Серая шейка диктант

Серая шейка (Мамин-Сибиряк)

Старой Утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Она старалась казаться веселой и плакала потихоньку ото всех. Ах, как ей было жаль милой, бедненькой Серой Шейки!.. Других детей она теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и ей казалось, что она даже совсем их не любит.

А как быстро летело время! Был уже целый ряд холодных утренников, от инея пожелтели березки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и самая река казалась больше, потому что берега оголились, — береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелетной птицы…

Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начинали промерзать. Дольше всех оставались водоплавающие. Серую Шейку больше всего огорчал перелет журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали ее с собой. У нее в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия, и она долго провожала глазами уносившуюся в небе журавлиную стаю.

«Как им, должно быть, хорошо!» — думала Серая Шейка.

Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету. Отдельные гнезда соединялись в большие стаи. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодежь с веселым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далекого перелета. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом — всех вместе. Сколько было крика, молодого веселья и радости…

Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для нее составляла все.

— Нужно отправляться… пора! — говорили старики вожаки. — Что нам здесь ждать?

А время летело, быстро летело… Наступил и роковой день. Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке. Это было ранним осенним утром, когда вода еще была покрыта густым туманом. Утиный косяк сбился из трехсот штук. Слышно было только кряканье главных вожаков.

Старая Утка не спала всю ночь — это была последняя ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой.

— Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, — советовала она. — Там вода не замерзнет целую зиму…

Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая… Да все были так заняты общим отлетом, что на нее никто не обращал внимания. У старой Утки все сердце изболелось за бедную Серую Шейку. Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети и нужно лететь вместе с косяком?..

— Ну, трогай! — громко скомандовал главный вожак, и стая поднялась разом вверх.

Серая Шейка осталась на реке одна и долго провожала глазами улетевший косяк. Сначала все летели одной живой кучей, а потом вытянулись в правильный треугольник и скрылись.

«Неужели я совсем одна? — думала Серая Шейка, заливаясь слезами. — Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса меня съела…»

Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое — и никакого жилья кругом. По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло, лед таял.

«Неужели вся река замерзнет?» — думала Серая Шейка с ужасом.

Скучно ей было одной, и она все думала про своих улетевших братьев и сестер. Где-то они сейчас? Благополучно ли долетели? Вспоминают ли про нее? Времени было достаточно, чтобы подумать обо всем. Узнала она и одиночество. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где посвистывали рябчики, прыгали белки и зайцы.

Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем выкатил Заяц.

— Ах, как ты меня напугала, глупая! — проговорил Заяц, немного успокоившись. — Душа в пятки ушла… И зачем ты толчешься здесь? Ведь все утки давно улетели…

— Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была еще совсем маленькой…

— Уж эта мне Лиса!.. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается… Ты берегись ее, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает…

Они познакомились. Заяц был такой же беззащитный, как и Серая Шейка, и спасал свою жизнь постоянным бегством.

— Если бы мне крылья, как птице, так я бы, кажется, никого на свете не боялся!.. У тебя вот хоть и крыльев нет, так зато ты плавать умеешь, а не то возьмешь и нырнешь в воду, — говорил он. — А я постоянно дрожу со страху… У меня — кругом враги. Летом еще можно спрятаться куда-нибудь, а зимой все видно.

Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные, звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную.

Так и случилось. Была тихая-тихая, звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим трепетным, искрившимся светом. Бурлившая днем, горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.

Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен.

Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса — это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло.

— А, старая знакомая, здравствуй! — ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу. — Давненько не видались… Поздравляю с зимой.

Как быстро летит время… как быстро идёт жизнь

Я тут заметила, что с каждым годом время летит всё быстрее и события проносятся со всё большей скоростью. Раньше я и не замечала, как время скоротечно. В детстве часто слышала от взрослых: «Как быстро летит время»,- но совершенно не придавала этому значения. Ведь для меня время шло довольно, как мне тогда казалось, медленно. Вместе с взрослением приходит и осознание настоящей скорости времени.
Вроде бы живёшь и живёшь. И всё, как всегда, а если задуматься… на самом деле, всё поменялось и все поменялись. Изменилось всё, а ты и не заметил. Из кучи друзей, остаётся уже меньше людей, которые действительно друзья. Да и они уже другие. Они другие, потому что со временем все люди меняются. А ты оглядываешься назад и проблема в том, что ты не понимаешь, когда этот человек стал таким, какой есть сейчас. Вот вроде дружили раньше, был несерьёзный, но весёлый, жизнерадостный и правильный человек… а в один момент взял и превратился в безумного идиота, который перестал ценить жизнь. А ты был невнимателен к деталям и упустил момент, когда он превратился из человека в безликую маску.
Мы живём и думаем, что времени ещё достаточно. Хотя, в итоге, у каждого человека появляются такие мысли. Мысли о том, что время неумолимо мчится вперёд. Да, так оно и есть. Я не знаю, может быть и не каждый, но многие после подобных размышлений понимают, что жизнь, как и время пролетает моментально. Нужно дорожить каждой секундой и жить так, чтобы потом не жалеть о потраченном в пустую времени. Просто некоторые понимают это вовремя, а некоторые — тогда, когда уже поздно и момент упущен… и тогда появляется желание обернуть время вспять и всё вернуть назад, но второй попытки не дано. Надо использовать эту жизнь по максимуму с первой.
И пусть потом вас разрывает от ностальгии и приятных воспоминаний. Надо прожить жизнь так, чтобы вы хотели вернуть назад лишь приятные моменты, которые, конечно, тоже не вернёшь… но всё же это лучше потраченного впустую времени и жизни, прожитой зря.

Как замедлить ход времени

Полезные советы

Каждый из нас замечал, что с возрастом время летит намного быстрее, порой так быстро, что мы даже не успеваем понять, что уже столько всего позади. Часто взрослые нам говорят в детстве о том, как быстро бежит время, мы понимаем, что они правы, но не особо серьезно воспринимаем их слова.

10 важных сигналов мозга о том, что он стареет быстрее вашего тела

Однако по мере взросления мы не успеваем оглядываться, как мимо нас пролетают не то что недели, а целые месяцы и годы. Человек не замечает, как вместе с детством от него уходит и невероятно длинное лето, которое в свое время казалось просто вечностью.

Есть несколько теорий, которые объясняют, почему с годами время человека идет быстрее. Самая приближенная к реальности говорит, что на самом деле виной всему новые ощущения и новый опыт. В детстве, в подростковом возрасте и в юности человек практически каждый день сталкивается с чем-то новым: первая поездка заграницу, первая любовь и первый поцелуй, первый день в школе, в университете – это уникальные моменты в жизни каждого из нас.

Как быстро летит время

Это особенно заметно тогда, когда человек оказывается в беде или попадает в аварию. Побывавшие в таких ситуациях утверждают, что минуты в ожидании помощи кажутся им бесконечными.

Но если человек понял, что его время летит чересчур быстро, может ли он каким-то образом повлиять на его скорость? Ориентируясь на имеющуюся информацию, самое лучшее, что мы можем для себя сделать, это сознательно находится в каждом моменте, не утрачивать способности видеть все хорошее.

Нужно максимально активизировать свои органы чувств и обращать внимание на те позитивные моменты, которые прямо сейчас находятся вокруг нас. К примеру, заметьте по дороге на работу дерево, которое цветет, а если вы не сильно торопитесь, то остановитесь возле него на несколько секунд, чтобы вдохнуть аромат цветов.

Есть еще один хороший способ поучиться сознательно воспринимать текущий момент: во время еды не отвлекайтесь ни на что, тщательно пережевывайте каждый кусочек и чувствуйте его вкус.

9 причин возникновения морщин, не относящихся к возрасту

Остановить время можно также всего лишь выехав на природу, где можно послушать птиц, посмотреть на воду, если есть такая возможность, или же просто наблюдать за окружающим миром. Помимо успокоительного свойства, такое занятие обладает магической способностью замедлять время.

Почему время летит

Для усиления эффекта делитесь с окружающими своими мыслями и эмоциями. Советуем вам действовать в комплексе: замечать приятные маленькие детали, концентрироваться на текущем моменте, рассказывать о своих даже самых маленьких открытиях своим близким и друзьям.

Если у вас небольшой круг общения, то для вас идеальным выходом будет начать вести свой блог или дневник, а также заняться фотографией, потому что любой кадр может оказаться невероятно красивым. Дадим несколько советов относительно письменных заметок:

— рассказывайте на бумаге о том, что хорошего, веселого и интересного случилось с вами за прошедший год;

— рассказывайте на бумаге о том, какие пополнения произошли в вашей семье и в семьях ваших близких людей, делитесь также тем, кто покинул этот мир;

— рассказывайте на бумаге о том, чем вы гордитесь в себе;

— рассказывайте на бумаге о ваших новых увлечениях;

— рассказывайте на бумаге о любой трансформации и положительных переменах, происходящих в вашей жизни;

— пишите благодарственные письма тому (или кому-то другому на ваш выбор), кто для вас сделал что-то хорошее.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составить схемы предложений. 1. А, старая знакомая здравствуй ласково проговорила Лиса. 2. А мы что будем делать поинтересовалась Оксана. 3. Ваня спросил Петя ты принесешь мне книгу? 4. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий говорил Константин Паустовский.

Морфемный разбор слово пушистый Морфемный разбор слова плохонький Написать 3 фразеологизма потскажите пожалуйста 4 класс Синтаксисческий разбор:на дворе и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветными огнями Составте рассказ. ..помагите♡♡♡♡ Помогите пж дз по русскому ​ Помогите пожалуйста Я не могу сделать Выпишите из стихотворения все прилагательные укажите их форму.Определите форму выделенных местоимений от кого слово она зависит? Помогите пожалуйста : (​ Подберите к глаголам знать, заметить, иметь, торопить, исполнять, заключать зависимые существительные в винительном падеже без предлога.В речи переход ные глаголы употребляются вместе с прямыми дополнениями, иначе смысл высказываний вне контекста остаётся неясным. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения.​ Что значит для меня родина сочинение​

>План конспект по русскому языку «Прямая речь»

МКОУ

Учитель: Магомедова Сабина Магомедрасуловна.

Цель урока: Усвоить пройденный материал.

Ход урока.

Войдя в класс учитель приветствует учащихся словами

Здравствуйте ребята!

Встаньте!

Садитесь!

1. Слово учителя.

— Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

2. Объяснение нового материала.

Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, посмотрите на фрагмент сказки Я. С. Пушкина

  • Ей в приданое дано

  • Было зеркальце одно;

  • Свойство зеркальце имело:

  • Говорить оно умело.

  • С ним одним она была

  • Добродушна, весела,

  • С ним приветливо шутила

  • И красуясь говорила:

  • „Свет мой, зеркальце! скажи,

  • Да всю правду доложи:

  • Я ль на свете всех милее,

  • Всех румяней и белее?

  • И ей зеркальце в ответ:

  • „Ты, конечно, спору нет;

  • Ты, царица, всех милее,

  • Всех румяней и белее“.

Откуда ребята эти строки? Из какой сказки взяты?

Учащиеся отвечают. Обратите внимание, речь царицы и зеркало передается без изменения.

Значит, проведенном фрагменте мы с вами встречаем прямую речь.

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

Прямая речь сопровождается словами автора, в котором обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.

Также мы с вами знакомимся со знаками препинания при прямой речи. Когда мы с вами говорим, то наши слова являются прямой речью. На письме они выделяются кавычками. Посмотрите на доску. Перед нами схема

Где а-слова автора, а «П»-прямая речь. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какие знаки препинания могут стоять при прямой речи. Обратите внимание, прямая речь пишется с заглавной буквы.

И. С. Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!»

Как вы видите, прямая речь выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы.

Волк сидит и приговаривает: «Ловись рыбка и маленькая, и большая».

А: «П»

Вздумала лисица угостить журавля и пошла звать его в гости: «Приходи журавль!». А: «П!»

Если прямая речь стоит перед словами автора, то после нее ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а значит и тире. Слова автора начинаются с маленькой буквы.

«Ах ты, обжора! Ах злодей!» — тут Ваську повар укоряет.

«П!» — а.

«Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед»,- старушоночка сказала. «П»,-а.

«Ты помогаешь маме по дому?»- спросил отец.

«П?» -а.

Составьте предложения с прямой речью.
Подчеркните глаголы, связывающие слова автора с прямой речью. Начертите схемы

1) Мой друг сказал…

2) … радостно закричал Сережа.

3) … спросил продавец.

Проверим!

  1. Мой друг сказал: «Пойдем играть ко мне домой.» А: «П.»

2) «Завтра идем на каток!» — радостно закричал Сережа. «П!»-а.

3) «Чем вам помочь?» — спросил продавец. «П?»-а

Переделайте предложения так, чтобы получилась прямая речь. Запишите их, начертите схемы.

  1. Дед сказал маме, что мы поедем за грибами.

  2. Учитель предупредил, что завтра напишем контрольный диктант.

Работа по учебнику

II. Тренировочные упражнения

1. Схематический диктант (один ученик у доски).

1.“А, старая знакомая, здравствуй!” — ласково проговорила Лиса.

2.“Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, — ответила Серая Шейка.

3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.

4. “Ведь вы весной вернетесь?” — спрашивала Серая Шейка.

Проверяю себя (слайд 11).

2. Расставьте пропущенные знаки препинания

Все это верно согласился строитель

А как вы думаете обратился председатель к залу

Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец

3. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Запись на доске: (слайд 13) (Приложение №1)

1. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник

2. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки

3. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина

4. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.

(взаимопроверка по образцу) (слайд 14)

А: “П?”

“П”, — а.

“П?” — а.

“П!” — а.

1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.

3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.

4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем

III. Физкультминутка

VI. Самостоятельная работа. Тест

1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

“П”,- а. 3. “П!” — а.

А – “П?” 4. А: “П”.

2) Какое предложение соответствует схеме?

“П”, — а.

1. Старший молвил Что за диво!

2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.

3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.

4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.

3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”

“Спасибо тебе” : сказал доктор.

“Звери, собирайтесь!” — крикнул он.

“Что там случилось?” — спросил Крокодил.

4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.

Куда же вы спросил Андрей _________________

Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________

Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________

В известной песне поется С чего начинается Родина _________

VII. Подведем итоги

  • Что узнали сегодня на уроке?

  • Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?

  • Как пишется прямая речь? (с большой буквы, в кавычках)

  • Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?

VIII. Домашнее задание:

Параграф 48,

Упр. 239

Двадцать с лишним лет- немного,

Ясно всем давно,

Если сердце педагога

Школе отдано.

Важно обладать талантом,

Чтоб детей учить:

И певцом, и музыкантом

Надо в школе быть.

Труд учителя нелёгок,

Что тут говорить:

Не картину, не скульптуру-

Душу сотворить!

Надо всю трудоспособность

И талант привлечь,

Чтобы нам в глазах ребёнка

Искорку зажечь.

Нам на всех всегда хватает

Ласки и любви.

Всем ребятам отворяем

Дверь в сердца свои.

Бьёшься до седьмого пота,

Но душа поёт!

Вот тогда твоя работа

На «ура» идёт.

Молодцы!

«Серая шейка»

III

Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое – и никакого жилья кругом. По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло, лед таял.

«Неужели вся река замерзнет?» – думала Серая Шейка с ужасом.

Скучно ей было одной, и она все думала про своих улетевших братьев и сестер. Где-то они сейчас? Благополучно ли долетели? Вспоминают ли про нее? Времени было достаточно, чтобы подумать обо всем. Узнала она и одиночество. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где посвистывали рябчики, прыгали белки и зайцы. Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем вылетел Заяц.

– Ах, как ты меня напугала, глупая! – проговорил Заяц, немного успокоившись. – Душа в пятки ушла… И зачем ты толчешься здесь? Ведь все утки давно улетели…

– Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я еще была совсем маленькой…

– Уж эта мне Лиса!.. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается… Ты берегись ее, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает…

Они познакомились. Заяц был такой же беззащитный, как и Серая Шейка, и спасал свою жизнь постоянным бегством.

– Если бы мне крылья, как птице, так я бы, кажется, никого на свете не боялся!.. У тебя вот хоть и крыльев нет, так зато ты плавать умеешь, а не то возьмешь и нырнешь в воду, – говорил он. – А я постоянно дрожу от страха… У меня – кругом враги. Летом еще можно спрятаться куда-нибудь, а зимой все видно.

Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные, звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая, звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим трепетным искрившимся светом. Бурлившая днем, горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом. Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса, – это была та самая лиса, которая переломила ей крыло.

– А, старая знакомая, здравствуй! – ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу. – Давненько не видались… Поздравляю с зимой.

– Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать, – ответила Серая Шейка.

– Это за мою-то ласку! Хороша же ты, нечего сказать!.. А впрочем, про меня много лишнего говорят. Сами наделают что-нибудь, а потом на меня и свалят… Пока – до свиданья!

Когда Лиса убралась, приковылял Заяц и сказал:

– Берегись, Серая Шейка: она опять придет.

И Серая Шейка тоже начала бояться, как боялся Заяц. Бедная даже не могла любоваться творившимися кругом нее чудесами. Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу. Да, чу́дно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для нее, и трепетала при одной мысли, что ее полынья вот-вот замерзнет и ей некуда будет деться. Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:

– Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива…

И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце. Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок. Она положила голову на передние лапки, облизнулась и проговорила:

– Какая ты глупая, уточка… Вылезай на лед! А впрочем, до свиданья! Я тороплюсь по своим делам…

Лиса начала приходить каждый день – проведать, не застыла ли полынья. Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю. Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду, а Лиса сидела и зло подсмеивалась над ней:

– Ничего, ныряй, а я тебя все равно съем… Выходи лучше сама.

Заяц видел с берега, что проделывала Лиса, и возмущался всем своим заячьим сердцем:

– Ах, какая бессовестная эта Лиса… Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…

masterok

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве — летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?
Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.
Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.
Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию — таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.
На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.
Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир — это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.
Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.
Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.
Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.
Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.
Младенчество
Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.
Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних — это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.
Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий — наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.
Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.
Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.
Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми
По Фрейду
На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.
«Активация»
Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.
Среда обитания
Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.
Без вины виноватые?
Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.
Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.
Клетки, «стирающие» память
Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.
Опытным путем
Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, — мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.
источники
http://russian7.ru/post/pochemu-my-ne-pomnim-kak-byli-detmi/
http://www.fresher.ru/2016/08/18/pochemu-nam-kazhetsya-chto-chem-starshe-my-stanovimsya-tem-bystree-letit-vremya/#
Еще немного всяких интересностей: давайте например вспомним, про Законы, которые защищают вас в магазине или например, про Реальные размеры стран на карте, а вот вы знаете, почему буквы в алфавите расположены именно в таком порядке?. Вот вам достаточно интересная Шпаргалка по сочетанию цветов и вот еще ответ на вопрос, Что будет, если прокопать тоннель через центр Земли?

Серая шейка диктант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *