев уже совсем сердито сказал:
— Сеша, если так будет продолжаться, мы умрем от голода! Отправляйся еще раз туда, куда я тебе сказал. Поторапливайся! Слышишь?
И Сеша — гоп-гоп-гоп! — снова поскакал доставать огонь. Но, очень ослабев от голода и усталости за прошлые дни, он пробежал еще меньше, чем накануне. Пять дней бежал он, ис-
худал так, что его узнать нельзя было. В конце пятого дня Сеша, возвращаясь, увидел хижину, возле которой сидела старушка и курила трубку.
— Куда это ты так спешишь? — спросила она.
— Я бегал за огнем, бабушка! Я живу вместе с господином Львом. У каждого из нас было но пять коробок спичек, но теперь они кончились. Поэтому господин Лев послал меня за огнем вон туда…— И Сеша показал на солнце.
— Что ты, внучек! Это вовсе не огонь! Это солнце! Неужели ты такой глупый!
— Как? Разве это не огонь? А я-то целых пять дней бежал и бежал туда! Я так устал, я такой голодный, бабушка!
Старушка пожалела Сешу и накормила его. Когда усталый Сеша поел и отдохнул, старушка направилась к высокому-пре-высокому баобабу, который рос поблизости.
— Я пойду посмотрю, что делает твой господин Лев. А ты подожди меня здесь,— сказала старушка.
Влезла она на высокий-превысокий баобаб и, воспользовавшись своей волшебной силой, подсмотрела, что делает Лев. А Лев стоял возле горящего очага и готовил себе еду.
— Внучек мой, знаешь, что без тебя делает твой господин? Готовит себе еду! Видишь, как он над тобой зло подшутил! Значит, спички-то у него есть. Ну подожди, теперь мы посмеемся над ним! — сказала старушка, вернувшись домой.
Взяла она большой калебас, пальмовые листья, глину разных цветов и сделала страшную маску. Надев ее на голову Сеше, она велела ему:
— Вот так иди к Льву. Как только дойдешь до его дома, начни петь громким голосом:
Кто здесь живет, Кто здесь живет? Кто бы он ни был — Я его съем!
И вот Сеша, с маской на голове, прискакал к Льву. А Лев в это время, ничего не подозревая, стряпал на огне кушанье. Сеша приблизился к хижине и запел:
Кто здесь живет,
Кто здесь живет?
Кто бы он ни был —
Я его съем!
Увидав такое чудовище, Лев бросился бежать. А обрадованный Сеша съел все его кушанья. Потом он сбегал к старушке, чтобы вернуть ей маску, и как ни в чем не бывало явился к Льву.
Лев встретил его жалобными воплями:
— Племянничек мой, племянничек, если бы ты знал, что со мной случилось! Сидел я спокойно дома, и вдруг появилось какое-то страшное животное! Такое страшное, какого я еще никогда ве видывал! И мне пришлось убежать! Одно только хорошо, что это животное зажгло в очаге огонь…
— Что это за животное было? — сочувственно спросил Сеша.
— Разве я знаю! Оно было такое страшное, такое уродливое! Голова круглая, рога длинные, вокруг морды растрепанные волосы, на морде какие-то полосы…
— А почему же ты его не прогнал? Ведь ты такой храбрый!
— Да что ты! Как его прогнать? Такое страшное животное! Если бы ты его увидел, ты бы умер от страха!
Три раза Сеша пугал таким образом Льва, являясь к нему в маске, и три раза Лев удирал в ужасе. На четвертый раз, по совету старушки, Сеша выкопал на дороге, по которой убегал Лев, глубокую яму и воткнул в дно несколько остроконечных копий.
Спасаясь бегством от страшного зверя, Лев угодил в яму и напоролся на острые копья. Сеша пришел туда, увидел Льва и прикончил его ударом рогов. А потом побежал к старушке. Она приютила Сешу, и он до конца жизни жил у нее.

Сказки народов Африки

Испокон веков африканские земли полны загадок, они хранят в себе великие таинства разных народов. Особенно в час поздний, когда местные жители разжигают костры и усаживаются у огня для очередной сказки на ночь.

С появлением первых лучей и до начала сумерек Африка живёт своей, только ей известной жизнью. Уже на небе стали видны звёзды. Вот на севере различаются некоторые звёзды Большой Медведицы, хотя вся остальная её часть прячется за горизонтом. А если обернуться назад, то можно разглядеть и звёзды Южного Креста.

Настало время народных преданий и сказок. Этот момент и есть истинное единение всего африканского народа с миром вокруг, животными, растениями, духами и богами. Жители собираются вокруг костра под ритмичные звуки барабанов. Усаживаются прямо на песке или ближайшем бревне, которое служит скамейкой. Тут и начинаются разговоры, песнопения и народные танцы. Всё вокруг сплетается в единый ритм, становится общим сердцебиением, одним целым.

Повествование одних и тех же сказок может начинаться в разных Африканских регионах ведь сказки народов Африки живут в этом мире, пропитаны каждой его эмоцией, каждым дыханием, каждым ударом сердца. Сказки переходят из одной семьи к другой, от одного костра к другому по всему континенту. Но наиболее важно, что в этой церемонии повествования принимают участие абсолютно все, а не только один рассказчик.

Каждая сказка уникальна, и рассказывают её по-особенному. Так, если главным героем той или иной повести является лев или гиена, например, то рассказчик старается передать своим голосом все чувства этого животного. Он рычит, шипит, скалится, угрожает, использует множество приёмов для передачи образа героя.

В некоторых сказках главные герои поют песни также и рассказчик выразительно напевает эти мотивы под барабанные ритмы, а слушатели активно ему подпевают. Необычно, что каждый из них, наверное, и сам знает сказку и помнит слова песни наизусть, но, тем не менее, всегда увлечённо и с удовольствием слушает.

У различных африканских народов есть целый ряд сказаний не только о героях, но и о предках, об истории возникновения и жизни племён, и о появлении человечества в целом. Повествования таких циклов длятся не один вечер и сопровождаются у каждого своей музыкой.

Для народов Камеруна рассказы о предках проходят в сочетании с игрой на струнном инструменте, который, кстати, очень похож на современную литру. А вот для народов манде характерен более мощный струнный инструмент кора (как арфа).

Сказки народов Африки, народные легенды и предания

Конечно же, все сказки исполняются только после того, как последний солнечный луч спрячется за горизонтом. Но наиболее любимым временем для сказаний у многих являются лунные ночи, необычайно длинные и волшебные. Среди жителей существует поверье, что именно в лунные ночи вся Африка начинает танцевать.

Сказки народов Африки, легенды и предания всегда несут в себе огромный смысл, а каждый герой всегда олицетворяет определённые человеческие черты:
• лев, например, как царь всех зверей, воплощает глупость и физическую силу;
• гиена – ещё и скупость;
• черепахи олицетворяют жизненную мудрость;
• зайцы – хитрость;
• пауки – коварство (особенно у народов тропических лесов).

Что необычно, так как это образ паука, который, не смотря на свою хитрость и коварство, стал «учителем» у людей в добывании огня и земледелии. Это не просто сказки, это целые представления, в которых принимают участие абсолютно все. С музыкой, с песнями, с танцами. Слушатели не только развлекаются, но и также помогают рассказчику, говоря различные реплики.

В некоторых сказках есть определённое и неизменное начало. Например, начинаться со слов: «Вот она идёт! Вот она идёт!», а слушатели подхватывают: «Пусть она приходит, мы слышим её, она нам поможет!». А вот в конце всегда может ожидать сюрприз. Рассказчик может сказать: «Я всё наврал, но ложь вам на счастье!». Или сказать, что кусочек сказки убежал далеко в лес, что означает, что он её забыл. И такой бывает.

Кстати, стоит отметить, что африканские сказки рассказываются в основном представителями сильного пола, защитниками и отцами. А Западная Африка воспитала самых настоящих профессионалов-сказателей, которых называют «дьели». Их искусство передаётся от поколения к поколению по линии мужчин.

Африканских народных сказок очень много. Есть о гиене и черепахе, о глупом мальчике, почему у попугая клюв кривой, о том, как лиса обманула гиену, о крокодильих слезах, о девушке и змее. Также есть и поучительные истории о том, что, позарившись на чужое, можно потерять своё. Причём все сказки так и называются.

Зачастую, это очень поучительные и интересные истории с большим смыслом. На них выросло не одно поколение. Это настоящее предание всего Африканского континента.

Сказки народов Африки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *