Перелетные птицы как летят

Классификация

Для ознакомления с классом противотанковых САУ разделим их условно на три группы:

  1. Штурмовые — сочетают высокую огневую мощь и достойное лобовое бронирование.

Немецкая ветка с Jagdpanzer E 100 одни из опаснейших машин за счет высокого разового урона и бронеробития. За счет отличного бронирования сложно пробить на дальнем расстоянии, но вблизи проще выцелить уязвимые места. Если «Яга» окопается, спрятав НЛД и оставив на обозрении только рубку, то без помощи артиллерии ее сложно будет выбить с занятой позиции.

Советский Объект 268/4 представляет альтернативную ветку ПТ САУ СССР с задним расположением орудия и мощным лобовым бронированием. При этом, НЛД одна из наиболее защищенных зон.

Американский T110E3 представляет ветку, которая начиная с 8 уровня имеет одно из лучших лобовых бронирований и подходит для продавливания направления или защиты базы от превосходящих сил противника.

Британские штурмовые противотанковые САУ отличаются высокой скорострельностью, но маленьким альфа-страйком. Обладатели наиболее бронированного корпуса, но с уязвимой командирской башенкой на крыше, что затрудняет наступление, если враг знает, куда пробивать.

У всех штурмовых ПТ-САУ отсутствует башня, что из-за их неповоротливости усложняет игру. Без должного прикрытия сзади, могут стать легкой добычей средних и легких танков, которые заедут в корму или подотрутся впритык к корпусу.

  1. Засадные (кустовые) — к засадной тактике вынуждает прибегать отсутствие брони или отличная незаметность.

Немецкие ПТ-САУ на 8 и 9 уровнях обладают башней с УГН 360° и великолепной маскировкой. А вот на 10 уровне УГН всего лишь -50…+50° и очень низкий коэффициент маскировки как для картонной техники. Ветка обладает свойственными немецким машинам отличной точностью и быстрым сведением.

FV4005 «бабаха» берет свое начало с ничем не примечательных по разовому урону машин и на 10 уровне раскрывается истинный потенциал ветки. Зарядив специальный снаряд (голдовый) данная ПТ-САУ может выдать альфа-страйк 1750 единиц урона и отправить в ангар с одного выстрела большую часть «девяток». При выстреле светится на всю карту, имеет большие габариты из-за башни, за что ее прозвали «скворечник».

Из-за полного отсутствия брони после выстрела необходимо сразу откатываться в укрытие, потому что эта машина при засвете становится мишенью №1.

Шведские противотанковые САУ обладают уникальным геймплеем с гидропневматической подвеской, которая активируется специальной клавишей, переводя машину из походного режима в осадный. Второй особенностью этой ветки стала наилучшая маскировка среди всех «одноклассников». Именно благодаря этому из «шведов» получаются отличные засадные снайперы.

  1. Смешанный тип — универсальные машины, которые обладают достаточной огневой мощью, подвижностью и неплохой лобовой броней, чтобы успешно играть на средней и ближней дистанциях.

Французские ПТ-САУ единственные, кто ближе к топовым машинам получил магазинную систему заряжания снарядов. Это делает их обладателями потенциального среднего урона в минуту около 3100 единиц, что является одним из лучших показателей на 10 уровне.

Альтернативная ветка противотанковых машин США обладает башней неполного вращения на 8 и 10 уровнях и с УГН 360° на всех остальных. В сравнении с штурмовыми, данная техника имеет более слабое ВЛД, дольше сведение орудия, но немного лучше мобильность.

Машины Китая частично уступают советской технике, но имеют немного более надежное бронирование лба корпуса и чуть больший запас прочности. Обе ветки могут как поддержать наступление, так и удерживать позиции стоя в кустах.

Навыки экипажа для ПТ-САУ

Правильный выбор перков экипажу повысит вашу выживаемость и эффективность в бою. Прокачка навыков занимает много времени, поэтому чтобы потом не пришлось делать сброс и терять драгоценный опыт (за золото опыт не снимается) необходимо сразу расставить грамотно приоритеты. Каждой машине в зависимости от дистанции ведения огня актуален персональный подбор перков.

Для всех ПТ-САУ необходимо первым навыком изучить командиру шестое чувство, чтобы понимать, когда необходимо закатиться в укрытие. Особенно важно это для кустовых, так как шанса отбить что-либо у них практически нет.

Боевое братство изучается на 3 уровне через сброс навыков, рекомендуется для всех.

Заряжающему изучаются профильные навыки начиная с Бесконтактной боеукладки.

В зависимости от состава экипажа изучаются перки: радисту радиоперехват, а командиру орлиный глаз или радиоперехват (если у него совмещенная с радистом специализация).

  1. Кустовые

В первую очередь важно повысить незаметность, чтобы как можно дольше оставаться вне засвета. Маскировка приоритетный навык, он не только повысит выживаемость, но и поможет, будучи невидимым для глаз противника нанести больше урона.

Перки мехвода и наводчика сделают орудие более точным за счет уменьшения разброса при изучении плавного хода и плавного поворота башни.

Ввиду отсутствия брони, в случае сбития гусеницы лучше использовать ремкомплект, так как даже 4 секунд достаточно, чтобы враг смог уничтожить обездвиженную машину.

  1. Штурмовые

Принимая во внимание тот факт, что данный класс ПТ-САУ лишен башни и крайне неповоротлив, а соответственно уязвим для атаки с фланга или тыла. Часто против такой техники используют простой прием: сбить гусеницу и заехав в корму подпереть. Чтобы не оказаться в столь безвыходном положении необходимо обязательно первым навыком изучить ремонт.

Так как большая часть боя проходит на ближней дистанции, то вместо перков на повышение точности можно улучшить подвижность и маневренность машины. В этом помогут навыки мехвода виртуоз и король бездорожья. Наводчику лучше изучать снайпера и мастер-оружейник, потому что не пробивая обычными снарядами лобовую броню, противники частенько заряжают фугасы и могут повредить орудие.

Если вы ощущаете нехватку точности, то, разумеется, можно повысить ее навыками, перечисленными в предыдущем классе.

  1. Универсальные

Здесь придется изучить и ремонт, и маскировку. Начать лучше с повышения незаметности. Потом улучшить точность и подвижность.

Выбор оборудования для ПТ-САУ

Для установки дополнительных модулей к каждой машине требуется индивидуальный подход в зависимости от приведенной выше классификации.

Штурмовые:

  • орудийный досылатель — ввиду долгой перезарядки обязателен к установке для повышения среднего урона в минуту;
  • усиленные приводы наводки — крупные калибры зачастую имеют долгое сведение, а на передовой дорога каждая секунда;
  • улучшенная вентиляция — небольшая прибавка ко всем характеристикам машины, эффект более заметен при прокачанном навыке «Боевое братство».

В качестве альтернативы третьему модулю, можно увеличить обзор на 10% просветленной оптикой или повысить выживаемость противоосколочным подбоем, чтобы уменьшить урон от артиллерии.

Кустовые:

  • орудийный досылатель;
  • стереотруба — большая часть времени проходит в ожидании появления противника, поэтому увеличение обзора на 25% в неподвижном состоянии лучший выбор;

Выбор оборудования в третий слот зависит от особенностей машины и индивидуальных предпочтений игрока:

  • маскировочная сеть — поможет дольше оставаться незамеченным стоя неподвижно в засаде;
  • усиленные приводы наводки — для более прицельной снайперской стрельбы;
  • улучшенная вентиляция.

Универсальным ПТ-САУ подойдет любой из перечисленных вариантов, при чем в зависимости от техники можно комбинировать варианты сборок.

На французские ПТ-САУ с магазинной системой заряжания снарядов уставить орудийный досылатель невозможно.

Как играть на ПТ-САУ

Геймплей на противотанковых САУ как следует из предыдущих пунктов зависит от свойственного машине стиля. Исходя из этого разберем тактику на поле боя.

Штурмовые ПТ-САУ продавливают направление наравне с тяжелыми танками. За мощное лобовое бронирование они расплачиваются слабой маневренностью и низкой максимальной скоростью. Поэтому к выбору направление нужно подойти внимательно, ведь зачастую сменить фланг не получится.

Как вариант, можно остаться на защите базы, если союзники «стадом» поехали «рашить» фланг.

Несмотря на толщину брони спереди, не стоит считать себя неуязвимым. У каждой машины есть слабозащищенные участки, о которых знают опытные игроки. К тому же каждый может зарядить голдовый снаряд с более высоким бронепробитием. Поэтому необходимо занимать позицию так, чтобы скрыть за рельефом уязвимые зоны.

Не зависимо от того, удерживаете вы собственные позиции или продавливаете вражеские, всегда нужно помнить об артиллерии. САУ часто фокусит габаритные и неповоротливые цели, что значительно осложняет игровой процесс.

Засадные. На первый взгляд геймплей может показаться довольно-таки простым: занял позицию в кустах, жди и стреляй. Безусловно, иногда везет, что выпадет открытая карта, а противники бездумно подставляются под выстрелы. Но чаще все же приходится постараться, чтобы настрелять урон и не слиться.

На первом этапе боя нужно постараться отработать по засвету союзного легкого танка. В отличие от штурмовых, кустовые машины не смогут в одиночку долго удерживать фланг, поэтому лучше передвигаться с основными силами команды, чему способствует хорошая динамика.

Лучше всего стрелять спрятавшись за двойным кустом, тогда больше вероятность остаться незамеченным. На технике с низким коэффициентом незаметности после выстрела (Grille или FV4005) рекомендуется не дожидаться срабатывания навыка «шестое чувство», а отстрелявшись сразу закатываться в укрытие.

Если враги раскрыли вашу позицию, то вполне возможно, что арта тоже свелась туда и только ждет вашего подсвета, поэтому не ленитесь менять позицию.

При этом важно на засадных ПТ-САУ быть полезным для команды на протяжении всего боя, а только стоять в кустах в ожидании врага. Нужно с умом перемещаться по карте, поддерживая наступление союзников.

Краткие итоги

Игра на противотанковых САУ вовсе не легкая прогулка с нанесением большого урона. Геймплей этого класса требует:

  • постоянной внимательности, чтобы не прозевать врага;
  • неторопливости, чтобы правильно рассчитать траекторию полета снаряда для попадания на большом расстоянии по движущемуся танку;
  • знать уязвимые места вражеских штурмовых ПТ-САУ и ТТ.

Именно на вас будут рассчитывать союзные ЛТ и СТ давая засвет, или окруженный врагами ТТ. От эффективности вашей стрельбы во многом будет зависеть исход боя.

>Как летают птицы

Все ли птицы летают?

Летать умеют далеко не все птицы — в ходе эволюции некоторые эту способность утратили. В отряде пингвинов нет летающих видов. В других же группах есть как летающие, так и нелетающие, например бакланы и попугаи. Нелетающие птицы обычно встречаются на островах, где в свое время не водились хищники. Однако в наши дни они могут стать жертвой собак, мангустов и других хищников. Не летают также очень крупные птицы, например страусы, зато они быстро бегают и защищаются с помощью сильных ног.

Как птицы зависают в воздухе

Обычно, когда птица машет крыльями, она движется вперед. Но некоторые виды, например скопы, нектарницы и зимородки, могут висеть в воздухе.
Удивительны в этом отношении крохотные колибри, которые зависают перед цветком, чтобы выпить нектар. При этом птичка как бы стоит на хвосте, а крылья быстро описывают восьмерку в горизонтальной плоскости. Колибри способны очень долго и с большой частотой махать крыльями благодаря тому, что их грудные мышцы огромны по отношению к размерам тела.

Когда птица летит вперед, тяга создается лишь опусканием крыла, а подъемная сила — опусканием и взмахом. У других птиц подъемная сила возникает только при движении крыла вниз. Когда колибри зависает, туловище и крылья принимают почти вертикальное положение, При этом крылья создают подъемную силу, но не тягу.

Почему парят орлы?

Почти все птицы время от времени парят, хотя бы недолго. Даже колибри могут прервать свой жужжащий полет, чтобы спланировать с цветка на цветок на неподвижных крыльях.
Такие тяжелые птицы, как лебеди и дрофы, парят лишь при приземлении. Мелкие птицы, как правило, не могут эффективно скользить по воздуху сколько-нибудь продолжительное время. Для многих птиц парение — это не только альтернатива обычному машущему полету. Некоторые виды ястребов, а также орлы, пеликаны и аисты летают в основном именно паря -скользя по воздуху вверх. Имея длинные по сравнению с телом крылья, эти птицы используют восходящие потоки воздуха (если воздух неподвижен, так летать невозможно).
Восходящие потоки воздуха существуют возле препятствий: в горах, над холмами, обрывами и т.п. — здесь они небольшие, локальные. Кроме того, обширные воздушные массы поднимаются вверх, когда отраженное тепло солнца нагревает воздух у поверхности земли. В таком потоке движение вверх происходит по широкой спирали, при этом поднимающаяся воздушная масса образует как бы большой купол. Термических восходящих потоков обычно нет над большими водными пространствами, а также ночью. За некоторыми исключениями, парящие птицы избегают мест, где море встречается с сушей, и не летают в темноте.

В восходящем потоке птица поднимается кругами на большую высоту, перемещается в нужном направлении по горизонтали в процессе плавного спуска, достигает следующего потока и снова кругами поднимается вверх. Таким способом птицам за один день удается покрыть большое расстояние, преодолеть в итоге тысячи километров
Хищные птицы превосходно летают. Среди них есть настоящие воздушные акробаты, например полевой лунь, который передает пищу своей партнерше в полете. Самец и самка различаются по цвету, но у обоих белая гузка.
Самец бросает добычу самке, которая переворачивается вверх ногами, чтобы ее поймать.

Почему морские птицы так хорошо летают?

Восходящие потоки воздуха, обеспечивающие парение птиц над сушей, отсутствуют над морем. Поэтому такие птицы, как альбатросы, буревестники и олуши, используют принципиально иную технику парения.
Морские птицы владеют особым планирующим полетом, использующим силу горизонтальных ветров и отраженных от волн струй воздуха. Воздушные течения у поверхности воды медленнее, чем на высоте. Птица планирует с высоты почти до самой воды, затем за счет ускорения от спуска взмывает вверх и резко поворачивает против ветра. Ветер создает подъемную силу, перенося птицу вверх, в полосу более мощных воздушных потоков. Наконец она разворачивается и снова планирует вниз.

Взлет и приземление птиц

Для многих птиц взлет и посадка являются самым трудным маневром. При взлете птице необходимо придать сильное ускорение, чтобы оторваться от земли или ветке. Например, маленький воробей перед взлетом подпрыгивает и начинает быстро махать крыльями. Более тяжелые пернатые, что бы взлететь, делают разбег с расправленными крыльями. Водоплавающие птицы, чтобы набрать скорость бегут по воде перед взлетом.
Властелины воздуха стрижи и фрегаты не способны подняться в воздух с земли, для взлета эти птицы падают с высоты расправив крылья.
При приземлении птицы планируют с помощью крыльев. Во время посадки их тело разворачивается вертикально, птица распускает хвост, а ноги опускает вниз, выставив вперед. Роль тормоза при приземлении у птиц выполняет крылышко, это пучок перьев на первом пальце крыла.
Для приземления птице нужно трансформировать поступательное движение и смягчить удар о землю. Если движение не замедлится достаточно или помешает порыв ветра, птица может разбиться.

При посадке утка низко летит над водой и приводняется, тормозя своими перепончатыми лапами и создавая крыльями обратный ход, чтобы снизить скорость. Для взлета с воды или с суши птица создает крыльями поток воздуха. Так, нырок бежит по воде, хлопая крыльями, пока не наберет достаточной скорости для отрыва от поверхности.

Ласточки в полете

Ласточки в изящном и долгом полете ловят насекомых, на лету касаются воды, чтобы попить. Здесь изображена ласточка-касатка, распространенная в Европе, Северной Америке, Азии и Африке. Эти птицы редко опускаются на землю, в основном за материалом для гнезда. Этим занимаются самцы, у которых хвост длиннее и вилка на нем глубже, чем у самок, чья задача — строить гнездо.
У ласточек очень длинные сезонные перелеты: ласточки-касатки перелетают из Норвегии в Южную Африку, покрывая 11 000 км.
Преследуя летающих насекомых, ласточки почти все время изменяют направление полета. Ласточки на лету не только едят, но и пьют, очень широко раскрывая клюв.

Компас пернатых

Как птицы находят дорогу, перелетая чуть ли не половину земного шара? Причем часть пути пролегает над океаном, где нет никаких ориентиров.

Ученые уже давно догадались, что, возможно, пернатые ориентируются по магнитному полю Земли. Но как работает этот «компас», оставалось непонятно. И вот теперь загадка, похоже, раскрыта.

Сегодня есть две гипотезы, как птицы чувствуют магнитное поле планеты. По одной из них, в навигации им помогают кристаллы железа в клюве, на которые влияет магнитное поле. И такие кристаллы действительно в клювах были найдены. Однако остается неясным, как же сигнал от них может достигать мозга.

Другая теория предполагает, что магнитное поле влияет на химическую реакцию, при которой один из белков глаза (криптохром) под действием света переходит из одной формы в другую. Мозг пернатых это различает и дает команды на правильную ориентацию.

Группа немецких ученых под руководством Хенрика Мориситена, в числе которых работающий в Германии наш соотечественник Дмитрий Кишкинев, решила проверить, какая же гипотеза верна. Они перерезали нервные пути между клювом и мозгом птиц, а в другом опыте разрушили область мозга (так называемый кластер N), которая обрабатывает информацию от клеток глаза, где находится белок криптохром.

Оказалось, что птицы могут определять магнитное поле даже с перерезанным нервом от клюва. Зато когда разрушали кластер N, то пернатые не только теряли ориентацию, но даже не реагировали на магнитное поле в лаборатории.

А биофизики из США выясняли, сколько белка криптохрома должно перейти из одной формы в другую, чтобы «компас» птиц работал. Результаты показали, что, используя сигнал всего от одной клетки с криптохромом, птица может ориентироваться.

Итак, можно сказать, что механизм миграции пернатых раскрыт окончательно. Кстати, ученые считают, что именно он помогает ориентироваться не только птицам, но и черепахам, бабочкам, и другим «путешественникам» на большие расстояния.

Сочинение на тему: «Птицы улетают…»

Все летят, все улетают птицы,
И зови ты их иль не зови,
Все равно дано им возвратиться
На места обжитые свои.
(А.В.Софронов)

С наступлением осенних холодов природа начинает приспосабливаться к зиме. Деревья сбрасывают листья, лесные зверушки готовят съестные припасы, птицы, неспособные пережить морозную пору, отправляются на зимовку в теплые края.

Утки, гуси и лебеди сбиваются в стаи, подготавливаясь к длительному и небезопасному перелету. А сигналом отправляться в путешествие служит уменьшение продолжительности дня. Тысячи птиц оккупируют водоемы, чтобы в один прекрасный день, расправив мощные крылья, взмыть в небеса и полететь к далеким жарким континентам, где их ожидает теплая вода и обилие пищи. Один за другим поднимутся косяки, ведомые опытными вожаками. А пока нескончаемый птичий гомон наполняет окрестные болота. Это самый настоящий прощальный бал пернатых. Лебеди, аисты и утки собираются на одной территории, а вместе с ними суетятся на водоемах и мелкие перелетные птицы — чирки, кулики, ибисы.

Настало время, и вожаки дают команду к отлету. Опустела гладь водоемов, а скоро вода подернется льдом и замрет на долгие три месяца. Понеслись стаи птиц над полями и лесами, городами и деревнями. Мощные крылья со свистом рассекают воздух. Заслышав курлыканье журавлей, детишки поднимают головы и весело машут руками, провожая крылатых путешественников в далекие страны. Но крики птиц печальны. Как будто журавлям жаль расставаться с родными местами, хотя их впереди ожидает тропический рай. С земли видна строгая линия птичьего клина. Люди удивляются, как пернатым удается так ровно выдерживать четкость строя.

Отлет птиц на зимовку представляет собой удивительное зрелище. На светло-сером осеннем небе, как будто гигантским грифелем, вычерчена удивительная геометрическая фигура, постепенно пропадающая из виду на фоне солнечного диска. Это природа выступила в роли художника, рисуя на небесном холсте осенние картины. Журавлиный клин в небе напоминает людям, что кончилось лето, и впереди всех ждет холодная зима.

А через несколько месяцев потянутся косяки уток и журавлей обратно на север. Потому что манят пернатых дорогие им леса и озера. Рассядутся птицы по своим гнездам, пока через полгода не будет опять объявлен общий сбор для подготовки к полету в теплые края.

Сочинение «Осенний отлёт птиц»

Сочинение: Осенний отлёт птиц.

Цель: развитие умения составлять повествовательный текст с элементами описания.

Задачи:

  • формировать умение составлять повествовательный текст с элементами описания по плану;

  • развивать умение употреблять в письменной речи точные и выразительные слова и словосочетания;

  • воспитывать чувство переживания к трудному перелету птиц.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение.

Е. Благинина.

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

ІІ. Сообщение цели урока.

— Ребята, какие ассоциации у вас вызывает словосочетание птицы осенью? (составление ассоциаций)

— Сегодня на уроке мы напишем сочинение «Осенний отлёт птиц». Слайд №1

Просмотр фильма.

— Что вы почувствовали, просмотрев этот фильм?

— Что вы знаете о перелетных птицах? (улетают осенью, мало корма, дни становятся короче, ночи холоднее)

— Какие птицы отправляются в теплые края? Улетают грачи, скворцы, ласточки, журавли и т. д.

— Как мы узнаем, что летят птицы? Летят с прощальным криком, прощаются с родными местами.

Учитель: Птицы летят по-разному. Они летят стаей, клином, цепью. Стаей летят в основном певчие птицы: ласточки, скворцы. Цепью и косяком – журавли, гуси, утки, лебеди. Впереди всегда летят опытные птицы – вожаки. Слайды № 2,3

II. План. Слайд № 4

1. Пора прощания.

2. В путь.

а) отлет птиц

б) описание действия полёта птиц

3. До скорой встречи!

Слайд № 5

Задание: найти, выписать эпитеты описания осени.

Октябрь

Осень пришла в лес. Листья раскрасились в яркие цвета. Лес был очень красив.

Подули сердитые ветры. Они срывали жёлтые, красные, бурые листья с веток, носили их по воздуху и швыряли на землю.

Скоро лес поредел. Ветки стали голыми. Земля под деревьями покрылась разноцветным ковром. Стаи перелётных птиц неслись к югу.

Но были и погожие, ясные дни. Нежаркое солнце светило ласково. Оно прощалось с лесом. Листья становились жесткими и хрупкими. Тут и там под листьями виднелись грузди, маслята.

Эпитеты с прилагательными: в яркие цвета, сердитые ветры, разноцветным ковром, нежаркое солнце.

Эпитеты с глаголами: швыряли на землю, стаи неслись, прощалось с лесом.

— Первый пункт плана «Пора прощания».

— Как можно начать сочинение? (Пришла осенняя пора.)

— Составьте 1-2 предложения описания осени.

— С чем прощаются птицы? (Птицы прощаются с родными местами.)

ІII. Работа в группах.

Задание: 1 группа:

Отрывок из рассказа Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»

-Найти слова и словосочетания, которые рассказывают о подготовке птиц к дальнему перелету.

Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привёл всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далёкий путь, и все имели такой серьёзный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч вёрст.… Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнет от разных случайностей, — вообще было о чём серьёзно подумать.

Лебеди, утки и гуси готовились к отлёту. Старые птицы учили молодых. Каждое утро молодёжь делала прогулки. Она укрепляла крылья для далёкого перелёта.

Умные вожаки обучали отдельные стаи и потом всех вместе. Сколько было крика, веселья, радости!

Большая тревога, готовиться в далёкий путь, укрепляла крылья, молодёжь делала прогулки, обучали отдельные стаи, старые птицы учили молодых.

2 группа:

Отрывок из рассказа Л. Толстого «Лебеди»

— Найти отрывки, где описывается картина полета лебединой стаи.

— Как писатель передаёт крайнюю усталость молодого лебедя.

Лебеди летели из холодной страны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь; и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою.

… Все лебеди уморились, махая крыльями, но они не останавливались и летели дальше. Впереди старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели.

Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а его товарищи дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь опустился на воду и сложил крылья…

3 группа:

— Подобрать синонимы к словам: старые — … (опытные), тревога — … (волнение), косяк — … (стая), грустно — … (печально), потянулись — … (полетели), песни — … (голоса), в тёплые края — … (на юг, с севера на юг, в теплые страны).

— Используя выбранные слова и словосочетания из предложенных текстов, каждая группа расскажет свой вариант основной части.

— О чем пойдет речь?

— Куда летят птицы? Птицы летят с севера на юг. Птицы летят в тёплые края.

— Что слышится высоко в небе? Высоко в небе слышатся их прощальные песни.

— Как ещё можно назвать перелетных птиц? Их называют летние гости.

— Все ли птицы долетят до места? Почему? Не все птицы долетят до места. Многие из них погибнут в дороге. Долетят самые сильные и опытные птицы.

— Почему становится грустно?

— Третий пункт плана «До скорой встречи!»

— Каким предложением закончим сочинение?

— Какое оно будет по цели высказывания?

IV. Орфографическая работа.

Приставки Окончания Непроизносимые Безударные гласные

перелёт осенняя согласные пот..нулись

пришла летние сер..це р..дными

погибнут грус..но жур..влей

к…сяк

-тся, -ться: слышатся, становится, выбьются

— Какие слова мы будем употреблять с безударной гласной в корне?

— Назови слово, которое вы не знаете как написать?

V. Рефлексия.

ОСЕННИЙ ПРОЛЕТ

Только на березах появятся первые желтые пряди, как в мире пернатых начинают происходить волнующие перемены – сбор в дальнюю дорогу. Здесь, на родине они сумели вывести своё потомство, выкормить его, вырастить и теперь пора показать им путь в тёплые края, которые согреют во время зимы и с наступлением следующей весны приведут обратно на свою землю: в то же место, где они вывелись.

Стая грачей

Перелеты составляют строго установленное во времени звено годового жизненного цикла птиц. Организм птиц действует как часовой механизм, разбивая весь год на две миграции, период размножения и зимовки, и всё это регулируется эндокринными и физиологическими процессами.

Стая скворцов

Одной из интересных физиологических особенностей перелетных птиц является возможность накапливать жир перед миграцией или пополнять его в пути за очень короткое время. Буквально за 1-2 недели вес птицы может увеличиться на 50% ! И если в пути происходит сбой с пути из-за ветра и птицей израсходован запас энергии, а пополнить его негде, то чаще всего она обречена на гибель.

Дрозд-рябинник усиленно питается перед отлетом рябиной и одновременно у него происходит линька

Кулик-воробей

Собственно пролет начинается с появления на наших болотах северных куликов, которые успели вывести птенцов в далекой тундре и на побережье всех северных морей. Но там заканчивается короткое северное лето и обилие кормов исчезает, по ночам температура может опускаться ниже ноля. Они одни из первых перекочёвывают в наши места, где происходит дополнительное питание и накопление жира для дальнейшего перелета. Уже в конце июля , а чаще в начале августа можно встретить стайки краснозобиков, щеголей, куликов-воробьёв, которые у нас не гнездятся.

Краснозобик

В этом году мне удалось встретить все эти виды уже 5 августа.

Стая журавлей

Первыми у нас собираются в дальнюю дорогу белые аисты. Ещё не везде закончилась уборка хлебов, как они многочисленными стаями до сотни штук и просто семьями отправляются после второй декады августа, предварительно покружившись в голубом небе на большой высоте, словно стараясь получше запомнить этот родной им уголок земли. Путь их лежит в далекую центральную , северную и южную Африку, где находят приют большинство наших перелетных пернатых.

Улетают гуси

Кроме аистов, для которых характерно совершать миграцию семьями, относятся сюда журавли и разные виды гусей.

А вот взрослые кулики, жуланы, кукушки, черноголовые славки отправляются в тёплые края раньше молодых.

Одинокий странник — сорокопут-жулан

Журавли в конце сентября соберутся на больших болотах в огромные стаи, словно маленькие ручейки наполнят одно большое озеро.

Стая золотистых ржанок летит только одним видом

И таких мест по их сбору , отдыху на путях миграции в связи с осушением болот остается всё меньше. По крайней мере у нас оно единственное, и это заказник «Ельня» в Миорском и Шарковщинском р-нах , где одновременно может быть 3-5 тыс. особей. Есть еще в Подмосковье заказник «Журавлиная родина», в южной Швеции на острове Рюген и Эланд. Получив дополнительное для перелета питание на убранных полях в течение 2-3 недель, они в середине октября, поднявшись многотысячной огромной стаей с тоскливым курлыканьем отправятся в северо-западную и восточную часть Африки. Последними улетят на зимовку водоплавающие, которые могут задержаться чуть ли не до первого льда, подгоняемые наступающими с севера холодами. Причем с потеплением климата в последние десятилетия часть их – особенно лебедей-шипунов и кряковых уток – летит на юг Беларуси, где зимой имеются большие озера и незамерзающие реки, такие как озеро Ореховское, Луковское и Олтушское в Малоритском р-не Брестской обл., участки на реке Припяти, и остаётся зимовать там. Но всё же основным местом зимовки следует считать Африку, побережье Средиземного моря, Францию, Англию, Испанию. Пролетая над Европой, воздушные потоки птиц разделяются, один направляется к Гибралтарскому проливу, а другой к Босфору, далее к району Суэцкого канала, где и попадают на территорию зимовки. Часть остаётся на Аравийском полуострове и в долине реки Нил. Незначительная часть птиц пересекает Средиземное море через Италию и далее вдоль многочисленных островов попадает в Северную Африку. Много водоплавающих летит провести зиму в плавнях и многочисленных реках дельты р. Волги на Каспийском море.

Скворцы собираются в дорогу

Птицы при перелетах могут лететь большими стаями, что дает некоторым видам аэродинамические преимущества. Одни виды летят широким фронтом, образуя громадную извилистую ленту( кулик-сорока, скворцы), другие летят V-образным клином с вожаком во главе, за которым устремляются разные по длине «стороны» угла (утки, гуси, лебеди, журавли). Считается, что такое построение экономит энергию у всех членов стаи, кроме вожака, который периодически сменяется. Третьи летят «гуськом», вытянувшись один за другим в линию (нырковые утки, бакланы, гаги). А многие виды, особенно из отряда воробьиных, летят в одиночку, такие как иволги, вертишейки , кукушки, козодои, жуланы, мухоловки и многие виды хищных птиц. В основном перелеты они совершают ночью. Скорость перелета птиц составляет в среднем 350-800 км\сутки, или 45-80 км\час и зависит от вида , дальность перелета доходит до 10тыс.км. Причем отмечено, что осенняя миграция значительно больше растянута по времени и может доходить до двух-трёх месяцев у отдельных видов, в то время как весной птицы летят к местам гнездования в два раза быстрее и сдерживающим основным фактором может быть лишь запоздавшая весна. Высота перелета составляет 1000-1500м, хотя многие птицы летят всего на высоте 100-130 метров. Ночью перелет происходит на больших высотах, чем днем. Выше всех летят журавли, это порядка 5000м.

Журавлиный клин

Однако в любых случаях поражает способность пернатых к навигации и ориентации. Она отработана до совершенства в результате естественного отбора на протяжении миллионов лет. Проведенные орнитологами многочисленные опыты установили, что птицы пользуются различными способами ориентации при перелетах. Это в первую очередь для большинства птиц семейный перелет, ориентация по состоянию атмосферы, по памяти, по солнцу и звездам, земному магнетизму, вращению земли и центробежной силе, даже обонянию. Ученые пришли к выводу, что птицы комбинированно используют различные способы ориентирования в различные годы в зависимости от условий внешней среды. И конечно фактор наследственности стоит в этой цепочке не на последнем месте. Ведь многие молодые птицы летят в одиночку позже своих родителей и достигают именно тех же мест зимовки на расстоянии 3-5 тыс. км. Как объяснить это по другому , если не наследственностью?

Многие вопросы ещё требуют ответа и их ищут ученые-орнитологи, проводя кольцевание птиц и радиослежение. Доказано, что часть молодых аистов не возвращается в родные края, а только став половозрелыми в возрасте двух лет летит домой. Другие виды по непонятным причинам летят размножаться совсем в другие места, порой на расстояния в тысячу км от того места, где вывелись. При перелетах происходит своеобразный естественный отбор в местах зимовок и этот фактор естественно сказывается на эволюцию видов. При всех обстоятельствах мы должны радоваться таким явлениям как перелеты птиц. Благодаря им, наши леса, поля, луга, болота на короткое время наполняются многочисленными видами пернатых, их разнообразным пением, поведением, токованием, позволяют нам каждый раз при встречах с природой услышать и увидеть что-то новое и может невидимое раньше. А интерес к миграциям птиц с каждым годом растет, и в Беларуси в этом году состоится уже 7-й по счету открытый Чемпионат по спортивной орнитологии – 4 сентября 2010 года, организованный и проводимый АПБ.

Подключайтесь , любители пернатых и открывайте для себя новые увиденные виды птиц , их отношения и поведения между собой. Фото автора.

Скорость перелета птиц

5 лет назад Нету коментариев

Едва ли по какому-нибудь вопросу, связанному с пере­летами птиц, распространены столь ошибочные взгляды, как по вопросу о скорости перелета. Мнения большинства людей о скорости, с которой пролетают птицы, основаны на случайных кратковременных наблюдениях, и поэтому она обычно сильно преувеличена. Другие сравнивают ско­рость пролета птиц со скоростью автомобиля, поезда или самолета. Однако таких скоростей они не найдут даже у наиболее быстрых из известных нам летунов. Так, напри­мер, стрижи пролетают со скоростью 40 — 50 м/сек (не­зависимо от ветра), что соответствует приблизительно 150 — 160 км/час. (Сравните: максимальная скорость экс­пресса — 39 м/сек, или 140 км/час.) Это, конечно, не означает, что птицы вообще не умеют летать быстрее. Гоняю­щиеся друг за другом стрижи развивают скорость до 200 км/час, а сокол бросается на жертву со скоростью 70 м/сек, т. е. 250 км/час. Но эти предельные скорости в течение очень короткого времени являются исключениями: они в лучшем случае характеризуют способность к полету некоторых видов, но их нельзя использовать для оценки скорости полета при миграциях, когда необходимо’ дли­тельное напряжение.

При длительных миграциях имеют значение не только способность к полету, но также и ветер. В зависимости от его направления и силы скорость птиц может значительно уменьшаться или увеличиваться. Особенно большие ско­рости в полете можно объяснить только при учете под­держки со стороны ветра. Так, в приведенном выше при­мере скорость английских чибисов при полете через Ат­лантический океан, равная приблизительно 70 км/час, увеличилась до 150 км/час благодаря попутному ветру, скорость которого достигала 90 км/час.

Учитывая задерживающее или ускоряющее влияние ветра, можно точно измерить собственную скорость птиц на коротких расстояниях и в соответствии с этим вычис­лить истинную скорость пролета. Впервые такие расчеты произвел Тинеман на Курской косе. Впоследствии они были сделаны Мейнертцхагеном, Гаррисоном и др.

Цифры, приведенные в таблице, дают ясное предста­вление о предельных скоростях перелета птиц. В общем она, очевидно, равна 40 — 80 км/час, причем скорость мелких певчих птиц приближается к низшим цифрам. Птицы, совершающие перелет ночью, летят, по-видимому, быстрее, чем мигрирующие днем. Бросается в глаза ма­лая скорость миграции хищных и других крупных птиц. Одни и те же виды птиц летают в области гнездования обычно значительно медленнее, чем на пролете, если во­обще эти скорости можно сравнивать.

Как ни мала обычно скорость перелета птиц, вернее какой малой она нам ни кажется, она вполне достаточна для того, чтобы некоторые виды за несколько дней и но­чей достигли мест зимовок. Больше того, с такой ско­ростью при условии попутного ветра (как, например, при перелете чибисами океана) многие перелетные птицы в течение нескольких дней или ночей могли бы долететь в тропики. Однако птицы не могут сохранить указанную скорость пролета дольше, чем на несколько часов; они почти никогда не летят несколько дней или ночей подряд; как правило, их полет прерывается для короткого отдыха или для более длительных остановок; последние придают перелету в целом характер неторопливой «прогулки». Так возникают длительные миграции.

При рассмотрении точно установленных кольцеванием средних скоростей дневного или ночного перелета отдель­ных видов всегда нужно иметь в виду, что они не характе­ризуют способность к полету и развиваемую на пролете скорость, а указывают лишь на длительность пролета и расстояние между местами кольцевания и находок околь­цованных птиц в пересчете на один день. Многочисленные находки окольцованных птиц доказывают, что птицы бы­стро пролетают большую часть пути, а остальное время используют для отдыха в богатых кормом местах. Этот вид пролета встречается наиболее часто. Значительно реже наблюдается равномерное распределение нагрузки и отдыха.

У птиц, летящих на большое расстояние, средний днев­ной путь равен примерно 150—200 км, в то время как летящие не так далеко не покрывают за это же время и 100 км. С этими данными согласуется продолжительность перелета в 2—3 или 3—4 мес. многих видов, которые зи­муют в Тропической и Южной Африке. Так, например, аист, обычно отлетающий из Германии в конце августа, достигает зимовок в Южной Африке только в конце но­ября или в декабре. Эти же сроки относятся и к жулану. Ласточки мигрируют быстрее — с сентября до начала но­ября. Сколь, однако, велики в данном случае индивиду­альные различия, можно видеть на примере 3 окольцован­ных горихвосток-лысушек, одна из которых покрывала ежедневно 167 км, другая — 61 км я третья — лишь 44 км, причем эти числа уменьшаются по мере увеличения отрезка времени, для которого их вычисляют (6, 30 и 47 дней). Основываясь на этих результатах, можно сделать вывод, что дневная скорость более всего соответствует истинной скорости перелета в том случае, когда она вычисляется на основе общих показателей за короткий срок. Этот вывод лучше всего доказывают следующие примеры скорости про­летов отдельных птиц: аист покрыл за 2 дня 610 км, славка-черноголовка за 10 дней — 2200 км, лысуха за 7 дней— 1300 км, другая лысуха за 2 дня — 525 км, кряква за 5 дней— 1600 км. Этим данным можно противопоставить дневную скорость певчего дрозда — 40 км (вычислена за 56 дней перелета), зяблика — 17,4 км (вычислена за 23 дня перелета) и ястреба-перепелятника — 12,5 км (вычислена за 30 дней перелета). Эти данные сравнимы с приведен­ными выше сведениями о горихвостках, на средние скоро­сти которых при увеличении продолжительности пролета сильно влияют длительные остановки для отдыха.

При оценке дневного пути и скорости пролета нельзя упускать из виду и другой важный фактор: любые цифро­вые данные можно вычислить только для идеального пути перелета, т. е. для прямой линии, соединяющей места кольцевания и находки окольцованной птицы. В действи­тельности пролетный путь всегда больше, отклонения от прямой часто весьма значительны и выполненная работа и скорость значительно выше вычисленных. Эти ошибки практически невозможно исключить, и поэтому их необхо­димо учитывать, особенно при очень длительных пере­летах.

Кроме того, следует обращать внимание и на то, когда были получены эти данные. Дело в том, что при весеннем перелете показатели во многих случаях значительно выше, чем при осеннем. В единичных случаях можно было бы с уверенностью доказать, что весенний перелет проходит вдвое быстрее осеннего, например у аиста, американского веретенника и жулана.

Штреземан (1944) точно установил, что весной про­лет жулана длится приблизительно 60 дней, а осенью — около 100 дней. В среднем эти птицы пролетают около 200 км в сутки. Однако они летят только ночью в течение 10 час. со скоростью 50 км/час. После такого пролета они всегда отдыхают, так что расстояние 1000 км покрывается ими за 5 суток: миграция — 2 ночи, соя — 3 ночи, кормеж­ка — 5 дней.

Еще несколько слов о максимальных скоростях и дли­тельности пролета, характеризующих возможности пере­летных птиц: камнешарка, небольшая прибрежная птица, окольцованная наГельголанде, была найдена через 25 час. в Северной Франции, на 820 км южнее. Многочис­ленные мелкие певчие птицы регулярно перелетают за 12— 15 час. Мексиканский залив шириной 750— 1000 км.Согласно Моро (1938), некоторые небольшие сокола (Falco concolor и F. amurensis), а также азиатские щурки (Merops persicus и М. apiaster), зимующие на побережье Южной Африки, также пролетают не меньше 3000 км над морем. Гавайские острова служат местом, зимовки для ряда северных куликов, которые, мигрируя от Алеутских островов и Аляски, где расположены их гнез­довья, вынуждены пролетать 3300 км над открытым. мо­рем. Золотистой ржанке, особенно сильному летуну, для покрытия этого расстояния при скорости около 90 км/чае потребовалось бы приблизительно 35 час. Более высокие скорости отмечены у другого вида ржанок, пролетающих от Новой Шотландии до северной оконечности Южной Аме­рики 3600 км над морем. Почти невероятным кажется пролет одного из гнездящихся в Японии бекасов, который зимует в Восточной Австралии и должен покрыть почти 5000 км, чтобы достигнуть зимовок. В пути он, вероятно, совсем не отдыхает, так как в других местах его никогда не отмечали.

К пролету над водными пространствами можно при­равнять пролет над большими пустынями. Такой пролет также, несомненно, проходит без перерыва, например про­лет над Западной Сахарой мелких певчих птиц, трясогу­зок и коньков, требующий 30—40 час. непрерывной рабо­ты, если скорость их пролета считать равной приблизи­тельно 50 км/час.

Расстояние, которое преодолевают перелетные птицы, поражает ученых

Экология

Миниатюрное устройство слежения помогло проследить за миграцией крошечных северных птиц каменок, которые преодолевали расстояние в 18640 километров. Птицы, чей вес составляет в среднем 25 граммов, путешествуют из районов, расположенных южнее Сахары, в Арктику для размножения. Среди перелетных птиц каменки совершают самое большое путешествие.

Эти птицы по размерам немного меньше зарянки и больше зяблика. Они выводят птенцов в арктической тундре, а через пару месяцев отправляются на поиски пищи в Африку, чтобы перезимовать, как рассказал автор исследований Райан Норрис (Ryan Norris), профессор из Университета Гуэльфа в Онтарио, Канада.

Эти виды птиц представляют особенный интерес для ученых, потому что они преодолевают такие большие расстояния, выводя птенцов на востоке канадской Арктики, в Гренландии, Евразии и на Аляске.

До этих исследований, ученые точно не знали, где птицы проводят зиму. Они посетили места гнездования птиц на Аляске и в Канаде и оснастили 46 из них специальными спутниковыми приборами слежения.

Прибор весит 1,4 грамма, включая ремешок, который закрепляет его на ноге птицы. Прибор фиксировал местоположение птиц 2 раза в день в течение 90 дней. Птицы с Аляски преодолевали 15 тысяч километров, пересекали Сибирь и Аравийскую пустыню и направлялись на территории, южнее Сахары, каждый день пролетая в среднем 290 километров.

Хотя канадские перелетные птицы не преодолевали больших расстояний – всего около 3500 километров, они должны были пересечь Атлантический океан. Это достаточно большой барьер для маленькой певчей птицы. Некоторых птиц Гренландии можно было увидеть на зимовке на побережье Британских островов.

Перелеты птиц иногда просто поражают наше воображение. Более того, такие путешествия они совершают дважды в год. Если задуматься о тех препятствиях, которые могут встретиться им на пути, то поражаешься, как они все это способны выдерживать, сказали ученые.

Похоже, что миграция перелетных птиц ограничена из-за размеров Земли. Если бы наша планета была больше, не исключено, что эти птицы летали бы на более далекие расстояния.

Как птицы находят дорогу во время перелетов?

В конце лета многие птицы в разных концах света покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Иногда они отправляются на другие континенты, расположенные на расстоянии в тысячи миль. Весной эти же птицы возвращаются не только в ту же страну, но часто даже в то же гнездо в том же доме! Как они находят дорогу? Было проделано немало интересных экспериментов, чтобы найти ответ. Во время одного из них группу аистов забрали из своих гнезд незадолго до наступления времени осеннего перелета и перенесли на другое место. С этого нового места им пришлось лететь в другом направлении, чтобы достичь места своего зимовья. Но когда пришло время, они полетели в том же направлении, в котором они летали со своего старого места! Создается впечатление, что они обладают врожденным инстинктом, который подсказывает им, что надо лететь в определенном направлении, когда приближается зима. Способность птиц находить дорогу домой не менее поразительна. Птиц увозили от их родных мест на самолете за 400 миль. Когда их отпускали, они летели обратно к себе!

Если просто сказать, что домой их ведет инстинкт, то это не объясняет тайну. Как они находят дорогу? Нам известно, что молодые птицы не получают уроков географии от своих родителей, потому что родители зачастую сами совершают перелет впервые. А птицы, которые летят домой, часто летят по ночам, так что не могут увидеть ориентиры, которые бы им помогли. Некоторые птицы летят над водой, где вообще нет никаких ориентиров. Одна из гипотез заключается в том, что птицы могут чувствовать магнитные поля, которые окружают Землю. Магнитные линии располагаются по направлению от северного магнитного полюса к южному. Возможно, именно эти линии и служат для птиц направляющими. Но эта теория не получила доказательств.

Наука фактически не имеет исчерпывающего объяснения тому, как птицы находят дорогу во время перелетов или как они разыскивают свои родные места! С перелетами птиц связан один любопытный исторический факт. Когда Колумб приближался к Американскому континенту, он увидел большие стаи птиц, направлявшиеся к юго-западу. Это означало, что земля где-то поблизости, и он изменил курс и направился в юго-западном направлении, куда полетели птицы. И поэтому он высадился на Багамских островах, вместо того чтобы оказаться на берегу Флориды!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Вопрос: Как птицы ориентируются при дальних перелётах? Почему птицы улетают на юг, а возвращаются на север?

Никита Чернецов: Основная причина миграции птиц и других животных, которые мигрируют на сотни и тысячи километров, это адаптация к эксплуатации сезонных ресурсов. Главная причина миграций, точнее, глобальная причина миграций – это сезонность климата на Земле. Если у вас есть богатый ресурс в умеренной зоне или в высоких широтах, который можно эксплуатировать – это могут быть фрукты, насекомые, зелёная масса, что угодно, некая биомасса, которая может жить летом – это хорошо. Там, где нельзя выжить зимой, соответственно, адаптацией для жизни в таких широтах является появление там на тот сезон, когда там есть обильный ресурс.

С.Г.: То есть это в первую очередь еда и холод, получается?

Н.Ч.: В первую очередь, еда.

С.Г.: Допустим, в том же Санкт-Петербурге, хоть утки являются перелётными птицами, они иногда на зиму остаются. С чем это связано?

Н.Ч.: В Санкт-Петербурге зимой, особенно в последние двадцать-тридцать лет зимой есть незамерзающие участки воды, где утки могут оставаться. Надо сказать, что в девяностые годы, когда было сильное тепловое загрязнение внутренних вод, уток оставалось ещё больше, чем сейчас. Основное для уток – это незамерзающая вода. В очень суровые зимы, когда полностью всё замерзает или остаются очень небольшие участки не замёрзшие, утки бывают вынуждены среди зимы совершить миграцию в сторону более южных районов, где осталась незамёрзшая вода, или погибнуть.

С.Г.: То есть они зимой совершают перелёт?

Н.Ч.: Да, они могут зимой совершать перелёты. И в Петербурге, и, скажем, в Закавказье водоплавающие птицы массово появляются после того, как наступают холода в Предкавказье. Вот такие птицы, как утки, водоплавающие птицы, если в том районе, где они зимуют, наступили суровые условия, они посреди зимы могут переместиться на сотни километров.

С.Г.: А они не гибнут во время перелёта?

Н.Ч.: Гибнут тоже. Кто погиб, тот погиб, кто не погиб, тот выжил.

С.Г.: С чего начинается изучение миграции птиц?

Н.Ч.: Люди давно заметили, что есть птицы, которые присутствуют в умеренных широтах, только летом. Их нет зимой. Все любят рассказывать, любая лекция об изучении миграции птиц начинается с того, что Аристотель полагал, что ласточки зимуют на морском дне, более того, так полагал не только Аристотель, но и Карл Линней. Ещё во время Карла Линнея замечали, что ласточки осенью собираются в тростниках на берегах водоёмов. Они действительно собираются там на ночёвки во время перелётов, и довольно логично ученые предполагали, что они потом прячутся в ил, а весной из этого ила вылезают. Но потом выяснилось, что это не так. Естественно, первой причиной была эпоха великих географических открытий, когда европейцы стали посещать Африку и обнаруживать там привычных птиц, во всяком случае, ласточек и аистов, зимой. Потом, когда они стали там проводить какое-то время, стали замечать, что, скажем, аисты есть в Европе летом, но их нет зимой, зато в Африке они есть зимой, и их нет европейским летом. Это навело на мысль, что, возможно, это те же самые аисты – физически те же самые особи: аисты, ласточки, ещё какие-то другие птицы, хорошо узнаваемые. А решающий шаг был сделан в самом-самом конце XIX — начале XX века, когда стали индивидуально метить птиц с помощью кольцевания, и тогда было уже показано, не в качестве предположений, пусть даже логичных и обоснованных, а уже непосредственно показано, что та же самая особь может перемещаться из Европы в Африку, например. Естественно, все эти исследования велись вначале в основном там, где были учёные в современном смысле этого слова – в Европе, и потом в Северной Америке.

С.Г.: А как они (птицы) ориентируются во время перелёта?

Н.Ч.: Это очень интересный и большой вопрос. Птицы способны находить районы, в которых они никогда не были, специфические для данной популяции. Они в состоянии лететь на тысячи километров, а потом они в состоянии вернуться. Когда стали кольцевать птиц, обнаружили, что заведомо перелётные птицы, которые зимой в наших широтах совершенно точно отсутствуют, на следующий год обнаруживаются в том же самом районе, где их окольцевали в прошлом году. Одни из первых данных такого рода были получены на вальдшнепах в районе императорской охоты в районе нынешнего Лисино-Корпус, когда метили кольцами вальдшнепов, а потом, на следующий год, обнаруживали, что эти вальдшнепы не зимуют в Ленинградской области, тогда Санкт-Петербургской губернии. То есть одни из самых первых данных о том, что птицы проявляют верность территории прошлогоднего размножения, были получены в России, в Петербургской губернии. И, естественно, возник вопрос, как птицы это делают, потому что если вас отвезти в Африку, там высадить без карты и компаса, то, скорее всего, вы не сможете вернуться в Ленинградскую область. Птицы это, оказывается, способны сделать. Это большая область, которой я непосредственно занимаюсь. Если совсем коротко, то птицы, так же, как любые другие животные, которые совершают миграции на сотни тысяч километров, а это акулы, киты, некоторые бабочки, многие животные совершают дальние миграции, не только птицы, но птицы просто наиболее известны, и лучше всего изучены, они должны пользоваться двумя механизмами. Есть так называемый механизм карты и механизм компаса. В качестве примера, если вы захотите поехать в Москву, то для того, чтобы попасть в Москву, вам нужно понять две вещи. Первое: нужно понять, где Москва находится по отношению к Петербургу, то есть вам нужна некая ментальная репрезентация пространства, которую мы в жизни обычно называем картой. Вы можете воспользоваться бумажной картой, вы можете в голове примерно представлять, как выглядит соотношение Москвы и Петербурга, вы можете пользоваться электронной картой, но вы должны понять, что Петербург находится северо-западнее Москвы или, что то же самое, что Москва находится юго-восточнее Петербурга. Это элемент карты, и он должен быть у вас, у птицы, у антилопы гну, у любого животного, совершающего дальние миграции. После того, как вы поняли, что для того, чтобы оказаться в Москве, вам нужно двигаться на юго-восток, вы должны понять, где находится юго-восток, просто вот рукой показать, где юго-восток. Это элемент компаса, то есть вы должны понимать, где находится север, юг, запад, восток, и, если вам нужно двигаться на юго-восток, где находится юго-восток, физически, отсюда, из этой точки. И эти механизмы карты и механизмы компаса могут быть разными. Это большое достижение, это понял в пятидесятые годы выдающийся немецкий орнитолог и исследователь ориентации животных Густав Крамер. Он понял, что вопрос о том, как животные находят дорогу (он сам был орнитологом, но это относится к любым животным) состоит из двух связанных, но отдельных вопросов: какова природа карты, и какова природа компаса? И ответы на эти вопросы не обязаны быть идентичными. Есть механизмы карты и механизмы компаса. Компас, так получилось, так развивалась наука исторически, что про компасы, про компасные системы птиц мы знаем больше, чем про карты, чем про систему позиционирования. Большинство исследователей, которые занимаются ориентацией и навигацией птиц, изучают как одно, так и другое, и я вот, в частности, занимаюсь и картами, и компасами, компасными системами. Про компасные системы у птиц существует более или менее консенсус, почти все согласны, что у птиц есть три независимые компасные системы. Они в состоянии определять стороны света по Солнцу, по звёздам и по магнитному полю. Там есть свои сложности, нельзя сказать, что это хорошо изучено, но общее представление у нас есть. Есть много интересных вопросов, например, какова иерархия компасных систем? Потому что если у вас есть три системы для одной и той же задачи, возникает вопрос: как они взаимодействуют между собой? Это вопрос, которым мы также занимаемся на биологической станции Рыбачий. Но с системами карт все значительно сложнее. С ними все оставалось непонятно значительно дольше. На данный момент я бы сказал так: есть много идей, как могла бы быть устроена карта для дальней навигации. На мой взгляд, наименее экзотическими – то есть наиболее реалистичными – являются концепции магнитной и запаховой карт. Для обеих этих идей есть достаточно убедительные свидетельства в их пользу. Скажем так: на расстояниях в сотни и тысячи километров некоторые птицы пользуются магнитными картами. Это показали исследования моих коллег и мои, этим я непосредственно занимался и занимаюсь сейчас. И есть данные других исследователей, тоже довольно убедительные, что, по крайней мере, некоторые птицы могут пользоваться запаховой картой, или (скажем более осторожно) некоторым птицам необходимо обоняние для решения навигационных задач. Такая концепция менее очевидная, но есть данные довольно убедительные. Это длинная история, в свое время сторонники магнитной и ольфакторной карт очень активно спорили. На данный момент мы приходим к мнению, что, по-видимому, правы и те, и другие, хотя до сих пор на конференциях надо быть очень осторожными: не дай бог что-нибудь сказать про сторонников запаховой карты нехорошее – они сразу начинают страшно обижаться.

С.Г.: А визуально они как ориентируются?

Н.Ч.: Визуально птицы ориентируются, но на расстояниях прямого сенсорного контакта. Когда я говорю о дальней навигации, я говорю о ситуации, когда птице надо попасть за сотни тысяч километров. Я говорю об истинной навигации, когда нет прямого сенсорного контакта с целью. Разумеется, если вы видите шпиль Петропавловской крепости, то вы можете просто, видя его, идти в сторону Петропавловской крепости, это очевидно. Визуальная ориентация работает, пока вы можете непосредственно видеть объект. Интереснее ситуации, когда птица летит из Ленобласти в Африку или из Северной Америки в Южную, , ситуации, когда прямого сенсорного контакта с целью нет: ни визуального (зрительного), ни ольфакторного (обонятельного), ни слухового – нет прямого сенсорного контакта. Это действительно интересная история.

С.Г.: Но, к примеру, если они океан перелетают, а там остров как ориентир?

Н.Ч.: Остров как ориентир это прекрасно, но остров он маленький. Если под вами океан, вы можете увидеть остров, даже поднявшись на высоту, даже в идеальных погодных условиях, ну, со ста километров. С тысячи километров вы остров не увидите.

С.Г.: То есть они не используют такие острова как ориентиры?

Н.Ч.: Они могут использовать острова как ориентиры, но для этого нужно подлететь к ним на такое расстояние, откуда остров можно увидеть или, например, унюхать. У острова в океане есть запах, который отличается от запаха открытого океана, если вы с подветренной стороны попадете к этому острову. Но для этого вы должны оказаться к этому острову достаточно близко. С тысячи километров острова не видно, его не унюхать, не увидеть и «не услышать». В том-то и интерес, что миграции птиц происходят на таких пространственных масштабах, с которых невозможен прямой сенсорный контакт!

С.Г.: Как пример с крачкой из Арктики: ее нашли на берегах Южной Австралии! Как такие расстояния возможны?

Н.Ч.: Есть треки. Не обязательно нашли, есть прямые треки крачек, которых метили в Гренландии, и они летали с помощью спутниковых передатчиков до Антарктики. Да, совершенно верно, но полярная крачка может садиться на воду, отдыхать на воде! Самый впечатляющий перелет птицы, которая не может отдохнуть на воде – у малого веретенника. Это кулик, который не может сесть на воду. Если он сядет на нее, он уже не взлетит. С Аляски они летают зимовать в Новую Зеландию. Летят осенью, беспосадочно, до 11 тысяч километров. Это 8-9 суток непрерывного полета! Весной они задачу немножко упрощают: делают одну остановку в Желтом море, в Китае, выходит примерно 7 плюс 5 тысяч километров. А осенью 10-11 тысяч километров с Аляски в Новую Зеландию.

С.Г.: Так получается, у них мышцы как-то иначе устроены, нежели у нас?

Н.Ч.: Мышцы, конечно, устроены иначе. У птиц есть механизмы, которые позволяют им выполнять физическую работу на недоступном для нас уровне на протяжении нескольких суток подряд. Когда птица летит, она тратит энергию примерно в два раза быстрее, чем Усэйн Болт, бегущий стометровку. Усэйн Болт бежит стометровку меньше 10 секунд, а птица в состоянии лететь 7-8 суток. У них есть специальные физиологические механизмы, до конца не понятые. Там есть проблема транспорта жиров по крови. Потому что жиры гидрофобные. Это не совсем моя область, но это интересные физиологические механизмы: как птицы обеспечивают доставку энергии с такой интенсивностью на протяжении такого продолжительного времени. Кроме того, возникает вопрос, как они решают проблему депривации сна. Как они не спят по 8-9 суток? Не на веретенниках, но других птицах показано, что они могут спать по полушариям, как дельфины. Но и тут вопрос встает – действительно ли это так? Это некая гипотеза, что, возможно, они спят по полушариям. И все равно, это 7-8 суток расхода энергии на очень высоком уровне, недоступном для млекопитающих.

С.Г.: Они питаются?

Н.Ч.: Нет, они не питаются. Всю энергию (конкретно веретенники) запасают в виде жиров. Они взлетают очень жирными, у них масса жира превышает массу тела без жира. Как человек, в норме 60-килограмовый, будет весить 120 кг. Человек с таким лишним весом будет с трудом ходить. Ему будет тяжело, у него будет одышка. А птицы теряют вес, они прилетают достаточно тощими, что говорит о большом совершенстве их системы обмена веществ. Это выглядит, как если бы человек с лишним весом пошел просто в фитнес зал, несколько суток непрерывно поработал, и вышел бы оттуда, сбросив 30 кг! Понятно, что люди так не могут. А птицы так могут.

С.Г.: Когда настолько дальние перелеты совершаются – из Аляски в Новую Зеландию и из Арктики в Австралию – как они по погоде ориентируются, ведь это губительно?

Н.Ч.: Это тоже хороший вопрос. По-видимому, они в состоянии воспринимать уровень давления и немножко практически предсказывать, какая будет погода на расстоянии пары тысяч километров от того места, с которого они взлетают. Потому что существуют понятные законы, как двигаются области низкого и высокого давления. Но те птицы, которые уже взлетели и им надо пролететь 10-11 тысяч километров, за 7 тысяч километров они не могут предсказать погоду. Скорее всего, там долетают не все. Было показано, что зимой те птицы, что долетели до Новой Зеландии, до весны почти не умирают, то есть их смертность почти равна нулю. Получается, почти вся годовая смертность приходится на перелеты. Тот, кто его совершил, живет в прекрасных условиях, и шансы погибнуть очень маленькие. Но, наверное, долетают не все.

С.Г.: Статистика по каким-нибудь видам есть? Любопытства ради.

Н.Ч.: Нет, мы сейчас говорили конкретно о… Вообще считается, что у большей части видов птиц большая часть смертности приходится на период миграции.

С.Г.: Это опасно для них очень.

Н.Ч.: Это опасные периоды, но это окупается низкой смертностью во время зимовки. Вы можете выбрать другой образ жизни, вы можете зимовать на севере, тогда у вас будут проблемы со смертностью зимой. Ну это мы отвлекаемся, понятно что самая высокая смертность при вылете из гнезда, но мы говорим о птицах, которые дожили до того возраста, когда они уже не птенцы.

С.Г.: Вы уже озвучивали GPS-трекеры, как я понимаю…

Н.Ч.: Это не GPS-трекеры.

С.Г.: Ну, о технологиях отслеживания.

Н.Ч.: Исторически занимались кольцеванием, сейчас есть разные виды передатчиков. В бытовом отношении есть понятие глобальной системы позиционирования. Это не обязательно GPS. GPS – это один из случаев. В чем есть система GPS, в классическом варианте вы можете на птицу надеть GPS-логгер. Но беда заключается в том, что вам нужно это птицу повторно поймать, и этот логгер с нее снять. Когда вы едете на машине, и у вас есть навигатор GPS или ГЛОНАСС, разницы никакой нет, вы знаете свое местоположение. Информацию о том, где вы находитесь, получаете вы. Если мы надеваем передатчик на птицу, то нам нет нужды, чтобы птица знала свои координаты, нам нужны ее координаты. Есть другая система, которая исторически была раньше, чем GPS и раньше, чем ГЛОНАСС, это система Аргос. Эта система изначально создавалась для того, чтобы следить за айсбергами, когда у вас есть передатчик, который посылает сигнал на спутник, и со спутника этот сигнал принимается в наземном центре, который в европейской системе Аргос научно-исследовательского центра находится в Тулузе, и там вы можете скачать эту информацию. То есть Аргос позволяет не птице знать свое местоположение, а вам знать положение птицы. Беда в том, что аргосовские передатчики не очень маленькие. Есть совсем уж маленькие 3,5 грамма, но они еще не очень хорошо работают. Самые маленькие аргосовские передатчики, которые работают надежно, это 5 граммов. Передатчик, который весит 5 граммов можно повесить на птицу, которая весит не меньше 100 граммов, то есть не больше 5%. Есть такое правило практическое, что можно не больше 5% добавлять к массе птицы. Есть Система GPS-логгеров, когда информация о том, где находится птица, записывается в датчик, но тогда вам нужно птицу поймать снова. То есть вы должны метить птицу, которая с большой вероятностью на следующий год вернется, и вы сможете ее поймать. Или может быть комбинированный датчик Аргос–GPS, когда GPS записывает информацию, а через Аргос она посылается на спутник, со спутника в наземный центр, с наземного центра вы скачиваете информацию. Вот такие передатчики весят довольно много – 30-40 граммов, его можно надеть на орла или лебедя, и они довольно дорогие: стоит около тысячи долларов один передатчик. Есть другие механизмы с помощью геолокаторов, они очень маленькие, вы надеваете на птицу датчик, который никуда ничего не передает, а пишет уровень освещенности. И зная, когда надели на птицу этот датчик и, зная, когда произошел восход, когда закат вы можете определять широту и долготу, исходя из таблицы восходов закатов и продолжительности длины дня. Это не очень точно, там ошибка будет в пару сотен километров, но для определенных задач этого достаточно. Если вы хотите узнать, зимует ли птичка в восточной или западной Африке, то это с помощью геолокатора вы сможете узнать. Геолокатор бывает маленький, его можно надевать на мелких воробьиных птиц. И кольца тоже. Все равно спутниковых передатчиков всегда будет надето мало, т.е. речь идет о десятках или сотнях, может, первых тысячах прослеженных треков. Это глубокие данные. А кольцевание, которое существует уже почти 120 лет – это широкие данные. Это данные о том, где помечены миллионы птиц, получены десятки тысяч дальних находок, и это позволяет получать данные с больших выборок, эти данные не очень глубокие, но они широкие.

С.Г.: Вы сказали, что нужно знать, что птица вернется на это место. То есть миграция птиц происходит точечно, то есть птице надо в одну точку лететь или направления достаточно?

Н.Ч.: Бывает по-разному. Это зависит от вида. Кроме того, если у нас птица родилась, например, как садовая славка, в Ленинградской области, осенью она летит в Африку. Большая часть ученых считает, что врожденной карты у нее нет, и что садовая славка летит по направлению, которое должно ее привести в те районы Африки, где она зимует. Весной эта славка уже знает, куда летит, то есть осенью она летит в места, где никогда не была (молодая птица). Весной она возвращается в район своего рождения или, если это взрослая птица, в район своего предыдущего размножения. Многие птицы проявляют очень высокую степень филопатрии, то есть верности Родине. Они возвращаются в район, маленький по сравнению с дальностью миграции, и гнездятся недалеко от того места, где они родились. А те птицы, которые уже размножались, они во многих случаях возвращаются очень точно туда, где в прошлом году они размножались, даже в том случае, если это не маленький остров, даже, когда у них есть другие варианты, когда им никто не мешает размножаться в ста километрах. Условно говоря, почему птице, которая в прошлом году размножалась в Лодейнопольском районе, в этом не размножаться в Тихвинском районе (районы Ленинградской области – прим. ред.). Однако, на практике получается, что птицы возвращаются очень точно в пределах одного километра из Африки. Что говорит о том, что у них есть достаточно точная карта и достаточно точная навигационная система.

С.Г.: Есть фильм, суть которого в том, что останавливается центр Земли, ядро. Магнитное поле теряется, и голуби начинают биться о небоскребы. Насколько это на самом деле реально может быть?

Н.Ч.: Ну, днем они не будут биться о небоскребы. Днем они видят, что это стена, и голуби, действительно, используют магнитное поле. Голуби – это вообще немножко отдельная история. Голуби и другие птицы используют магнитное поле и для компаса, и для карты, но речь идет, как я уже говорил, о дальней навигации. Птицы – животные, которые так же, как и люди, большую часть информации получают через зрение. Так же как и мы, это визуальные животные, и если птицы видят, что перед ними находится стена, они не будут об нее биться, как блондинка из анекдота, которой навигатор сказал повернуть налево, и она врубается в стену тоннеля. Птицы не будут так поступать. Магнитная информация используется голубями при хоминге, когда они возвращаются в голубятню. Хотя голуби – это немножко отдельная история.

С.Г.: Очень часто раньше люди с перелетом птиц связывали какие-то приметы, например то, что, если гуси улетели, жди первого снега. Насколько обоснованы эти приметы?

Н.Ч.: Для гусей, если это предсказание погоды на пару дней вперед, это может быть вполне обоснованно, то есть миграции птиц действительно связаны с синоптическими погодными условиями. Птицам действительно значительно проще лететь с попутным ветром, чем со встречным, поэтому, если движется синоптическая система с севера, то это обосновано. Идея о том, что по птицам можно предсказывать, какая будет зима, холодная или не очень не обоснована, потому что предсказывать погоду на несколько месяцев вперед невозможно никак, и птицы этого тоже не могут. Если речь идет о перемещениях синоптических систем в течение пары дней, то да, это вполне реалистично.

С.Г.: То есть, с грачами тоже не обоснованно? С грачами весна приходит.

Н.Ч.: «С грачами приходит весна» в том смысле, что птицы весной – это не только грачи, но и другие птицы, они стараются лететь с попутным ветром. У нас в Европе, как правило, юго-западные ветра для птиц, в метеорологии принято называть, откуда ветер дует, с юго-запада на северо-восток, юго-западным, а для птиц интересно, куда он дует. Ветер, который дует в сторону северо-востока, благоприятен для миграции, потому что с попутным ветром лететь легче, и этот же ветер приносит теплый воздух весной. Речь идет о барических системах на временном масштабе в пару дней. Так это вполне обоснованно.

С.Г.: Авиакомпании как-то считаются с миграцией птиц?

Н.Ч.: Авиакомпаниям есть большой смысл считаться с миграциями птиц, потому что, когда самолет летит на эшелоне, т.е. на высоте 12 тысяч метров, на такой высоте птицы не летают. Проблемы возникают во время взлета и посадки, потому что столкновение самолета с птицами может привести к тяжелым последствиям. Современные коммерческие лайнеры (есть правда, исключения, знаменитая посадка на Гудзон), не разобьются, даже если в двигатель попадет птица. Однако, это авиационное происшествие, и авиационный двигатель очень дорого стоит, поэтому в крупных аэропортах есть должность орнитолога, и проводится орнитологический мониторинг. Задача заключается в том, чтобы минимизировать вероятность столкновения самолетов с птицами. Это прикладная сторона изучения миграции птиц, которая имеет большое хозяйственное значение. Птицы наиболее опасны для военных самолетов, маленьких одномоторных. В Израиле была очень большая проблема, он потерял большое количество самолетов, но летчики успевали катапультироваться, но вы представляете, сколько стоит современный истребитель? Над Израилем идет очень интенсивная миграция птиц, и израильтяне специально изучали этот вопрос с целью минимизировать столкновения военных самолетов, потому что для военных самолетов это опасно совсем. Да это, конечно, имеет больше значение.

С.Г.: Человек может как-то повлиять на маршрут птиц?

Н.Ч.: Человек может изучить, когда происходит миграция. Человек может постараться разместить аэропорт в том месте, где нет скопления мигрирующих птиц. Человек может учитывать эти обстоятельства с помощью радаров. То есть человек не может изменить миграционные потоки птиц. Человек может их учесть, и планировать движение самолетов так, чтобы шансы столкновения с птицами уменьшились. Сейчас это не приводит к гибели людей, но это огромные деньги.

За стенограмму спасибо команде SciTeam

Перелетные птицы как летят

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *