Змеи в мифологии

LiveInternetLiveInternet

Мифы и легенды о змеях
Поговорим в год Змеи о змеях.
Змея –таинственное существо, недаром легенды и мифы о змеях есть почти во всех мифологиях мира. И легенд этих не меньше, чем о драконах — символе уходящего года.

Наступил 2013-й — Год Змеи.
Был январь —

Начальный месяц года.

Падал снег пушистый,

Неземной…

Тихая морозная погода.

Змей летел

Над грешною землёй!.

Хочется побольше узнать или вспомнить о змее в ее год.
Итак, начинаем –
ЗМЕИ В МИФАХ
В мифологии Змей — змееподобное существо, внешний облик которого целиком или частично змеиный. В мифах змеи часто сочетают в себе свойства пресмыкающегося и человека, или других существ.

Змея — один из древних символов, сочетающий в себе огромное количество противоречивых значений. Почему?
Амбивалентность (двойственность) символа можно объяснить противоречивостью свойств змеи: ее яд и убивает и лечит; она может часами лежать неподвижно, но способна совершить стремительный бросок. Ее тело пластично, может принимать самые разнообразные формы (круг, волна, спираль). Она ведет скрытный образ жизни, что придает ей ореол таинственности;
Свернувшаяся кольцами змея отождествляется с круговоротом явлений, цикличностью времени.
……………………………..
Самую негативную оценку змея получила в христианстве.

Книга Бытия говорит, что «змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог».
Змей — это Сатана, искуситель, враг Бога и участник грехопадения. Он олицетворяет силы зла, искус и грех, коварство и лукавство. Данте отождествляет змея на Древе Познания, с Люцифером, вредоносным началом.
Древо познания Добра и Зла символизирует познание этических категорий, способность осознанно выбирать между Добром и Злом.
Коварный змей уловками и хитростью убедил Еву попробовать запретный плод с Древа Познания…

Дьявол называется «змием», чтобы указать на его коварство, и на то, что, прельщая Еву вкусить запрещенный плод, он принял на себя вид змея, как описывается в Священном Писании. Образ запретного плода является общим для иудаизма, христианства и ислама.
О люди! все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу…
А. Пушкин
И Адам, и Ева, и змей были наказаны.
Змей был проклят, лишен рук и ног, а также обречён ползать на животе. Женщине было определено «в муках рождать детей», мужчине было назначено — в поте лица трудиться во все дни жизни.
Бог выслал их из Эдема, чтобы они не съели плод и «с дерева жизни» и не стали жить вечно. Вечная вражда воцарилась между змеем и человеком.
А Дерево жизни, райское древо — дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада, и посреди улицы Нового Иерусалима. Приносит плоды 12 раз в год, которые дарят вечную жизнь и имеет листья для исцеления.
Медный змий Моисея — в конце странствования по пустыне народ стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.
Медный змий, картина Фёдора Бруни.

…………
Левиафан — чудовищный морской змей из Ветхого Завета. Согласно Книге Псалмов, Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни». Змея находится в контакте с подземным миром, и ее сила — проявление силы богов подземного мира.
Левиафан. Гравюра Гюстава Доре, 1865 г. Яхве метает в него витую змею— молнию

………….
Христианская легенда о Сильвестре
Согласно этой легенде, в 314 году нашей эры, Святой Сильвестр укротил ветхозаветное чудовище — морского змея Левиафана. В католической среде считалось, что в 1000 году этот библейский монстр вырвется на свободу и наступит конец света.
Стараниями Святого Сильвестра этого не произошло, змей( дракон) был побежден. Святой спустился к нему в логово, прочитал молитву и замотал пасть. Так Сильвестр спас мир от библейской катастрофы 1000 года.
Ди Банко

…………
Скандинавские мифы
В скандинавской мифологии несколько великих змеев.
Нидхёгг — дракон или змий, грызущий корни ясеня Иггдрасиля – мирового древа.

Мидгард — среднюю часть мира, где обитают люди — окружает океан, в котором плавает мировой змей Ермунганд, олицетворяющий хаос.
Ёрмунганд — порождение бога огня Локи, на древне-исландском его имя означает «великанский посох». В средневековой литературе он назывался Уроборос, то есть змей, кусающий свой хвост.

Говорят, когда-нибудь он сможет обогнуть Землю и дотянуться до собственного хвоста. В этот день он обхватит наш мир и раздавит его. Тогда начнется Рагнарек – последняя битва, решится судьба мира.
Рагнарёк в германо-скандинавской мифологии — гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.
Согласно пророчеству, в день Рагнарёка чудовищный волк Фенрир проглотит Солнце, погрузив мир во тьму, а море выйдет из берегов, когда из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд. Но за гибелью мира последует его возрождение. Главный защитник Мидгарда от змея — бог грома Тор. В последней битве перед концом мира Тор сражается со змеем, убивает его, но сам умирает от его яда.

Кстати, если конец света по календарю майя предсказывали на 2012 год, то Рагнарек предсказывают на 2013 год!!!

В норвежских и японских мифах упоминается бог морских бурь.
Он изображался в виде дракона или змея, несущегося по небу среди мрака над морем. Своим единственным оком высматривает он внизу добычу.
В этом фантастическом образе есть нечто от реальности. Такой «глаз» имеется у многих тропических тайфунов, о нем знают все мореходы. Это геометрический центр урагана, — своеобразный «колодец» с чистым голубым небом диаметром в 15-20 километров, вокруг которого беснуется стена.

В XIX в. записана датская или норвежская сказка о «принце-линдворме», человеке-драконе, или человеке-змее. Он был одним из близнецов королевской четы и родился змеем. Заклятие смогла снять его невеста, и тогда он превратился в прекрасного принца. Подробнее – здесь.

Существует на севере пословица: «Нет на свете такого змеёныша, который не хотел бы стать драконом». По преданию драконы произошли от обычных змей. Когда змея становится старой, у нее вырастают крылья, и она взлетает драконом в небо.
Свернувшаяся кольцами змея отождествляется также с круговоротом явлений, времени.
И эта эмблема, Уроборос — змея, кусающая себя за хвост — в Средние века приобрела важное значение, как символ вечности . А в средневековой алхимии — спиралеобразная эмблема змеи, уrрожающе взвивающейся вверх- символ опасности.

………………………………….
Ирландия и Новая Зеландия- единственные в мире страны, свободные от змей. Говорят, что ирландцев избавил от змей почитаемый в Ирландии Святой Патрик. Силой, данной ему свыше, Св.Патрик приказал всем змеям собраться со всей Ирландии на горе, которая теперь носит имя Croagh Patrick, а затем мановением своего посоха низверг их в море.

…………………….
Одни народы древности благоговели перед этим таинственным существом. Они сделали змею символом силы, мудрости, целительства и обновления.
Другие народы испытывали страх перед шипящими ядовитыми гадами, видели в них воплощение опасности и угрозы.
Поэтому символика змеи так противоречива — жизнь и смерть, добро и зло, мудрость и слепая страсть, исцеление и яд.

ГРЕЧЕСКИЕ МИФЫ
В греческой мифологии змеи присутствуют в огромном количестве и в разных образах и значениях.
В Греции змея может олицетворять мудрость, исцеление, и в этом качестве считается атрибутом Эскулапа, Гиппократа, Гермеса и Гигеи.
Другие змеи – Пифон, Тифон и Гидра, и женщины со змеями вместо волос – Эринии и Медузы. Эти змеи олицетворяют силу земли и коварство.

Один греческий миф повествует о чудесном средстве, которое Зевс подарил людям. Оно могло вернуть человеку молодость. Однако люди не захотели сами нести этот бесценный дар и положили его на осла, который отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной молодостью.

Асклепий
Асклепий · бог врачевания, был сыном Аполлона и нимфы Корониды.
Но Коронида предпочла Аполлону Исхия, и когда Аполлон узнал об этом от ворона, он окрасил до этого белые перья ворона в черный цвет (вот почему ворон черный!).
Аполлон принес младенца Асклепия на воспитание мудрому кентавру Хирону, который и обучил его искусству врачевания.
Когда Асклепий накопил опыт в искусстве врачевания, Афина дала ему кровь, вытекшую из жил горгоны Медузы. Кровь из левой части горгоны, несла смерть, а из правой части — использовалась Асклепием для спасения людей.
Непременным атрибутом Асклепия был жезл, который обвивала змея. Иногда он сам ассоциировался со змеей, получавшей в храме Асклепия жертвоприношения. Когда больной выздоравливал, в жертву Асклепию приносили петуха.
Но когда Асклепий пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых, разгневанный Зевс убил Асклепия молнией.
В римской мифологии Асклепий именуется Эскулапом.
На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, а знаменитые врачи острова Кос считались его потомками и назывались Асклепиадами.
Среди дочерей — богини Гигиея («здоровье»), Панацея («всецелительница») и Иасо («лечение»).
Гигиею изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.
Эти атрибуты, чаша и змея -составили современный символ медицины и фармации.
……………………………….
Змея посвящена Афине как богине мудрости и Аполлону Дельфийскому как богу света, поражающего питона (Пифона).
Афина, (у римлян Минерва) — дочь Зевса. Богиня мудрости, и справедливой войны, покровительница городов и государств, наук и ремесел.
В Древней Греции змея была одним из атрибутов богини мудрости Афины, которая считалась покровительницей змей. В храме в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея — страж акрополя. Среди непременных атрибутов Афины- эгида — щит с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой.
Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста. Ее изделия — произведения искусства, например, плащ, вытканный для героя Ясона. Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона.
Ее прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой), наделила и Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой.
Огромная статуя Афины, покрытая слоновой костью, с копьем, сияющим на солнце, которое могли увидеть издалека мореходы, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.
Спор
Когда-то произошёл спор между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой. Состязаясь в дарах жителям Аттики, Посейдон выбил источник воды, а Афина посадила оливу.
Согласно решению судей, Афина была признана победительницей, так как её подарок является более полезным, а город , столицу Аттики назвали её именем — Афины.
Их судьей был Кекроп-змея.
Кекроп,— культурный герой греческой мифологии. Основатель и первый царь Аттики, рождённый Геей. Считался автохтоном, рождённым из земли, был получеловек-полузмей, — имел голову человека и тело змеи.
Ещё до того, как люди получили в дар от богов вино, Кекроп почитал богов и приносил им жертвенные возлияния, используя воду. По мнению комедиографа Эвбула, поэтому помещён на небо в созвездии Водолей.

Эрихтоний · один из первых аттических царей, сын Гефеста и Геи, имевший полузмеиное тело (хвост вместо ног). Его имя указывает на связь с землёй (греч. chthon, «земля», eri — интенсивная частица). Эрихтоний был воспитан в храме самой Афиной.
Еще младенцем богиня Афина положила его в корзину со змеями, которые должны были его охранять и кормить. Потом Афина передала младенца в закрытом ящике дочерям Кекропса .
Изобрел квадригу и стал созвездием Возничего.
……………….
Пифон или Питон (от др.-греч. «гноить») —чудовищный змей, охранявший вход в Дельфийское прорицалище до занятия его Аполлоном и считавшийся сыном Геи (вариант — Геры). Пифон — воспитанник Тифона.
Дельфы называются в Илиаде Пифо; и наоборот, Пифон называется иногда Дельфинием (или Дельфином).
Проведав о любви Зевса к Латоне, Гера велела Пифону преследовать несчастную. Долго скиталась по земле Латона, а когда она добралась она до плавучего острова Делос, то родила бога света Аполлона и его сестру Артемиду.
Прошло немного времени, и юный Аполлон отомстил Пифону — нашел его и убил из своего серебряного лука.
Здесь, на склоне Парнаса, Аполлон основал храм, в котором испрашивали судьбу у прорицательницы пифии-девы. Пифон стал созвездием Дракона (или дракон Ладон).
Также здесь стали проводиться Пифийские игры, где юноши состязались в ловкости и силе. Храм в Дельфах расположен рядом с Кастальским ключом, около которого музы и нимфы источников собирались для пения под аккомпанемент аполлоновой лиры.
Тифон
Тифон-олицетворение вулканического огня, младший сын Тартара и Геи.
Тифон имел природу зверя и человека. Обе руки заканчивались сотней голов дракона. Ниже бедер тело его состояло из гигантских змей, а выше было покрыто перьями; лишь голова его имела человеческий вид, но изо рта вырывались языки пламени. Зевс вступил с Тифоном в битву и победил. Зевс испепелил Тифона молниями, поразил его перунами и забросил в Тартар. После этого пламя, изрыгаемое Тифоном, забило из расселин Этны.
Вот как описывает Тифона Эсхил в трагедии «Прикованный Прометей»:

…Стоглавое чудовище—Тифона,
Рожденного землей. На всех богов
Восстал он: шип и свист из челюстей
Грозил престолу Зевса, а из глаз
Сверкал огонь неистовой Горгоны,
Но Зевса неусыпная стрела —
Пылающая молния сразила
Его за эту похвальбу. До сердца
Он был испепелен, и гром убил
Всю силу в нем. Теперь бессильным телом

Он под корнями Этны распростерт,
Недалеко от синего пролива,
И давят горы грудь ему; на них
Сидит Гефест, куя свое железо…

Тифон был погребен под горой Этна на Сицилии, которая и в наше время считается «уснувшим» вулканом.
……………………
Ехидна (буквально «гадюка») — в древнегреческой мифологии исполинская полуженщина-полузмея.
Жена Тифона, мать двуглавого пса Орфа трехглавого Кербера, Лернейской гидры, Немейского льва , Химеры, Сфинги (Сфинкса), Колхидского Дракона.
Изображалась в виде женщины с прекрасным лицом и змеиным телом, совмещая в себе красоту и свирепый характер. В различных вариантах мифов Ехидна была убита Гераклом, Беллерофонтом или Эдипом.
Женщины со змеями вместо волос, как у Эриний, Медузы или Грайи, олицетворяли силы магии, мудрость, но и коварство змеи.
Эринии ( «гневные») — в древнегреческой мифологии богини мести. В римской мифологии им соответствуют фурии.
Эриний и фурий изображали с волосами из змей и крыльями летучей мыши. Но существовали и другие изображения, на которых богини представлялись охотницами, с факелами и кнутами.
Их рождение приписывают первому совершившемуся преступлению: когда Кронос ранил своего отца Урана, капли его крови, падая, породили фурий. У позднейших поэтов эриний три: Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница.
…………….
Еще одна легенда
…Она была прекрасной девушкой с красивыми волосами, и хотела состязаться с Афиной в красоте. Знаете о ком это? – О Горгоне Медузе…
Горгона Медуза— «стражник, защитница, повелительница»— наиболее известная из сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Её взгляд обращал человека в камень.
А раньше сестры-горгоны были красивыми морскими девами, дочерьми Форка и Кето .
Форкий — бог бурного моря, Кето —богиня пучины. Вместе они повелевали морскими штормами и наводили ужас на моряков, порождая морских чудовищ.
Увидел однажды Медузу владыка морей Посейдон и полюбил ее. Но— слишком красива и горда была Медуза, а соперничество с богами непростительно для смертных. И Афина за дерзость превратила её в чудовище со змеями вместо волос, а Посейдон в храме Афины её соблазнил. Сестры — Эвриала и Сфено стали чудищами из сострадания к судьбе сестры.
После этого укрылись они на отдаленном острове, на западе у берегов реки Океан, рядом с грайями и гесперидами. И люди позабыли о былой красоте горгон и ждали, когда же явится герой, который избавит мир от Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем.
Персей и Андромеда. Рубенс
Этим героем стал Персей, он сражался с Медузой, глядя в отражение на щите.
После того как Медузумогучий Персей обезглавил,

Конь появился Пегас из нее и Хрисаор великий.

Имя Пегас — оттого, что рожден у ключей океанских,

Имя Хрисаор — затем, что с мечом золотым он родился…

А из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые Ливийские змеи: аспид, амфисбена, аммодит и василиск). Еще легенда гласит, что из ее крови, пролившейся в океан, появились и кораллы. А морская медуза получила имя из-за сходства щупалец с шевелящимися волосами-змеями горгоны Медузы.
Амфисбена (от др.-греч. амфи — с обеих сторон и — иду) — в представлениях греков двухголовая змея, вторая голова которой находится на хвосте. (В современной фауне амфисбенами называются животные отряда чешуйчатых, способные передвигаться хвостом вперёд.)
Васили́ск (от греч. — царёк) — мифическое создание с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. На голове василиска имеется красный хохолок, похожий на корону (отсюда название). В Средние века они считались реально существующими животными.
Полагали, что василиски обладают ядовитыми клыками и когтями, и — подобно медузе Горгоне — они способны убивать своим взглядом.
Персей воспользовался головой Медузы в бою с Кето (Китом) — драконоподобным морским змием. Показав лик Медузы Кето, Персей превратил ее в камень и спас Андромеду, дочь Кассиопеи и Цефея.
Перед этим он превратил в камень титана Атланта, поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко.
Позднее Персей таким же образом обратил в камень царя Полидекта и его прислужников, преследовавших Данаю, мать Персея. Затем голова Медузы была помещена на эгиду (щит) Афины.
Изображение Медузы есть на решетках Летнего сада и Инженерного моста в Петербурге! Фото мое
На небе можно увидеть созвездия Персея, Андромеды, Кассиопеи и Цефея.
Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили горгоны и была убита Медуза. Её изображение до сих пор украшает флаг этого региона.
……………..
Небольшое отступление от греческой темы.
В Древней Руси Медуза превратилась в деву с волосами в виде змей — девицу Горгонию.
Считается, что мифы о горгоне Медузе имеют связь с культом скифской змееногой богини-прародительницы Табити. В эллинизированной версии эта «горгона Медуза» от связи с Гераклом породила скифский народ.
Скифы украшали изображениями змееноrой богини Апи свои щиты и доспехи. Античный историк Арриан описал любопытные военные эмблемы скифов, представлявшие собой чучела orpoмных змей, сшитые из цветных лоскутов и насаженные на длинные шесты. Koгда скифская конница стремительно aтaковала Bpaгa, эти змеи, раздуваемые ветром, извивались как живые и издавали резкий свист, действуя на психику и устрашая неприятеля.
……………..
Лернейская гидра (др.-греч. «водяная») — дочь Тифона и Ехидны, змееподобное чудовище, с телом змеи и девятью головами дракона, убитое Гераклом в качестве второго из его двенадцати подвигов. Вместо одной отрубленной головы вырастали три, а одна голова была бессмертна.
Логовищем гидры было озеро Лерна. По приказу царя Еврисфея Геракл и Иолай направились на поиски гидры и сразили ее. Иолай прижигал гидре головы, а Геракл поразил ее косой.
На помощь гидре выполз рак и укусил его за ногу, но Геракл ногой раздавил его. Гера поместила рака на небо — в созвездие Зодиака. Гидра также запечатлена на небе в одноименном созвездии.
Срубив бессмертную голову, Геракл зарыл ее в земле и навалил тяжелый камень у дороги. В желчи гидры Геракл смочил острия своих стрел.
……………………
Еще много упоминаний в Древнегреческих мифах о змеях.
Кадм, основатель Фив, сеял зубы змеи-дракона, из которых потом выросла фиванская знать.
Да и сам Кадм с женой превращаются в змей.
Троянская прорицательница Кассандра была обязана своим талантом священным змеям Аполлона, которые лизали ей уши, когда она лежала в его храме.

Два огромных змея, посланные оскорбленным Аполлоном, задушили Лаокоона и двух его сыновей.
Три змеи (или трехглавый змей) на нагруднике Агамемнона отождествлялись с небесной змеей — радугой. Змей носили менады-вакханки.
Зевс в облике Змея
В античном мире считали, что отцами некоторых мифических богов и героев были змеи (включая Александра Македонского, о котором говорили, что его зачал Зевс в облике змеи).
Зевс Критский в образе змея вступает в брак с Деметрой, а потом с Персефоной.
Колесницы со змеями
Ясон и Медея
Ясон · герой, аргонавт, правнук бога ветров Эола, сын царя Иолка Эсона.
Когда аргонавты во главе с Ясоном прибыли в Колхиду, Медея, дочь царя Колхиды Ээта и внучка Гелиоса , влюбилась в Ясона. Медея была волшебницей, усыпив волшебным зельем сторожившего золотое руно дракона, она помогла Ясону овладеть сокровищем.
Коварная волшебница Медея летала на колеснице, запряженной змеями.
Колесница со змеями была и у Геры.
Когда Деметра дала Триптолему семена пшеницы , то по ее повелению Триптолем облетел все страны мира на запряжённой крылатыми змеями колеснице и всюду учил людей земледелию.
…………………
А о змеях в мифах народов Индии, Китая, Африки и Америки – расскажу в следующий раз.

Легенды о змеях и драконах, правда или вымысел?

Во многих древних источниках есть упоминание о змеях, где-то их называют «мудрыми змиями», где-то драконами, а в индуизме это полубоги Наги. Можно было бы отнести это к культу змей, если бы не особое отношение к этим существам в древности, и в религиозных источниках змии занимают особое место. Попробуем разобраться…
Для начала вполне безобидные участки из христианских летописей о «коркодилах»
Наиболее старое упоминание о подводном змее относится еще к XI веку. Это так называемые «Беседы Григория Богослова об испытании града», направленные против язычества и включенные в летопись под 1068 годом. В разделе, посвященном рыболовству и связанном с ним языческими обрядами, написано: «…Ов (некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного (благодарственная жертва за богатый улов)… бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».
А вот что пишет безвестный псковский летописец XVI века: «В лета 7090 (1582 год)… Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша».
Однако появление «коркодилов» было столь страшным не всегда. Сенсационные сообщения по этому поводу оставил нам немецкий путешественник-ученый Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии», написанных в первой половине XVI века. Факты, приведенные Герберштейном (а в правдивости их историки сегодня не сомневаются), могут повергнуть в изумление любого скептика, ибо рассказывает немецкий ученый об одомашненных русскими людьми звероящерах! Итак, Герберштейн пишет, говоря о северо-западных землях Руси: «Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60—70 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, чье божество-змея было плохо накормлено».
Итак, можно с уверенностью сказать, что реальные звероящеры, причем нескольких видов (как хищные подводные, так и одомашненные наземные), весьма неплохо чувствовали себя еще несколько столетий назад, дожив, таким образом, почти до наших исторических времен (ведь от описываемых событий нас отдаляет жизнь каких-то восьми поколений!)
Но что же случилось потом? Почему эти столь, казалось бы, почитаемые и священные животные все же не дожили до наших дней9 Скорее всего, именно поэтому и не дожили, что были уж слишком почитаемыми! И вновь обратимся к летописям. Дело в том, что для насаждаемого в XI—XVI веках в северо-западных русских землях христианства языческий бог-ящер, безусловно, являлся наиболее опасным идейным противником, т.к. убедить людей отречься от хорошо знакомого им могучего и обожествленного животного было невозможно. Выход в создавшейся ситуации мог скорее всего быть только один: беспощадное физическое истребление всех священных животных и одновременно полное искоренение всякой памяти о них. Именно поэтому ящеры именуются в христианских летописях не иначе как «богомерзкие и бесноватые речные чародеи», «исчадья ада» и «диавольские гады». Такие эпитеты означали для реликтовых животных однозначный смертельный приговор. Расправа с «подводными царями» была беспощадной. Первым делом, видимо, расправились с одомашненными маленькими тварями, а затем уж принялись и за хищных речных. Летописи весьма живописно повествуют о конкретных шагах в этом направлении.
Славянская мифология
По поверьям древних, Аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям — на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь…

Аспид
Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и василиска — чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну — деву змееголовую, которая, по античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая — трех родоначальников скифских племен, а значит, отчасти и прапредков славян
Китайская мифология
Нюйва — богиня в облике полуженщины-полузмеи
Нюйва, в древнекитайской мифологии женское божество, «сотворившее все вещи в мире», в облике полуженщины-полузмеи. Согласно мифам, Нюйва лепила людей из глины, но так как работа была весьма сложна и трудоемка, богиня стала опускать в глиняную жижу веревку и, выдергивая, стряхивать ее. Из летевших на землю комочков получались предки людей бедных и низкородных. Знатные и богатые произошли от тех глиняных фигурок, которые Нюйва вылепила своими руками. Нюйва также является героиней мифа о починке небосвода.

первопредки Китая Нюйва и Фуси
Богиня расплавила разноцветные камни и укрепила ими небо, затем отрезала ноги у гигантской черепахи и подперла ими небеса с четырех сторон, установив космическое равновесие и всеобщую гармонию. В паре с Нюйвой фигурирует Фуси, оба — в облике человекозмеев, причем хвосты их переплетены, что символизирует супружескую близость. Согласно мифам, соединение спасшихся от всемирного потопа брата и сестры — Фуси и Нюйвы — в супружескую пару произошло для возрождения погибшего при катастрофе человечества.
Индийская мифология
Наги, в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или нескольскими человеческими головами, дети Кадру, жены мудреца Кашьяпы. Наги постоянно враждовали с птицами и их царем Гарудой, рожденным другой женой Кашьяпы — Винатой. Наги являлись владыками подземного мира — паталы, где находилась их столица Бхогавати и где они стерегли несметные сокровища земли. Нагов почитали как мудрецов и магов, способных оживлять мертвых и менять свое обличье. Наги, приняв человеческий облик, жили среди людей, причем их женщины, нагини, славящиеся своей красотой, нередко становились женами смертных царей и героев. Среди царей нагов наиболее известен тысячеголовый змей Шеша, поддерживающий землю. Один из мифов повествует, как наги получили бессмертие, отведав амриты, и почему их языки раздвоились — им пришлось слизывать амриту с острых травинок куши.

Нага
Антропоморфизм — это характерная черта человеческой психики, представлять разумную жизнь в виде двуногих, двуруких, прямоходящих гуманоидов. Когда-то люди даже силы природы персонифицировали и представляли их как богов — могущественных сверхлюдей. Человек хочет видеть в мире свое отражение, даже если его там нет.
Ряд ученых считает, что если бы динозавры не вымерли, то их эволюция, в конце концов, могла бы привести к появлению высокоразвитых существ. Такой вывод слелан на основе изучения некоторых остануов динозавров. Одна ветвь стенонихозавров (троодонов), по мнениюканадского палеонтолога Д.Рассела, со временем, задолго до появления хомо сапиенса, могла привести к возникновению разумного существа. Изучив их останки, ученый пришел к выводу о том, что их развитие могло привести к возникновению дино сапиенса. Это существо стало бы прямоходящим, ростом 1м 35см. Оно лишилось бы хвоста. руки и ноги у него имели бы по три пальца. Тело было бы покрыто прочной чешуей. Облик лица существенно отличался бы от человеческого. Глазницы занимали бы около четверти лица, а зрачки были бы щелевидными.

Настоящей удачей палеонтологов стал обнаруженный в Канаде мозг ящера. Стало ясно, что троодоны были одними из самых разумных динозавров. Они использовали тактику групповой охоты, когда каждый участник действует четко и слаженно со всеми остальными. Когда одни отвлекали жертву, другие бросались на нее сзади или сбоку. Это позволяло троодонам нападать даже на хищников, которые были гораздо сильнее и свирепее.
Ученые шутят, что троодон, благодаря своему уму, мог бы приобрести вертикальную осанку и превратиться в человекоподобное существо. Однако все троодоны вымерли в поздний меловой период, а что стало причиной их гибели, никто пока не знает.
Мифология ацтеков и майя
Теотичуас Кецалькоатль (Quetzalcoatl) — “змея, покpытая зелёными пеpьями” или “драгоценный отец змей, сметающий дороги”, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков — Толлана. Имел много ипостасей, из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Кецалькоатль — сын Мишкоатля и Чимальмат. Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 — 5 вв. до н. э. В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля, и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. В 1 — 6 вв. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы.

Кецалькоатль
Кецалькоатль добывает людям пищy: пpевpатившись в мypавья, он пpоникает в мypавейник, где спpятаны зёpна маиса, выкpадывает их и пеpедаёт людям. Кецалькоатль наyчил людей находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю. В этот же пеpиод y Кецалькоатля появляются и фyнкции покpовителя жpечества: по мифy, он является yстановителем жеpтвопpиношений, постов и молитв. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет стаpого Кецалькоатля, и тот наpyшает свои же запpеты: пьянствyет, встyпает в общение с сестpой. С его подданными — тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поpажения в Толлане yдалился на плоте из змей в восточнyю замоpскyю стpанy Тлилан-Тлапаллан, обещав чеpез некотоpое вpемя веpнyться из-за океана
Греческая мифология
Кекроп — культурный герой греческой мифологии. По преданию, основатель и первый царь Аттики, рождённый Геей, по менее популярной версии, сын Гефеста. Современник Триопа, при нем погиб Фаэтон и произошел Девкалионов потоп.
Считался автохтоном, рождённым из земли, и представлялся с двумя змеиными туловищами вместо обеих ног. Изображается в облике змея. Он построил афинский акрополь, названный им Кекропией. Имел две природы и первым установил брак между мужчиной и женщиной.
Правил ещё до того, как люди получили в дар от богов вино, но уже почитал богов и приносил им жертвенные возлияния, используя для этого обычную воду. По мнению комедиографа Эвбула, возможно, поэтому помещён на небо в созвездии Водолей.

Кекроп
Согласно Филохору, когда на Аттику нападали карийцы и беотийцы, Кекропс поселил жителей, живших до этого разбросанно по полям, в 12 городах: Кекропия, Тетраполь, Эпакрия, Декелея, Элевсин, Афидна, Форик, Браврон, Кифер, Сфетт, Кефисия.
Кроме того, был благочестив настолько, что первым назвал Зевса Верховным и вместо кровавых жертв сжигал на жертвенном огне ячменные лепешки. Первым совершил жертвоприношение Афине.
Герб Милана
Бисцион, являющийся эмблемой рода Висконти, представляет собой лазурного змея на серебряном фоне, держащего в пасти человека. Никаких особых легенд о змеях с этим гербом не связано:
Согласно легенде, в крестовом походе в 1187 году Оттоне Висконти встретился в поединке с сарацинским принцем. Оттоне носил изображение с семью коронами, вырезанными на щите, так как он убил семерых силачей, неверный мавр имел на щите изображение змеи, глотающей ребенка, что являлось насмешкой над христианами, т.к. этот младенец символизировал Христа. Оттон убил сарацина, забрал его щит и вернулся домой покрытый славой, после чего решил избрать его своим гербом.

12-05-2018, 21:37 by ЛетягаПросмотров: 862Комментарии: 3 +4

Ключевые слова: Кецалькоатль мифология водолей Аспид наги

Другие, подобные истории:

  • Жаворонок
  • Всадник на красном коне
  • Змей Горыныч
  • Гиганты — правда или вымысел?
  • Ану
  • Ракшасы
  • Знаменитые монстры России
  • Парашурама
  • Виды смертельных файлов
  • Змей Горыныч – это миф или реальность
  • Нагги
  • Язычество в культе Дьявола
  • Истребление Ящеров на Руси
  • wow.exe
  • Руки Бога

Мифология

Мифология «человека-змея» имеет древние корни. Нагов изображают с головой человека. Наг — символ мудрости. Существует культ змеи и связанные с ним праздники. Предполагают, что змей-наг был тотемом одного из могущественных древних племён, представителей которого называли нагами. Мудреца Патанджали изображают в виде нага, верхняя половина которого имеет человеческий облик. Утверждается, что наги хранили истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для её понимания. Нагами заселены планеты Махатала и Патала (Нагалока). В виде змеи изображают кундалини, энергию, поднимающуюся в человеке при духовной практике от самого нижнего психофизиологического центра (чакра) к высшему, где происходит слияние с богом. Наг Мучалинда защитил своим капюшоном Будду от палящего солнца во время его медитации перед просветлением.

Изображение Нюйвы и Фуси на надгробной стеле (вверху)

В китайской мифологии прародительница человечества богиня Нюйва и её брат и супруг — первый правитель Фуси изображаются в виде нагов.

> Природные явления

  • Огненные шары Наг — уникальный природный феномен на реке Меконг в Таиланде и Лаосе, который местные культурные традиции связывают с нагами.

В массовой культуре

  • Индийские кобры Наг и Нагайна — главные антагонисты в рассказе Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».
  • Наги — вымышленная раса змееподобных существ во «Вселенной Warcraft».
  • Наг Лахлан — пятиголовый змей из сериала «Фэйри». Четырёх голов он лишился до своего появления в сериале. Его яд — единственное, что может убить Гаруду — главного антагониста второго сезона.
  • Наги есть в игре Warlords Battlecry III.
  • Наги — существа предпоследнего уровня силы (выше стоят Титаны) в Башне в игре Heroes of Might and Magic III и третьего (из четырёх) в Heroes of Might and Magic IV. Также, наги появились как полноценная фракция в Might & Magic Heroes VI.
  • Наги представлены отдельной расой в игре Battle for Wesnoth.
  • Наги — класс монстров в игре NetHack.
  • Наги — раса монстров в мире игры Runes of Magic.
  • Наги — главные персонажи в фильме «Чародей и белая змея» режиссёра Чэна Сяодуна.
  • Наги — в игре Dota 2 есть вымышленные герои: Naga Siren, Medusa, Slardar.
  • Нага(имя) — бакуган-антагонист в виде дракона в аниме «Бакуган».
  • Королева нагов — один из антагонистов в мультсериале «Семейство Сатурдей», может телепатически управлять змеями. Наги здесь — разновидность криптидов.
  • Мастер клинков/Отмеченный змеем — Герой игры Prime World: Виртуозно владеющий катанами змеелюд, рубящий с четырёх рук.

> См. также

  • Шеша
  • Змей (мифология)
  • Дракон

Литература

  • М. В. де Фиссер, ДРАКОН В КИТАЕ И ЯПОНИИ (русский перевод книги: Marinus Willem de Visser (1876—1930), The dragon in China and Japan. Amsterdam, J. Müller, 1913) (Обсуждается связь Нага с китайским и японским драконами)

Словари и энциклопедии

Кто такие Наги. Мифология

Мифы некоторых среднеазиатских стран повествуют о существах, которые являются вестниками разрушений и настоящими солдатами, которые при обычных условиях ищут лишь одного – доброго боя. Оружие своих врагов эти существа предпочитают оставлять себе. А если человеку удаётся победить в схватке с этим созданием, то его ждёт отменная награда – богатство или отменное оружие, которое он сможет использовать против своих врагов. Пришли эти существа из Индийских мифов и называются – наги.

Внешний облик и особенности

Мифы повествуют, что наги это женщины (крайне редко мужчины) выше пояса, а ниже пояса они имеют змеиный хвост, который ловко используют в схватках со своими врагами. Внешность верхней половины у наг, как и у людей, уникальна и не смотря на воинственный образ жизни почти не имеет шрамов. Нижняя половина, представленная змеиным хвостом, имеет плотную чешую и огромное количество мышц – недостойного противника нага просто задушит хвостом. Но спрятавшись в воде нага не сможет притвориться обычным человеком – существо выдадут 3 пары рук, которые свойственны нагам.

Отличительной чертой наг является отсутствие ядовитых желез – не смотря на змеиный низ наги обычные воины. Еще одной немаловажной деталью из-за которой лишились жизни многие противники наг, является повышенная регенерация – раны у наг заживают обычно быстро.

Места обитания

В мифах говорится, что наги обитают у тёплых источников. Это не удивительно, от змей они унаследовали не только хвост, но и высокую чувствительность к теплу. Длительное переохлаждение может даже убить нагу – состояния анабиоза они не имеют, а ослабление следует скорая гибель.

Крайне редко наги покидают свою территорию чтобы принести вести в мир людей или сразиться в поединке, чтобы испытать умения какого-нибудь известного мечника.

В мифах говорится, что дуэль с этим существом является исключительным признанием воинского мастерства героя. В таких дуэлях наги ставят на кон свои сокровища против оружия и жизни своего оппонента. И не смотря на огромный потенциал в фехтовании наги стараются придерживаться определённых правил и драться с оппонентом наравне. Отказ от такой дуэли неприемлем и скорее всего влечёт за собой скорую гибель.

Чем питаются и как размножаются

Конкретной информации о том чем питаются наги нет. Впрочем, о способах их размножения тоже нет упоминаний. Но всё-таки редкие упоминания самцов позволяют предположить, что скорее всего нагам характерно половое размножение, хотя исключать и другие способы не следует.

В одной из легенд упоминается о мальчиках которые нашли брошенное гнездо наги с яйцами, но из тех яиц в последствии вылупились другие существа, совсем не похожие на наг и вернувшаяся владелица кладки спасла мальчиков и уничтожила своих порождений.

Такая легенда позволяет предположить, что отложенные яйца оплодотворяются способом схожим с тем, который некоторые крипто зоологи приписывают драконам – внешнее оплодотворение путём изливания семени самцом на, отложенные самкой, яйца. В тоже время наличие самцов и низкая популяция существ наталкивает на мысль о механизме деторождения схожем с людским. Где верное мнение – неизвестно.

В целом можно смело утверждать, что из всех разновидностей существ наги принадлежат к той редкой категории которая изначально не заинтересована в нанесении вреда людям, хотя по их виду этого и не скажешь. Атакуют наги в основном тех людей, которые подбираются к их сокровищам, но беспричинных атак не бывает. Второй случай, когда наги сражаются с людьми описан выше. Эти создания хоть и созданы разрушать, но несут в себе столько благородства и чести, что просто не могут без причин нанести человеку вред. Вероятно, это одни из немногих людских союзников, если только они не подчиняются чьим-либо приказам.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Наги, в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами, дети Кадру, жены мудреца Кашьяпы. Наги постоянно враждовали с птицами и их царем Гарудой, рожденным другой женой Кашьяпы — Винатой. Наги являлись владыками подземного мира — паталы, где находилась их столица Бхогавати и где они стерегли несметные сокровища земли. Нагов почитали как мудрецов и магов, способных оживлять мертвых и менять свое обличье. Наги, приняв человеческий облик, жили среди людей, причем их женщины, нагини, славящиеся своей красотой, нередко становились женами смертных царей и героев. Среди царей нагов наиболее известен тысячеголовый змей Шеша, поддерживающий землю.

Мудреца Патанджали изображают в виде нага, верхняя половина которого имеет человеческий облик. Считают, что Будда проповедовал нагам. Нагарджуна семнадцать лет медитировал на образе нага, после чего погрузился в их стихию, воду, где и обрел высшую интуитивную мудрость. Вода—символ бессознательного. С ней связаны переживания при глубочайшем погружении в процессе медитации. Утверждается, что наги хранили истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для ее понимания. Нагами заселена великая бездна, один из самых страшных адов. В виде змеи изображают кундалини, энергию, поднимающуюся в человеке при духовной практике от самого нижнего психофизиологического центра (чакра) к высшему, где происходит слияние с богом. Наг защитил своим капюшоном Будду от палящего солнца во время его медитации перед просветлением. По другой версии это была кобра.

Их непосредственными прародителями принято считать мудреца Кашъяпу и жену его Кадру, которая просила дать ей возможность родить тысячу могучих детей. И через пятьсот лет у нее родились тысяча сыновей — могучих и мудрых волшебников-нагов, видом напоминающих громадных змей. А завистливая Вината, в пику своей сестре, попросила дать ей родить только двух сыновей, но чтоб таких, которые превзошли бы в славе своей всех детей Кадры. И родила она два яйца, но, прождав 500 лет и не дождавшись рождения детей, одно яйцо она разбила. Там был развившийся только наполовину ребенок, которого назвали Аруной.
— Ты так торопилась иметь сына, мать, что родила меня уродливым и слабым. За это ты лишишься своей свободы и пятьсот лет будешь служанкой той самой женщины, с которой пыталась соперничать. Второй сын спасет тебя от этого унижения — если, конечно, мать, ты не разобьешь яйцо и не изувечишь его туловище и конечности, как ты поступила со мной. Если ты в самом деле хочешь иметь сына несравненной мощи, ты должна терпеливо ожидать его рождения, которое последует через пятьсот лет.
Второй сын, который родился в Винаты, был Гаруда. Он и освободил свою мать, которая в результате проклятья старшего сына была служанкой у своей сестры Кадры. Для этого Гаруда, который по силе был равен богам, украл у богов божественную амриту и отнес его нагам. Однако, по предварительному сговору с Индрой, Гаруда потребовал, чтобы наги совершили омовение, прежде чем прикоснуться к сосуду с напитком бессмертия. Пока наги принимали ванны, Индра украл у них заветную бутылочку. Конечно, наги поняли, что их обманули. Но один из них увидел, что капли амриты покрывают траву куш на том месте, где стоял сосуд. Наги оперативно слизали росу бессмертия, но… Трава куш (дарбха), как известно, имеет очень острые края. С тех пор у нагов раздвоенные языки, трава куш является чистой и священной, а Гаруда — заклятый враг всех змей.
Наги — волшебный народ мудрецов и красавцев оборотней, на огромных змеиных хвостах которых возносятся совершенные человеческие тела.
Есть и нагини, собой нагие и прекрасные, влюбляющие в себя мужчин с первого взгляда. А человеческие женщины пленяются мужчинами-нагами, рождая нежных и пригожих младенцев с «водяной сутью». Ведь наги, кроме всего прочего, выступают и как духи вод, — рек, озер, источников, фонтанов, прудов — пусть и мир их (Нагалока) составляет самый нижний ярус мира подземного (Паталы).

«Их называют «стражами воды», из воды они могут извлекать напиток бессмертия, поэтому их часто изображают с чашей живой воды. Обладатели чудесного напитка могут исцелять, и их яд действует в качестве противоядия от травы растительного происхождения. Они лечат бесплодие. Если замужняя женщина увидит во сне змею или воду — значит, что она зачала ребёнка. Их почитают в виде фаллических символов и приносят в жертву во время свадеб. Змеи владеют искусством музицирования, и им приписывается изобретение живописи».
Кроме того, наги тесно связаны с царством смерти, и иногда говорят, что они могут оживлять умерщих, потому что носят в себе души мёртвых.

гидра

мифическая змея

Альтернативные описания

• Лернейская (греческое hydra водяной змей) в древнегреческой мифологии — чудовищная девятиголовая змея, жившая в Лернейском болоте на Пелопоннесе

• в древнегреческой мифологии — многоголовый змей, который был убит Гераклом

• космическое чудовище

• порождение Эхидны и Тифона, многоголовый дракон или водяная змея, убитая героем Гераклом во время его службы у Эврисфея (мифическое)

• пресноводное кишечно-полостное животное

• пресноводный полип со щупальцами вокруг рта

• простейшее низшее многоклеточное

• созвездие, большая часть которого расположена в южном полушарии неба

• созвездие Южного полушария

• какое мифическое чудовище опустошало окрестности города Лерна?

• самое крупное созвездие, состоящее из 68 звезд

• в каком созвездии находится звезда Альфард?

• чудовище с регенерацией голов

• лернейская …

• многоголовая змея

• лернейское чудовище, побежденное Гераклом

• мелкое животное, полип

• простейшее

• созвездие Южная …

• пресноводный полип

• многоголовая змея (миф.)

• созвездие-чудовище

• змея, ставшая созвездием

• самое крупное созвездие

• одна из жертв 12 подвигов Геракла

• Змей Горыныч в Древней Греции

• мифическ. змея о девяти головах

• чудовище с отрастающими головами

• как звали многобошковое животное?

• многоголовая гадина

• мифическая змея о девяти головах

• чудище с регенерацией голов

• жертва второго подвига Геракла

• лернейский монстр

• мифическая змея империализма

• Созвездие Южного полушария

• Мифологическая девятиголовая змея

• В греческой мифологии девятиголовая змея

• Мелкое животное, пресноводный полип

• Южное созвездие

• в каком созвездии находится звезда Альфард

• девятиголовая Лернейская змея

• ж. греч. баснословный, водяной многоглавый змей; *зло, против которого нет средств, возрастающее, как у гидры вместо каждой срубленной головы выростала новая; змея Hydrus; довольно мелкое животнорастение, мякишный полип Hydra. Гидравлика ж. прикладная гидродинамика; -лический, к гидравлике относящ. Гидравлическая известь, цемент, смазка, состав, твердеющий в воде и употребляемый для подводной кладки; водостойкая или водокрепкая известь. Гидравлический гнет, жом, машина для весьма сильного давления. Гидравлик м. зодчий, строитель, занимающийся сооружениями для подъема, проводки и сбережения или отвода воды; строитель водяных машин; водопроводчик, водостроитель, водострой. Гидрат м. вещество, содержащее в химическом составе своем воду, в сухом или окреплом виде; водник, ледовик. Гидрография ж. описание вод, берегов, водных сообщений; водоописание: гидрографический, к сему относящийся; гидрограф м. наукой или делом этим занимающийся, водоописатель. Гидротехника ж. гидравлическое зодчество. Гидродинамика ж. часть механики, наука о законах движения жидких тел; гидростатика, наука о равновесии их. Гидродинамический и гидростатический, к первому или ко второму относящийся. Гидростатические весы, приспособление для взвешиванья тел в воде, чем определяется удельный вес их. Гидрология ж. учение о составе различных вод, водословие. Гидромантия, гаданье по (на) воде. Гидрометр или гадроскоп м. водомер, снаряд для измерения высоты вод, приливов и отливов; или снаряд для измерения тяжести, плотности, силы жидкостей; в последнем значении волчок. Гидропатия, водолечение; гидропат, водоврач. Гидрофан м. око-мира, камень опаловой породы, который сквозит, только напитавшись водою. Гидроце(ке)фал м. головная, мозговая водянка; гидроторакс м. грудная водяная. Гидрофобия ж. водобоязнь, припадок болезни бешенства, особ. от укушения 6ешеным животным

• как звали многобошковое животное

• какое мифическое чудовище опустошало окрестности города Лерна

13. Магические змеи

В подавляющем большинстве культур змеи считались символом Богини и/или энергии кундалини. Кроме того, полагали, что они бессмертны, так как они сбрасывали свою кожу, и казалось, что у них начинается новая жизнь. Греки называли сброшенную змеями кожу geras, то есть «старость». Люди-змеи могут быть как добрыми, так и злыми, поэтому следует работать с ними с осторожностью.

У большинства людей врожденное отвращение к змеям, и дело не только в потенциальной опасности, но и в христианской пропаганде и повествовании об Эдеме.

Змея символизирует движение кундалини вверх по семи чакрам. Это происходит само собой, когда человек духовно совершенствуется. Однако энергия кундалини может оказаться смертельной (физически, умственно и духовно), если заставлять ее подниматься прежде, чем человек достигнет необходимой духовной готовности.

Ахелой

Этот греческий полубог был одним из сыновей Океана и Тефии и наиболее почитаемым речным богом. Гесиод утверждал, что у этой пары было три тысячи рек-сыновей, и всех их описывали энергичными мужчинами с длинными бородами и двумя рогами над бровями.

В греческом искусстве Ахелоя изображают с человеческим туловищем, руками и головой с рогами, но змеиной нижней частью тела. Он управляет крупнейшим водным путем в Греции.

Легенда гласит, что Ахелой влюбился в прекрасную девушку по имени Дейанира. Однако не успел он отдаться своим желаниям, как герой Геракл тоже решил, что хочет быть с этой девушкой. Между Ахелоем и Гераклом состоялась жестокая битва, во время которой речной бог превращался сначала в змея, а затем в дикого быка. В конце концов Геракл оторвал один из рогов Ахелоя и победил его. Речные нимфы забрали оторванный рог и превратили его в рог изобилия.

Ахелой

Ахелой очень любил и требовательно относился к оказанию ему почестей во время жертвоприношений. Когда дочери предсказателя Эчина не сделали этого, они превратились в Эчинадские острова.

Во время принесения клятв к Ахелою обращались по всей Греции, и даже на Сицилии.

Психологические характеристики: положительные – человек, научившийся настоящей любви к другому. Отрицательные – тот, кто не позволит дружбе или любовным отношениям закончиться спокойно.

Магические свойства: область воздействия – клятвы, договоры, обещания.

Оперенный змей

Оперенный змей был известен ацтекам и другим культурам Центральной Америки. Индейцы майя звали его Кулькулькан, а ацтеки называли Кетцалькоатль. Это существо с перьями (иногда называемое Оперенным) представляло собой сочетание птицы и змеи, однако его нельзя сравнивать со змеями, имеющими крылья летучей мыши, живущими на Среднем Востоке и в Египте. У этой птицы-змеи были перья на голове, на хвосте и иногда на теле. Складывается впечатление, что Оперенный змей был и магическим существом, и ипостасью или символом бога Кетцалькоатля, или Кулькулькана.

Кетцалькоатль

Этому божеству в образе змеи поклонялись несколько племен Центральной Америки. Легенда гласит, что его родила Итцли (Обсидиан), а имя отца неясно. Кетцалькоатль пришел в город Тула, столицу государства толтеков, таинственным незнакомцем с «морщинистым лицом» – так описывали его появление. Этот набожный человек вскоре стал известен своим отрицанием человеческих жертв, которых требовали все остальные божества. Он стал великим «вестником культуры» и изобретателем и научил людей ткать полотна, работать с перьями, показал им нефрит, золото, хлопок, а также открыл искусство танца, живописи и письма.

На нескольких древних мексиканских артефактах нанесен узор с еще одной необычной змеей, напоминающей больше индийских нагов, чем Кетцалькоатля. Имя этого существа история не сохранила.

Психологические характеристики: тот, кто предпочитает искусство физическому труду.

Магические свойства: его символы – ремесла, металлургия, судьба, культура, обучение, организация и порядок, законы, изобретения.

Рогатый змей

У североамериканских индейцев племени гурон существовала легенда об огромном змее по имени Онионт. У этого змея был рог, которым можно было пронзить камень. Тот, кому повезло найти хоть малейший кусочек этого рога, мог с его помощью вылечить любые болезни.

Рогатые змеи часто появляются в кельтском искусстве. Чаще всего их изображают с двумя бараньими рогами, а не с одним. На котле из Гундреструпа выгравирован Цернунн (Повелитель животных), держащий за шею змею с бараньими рогами. Рогатый змей был очень важным элементом кельтских верований. Иногда его изображали не только с бараньими рогами, но и с бараньей головой.

Кельтский рогатый змей

На нескольких вавилонских картинах нарисован змей-дракон с телом и головой змеи, львиными передними и птичьими задними лапами и рогом, расположенным в центре носа. Этого змея-дракона называли «мушуссу» (свирепая змея). Вавилоняне выделяли еще три вида рогатых змей, называя их «мусмахху», «усумгаллу» и «басму».

Психологические характеристики: тот, кто научился работать с энергией чакр.

Магические свойства: лечит любой недуг.

Ламия

В древних текстах ламия упоминается как вид существ, подобных сиренам. Эти существа предпочитают сухие места и живут в разрушенных городах, пещерах и удаленных заброшенных местностях. У ламии было тело и голова женщины и нижняя часть змеи. Они расчесывали волосы золотым гребнем и любили питаться мясом детей. Ламия была стремительна, могущественна и заманивала жертву в свои сети с помощью заклинаний.

В древних греческих мифах ламией называли нескольких существ. В одном предании этим именем называли смертную деву, родившую Зевсу нескольких детей. В другой легенде это существо с лицом горгоны, питавшееся детьми. Еще одна легенда повествует о том, как Гермес превратил змею с малиновыми, золотыми, зелеными и синими пятнами в прекрасную девушку. Счастье этой девушки разрушил философ Аполоний, она закричала и исчезла.

Католический епископ Мартин Брагский писал, что ламии обитали в реках и лесах и были дьяволами. Йоханн Вайр посвятил этим существам целую книгу «De Lamiis Liber» («О жизни ламий»), опубликованную в 1577 году.

К началу XVII века ламия изменила свой облик и стала чешуйчатым четвероногим существом. На ее задних ногах были копыта, а на передних когти. У нее было женское лицо и грудь и мужской пенис.

Психологические характеристики: тот, кто намеренно заманивает жертв и обретает над ними полный контроль.

Магические свойства: не рекомендуется для контакта.

Наги

Индийские наги, пожалуй, являются наиболее удивительными магическими змеями. Они были по своей природе полубогами, детьми богини Кадру, и обычно появлялись в облике полузмеи-получеловека. Однако они могли принимать человеческий облик, и женские особи делали это гораздо чаще, чем мужские. Наги были и водными и земными духами.

Судя по всему, существовало несколько видов нагов, и у каждого из них – свои характерные внешние особенности и окраска. Тело нагов, живущих в развалинах, местах с угнетающей атмосферой или под землей, покрыто черной чешуей с малиновыми полосами. Их лица похожи на человеческие, у них те же цвета кожи, глаз и волос. Однако этот вид нагов враждебно настроен по отношению к людям. Они могут зачаровать любого, кто встретится с ними взглядом; они могут плеваться ядом, ядовитым является и их укус. От этих нагов не стоит ждать помощи.

Другие земные наги мудры, дружелюбны и охраняют священные места или сокровища, а также контролируют своих черных собратьев. Эти люди-кобры также могут плевать ядом, хотя делают это только в целях самозащиты. У них золотые глаза и зелено-золотая чешуя с серебристыми треугольниками вдоль спины.

Жилища нагов, предпочитающих обитать в различных водоемах, находятся глубоко под чистой, свежей водой прудов, озер или рек. Они обычно не вмешиваются в дела людей, хотя искренняя просьба может помочь заручиться их помощью. Им любопытно все, что происходит у людей. Водяные наги – самые красочные из всех видов. Цвет их чешуи варьируется от изумрудно-зеленого до бирюзового, а узор, который часто встречается у них, может быть от глубокого коричневого цвета в сочетании с бледно-нефритовым до темно-серого с оливковым. Оттенок их глаз может быть различным: от бледно-зеленого до яркого янтарного. Даже несмотря на то что их укус и слюна ядовиты, эти наги предпочитают прибегать к магическим заклинаниям.

Нага Канья

Наги могли вызывать или предотвращать дождь, они обладали огромным могуществом и богатством, а также властью над всей водой, в том числе над реками и морями. Мифы утверждают, что наги получили свой полубожественный статус, когда боги и демоны вспенивали моря, чтобы приготовить сому – божественный напиток. Пока боги и демоны боролись за сому, несколько капель этого напитка упало на землю. Наги жадно выпили их, но этого было недостаточно для того, чтобы получить силу, достаточную для богов.

Считается, что наги обитают в стране, находящейся либо под водой, либо под землей. Столица их государства и главное место обитания находится в подземном царстве Бхагавати («богатая сокровищами»), которое, вероятно, располагается глубоко под горной системой Гималаев. Согласно легендам, там они живут в красивых домах, украшенных драгоценными камнями и металлами. Улицы их городов вымощены мозаикой из изумрудов, рубинов, сапфиров и других ярких драгоценных камней. Наги также хранят книги великого мистического знания. В горле или во лбу у каждого нага сверкает драгоценный камень неизмеримой ценности, который дает им их сверхъестественные силы.

Женских особей нагов называют нагини. Эти женщины-змеи очень красивы и мудры. Существует множество преданий о том, как они влюблялись и выходили замуж за смертных принцев. Согласно камбоджийской легенде, эта страна была образована благодаря союзу нагини и принца. В древнем городе Ангкор изображения нагов находятся повсюду – в скульптуре и предметах убранства домов. Пары нагов охраняли входы в храмы, дворцы и гробницы, и их семиголовые изваяния склонялись над всеми входящими.

На землях, прилегающих к дворцу, еще в XIII веке возвышалась золотая башня. Наверху ее была особая комната, где, как считалось, король проводил каждую ночь. Народ Камбоджи верил, что там жила девятиголовая нагини, управлявшая страной с помощью короля. Если нагини не придет, король умрет, а если он хотя бы одну ночь проведет не в башне, на страну обрушится несчастье.

В Индии и по сей день поклоняются нагини – это Нага Канья, богиня трех царств. Она является хранительницей подводных сокровищ и духовных достижений. У нее верхняя часть тела женская, а нижняя водной змеи. Над ее головой возвышается купол в форме пятиголовой кобры, символизирующий духовные силы Каньи. За спиной над лопатками у нее крылья, а во лбу сверкает драгоценный камень. В руках Нага Канья держит раковину моллюска, символизирующую ее желание пролить благословения на тех, кто ищет ее мудрости.

Хотя большинство нагов могут сочетать в себе и хорошие и плохие качества, некоторые их них совершили великие дела и достигли просветления. Нага Сеша вел такую праведную жизнь, что бог Брахма даровал ему бессмертие. Считается, что сейчас Сеша поддерживает вселенную, а на кольцах его свернутого хвоста спит бог Вишну в тени своих семи голов.

Когда родился Будда, наги окропили его душистой водой. После того как Будда достиг просветления, он несколько недель пребывал в состоянии медитации. Его огромная набожность привлекла Нага Мучалинду (которого иногда называют Мусилинда), многоголовую кобру. Мучалинда окружил Будду кольцами своего тела и укрыл его от бурь своим огромным капюшоном так, чтобы Будда мог спокойно медитировать и ничто его не тревожило. После смерти Будды одна из гробниц, построенных, чтобы почтить его память, оказалась в стране нагов.

По меньшей мере один из видов нагов не благожелателен по отношению к людям. Демон Нага-Санния вызывает ночные кошмары, связанные со змеями.

Некоторые племена, живущие в Индии, считают себя потомками нагов и оказывают почтение своим предкам, оставляя жертвоприношения на берегу определенных прудов и рек. В индийской мифологии змеи связаны с элементом Воды и морями. Считается также, что людям, которые им понравятся, они могут даровать способность становиться невидимым, когда те входят в любую воду.

Кроме того, наги защищали двери и пороги, а также охраняли сокровища, как физические, так и духовные. Двери, пороги и физические и духовные сокровища считаются вещами, опасными для неподготовленных людей. Наги открывают эти места и позволяют войти туда только тем, кого они считают достойными и готовыми к этому.

Психологические характеристики: положительные – тот, кто искренне стремится обрести духовное сокровище. Отрицательные – человек, который может с помощью чар заставить других сделать все, что угодно, но при этом у него есть дурная привычка извергать ядовитые сплетни и слухи.

Магические свойства: способствует обретению духовных богатств; помогает найти скрытое сокровище духовного поиска, открывающееся только искренним людям. Если вы столкнетесь с бедой или сложными проблемами, попросите нагов помочь вам понять, где именно вы сбились с духовного пути. Услужливые наги иногда могут помочь вам найти скрытые сокровища, выиграть в конкурсах и лотереях или неожиданно получить деньги, но их помощи можно добиться только искренностью.

Другие индийские змеи

Ананту Бесконечную индусы именовали Матерью-Змеей. Ее также называли Сарпараджни, то есть Царицей Змеев. Вишну и другие боги в периоды времени между инкарнациями спят в кольцах Ананты. Ананта сходна с египетской богиней Мехен, чье имя означает «та, что окружает». Мехен была огромной змеей, обитающей в подземном царстве, и каждую ночь она становилась колыбелью для бога Солнца Ра.

Считается, что от богини-змеи Кадру, тетки получеловека-полуптицы Гаруды, произошли все кобры и люди-кобры в Индии. В древнем Вавилонском царстве почитали похожую богиню, которую звали Кади или Дер. У нее были голова и груди женщины на змеином теле. Ее дети были подобны индийским нагам: верхняя часть тела человеческая, а нижняя – змеиная.

Психологические характеристики: человек, который может быть в один момент милым и приятным, а в другой – «змеей подколодной».

Магические свойства: очень опасны и непредсказуемы.

Другие магические змеи

У кельтской богини Бригит была волшебная змея, сопровождавшая ее повсюду. Всю зиму она спала и выползала из своей норы в первый день весны. В кельтской религии Бригит занимала важное место. Нам известно, что в честь Бригит проводился праздник змей, во время которого ей поклонялись как Богине змей, но все свидетельства того, как именно это происходило, были уничтожены во время пересмотра христианами кельтской ирландской литературы. Сама же Бригит так прочно вошла в сознание кельтов, что христианам не оставалось ничего иного, кроме как отнесения ее к лику святых. Легенда о Святом Патрике, изгоняющем всех змей из Ирландии, возможно, иносказательно повествует о христианах, выгнавших друидов (которые называли себя «змеями») и уничтоживших языческие обряды, посвященные Бригит. Гэльские заклинания-обереги, которые произносят для защиты от змеиного укуса, имеют заметное сходство с теми, что читают индусы.

На сохранившемся до наших дней фрагменте папируса, относящегося к периоду Двенадцатой династии, написана древнеегипетская легенда об удивительной змее. Согласно описанию, это существо имело тело в пятьдесят футов длиной, покрытое золотой чешуей. Лицом его была сине-зеленая маска из лазурита с золотой бородой длиной в три фута. Когда змея двигалась, раздавался звук, похожий на раскаты грома, и земля тряслась, как во время землетрясения.

Психологические характеристики: постижение того, как уравновесить энергию чакр и обучение навыкам, необходимым в повседневной жизни.

Магические свойства: исцеляют через знание чакр.

Радужный змей

Австралия, Западная Африка и некоторые регионы Северной Америки – вот места, где живет Радужный змей. Это огромное пресмыкающееся всегда связано с созиданием и вызовом дождя.

Радужный змей известен в каждом уголке Австралии, где его зовут несколькими именами: Кариа, Муит, Вулунгу и Юлунггул. Согласно легенде аборигенов, в ранние дни сотворения земли задачей Радужного змея было создать ручьи, реки, озера и колодцы, чтобы у людей и животных была вода. Благодаря взаимодействию Юлунггула с сестрами Вавалаг также появились святые места.

Когда мы видим яркие дуги радуг, простирающиеся от одного водного источника до другого, говорят, что это Радужный змей путешествует по стране.

В гаитянской мифологии вуду, которая изначально зародилась в Африке, есть могущественное божество, имеющее облик змеи. Его называют Дамбалла. Согласно поверью, это божество часто появляется в виде огромной змеи, изгибающейся по небу. Его супруга Айида является самой радугой. Сплетаясь в виде радуги, эти существа символизируют сексуальное единство.

Радужный змей

Психологические характеристики: человек, осознающий ответственность, которую влекут за собой секс и продолжение рода.

Магические свойства: символы Радужного змея – дождь, воспроизводство, магия, жизнь, кровь.

Змеи Шебы

Древние арабские предания повествуют о необычном виде змей, называемых змеями Шебы. Считалось, что эти змеи королевского пурпурного цвета обитают в храме Луны, находящемся в Марибе, столице государства Шеба, или около него. Вместо того чтобы ползать по земле, эти змеи жили на деревьях.

О змеях Шебы сохранилось очень мало информации, но все же известно, что их считали священными. Никто не мог обижать их или причинять вред.

Психологические характеристики: тот, кто понял, что истинную силу дает духовное Древо Жизни.

Магические свойства: обучают лунной магии; способствуют работе с сильными энергиями Богини.

Китайская Белая змея

По существу, китайская Белая змея из Гангчоу была злым животным. На протяжении тысяч лет она жила в горной пещере, поклоняясь Солнцу и Луне. Ей пришлось придерживаться самых суровых ограничений, прежде чем она стала в высшей степени могущественной. Белой змее доставляло удовольствие причинять людям всевозможные бедствия и несчастья. В конце концов, она приняла облик прекрасной женщины и вышла замуж за смертного мужчину. Когда же муж, наконец, обнаружил ее истинную сущность, он отправился к ламе (настоятелю) буддийского монастыря, который с помощью своих духовных сил поймал Белую змею в маленький ящик и закопал его под Пагодой Грома и Ветра недалеко от озера Гангчоу.

Манаса-Деви, индийская богиня-змея, была столь же безжалостна, как и Белая змея, однако если люди давали ей то, что она хотела, Манаса-Деви могла проявлять щедрость.

Психологические характеристики: требовательный человек, желающий, чтобы все было так, как ему угодно.

Магические свойства: слишком опасна, чтобы вступать с ней в контакт.

Крылатая змея

Пожалуй, Крылатая змея является самой древней и наиболее часто изображаемой мифической змеей с крыльями. Аристотель писал о Крылатых змеях, обнаруженных в Индии, что это были ядовитые животные, ведущие ночной образ жизни. Виргилий, Овидий, Луканий и другие древние авторы знали и писали о Крылатых змеях, однако Геродот утверждал, что они обитали только на Аравийском полуострове. Иосиф Флавий писал, что летающие змеи часто наводняли земли, прилегающие к Нилу. Цицерон видел, как египетские ибисы убивали и поедали Крылатых змей, пришедших в Египет из Ливии.

Образы Крылатых змей часто встречаются в древнем египетском искусстве. Некоторые скульптуры изображают их с двумя или четырьмя крыльями, которые не покрыты перьями, а, скорее, напоминают крылья летучих мышей. Считалось, что эти существа охраняют деревья, из которых получали священное благовоние ладан.

Уа Зит (также известный как Иусасет, или Пер-Уатчет) была древней Змеей-Матерью Египта. Греки называли ее Буто. Часто Буто изображали с крыльями и/или с короной на голове. В мифах описывается, что она помогала Изиде защищать ее новорожденного сына Гора, положив его на плавающий остров Хемнис.

В египетском искусстве ее материальным символом является урей (кобра). «Тексты Пирамид» называют ее Небесной змеей, дающей пищу, которая дарует вечную жизнь. В арабском языке слова, означающие змею, жизнь и преподавание взаимосвязаны. Уа Зит, или Буто, крылатую кобру, часто изображают над головой или рядом с фараоном. Ее основным долгом было защищать этого правителя.

Буто (Крылатый змей)

В крипте под главным храмом египетского бога Тота в Гермополисе Великом в Верхнем Египте хранились священные магические книги Буто. Эти тексты были доступны лишь прихожанам этого храма. Более поздние народы перевели эти книги в работы Гермеса Трисмегиста и Кибалиона (не путать с еврейской каббалой). Согласно утверждениям, самая секретная часть храма Тота скрыта в подводном дворце, который охраняла бессмертная змея.

Еще одним египетским змеем, обитающим в подземном царстве, был ужасный Апеп. Каждую ночь, когда Солнце проходило через его царство, Апеп пытался проглотить его. Полагали, что этот змей живет и глубоко в Ниле, и в Пропасти (египетская преисподняя), и считали его смертельным врагом богов. У него была грубая кожа, покрытая чешуей, ядовитый укус и огненное дыхание. Апепа обычно сопровождали от пяти до пятидесяти змей, исполнявших его волю.

В египетской Книге Мертвых, помимо Апепа, есть много образов змей-демонов. Эти демоны-змеи описаны огнедышащими, иногда крылатыми, вытягивающимися вверх или стоящими на ногах и вооруженными ножами.

В средневековой алхимии Апеп стал известен как Апофис-змей, скрытый дух, который мог открыть секрет философского камня.

В других культурах также были известны гигантские змеи, способные уничтожить мир, если не держать их под контролем. Среди них были Кащей Бессмертный, обитавший в русском подземном царстве, Кощи, японский змей-дракон морских приливов и отливов; и Океанос (Океанус), греческий морской змей, обитавший в самом дальнем океане. Великим змеем, вождем зороастрийских дьяволов, часто называли Ахримана, божество культур Среднего Востока.

Мертсегер – змея-богиня египетского фиванского некрополя, защищавшая также заброшенные гробницы в Долине царей. Она изображена на рисунках в одной из этих гробниц, датируемых периодом Нового Царства (1738–1102 до о. э.).

Психологические характеристики: положительные – познание того, как освободить энергию чакр, необходимую для духовного развития. Отрицательные – намеренное или подсознательное создание тяжелой атмосферы, обычно из ревности или мести.

Магические свойства: Апеп – это темнота, бури, ночь, подземное царство, смерть. Буто – защита, укрытие от зла, обучение. Змея Тота – проводник к Тоту, его мудрости и древнему знанию. Ахриман слишком опасен, контактировать с ним не рекомендуется.

Залтыс

В странах восточной Балтии жила небольшая неядовитая змея, которую называли залтыс. Говорили, что залтыс выглядит как обычная маленькая зеленая змея, у него не было крыльев или чего-либо еще необычного. Это было маленькое неагрессивное существо, приносившее удачу. Считалось, что боги посылают его семьям. Если залтыса замечали на ферме, люди старались не обидеть его и не причинить ему вред. Они выносили молоко в блюдце и пытались заманить его жить в их доме. Считалось, что эта волшебная змейка приносит процветание и удачу.

Залтыс, подобно сторожевым псам богов, следил за моральными принципами в семье. Если члены семьи, в которой он жил, становились жадными или нарушали другие моральные нормы, маленькая змея просто неслышно ускользала прочь, забирая с собой процветание и удачу этой семьи.

Психологические характеристики: тот, кто узнал, как слова могут оказывать негативное или позитивное влияние на жизнь.

Магические свойства: принимает вид божественного стража, который может принести процветание и удачу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Змеи в мифологии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *