Сказка почему у зайца

Почему у зайца длинные уши

Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.

— Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям, — говорит лось. — Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»
— Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену.
Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:
— Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
— Хорошо, — говорит лось. — А вот эти, большие, кому?

Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:
— Эти мне дай, мне, зайцу!
— Что ты, братец? — удивился лось. — Куда тебе такие рога?
— Как — куда? — говорит заяц. — Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
— Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога.

Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц — и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.

А лось с женой хохочут.
— Нет, брат, — говорит лось. — Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.

Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.

— КОНЕЦ —

Мансийская народная сказка в пересказе

Почему у зайца длинные уши. Почему у зайца длинные уши (Мансийская). Почему у зайца уши длинные

Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.

Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям, — говорит лось. — Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»
— Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену.

Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:
— Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
— Хорошо, — говорит лось. — А вот эти, большие, кому?

Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:
— Эти мне дай, мне, зайцу!
— Что ты, братец? — удивился лось. — Куда тебе такие рога?
— Как — куда? — говорит заяц. — Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
— Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога.

Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц — и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.

А лось с женой хохочут.
— Нет, брат, — говорит лось. — Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.

Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.

Мансийская народная сказка в пересказе

Заяц белый, куда бегал?

Все помнят ответ? А что именно помогает зайцу бегать?

Конечно – лапы! К зиме лапы зайца обрастают плотной шерстью, даже между пальцами вырастает мохнатый мех, а на ушах шерсть становится плотнее и похожа на бархат.

А уши-то тут причём? Да тоже, что бы бегать!

А бегать косому приходится часто и много. То сучок треснет, то снег под чьими-то лапами заскрипит, а у зайца уже и душа в пятки ушла: опять бежать надо?!

Слух у серенького (а зимой – беленького) отменный. Это, конечно, заслуга его больших длинных ушей. Удобные уши у зайца; поставил их торчком, покрутил туда-сюда, настроил свои локаторы и получай все лесные новости без опоздания! Бегать опять-таки удобно: заложил уши на спину, прижал поплотнее и мчись себе в любом густом подлеске, ни по чём сложенные в трубочку уши не повредишь! А надо – остановился, опять поднял свои звукоуловители и слушаешь: далеко ли погоня? Заодно и *остываешь* от бега.

Такие уши не просто уши, а природные радиаторы охлаждения. Не может наш зайчик потеть при беге, потовых желез у него почти нет, бережёт его организм воду, не даёт ей бездумно испаряться. Как быть? Если лишнее тепло от тела не отводить, то сварится наш косой в собственном соку.

Пожалела Мать-Природа зайчишку, подарила ему уши с толстыми жгутами-венами, которые проходят прямо под кожей на ушах, а сосудов в них видимо-невидимо, и просвет которых регулируется *в широком диапазоне*. Когда серенькому надо тепло «сбросить», сосуды расширяются на полную мощь, а когда поберечь – сужаются. Не грозит нашему зайчику ни головная боль от перегрева, но и замёрзнуть той головушке тоже не грозит.

Такие ушки на макушке позволяют жить зайцам не только в суровых русских лесах, но и в засушливых пустынях. Охлаждение за счёт теплообмена, знаете ли, очень выгодный подарок от Матери-Природы!

Чем жарче климат, тем больше тепла нужно рассеять, по сему, самые ушастые ушастики — это южные и пустынные зайцы. У последних длина их ушей составляет половину длинны тела!

Это заметил ещё в 1877 году Д. Аллен и написал целое экографическое правило, назвав его своим именем. И гласит оно, примерно, следующее: среди родственных форм теплокровных животных те, которые обитают в более холодном климате, имеют меньшие выступающие части тела (уши, ноги, хвост). А те, которые живут в жарком климате – наоборот.

Сравните фото среднестатистического русского зайца и *пустынника*. У-у-у, какие уши!!! А славная лисичка фенёк у-у-у как отличается своими ушками от привычной нам лисички-сестрички! Работает это правило по отношению ко всем животным, и для человека подходит на все 100%!

А вот сравнивать уши зайца и кролика мы не будем. Хотя они и относятся к одному отряду заицеобразных, но кролики всё же не зайцы. Это два самостоятельных вида. Между собой зайцы с кроликами не скрещиваются и детей у них не бывает!

Долгое время и зайцев, и кроликов считали грызунами, но и это оказалось в корне неверно. Они вовсе не грызуны, они – зайцеобразные!

И куда там кролику догнать нашего зайца! Разве может он разогнаться до 70 км. в час, как наш ушастый? Нет, не пара кроль зайцу, не пара!!!

И обходились же как-то наши прабабушки и прадедушки без кроликов на подворье. Как? Да зайцами и обходились! В Архангельской губернии, где мороз под 40* не редкость, очень любят тёплые вязаные вещи. А ещё живёт там заяц-беляк, который летом шкурку носит серенькую, зимой – шубку беленькую. Одной шкурки зайца на хорошие рукавицы не хватит, а хотелось бы ещё и шапочку. Есть выход! Шкурку зайца надо просто… ощипать. Сам по себе заячий мех очень недолгоноский, зато, благодаря обилию лёгкого пуха зимой – самый тёплый из всех *пухов*. Остевых волос на зимней шкурке почти нет, а вот пуха – предостаточно. Вещи из заячьего пуха получаются на диво тёплые и удобные.

Хочешь, чтобы твои уши не замёрзли? Вперёд, за зайцем! Поиграй с ним в «Попробуй – догони!».

Благодаря ушам можно слышать, но это не единственное, для чего приспособлены уши. Много животных, имея лишь маленькие ушные раковины, по слуху могут соревноваться со многими «ушастыми» животными, поэтому на этом останавливаться нельзя. Давайте рассмотрим, для чего предназначены уши, какими бы они не были.

Уши как радиаторы и обтекаемость ушей

Оказывается, большие уши служат как радиаторы, для отвода тепла от тела, а особенно в этом нуждается голова при перегреве. Этому доказательство то, что большие уши имеют животные, которые живут в пустынях или довольно теплых краях. А вот те, кто проживает в холодных местах, имеют очень маленькие уши, например, белые медведи.

Действительно, все, кто населяет жаркие места, имеют большие уши. Даже зайцы, которые проживают в пустынях, гордятся поистине длинными ушами.

Теперь об обычном сером зайце. Он хоть и не в теплых краях живет, но уши имеет длинные. Здесь также причина не только в необходимости отличного слуха. Удирая от хищника, заяц, конечно, сильно нагревается, поэтому во время бега ему также нужно отводить тепло с организма, что и делают его уши. Но во время бега, уши всех животных прижимаются к телу. Причина понятна: чтобы придать обтекаемую форму.

Это позволяет отводить тепло не хуже обычного, но одновременно мы отвечаем на вопрос, почему уши длинные, а не большие широкие. Если они узкие и длинные, их намного удобнее прижимать к себе, и они не мешают очень быстро бежать.

Еще одна из причин длинных ушей, это то, что, лежа в траве днем, жители пустыни могут приподнять уши над ней, повернув в сторону противоположную солнцу и также отдавать от верхней части тела тепло. Чтобы охлаждать нижнюю, служит земля, на которой животное лежит. Одновременно, высоко поднятые над травой уши услышат малейший хруст под лапами подкладывающегося хищника.

Человеку длинные уши не нужны, поэтому у него они маленькие, хотя это не мешает ему замечательно слышать. Но, если рассматривать людей, которые проживают в теплых краях и холодных, в горах и низинах, то можно заметить некоторые отличия. У одних нос широкий, чтобы больше воздуха вдыхать (это в горах, где тяжело дышать из-за нехватки кислорода), у других маленький, так же и уши: у одних они немножко крупнее, у других мельче.

Природа везде приспособит свое дитя под себя.

Заяц — герой многих сказок, басен и пословиц. Каждый из нас знает, что у зайчика длинные уши, короткий хвост, летом он серый, а зимой — белый, что этот зверек очень трусливое и всегда спасается бегством, налегая на свои длинные ноги. Но всегда ли это так? Можно ли это сказать обо всех зайцах нашей планеты? Ведь среди семейства зайцевых имеются очень необычные представители, которые порой отличаются от своих собратьев не только внешностью, но и причудливым поведением, что совсем несвойственно зайцам.

Почему зайца называют косым?

Часто зайца называют косым. И действительно, его выпуклые глаза находятся далеко друг от друга, а шея очень гибкая. Поэтому когда зверь спасается бегством, то косит глаза обратно. Заяц способен видеть вокруг себя на 360°. Но это не всегда помогает ему, потому что он не присматривается, что находится спереди и часто убегая от одного хищника, попадает в лапы другого.

Зачем зайцу длинные ноги?

Врагов у пугливого зверя очень много, ведь ему нечем обороняться — ни острых рогов, ни крепких когтей или больших зубов у него нет. Поэтому единственное его спасение — это бегство. Охотников на зайца много: его часто преследуют волки, лисы, куницы, совы, орлы и другие хищные звери и птицы. Но поймать длинноногого зверя не так легко. Заметив опасность, заяц спасается бегством, налегая на сильные задние ноги. Он способен развить скорость до 65 км / ч. При этом петляет, делает резкие повороты, подпрыгивает вверх — иногда выше, чем на метр, пытаясь запутать следы и сбить со следа врага. Заяц — настоящий мастер по запутыванию следов. Во время побега косой еще и успевает оглянуться, нет ли рядом охотника или хищника.

Может ли заяц постоять за себя?

Трусость и пугливость, — основные черты, которые приписывают зайцам: «робкий, как заяц», «заячья душа» и др. Но иногда зайцы дают достойный отпор врагу. Когда убежать от хищника пушистому зверьку не помогают ни его скорость, ни ловкость, тогда он использует свою последнюю попытку: мгновенно падает на спину и сильными задними лапками изо всех сил пытается защититься от нападающего. И хотя в этой схватке заяц редко побеждает, но бывает, что известный «трус» отражается от хищников и даже может нанести им довольно серьезные раны, расцарапывая своими когтями врагу живот и грудь. Известны случаи, когда хищники после такой заячьей самообороны погибали. В брачный сезон самцы тоже вступают в бой за самок. Встав на задние лапы, они кромсают друг друга когтями, — от такого боя шерсть клочьями летит во все стороны! Разъяренная самка также может, как боксер, отбиваться от ухажера, если он ей чем-то не нравится.

Всегда ли заяц меняет свою шубку?

Зайцы меняют цвет меха для маскировки от врагов. Летом серая шубка делает зверька незаметным среди травы и камней, а зимой шерсть зайца становится белой и прячет его в снегу. Но так бывает не везде. В Ирландии, где отсутствует длительный снежный покров, зайчик зимой не белеет, он всегда остается серым. А на побережье Гренландии, где температура воздуха даже летом редко поднимается выше +5°, проживающие там зайцы, целый год ходят в белой шубке.

Древесный заяц — мастер лазить по деревьям

Все знают, что зайцы живут в земляных норах, но в Японии водится заяц, который без труда залезает на деревья. Там он не только прячется от врагов, но и лакомится побегами и листьями деревьев или сладко спит в дупле. Это древесный заяц.

Он совсем непохож на своих собратьев: в древесного зайчика темно-коричневая шерсть, маленькие глаза, короткие уши, миниатюрный, почти незаметный хвостик длиной всего 2 см и короткие задние лапы. На лапах имеются длинные изогнутые когти, которые и помогают ему карабкаться наверх по дереву. Эти зайцы не прыгают, как положено обычным зайцам, а передвигаются перебежками. Кроме того, они ночные животные. Когда стемнеет, зайцы спускаются с деревьев и отправляются на поиски сочной травы и желудей, которыми они любят лакомиться.

Калифорнийский заяц — самый ушастый

Почти все зайцы славятся большими ушами. Но есть среди них и свой рекордсмен — калифорнийский заяц, который водится только в степных районах США. Когда увидишь его, первое, что бросается в глаза, это его большие уши, которые иногда достигают 60 см. Они тонкие, широкие и вовсе без шерсти. С помощью своих огромных ушей заяц не только улавливает тихие звуки, но и постоянно находится в тени, прячась от солнца, поэтому животное не перегревается в жару.

Водяной заяц

Этот необычный зайчик всегда поселяется у воды. И не зря. Ведь спасаясь от преследования хищников, он без колебаний бежит к ближайшему водоему, смело прыгает в воду и изо всех сил гребет на другой берег. Его сильные задние лапы хорошо приспособлены для плавания: у них большие широкие ступни. Водяной заяц прекрасно плавает и даже умеет погружаться в воду на 3-4 минуты, выдвинув на поверхность лишь кончик своего носа. Так он может посидеть в воде достаточно долгое время, пока хищник не уйдет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Светлана Жук
Экологический проект «Почему у зайца длинные уши»

Т ип: краткосрочный, исследовательский, тематический.

Педагогические цели:

приблизить родителей к проблемам воспитания и развития детей, повысить педагогическую культуру родителей; развитие интеллектуальной и нравственной сфер у детей, создать условия для ознакомления с жизнью зайцев, назначением ушей, формировать у детей активную жизненную позицию, приобщать к природоохранной деятельности.

Задачи:

1. Развивать элементарные представления о зайцах и кроликах.

2. Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о зайцах (зайка – заинька — зайчишка);

3. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за животными;

4. Воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение;

5. Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог;

6. Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

7. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

8. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;

9. Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; её способности передавать различные эмоции, настроение.

Гипотезы исследования:

1. Предположим, что зайцу нужны уши для защиты от врагов.

2. Что, если, зайцу уши нужны для красоты.

Для подтверждения или опровержения гипотез использовались следующие методы:

1. Подумать самостоятельно.

2. Спросить у взрослых.

3. Позвонить бабушке в деревню

4. Посмотреть книги.

5. Обратиться к компьютеру

6. Понаблюдать

В ходе изучения собранной информации удалось выяснить следующее.

Те зайцы, что живут на природе, серьезно отличаются от кроликов, которых мы себе заводим в качестве домашней живности. Они крупнее, не такие красивые и имеют гораздо более длинные уши. Почему?

Первое, что приходит на ум — что бы лучше слышать. И действительно, чем больше по размеру внешняя часть уха, тем лучше получается улавливать звуковые колебания, включая даже шорохи. Это можно проверить самостоятельно, поднеся ладонь к уху — благодаря увеличенной поверхности ушной раковины ваш слух обострится.

Поскольку заяц ничего не может противопоставить своим врагам, единственное, что ему доступно, так это спасаться бегством. В этом ему помогают длинные уши, так как они способны выхватывать из тишины даже самые тихие звуки, позволяя косому удрать от хищника или охотника.

А почему уши вытянутой формы, а не округлой? При беге заяц прижимает их как можно ближе к туловищу, уменьшая сопротивление воздуха, тем самым позволяет себе увеличить скорость бега. Однако есть и другая особенность, связанная с ушами зайца. Организм человека или любого другого живого существа выделяет какое -то количество тепла, которое сопровождается выводом влаги из организма. Соответственно, животное быстрее устает. В заячьих ушах есть очень много капилляров, в которых циркулирует кровь. Из-за большой площади ушных раковин у косого не происходит перегревание тела, что помогает ему, когда он скрывается от преследователей. В холод же, наоборот, он прижимает уши к телу, экономя потерю тепла.

Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок природы.

Реализация тематического планирования в течение

недели: в формах организации и видах деятельно сти

Рассматривание кролика, зайца (возможно живого)-

«В гости зайка к нам пришел».

Рассматривание иллюстраций по теме «Зайчиха и зайчата».

Беседа по теме «Зачем зайцу длинные уши».

Исследовательская деятельность «Что любит кушать кролик».

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Заучивание стихотворения А. Барто «Зайка».

Знакомство со стихотворением В,Волиной «Зайка серый умывается…».

Отгадывание загадок.

Рисование «Угощение для зайчика».

Лепка «Морковка для кролика».

Конструирование «Заюшкина избушка».

Аппликация «Заюшка».

Подвижные игры: «Зайка серенький сидит…», «Солнечные зайчики», «Заинька, выходи», «Зайка серенький умывается…».

Игра- инсценировка по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды

Просмотр документального фильма про зайца

Подбор наглядного материала (картинок, книжных и журнальных иллюстраций)

Постановка проблемных вопросов.

Использование дидактических игр по теме.

Дидактическая игра «Отгадай животное по описанию».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Организовать деятельность детей, направленную на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей о жилище разных животных, выявление взаимосвязи между внешним видом, образом жизни животного и особенностями его «домика».

Дидактическая игра «Найди маму».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения группировать животных по признаку «одна семья животных».

Дидактическая игра

«Накорми животное».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить характерную еду для каждого животного.

Дидактическая игра

«Где чей хвост?»

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения сопоставлять часть и целое.

Вовлечение родителей в образовательный процесс

Родительское собрание на тему «Формирование проектно-исследовательской деятельности».

Консультация для родителей «Что такое метод проектов?».

Задействовать родителей в организации знакомства с живым кроликом или зайцем.

Подбор информации по вопросу «Зачем зайцу длинные уши?».

Посещение «Зоопарка».

Чтение художественной литературы по теме.

Помощь в организации выставки по теме.

Заключительным этапом является презентация проекта.

Презентация семейной газеты «Зачем зайцу длинные уши?»

Итоговое мероприятие «Угостим зайку морковкой».

Почему у зайца уши длинные. Сказка

Не всегда у зайца были такие длинные уши как сейчас. Раньше ушки у зайчика были коротенькие, да маленькие. Слышал зайчика своими коротенькими, да маленькими ушками плохо. Глазки были маленькие, и видел он глазками плохо и только то, что было перед ним. Как то нашёл зайчик вкусную морковку. Очень вкусную, да сочную морковку. Ел-ел, грыз- грыз зайчик морковку и не заметил, как к нему подкралась лисица.
Хвать лисица за ухо зайца. И надо же такому, было, случится, что в это же время с другой стороны к зайцу подкрался волк, и тоже за ухо зайца, только за другое, хвать и в другую сторону поволок. Заяц головы повернуть не может даже. Лиса в одну сторону тянет, волк в другую сторону… Тянут волк с лисой зайца за уши в разные стороны. Каждый к себе.
Зайка глаза выпучил со страха. То левым глазом косит, чтобы увидеть, кто схватил его за левое ухо. То правым глазом косит, чтобы рассмотреть того кто его схватил за правое ухо.
-Ой-ой, больно-больно — кричит зайка. Волк и лисица тащат зайца в разные стороны. Уши у зайчика были маленькие, а стали длинные-длинные — того и гляди оторвутся.
Тут откуда не возьмись ёжик колючий идёт.
-Эй, что вы делаете,- окликнул волка и лису ёжик.
-Волк,- обратился ёжик к волку,- зачем ты так сильно тянешь, если ухо у зайца оторвётся с твоей стороны то тебе останется лишь ухо зайца, а заяц лисе достанется.
-Лиса,- обратился ёжик к лисе,- зачем ты так сильно тянешь, если ухо у зайца оторвётся с твоей стороны то тебе останется лишь ухо зайца, а заяц волку достанется.
-А как же нам быть? — Спросила ежа лисица.
-Да, как нам- то быть, колючий? — Спросил волк.
-Да просто. Нужно этот вопрос решить вам в честном поединке между собой. Кто победит тому и достанется заяц.
-Я готова,- ответила лиса.
-Я готов,- оскалился волк.
-Ну, тогда приступайте. А за зайца не переживайте. Я за ним присмотрю. Никуда он от меня не денется,- пообещал ёжик.
Волк и лиса бросились друг на друга. Полетели тут шерсть да клочья в стороны. Зайка сидит, ни жив — ни мёртв. Уши длинные – предлинные. Глаза большие да косые. Сидит — дрожит.
-Чего сидишь,- спрашивает ёжик зайца.
-Чего ждёшь? Беги пока они дерутся. Спасай себя. И я пошёл,- сказал так ёжик и скрылся в лесу.
Умчался заяц. Далеко убежал от волка с лисой. С тех пор у зайца длинные уши, да косые глаза.
С тех пор он и слышит хорошо и видит замечательно, а бегал он и раньше быстро. Рассказал же сказку эту ворон галке по секрету. Я услышал, записал — рассказал сегодня вам.

Отчего у зайца длинные уши (Мансийская сказка)

Незнакомец, советуем тебе читать сказку «Отчего у зайца длинные уши (Мансийская сказка)» самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Зачастую в детских произведениях, центральным становятся личностные качества героя, его противление злу, постоянно пытающегося сбить добра-молодца с верного пути. И приходит мысль, а за ней и желание, окунуться в этот сказочный и невероятный мир, завоевать любовь скромной и премудрой принцессы. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно — все входит в основу и сюжет данного творения. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Все окружающее пространство, изображенное яркими зрительными образами, пронизано добротой, дружбой, верностью и неописуемым восторгом. Сказка «Отчего у зайца длинные уши (Мансийская сказка)» читать бесплатно онлайн однозначно стоит, в ней много добра, любви и целомудрия, что полезно для воспитания юной особи.

Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривает, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.
— Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям,— говорит лось.— Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»
— Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену.
Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:
— Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
— Хорошо,— говорит лось.— А вот эти, большие, кому?
Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:
— Эти мне дай, мне, зайцу!
— Что ты, братец? — удивился лось.— Куда тебе такие рога?
— Как — куда? — говорит заяц. — Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
— Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога.
Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц — и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.
А лось с женой хохочут.
— Нет, брат,— говорит лось.— Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.
Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.

Жена ворона говорит:

— У нас есть сын, у вас дочь. Вот бы их сосватать!

Лиса подумала и сказала:

— Если ваш сын захочет, сосватаем. Так разговаривая, попили они чаю. Потом лиса сказала, как бы обращаясь к мужу:

— Идём домой, а то наши олени испугаются и убегут.

Распрощалась она с вороном и его женой, в сенях мешок с пищей захватила, нагрузилась так, что едва до дому дошла. Дома сказала дочери, смеясь:

— Смотри-ка, ведь обманула я ворона. Он думает, я и вправду замуж вышла. И старую сеть за оленьи шкуры принял.

Дочь опять сказала:

— Зачем ты обманываешь? Нужно было по-хорошему попросить.

Лиса сердито ответила:

— А ты не учи меня, а то без еды оставлю!

Замолчала дочь, а лиса закусила яйцами и стала варить мясо.

Тем временем ворон радовался, что так легко добыл оленьи шкуры. Вдруг в пологе что-то закапало. Жена ворона воскликнула:

— Что это капает?

— Наверное, лиса дорогой шкуры подмочила, — ответил ворон.

В это время пришёл их сын. Когда ему рассказали про шкуры, он сказал:

— А ну-ка, покажите своё богатство! Мать достала мешок, развязала, вытащила сетку, удивилась:

— Смотрите-ка — нет ничего! Только старая мокрая сетка!

Рассердился ворон, приказал:

— Двери в кладовой завесьте сеткой. Если лиса ещё придёт, пусть сама еду возьмёт. Сунет лапу в мешок и попадёт в капкан.

И правда, через некоторое время лиса опять пришла, снова лживые речи ведёт:

— Вот мы с мужем опять пришли. Шкуры принесли.

Жена ворона притворилась больной, говорит:

— Ах, сегодня у меня голова болит. Не могу выйти.

Лиса говорит:

— Ну, тогда до свидания, мы торопимся.

А сама к кладовой пробралась, лапу в мешок сунула. Застряла лапа в мешке. Дёрнула лиса лапу, хотела убежать, но в сетке запуталась, закричала:

— Ой, что вы со мной делаете? А ворон говорит:

— Ты сама себе плохо сделала. Зачем нас обманула? Зачем вместо шкур старую сетку дала? Зачем в чужие кладовые лазаешь?

Заплакала лиса, стала просить, чтобы её освободили, но никто её не выручил. Наконец ей удалось порвать сеть и выскочить на улицу. А лапа её в капкане. Так с ним домой и прибежала.

— Освободи меня, — просит она дочь.

Не хотела дочь помогать матери, потому что она обманщица, но всё же пожалела, освободила.

Так ворон проучил воровку и обманщицу лису.

ДЕВУШКА И ЛУНА

НГАНАСАНСКАЯ СКАЗКА

Давным-давно жила в одном стойбище красивая девушка. И были у неё олени. Вот однажды гуляла она с оленями в тундре, а ночь была очень тёмная. Вдруг один олень посмотрел на небо и закричал:

— Прячься скорее, девушка! Луна хочет утащить тебя на небо!

Только успел олень спрятать девушку в большой сугроб и снегом забросать, как появилась на нарте Луна. Поискала, поискала Луна — нигде девушки не видно. Села на нарту, в небо укатила.

Вылезла девушка из сугроба, отряхнулась, вошла в чум*.

Прошло немного времени, вбегает олень и кричит:

— Луна опять на нарте едет! Хочет тебя на небо забрать!

Ударил олень ногой о землю и превратил девушку в огонь. Ярко горит огонь, весело. А Луна тут как тут — тоже в чум вошла. Все углы обшарила, нигде девушки не нашла. Опять ни с чем уезжать собралась. Тут девушка не выдержала, засмеялась: «Здесь я!»

Хочет Луна девушку-огонь поймать, да не может — очень уж горячо ей. А девушка снова из огня в девушку превратилась, изловчилась, повалила Луну, связала.

Плачет Луна, умоляет:

— Отпусти меня, добрая девушка! Не буду больше на землю приходить. Буду жить на небе, ночью людям светить, дорогу указывать!

Сжалилась девушка над Луной, отпустила её.

С тех пор Луна только по ночам на небо выходит. Светит людям, чтобы не сбились с пути.

ОТЧЕГО У ЗАЙЦА ДЛИННЫЕ УШИ

МАНСИЙСКАЯ СКАЗКА

Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.

— Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям, — говорит лось. — Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?

Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»

— Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену.

Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:

— Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.

— Хорошо, — говорит лось. — А вот эти, большие, кому?

Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:

— Эти мне дай, мне, зайцу!

— Что ты, братец? — удивился лось. — Куда тебе такие рога?

— Как — куда? — говорит заяц. — Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!

— Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога.

Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц — и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.

А лось с женой хохочут.

— Нет, брат, — говорит лось. — Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.

Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.

НАХОДЧИВЫЙ СТРЕЛОК

ЭВЕНСКАЯ СКАЗКА

Жил в тайге юноша по имени Тунтукаки. Ни отца, ни матери у него не было, только маленькая сестрёнка. Росли они сиротами, жили бедно. Но весёлым, бойким, острым на язык был Тунтукаки. Своим бедным друзьям всегда был рад помочь. Зато не любил Тунтукаки богачей — жадных, хитрых, глупых.

Однажды вечером, когда около юрт никого не было, Тунтукаки спрятал под корнями деревьев несколько монет. На другой день утром, когда собралось много юношей из богатых семей, Тунтукаки сказал:

— Ой, как плохо! У меня совсем нет денег! Что же делать? А стрельну-ка я из лука вон в ту лиственницу, — может, она мне поможет?!

Засмеялись дети богачей:

— Дурной ты, Тунтукаки! Ха-ха-ха!

Но весёлый Тунтукаки не обращал внимания на их насмешки. Он взял лук и пустил стрелу в дерево. Подбежал к лиственнице, разгрёб землю под ней и вытащил оттуда монету. Удивились богачи, замолчали. Взял Тунтукаки лук, пустил стрелу в другую лиственницу — и вытащил из-под неё ещё монету.

Зашевелились, загалдели дети богачей. А Тунтукаки проделал всё это в третий раз. Зашумели тогда жадные юноши:

— Эй ты, мешок грязный! Убирайся отсюда! Это не твоя тайга!

Ничего не ответил им Тунтукаки, ведь он знал, почему они его гонят. Молча ушёл.

Весь вечер и всю ночь до самого утра стреляли в каждую лиственницу жадные дети богачей. Все стрелы они порастеряли, все ногти свои изодрали, но ничего под корнями лиственниц не нашли.

Ну и смеялся над ними Тунтукаки: «Вот так вам и надо! Хоть вы и богатые, да глупые люди!»

ГЭЭНТА

УДЭГЕЙСКАЯ СКАЗКА

Жил-был охотник с женой. Звали охотника Гээнта. Родился у них сын.

— Ты расти сына, — говорит Гээнта жене, — а я пойду с великаном Соломкоем биться.

— Не ходи, — просит жена. — Убьёт он тебя — как мы жить будем?

— Меня не убьёт — я сильный, — отвечает Гээнта. — Нельзя спокойно сидеть дома, когда Соломкой людей убивает.

— Пусть так, — говорит жена. — Но сначала стрельни из лука. Если стрела улетит за семь перевалов, ступай.

Урок чтения в 4 классе специальной коррекционной школы 8 вида «Отчего у зайца длинные уши? (мансийская сказка)» план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

-Доброе утро и

солнцу, и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Слайд № 1.

-Ребята, улыбнитесь солнышку, друг другу.

Давайте вспомним стихотворение «Для меня».

Учитель читает стихотворение:

-Кто-то где-то сделал

парту. Для кого?

-Начертили где-то карту. Для кого?

-Прихожу я на рассвете каждый раз в ? класс.

-Вот звонок уж с перемены. Для кого?

-Здесь учитель ждёт ответа. От кого?

-Значит нужно так учиться, значит нужно так трудиться.

-Чтобы людям не стыдиться. За кого?

-Начнём урок с речевой разминки.

а)Упражнение «Воздушный шарик»

б) Упражнение «Произнеси согласный верно!»

-Добавьте к согласным гласные, прочтите прямые слоги:

1 ряд с буквой у,

2 ряд с буквой а.

в)Работа со скороговоркой.

Слайд № 2.

-Прочтите на экране слова, написанные синим цветом, соберите из них скороговорку.

-Проговорим скороговорку, двигаясь по ступенькам снизу вверх.

— Мы достаточно размялись, подготовились к чтению. Я предлагаю вам немного почитать, играя. (Прилож. №2)

У каждого из вас на столе карточка с отрывком из произведения, которые мы изучали ранее. Прочитайте про себя, вспомните из какого произведения отрывок.

-Ребята, отрывки из произведений какого жанра вы сейчас прочли?

— Почему я выбрала именно сказки?

-Какие сказки и каких народов мы уже изучили?

Слайд №3

-На экране есть карточка с вопросом.

-Предположите, что скрывается за вопросом?

-Прочтите её название на экране.

Слайд №4

е

а

ц

й

а

з

у

р

д

л

т

к

х

о

п

л

с

о

к

б

г

и

ш

ч

и

у

с

е

н

и

т

ь

б

ю

ч

н

ы

в

а

п

р

т

ы

е

у

ш

и

о

-Сказку эту сочинил

мансийский народ.

Слайд №4

Рассказ учителя.

Манси- коренной народ в Западной Сибири. У них есть свой язык, который так и называется «мансийский». В настоящее время манси проживают в Ханты-Мансийском автономном округе. Их осталось не очень много, но все — таки эта народность еще существует.

Традиционные хозяйственные занятия манси — охота, рыболовство и оленеводство ( разводят оленей).

-Теперь вы знаете тему урока, давайте определимся с его целями.

-Подумайте, какие цели нам необходимо реализовать на уроке, вам помогут карточки-опоры.

Учитель , прослушав ответы детей, подводит итоги:

— Чтобы новое узнать,

Будем грамотно читать.

Нам поможет размышлять

Выразительное чтение –

Наше лучшее учение.

Будем говорить красиво,

Громко, внятно и сметливо.

А я ещё хочу дополнить:

Если быстро всё сумеем,

По ролям читать успеем.

-Ребята, наверное, вам интересно, почему же у зайца длинные уши?

-Ответ на этот вопрос вы получите, прослушав сказку.

Чтение сказки учителем.

-Так как же эта сказка даёт ответ на поставленный вопрос.

-Подслушивая, заяц подкрался. Объясните значение этого слова.

(Слайд № 5).

-Прочтите слова, которые могут вызвать у вас затруднения при чтении. (Слайд №6).

-Прочтите сказку про себя , выполнив задание вашей группы.

-Сколько раз в тексте встречается слово «заяц»?

-А теперь проведём физминутку для глаз и вновь проверим вашу внимательность.

На экране таблица из разноцветных кружков, расположенных в 3 ряда по 8 кружков,

назовите цвета.

(Слайд № 7)

— Сколько кругов красного цвета?

-Синего цвета?

-Отдохнули, посчитали!

-А теперь вновь почитаем!

-Прочтите сказку по цепочке.

Анализ содержания сказки по вопросам:

-Как заяц узнал о разговоре лосей?

-Почему зайцу хотелось иметь большие рога?

-Мог ли он их носить?

-Рассмотрите картинку на стр.57., прочтите отрывок из сказки к ней.

-Какая черта характера зайца проявилась в этом отрывке?

-Как лоси наказали зайца?

-Понравился ли вам заяц из этой сказки?

-Почему? Какой он?

-Умеет ли он рассчитать свои возможности?

-Прочтите предложения из сказки на экране.

(Слайд №9).

-Эти мне, зайцу, дай, большой лось!

-Что ты, братец,- говорит лось.- Куда тебе такие рога? Что ты с ними будешь делать?

-Прочтите предложения выразительно.

-Прочтите отрывок из текста, который можно прочитать с таким настроением.

-А сейчас проверим вашу внимательность и умение работать вместе, дружно.

-Один из учеников начинает читать сказку, по моему сигналу вы должны начать чтение «хором».

-Помните о выразительности чтения.

-Сколько действующих лиц в сказке?

-Рассмотрите изображение животных на экране.

(Слайд №10)

-Посмотрите, какие величественные животные — лоси.

-Подумайте, как нужно говорить слова лося и лосихи?

-Как нужно читать слова зайца?

Учитель распределяет детей на группы по 4 человека по цвету фишек.

-Отметьте, какие слова говорят герои и автор.

-Распределите роли в группе и прочтите их в вполголоса.

-Какую сказку изучили сегодня на уроке?

-Какой народ сочинил эту сказку?

-Чему учит эта сказка?

-Чему учились на уроке?

-За что можете себя похвалить?

-Чему необходимо учиться?

-Как оцените свою работу на уроке?

Учитель корректирует самооценку учащихся и выставляет оценки, делая развёрнутое словесное разъяснение.

-Запишите все задание, Всем спасибо за внимание.

Вот звенит уже звонок,

И закончился урок!

Сказка почему у зайца

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *