Почему змея подколодная

Змея подколодная

Коварного, опасного, неблагодарного человека часто называют подколодной змеёй . Подразумевается, что кому либо свойственно совершать злонамеренные и таящие в себе неожиданную опасность поступки. Змея в русском языке издревле символизирует коварство. Подколодная — прилагательное от сочетания под колодой, где колода — «бревно с выдолбленной серединой», в котором давали корм скоту. Все рептилии, в том числе и змеи, с наступлением холодов засыпают, находя укромное место (напр., под колодой); в это время яд у змей особенно опасен. С коварством подколодной змеи и сравнивают коварство человека, притаившегося до времени, а затем проявляющего себя в неожиданный момент с неприятной стороны.
Подколодные змеи встречаются практически в каждом коллективе. В глаза они вам улыбаются и говорят комплименты. Но однажды вы замечаете, что коллеги вас сторонятся, а начальник смотрит как-то подозрительно и вы чувствуете, что он вот-вот заведёт разговор о кризисе и спросит, а не думаете ли вы о смене работы. Вы в недоумении. Вы задаете себе тысячу вопросов, а почему это всё с вами происходит. А ларчик открывается просто — змеиное шипение подколодной змеи не прошло даром. Потому что когда вы приняли участие в коллективной вечеринке по случаю праздника – назавтра всё учреждение знало, что вы злоупотребляете спиртным и вот уже третий год безуспешно лечитесь от алкоголизма. А когда вы вслух посетовали на сложность задания – она поговорила об этом со множеством коллег, спрашивая их, мол, а куда только смотрит начальство, давно пора избавляться от такого некомпетентного работника. Но с вами она – само воплощение дружбы и человеческой симпатии.
Недавно произошла пренеприятная история на одном закрытом женском форуме, помогающем попавшим в трудное положение. Молодая женщина, назову ее Таней, оказалась в тяжёлой жизненной ситуации. Таня описала свою историю. Другие женщины давали ей советы, поддерживали, кто словом, а кто и делом, завязав с Таней не-виртуальные отношения. Веточка помогала женщине жить и выживать. Там была жизненно-важная для Тани информация, адреса и телефоны. Но самое главное, очень много позитивной энергетики, оптимистичные картинки, добрые слова поддержки, помогающие ей поверить в себя и справиться с ситуацией.
А потом вдруг эта веточка куда-то «испарилась».
Получается, что кто-то из модераторов удалил ветку. Кто? «Модераторш»-то было всего четыре. Аня, Наташа, Тая или Марина? Зачем? Ну не из зависти же — завидовать Таниной ситуации не смог бы никто. Почему? Хозяйка форума не могла поверить, что ветку стёр кто-то из модераторов – все были её подруги, проверенные временем. Она спросила у всех и у каждой в отдельности, кто это сделал. И если и сделал(а), то зачем. А возможно, просто случайно? Можно по неосторожности нажать на кнопку «удалить ветку», но нельзя об этом забыть. Никто не признался, зато в личку «хозяйке» полился поток сообщений. Никто не подозревал никого, но… Но ветка-то исчезла. Аня думала на Наташу, Наташу на Таю, Тая подозревала Марину и так далее.
Нагадил кто-то один, отношения испортились у всех.
Таня, ветку которой удалили, на форуме больше не появляется, другие тоже не торопятся делиться сокровенным и искать поддержку форума, теплая домашняя атмосфера развеялась, бывшие подруги превратились в приятельниц.
Думаю, что коварство — отвратительное качество в человеке. Уж лучше открыто признать себя злодеем, чем выдавать за добрейшее существо.
Ну и, называется, для тех, кто не спит.
Вчера ночью стала свидетелем того, как одно произведение, болтающееся на вершине рейтинга, после восторженной рецензии некой Полины Горемыко (имя по этическим соображениям, конечно же, изменено)…. после восторженной рецензии опустилось ниже середины второй его, рейтинга, страницы.
Аааа! Со мной это тоже уже происходило и тоже после замечательной рецензии Полины, но я-то, по простоте своей душевной, списала этот феномен на неподдающийся логической разгадке алгоритм рейтинга, или, чего тоже не исключала, на дальтонизм Полины. Ну… Ну перепутал человек зелёную кнопку с красной, но не по злой же воле и без лихого же умысла!
Но тут уже все стало ясно. Потому что в такого рода «случайные совпадения» я не верю.
*****
P.S. Почитала на одном медицинском сайте о том, что необходимо делать при укусе змеи. Врачи спорят о том, стоит ли запрещать отсасывание яда ртом, наложение жгута, рекомендовать ли немедленный разрез места укуса, прижигание и тому подобные приёмы. При этом врачи сходятся в одном: яд змей всасывается в кровь очень быстро, поэтому первую помощь надо оказывать без промедления, уверенными руками!
P.P.S. Написала и вспомнила, что 2013 год по гороскопу — год Черной Водяной Змеи. Желаю всем читателям этого произведения, чтобы все огорчения, разочарования и подколодные змеи остались в году уходящем, а наступающий принес с собой только радость и настоящих друзей.
Илл.
http://s.cghub.com/files/Image/363001-364000/363029/698_max.jpg

Змея подколодная

Значение — об опасном, коварном человеке (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940)

Что означает подколодная ?
Колода — лежачее толстое дерево, бревно или немалый и толстый отрубок, срубленое голомя, лежачее дерево в лесу (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля (1863-1866))

Подколодная — прилагательное от сочетания «под колодой» , где колода — «бревно с выдолбленной серединой» , в котором давали корм скоту. Все рептилии, в том числе и змеи, с наступлением холодов засыпают, находя укромное место (напр. , под колодой) ; в это время яд у змей особенно опасен. С коварством подколодной змеи и сравнивают коварство человека, притаившегося до времени, а затем проявляющего себя в неожиданный момент с неприятной стороны.

Есть другая оригинальная версия происхождения названия:
(pavel.kalikins /hist_rus/hist_rus04 )

В былинах рассказывается о Микуле Селяниновиче, который не только одолел врага в образе Змеища Поганого, но, как истинный крестьянин, запряг его в плуг, и пропахал на нем борозду, за которую впредь ступать всему роду змеиному было заповедано. Народные сказания непосредственно связывали ту борозду со Змиевыми валами, которые являются до сих пор местами сохранившимся древним фортификационным сооружением. Монографий об исследовании Змиевых валов археологами не опубликовано, но из кратких отчетов можно сделать вывод, что сооружались они не позднее VII века нашей эры, о чем свидетельствуют найденные кое-где артефакты.

Вполне допустимо предположить, что эта былина хранит в себе отголосок былой славной победы праславян-земледельцев над кочевниками. Которых, кстати, с древних времен народные предания отождествляли с образом Змея Горыныча, а в еще более ранние, матриархальные в кочевых просторах времена, Змеи со змеенышами.

Чтобы лошадь, осла, верблюда, Змея запрячь в плуг нужно… ярмо. А синонимом слова «ярмо» является слово «колода», от которого происходит более близкое к нашим временам «колодник», т. е. невольник, заключенный в оковы, колодки, колоды. Ну и стало быть?. .

Змея, на шею которой некогда было надето ярмо, с полным правом может называться «Змеей подколодной». То есть выражение «змея подколодная» приобретает совершенно иной смысл – неприятелю, у которого память оказалась короткой, не грех и напомнить о том, что в прошлом его необдуманные действия закончились тем, что на собственной шее ощутил он тяжесть ярма

Что Такое змея подколодная- Значение Слова змея подколодная

Тип и синтаксические свойства сочетания

зме·я́ под-ко-ло́д-на·я

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве именной группы.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. груб. прост. злой, коварный, подлый человек ◆ Ступай к нему, змея подколодная, иди под крыло и покровительство тебе подобного Калиновича! )

Синонимы

  1. гадюка подколодная

Антонимы

  1. ?

Гиперонимы

  1. человек

Гипонимы

Этимология

Выражение собственно русское. Змея в русском языке издревле символизирует коварство. Подколодная — прилагательное от сочетания «под колодой», где колода — «бревно с выдолбленной серединой», в котором давали корм скоту. Все рептилии, в том числе и змеи, с наступлением холодов засыпают, находя укромное место (напр., под колодой); в это время яд у змей особенно опасен. С коварством подколодной змеи и сравнивают коварство человека, притаившегося до времени, а затем проявляющего себя в неожиданный момент с неприятной стороны.

Перевод

Список переводов

  • Польскийpl:

Библиография

  • Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. — СПб. : Фолио-пресс, 1998. — 704 с. — ISBN 5-288-02132-5.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗАВИСТЬ?

Известный сатирик Аркадий Райкин когда-то сказал: «Есть люди, которым очень плохо, когда другим хорошо». Тем не менее, подавляющее большинство людей считает, что зависти у них нет…

Известный сатирик Аркадий Райкин когда-то сказал: «Есть люди, которым очень плохо, когда другим хорошо». Тем не менее, подавляющее большинство людей считает, что зависти у них нет.

Между тем, философы и духовные учителя свидетельствуют, что зависть – явление общечеловеческое.

Почему же мы не хотим признавать за собой зависти?

Может быть, мысль об этом противна нашей душе, которая ведает, что именно зависть стала причиной человеческого падения – с последующим выдворением наших прародителей из Рая?

А может, трудно человеку самому себе признаться в том, что он не очень рад, когда хорошо кому-то другому. Но при этом очень хочет, чтобы ему самому было хорошо…

Как нам обнаружить в себе зависть и как избавиться от неё? Ведь, по словам преподобного Амвросия Оптинского: «Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не даёт вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью – потому что завистливый человек благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливой обидой»…

Зависть – это неприятное чувство, вызывающееся раздражением, а также неудовольствием от благополучия и достижений других людей. Так определяют зависть психологи.

Отцы Церкви уточняют: «Зависть – это скорбь о благополучии ближнего».

Скорбь – это душевная боль, в которой имеет место крайняя печаль, горесть, страдание. По жизненному опыту, мы знаем, отчего у нас скорбит душа. От потери близких, от тяжких болезней и всевозможных житейских бед.

Но у завистников – скорбь не об этом. О чём же?

О благополучии!

Скорбь о том, что ближний получил благо.

Это и счастливая любовь, и заработанные (кем-то) деньги, и жильё, и дети, и здоровье, и личные достижения…

Да, мало ли ещё что является благом – ведь Господь имеет попечение о каждом. И тут находится кто-то, у кого в душе от этого возникает печаль – он скорбит.

Абсурд!

Ведь Господь каждому оказывает бесчисленное количество благодеяний!

Другое дело, что мы, как пушкинская старуха у разбитого корыта, ничем не остаёмся довольны…

Нет жены – хотим жену.

Женились – с ней приходится считаться, на неё деньги зарабатывать, чем-то жертвовать.

Нет работы – печалимся, скорбим, ищем. Получили место – скорбим по поводу «рано вставать», «нельзя опаздывать», «не угодишь начальнику», «не повезло с коллегами», «надоело всё…».

Нет детей – мечтаем о детях. Родились – «спать не дают», «не дают заниматься, чем хочется».

Словом, недовольны всем тем, о чём когда-то мечтали, чего добивались и, наконец, добились.

Главный парадокс заключается в том, что мы недовольны именно тем, что нам дано, а то, что имеют другие, – нам вожделенно!

Зависть свидетельствует одновременно – и об отсутствии любви к ближнему, и о чрезмерном присутствии её по отношению к себе.

Именно непомерная любовь к себе заставляет человека становиться ненасыщаемым – когда всего мало, сколько ни дай, и подвигает его не видеть многочисленных благодеяний Божьих.

«Старуха у разбитого корыта» – это своеобразный душевный диагноз.

Да, сначала «мне бы только новое корыто», но потом уже и дом, и слуги, и хоромы, и власть, но состояние души остаётся тем же: всё равно в ней нет радости, всё равно нет довольства.

Так и у завистников.

Нет мужа или детей – плохо, но потом они уже и есть, а состояние души то же: всё равно у соседки муж лучше, дети послушнее, денег у них больше, дом на этаж выше, а участок на сотку больше. И нет нам покоя, нет довольства, нет радости.

А главное – нет благодарности Богу!

Часто зависть является неосознаваемым чувством, которое прячется за привычкой везде и всюду видеть в жизни вопиющую несправедливость. И оправдывать свои негативные чувства жизненными трудностями и нуждами, своей душевной болью, но более всего – именно несправедливостью.

Зависть – страшно разрушительна для души.

Ведь она является мощнейшим генератором злобы, зложелательства, злорадства, стойких, порабощающих и сильно насыщенных злобой мыслей.

Все мы знаем, что мысль – материальна, поэтому зависть способна причинять вред ближнему.

С Божьего попущения вред причиняется тому, кто склонен внутри или снаружи кичиться чем-либо. Либо, когда что-либо так занимает всё существо владеющего им человека, что он забывает Бога. Тогда такому человеку попускается потерпеть определённый вред от зависти – чтобы повредить тому кумиру, который уводит человека от Бога.

Поэтому люди, которые, к примеру, «трусятся» за своё богатство, так боятся зависти и склонны в любых своих проблемах видеть не естественные жизненные испытания, укрепляющие нас, а подозревать порчу, которую «навели» из зависти.

Между тем, человеку, благодарному Богу, пытающемуся угодить Богу, зависть не причиняет ни малейшего вреда.

СТРАДАЮЩИЙ ЗАВИСТЬЮ

Самый большой вред зависть наносит своему хозяину – тому, кем она обладает.

Она его нещадно мучает, заставляет страдать.

Она его точит и иссушает.

В человеке иссякает радость, уменьшаются душевные силы, постепенно угасает созидание собственной жизни – ведь он всё время занят жизнью чужой.

Злоба и гнев разрывают его изнутри. Завистник полон зложелательства, а то и ненависти…

С первого взгляда это кажется странным, но завистник особенно сильно страдает от того, что любое достижение объекта зависти воспринимает как личную обиду, как подтверждение своей никчемности.

Казалось бы, какая тут связь. Причём тут его достижения и я?

Но в том-то и дело, что при зависти болезнь души заставляет нас всё время заниматься бесплодным сравнением себя с кем-то другим.

Духовные наставники утверждали, что комплексы – это оборотная сторона гордыни.

Поэтому закомплексованный завистник ощущает, что он ценен не сам по себе, а только, в сравнении с кем-то, кого он считает хуже себя.

Соответственно, если тот, кто рядом лучше, значит, я – «отброс».

Так, жаждущий такого желанного признания своей «хорошести» и не находящий его, мучает сам себя.

А так как взгляд завистника искажён, то и неудовлетворённость и страдания по поводу своей личности обеспечены.

Правда, чаще всего в душе завистника страдания порождают обильное зложелательство.

Представьте на минутку, если бы наши мысли и желания действительно материализовывались: сколько бы людей безвинно полегло!

Каждый знает за собой – чего только ни рисуется из зависти и злобы в голове.

Не случайно Священное Писание гласит, что «всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15).

Поэтому завистник должен отчётливо осознавать, что по духовным законам, он – злодей, умышляющий вред ближнему, а в случаях разыгравшейся зависти, когда к ней примешивается и лютая ненависть, он ещё – и убийца!

На завистнике исполняются и другие слова Библии: «Какою мерою мерите, такою вам отмерено будет» (Мф. 7:1).

Не потому ли у нас чего-то нет, что мы закономерно получаем отмеренное нашей же мерой?

Наверное, если большинству из нас предложить украсть что-либо – мы возмутимся и скажем: «Я – не вор!». И мы в этом уверены, и нас оскорбляет само подозрение в подобном. Но что ещё такое зависть, как ни жажда иметь чужое?

Что это как ни воровство – пусть хотя бы в мыслях?

Так что завистник – это и вор, и сплетник, и зложелатель, и человекоубийца в одном лице.

И всё это приносит человеку страдания!

Очень многие оправдывают свою зависть внешними условиями. Но Слово Божье обличает нас: «…Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость – там неустройство и всё худое» (Иак. 3:16).

КАК РАСПОЗНАТЬ В СЕБЕ ЗАВИСТЬ?

Наличие и отсутствие зависти, степень её проявления и лютости напрямую зависит от самого человека, – каков он.

Есть вообще независтливые люди, которые способны сорадоваться и ближнему, и дальнему – независимо от того, что они имеют сами.

Обычно это очень благодарные люди, которые довольны тем, что имеют.

А есть люди, которые мучаются завистью.

По сути, зависть – это не мы! Это – то, чем мы страдаем, что нас мучает.

Каждая человеческая душа создана Богом прекрасной. Другое дело, что червоточина души, которую человек впускает в себя по своей воле, заставляет его страдать и превращает его в далеко не прекрасное создание.

Как говорилось выше, нам совсем нелегко признать за собой зависть, хотя в других мы её обнаруживаем достаточно легко.

Поэтому нам придётся заняться поисками этого едкого чувства в своей душе.

Ради чего мы его прячем от самих себя?

Наверное, чтобы видеть себя хорошими. Для нас это жизненно важно – ведь признание того, что ты – плохой, запускает программу самоуничтожения.

Но мы, вместо того, чтобы, любя себя как Божье создание, увидеть в себе коросту и отторгнуть её от себя, пытаемся эту коросту напомадить и припудрить. А она остаётся и разрастается дальше.

Поэтому пытаться разглядеть в себе зависть и признать в себе её наличие – надо!

«Я ЗАВИДУЮ!»

Когда я была маленькой, я не давала своему брату кукол – хотя он всегда давал мне свои машинки. Правда, я всё же поддавалась на уговоры мамы, и ненадолго (и очень нехотя) давала ему куколку – только подержать и под своим жёстким контролем.

Бабушке это надоело – и она купила брату куклу. А для меня подчеркнула, что это – его личная кукла. Помню, у меня это вызвало шквал эмоций.

«Ну и ладно, – думала я. – Его кукла. Я и не собиралась её брать, у меня свои есть. И вообще – она некрасивая эта кукла».

Помню, где-то отдалённо я понимала, что поделом мне – ведь сама же жадничала, но почему-то было очень неприятно. Змея подколодная подняла голову…

Прислушайтесь к себе: когда ваша подружка рассказывает вам о том, как она познакомилась с чудесным парнем, или друг рассказывает, как он выбирал в салоне иномарку, а может, когда сосед поделился с вами, что нашёл новую высокооплачиваемую работу, или покупает новую квартиру… Прислушайтесь к себе.

Есть ли в вашем сердце радость или хоть слабое её подобие?

Нам, людям, естественно примерять на себя житейские ситуации и оценивать их так, какими мы их видим – ибо «судим по себе».

Поэтому мы, подсознательно мгновенно примерив на себя какую-либо ситуацию, инстинктивно выдаём результат – радость, точнее сорадование.

Вернее, должны были бы выдать.

Но – нет у нас ни капли радости!

Есть в душе что-то щемящее, какая-то тайная скорбь. Она там, в глубине, подсасывает…

Это и есть змея подколодная!

Не зря так говорят о зависти.

Змея в русском языке издревле символизирует коварство.

Подколодная – прилагательное, которое произошло от сочетания «под колодой».

Колода – это «бревно с выдолбленной серединой», в которой давали корм скоту.

Змеи с наступлением холодов засыпают, находя укромное место – в том числе, под колодой. И в это время яд у змей особенно опасен.

Змея обычно ползёт незаметно. Так и завистник с трудом ощущает её шевеление в душе, но это – только поначалу.

Перед тем, как броситься на жертву, змея обычно шипит. По этим порывам тоже можно обнаружить в себе зависть.

Если ты то и дело думаешь о сослуживице-красавице, и у тебя всё время на устах – куда и с кем она пошла и нелестные отзывы в её адрес, – ты просто завидуешь её внешности в невольном сравнении себя с ней. В противном случае, твои обсуждения и мысли не были бы столь болезненными и не дающими покоя.

Прикрытием зависти тут обычно служат доводы о её фривольном поведении или даже только предположения о таковом.

Узнав о повышении нашего коллеги по службе, мы не можем отбиться от роящихся в голове мыслей о том, что он недостоин этого повышения (я-то – лучше!).

Впрочем, мы даже можем не рассматривать себя в качестве кандидата на эту должность, но именно зависть порождает у нас в душе этот неумолкающий рой.

Таким образом – зависть всегда там, где есть огорчение, печаль, скорбь при виде любого благополучия ближнего.

СЛУЧАИ ИЗ ЖИЗНИ

Подруга недавно вышедшей замуж девушки просится по «безвыходности» пожить в их 3-х комнатной квартире вместе с ними.

Наивная подруга, уговорив молодого мужа, разрешает ей.

По утрам подруга жены, якобы ненароком, в неглиже причёсывается у зеркала в прихожей и встречает молодого мужа. А по вечерам она, как член семьи, мило воркочет с молодым мужчиной…

К счастью, муж сам понимает, к чему идёт дело – и просит жену культурно выпроводить подругу.

Жена соглашается, всё ещё не понимая, в чём причина всей этой ситуации. Но однажды молодая жена заходит к подружке в гости и не застаёт её.

Мама подруги спрашивает её о семейной жизни и, без всякой задней мысли, в разговоре упоминает: «Ты знаешь, когда Оля узнала, что ты вышла замуж, она так плакала…».

Молодая жена пожала плечами в ответ, и они ещё потом о чём-то говорили. Но эти слова будто застряли у неё в сознании.

«Чего это она плакала? – всё думала жена.

И тут пазлы сошлись.

Вспомнилось ей, как подружка к ним с мужем постоянно напрашивалась в гости – то ночевать, то «ненадолго» пожить у них, то, как она полуголая прохаживалась, когда муж был дома.

Словом – змея подколодная…

БЕЛАЯ ЗАВИСТЬ

Иногда люди считают, что существует не только чёрная, но и белая зависть.

Возможно, так называют чувство, очень похожее на зависть – когда человек, узнав что-либо хорошее о ближнем, не столько печалится или совсем не печалится, но просто сильно желает иметь то, что имеет ближний.

Психологи считают, что такое чувство помогает человеку развиваться. Мол, у такого человека возникает желание достичь того же.

Может быть, это в чём-то и созидательное чувство. Но…

«Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего» (Исх. 20:17).

Поэтому, если это желание сильно – это тоже зависть. Зависть, свободная от зложелательства, от лютости, от печали – но… всё же зависть…

Если у человека хватает любви и доброты порадоваться за друга, а желание иметь то, что он имеет, появляется как желание последовать хорошему примеру, а на душе при этом – спокойно, то тогда это – сорадование, а не зависть.

И не нужно называть её белой!

Заметим, зависть белой называют, чаще всего, сами завистники.

Услышав приятную новость о друге, такой человек сам о себе скажет: «Я тебе даже завидую – белой завистью».

И тут возможны варианты.

Либо он не испытывает никаких отрицательных чувств, а действительно искренне рад за друга, но ему чуть-чуть хочется себе того же, – тогда это сорадование!

Либо друг-товарищ почувствовал, что в душе хочет поднять голову та самая змея, и сразу – хлоп её по голове – и задавил. И искренне сообщает о том, что завидует, но белой завистью.

То есть – это желание самого человека превратить чёрную зависть в белую – обелить её.

Это – путь к сорадованию.

КАК ЗАДАВИТЬ В СЕБЕ ЗМЕЮ?

Есть люди, которые очень чутки к шевелениям своей души. Они, мгновенно уловив не те шевеления в ней, сами пристыживают себя, прислушиваются к голосу своей совести и на корню глушат всякие змеиные поползновения.

Но что делать, если она уже окрепла и крепко подняла голову?

Чтобы излечиться от зависти, нужно выйти на честный разговор с собой – доискаться причин зависти в своей душе. Ответить себе на вопрос: почему эта змея смогла поселиться в моей душе?

Когда подобный разговор состоится, душа легче примет доводы рассудка и постепенно начнёт приобретать новые, хорошие привычки, которые придётся растить в себе для искоренения зависти.

Признав за собой зависть, нужно не отчаяться, не начать себя ненавидеть, презирать и т.д., а понять, что зависть – это не ты сам, это змея, которая хочет обосноваться в твоей душе или уже почему-то там обосновалась… И её можно и нужно прогнать оттуда.

Чтобы избавиться от зависти, нужно, прежде всего, перестать сопоставлять свою жизнь с жизнью других людей, а также свою личность – с другими.

Жизненные циклы разных людей не совпадают. Да и сама жизнь – штука переменчивая.

Один – молод, другой – стар.

Один сегодня болен, завтра здоров, другой – наоборот.

То же – и с богатством, и со славой и со всеми другими благами нашей жизни.

Поэтому, казалось бы, что толку завидовать?

Ты видишь, как сегодня твой сосед разъезжает на такси (включая – в булочную), а ты всюду ходишь пешком, но почему-то не помнишь того, что когда ты ездил на собственной иномарке, а он жил совсем убого и со своими крошечными малышами разъезжал по всему городу в переполненном городском транспорте.

Или ты завидуешь молодости и красоте, но разве ТЫ не был молод?

Или ты завидуешь замужней подруге, а сама не замужем. Но уверена ли ты, что готова столько трудиться для других, так смиряться и претерпеваться к своему мужу, как она?

Часто ли мы задумываемся (да и знаем ли?) о том, что именно по Своей неизреченной милости и любви к нам, Господь иногда (или часто) не даёт нам то, что мы хотим!

Не даёт – по причине того, что просимое и вожделенное нами – либо нам не на пользу, либо не своевременно (для многого мы попросту ещё не созрели – ни духовно, ни душевно, ни телесно).

Каждому – своё!

Должно явиться осознание того факта, что мы видим жизнь другого человека в искажённом виде (действительно со «своей колокольни»).

Не зря говорят: «чужая душа – потёмки». Сами-то с собой мы находимся постоянно, а другая жизнь появляется в поле нашего зрения эпизодически. И эти эпизоды как раз и кажутся нам яркими – не такими как у нас.

Вполне возможно, что чьи-то достижения, которые вожделенны для нас и являются объектом нашей зависти, являются следствием того, что этот человек принёс в жертву нечто такое, на что мы уж точно пойти не готовы.

К примеру, за возможность построить свой бизнес женщина заплатила отсутствием семьи и детей; за личную свободу, за желание жить «для себя» – одиночеством; за карьерный рост – здоровьем и т.д.

Внешнее впечатление от жизни другого человека зачастую мнимое – мы зачастую даже понятия не имеем о бедах и проблемах людей, которые подпали нашей зависти.

Не всё золото, что блестит.

Ты не знаешь, как себя чувствует эта, такая на вид успешная, бизнес-вумен или жена «крутька». Далеко не все из них счастливы. Им часто приходится мириться и с изменами своего мужа, а то и с его жизнью на две семьи – с практически постоянным отсутствием мужа дома, с его султанскими замашками и т.д.

Либо находиться в постоянном страхе за жизнь мужа и детей – так как бизнес подчас сопряжён с соперничеством, предательством и откровенным криминалом.

Опять же – и у богатых может не быть детей или они могут быть в край непутёвыми. А уж болезни – тем более не выбирают нас по толщине кошелька…

Для исцеления от зависти полезно сосредоточиться на себе и на своей жизни, приняв за аксиому, что каждому Господь даёт своё и в своё время.

Своё – это то, что именно тебе полезно и нужно и для счастья, и для спасения души.

Если сосредоточиться на себе и благодарить Бога за то, что у нас есть (пусть с нашей точки зрения и малое), то насыщаемость нашей души и вместимость нашего сердца будет расти.

Порой Господь не даёт нам вожделенное просто потому, что наша душа не в состоянии вместить этот дар.

Для излечения от зависти очень важно заняться своей собственной жизнью!

Рассудить, что мы можем сделать сами, прийти в активное созидательное состояние, и начать разгребать жизненные завалы, мешающие нам быть счастливыми.

Это же помогает перестать сравнивать себя с другими – так как сосредоточение на своей деятельности будет побуждать нас прекратить сравнивать свои достижения с достижениями других людей.

Целебно попытаться по-доброму отнестись к человеку, вызывающему нашу зависть.

Как нельзя более ясно об этом пишет в своих трудах святитель Феофан Затворник: «Доброхоты (люди, желающие добра – Авт.), у которых чувства симпатии и сострадания преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, – тотчас зависть и стихнет».

ЗАВИСТЬ И ЖИЗНЬ ДУШИ

Самые опасные последствия зависть имеет именно для души человека, в которой она поселилась.

Зависть ослепляет душу. И человеку кажется, что другой человек (на которого зависть направлена) – есть та самая преграда, которая мешает ему получить какие-то блага.

Ему рисуется, что, если бы тот человек исчез – он сам смог бы беспрепятственно это вожделенное благо получить.

Именно этим и объясняется та лютая злоба, которая наполняет души завистников: они буквально считают конкретного человека преградой между ними и Богом.

Реально же Господь каждому даёт безмерные блага, и только по своей вине (в силу духовной слепоты) мы не можем их приобщиться. В том числе, и потому что позволяем зависти побеждать себя.

Зависть существует не только на человеческом уровне.

«Диавол не только однажды позавидовал людям и совратил их с истинного пути. Он завидует им и сейчас.

Он завидует каждому из нас – прежде всего потому, что мы являемся членами Церкви, приобщаемся Святых Христовых Таин и потому, что путь, по которому ведёт нас Господь, является путём ко спасению – тогда как диавол этого спасения лишился.

Всякий раз, когда между человеком и Богом устанавливаются истинные, добрые отношения, диавол из зависти старается воспрепятствовать этому.

Многие препятствия, возникающие на нашем пути к Богу, связаны, прежде всего, с завистью диавола!» (Митрополит Иларион Алфеев).

К сожалению, своё, человеческое, мы приносим и в церковную ограду.

Каждый знает за собой, как далеко не всегда мирно состояние нашей души: один грех сменяет другой, а молитвенное настроение – то есть, то его нет.

Поэтому и начинаем мы завидовать братьям и сёстрам, которые, с нашей точки зрения, находятся в благодати.

Но одно бесспорно: человек, в котором настолько оскудела любовь, что он не находит в себе силы хотя бы равнодушно (если не с любовью) взирать на блага, полученные ближним, сам себя лишает милости Божьей.

Ибо Господь там, где Любовь, где сорадование и доброжелательность.

И нам не стоило бы печалиться, ведь бесспорно и несомненно: Господь не оставляет всех, кто трудится, молится и старается бороться с собственной греховностью, призывая Его на помощь.

Святитель Иоанн Златоуст учил, что зависть рождается ни от чего другого, как от привязанности к земному: если человек почитает ни за что богатство и славу мира – он не может завидовать тем, кто этим обладает.

В состоянии зависти мы не благодарны Богу за всё хорошее, что Господь даёт нам – нам видится только плохое.

При этом существует определённая взаимосвязь: чем более мы завистливы – тем несчастнее становимся и тем менее получаем благодать.

Как-то не откладывается в завистливых головах истина Евангелия о том, что волос не упадёт с головы человека без воли Божией. А мы, выходит, идём против Бога, считая, что тот, кому мы завидуем, недостоин получаемых благодеяний.

Таким образом наша скорбь, испытываемая при благополучии ближнего, устремляется в Небо и ропщет на Самого Виновника благодеяний – Бога.

Устрашимся же этого, братья и сестры!

Будем благодарить Бога за то, что нам дано, и устрашимся хулить Его за то, чего Он нам не дал по Своей непостижимой мудрости, милости и любви.

Елена Каневская

Tagged with: зависть, исцеление, признаки, причины

Почему змея подколодная

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *