На какое животное вы похожи

Человек и свинья — почти братья! Какие животные больше всего похожи на людей

Крыса

90% открытий в медицине совершено благодаря лабораторным грызунам. Именно они стали первыми «дегустаторами» хорошо известных медпрепаратов, на них испытывались антибиотики, благодаря им мы узнали, как влияют на организм человека алкоголь, наркотики, радиация… Почему именно крысы?
Чем похожа: крыса удивительно совпадает с человеком по составу крови и по структуре тканей; единственное животное, которое, как и человек, обладает абстрактным мышлением. Именно умение делать выводы позволяет этим животным быть столь живучими.

Свинья

На острове Мадагаскар найдены ископаемые остовы крупных свиноголовых лемуров — мегаладаписов. Вместо свиных копыт они имели пятипалую «человеческую» руку. Существуют далеко идущие планы по использованию в качестве суррогатных матерей для вынашивания человеческих эмбрионов… свиноматок.
Чем похожа: эмбрион свиньи имеет закладку пятипалой руки и мордочку, сходную с человеческим лицом, — копытца и пятачок развиваются только перед самыми родами; физиология свиньи наиболее соответствует человеческой. Недаром для трансплантации печени, почек, селезёнки и сердца можно использовать органы свиньи.

Дельфин

Профессор А. Портман (Швейцария) проводил исследования умственных способностей животных. По результатам теста на первое место вышел человек — 215 баллов, на втором оказался дельфин — 190 баллов, третье место занял слон, а на четвёртом — обезьяна.
Чем похож: у человека и дельфина самый высокоразвитый мозг. У нас вес мозга — около 1,4 кг, у них — 1,7, а у той же обезьяны он втрое меньше. Кора головного мозга дельфина имеет вдвое больше извилин, чем у нас. Потому дельфин способен усвоить в 1,5 раза больше знаний, чем человек.

Человекообразная обезьяна

Их существует четыре вида: самая большая и сильная — горилла, затем — орангутанг, следующий по размеру — шимпанзе и наконец самый маленький — гиббон.
Чем похожа: аналогичное человеческому строение скелета; способность к прямохождению; отставленный в сторону большой палец (правда, не только на руках, но и на ногах); жизнь в семье, причём, как правило, детёныш уходит, только встретив потенциальную супругу.

Рыба

Казалось бы, где мы и где рыбы? Мы теплокровные. Они холоднокровные, мы живём на суше, они — в воде, но…
Чем похожа: рыбий коллаген (белок, составляющий основу соединительной ткани организма — сухожилий, костей, хрящей, кожи, обеспечивающий её прочность и эластичность) имеет почти идентичную с человеческим молекулу белка. Это свойство часто используют в косметологии при изготовлении крема.

Тест «Злое, Счастливое и Несчастное животное». Как его проводить с ребёнком?

Кто из мам не сходил с ума, не зная, чем помочь кричащей крохе, еще не умеющей даже гулить? «Что тревожит? Где болит? Может, хочешь пить? Или…» — десятки вопросов не находили ни места в голове, ни ответа. Теперь ребенок подрос, вполне может объяснить, какой именно дискомфорт чувствует, и рассказать о своих ощущениях. Но только пока речь идет о его физическом здоровье, а тонкая область мира чувств и эмоций – все та же тайна за семью печатями.

Даже оперируя довольно большим количеством слов, описать свои чувства после поломки любимой игрушки или размолвки с лучшим другом, объяснить природу тревожащих страхов, поведать об обиде из-за недостатка общения или ласки, о переживаниях во время долгого отсутствия мамы и многом другом дошкольник ещё не в состоянии. Наверное, поэтому в наши дни пользуются популярностью сайты и сборники, в которых содержатся описания рекомендованных для детей тестов с довольно подробной расшифровкой. Теперь пытаются проникнуть в личностные переживания ребенка, скрытые, как от окружающих, так и от него самого не только профессиональные психологи, но и заботливые родители.

К сожалению, этот опыт не всегда положителен, так как недостаточная информированность и слепая вера всему, что издано или размещено на сайте, может вызвать необоснованную панику родителей, прямо, как тогда, когда новорожденный еще вообще не умел говорить.

Тест «Злое, Счастливое и Несчастное животное» разработан Александром Леонидовичем Венгером для уточнения результатов широко известной проективной методики «Несуществующее животное». Поэтому, если вас насторожили «достижения вашего малыша», продемонстрированные, благодаря его разыгравшейся фантазии, в изображении чешуйчатого ощетинившегося монстра, угрожающего всем на него смотрящим широко открытой клыкастой пастью и жуткого вида когтями, попросите свое чадо через некоторое время нарисовать злое животное. Поинтересуйтесь, почему оно так выглядит, и обязательно уточните, правильно ли вы поняли, где на рисунке рожки, а где ножки. Иногда слишком длинная шерсть, нарисованная малышом, чтобы повысить «пушистость», воспринимается мнительными взрослыми, как иглы, а обычные или чуточку толще обычных усы – бивнями. Так же нужно уточнить, зверек всегда такой или просто сейчас болеет, пугает кого-то (не исключено, что в шутку) или чего-то сам боится.

Для проведения теста «Злое, Счастливое и Несчастное животное» взрослому хорошо бы учесть следующие рекомендации. Во-первых, ни в коем случае не проводите данный тест, если члены семьи на обычных рисунках ребенка похожи на домашних любимцев, экзотические растения или предметы мебели. Подождите годик – полтора пока малыш научится яснее передавать действительность в рисунке. Причем, от возраста данное умение зависит далеко не всегда. Довольно часто можно увидеть рисунки художника 2,5 лет от роду, на которых не просто угадываются, а легко узнаются люди, деревья, животные и птицы. Зато счастливая семья на некоторых рисунках второклассников может напоминать композицию из геометрических фигур. Поэтому в первом случае можно провести рисуночный тест и с трехлетним малышом, а во втором и в 8 лет будет рановато.

Второе, что нужно учесть – это время проведения теста. Не стоит рисовать сразу после ночного или дневного сна, так как в рисунке может проявиться нечто из подсознания, даже если ребенок не помнит, что ему снилось. Лучшее время – перед сном или в перерыве между дневными играми. Если проводите тест с дошкольником, то можно нарисовать все три варианта животных подряд и, если ваш исследуемый не устал после рисования несуществующего животного и просит продолжения занятий, то можно сразу нарисовать злое, счастливое и несчастное животное. Ноне все дети любят рисовать по определенному заданию. В этом случае не настаивайте, не упрашивайте, а похвалите за сделанный рисунок и отложите на время продолжение теста. Достоверности в нем будет больше, если ребенок будет выполнять задание с удовольствием, а не по принуждению.

Для выполнения рисунка следует взять альбомный лист, так как именно на формате А4 проще определить к какой из сторон больше тяготеет рисунок и насколько много или мало пространства занимает изображенное существо.

Карандаш нужен простой и мягкий (в крайнем случае, с маркировкой ТМ, не тверже) для того, чтобы отследить силу нажима. Дело в том, что линии, нарисованные детской ручкой карандашом с твердым грифелем, по толщине выглядят приблизительно одинаковыми. Обязательно еще один или два карандаша должны быть у взрослого, проводящего тест, чтобы случайная поломка во время подчеркивания, выделения различных деталей или рисования пятнышек не повлияла на настроение тестируемого.

Следующая рекомендация – не торопитесь! Ни с окончанием рисунка, ни с вопросами. Иначе многие детали в рисунке могут появиться (или не появиться) как раз под воздействием этих вопросов, а не как отражение внутреннего мира юного художника.

Теперь переходим непосредственно к оценке каждого из изображенных животных.

У Злого животного обратите внимание на признаки агрессивности (торчащие иглы, когти, клыки…) и детали, характеризующие тревожность (чешуя, панцирь, втянутая голова, широко открытые глаза с большими зрачками, заштрихованную пасть или ее отсутствие). Много таких признаков или мало? Насколько четкая, уверенная линия всего рисунка в целом (высокая стрессоустойчивость), какие детали прорисованы неуверенно или штрихами (тревожность, неуверенность)?

Вас должен насторожить счастливчик, чрезмерно обеспеченный едой (юный художник считает, что лишен необходимых ему материальных благ), надежная защита счастливого животного может свидетельствовать о недоверии ребенка к окружающим, крылья говорят о любви к свободе или даже о желании избавиться от чрезмерной опеки взрослых. Если в процессе общения выяснилось, что счастливое животное со всеми дружит, то это значит, что для вашего чада эмоциональные связи очень ценны, а когда ребенок в разговоре неоднократно подчеркивает, что его Счастливчик бессмертен, это может свидетельствовать о переживании недавней утраты или просто о страхе смерти.

Несчастное животное лучше других может рассказать о страхах, тревогах и переживаниях малыша. Многократные перечёркивания, исправления, штриховка или нечеткий контур может значить, что ребенок склонен к неадекватной реакции (вплоть до депрессии) на неблагоприятные обстоятельства. Больной Несчасливец может означать, что ребенок не чувствует себя сильным, способным противостоять неудачам и, может быть, боится смерти. Одинокое животное говорит о недостатке душевного тепла, дефиците общения с друзьями… Но вот отсутствие рядом с животным еды или воды – не повод для того, чтобы переживать о том, что ребенок ощущает отсутствие материальных благ. Если в разговоре изобразивший несчастное животное без единой мисочки или кусочка лакомства ни разу не заговорил об этом или на вопрос взрослого сказал «Ой, сейчас дорисую», то это как раз свидетельствует о материальном благополучии. Художник просто забыл нарисовать, не позаботился о том, что и так всегда есть. Обратить внимание следует на то, что ребенок нарисовал несчастное животное, но почему оно таковым является, объяснить не может. Это не трагедия, но свидетельство того, что свои собственные чувства, переживания и возникающие желания ребенок не может еще понять.

Для более полного и четкой интерпретации лучше сравнить результаты данного теста с результатами проведения проективной методики «Несуществующее животное». Но помните, что результаты любого теста во многом зависят от интерпретатора, поэтому неоднократно выявленные вами отклонения от нормы – это не повод для беспокойства, и уж тем более – никак не диагноз. Часто встречающиеся в рисунках разных животных детали, безусловно, стимул для того, чтобы понаблюдать за поведением малыша и почаще с ним обсуждать происходящие в его детской и в вашей взрослой жизни события. Не лишним будет получше присмотреться к ребенку. Хорошо бы побольше хвалить (не стесняясь даже восхищаться) тех, кто рисует малюсеньких зверьков прерывающимися черточками или линиями почти без нажима. Разговоры «по душам» необходимо вести с тем маленьким художником, чей зверек живет один в огромной страшной пещере, посмотреть вместе веселые мультики с тем, чьё счастливое животное живет вечно и приласкать того, кто увлекается торчащими в разные стороны щупальцами, клешнями, рогами и прочими устрашающими атрибутами. А со всеми без исключения детьми полезно вместе рисовать карандашами, палитра которых хотя бы в два раза превосходит количество цветов радуги, предварительно потеряв черный карандаш.

Сергей, 12 лет

В образе деревьев Сергей нарисовал только бабушку и дедушку, которые его очень любят (рис. 12). Рисунок необычен тем, что мальчик через изображение корней смог показать половое различие между бабушкой и дедушкой, а через ветви деревьев передать их межличностные взаимоотношения. После того как рисунок был завершен, Сергей написал: «Бабушка и дедушка любят друг друга». Однако мальчик не сирота, у него есть мама и папа, которые часто уезжают на длительное время в командировки. Категорический отказ ребенка рисовать родителей, вероятно, имеет под собой серьезное основание, и родителям стоит задуматься об их отношении к сыну.

Рис. 12

Глава 3

Отражение в рисунке индивидуальных особенностей эмоциональной сферы личности

Тест «Несуществующее животное»

Применение данного теста в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций – у детей от пяти-шести лет и взрослых.

В отличие от большинства других рисуночных тестов, этот является одной из самых информативных рисуночных методик и может широко применяться для психологического обследования.

НА ЗАМЕТКУ:

Существуют модификации теста, которые являются дополнительными к тесту «Несуществующее животное» и применяются с целью уточнения эмоционального состояния рисующего. Это такие тесты как «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Тест «Злое животное» позволяет выявить скрытое агрессивное и депрессивное состояние; «Счастливое животное» расскажет о ценностях и стремлениях испытуемого; «Несчастливое животное» показывает степень устойчивости к стрессам разного рода.

Задание

Для выполнения теста понадобится лист бумаги, карандаш, ластик. Попросите тестируемого нарисовать животное, которого никогда не было в природе. Когда рисунок будет готов, задайте следующие вопросы: где живет это животное, чем питается, что больше всего любит, чего больше всего боится?

Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим – астения; пассивность; иногда депрессивное состояние.

Сильный нажим – эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность.

Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу) – конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение.

Особенности линий

Штриховые линии – тревожность как черта личности.

Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.

Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.

Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку, – импульсивность; органическое поражение мозга.

Линии, не доведенные до конца, – астения, иногда импульсивность.

Искажение формы линий – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание.

Размер рисунка и его расположение

Увеличенный размер – тревога, стрессовое состояние.

Уменьшенный размер – депрессия, низкая самооценка.

Рисунок смещен вверх или расположен в верхней половине листа, но не в углу – иногда завышенная самооценка; стремление к высоким достижениям.

Рисунок смещен вниз – иногда сниженная самооценка.

Рисунок смещен вбок – иногда органическое поражение мозга.

Рисунок выходит за край листа – импульсивность; острая тревога.

Рисунок помещен в углу – депрессия.

Тип животного

По типологии изображений несуществующих животных можно отметить самые распространенные из них.

1. Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения.

2. Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например динозавр, мамонт и т. п.

3. Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например дракона, русалки и т. п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 8–9 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения.

4. Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей разных реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т. п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам.

5. Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам – 13-17-летним.

6. Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни.

7. Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим (существовавшим) животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением.

Составные части животного

Глаза

Глаза отсутствуют – астения.

Глаза пустые, без зрачков и радужки – астения, страхи.

Глаза с зачерненной радужкой – страхи.

Глаза с ресницами – демонстративная манера поведения, значимость мнения о себе.

Глаза с прорисованными кровеносными сосудами – ипохондрия, невротическое состояние.

Форма глаз искажена – невротическое состояние.

Уши

Большие уши – заинтересованность в информации, в некоторых случаях подозрительность, тревожность.

Отсутствие ушей – замкнутость, нежелание вступать в контакт с другими, слышать чужое мнение.

Рот

Рот, приоткрытый в сочетании с языком: без прорисовки губ – большая речевая активность, с прорисовкой губ – чувственность.

Рот открытый зачерненный – легкость возникновения опасений и страхов, в некоторых случаях недоверие, тревожность.

Рот с зубами или клыками – вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная.

Голова

Голова, увеличенная в размере, – оценка эрудиции своей и окружающих.

Голова отсутствует – импульсивность, в некоторых случаях психическое заболевание.

Две или более головы – противоречивые желания, внутренний конфликт.

Форма головы искажена – органическое поражение мозга, в некоторых случаях психическое заболевание.

Дополнительные детали на голове

Перья – тенденция к приукрашиванию и самооправданию.

Рога – защита, агрессия.

Грива, подобие прически – чувственность, в некоторых случаях подчеркивание своей половой принадлежности.

Фигура

Множество составных частей и элементов – мощная энергия.

Малое количество составных частей и элементов – экономия энергии, астения.

Фигура, состоящая из острых углов, – агрессивность. Кругообразная фигура – скрытость, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира.

На какое животное вы похожи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *