Растения при дыхании поглощают

Разработка урока по окружающему миру на тему «Обитатели почвы»(3 класс)

ОБИТАТЕЛИ ПОЧВЫ

Цели: сформировать знания о живущих в почве животных и значении почвы для них и растений; сформировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве; развивать умение устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы; развивать воображение и творческие способности; воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.

Оборудование: иллюстрации (обитатели почвы,) кроссворд, таблички с названиями, схема «круговорот веществ».

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный урок. Урок-встреча. А вот с кем нам предстоит встретиться, узнаете по ходу уроку.

II. Проверка домашнего задания.

– Отгадайте загадку:

Зимой хоть бела, но черна,

Весной зелена, но черна,

Летом и осенью пестра, но все же черна.

(Почва.)

– Ответьте на вопросы:

1) Из чего образуется почва?

2) Что входит в состав почвы?

– Расскажите об опытах с почвой, которые вы делали на прошлом уроке. (Ответы на задание 87: почва, пчела, вода, чернозем, воздух, глина, песок.)

– Разгадайте кроссворд.

Кроссворд «Состав почвы».

По вертикали:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок.)

4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)

5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы.)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли.)

– Назовите ключевое слово в выделенной строчке. (Плодородие.)

– Что такое плодородие?

III. Постановка учебной задачи.

– Отгадайте загадку. Объясните, какая существует связь между этим животным и плодородием почвы.

Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдете вы.

(Дождевой червь.)

– Дождевые черви рыхлят почву, пропускают через кишечник отмершие части растений, образуя перегной. Рассмотрите рисунок (с. 91). Предположите, о чем будем говорить на уроке.

IV. Объявление темы урока. Введение в тему.

– На уроке мы познакомимся с обитателями почвы, узнаем о значении почвы для них и растений.

– Послушайте сказку о дождевом черве по имени Кузя. Слушайте внимательно. Постарайтесь запомнить, какие обитатели почвы будут названы.

Дождевой червь Кузя приполз издалека. Его тело извивалось, проделывая новые и новые ходы в почве.

Дождевые черви, местные жители этого поля, были не очень гостеприимны. Они даже пытались прогнать Кузю, объясняя, что их и так здесь 100 000. Но Кузя не обращал внимания, он работал и пропускал через себя количество земли, равное массе его собственного тела.

Был у местных дождевых червей вождь по имени Аполлон. Он считал себя очень ученым, потому что знал о книге английского биолога Чарльза Дарвина, в которой говорится о большой пользе дождевых червей. Аполлон грозно сказал: «Я и 100 000 моих помощников можем за сутки перерыть 10 тонн земли. Уходи лучше отсюда поскорей, а не то мы и тебя перероем!»

Кузя хотел уже было испугаться, но тут раздалось чье-то угрюмое ворчание, и голос произнес: «Аполлон! Я хоть и плохо вижу, но не позволю тебе обижать одинокого беззащитного червяка». Это был голос старого крота. Он тоже жил здесь. «А ты, сынок, – продолжил крот, – ползи ко мне в мою кротовину, гостем будешь».

Кузя обрадовался приглашению и через полдня был уже в гостях у крота. Дом у крота был чудесный. Он находился глубоко под землей. Все его стены были покрыты мхом, сухой травой, мягкими корешками.

Крот усадил Кузю на почетное место на мягком корешке и стал у него выпытывать, откуда он пришел и почему не хочет уходить отсюда. Только Кузя хотел начать свой рассказ, как в кротовину ввалилась целая компания зеленых водорослей и плесневых грибов (показ иллюстраций). Они подняли страшный галдеж.

– Я так и знал, – только я думал побеседовать наедине со своим новым другом, как вы все тут как тут. Ну не ужас ли, когда в 1 грамме почвы содержится 50 000 плесневых грибов и на 1 гектаре обитает до 100 кг водорослей? Никогда не будешь одинок!

– Дядюшка, не сердитесь, – пропищала юная зеленая водоросль по имени Эстела, – мы тоже хотим узнать побольше о вашем новом друге.

Кузя начал свой рассказ.

– Я приполз издалека. Жил раньше в почве, в которой было достаточно влаги, воздуха, песка, глины. Много химических элементов, особенно кремния, железа. Правда, иногда не хватало калийных солей и фосфатов, но люди добавляли в такую почву удобрения. Тогда жизнь становилась лучше и веселее. Растения начинали расти быстрее. А здесь у вас жизнь совсем без проблем. Даже никаких удобрений добавлять не надо.

Здесь почва плодороднее, в ней больше темного слоя, из которого при горении выделяется неприятный запах. Я забыл, как он называется, – закончил свой рассказ Кузя. – И как, скажите, называется такая замечательная почва?

Крот сказал: «Кузя! Оставайся у нас, дождевой червь всегда и везде полезен для почвы, так как по твоим ходам в почву проникает вода и воздух, и всем от этого лучше. А ребята расскажут тебе о почве все, что они знают».

беседа после прослушивания сказки по вопросам:

– Как называется самая плодородная почва? (Чернозем.)

– Что за темный слой, из которого выделяется неприятный запах при горении? (Перегной.)

– Из чего состоит почва? (Пять главных компонентов.)

– Какие живые организмы живут в почве?

V. Изучение нового материала.

Работа с текстом (с. 91–92).

– Какие еще обитатели почвы не были названы при чтении сказки? (Многоножки, личинки, нити грибниц, бактерии, микробы.)

– Выберите обитателей почвы. Расскажите, как эти организмы влияют на почву.

(Растения, микроорганизмы, медведи, дождевые черви, кроты, насекомые, личинки, землеройки, рыбы, мыши, змеи, грибы.)

Учитель на доске моделирует «многоэтажный дом», обитатели которого живут на разных глубинах, с помощью рисунков, изображаюших животных. В ходе работы дополняет элементами.

– Почему почву называют многоэтажным домом? (В разных слоях почвы своя жизнь. В почве обитают микроскопические грибы, бактерии, насекомые, черви, многоножки, мелкие грызуны и другие звери.)

– Каких почвенных животных наблюдали? Когда?

– Расскажите о правилах работы с почвой. (Тщательно мыть руки после работы с почвой, закрывать бинтом или пластырем ранки, через которые могут проникнуть бактерии.)

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки выпрямил, согнул,

И тихонько – раз – шагнул.

– Отгадайте загадку:

Нога одна, а рук много. (Дерево.)

Рисунок дополняет модель «Круговорот веществ».

– Как деревья «дружат» с почвой?

– Как дерево дает пищу живущим в почве организмам? (Учитель ставит стрелку.)

– Кто и как в почве перерабатывает растительные и животные остатки?

– Какую роль при этом играют насекомые? Бактерии?

– Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот подтверждение того, что в природе все взаимосвязанно.

– Как можно назвать этот процесс? (Круговорот.)

Учитель прикрепляет табличку «Круговорот веществ в природе».

Главная часть почвы – перегной, он самый плодородный ее слой. Из него под действием микробов образуются соли, которые растворяются в воде. Их используют растения. Растениями питаются многие животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву, и под действием бактерий, а также благодаря работе почвенных животных превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения, а растения поедают животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву.

– Вообразите, что было бы на Земле без переработчиков останков растений и животных. (Не было бы почвы.)

Вывод: без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна.

VI. Закрепление и обобщение.

– За что Кузя из сказки про дождевого червя говорил человеку «спасибо»? (За внесение в почву удобрений.)

– А может внесение удобрений навредить почве? (Да, если вносить больше нормы, удобрения накапливаются и загрязняют почву. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы. Почва теряет плодородие.)

Работа по группам.

Учитель делит класс на группы для выполнения заданий на карточках.

Задание: исправить ошибки, допущенные в тексте, доказать правильность своего ответа.

Карточка 1

Из остатков растений и животных формируется главная часть почвы – перегной, который с водой всасывают корни растений; растениями питаются животные; затем из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.

(Перегной растения не всасывают, они питаются водой с растворенными в ней солями.)

Карточка 2

Из остатков растений и животных образуется перегной, под воздействием воды перегной превращается в соли, микробы, находящиеся в почве, помогают растениям всасывать эти соли (так растение питается), затем растениями питаются животные, которые, отмирая, вновь образуют перегной, и т. д.

(Все процессы в почве происходит постоянно и одновременно, а не последовательно.)

Карточка 3

Из остатков растений и животных образуется перегной, из которого под действием микробов образуются соли, растения корнями всасывают из почвы воду с растворенными в ней солями; растениями питаются животные; из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.

(Ошибок нет.)

Карточка 4

Вставить пропущенные слова.

Из остатков растений и _____ (животных) образуется ______ (перегной), из которого под действием ______ (микробов) образуются ______ (соли), растения корнями всасывают из почвы _______ (воду) с растворенными в ней _______ (солями), животные питаются _______ (растениями); из отмерших _______ (растений и животных) вновь образуется _______ (перегной).

VII. Итог урока.

– Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему? (Опавшая листва, хвоя, трава после гниения возвращают почве питательные вещества, взятые ранее. Удаление хвои и травы из-под деревьев означает полную потерю питательных веществ, а это приводит к снижению плодородия почвы.)

– Почему бактерии и грибы ученые называют восстановителями, или рекультиваторами земель? (Они обогащают почву различными минеральными солями.)

– Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми земледельцами, почему? (Почвенные бактерии. Они способны обеспечить растения необходимыми элементами питания.)

– Каких животных можно назвать архитекторами плодородия и почему? (Дождевых червей. Они создают зернистую структуру почвы.)

Домашнее задание: рабочая тетрадь (задание 88).

Рассказ о том, какие изменения происходят в почве в разные времена года.

Учебник (с. 91–93), подобрать пословицы и поговорки о почве.

Как люди могут помочь корням растений дышать и как это делают животные . пожалуйста !!!!!!!! даю спасибо♥ и лучший ответ /\/\/\ !!!!!

Дыхание растений охватывает все его части – стебли, листья, корни, плоды, цветки. Также как человек и животные растения дышат кислородом, поглощая его вместе с углекислым газом из воздуха. Во время дыхания растения тратят углеводы, которые образуются во время фотосинтеза. Фотосинтез же, это процесс, в процессе выполнения которого образуются органические вещества, присущ он только зеленым растениям. Органические вещества образуются из воды, элементов питания, подаваемые корнями, из солнечной энергии или света, а также углекислого газа, который поглощается из воздуха. Данная фотосинтетическая деятельность протекает в естественных условиях только в светлое время суток, в оставшееся же время все накопленные продукты отходят из листьев и другие части растения. Продуктами процесса фотосинтеза являются углеводы (крахмал и сахар), а также белки. Влияние на фотосинтез оказывают температура, воздух, вода и прочие факторы. Дыхание считается противоположным фотосинтезу процессом. Его особенностью является непрерывность в течение всех суток. Интересно, а с помощью чего дышат растения? Основным дыхательным веществом является сахар, при его недостатке распаду подвергаются органические кислоты, жиры, белки. Дыхание влияет на процесс роста самым непосредственным образом. Химическая энергия, которая освобождается при дыхании, служит источником процесса образования новых органов растений. При нарушении процесса дыхания в корневой системе, это может грозить растению гибелью. Все это подтверждает единство фотосинтеза и дыхания в растительном организме. Отвечая на вопрос, чем дышат растения, мы можем с точностью утверждать, что дыхание — это сложный биохимический процесс, в результате которого растения поглощают углекислый газ при помощи устьиц на листьях, через них же они выделяют кислород.

Дыхание корня

Корни, как и все органы растения, дышат (и, как оказывается, растения умеют думать). При дыхании поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Для нормального роста и развития растения необходимо, чтобы к корням постоянно поступал свежий воздух, а для этого необходимо рыхление почвы.

Дыхание

— важнейший процесс, без которого растение не может жить. От дыхания корней зависит функция поглощения воды и питательных веществ, рост и развитие растений. В растениеводстве применяются различные агротехнические приемы для улучшения дыхания растений. Чаще всего недостаток воздуха испытывают корни, поэтому специальными культиваторами рыхлят почву, улучшая доступ воздуха к корням. Особенно страдают от недостатка воздуха растения на тяжелых глинистых и заболоченных почвах.

Выводы:

1. Воздух необходим для дыхания корней, от которых зависит рост и развитие растения.
2. При выращивании растений почву необходимо рыхлить.

Значение обработки почвы, внесения удобрений, полива для жизни культурных растений

Почва

— это верхний, плодородный слой земли, в котором размещаются корни растений и живут некоторые животные и микроорганизмы. Растительные и животные остатки под влиянием микроорганизмов разлагаются и образуют перегной, который необходим растениям.

Таким образом, почва для растения является средой, из которой она получает воду и элементы питания, а также воздух для питания корней.

Почва обладает особым свойством —

Плодородием

— это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и другими условиями для их жизнедеятельности. От плодородия почвы зависит урожайность с/х культур. Поэтому правильная обработка почвы будет способствовать сохранению ее плодородия. Вспашка, боронование, культивация — традиционные приемы обработки почвы, которые проводятся ежегодно. Земельное законодательство предусматривает меры по повышению плодородия почвы. С этой целью с 1982 г. проводится мелиорация земель, она оказывает длительное, коренное воздействие на почву и включает целую систему организационных, хозяйственных, технических и других мероприятий. В засушливых зонах используется искусственное орошение, а в районах переувлажнения — осушение земель. Одно из важнейших условий получения гарантированных урожаев — это водообеспеченность корней растения.

Корнеплоды (видоизменение корня)

Что способствует дыханию листа растений т.е. что нужно для дыхания листа растений

Органические вещества из неорганических зеленое растение образует только на свету. Эти вещества используются растениями для питания. Но растения не только питаются. Они дышат, как все живые существа. Дыхание происходит непрерывно днем и ночью. Дышат все органы растения. Растения дышат кислородом, а выделяют углекислый газ, как животные и человек.

Убедиться в том, что растение дышит, позволяет опыт. Возьмем веточку какого-либо растения, на которой не меньше 10—12 листьев. Взамен веточки можно взять несколько листьев герани или примулы с длинными черешками. Веточку или листья поставим в стакан с водой. Стакан установим на тарелке, рядом с которой поставим другой стакан с прозрачной известковой водой. Затем все это закроем стеклянным колпаком или большой стеклянной банкой и поместим в темный шкаф 55. В темноте растения, как вы уже знаете, не могут выделять кислород. В темном шкафу листья растений будут только дышать, а значит, поглощать кислород и выделять углекислый газ. От углекислого газа, выделяемого листьями, налитая в стакан известковая вода помутнеет. Дыхание листьев не прекращается и на свету, так как растения, как животные и человек, дышат круглые сутки — и на свету, и в темноте.

Значит, на свету в растении протекают два противоположных процесса. Один процесс —фотосинтез, другой — дыхание. Во время фотосинтеза создаются органические вещества из неорганических и поглощается энергия солнечного света. Во время дыхания в растении расходуются органические вещества, а энергия, необходимая для жизнедеятельности, освобождается. На свету в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Вместе с углекислым газом растения на свету поглощают из окружающего воздуха и кислород, необходимый растениям для дыхания, но в гораздо меньших количествах, чем выделяют при образовании сахара. Углекислого газа при фотосинтезе растения поглощают гораздо больше, чем выделяют его при дыхании. Декоративные растения в комнате при хорошем освещении выделяют днем значительно больше кислорода, чем поглощают его в темноте ночью.

Дыхание во всех живых клетках органов растения происходит непрерывно. Когда прекращается дыхание, растение, так же как и животное, погибает.

Дыхание растений

Все живые организмы дышат. В процессе дыхания осуществляется распад более сложных органических веществ на более простые и неорганические. Смысл дыхания в том, что в результате происходит выделение и запасание энергии, которая необходима для различных процессов жизнедеятельности.

Подавляющее число организмов для окисления органических веществ используют кислород, который берут из воздуха. Одним из конечных продуктов дыхания является углекислый газ, который должен выводиться из организма в окружающую среду.

Таким образом, растения, также как и животные, дышат. А для этого они поглощают из воздуха кислород и выделяют в воздух углекислый газ. Однако у растений, в отличие от животных, есть процесс фотосинтеза, при котором газообмен обратный: растение поглощает из воздуха углекислый газ, а выделяет в него кислород. Поэтому заметить, что растения все-таки дышат можно лишь в темное время суток, когда фотосинтеза нет, либо протекает его темновая стадия.

При активном процессе фотосинтеза выделяется куда больше кислорода, чем его поглощается для дыхания. Поэтому суммарно в светлое время суток растение выделяет кислород и поглощает углекислый газ. Хотя при этом поглощение кислорода и выделение углекислого газа также происходят, т. е. осуществляется процесс дыхания.

В темное время суток растения выделяют углекислый газ и поглощают кислород, т. е. газообмен осуществляется только для процесса дыхания.

У большинства сложно-устроенных животных для процесса дыхания существует специальная дыхательная система. Благодаря ей кровь насыщается кислородом и разносит его по клетками организма. Такие животные не дышат всей поверхностью тела, или такой способ является вспомогательным. Растения же поглощают кислород всей поверхностью тела, особенно листьями. У них нет специальной дыхательной системы, есть лишь межклетники облегчающие газообмен. Другими словами, клетки растений поглощают кислород прямо из воздуха.

Растения, как все живые организмы, в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Газообмен у них происходит через устьица на листьях, а также через чечевички на стеблях и трещины в коре. Внутри тканей кислород следует по межклетникам, потом проникает в клетки. Доступ кислорода ко всем органам растения – одно из основных условий жизни. При плохой обработке почвы или на переувлажненных почвах корням растений не хватает воздуха и, следовательно, кислорода. Поэтому при застое воды на отдельных участках поля большинство растений погибает. Ведь растения, так же как люди или животные, умирают без кислорода. Но у них потребность в кислороде меньше, чем у животных, и у них нет таких сложных органов дыхания.

Дыхание – это поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа, а также использование кислорода для окисления органических веществ с освобождением энергии (Рис.1).

Рис.1 Сравнение дыхания и фотосинтеза растений

Дыхание Признак Фотосинтез
Кислород 1.Поглощаемый газ Углекислый газ
Углекислый газ 2.Выделяемый газ Кислород
Чечевички, устьица, кожица семян и т.д. 3.Пути газообмена Только через устьица
Во всех живых клетках 4.В каких клетках происходит Только в зеленых клетках, содержащих хлорофилл
Получение и использование энергии из питательных веществ на рост и развитие 5.Роль в жизни растений Запасание энергии света в виде питательных веществ

Во время дыхания часть органических веществ расходуется. Например, прорастающее зерно теряет 3-10% сухого вещества. Чем более неблагоприятна oкружающая среда для прорастания, тем больше требуется питательных веществ и тем интенсивнее дыхание проростка. Энергия, выделяемая во время дыхания, затрачивается на рост и развитие органов растений. Подтвердим опытным путем поглощение прорастающим семенем кислорода и выделение им углекислого газа (Рис.2).

Рис.2 Поглощение кислорода и выделение углекислого газа прорастающими семенами (1-влажные семена, 2-сухие семена)

Возьмем 2 широкогорлые стеклянные банки и в одну из них положим проросшие семена гороха (20-30 шт.). В другую – столько же сухих, непроросших семян гороха. Банки плотно закрываем крышками и ставим в теплое место. Через неделю в банку с сухими семенами опустим горящую свечу. Свеча не потухнет, будет продолжать гореть. Поскольку дыхание сухих семян замедленное, за неделю они не успели поглотить весь кислород из воздуха в банке.

В банке с проросшими семенами свеча сразу же погаснет. Почему? Проросшие семена дышат интенсивно, поэтому они поглотили весь кислород в банке и насытили воздух углекислым газом. Во время набухания и прорастания семян и дальнейшего развития растений дыхание в тканях усиливается. Межклеточные воздушные пространства в тканях растений облегчают движение газов.

Влияние различных условий на дыхание растений
Интенсивность дыхания у разных частей растения неодинакова. Наиболее высока она у молодых быстро растущих органов и тканей. С окончанием периода активного роста растений дыхание их тканей ослабевает. Активнее дышат высокогорные и светолюбивые растения (по сравнению с теневыносливыми). Дыхание растений усиливается с повышением температуры, когда речь идет о потеплении. Но в зной оно ослабевает, а при 45-50°С почти прекращается. Таким образом, на дыхание растений влияют различные факторы.

1. Влияние воды. Сухие семена (10-12% влаги) дышат очень слабо. Если содержание влаги в семенах достигает 33%, то дыхание усиливается, расход питательных веществ увеличивается, и семена начинают прорастать. Поэтому при хранении в зернохранилищах влажность зерна не должна превышать 12-14%. Только в таких условиях семена могут долго храниться.

2. Влияние температуры. Чем выше температура окружающей среды, тем интенсивнее дышат семена. Даже зимой при температуре -20-25°С дыхание растений не прекращается, оно лишь замедляется. Дыхание семян прекращается при температуре +50°С. Зимой в клубнях картофеля, хранящегося при низкой температуре, дыхание замедляется.

3.Влияние света. При наличии достаточной освещенности дыхание растений ускоряется. Теневыносливые растения дышат слабее светолюбивых. Если поместить молодые проростки в темное место, их дыхание немного замедлится.

4.Влияние воздуха. Всему живому на Земле, кроме некоторых бактерий, необходим кислород. Мы дышим воздухом, в котором кислород находится в определенном соотношении с другими газами (азот, инертные газы, углекислый газ).

Когда в воздух попадают отходы промышленного производства, это соотношение изменяется, что может оказаться губительным для растений, животных и человека.
В последнее время можно часто слышать выражения озоновые дыры, и парниковый эффект. Эти явления связаны с состоянием воздушной оболочки Земли. Накопление вредных веществ в атмосфере оказывает отрицательное воздействие на все живое, и на растения в том числе. Их дыхание замедляется.

Какие же вещества загрязняют воздух? Вот главные из них:
1.Углекислый газ, выделяемый всеми живыми организмами, обитающими на Земле.
2.Отходы производства и газы, выделяемые заводами и фабриками, прежде всего угарный газ, зола, сажа, пыль, копоть, дым.
3.Выхлопные газы автомобилей.
4.Ядовитые газы, выделяемые синтетическими веществами, созданными химическим путем.
5.Пылевые частицы ядохимикатов, используемых в сельском хозяйстве.

Рост и развитие растений в условиях загрязненной атмосферы замедляются.
Они быстро подвергаются различным вредным воздействиям. Таким образом, воздух необходим не только для надземных органов растений, но и для корней, находящихся в почве. Если не будет обеспечен достаточный приток воздуха к корням, их дыхание замедлится, и они погибнут. Если корни постоянно покрыты водой, они загниют. Корни обеспечивают всю надземную часть растения питательными веществами и водой. Без них само растение неминуемо погибнет.

Роль зеленых растений:
1.Создание органических веществ.
2.Поступление кислорода в атмосферу
3.Поддержание постоянного содержания углекислого газа.
4.Участие в создании почв.

Зеленые растения запасают энергию космического светила – Солнца в виде органических веществ, используемых живыми существами нашей планеты.

Дыхание – это процесс, происходящий во всех живых организмах: поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Кислород используется для окисления органических веществ, чтобы извлечь из них энергию. Растения запасают энергию солнечного света в виде органических веществ в ходе фотосинтеза и используют эту энергию, окисляя вещества в ходе дыхания, В целом, растения интенсивнее фотосинтезируют, чем дышат.

Воздушный режим

Всем высшим и большинству низших растений для жизнедеятельности необходим воздух, т. е. определенная газовая среда, которая в открытом грунте может изменяться в зависимости от рельефа участка, типа защитных полос, свойств почвы и т. д. В закрытом грунте газовую среду можно регулировать проветриванием, подкормками углекислым газом.

Из воздуха растения поглощают углекислый газ и кислород в процессах ассимиляции и дыхания, интенсивность которых зависит от освещенности, влажности, температуры и снабжения растений питательными веществами.

Интенсивность дыхания растений в разные периоды развития неодинакова. Особенно энергично дышат прорастающие семена. С ускорением роста возрастает интенсивность дыхания, поэтому молодые растения дышат активнее, чем взрослые. Зимой у растений этот процесс снижается до минимального уровня.

Дышат все органы растения, в том числе и корни. Вот почему необходимо поддерживать почву в рыхлом состоянии. Кроме того, в хорошо обработанной почве лучше протекает жизнедеятельность полезных микроорганизмов, обеспечивающих минерализацию растительных остатков и других органических веществ. При неблагоприятных условиях для дыхания наступает кислородное голодание, приводящее иногда к ослаблению, заболеванию и гибели растений. Подобные явления наблюдаются при длительном затоплении участков водой, образовании ледяной корки и т. п. В подобных случаях нужно быстрее отвести воду или разрушить ледяную корку.

Дыхание сопровождается значительным выделением тепла. Особенно энергично оно выделяется при дыхании грибов и бактерий. На этом свойстве основано использование навоза в парниках в качестве биотоплива. У некоторых растений в процессе дыхания температура повышается на несколько градусов относительно температуры окружающего воздуха. Поэтому необходимо постоянно обеспечивать растения свежим воздухом, богатым кислородом. Особенно это важно при прорастании семян, появлении всходов, укоренении черенков, во время цветения растений. Вот почему посевы семян, черенкование, пикировку сеянцев необходимо проводить в рыхлую воздухопроницаемую землю, а также систематически рыхлить почву в открытом грунте и в горшках с комнатными растениями.

Для жизнедеятельности растений необходим и углекислый газ, составляющий 0,03% общего объема воздуха. Из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза создается органическое вещество. Опыты показали, что при обогащении воздушной среды, окружающей растение, углекислым газом усиливается рост, возрастает продуктивность, а также повышается устойчивость растений к различным заболеваниям.

Усилить углеродное питание растений можно, внося в почву удобрения в виде солей угольной кислоты, поливая водой, насыщенной углекислотой, а также используя неразложившиеся органические удобрения.

Подкормка углекислым газом дает эффект только в солнечные дни, а оптимальной дозой является насыщение воздуха им до 0,3%. Отдельные культуры давали наибольший эффект и при меньшем насыщении воздуха углекислым газом. В то же время чрезмерное увеличение его концентрации (выше 3%) приводит к гибели растений.

Источник: Учебная книга цветовода. А. А. Чувикова, С. П. Потапов, А. А. Коваль, Т. Г. Черных. М.: Колос, 1980

Воздушный режим
Для нормального роста и развития растениям необходимы кислород для дыхания и углекислый газ для образования органического вещества в процессе фотосинтеза. Все части растения нуждаются в полноценном обеспе-
чении их кислородом: надземная часть растения получает кислород из атмосферы, где его содержится до 21 %, а подземная часть получает кислород из состава почвенного воздуха. Надземная часть взрослых растений не испытывает недостатка в кислороде, однако их корневая система нуждается в нем, так как имеющийся в почвенном воздухе кислород частично поглощается микроорганизмами, а пополнение его из воздуха затрудняется из-за уплотнения почвы или образования корки на ее поверхности. Поэтому рыхление земли и разрушение почвенной корки играет важную роль в обеспечении корневой системы растений кислородом.
Кислород жизненно необходим также посеянным в почву прорастающим семенам. Особенно губительно сказывается его недостаток во время прорастания семян, которые часто погибают, не образовав всходов. Причиной недостатка кислорода в почве может быть ее переувлажнение, когда вода вытесняет воздух из почвенных пор. Поэтому следует соблюдать режим увлажнения почвы, регулярно разрыхлять ее верхний уплотненный слой и разрушать образующуюся после поливов почвенную корку, особенно на глинистых почвах.
Мульчирование органическими материалами в значительной мере нормализует газовый обмен в почве и ее насыщение кислородом, так как препятствует уплотнению верхнего слоя почвы, образованию корки и поддерживает почву в увлажненном разрыхленном состоянии.
Углекислый газ — основной источник, за счет которого растения формируют свои плоды и обеспечивают урожай. В сухом веществе растений содержится в среднем 45 % углерода. Однако находящегося в атмосфере углекислого газа недостаточно для активной ассимиляции и нормального протекания фотосинтеза растений. Дополнительным источником углекислого газа служит почва. Так, хорошо возделанная огородная почва ежечасно выделяет в воздух 1—2 г углекислого газа на 1 м2 площади. Повышение содержания углекислоты в воздухе весьма благотворно влияет на повышение урожайности растений. В условиях открытого грунта повысить концентрацию углекислого газа в воздухе возможно лишь за счет обогащения почвы углекислотой.
В почве углекислый газ образуется в результате жизнедеятельности микроорганизмов, разлагающих органическое вещество. Обогащению приземного слоя воздуха углекислым газом способствует рыхление почвы и внесение органических удобрений, компоста. Рыхление
почвы повышает приток кислорода к корням растений и микроорганизмам. Это усиливает дыхание корней и жизнедеятельность бактерий, разлагающих органическое вещество в составе почвы, в результате чего увеличивается выделение углекислого газа из почвы. Растения, таким образом, получают возможность поглощать углекислоту не только из воздуха, но и из почвы через корневую систему.
Обогащению приземного слоя воздуха углекислым газом способствуют:
* дополнительное удобрение углекислотой, что улучшает рост и развитие растений, увеличивает размер и число листьев, ускоряет плодоношение;
* рыхление почвы;
* внесение удобрений (особенно органических), что усиливает дыхание корней и жизнедеятельность бактерий, в результате чего увеличивается выделение углекислого газа из почвы.
Однако избыточное содержание углекислоты в почве (свыше 1 %) отрицательно сказывается на развитии корневой системы растений. При образовании корки на поверхности почвы, затрудняющей газообмен, действие избытка углекислоты на медленно прорастающие семена моркови, петрушки, лука и других культур оказывается губительным. Это еще раз свидетельствует о крайней необходимости применения такого простого агротехнического приема ухода за растениями, как рыхление.
Содержащийся в воздухе азот могут усваивать только микроорганизмы, находящиеся в почве или в клубеньках корней у бобовых или мотыльковых культур (горох, фасоль, бобы), после уборки которых почва обогащается его соединениями.
В условиях закрытого грунта также можно успешно регулировать газовый обмен. В теплицах для увеличения содержания углекислого газа в воздухе устанавливают бочки, заполненные на треть коровяком или птичьим пометом. Остальной объем заполняют водой и содержимое перемешивают 2—3 раза в день. При разложении органического вещества в воздух будет выделяться большое количество углекислого газа, форточки при этом закрывают.
На долю углерода, поступающего из почвы, приходится около четверти общего количества углекислого газа, потребляемого растениями. Поэтому подкормка овощных культур угольной кислотой способствует повышению урожая, а в ряде случаев ускоряет цветение растений, образование женских цветков, развитие листовой поверхности.
В утренние часы в солнечную погоду можно раскладывать брикеты сухого льда из расчета 10—15 г/мЗ теплицы.
Надземные органы растений испытывают недостаток кислорода в парниках, обогреваемых навозом, где объем воздуха небольшой, а кислород активно расходуется на жизнедеятельность микроорганизмов, разлагающих органические вещества с выделением тепловой энергии. Для улучшения снабжения кислородом корневой системы тщательно рыхлят почву, ограничивают поливы, наряду с этими приемами необходима вентиляция теплиц и парников.

Растения при дыхании поглощают

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *