Грибной дождь

Содержание

Грибной дождь

Грибной дождь Дождь Дождь

До́ждь — атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды диаметром от 0,5 до 6—7 мм.

Жидкие осадки с меньшим диаметром капель называются моросью. Капли с диаметром, большим 6—7 мм, разбиваются при выпадении на меньшие капли. Интенсивность дождя колеблется от 0,25 мм/ч (моросящий дождь) до 100 мм/ч (ливень).

Дождь выпадает, как правило, из смешанных облаков (преимущественно слоисто-дождевых и высокослоистых), содержащих при температуре ниже нуля переохлаждённые капли и ледяные кристаллы. Упругость насыщения водяного пара над каплями больше, чем над ледяными кристаллами при той же температуре; поэтому облако, даже не насыщенное водяным паром по отношению к каплям воды, будет пересыщено по отношению к кристаллам. Это приводит к росту кристаллов при одновременном испарении капель. Укрупняясь и утяжеляясь, кристаллы выпадают из облака, примораживая к себе при этом переохлаждённые капли. Входя в нижнюю часть облака или под него в слои с положительной температурой воздуха, они тают, превращаясь в капли дождя. Меньшая роль в образовании дождя принадлежит слиянию облачных капель между собой.

Дождь при солнце, не закрытом облаками, называется слепой дождь (иногда — грибной).

А после дождя бывает радуга.

Радуга над р. Фонтанкой в Санкт-ПетербургеОтражение моста «Золотые Ворота» (Сан-Франциско, Калифорния) в каплях дождя

Долгое отсутствие дождя приводит к засухе. Во многих культурах выполняется специальный обряд вызывания дождя, исполняемый во время засухи с целью вызова дождя.

Стихи про грибной дождь


Детские стихи про грибной дождь:
Н. Родивилина
Не летели надо мной
Грузди и маслята,
А сказали, дождь грибной
Шёл вчера, ребята!
Детские стишки про дождик
Детские стишки про грибы

Дождик тёплый, золотой
Веселился с нами.
Шёл он с радугой-дугой,
Только не с грибами!
Видно, просто прозевал!..
Результат — увидел —
Кузовок насобирал
В самом лучшем виде!
Н. Ушенина
-Говорят, что дождь ГРИБНОЙ…,
разве так бывает?
Вместо капелек грибы,
что ли выпадают?
— Вот и нет, совсем не так!
Это дождь обычный,
Но зато после него
рост грибов отличный!
Я. Миллиз
Что за дождь идёт такой?
Говорят, что он – грибной!
Но грибов нигде не видно —
Дождь забыл их взять с собой?
Ни лисичек, ни опят,
Только капельки стучат,
Но насколько интересней,
Видеть, как грибы летят!
Я корзинку бы взяла,
Да на улицу пошла —
Сколько белых и лисичек
Я б для супа собрала!
А. Цимбалова
Руки уперев в бока,
Солнце жарит облака,
От усердия такого
С неба капает река.
Сыпет горькие приправы,
Чтоб росли лесные травы,
Из-за туч лучом коснулось:
Как? Не слишком ли шершавы?
Тают белые котлеты.
Август. На закате лето.
Семицветая рука
Старт дала для грибника!
И. Александрова
Дождик шёл — спокойный, ровный.
Заяц прошептал:»Морковный!»
Дуб шумел листвой густой:
«Ты иди, дружок, не стой!
Урожай созреет новый,
Дождь отменный — желудёвый!»
В небе радуг полукружья,
Медвежата пляшут в лужах.
«Мама, дождик симпатичный!»
«Да, ребята, он — брусничный.»
Только ёж под бузиной
Знал, что дождик-то…грибной.
С. Кашлев
Это что же там за диво?
Солнце светит, дождь идёт,
У реки большой красивый,
Мост из радуги встаёт.
Если солнце ярко светит,
Дождик льётся озорной,
Значит, этот дождик, дети,
Называется – грибной!
Е. Долгих
Дождь за крышу зацепился,
Повисел на проводах,
Над ракитой прослезился,
Пошуршал чуть-чуть в кустах,
Пробежал зеркальной лужей,
В окна дома заглянул,
И, вздохнув: «Кому я нужен?»
На поленнице уснул.
Утром глянули ребята –
На лугу, где дремлет стог,
Дружно вылезли опята,
Это дождик им помог!
Н. Борисова
Если в дождик солнце светит,
В небе тучки ни одной –
Знают взрослые и дети:
Это дождь идёт грибной.
Ходит он с волшебной лейкой
И для всех грибов хорош…
На ребят скорей полей-ка!
А промокнем – ну и что ж!
Босиком, по лужам прямо,
Будем бегать под дождём.

Посмотрите, папы-мамы –
Вот как быстро мы растём!
Ю. Камышева
По лесу бежит тропинка,
А по ней бежит Маринка.
Башмачками скрип, скрип.
А в корзинке гриб, гриб.
А в корзинке ягоды,
А в корзинке радуга,
А в корзинке дождь грибной –
Серебристый, проливной…
Весело нести Маринке
Летний день в своей корзинке!
И. Финкель
Разыгрались в небе тучи.
Скоро хлынет дождь летучий:
Тёплый, лёгкий и живой-
Называется «грибной».
Мы возьмём с тобой лукошко,
Соберём в лесу немножко
Сыроежек и маслят,
Семь лисичек, пять опят.
Белых, рыжих, чёрных стаю-
Точно радуга грибная!
Мухомор мы брать не будем
И поганку, злую к людям.
Обойдём их стороной
И отправимся домой.
Дома мы грибы поварим,
Подрумяним и поджарим;
Со сметаной их съедим.
Дождь грибной благодарим!
О. Костина
Необычный летний дождь
С неба вдруг прольётся
И не будет чёрных туч,
Солнышко смеётся!
Дождик землю промочил,
Солнышко согрело,
С дедом мы шагаем в лес
За грибами смело!
Необычный,непростой —
Это дождик был грибной!
Э. Вайс
Дождик есть в лесу грибной:
Он проказник озорной!
Он смешнее всех на свете:
Хоть идёт он, солнце светит!
Не идёт, а моросит!
Этим он и знаменит!
Что же он такой скупой?
Потому что он — «слепой»!
Н. Шолохова
Кап, кап, кап… стучат дождинки
По листочкам, по травинкам,
По цветочкам и по лужам…
Дождик-дождик, ты нам нужен.
Кап, кап, кап… танцует дождик
По пригоркам, по дорожкам,
По ручьям и по канавкам
Веселится дождь на славу.
Расшалился дождь грибной
И позвал нас всех с собой.
Ты умоешь всё вокруг
Дождик-дождик, ты наш друг.
В небе солнце рассмеётся —
Небо радугой зажжётся.

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель: найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

Условные обозначения:

ОЧ — однородные члены.

ССП — сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние, и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.

Обратите внимание: в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема: О, О, О.

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема: О и/да/либо/или О.

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно.

Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов.

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема: О, О и О.

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема: О, и О, и О.

или

Общая схема: и О, и О, иО.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры:

Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе, и на тем­нев­шем небе, и в вагоне. Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой, ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание: данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Рассмотрим примеры.

Пример 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О, а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро, но неаккуратно.

Пример 2: Малыш уже не хныкал, а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог.

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О, илиО, или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как… так и; не только… но и; не столько… сколько; насколько… настолько; хотя и… но; если не… то; не то что… но; не то чтобы… а; не толь­ко не, а, скорее… чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи, так равно и от всех наших знакомых.

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом.

Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день, то через день непременно.

Он был не столько расстроен, сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к де­ре­вян­ной эстраде.

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе, день прошедший и день грядущий.

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники, друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения, ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни …, ни; тоже; также; не толь­ко …, но и; как …, так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то …, то; не то …, не то; или; либо; то ли …, то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях, ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью, со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении. Например: Много труда предстоит ему, и он это знал.

Схема: , и .

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: , и .

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: , и . Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился, уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: , и . Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился, уви­дев незнакомое ему лицо. .

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал. Схема пред­ло­же­ния : , и .

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена.

Самое слож­ное для уча­щих­ся —это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения, ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между ча­стя­ми ССП не ставится. Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена, он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год. И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения, а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать. Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1: На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина. В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого— своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Существует стереотип о том, что после хорошего дождя следует отправляться на грибную охоту. Но мало кто конкретно может ответить на вопрос о том, через какое количество дней после дождя появляются грибы. Разные виды растут с разной скоростью — одним достаточно нескольких часов, а другие можно ждать неделями. Для того, чтобы точно знать, когда отправляться на тихую охоту после дождя, необходимо изучить индивидуальные нюансы роста разных грибов.

Дождь и другие факторы, влияющие на рост грибов

То, что грибы стремительно растут после дождя – это не совсем верное утверждение. Один только дождь не способен вызвать массовый грибной рост. На скорость роста влияет и масса других факторов. Самыми вескими из них считаются следующие:

  1. Температура.
  2. Влажность.
  3. Освещение.
  4. Химический состав почвы.
  5. Вредоносные насекомые.

Это интересно!Оптимальным температурным режимом для активного роста считается диапазон от 18 до 30 градусов. Если температура воздуха выходит за эти рамки, рост замедляется или прекращается совсем. Колебание температуры также негативно влияет на развитие грибов.

Фактор влажности подразумевает 2 составляющие: влажность воздуха и влажность почвы. У каждого вида есть свои предпочтения по этому поводу, но, если брать среднестатистические, оптимальным уровнем влажности для хорошего роста считается показатель 70%. Влажность почвы должна соответствовать влажности воздуха. Если после обильных дождей наступает затяжная засуха, грибы будут медленно расти, потому что влага из почвы будет быстро испаряться. Таким образом, почва станет пересушенной, а воздух — переувлажненным, что нарушит баланс.

Рост гриба

Немаловажную роль в активном грибном росте играет правильное освещение. Многие виды предпочитают расти на солнечных полянках или в полутени. Если лес слишком разрастается, им не хватает света. От этого они замедляют рост и деформируются, теряют внешнюю привлекательность.

Большинство съедобных грибов предпочитают слабокислую почву. Исключением выступают лишь несколько видов, которые прекрасно растут в песчаных, известняковых или других типах грунта. Вмешательства в химический состав почвы приводит не только к остановке роста, но и к вымиранию целых грибных семейств.

Показатели оптимальной температуры и влажности для роста грибов

Грибницы с ее наземными частями подвержены риску заражения личинками некоторых видов вредоносных насекомых. Пораженные грибницы плохо плодоносят, а грибы получаются мелкими, очень медленно растут. Механические повреждения провоцируют гниль и другие серьезные заболевания. Активный рост большинства грибных видов происходит осенью. Затем начинается процесс массового распада.

В понимании большинства грибы — это плодовые тела, чаще всего состоящие из ножки и шляпки. На самом деле это только наземная часть сложного организма. Грибница, или грибное место, находится под слоем почвы, планомерно разрастаясь на протяжении всего времени своей жизни. На рост грибницы не влияют погодные условия, она одинаково растет как после проливного дождя, так и в период лютых морозов.

Лучшее время для сбора разных видов грибов летом и осенью

Первые грибы появляются в апреле, но официальным месяцем открытия грибного сезона считается май. Обычно грибная охота продолжается до октября включительно. Но если погодные условия складываются благополучно, новые грибы вырастают и в ноябре, и даже в декабре.

Собирать урожай лучше, руководствуясь грибным календарем. Опираясь на его данные, грибник меньше рискует нарваться на несъедобный двойник. Следующая таблица подробно описывает весь период роста определенных съедобных видов.

Название вида Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь
Белый гриб + + + + +
Валуй + + + + +
Волнушка + + + + +
Волнушка белая (Белянка) + +
Горькушка + + + +
Груздь + + + +
Дождевик + + + + +
Зеленушка + + +
Козляк + + + +
Колпак + + + +
Лисичка + + + + +
Масленок + + + + +
Моховик + + + +
Опенок + + +
Подберезовик + + + + + +
Подосиновик + + + +
Рыжик + + + +
Рядовка + + +
Серушка + + + +
Скрипица + + +
Сморчок +
Сыроежка + + + + + +
Шампиньон + + + +

Первый урожай гораздо меньше урожая, собранного в период активного грибного роста. Далее представлены данные о пиковой активности роста определенных съедобных видов.

Название вида Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь
Белый гриб + +
Валуй + +
Волнушка +
Волнушка белая (Белянка) +
Горькушка + + +
Груздь + +
Дождевик + +
Зеленушка + +
Козляк + + +
Колпак + +
Лисичка + +
Масленок + +
Моховик +
Опенок + +
Подберезовик + +
Подосиновик + + +
Рыжик + +
Рядовка +
Серушка + +
Скрипица + +
Сморчок +
Сыроежка + + + +
Шампиньон + + + +

Интересным является тот факт, что в период бабьего лета можно встретить сорта из всех сезонов года. А после него грибникам остается только собирать остатки осеннего урожая и зимние опята.

Длительность грибного периода для разных видов

В условиях теплой солнечной погоды в лесу после хорошего дождя появляется множество новых грибов. Для того чтобы определить грибной возраст, достаточно просто знать длительность периода роста определенных видов.

Самые распространенные виды России имеют следующие периоды роста:

  • белые грибы достигают больших размеров уже на 2-3 сутки после теплого дождя;
  • маслята: молодые плоды собирают уже через 5-7 часов после дождя, полностью созревают на 3 день, после они уже считаются испорченными;
  • подосиновики вырастают на несколько см за сутки;
  • подберезовикам требуется около 4-5 дней для полного созревания;
  • опята появляются через 24 часа после дождя, для достижения зрелости им требуется неделя;
  • молодые лисички ожидают до 3 недель;
  • веселки и сморчки способны набрать до 30 см за 1 час.

Большинство видов растет от 3 до 5 дней. Полное созревание обычно наступает на 10 день. Примечательно, что грибные организмы одинаково активно растут как днем, так и ночью, не затрачивая время на отдых. С приближением осени рост замедляется. Это обусловлено снижением температуры воздуха.

Правила и места сбора после дождя

Опытные грибники всегда следуют основным правилам грибного сбора:

  1. Не брать в свою корзину подозрительные плоды.
  2. Собирать только хорошо известные виды, иначе есть риск перепутать съедобные грибы с ядовитыми двойниками.
  3. Срезать грибные единицы ножом, а не ломать руками, чтобы не повредить грибницу.
  4. Не собирать урожай рядом с проезжей частью и промышленными центрами.
  5. Соблюдать тонкости технологии сбора и приготовления определенных видов.

Каждый вид имеет свои предпочтения по части среды обитания. В следующей таблице сведены места распространения самых известных видов грибов.

Название вида Места распространения
Белый Старые лиственные и хвойные леса, преимущественно под дубами
Валуй Лиственные насаждения
Волнушка Хвойные насаждения, лиственные леса
Белянка Хвойные насаждения, лиственные леса
Горькушка Солнечные лесные поляны
Груздь Леса смешанного типа
Дождевик Пойменные леса, поляны, парковые зоны
Зеленушка Смешанный тип лесных насаждений
Козляк Посадки смешанного типа
Колпак Солнечные лесные поляны
Лисичка Лиственные и хвойные лесные насаждения
Масленок Хвойные лесные насаждения
Моховик Лиственные и хвойные леса
Опенок Мертвые лиственные деревья
Подберезовик Лиственные леса, преимущественно под березами
Подосиновик Лиственные насаждения, преимущественно под осинами
Рыжик Смешанный тип лесных насаждений
Рядовка Лесные опушки, кустарники, парки и скверы
Серушка Пойменные леса
Скрипица Насаждения смешанного типа
Сморчок Пойменные леса
Сыроежка Хвойные и лиственные леса
Шампиньон Кустарники, придорожные насаждения

Собирать грибной урожай можно, начиная с мая и заканчивая первыми заморозками.

Грибной дождь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *