Засыпанные снегом ели стояли вдоль дороги

Реши орфографические и пунктуационные задачи. 1. По берегам рек т..кущих с хребтов Урала (тысяче)летиями жили мои предки. 2. Засып..нные снег..м ели стояли (в)доль дороги.

еляется правилом: Если после приставки на -з и -с следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»? 1) бесцельно 2) расходовать 3) безвкусный 4) сдача 2. В каком слове правописание приставки определяется её значе- нием: «пространственная близость к чему-либо»? 1) прелестный 2) приморский 4 3 3) пригодный 4) преогромный 3. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука? 1) сбой 2) разбег 3) простой 4) обгон 4. В каком слове правописание приставки определяется её значе- нием: «неполнота действия»? 1) привстал 2) прилив 3) приготовление 4) приколотил 5. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука? 1) исписанный 2) безбрежный 3) сдвиг 4) рассказ 6. В каком слове правописание приставки не определяется правилом: «В приставках на -з и -с перед звонкими согласными пишется буква з, а перед глухими согласными — с»? 1) раздал 2) сделал 3) рассыпал 4) беззаботный 7. В каком слове правописание приставки определяется её значе- нием: «присоединение, приближение»? 1) прикрутил 2) присел 3) придумал 4) причудливый (8 5. ЕГЭ Выполните тестовые задания. 1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) пр…льститься, пр…комичный, пр…словутый 2) ра.щелина, ра.жимать, на.хлёбывать 3) без…мянный, пред. .дущий, сверх… нтересный 4) о.точить, пре. вкушать, по твердить 2. 2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) по…тянуться, о.,дернуть, на…винуть 2) в…яве, ш…ём, р…яный 3) бе…крайний, и…кромсать, ра…топырить 4) пр…шествие, пр…ёмник, пр…весёлыйпочер 3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) пр. струнить, пр.обладающий, пр.думщица 2) .здание, и. дание, ра…жать 3) от.мённый, сверх.дейный, из.молись 4) пр.бабушка, пр.западный, недостаток 4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) па. черица, о.борный, на. менный 2) пр.зидент, пр.,нудить, приседать 3) вы…грыш, под…скать, без…нициативный 4) ра. хититель, бе. человечный, ра.транжирить (5 5. В каком ряду во всех словах пропущена о та же буква? 1) и…воротливый, бе…проволочный, ра… брасывать 2) пр…зренный, пр…ручить, пр…одеться 3) с.грать, от…скать, роз…грыш 4) спр.водить, запр.кинуть, нез.мысловатый 6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) пр…вращение, пр…вередливый, пр…гвоздить 2) двухъярусный, фортеп.янный, бул.онный 3) ра…колотить, и…царапать, бе…застенчиво 4) пед…нститут, сверх…дея, вз…мать 7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) пр…жизненный, пр… терпеть, пр…налечь 2) раз.ярённый, от.явленный, коньячный 3) и…пепелить, расставить, раскидистый 4) под…тожил, сверх.нтересный, от.граться 8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) густить, …бербанк, обезжирить 2) пр…годный, пр…брежный, на пр…пёке 3) из.гнулся, пр.дедовский, об…гнул 4) р. яно, от…явленный, неот. емлемый 9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) непр…рывно, пр…мкнуть, пр…ближаться 2) бе…болезненно, и…подтишка, ра. вилка 3) с. ёмки, в…юга, от…явленный 4) под. скать, с.грать, без.сходный

Засыпанные снегом ели стояли вдоль дороги

№1.
1) «прич.+ сущ(главное) » — письмо(какое?) написанное,
дети(какие?) заигравшиеся.

2) «прич(главное)+ сущ.» — засыпанная(чем?) песком,
сломанная(кем?) ребенком.

№ 2.
1. Желтели стены, выкрашенные масляной краской.- Стены,выкрашенные масляной краской,желтели.
2. Земля, размытая дождём, липла к сапогам. — Размытая дождем земля липла к ногам.
3. Посеребрённые инеем деревья поблёскивают на неярком зимнем солнышке.Деревья,посеребренные инеем,поблёскивают на неярком зимнем солнышке.
№ 3.
1. Около товарного поезда толпились рабочие, разгружавшие его.
2. На клумбе,засеянной цветами, выросли почему-то одуванчики.
3. Она лила теперь слёзы, приносящие облегчение.
№ 4.
1. Мы подошли к стоявшему домику на небольшой полянке. — Мы подошли к домику,стоявшему на небольшой поляне. — Мы подошли к стоявшему на небольшой поляне домику.
2. Засыпанные ели снегом стояли по краям дороги. — Засыпанные снегом ели стояли по краям дороги. — Ели,засыпанные снегом,стояли по краям дороги.
№ 5.
1. Утром выпавший снег к вечеру растаял.
2. В огромных лужах отразилось небо с плывущими по нему круглыми облаками.
3. Запах белой сирени, недавно распустившейся под нашим окном, опьянял.

Если ответ по предмету Русский язык отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Экспресс -тесты по теме «Главные члены предложения» для 8 класса.

Вложение Размер
familiya_2.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

8 КЛАСС. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ (СИС).

Задание 1. В каких предложениях сказуемое является СИС?

  1. Изба паромщика стояла брошенная, нежилая.
  2. Губы были как деревянные, но тут сложились наконец в улыбку, тоже довольно деревянную.
  3. Старинный степной этот городок был точно наново заселён, заново выстроен…
  4. Пресный запах чернозёма живителен и сладок.
  5. Широкие, как ворота, двери казармы распахнулись настежь.
  6. Отец его вёл странный образ жизни.
  7. К счастью для Мити, его бабушка была грамотной.
  8. Флаг на кирхе стал красным, как раскалённое железо.
  9. Только немногие из этих молодых деревцев остаются в живых.

Задание 2. Сказуемым в предложении Ели, засыпанные снегом, стояли как алебастровые и сменяли цвета от розового до голубого является:

а) Стояли как алебастровые в) Стояли и сменяли

б) Стояли г) Стояли как алебастровые и сменяли.

8 КЛАСС. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ (СИС).

Задание 1. В каких предложениях сказуемое является СИС?

  1. Изба паромщика стояла брошенная, нежилая.
  2. Губы были как деревянные, но тут сложились наконец в улыбку, тоже довольно деревянную.
  3. Старинный степной этот городок был точно наново заселён, заново выстроен…
  4. Пресный запах чернозёма живителен и сладок.
  5. Широкие, как ворота, двери казармы распахнулись настежь.
  6. Отец его вёл странный образ жизни.
  7. К счастью для Мити, его бабушка была грамотной.
  8. Флаг на кирхе стал красным, как раскалённое железо.
  9. Только немногие из этих молодых деревцев остаются в живых.

Задание 2. Сказуемым в предложении Ели, засыпанные снегом, стояли как алебастровые и сменяли цвета от розового до голубого является:

а) Стояли как алебастровые в) Стояли и сменяли

б) Стояли г) Стояли как алебастровые и сменяли.

8 КЛАСС. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.

Задание 1. Поставьте, где это необходимо, тире между подлежащим и сказуемым:

  1. Неужели, думал я, моё единственное назначение на земле разрушать чужие надежды?
  2. Первое моё удовольствие подчинять моей воле всё, что меня окружает.
  3. Ты знаешь, что я твоя раба.
  4. Шушу старый заброшенный посёлок, каких немало встречается в северных лесах.
  5. Витька первая мальчишеская преданность, Вера, как говорят, первая любовь…
  6. Жизнь обман с чарующей тоскою…
  7. Идеи создания органические…
  8. Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии…
  9. Безумство храбрых вот мудрость жизни.

Задание 2. Поставьте, где надо, тире в пословицы:

  1. Жена ___ не коза, дети ___ не пчёлы.
  2. Жениться __ не лапоть надеть.
  3. Дурак __ опаснее врага.
  4. Дом без хозяина __ сиротинка.
  5. Детей учить __ не лясы точить.
  6. Гулять смолоду __ помирать под старость с голоду.
  7. Голод __ не тётка, а брюхо __ не лукошко.

8 КЛАСС. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.

Задание 1. Поставьте, где это необходимо, тире между подлежащим и сказуемым:

  1. Неужели, думал я, моё единственное назначение на земле разрушать чужие надежды?
  2. Первое моё удовольствие подчинять моей воле всё, что меня окружает.
  3. Ты знаешь, что я твоя раба.
  4. Шушу старый заброшенный посёлок, каких немало встречается в северных лесах.
  5. Витька первая мальчишеская преданность, Вера, как говорят, первая любовь…
  6. Жизнь обман с чарующей тоскою…
  7. Идеи создания органические…
  8. Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии…
  9. Безумство храбрых вот мудрость жизни.

Задание 2. Поставьте, где надо, тире в пословицы:

  1. Жена ___ не коза, дети ___ не пчёлы.
  2. Жениться __ не лапоть надеть.
  3. Дурак __ опаснее врага.
  4. Дом без хозяина __ сиротинка.
  5. Детей учить __ не лясы точить.
  6. Гулять смолоду __ помирать под старость с голоду.
  7. Голод __ не тётка, а брюхо __ не лукошко.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий контроль в двух вариантах.

Однородные члены предложения — одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса — однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е.

Закрепление изученного материала.

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными.

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: — закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл.

Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, «Школа 2100».

Выделите окончания имён существительных в Творительном падеже. Наступила настоящая зима. Земля был покрыта белоснежным ковром. Берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. Ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплою шубу.

ЗА­ДА­НИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С РАЗ­НЫ­МИ ВИ­ДА­МИ СВЯЗИ

В за­да­нии 20 уча­щи­е­ся долж­ны уметь рас­став­лять знаки пре­пи­на­ния в слож­ном пред­ло­же­нии, со­сто­я­щем из 3-5 про­стых.

Это слож­ней­шее за­да­ние про­ве­ря­ет уме­ние вы­пуск­ни­ка при­ме­нять на прак­ти­ке сле­ду­ю­щие зна­ния:

1) на уров­не про­сто­го пред­ло­же­ния:

— по­ни­ма­ние, того, что пред­ло­же­ния без ос­но­вы не бы­ва­ет;

— зна­ние осо­бен­но­стей ос­но­вы од­но­со­став­ных пред­ло­же­ний (без­лич­ных и др.)

— по­ни­ма­ние того, что в про­стом пред­ло­же­нии могут быть од­но­род­ные ска­зу­е­мые и под­ле­жа­щие, знаки пре­пи­на­ния между ко­то­ры­ми ста­вят­ся по пра­ви­лам од­но­род­ных чле­нов.

2) на уров­не слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния:

— уме­ние опре­де­лять глав­ное и при­да­точ­ное в со­ста­ве СПП по во­про­су;

— уме­ние ви­деть союзы (со­юз­ные слова) в при­да­точ­ном пред­ло­же­нии;

— уме­ние ви­деть ука­за­тель­ные слова в глав­ном

— уме­ние ви­деть од­но­род­ные при­да­точ­ные, при ко­то­рых знаки пре­пи­на­ния ста­вят­ся так, как и од­но­род­ных чле­нах.

3) на уров­не слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния:

— уме­ние ви­деть части ССП и раз­де­лять их за­пя­той. Об­ще­го вто­ро­сте­пен­но­го члена в этом за­да­нии не бы­ва­ет.

4) на уров­не всего пред­ло­же­ния в целом:

— уме­ние ви­деть те места в пред­ло­же­нии, в ко­то­рых встре­ти­лись два союза: может быть рядом два под­чи­ни­тель­ных или со­чи­ни­тель­ный и под­чи­ни­тель­ный.

Соберём все ба­зо­вые пунк­ту­а­ци­он­ные пра­ви­ла, важ­ные при вы­пол­не­ния за­да­ния и про­ну­ме­ру­ем их для удоб­ства.

БП 1

За­пя­тая не ста­вит­ся при од­но­род­ных чле­нах, со­единённых не­по­вто­ря­ю­щим­ся со­ю­зом И/ИЛИ

Де­ре­вья скри­пят и сто­нут. Хо­зя­е­ва уго­ща­ли нас щами да ржа­ны­ми лепёшками.

БП 2

За­пя­тая ста­вит­ся при од­но­род­ных чле­нах, со­единённых со­ю­за­ми А /НО

Уче­ник пишет быст­ро, но не­ак­ку­рат­но. Малыш уже не хны­кал, а пла­кал на­взрыд.

БП 3

Про­стые пред­ло­же­ния, вхо­дя­щие в со­став слож­но­со­чинённых, от­де­ля­ют­ся друг от друга за­пя­ты­ми:

Ше­ле­стят зелёные серёжки, и горят се­реб­ря­ные росы.

По ночам в го­ро­де стало тем­нее, а днём пахло огур­ца­ми и бен­зи­но­вым дым­ком.

БП4

При­да­точ­ные пред­ло­же­ния от­де­ля­ют­ся от глав­но­го за­пя­ты­ми. Если при­да­точ­ное стоит в се­ре­ди­не глав­но­го, оно вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми с обеих сто­рон.

(Если б вме­сто На­деж­ды был у меня сын),при каком усло­вии , о чём?(что будет со мною nод ста­рость).

БП 5

При по­сле­до­ва­тель­ном под­чи­не­нии могут ока­зать­ся рядом под­чи­ни­тель­ные союзы или со­юз­ные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КО­ТО­РЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом слу­чае за­пя­тая не ста­вит­ся, если после при­да­точ­но­го 2 сте­пе­ни идёт вто­рая часть союза (то или так), на­при­мер:

, (что (если умрёт ве­ко­вая сосна), то не­ку­да ей упасть).

Срав­ни­те:

, (что, (если умрёт ве­ко­вая сосна), не­ку­да ей упасть).

БП 6

Если в слож­ном пред­ло­же­нии рядом ока­за­лись со­чи­ни­тель­ный и под­чи­ни­тель­ный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно вы­яс­нить, нет ли после при­да­точ­ной части со­от­но­си­тель­ных слов ТО, ТАК или еще од­но­го со­чи­ни­тель­но­го союза (А, НО, ОД­НА­КО и др.). За­пя­тая ста­вит­ся толь­ко тогда, когда эти слова после при­да­точ­ной части от­сут­ству­ют. На­при­мер:

, и, (как толь­ко пуб­ли­ка уви­де­ла сво­е­го лю­бим­ца),

Срав­ни­те:

, и (как толь­ко пуб­ли­ка уви­де­ла сво­е­го лю­бим­ца), так театр за­дро­жал от ру­ко­плес­ка­ний и вос­тор­жен­ных кри­ков].

, и, (хотя слова ее были при­выч­ны­ми для Са­бу­ро­ва), .

, и (хотя слова ее были при­выч­ны­ми для Са­бу­ро­ва), но .

Как видно, пра­ви­ла 5 и 6 очень по­хо­жи: вы­би­ра­ем—либо пи­сать ТО (НО…), либо ста­вить за­пя­тую.

Рас­смот­рим пред­ло­же­ния из базы РЕ­ШУ­ЕГЭ и ал­го­ритм ра­бо­ты над пред­ло­же­ни­ем.

(1) что?(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)( 4)когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём?(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Вы­де­ля­ем ос­но­вы.

1- Утвер­жда­ют (од­но­со­став­ное, ска­зу­е­мое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы уви­де­ли

4- сами убе­ди­лись

5- правы оче­вид­цы

2. Вы­де­ля­ем союзы и со­от­но­си­тель­ные слова. Об­ра­ща­ем вни­ма­ние, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. По­ме­ча­ем при­да­точ­ные пред­ло­же­ния: все пред­ло­же­ния, в ко­то­рых есть под­чи­ни­тель­ные союзы, берём в круг­лые скоб­ки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Уста­нав­ли­ва­ем, к каким глав­ным от­но­сят­ся при­да­точ­ные. Для этого ста­вим во­про­сы от глав­ных к пред­по­ла­га­е­мым при­да­точ­ным.

что?(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 ком­по­нент най­ден. За­пя­тая 1 ста­вит­ся по пра­ви­лу 4 , (что— = и = ).

Оста­лись два при­да­точ­ные и одно без под­чи­ни­тель­но­го союза. Про­ве­ря­ем, можно ли от него по­ста­вить во­про­сы.

когда?(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

в чём?(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Вто­рой ком­по­нент най­ден. За­пя­тые 4 и 5 ста­вят­ся по пра­ви­лу 4.

(когда — = ), , (на­сколь­ко — = ) Два раз­ных при­да­точ­ных к од­но­му глав­но­му, при­да­точ­ное вре­ме­ни очень часто стоит ПЕРЕД глав­ным.

Серая Шейка

Серая шейка


Кадр из мультфильма «Серая шейка»
(СССР, 1948 год).

Другие названия

англ. «Little Gray Neck»

Тип мультфильма

рисованный

Жанр

сказка

Режиссёр

Леонид Амальрик,
Владимир Полковников

На основе

одноимённого рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка

Автор сценария

Георгий Берёзко

Художник-постановщик

Александр Трусов

Роли озвучивали

Фёдор Курихин,
Виктория Иванова,
Владимир Попов,
Валентина Телегина

Композитор

Юрий Никольский

Мультипликаторы

Надежда Привалова,
Фёдор Хитрук,
Александр Беляков,
Фаина Епифанова,
Лидия Резцова,
Роман Давыдов,
Борис Степанцев

Оператор

Николай Воинов

Звукооператор

С. Ренский

Студия

«Союзмультфильм»

Страна

СССР

Язык

русский

Длительность

20 мин. 3 сек.

Премьера

1948 год

IMDb

ID 1794948

BCdb

Аниматор.ру

ID 2974

«Се́рая ше́йка» — советский рисованный мультипликационный фильм, снятый по мотивам одноимённого рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка в 1948 году на киностудии «Союзмультфильм». Режиссёры Леонид Амальрик и Владимир Полковников, объединённые схожими творческими стремлениями, при работе над мультфильмом нашли собственный стиль.

Серая шейка

Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далекий путь и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст… Сколько бедных птиц дорогой выбьется из сил, сколько погибнет от разных случайностей, – вообще, было о чем серьезно подумать.

Серьезная, большая птица – лебеди, гуси и утки собирались в дорогу с важным видом, сознавая всю трудность предстоящего подвига; а более всех шумели, суетились и хлопотали маленькие птички – кулички-песочники, кулички-плавунчики, чернозобики, черныши, зуйки. Они давно уж собирались стайками и переносились с одного берега на другой, по отмелям и болотам с такой быстротой, точно кто бросил горсть гороху. У маленьких птичек была такая большая работа…
Лес стоял темный и молчаливый, потому что главные певцы улетели, не дожидаясь холода.

– И куда эта мелочь торопится! – ворчал старый Селезень, не любивший себя беспокоить. – В свое время все улетим… Не понимаю, о чем тут беспокоиться.

– Ты всегда был лентяем, поэтому тебе и неприятно смотреть на чужие хлопоты, – объяснила его жена, старая Утка.

– Я был лентяем? Ты просто несправедлива ко мне, и больше ничего. Может быть, я побольше всех забочусь, а только не показываю вида. Толку от этого немного, если буду бегать с утра до ночи по берегу, кричать, мешать другим, надоедать всем.

Утка вообще была не совсем довольна своим супругом, а теперь окончательно рассердилась:

– Ты посмотри на других-то, лентяй! Вон наши соседи, гуси или лебеди, – любо на них посмотреть. Живут душа в душу… Небось лебедь или гусь не бросит своего гнезда и всегда – впереди выводка. Да, да… А тебе до детей и дела нет. Только и думаешь о себе, чтобы набить зоб. Лентяй, одним словом… Смотреть-то на тебя даже противно!

– Не ворчи, старуха!.. Ведь я ничего не говорю, что у тебя такой неприятный характер. У всякого есть свои недостатки… Я не виноват, что гусь – глупая птица и поэтому нянчится со своим выводком. Вообще мое правило – не вмешиваться в чужие дела. Зачем? Пусть всякий живет по-своему.

Селезень любил серьезные рассуждения, причем оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умен и всегда лучше всех. Утка давно к этому привыкла, а сейчас волновалась по совершенно особенному случаю.

– Какой ты отец? – накинулась она на мужа. – Отцы заботятся о детях, а тебе – хоть трава не расти!..

– Ты это о Серой Шейке говоришь? Что же я могу поделать, если она не может летать? Я не виноват…

Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло еще весной, когда подкралась к выводку Лиса и схватила утенка. Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утенка; но одно крылышко оказалось сломанным.

– Даже и подумать страшно, как мы покинем здесь Серую. Шейку одну, – повторяла утка со слезами. – Все улетят, а она останется одна-одинешенька. Да, совсем одна… Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мерзнуть… Ведь она наша дочь, и как я ее люблю, мою Серую Шейку! Знаешь, старик, останусь-ка я с ней зимовать здесь вместе…

– А другие дети?

– Те здоровы, обойдутся и без меня.

Селезень всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке. Конечно, он тоже любил ее, но зачем же напрасно тревожить себя? Ну, останется, ну, замерзнет, – жаль, конечно, а все-таки ничего не поделаешь. Наконец, нужно подумать и о других детях. Жена вечно волнуется, а нужно смотреть на вещи просто. Селезень про себя жалел жену, но не понимал в полной мере ее материнского горя. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, – ведь все равно она должна погибнуть зимою.

Старая Утка, ввиду близившейся разлуки, относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедная Серая Шейка еще не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что ее братья и сестры так весело собираются к отлету, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы.

– Ведь вы весной вернетесь? – спрашивала Серая Шейка У матери.

– Да, да, вернемся, моя дорогая… И опять будем жить все вместе.

Для утешения начинавшей задумываться Серой Шейки мать рассказала ей несколько таких же случаев, когда утки оставались на зиму. Она была лично знакома с двумя такими парами.

– Как-нибудь, милая, перебьешься, – успокаивала старая Утка. – Сначала поскучаешь, а потом привыкнешь. Если бы можно было тебя перенести на теплый ключ, что и зимой не замерзает, – совсем было бы хорошо. Это недалеко отсюда… Впрочем, что же и говорить-то попусту, всё равно нам не перенести тебя туда!

– Я буду всё время думать о вас… – повторяла бедная Серая Шейка. – Всё буду думать: где вы, что вы делаете, весело ли вам… Всё равно и будет, точно и я с вами вместе.

Старой Утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Она старалась казаться веселой и плакала потихоньку ото всех. Ах, как ей было жаль милой, бедненькой Серой Шейки!.. Других детей она теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и ей казалось, что она даже совсем их не любит.

А как быстро летело время! Был уже целый ряд холодных утренников, от инея пожелтели березки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и самая река казалась больше, потому что берега оголились, – береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь.

Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелетной птицы…

Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начинали промерзать. Дольше всех оставались водоплавающие. Серую Шейку больше всего огорчал перелет журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали ее с собой. У нее в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия, и она долго провожала глазами уносившуюся в небе журавлиную стаю.

«Как им, должно быть, хорошо!» – думала Серая Шейка.

Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету. Отдельные гнезда соединялись в большие стаи. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодежь с веселым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далекого перелета. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом – всех вместе. Сколько было крика, молодого веселья и радости…

Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для нее составляла всё.

– Нужно отправляться… пора! – говорили старики вожаки. – Что нам здесь ждать?

А время летело, быстро летело… Наступил и роковой день. Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке. Это было ранним осенним утром, когда вода еще была покрыта густым туманом. Утиный косяк сбился из трехсот штук. Слышно было только кряканье главных вожаков.

Старая Утка не спала всю ночь – это была последняя ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой.

– Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, – советовала она. – Там вода не замерзнет целую зиму…

Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая…

Да все были так заняты общим отлетом, что на нее никто не обращал внимания. У старой Утки всё сердце изболелось за бедную Серую Шейку. Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети и нужно лететь вместе с косяком?..

– Ну, трогай! – громко скомандовал главный вожак, и стая поднялась разом вверх.

Серая Шейка осталась на реке одна и долго провожала глазами улетевший косяк. Сначала все летели одной живой кучей, а потом вытянулись в правильный треугольник и скрылись.

«Неужели я совсем одна? – думала Серая Шейка, заливаясь слезами. – Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса меня съела…»

Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое – и никакого жилья кругом. По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло, лед таял.

«Неужели вся река замерзнет?» – думала Серая Шейка с ужасом.

Скучно ей было одной, и она всё думала про своих улетевших братьев и сестер. Где-то они сейчас? Благополучно ли долетели? Вспоминают ли про нее? Времени было достаточно, чтобы подумать обо всем. Узнала она и одиночество. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где посвистывали рябчики, прыгали белки и зайцы.

Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем выкатил Заяц.

– Ах, как ты меня напугала, глупая! – проговорил Заяц, немного успокоившись. – Душа в пятки ушла… И зачем ты толчешься здесь? Ведь все утки давно улетели…

– Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была еще совсем маленькой…

– Уж эта мне Лиса!.. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается… Ты берегись ее, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает…

Они познакомились. Заяц был такой же беззащитный, как и Серая Шейка, и спасал свою жизнь постоянным бегством.

– Если бы мне крылья, как птице, так я бы, кажется, никого на свете не боялся!.. У тебя вот хоть и крыльев нет, так зато ты плавать умеешь, а не то возьмешь и нырнешь в воду, – говорил он. – А я постоянно дрожу со страху… У меня – кругом враги. Летом еще можно спрятаться куда-нибудь, а зимой всё видно.
Скоро выпал и первый снег, а река всё еще не поддавалась холоду. Всё, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные, звездные ночи, когда всё затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную.

Так и случилось. Была тихая-тихая, звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал всё своим трепетным, искрившимся светом. Бурлившая днем, горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.
Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен.

Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса – это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло.

– А, старая знакомая, здравствуй! – ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу. – Давненько не видались… Поздравляю с зимой.

– Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать, – ответила Серая Шейка.

– Это за мою-то ласку! Хороша же ты, нечего сказать!.. А впрочем, про меня много лишнего говорят. Сами наделают что-нибудь, а потом на меня и свалят… Пока – до свиданья!

Когда Лиса убралась, приковылял Заяц и сказал:

– Берегись, Серая Шейка: она опять придет.

И Серая Шейка тоже начала бояться, как боялся Заяц. Бедная даже не могла любоваться творившимися кругом нее чудесами. Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу.

Да, чудно хорошо было кругом! А бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота – не для нее, и трепетала при одной мысли, что ее полынья вот-вот замерзнет и ей некуда будет деться. Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:

– Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда, а не хочешь, так я и сама к тебе приду… Я не спесива…

И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце. Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок. Она положила голову на передние лапки, облизнулась и проговорила:

– Какая ты глупая, уточка… Вылезай на лед! А впрочем, до свиданья! Я тороплюсь по своим делам…

Лиса начала приходить каждый день – проведать, не застыла лп полынья. Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно, в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю. Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду, а Лиса сидела и зло посмеивалась над ней:

– Ничего, ныряй, а я тебя всё равно съем… Выходи лучше сама.

Заяц видел с берега, что проделывала Лиса, и возмущался всем своим заячьим сердцем:

– Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…

По всей вероятности, Лиса и съела бы Серую Шейку, когда полынья замерзла бы совсем, но случилось иначе. Заяц всё видел своими собственными косыми глазами.

Дело было утром. Заяц выскочил из своего логовища покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, и зайцы грелись, доколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а все-таки весело.

– Братцы, берегись! – крикнул кто-то.

Действительно, опасность была на носу. На опушке леса стоял сгорбленный старичок охотник, который подкрался на лыжах совершенно неслышно и высматривал, которого бы зайца застрелить.

«Эх, теплая старухе шуба будет!» – соображал он, выбирая самого крупного зайца.
Он даже прицелился из ружья, но зайцы его заметили и кинулись в лес как сумасшедшие.

– Ах, лукавцы! – рассердился старичок. – Вот ужо я вас… Того не понимают, глупые, что нельзя старухе без шубы. Не мерзнуть же ей… А вы Акинтича не обманете, сколько ни бегайте. Акинтич-то похитрее будет… А старуха Акинтичу вон как наказывала: «Ты смотри, старик, без шубы не приходи!» А вы – бегать…
Старичок пустился разыскивать зайцев по следам, но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Старичок порядком измучился, обругал лукавых зайцев и присел на берегу реки отдохнуть.

– Эх, старуха, старуха, убежала наша шуба! – думал он вслух.– Ну, вот отдохну и пойду искать другую.

Сидит старичок, горюет, а тут, глядь, – Лиса по реке ползет, – так и ползет, точно кошка.

– Ге, ге, вот так штука! – обрадовался старичок. – К старухиной-то шубе воротник сам ползет… Видно, пить захотела, а то, может, и рыбки вздумала половить.

Лиса действительно подползла к самой полынье, в которой плавала Серая Шейка, и улеглась на льду. Стариковские глаза видели плохо и из-за Лисы не замечали утки.

«Надо так ее застрелить, чтобы воротника не испортить, – соображал старик, прицеливаясь в Лису. – А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется… Тоже своя сноровка везде надобна, а без снасти и клопа не убьешь».

Старичок долго прицеливался, выбирая место в будущем воротнике. Наконец грянул выстрел. Сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось на льду,– и со всех ног кинулся к полынье. По дороге он два раза упал, а когда добежал до полыньи, только руками развел: воротника как не бывало, а в полынье плавала одна перепуганная Серая Шейка.

– Вот так штука! – ахнул старичок, разводя руками. – В первый раз вижу, как Лиса в утку обратилась… Ну и хитёр зверь!

– Дедушка, Лиса убежала, – объяснила Серая Шейка.

– Убежала? Вот тебе, старуха, и воротник к шубе… Что же я теперь буду делать, а? Ну, и грех вышел… А ты, глупая, зачем тут плаваешь?

– А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено…

– Ах, глупая, глупая!.. Да ведь ты замерзнешь тут или Лиса тебя съест… Да…
Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил:

– А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются… А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Так я говорю? Вот то-то, глупая…

Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху.

«А старухе я ничего не скажу, – соображал он, направляясь домой. – Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное – внучки вот как обрадуются…»

Зайцы всё это видели и весело смеялись. Ничего, старуха и без шубы на печке не замерзнет.

Засыпанные снегом ели стояли вдоль дороги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *