Порода лошадей на кавказе

Исторические сведения о горских лошадях Северного Кавказа

Коневодство

Пород лошадей, способных удовлетворительно работать в условиях высокогорья в Европе и Азии, не так уж много. Следует отметить их характерные особенности на примере карачаевской лошади, разведением которых на протяжении веков занимались балкарцы и карачаевцы.

«Карачаевская порода, верхово-упряжная горная порода, близкая по происхождению к кабардинской. Отличается более массивным телосложением». (Д. Я. Гуревич, «Словарь — справочник по коневодству», Москва, 1991г., с.77).

Действительно, эти породы очень похожи, но классификация данной породы как горной, указывает на ее распространение из горного Карачая и Балкарии в равнинную Кабарду. Обратный путь распространения готовой горной породы лошади — с равнин в горы — необъясним с точки зрения ее породных качеств, конституционных и физиологических особенностей. Горную среду, как ландшафт формирования карачаевской и кабардинской пород, отмечают все источники по коневодству:

«Кабардинская порода, верхово-упряжная, выведенная в горных районах Северного Кавказа… Эта лошадь может уверенно двигаться под всадником или вьюком по горным тропам». (Там же с. 73)

В фундаментальном справочнике по коневодству в СССР сказано: «Кабардинская лошадь выведена в горах и предгорьях Северного Кавказа. Эта местная (аборигенная) порода лошадей верхово-вьючного типа. Происходит из горных лошадей Кавказа… Табунное воспитание и систематические передвижения в горной местности выработали у этой породы способность хорошо ориентироваться в горах, осторожно передвигаться по горным тропам, легко преодолевать значительные подъемы и спуски, а каменистый грунт способствовал образованию исключительно прочного копыта». (ВНИИК, «Книга о лошади», Москва, 1952 г., с.262).

Там же дан краткий анализ о генезисе кабардинской породы лошадей:

«Происходит она от местных, горных лошадей Кавказа. В ее образовании приняли участие южные породы: карабахская, туркменская, арабская и степные породы, поступавшие из южно-русских степей, а также с Востока. Некоторое влияние оказала на кабардинскую породу ногайская лошадь, долгое время разводившаяся на Северном Кавказе, в непосредственной близости от районов разведения кабардинской лошади» (Там же, с.461).

«В Терской области в 1892г. числилось до 37,5 тыс. табунных лошадей, из которых 20 тыс. голов были ногайской породы, остальные — кабардинской и смешанных пород». (П. А. Шацкий «Сельское хозяйство Предкавказья в 1886-1905гг.» // НВСЭРЮВР. с. 158; «Военно-статистческое описание Терской области», ч.1. Тифлис, 1888г. с.67-68) В специальной литературе по коневодству неоднократно подчеркиваются специфические особенности горных пород лошадей, обусловленные их выведениям в условиях высокогорья. Так, например, пишется и о кабардинской лошади: «Весьма ценна также кабардинская порода лошадей, созданная в горных районах Северного Кавказа еще в XVIII и ХIХвв. Это типичная верхово-въючная порода, приспособленная к высокогорным условиям». (3, с.82)

Совершенно очевидно, что эти характерные качества породы вырабатывались веками в горах, при определенных условиях эксплуатации (доставка грузов на горные коши, продукции животноводства с кошар в села, транспортировка сена, переходы через перевалы и т.д.) и связаны с бытом, методами хозяйствования и потребностями именно горского населения — карачаевцев, балкарцев. У степных и предгорных пород лошадей подобные качества отсутствуют в силу равнинных условий их эксплуатации и разведения. Возникает вопрос, откуда у лошади равнинной Кабарды могли сформироваться столь выраженные качества адаптированности к высокогорью — свыше 2000 м. над уровнем моря, и для чего они были нужны жителям равнин? Возникает вопрос и о древности участия карабахской, туркменской и арабской пород в формировании карачаевской породы. Насчет датировки использования ахалтекинцев населением горной Балкарии и Карачая можно сослаться на мнение известного этнографа В. Б. Ковалевской. Она отмечает:

«К VIII-XI вв. у алан в качестве верховых употреблялись два вида лошадей — быстроаллюрные кони типа ахалтекинцев и лошади горного типа, похожие на карачаевских»

Роль средневековой Алании (раннефеодального государства карачаево-балкарского народа) в выведении и разведении породистых и адаптированных к ландшафту коней подтверждается и данными из адыгской версии нартского эпоса. Один из персонажей эпоса завидует своему противнику, чей конь «объезжен в Алунии», «приучен к седлу в Алунии», т. е. Алании. (П. У. Аутлев. «О сираках, роксоланах и аланах нартского эпоса.- XVII вв.», Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов и сообщений. Майкоп, ] 992, с.56).

Отличительной особенностью карачаевской и кабардинской пород лошадей является горбоносость. В данном случае следует добавить, что выпуклый профиль или горбоносость встречается в основном только у тяжеловозных пород лошадей. Как исключение этот при знак встречается у нескольких пород верхо-вьючного типа: липпицианской лошади, староиспанской, карачаевской, кабардинской и кустанайской. Историк — алановед Р. Хатуев считает, что староиспанская порода лошадей появилась в Испании вместе с аланами, предками балкарцев и карачаевцев. То, что аланы вместе с вандалами и готами были в Испании общеизвестный факт.

По мнению многих ученных, одним из несомненных очагов одомашнивания дикой лошади являлись обширные области Средней Азии и Юго-Восточной Европы. Важно отметить, что и на изделиях скифской торевтики изображенные лошади в профиле горбоносые (ваза из Чертомлыкского кургана, сосуд из кургана Солоха). Авторитетное мнение специалиста-этнографа в данном случае подтверждает мнение специалистов-коневодов об участии азиатской лошади в формировании карачаево-кабардинской породы, но при этом дана и исторически обоснованная датировка этого процесса — VIII — XI вв. Говоря об этом периоде, невозможно утверждать о присутствии кабардинского этноса в пределах Центрального Кавказа, (исторической Алании — современных Карачая и Балкарии). Территорией их проживания вплоть до конца XVI века являлось восточное побережье Азовского моря и нижнее Прикубанье.

Теперь стоит сопоставить данные о древности горской (карачаево-балкарской) породы лошадей, отмечаемой в приведенных средневековых источниках VIII-XI вв., с известной позднесред-невековой (конец XVI в.) территорией расселения кабардинцев на восточном побережье Азовского моря (данные венецианских, генуэзских карт конца XVI в.).

Согласно этнической истории кабардинцев, территория их проживания связанна с равнинами устья Кубани, а не Центральным Кавказом. Таким образом говорить о генезисе рассматриваемой породы горской лошади с Кубани безосновательно. Не должен смущать этнический термин в названии породы. В мире существуют «этнические» породы лошадей: арабская, английская, венгерская, ногайская, туркменская, киргизская и т.д. Карачаевцы и балкарцы могут гордо утверждать, что их предками выведена своя, адаптированная к высокогорью Кавказа карачаевская порода лошадей. Всем известно, учить тюрков коневодству — все равно, что учить французов или испанцев виноделию. В силу этих фактов региональный приоритет карачаевцев и балкарцев не должен быть предметом претензий, спекуляций или обид. Наибольший вред истории приносят невежество и предвзятое к ней отношение. Видимо стоит напомнить, что из тюрко-монгольского мира распространились в мире стремена, путы, аркан, таврирование скота, тактика стрельбы на скаку, шашка, создание и масштабное применение конных армий. Очевидно и то, что нет такого места в Евразии, где не ступали копыта тюркских коней. Пожалуй, это единственный этнос в Евразии, который до наших дней эстафетно сохранил самобытную культуру древних скотоводов.

По мнению арабских коневодов, их порода берет свое начало от туркменских ахалтекинцев. Все современные чистокровные английские лошади восходят по прямой мужской линии к трем восточным жеребцам. Один из них, Бейерлей-Терк (отбитый у турок при осаде Вены в 1683г.) был выращен в Турции; второй — Дарлей-Арабиан (купленный в Алеппо и ввезенный в Англию в 1710г.) — был, судя по сохранившемуся изображению, ахалтекинец; третий — Годольфин-Арабиан, — был северо-африканской лошадью.

Даже к XXI веку у каждого тюркского народа сохранилась своя порода лошадей. Лошади тюркских народов известны в истории с древнейших времен, изображения их сохранились на скальных рисунках Алтая, Тувы и Казахстана. Считается, что именно тюрки первые приручили дикого коня, их вклад в истории коневодства огромен. Единственный народ, кто разводит лошадей за полярным кругом, это тюрки — якуты, их порода считается самой северной в мире. Противоположность ей — лошади туркмен, одна из красивейших южных пород лошадей мира. Большое влияние в формировании местных пород России оказали лошади тюркских народов: хазар, алан, болгар, печенегов, половцев, торков, туркмен и татар. В этой связи напомним мнение выдающего историка Л. Н. Гумилева о том, что «балкарцы и чуваши сложились раньше, чем сами древние тюрки». Наверное, эти народы, сложились со всем этническим комплексом: материальной и духовной культурой, традициями животноводства и коневодства. Об успехах в коневодстве жителей Северного Кавказа пишет и академик В. А. Гордлевский: «5 эпоху Сельджукидов в Малую Азию поставляли с Кавказа лошадей «тавлинских» пород» («Избранные сочинения» т. I, M. с. 144, 1960 г.).

Стоит обратить внимание и на то, что термин XI-XII вв. — «тав-линская порода», происходит от тюркского слова тау/тав — гора, одного из самоназваний балкарцев и карачаевцев таулу — горец. Да и в дореволюционных российских изданиях эта порода (современная карачаевская) часто именовались «горской породой», т.е «таулинской». В средневековье после вторжения войск Чингисхана, войны из тюркских народов, точнее половецкой конфедерации, оказались в Египте. Они известны в современной истории как мамлюки, гулямы. Судьба этих воинских формирований имеет славные страницы. Они создали ксенократийные государства от Бенгалии до Египта, защитили мусульманский мир от крестоносцев. В течение 400 — летнего правления мамлюки оставили множество письменных документов: словари, трактаты по военному искусству, поэмы и стихи на родном им тюркском языке. По мнению известных востоковедов, этот язык наиболее близок современному карачаево-балкарскому диалекту тюркского языка. Оторванные от основного массива этноса, они, в конечном итоге, растворились в среде окружающих народов, оставив о себе славную память. («Происхождение мамлюков», г. Алмата. издательство «Кочевники», 2004г., с.80).

Вот что писал арабский историк XIII века Ибн-ал-Ибри о тюрках — мамлюках и их лошадях:

«Что касается тюрков, они искусней всех в верховой езде. Его конь взлетает на склоны гор и опускается на дно ущелий с недоступной никому легкостью. Тело тюрка совсем не тяготит спину лошади, ноги его не оставляют следов на земле. Что касается выносливости в движении рысью во время длительных походов, никто не может сравнится с тюркским скакуном».

Вряд ли можно считать арабов дилетантами в коневодстве, они создали одну из лучших пород лошадей мира. Как мы , видим, наблюдательный историк, тонко отметил отличительные качества этой породы недостающие арабским скакунам: «Его конь взлетает на склоны гор и опускается на дно ущелий с недоступной никому легкостью». Любопытно, что именно этими характерными качествами отличается карачаевская порода от других лошадей. Исторически известно, что в средневековье с Северного Кавказа экспортировали в большом количестве лошадей в страны Востока. У балкарцев, по словам Н. А. Караулова, «коневодство стояло довольно высоко». Далее он пишет:

«Недостаток земли, удобной для пахоты, суровость климата, не всегда позволяющая рассчитывать на удачный урожай, и отличная питательная низкорослая трава способствовало развитию скотоводства в самых широких размерах. Коневодство стоит довольно высоко. Сорт балкарской лошади, — пишет он, — очень хороший, она неприхотлива и вынослива, невысокого роста, крепкое небольшое копыто очень цепко, и лошади эти незаменимы в горах. Однако влечение к кровным производителям немного испортило уже эту породу».

Слова эти относятся к началу XX века, поэтому можно заключить, что в это время балкарцы разводили в основном свою породу лошадей. При этом практически не улучшали ее другими породами. («Болкары на Кавказе»// «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», Тифлис, 1908г. Выпуск XXXVIII. с. 142). Поскольку балкарцы и карачаевцы — это единый народ, все что сказано о балкарской лошади относится и карачаевской и наоборот.

Б.А.Калоев отмечает: «По данным многих авторов, относящимся к этому же времени, у балкарцев было довольно много лошадей, по-видимому, преимущественно местной породы, во всех пяти обществах: в Баксанском — 1302 головы, Чегемском — 2096, Хуламском — 871, Безенгиевском — 422, Балкарском — 1209. (итого 4900) Балкарская лошадь имела большое сходство с осетинской, эта порода, несомненно, была создана общими усилиями обеих народов». (СНСК, с.73).

Возможно, Калоев прав, если иметь в виду родство карачаевцев, балкарцев и дигорцев, но в остальной части Осетии коневодством практически не занимались. Это относится и к мулам: «Мулов разводили по этнографическим данным, только в Балка-рии, отчасти в Западной Осетии -Дигории» (Ук. р. с.85). Этот факт отметил в свое время и выдающийся осетинский поэт Коста Хетагуров в этнографическом очерке «Особа»: «Лошадь (в Осетии — Н.Б.) была прежде роскошью. Она применялась только для верховой езды и перевозки вьюков». В Осетии середины XIX века владелец, имеющий 2-3 лошадей, считался богатым (газета «Терские ведомости», 1874г., №28).

Следует сказать, что для климата и рельефа горной Осетии и Чечни наиболее подходила горная карачаево-балкарская порода лошади, поэтому ближайшие соседи и закупали их в Балкарии и Карачае. Даже в мифологии осетин коневодческий термин «аласа» — мелкая порода горных лошадей (осет.), свидетельствует о карачаево-балкарском происхождении как самого термина, так и о факте приобретения лошадей в Карачае и Балкарии. Указанный термин «алаша» означает в карачаево-балкарском языке «низкорослый; порода лошади; мерин». Вот, что пишет В. Пфаф об этой «созданной общими усилиями» лошади:

«Можно только удивляться,- пишет он, — необыкновенному проворству, силе и ловкости этих прекрасных горских лошадей. Сидя на такой лошади, можно поручить себя ее инстинкту и, закрывши глаза, переезжать через самые страшные пропасти. Я даже советую закрывать в подобных случаях глаза, потому что тогда голова не кружится и ездок не может терять сознание, что очень возможно при непривычке к подобным ощущениям». (В. Пфаф. «Путешествие по ущельям Северной Осетии» // ССКГ. 1871г. т. I.e. 152).

Да, карачаево-балкарская лошадь закупалась в Осетию, Ингушетию, Чечню, Грузию и Кабарду, и перепродавалась оттуда далее. Но транзит любого товара не говорит о его собственном производстве, иначе надо предположить, что средневековая Византия или Хазария, торговавшие в Европе китайским шелком, сами же его и производили.

Горские породы Северного Кавказа (кабардинские и карачаевские лошади)


Горские породы Северного Кавказа (кабардинские и карачаевские лошади)

Горские породы Северного Кавказа (кабардинские и карачаевские лошади)

С давних пор народы Северного Кавказа, осваивая в качестве места жительства горные местности, приводили туда с собой различных домашних животных. Не все из них прижились в новых суровых условиях, но лошадь, являясь по происхождению сугубо степным животным, в полной мере проявила свои широкие адаптационные возможности и приспособилась к жизни и работе в горах. Благодаря постоянному вниманию со стороны человека к условиям выращивания и терпеливому, творческому подходу к разведению лошадей в местах расселения кабардинцев, карачаевцев и других народов Северного Кавказа сформировался своеобразный тип горской лошади.


Кабардинские и карачаевские лошади имеют сухую, крепкую конституцию

Кабардинская и карачаевская породы выведены путем улучшения местных лошадей восточными жеребцами. Специфические условия существования наложили свой отпечаток на их экстерьерные и интерьерные качества. Табунное содержание летом на пастбище в горах с сильно пересеченным рельефом при резких колебаниях температуры и влажности, а зимой в предгорьях и на равнине с незначительной подкормкой сеном способствовали выработке у этих лошадей приземистости, хорошей подвижности, особой стойкости к невзгодам существования.

Систематическое передвижение в горной местности по твердому, каменистому грунту требовало от них хорошей ориентировки, осторожности на горных тропах, способности легко преодолевать подъемы и спуски, исключительной прочности копыт. Все эти качества учитывали при отборе лошадей на племя.

Лошадей кабардинской и карачаевской пород разводят и широко используют в предгорной и горной зонах всех республик, краев и областей Северного Кавказа.

Лошади кабардинской породы имеют верховый тип сложения, сухую конституцию и характеризуются высокой работоспособностью под седлом в горной местности. В 1935 году был организован конный пробег вокруг Кавказского хребта общей продолжительностью 3000 км. Лучшие результаты показали лошади кабардинской породы. Весной 1936 года одна из них в распутицу прошла 550 км от Пятигорска до Ростова за четыре с половиной дня с максимальным суточным переходом 150 км. Лошадей кабардинской породы выращивают в Малкинском конном заводе и на племенных фермах колхозов и совхозов Кабардино-Балкарской АССР.

Лошади карачаевской породы близки по типу и особенностям экстерьеров к кабардинским, обладают исключительно крепкой конституцией и высокой плодовитостью. Однако они более универсальны — хорошо работают под седлом и в упряжи. Разведением лошадей карачаевской породы занимаются Мало-Карачаевский конный завод и ряд племенных коневодческих ферм Карачаево-Черкесской автономной области.

На базе кабардинской и карачаевской пород в Малкинском и Мало-Карачаевском конном заводах ведется работа по выведению новой породы полукровных лошадей. В основе ее лежит метод воспроизводительного скрещивания путем спаривания кабардинских и карачаевских кобыл с жеребцами чистокровной верховой породы. Уже сейчас получены лошади с большей выраженностью верхового типа, чем у кабардинской и карачаевской пород, более рослые, с хорошими резвостными и спортивными показателями.

Специфика горных пастбищ сильно сказалась на породных признаках горских лошадей. Мало-Карачаевский конный завод
Специфика горных пастбищ сильно сказалась на породных признаках горских лошадей. Мало-Карачаевский конный завод
Так проходят «младенческие» и «отроческие» годы наших верных друзей и помощников. Чтобы они были здоровыми, крепкими, выносливыми, зимой их закаляют на снегу, летом дают вволю погулять на пастбищах
Так проходят «младенческие» и «отроческие» годы наших верных друзей и помощников. Чтобы они были здоровыми, крепкими, выносливыми, зимой их закаляют на снегу, летом дают вволю погулять на пастбищах
Так проходят «младенческие» и «отроческие» годы наших верных друзей и помощников. Чтобы они были здоровыми, крепкими, выносливыми, зимой их закаляют на снегу, летом дают вволю погулять на пастбищах
Так проходят «младенческие» и «отроческие» годы наших верных друзей и помощников. Чтобы они были здоровыми, крепкими, выносливыми, зимой их закаляют на снегу, летом дают вволю погулять на пастбищах
Так проходят «младенческие» и «отроческие» годы наших верных друзей и помощников. Чтобы они были здоровыми, крепкими, выносливыми, зимой их закаляют на снегу, летом дают вволю погулять на пастбищах
Так проходят «младенческие» и «отроческие» годы наших верных друзей и помощников. Чтобы они были здоровыми, крепкими, выносливыми, зимой их закаляют на снегу, летом дают вволю погулять на пастбищах
На международном аукционе в 1-м Московском конном заводе покупателям показывают лошадь в свободном движении, преодолении препятствий, под седлом
На международном аукционе в 1-м Московском конном заводе покупателям показывают лошадь в свободном движении, преодолении препятствий, под седлом
На международном аукционе в 1-м Московском конном заводе покупателям показывают лошадь в свободном движении, преодолении препятствий, под седлом
На международном аукционе в 1-м Московском конном заводе покупателям показывают лошадь в свободном движении, преодолении препятствий, под седлом
На международном аукционе в 1-м Московском конном заводе покупателям показывают лошадь в свободном движении, преодолении препятствий, под седлом
На международном аукционе в 1-м Московском конном заводе покупателям показывают лошадь в свободном движении, преодолении препятствий, под седлом

Лошадь, везущая людей

Каталог статей

  • Категория:
  • 3.3/10

СТРУКТУРА КАБАРДИНСКОЙ ПОРОДЫ ЛОШАДЕЙ

Кабардинская порода лошадей, вместе с помесями, представляющая в настоящее время (к концу 20 века) поголовье свыше 40 тысяч животных и имеющая большой ареал распространения в разных хозяйственных и экологических условиях предгорий и гор Северного Кавказа, характеризуется значительным многообразием внутрипородных групп и сложностью структуры.

Горцы Северного Кавказа с давних пор различали среди своих лошадей различные типы, выделяя их как породы «хуаре», «Шагди» и др. из простых лошадей «алаше».

В предисловии к «Сборнику материалов для описания местностей и племен Кавказа», том 25, Тифлис, 1898 г. Л. Г. Лопатинский писал: «Удача или неудача набега зависит от качества лошади — от ее породы, герой иногда погибает, сидя на коне простой породы, так называемой алаше. Поэтому черкес так старательно различает породы лошадей: белых, рыжих, кудашевских, коней хуаре, трамовских, дандуровских, лоовских, куралеевских, осановских, шолоховских, бекановских».

В дореволюционное время наиболее известными были лошади заводов:

— в Черкессии: Трама, Лоова;

— в Кабарде: Шолох, Атажукина, Абезыванова, Наурузова, Джераштиева, Абукова;

Лошади табунов Трама и Лоова пользовались громкой славой еще в XVIII столетии. Гюльденштедт /1787/, Паллас /1793/, Беннигсен /1794/, Дубенский /1896/.

Лошади Лоова, по свидетельству современников, были некрасивы, но выносливы и смелы (ссылка на Газету «Кавказ» № 43 за 1853 г.)

Лошади завода Шолох с. Коголкино, , по преданиям, происходившие от кабардинских маток и арабского жеребца, были среднего роста, крепкого довольно густого, широкого склада с недлинной шеей и легкой сухой головой с прямым профилем.

Лошади Атажукина с. Заюково, , часто бывали серой масти и обладали прекрасной спиной, были хорошо связаны и имели крепкие конечности.

Лошади Абезыванова с. Верхний Куркужин, были явно улучшенные. Абезыванов имел чистокровных английских жеребцов и придерживался конюшенного воспитания. /Христианович, 1926/.

Лошади Наурузова с. Кызбурун II , преимущественно караковой или темно-гнедой масти, имели длинную горбоносую голову, не особенно большие, но подвижные уши, толстую шею, массивный корпус, с глубокой и широкой грудью при округлом ребре и широком не особенно свислом крупе. Холка у них была средне-развитая, плечо косое, ноги сухие и тонкие.

Лошади Джераштиева с. Хасаут, в противоположность лошадям Шолох и Наурузова, были легкого сухого верхового склада, с несколько угловатыми формами. Они имели довольно большую, длинную /особенно в лицевой части/, узкую, глубокую и горбоносую голову, с характерным прямоватым пристановом к шее. Глаза их были живые, уши большие и подвижные, шея тонкая, иногда оленья, холка высокая, спина прямая, но несколько растянутая, подвздох короткий, круп свислый, грудь не широкая, но глубокая с длинным, несколько плосковатым ребром, конечности длинные, сухие с хорошо отбитыми сухожилиями. Грива и хвост довольно густые, волос тонкий. Масть светло-гнедая, реже темно-гнедая, без отметин. Джераштиевские лошади до последнего времени составляли лучший тип кабардинской лошади, выделенной по утверждению некоторых коневодов с прилитием английской или арабской крови.

Абуковские лошади с. Залукокоаже, пользовались в Кабарде репутацией лучших скакунов.

Табуны и конные заводы князей и помещиков были разрушены во время гражданской войны. Вместе с ними исчезли и вышеотмеченные «породы» горских лошадей. Однако, часть лошадей из табунов горских коннозаводчиков, различающихся по таврам, уцелела и была использована вначале в мелких частновладельческих косяках, а затем в колхозах и конных заводах.

Отродия или хозяйственно-экологические типы

Крупные аборигенные породы в практической работе с ними вполне достаточно подразделять на отродия, породные группы или внутрипородные типы. В кабардинской породе лошадей, кроме кабардинского и карачаевского внутрипородных типов, выделились и другие породные группы, складывавшиеся в разных условиях у разных народов Северного Кавказа. Однако в настоящее время их выделение не диктуется производственной необходимостью и состоянием конского поголовья.

В настоящее время кабардинский и карачаевский внутрипородные типы лошадей, в результате их смешения в колхозах и конных заводах, значительно сблизились.

Генеалогическая структура породы

В результате племенной работы с лошадьми кабардинской породы при чистопородном их разведении в конных заводах и колхозах сложились мужские линии:

— В Кабарде: Атласа, Зураба, Эрокко, Марема, Учинари и др.

— В Карачае: Борея, Даусуза, Тугана, Шамана, Аргамака и др.

— В Черкесии: Копчика, Орлика, Кариоля и др.

Приспособительные качества

Условия круглогодового табунного содержания в разных вертикальных зонах часто с недостаточной кормообеспеченностью, горный рельеф и климат с пониженным содержание кислорода в воздухе, с повышенной влажностью, при частых дождях и туманах, с резкими суточными колебаниями температуры (при заморозках летом) на горных пастбищах создают серьезные требования к организму лошадей в отношении конституциональной крепости, неприхотливости и выносливости.

Это выработало у лошадей кабардинской породы ряд приспособительных качеств, из которых прежде всего надо указать на хорошее использование корма, отличную нажировку на летних пастбищах, обильное отрастание покровного волоса зимой, своевременную линьку весною и крепкое здоровье с устойчивостью против заболеваний, с продолжительным племенным и рабочим использованием.

Лошади кабардинской породы, в течение многих поколений разводившиеся табунным способом, приспособлены к поеданию большого количества грубого корма и травы. Многие из них, всю жизнь находясь в табунах, никогда не получали концентрированных кормов…

Способность довольствоваться подножным и грубым кормом является ценным приспособительным свойством горных лошадей.

РАБОЧИЕ КАЧЕСТВА ГОРСКИХ ЛОШАДЕЙ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В интересной монографии «О крымских лошадях», изданной в Петербурге в 1857 году, неизвестный автор, пишет: «горская лошадь в особенности кажется мне достопримечательностью на нашей земле, не только по способности ее к трудам, сносливости, легкости и ловкости, но такие по редким нравственным ее качествам» — понятливости, воздержанности (на корм) и проч…. «У ней развит инстинкт понимания и чувство осязания». «Ее добронравие, понятливость, спокойствие превосходят всякое сравнение. Кроме того, лошадь деятельно подвижна (сангвинического темперамента, смешанного с холерическим)».

Горские лошади Северного Кавказа имеют живой темперамент, добронравны и весьма отдатливы в работе.

Бесстрашные кони – Альп, «быстрые, как ветер и пылкие, как огонь» в народном эпосе фигурируют как всепонимающие, умные, добронравные и всегда преданные своему хозяину.

«Никакая кровная лошадь не бывает злонравна». «Только негодный жеребец любит кусаться», утверждают адыгейские и арабские пословицы.

Особенно спокойный темперамент имеют лошади высокогорных районов Северного Кавказа. При фотографировании они проявляют даже вялость и не ставят уши как это желательно фотографу, не смотря на все его усилия. Везде эти лошади требуют посыла.

Горские лошади отличаются тонким слухом, обонянием, зрением, и развитым осязанием копытами и вниманием к окружающему, благодаря чему они весьма чутки, осторожны и расчетливы в движениях.

Горские лошади «очень осторожны, так что в состоянии пробраться по таким горным тропам, которые совершенно недоступны для других лошадей. При этом настолько чутки, что в самую темную ночь не сбиваются с дороги, если только седок предоставляет им полную свободу» писали Симонов и Мердер (1895 г.).

«Спрос на доброезжего кабардинца велик и поныне. Приятная езда, ум, цепкость и крепость ног, выносливость и невзыскательность в корме, добрый нрав, не могут не привлекать к этой лошади» указывал Г. Я. Политковский (1895 г.)

«Кабардинка обладает уравновешенным темпераментом, она смела и доверчива, отличительное же достоинство – верный уверенный ход. Она спокойна и не утомляет своим аллюром» отмечал А. Ф. Грушецкий (1911 Г.)

Основной аллюр горской лошади – шаг, короток, низок, но спор и эластичен. Скорость шага: 6-7 километров в час.

Ещё академик Миддендорф А.Ф. (1855 г, 1857 г.) писал, что «страна неровная, гористая, лишенная прямых дорог, побуждает непременно животное к маленьким, ено часто повторяемым шагам и скачкам». «Короткие, быстрые, ловкие движения вспомоществуют, более сжатому и плотному образованию членов, которое опять со своей стороны облегчает такого рода движения».

Передвижение на лошадях в горах по крутым каменистым дорогам возможно только верхом и только шагом. Поэтому горцы предпочитают вырабатывать у своих верховых лошадей особый ускоренный и покойный для всадников аллюр, при котором лошадь переставляет ноги, то по диагонали, то односторонние (полиноходь, ходу, проходку, проезд, переступь, тлях лэуиж, джюрюш). При этом аллюре лошади могут делать до 10 км. в час.

Иноходь среди горских лошадей Северного Кавказа ценится высоко, но встречается редко.

В виду того, что «хода», «тропота» и «иноходь» неблагоприятно отражались на других аллюрах лошадей на Кавказе, вопреки местным склонностям одно время даже предлагали не допускать иноходцев на выставки и испытания (Талызин, 1871 г.)

Рысь у лошадей кабардинской породы свободная и эластичная, развита лучше, чем у донской и многих других пород. Однако, помеси рысистых пород в Дагестане по Зубаирову (1959 г.) при ускоренной рыси имели замедленный шаг.

В обычных хозяйственных условиях галопом на Серенном Кавказе пользуются редко и он у горской лошади мало удовлетворителен. Галоп горских лошадей с коротким махом часто бывает недостаточно настилен. Однако, лошади кабардинской породы с успехом используются на галопе в качестве поддужных и пристяжных.

В дореволюционное время кабардинские лошади специально приобретались в Хреновской государственный завод в качестве поддужных.

По мнению многих специалистов лошадям кабардинской породы свойственны прекрасные движения.

Особое достоинство лошадей кабардинской породы составляет их легкость и поворотливость «совковость». Это достоинство, особенно хорошо проявлялось ими в конной охоте с борзыми за зайцами, лисами и волками.
От охотничьей лошади требуется сила, энергия и резвость. Однако чистокровные верховые лошади даже в Англии не удовлетворяют требованиям охоты. «Недостаток этих лошадей, как охотничьих, по-моему мнению», писал Ф.А. Свечин (1880 г.) «состоит в том, что они в силу постановки шеи и всего склада недостаточно поворотливы, нередко грубы во рту и потому недостаточно поводливы. Выражается это в том, что во время травли, например, они проносят при угонах зверя и поворачивать их можно только более тупым углом, при чем некоторые из них, не сдавая корпуса, перекашивают только рот. По-моему личному вкусу, лучшая охотничья лошадь – лошадь кабардинская. По своей ловкости, гибкости, поворотливости, крепконогости, при достаточной силе и резвости, по своей способности идти ходой, понятливости и способности приучаться к охоте, даже принимать в ней сознательное участие, кабардинская лошадь, не оставляет желать ничего лучшего».

«Порода кабардинская считается наиболее удовлетворяющей требованиям псовой охоты» — писал А.Ф. Корф (1893 г.)

«Кабардинская лошадь – фаворит всех охотников», отмечал Г.Я. Политковский (1895 г.) .

Благодаря своей легкости и поворотливости кабардинская лошадь в качестве охотничьей использовалась во многих помещичьих хозяйствах (даже в Тульской губернии).

Кабардинская лошадь неоднократно премировалась на Всероссийских выставках охотничьих лошадей. Так, если на первой Всероссийской выставке охотничьих лошадей в 1874 году из 9 премированных лошадей была одна кабардинская, то уже на второй выставке в 1876 году из 6 премированных было 3 кабардинских и 1 черкесская.

Легкость, поворотливость кабардинских лошадей выработалась при использовании из в предгорьях и горах. Известную роль при этом оказали и народные конные игры, состязания и скачки горцев.

Джигитовка со стремительным спуском с утесов и крутых берегов рек, с резкими остановками на всем скаку перед обрывом или стеной, со стрельбой в движущиеся мишени из лука или ружья над ухом лошади, с поднятием с земли на всем скаку папахи, кисета или монеты, конная борьба составляет любимое развлечение горцев.

Среди горцев весьма популярной была игра «Пеший-Конный» («Шуратлес»), когда один всадник состязался с большим количеством пеших людей вооруженных палками, в круг которых он должен был прорваться. Этой игрой по легендам развлекались даже нарты.

В день свадьбы в старом кабардинском обществе играли в конную игру «Диора». Собравшаяся в дом жениха аульная молодежь вооружалась длинными жердями и занимала посты почти недоступные для верховых. Всадники наступали на пеших, ударяя их плетьми. В свою очередь пешие били верховых жердями, стремясь выбить их из седла. Во время боя всадники прыгали через плетни, заборы, ограды и в конце концов кому-нибудь из них удавалось ворваться в саклю и получить предусмотренный обычаем приз.

Не менее распространенной среди кабардинской молодежи была свадебная игра в «шапки». В этой игре верховые, провожавшие невесту в дом жениха, схватывали шапки друг у друга и пытались с ними ускакать. Если похитителя удавалось догнать у него шапку отнимали, если нет владелец лишался шапки. Скачущие всадники подбрасывали шапки вверх, в них стреляли из ружей и пистолетов.

Кроме поворотливости, весьма ценными рабочими качествами лошадей кабардинской породы является их неприхотливость, нетребовательность к корму и выносливость. «Чтоб немногим сыт бывал и копыт чтоб не обивал» таковы желательные качества коня в народном творчестве кабардинцев. «Лошадь не бывшая в лишении, продолжительного пути не переносит». «Приуроченная к усталости лошадь приносит счастье», говорят адыгейские пословицы.

В способности горской лошади к длительным переходам на одном подножном корму мне приходилось неоднократно убеждаться лично. Во время разъездов верхом в весьма трудных горных условиях Балкарии и Карачая по несколько сот километров за короткий срок, по 60-70 километров в день, я никогда не замечал, чтобы это сильно отражалось на горских лошадях. После отдыха ночью на подножном корму эти лошади уже утром имели бодрый вид и были готовы к дальнейшему пути.

К переходам в горах под вьюком особенно приспособлены высокогорные лошади, имеющие очень крепкие копыта. Лошади, выращенные в предгорьях, при длительных переходах по горным каменистым дорогам требуют ковки и начинают хромать раньше, чем высокогорные. Лошади равнины обнаруживают меньшую способность к крутым подъемам в гору, сильно потеют и задыхаются. Горный рельеф развивает мускулатуру лошадей, вырабатывает у них способность не терять равновесия на горных трактах и развивает дыхание, в связи с чем они и менее утомляются.

О выносливости и хороших верховых качествах кабардинских лошадей много свидетельств в литературе.

В газете «Кавказ» № 43 за 1853 год описывается поездка из Моздока в Тифлис ветврача Берейторской школы Керетинга, который сидя верхом на кабардинской лошади, «не чувствовал дороги».

В журнале Коннозавоства за 1881 год рассказывается случай как адыгейский коннозаводчик Куденетов из аула Ходзь верхом на кабардинской лошади доставил больному кувшин кваса из черкесского аула на Малом Зеленчуке, сделав в оба конца не менее 200 верст в такой короткий срок, что поразил всех односельчан.

М.Киреев (1950 г.) в рассказе «Всадники поднимаются в гору» образно писал: «Кабардинская лошадь – в горах лань, на равнине заяц, по силе медведь, по выносливости – бык».

Все эти рассказы в настоящее время могут служить только некоторой иллюстрацией к объективной характеристике рабочих качеств лошади кабардинской породы, которую мы даем ниже.

Горская лошадь свои рабочие качества проявляла полностью только будучи соответственно выезженной и подготовленной. Особенно хорошо готовили к походам и скачкам своих лошадей кабардинцы и черкесы. При ежедневных проездках они давали лошадям мало сена и вдвое больше ячменя и проса. В результате этого их лошади «при длинном стане и запрокинутой шее» делались «сухопарыми», «тонкими, жилистыми и способными к перенесению трудов». (К.Ф. Сталь, 1900 г.)

Хорошо выдержанный конь черкеса «был отлично выезжен и повиновался уздечке в совершенстве. Он не боялся ни огня, ни воды. Черкесские наездники шпор не употребляли, но погоняли лошадь тонкой плетью, с привязанным на конце ее плоским концом кожи, для того чтобы при ударе не причинять лошади боль, а только понукать ее хлопками плетки. Без треноги ни один черкес не выезжал из дому. Седло черкеса было легко и покойно, не портило лошадь и тогда, когда по целым неделям оставалось на ее спине» (Дубровин, 1871 г.).

Кабардинское или черкесское седло, а также оголовье лошади были доведены до высокой степени легкости и совершенства. Они украшались костью и серебром.

Терские и кубанские казаки, выменивая и закупая у горцев лошадей и седельные арчаки, воспевали их в своих песнях (Броневский 1823 г., Попко 1880, Кумыков 1962 г).

Выдержки из труда
А. С. Красникова
«История формирования и преобразования горных пород лошадей Северного Кавказа»

Горные лошади: горные породы лошадей

Лошадью скалистых гор называют американские и канадские коневоды рокки-маунтина из-за способности мчаться со скоростью 11-26 км в час, причем на длинных дистанциях. Ее необычный окрас, стать и универсальность полюбили жители американских и других континентов. Чистокровные гнедые и серые алтайские лошади стали редкостью из-за постоянного скрещивания их с другими подами лошадей. Горские породы кавказского региона пришли в наш век из глубокой древности.

Рокки-маунтин был выведен американским коневодом Сэмом Тутлом из штата Кентукки в начале 20-го века (в 1986 году) . Своих лошадей коневод предоставлял любителям природы для верховых поездок вглубь национального парка, так как они были дружелюбными и имели покладистый характер, красивый экстерьер, мягкие движения, несмотря на темперамент. Этих лошадей любили как опытные верховые всадники, так и новички.

Кавказскую горскую лошадь разводили кабардинцы и карачаевцы, они терпеливо формировали свои своеобразные типы лошадей, творчески подходя к разведению лошади, приспособленной к жизни в горах.

Из всех горских пород самая крупная – кабардинская (черкесская) лошадь с удлиненными формами, развитым корпусом, длинной шеей, мускулистой и широкой грудью. А также с прямой и короткой спиной, свислым и относительно широким крупом, сухими ногами, имеющими хорошую форму твердых копыт, с небольшой головой и сухим профилем с горбинкой.

Горные лошади рокки-маунтин сходны с характеристиками испанских лошадей по экстерьеру, окрасу и движениям. По существующей версии его потомками являются генесийский иноходец и американская верховая лошадь, которые произошли от лошадей испанских коневодов. Благодаря приятному ходу их ценят путешественники, что долгое время проводят в седле.

Сейчас лошадей с таким качеством используют в иппотерапии. Рост рокки-маунтина — 145-160 см в холке. Они имеют идеальный сплошной шоколадный окрас и светло-золотистую гриву и хвост. У этих красивых лошадей на изящной голове блестят умные глаза, к хорошо устроенным мускулистым плечам идет длинная элегантная шея, переходящая в низкую холку. Компактный корпус украшен широкой и глубокой грудью, хорошо оформленным крупом и сильными ногами.

Алтайские горные породы лошадей были сформированы селекционерами в местном резком континентальном горном климате. Они и сейчас адаптированы к местным условиям и круглый год находятся на пастбищах в горах. К сожалению, порода алтайской горной лошади все время видоизменяется из-за скрещивания с верховыми и тяжелоупряжными породами лошадей.

Сейчас встречаются алтайские гнедые и серые лошади, имеющие неказистый вид, низкий рост, но обладающие высокой работоспособностью, грузоподъемностью (100-150 кг) . Они переносят тяжелые вьюки по горам, ходят в седле и в упряжках. При этом у них неприхотливый и покладистый характер.

Алтайскую чистокровную лошадь часто скрещивают с арабскими и английскими скакунами чистой крови для выведения более массивных и крупных лошадей с таким же неприхотливым характером. Помесь «алтайки» и советского (русского) тяжеловоза вывели для промышленных заготовок молока и мяса. Сейчас вывели новую «чумышскую» мясную породу алтайской лошади. Кабардинская лошадь также произошла от арабских скакунов. Она несет в себе восточные гены.

Кабардинские горные лошади с сухой конституцией сложены для верховой езды под седлом. Они работоспособны, выносливы и неприхотливы. Могут нести груз весом 150 кг, проходя по 100 км в день.

Тип и особенности экстерьеров карачаевских пород схожи с «кабардинцами» — они имеют исключительно крепкую конституцию и высокую плодовитость.

Обе эти породы горных лошадей используют для получения более рослых, резвых и спортивных животных с прямой спиной, сухой легкой головой, небольшими, живыми, тонкими ушами, большими огненными глазами с тонкими ресницами, тонким волосяным покровом, темно-гнедой и серой мастью.

Алтайская горная лошадь наделена длинным мощным корпусом, слегка опущенным, хорошо развитым крупом, широкой грудью, сухими и короткими ногами, а также средней шеей, немного грубоватой, средней высотой до 140 см. А еще – обхватом пясти 17-19 см, обхватом груди – 170 см и живой массой – 300-350 кг. У «алтаек» иногда вырастают на спине маленькие горбики, что наклоняются на бок, а это считается «нарушением в генах». Все указанные породы лошадей являются универсальными, выносливыми, хорошо переносят резкие перемены климата, могут пройти большой путь по горным тропам с тяжелым грузом. Алтайская порода лошадей выведена для заготовок молока и мяса.

Характеристика

Серебристо-вороные лошади

Лошадь Скалистых гор должна удовлетворять следующим требованиям:

Рост в холке должен быть не ниже 142 см и при этом не выше 160 см. Это важно, поскольку в подавляющем большинстве других пород нет верхнего ограничения роста.

Грудь должна быть широкой, лопатка — находиться под углом 45 градусов.

Глаза должны быть большими, уши — красивой формы.

Лошадь Скалистых гор обладает помимо шага и рыси четырехтактным аллюром. Средняя скорость этого аллюра составляет от 7 до 20 миль в час. Этот аллюр является врождённым и не требует специальной тренировки.

Лошадь Скалистых гор должна быть покладистой.

Лошадь Скалистых гор

Фактов из истории лошадей Скалистых гор известно очень мало. Родиной этой породы на самом деле являются не Скалистые горы, а Аппалачи. Основателем породы является живший в конце XIX века жеребец, попавший на восток штата Кентукки откуда-то из-за Скалистых гор. Происхождение этого жеребца остаётся неизвестным. Его потомком стал жеребец игреневой масти Олд Тоуб (Old Tobe), рожденный в 1927 году на ферме, где предоставлялись услуги, связанные с горным туризмом в национальном парке Нейчерал Бридж.

Олд Тоуб отличался выносливостью, хорошими ногами, покладистым характером (ему можно было доверить даже новичка) и удобными для всадника аллюрами. Он дожил до 37 лет, передавая свои качества потомству. Родословные подавляющего большинства современных лошадей Скалистых гор восходят к Олд Тоубу. Его потомки быстро стали популярными среди фермеров штата Кентукки. Этих лошадей использовали не только для верховой езды, но и на сельхозработах. Название породы — лошадь Скалистых гор — закрепилось за ними с лёгкой руки Сэма Таттла, владельца Олд Тоуба.

Примечательно, что штат Кентукки находится на границе зон распространения двух типов лошадей — испанских с юга и английских с севера. Поэтому лошадь Скалистых гор внешне представляет собой нечто среднее между этими двумя группами лошадей.

Особенности аллюра

Одной из особенностей этой породы является аллюр под названием slow gait — иноходь. Возможно, этот аллюр унаследован от наррагансетских иноходцев.

Примечательно, что в отличие от таких пород, как американская верховая и теннессийская, лошади Скалистых гор не нуждаются в специальных тренировках для выработки этого аллюра — он присутствует у многих из них от рождения, и его не принято как-либо корректировать. Поэтому хода лошадей Скалистых гор не высокая, а настильная, с большим захватом пространства. Именно такой аллюр удобнее для многочасовых прогулок по пересечённой местности и для лошади, и для всадника.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Багаев А.Б. 1 1 ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований» ВНЦ РАН и РСО-А Комплексное исследование военной культуры осетинского народа предполагает рассмотрение типа верховой лошади, который использовался ими в военном деле. В работе обобщен доступный на сегодняшний день материал по исследуемой проблеме, на основе анализа которого освещен рассматриваемый вопрос. Данная статья посвящена исследованию вопроса о местной осетинской породе лошадей. Проблема эта до настоящего времени не получила должного научного освещения в осетинской этнологии. В ходе исследования была выявлена определенная связь осетинских горных лошадей позднего Средневековья со скифо-сарматскими степными лошадьми. По мнению автора, становление местной осетинской породы горных лошадей происходило в значительный исторический период. На основе проведенного исследования автор пришел к мнению о том, что местные горные лошади, выращивавшиеся многими северокавказскими народами, восходят к аланским верховым лошадям. 145 KB верховой боевой конь горная лошадь аланское коневодство осетинская лошадь 1. Багаев А.Б. К вопросу о традиционном коневодстве у осетин // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. — URL: http://www.science-education.ru/118-14170. 2. Бларамберг И. Кавказская рукопись. – Ставрополь : Ставропольское книжное издательство, 1992. – 240. 3. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. – Нальчик : Эль-фа, 1999. – 223 с. 4. Гордлевский В.А. Государство Сельджукидов Малой Азии. – Изд-во Академии наук СССР. — М.–Л., 1941. – 62 с. 5. Дауева Т.Т. Наказание в традиционно правовой культуре осетин // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. — 2013. — Т. 9. — С. 189-196. 6. Иессен А.А. К вопросу о памятниках VIII-VII вв. до н.э. на юге Европейской части СССР // Советская Археология. — 1953. — XVIII. — С. 70. 7. История Анонимного повествователя Псевдо Шапух Багратуни. – Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1971. – 294 с. 8. Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников. — Северо-Осетинское книжное издательство, 1967. — С. 105-180. 9. Клапрот Ю. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 гг. – Нальчик : Эль-фа, 2008. – 318 с. 10. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. — М. : Изд-во Академии наук СССР, 1960. – 520 с. 11. Кузьмина Е.Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света // Средняя Азия в древности и Средневековье (история и культура) / под ред. Б.Г. Гафурова, Б.А. Литвинского. — М. : Наука, 1977. — С. 28-58. 12. Мартиросиан Г.К. Нагорная Ингушетия. Социально экономический очерк // Ингуши : сборник статей и очерков по истории и культуре ингушского народа. – Саратов : Региональное приволжское издательство «Детская книга», 1996. – С. 283 – 407. 13. Пфаф В. Путешествие по ущельям Северной Осетии // Сборник сведений о Кавказе (ССК). — Тифлис, 1871. — Т. I. – С. 127-176. 14. Хрестоматия по истории осетинского народа / сост. М.П. Санакоев. – Цхинвал : Ирыстон, 1993. – Т. I. – 411 с. 15. Цаллагова И.Н. К вопросу об архаизации диалектной лексики осетинского языка // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. — URL: www.science-education.ru/115-11221. 16. Яновский А. Осетия. – Цхинвал : Ирыстон, 1993. – 26 с. Лошадь в жизни осетин играла важную роль. Почти во всех письменных источниках, в которых упоминаются осетины, всегда можно найти сообщения об их лошадях . Остеологический материал в захоронениях древности и Средневековья свидетельствует о широком использовании лошади у предков осетин. Этнографический материал демонстрирует важное место лошади у осетин периода традиционных обществ . Данные осетинского языкознания и фольклора также говорят о развитости коневодства у осетин в прошлом .

Актуальность темы данного исследования определяется крайне неудовлетворительным состоянием изученности вопроса об осетинской лошади. Глубокое и всестороннее изучение роли коня в военном деле предполагает исследование типа лошади, который использовался осетинами в горах. В данной статье, опираясь на различные источники, главным образом письменные свидетельства, мы рассмотрим особенности осетинской горной породы лошади и попытаемся осветить историю ее происхождения.

Целью исследования является освещение вопроса о происхождении осетинской горной лошади. Материалом исследования послужили данные письменных источников, содержащих ценные сведения о лошадях осетин и археологический материал. Работа выполнена с использованием историко-сравнительного метода и традиционных для исторического исследования принципов объективности и системности.

Обсуждение результатов исследования

С древнейших времен Северный Кавказ славился своими лошадьми, здесь было выведено несколько пород, главным образом верховых. На сегодняшний день многие из них, в том числе и осетинская лошадь, исчезли либо потеряли значение.

Описание лошадей осетин есть у многих авторов, которые в разное время посещали горные ущелья Осетии. Они довольно лаконичные и не отражают все особенности экстерьера осетинской горной лошади. Однако, несмотря на краткость этих сообщений, они все же передают своеобразие и некоторые отличительные признаки интересующего нас типа лошади.

По наблюдениям Ю. Клапрота, который путешествовал по Кавказу в начале XIX в., «лошади осетин не велики, но ноги их настолько сильны, что нет надобности их подковывать, несмотря на то, что они постоянно ходят по камням; они превосходны для переходов через горы, очень выносливы и, когда могут твердо поставить ногу, никогда не скользят . И. Бларамберг, который писал об осетинах в первой половине XIX в., отмечал: «Их лошади не очень крупные, но у них настолько сильные ноги, что хотя они и всегда ходят по камням, их не надо подковывать: они прекрасно могут взбираться на горы, они выносливы и никогда не соскальзывают . Много раз посещавший ущелья Осетии А. Яновский также дает описание местной горной лошади: «Лошади осетинские ростом невелики и некрасивы, но зато весьма крепки, требуя мало корма, они выносят трудные и продолжительные по крутым горам переезды» . Изучавший разные стороны жизни осетин в последней трети XIX века В. Пфаф по поводу их лошадей замечал: «Можно только удивляться необыкновенному проворству, силе и ловкости этих прекрасных горских лошадей. Сидя на такой лошади, можно поручить себя ее инстинкту и, закрывши глаза, переезжать через самые страшные пропасти» .

Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. полковник лейб-гвардии Преображенского полка А.А. Берс давал высокую оценку осетинским горным лошадям. Он указывал, что они неказисты, но шустры и вертлявы, превосходно передвигаются по горам и вообще превосходно чувствуют себя в горной среде .

Однако если мы обратимся к письменным источникам по истории и этнологии Кавказа, то обнаружим аналогичные вышеприведенным свидетельства о лошадях других кавказских народов. Мы не будем здесь цитировать все сообщения о конях других горских народов, но для освещения вопроса приведем несколько свидетельств. Так, Ю. Клапрот дает описание лошадей нескольких кавказских народов. О карачаевцах он пишет: «Карачаи держат многочисленных овец, ослов, мул (кадра) и лошадей, которые, хотя и маленькие, выносливы, сильны, горячи и удивительно приспособлены для поездки в горах» . Свидетельство Ю. Клапрота подтверждает С. Броневский. Он сообщает, что карачаевцев около 200 семей, и «у них есть мелкая, но крепкая порода горских лошадей, известная под именем карачаевских» . Ю. Клапрот сообщает, что балкарцы держат много лошадей «… маленьких и не способных перевозить тяжелый груз, но очень полезных в поездках среди гор, ради этого в большом количестве продаваемых жителям Имерети и Мингрелии» . Ему несколько противоречит С. Броневский, подчеркивавший что чегемцы (балкарцы, жившие в верховьях реки Чегем) «вместо лошадей употребляют породу лошаков, называемую кадра…» . О лошадях ингушей Ю. Клапрот сообщает, что у больших ингушей «есть очень хорошая порода коней» . Однако в своем сообщении он не дает описание особенностей экстерьера этих лошадей. О внешнем виде лошадей, использовавшихся ингушами, есть сведения у Г.К. Мартиросиана. Он оставил следующее описание лошадей, которые использовались для верховой езды горцами-ингушами: «Лошади в горах малорослы, но выносливы, легки на ходу» .

Описывая адыгских коней, Ю. Клапрот сообщает, что кони у них среднего размера, в основном каштановой или гнедой масти. Он указывает, что самая лучшая порода среди адыгских коней шалох, жеребенок которой равен цене раба. Одновременно Ю. Клапрот обращает внимание на то, что «хороших коней среди черкесов, как то обычно считают, не так уж и много» . Как явствует из данного сообщения, адыгские кони были несколько выше в росте по сравнению с лошадьми других горцев. Довольно большое сходство описаний коней горских народов Северного Кавказа, которое наблюдается в письменных источниках, вероятно, свидетельствует об их общем происхождении.

Возникает вопрос о происхождении горной породы лошадей. Как известно, естественной средой обитания диких лошадей были равнинные пространства: степи, полупустыни и пустыни. Появление горной породы лошадей связано с хозяйственной деятельностью человека. Поэтому для ответа на этот вопрос нам придется обратиться к истокам коневодства на Кавказе.

В религиозных верованиях большинства кавказских народов культ коня играет важную роль, это было основанием для вывода о местном происхождении этого культа. Но анализ археологических данных приводит к другому заключению. Остеологический материал позволяет говорить о знакомстве населения Кавказа с лошадью еще в III тысячелетии до н.э. Костные останки лошади, обнаруженные на Северном Кавказе на поселениях майкопской культуры, составляют всего 0,4% остеологического материала. Кости лошади были найдены и в Закавказье, на поселениях куроаракской культуры. Однако как на Северном Кавказе, так и в Закавказье кости лошади составляют небольшой процент остеологического материала, что свидетельствует о том, что в этот период коневодство на Кавказе не было развито. Ситуация изменилась в кобанский период. Многочисленные находки черепов и скелетов лошадей свидетельствуют о существовании культа коня и соответственно о развитии коневодства у кобанцев. Образ лошади был популярным в изобразительном искусстве древних кобанцев, он нашел отражение в многочисленных гравировках, фигурках коней, булавках с лошадиными протонами .

В позднекобанских захоронениях Осетии, Кабарды и Пятигорья было обнаружено значительное количество массивных бронзовых конских удил ранних типов и псалий. Этот археологический материал свидетельствует о широком использовании лошади для верховой езды на Северном Кавказе в первой половине I тысячелетия до н.э. .

Многообразие форм конской упряжи, находки бронзовых конских удил и трензелей не только свидетельствует об использовании лошади в хозяйстве и для верховой езды древним населением Центрального и Северо-Западного Кавказа, но и отражает контакты кобанцев с населением предкавказских степей и Закавказья, а также с племенами, обитавшими в древности на территории современной Украины .

Большое количество конских захоронений, датируемых VII-VI вв. до н.э., говорит о значительном поголовье лошадей на Кавказе в этот период. Cоответствие предметов в некоторых из них с погребальным инвентарем, известным у скифских племен Приднепровья, позволяет связывать их со скифами. Данные захоронения показывают особое значение лошади в погребальном культе этих племен. В этой связи уместно будет отметить, что из современных народов Кавказа наиболее полно культ коня представлен у осетин — народа, восходящего к древним ираноязычным племенам евразийских степей. В отличие от них, культ коня у других кавказских народов представлен лишь некоторыми элементами. На основе этого можно сделать вывод о том, что именно иранцы принесли культ коня на Кавказ, и соответственно коневодство тоже .

Относящийся к скифскому периоду археологический материал отражает тесные контакты между ираноязычными кочевниками и кавказскими племенами. Особенно интенсивное взаимодействие происходило на Центральном Кавказе. Под влиянием древних иранцев у местных племен произошли изменения и в военном деле. Они стали использовать в войне конницу, особенно в VII-VI вв. до н.э., в период пребывания на просторах Северного Кавказа скифов. Периодически их многочисленные конные дружины совершали отсюда успешные походы в страны Передней Азии. В этот период конница стала доминирующим родом войск племен Кавказа. Вместе с тактикой конного боя кавказские племена перенимают у скифов и саму лошадь. Часть скифов, а в VI-V вв. до н.э. и савроматов, смешивается с кобанцами, которые обитали в предгорьях. Наличие кочевнических захоронений в горных районах Центрального Кавказа, относящихся к VII-VI вв. до н.э., свидетельствует о проникновении отдельных групп скифов и в горы. Вместе с другими элементами кочевнической культуры в местной среде широкое распространение получают и скифо-савроматские лошади. Процесс превращения степной лошади в горную проходил в течение многих веков. При этом адаптационные изменения, происходившие с лошадью, проходили под воздействием как естественного, так и искусственного отбора.

Начиная с конца IV в. до н.э. в центральные районы Северного Кавказа начинают проникать сарматские племена, причем со II в. до н.э. этот процесс существенно усилился. Как и в предыдущий период, контакты местных племен (имевших к тому же определенный скифо-савроматский этнический компонент) с кочевниками имели разносторонний характер. Данные археологии свидетельствуют об оживленных взаимоотношениях сарматов и аборигенного населения.

Акклиматизация степных скифо-сарматских лошадей в горных условия Северного Кавказа, скорее всего, продолжалась несколько веков. В ходе искусственного и естественного отбора какая-то часть этих лошадей должна была адаптироваться к природно-климатическим условиям горной и предгорной зоны Кавказа. Процесс этот взаимосвязан с сезонно-отгонным характером скотоводства, который известен на Кавказе с древних времен. Наличие лошадей, приспособленных к местному климату, безусловно, способствовал расширению отгонного скотоводства, которое в свою очередь предполагало наличие такого сегмента, как коневодство.

Значительное улучшение кавказских горных лошадей, происходящих от степной скифо-сарматской лошади, произошло в аланское время. Согласно данным археологии, начиная с V в н.э. аланы продвигаются в предгорные и горные районы Центрального Кавказа. В это время они становятся доминирующей политической и военной силой в регионе. В процессе освоения предгорной и горной среды Кавказа аланы овладели системой отгонного скотоводства. Яйлажный тип скотоводства, практиковавшейся здесь с древних времен, в этот период полностью находился в руках алан и играл в их хозяйственной жизни важную роль. У алан оно получило более интенсивное и широкое распространение, по сравнению с предыдущим периодом. Общеизвестно, что в скотоводстве у алан, так же как и у их предшественников — скифо-сарматских племен, особое место занимала лошадь. Развитие яйлажного скотоводства должно было оказать влияние и на лошадь. Она использовалась во время перегона скота из равнины в горы и обратно. Кроме того, лошади были и в составе самого стада.

О высоком уровне развития коневодства у алан свидетельствуют данные археологии и письменные источники. Так, о превосходных аланских лошадях сообщает анонимный армянский автор IX века (по другим данным — XI века), именуемый некоторыми исследователями Псевдо-Шапух Багратуни. В своем труде он преподносит Аланию как страну, в которой много «благородных коней» . Вероятно, под благородными конями подразумеваются чистокровные аланские верховые лошади, отличавшиеся чистотой крови и превосходившие остальные породы сочетанием качеств, необходимых для хорошей верховой лошади.

Истовыми почитателями и глубокими знатоками верховых лошадей были сельджукские султаны, захватившие в предмонгольский период огромные территории на Ближнем Востоке. Из всех известных пород лошадей они обычно выбирали между скакунами, привезенными из Венгрии или с Кавказа. Кавказских лошадей восточные авторы называют «тавлинскими» . Вероятнее всего, под «тавлинами» средневековых тюркских авторов скрываются аланы — обитатели гор и предгорий Кавказа. Так, по сообщению Ю. Клапрота: «… Ос-Даглар употребляется татарами к горам осетин, которые, однако, они привычно обозначают неопределенным термином «Таулистан» или «Тавлистан»» . Таким образом, под «тавлинскими» лошадями восточных авторов скрываются аланские лошади. Ценность их на Востоке является свидетельством наличия у них превосходных качеств, необходимых для верхового боевого коня. Интересно, что в составе сельджукских племен было и племя теке, которое получило известность благодаря своим превосходным скакунам — ахалтекинцам.

Аланы разводили несколько пород верховых лошадей. Деятельность селекционеров еще в древности привела к тому, что появились лошади, отличавшиеся друг от друга. Все зависело от того, какие качества ценили в лошади жители того или иного региона и в каком направлении они развивали свое коневодство.

После вытеснения алан с предгорных равнин как Северного, так и Южного Кавказа, осетины оказались в горных ущельях Кавказа. Сложные природно-климатические условия горной Осетии, нехватка кормов, суровые условия содержания лошадей привели к некоторому регрессу коневодства. В этот период осетины разводили в основном лошадей для использования в горной и предгорной местности. Осетинская порода лошадей, полученная в ходе многовекового естественного отбора и искусственной селекции, имела превосходные, необходимые для верховой боевой лошади качества. Получили развитие такие необходимые в военном деле качества коня, как выносливость, резвость и сила. Использование ее не зависило от рельефа местности, она одинаково хорошо была приспособлена как к горам, так и к равнине. Осетинская лошадь пригодна была к использованию как в сезон холодов, так и в жаркое время. На ее работоспособность не влияли перепады температуры. Ценным качеством этой лошади было наличие исключительно крепкого копытного рога, дававшее ей возможность значительное время перемещаться неподкованной по горным каменистым дорогам. Осетинская лошадь обладала неплохой резвостью, однако главным ее предназначением была способность к быстрому перемещению на дальние расстояния в сложных условиях гор и предгорий. Невысокая горная осетинская лошадь обладала превосходным чувством равновесия и ловкостью при передвижении с всадником по узким и опасным горным дорогам. Наличие в кабардинском фольклоре упоминания осетинской лошади, на которой восседает адыгский герой Саралп, является отражением продолжавшегося процесса улучшения качеств осетинских горных лошадей осетинами уже в период пребывания их в горных ущельях Кавказа.

Территория Алании, на которой разводили в Средневековье превосходных верховых лошадей, после тимуровского погрома оказалась в руках разных этносов. Некоторые из них в позднем Средневековье стали выращивать на основе осетинских лошадей собственные породы, приспособленные для использования как в горах, так и на равнине. Некоторые народы в этом деле преуспели более, другие менее. Так, абазинские и адыгские коневоды путем скрещивания местной осетинской горной лошади с арабскими и другими скакунами получили новые породы. Другие народы (осетины, карачаевцы, балкарцы, ингуши) продолжали разводить эту породу, внося в нее лишь некоторые незначительные изменения.

Рецензенты:

Чибиров Л.А., д.и.н., профессор, заведующий отделом этнологии ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева» ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ.

Гутнов Ф.Х., д.и.н., профессор, заведующий отделом источниковедения ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева» ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Багаев А.Б. ОСЕТИНСКАЯ ПОРОДА ГОРНОЙ ЛОШАДИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14430 (дата обращения: 26.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Порода лошадей на кавказе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *