Волк с языком

Существует ли свой язык у волков?

Но до недавнего еще времени ученые затруднялись говорить о том, есть ли свой язык у волков. Сложность была в том, что практически все хищные звери «молчаливы». И лишь в некоторых редких случаях они могут подать голос.

Волки четко соблюдают принцип субординации. Это хорошо видно даже в зоопарках, когда волк-самец коротким тихим рыком дает приказ волчице не мешать спать. Волчата легко усваивают нюансы в голосе родителей и не осмеливаются ослушаться. Но тут, возможно, просто многовековые инстинкты, отработанные до мелочей. В конце концов, собака тоже применяет «воспитание» по методике гав-гав по отношению к щенкам. Но значит ли это, что она им что-то «говорит»? Нет, конечно. Собака-мама просто рычанием или лаем обращает внимание щенят на свое недовольство. А уж они сами должны понять причину ее недовольства. «Смыслового» какого-либо значения в лае собаки тут нет. Парадокс? Странно, конечно, что собаки, имея в прародителях волка, утеряли способность к внутривидовому «смысловому» голосовому общению.

Собака тоже, как и волк, порой может выть. Но вой у собаки — просто вой. И ничего более. Другое дело волк. Он воем может многое о себе «сказать». Опытные охотники-волчатники по вою знают, один он или в паре с волчицей, устал или полон сил, сыт или голоден, возвращается с охоты или только идет на нее… И вся эта «информация» предназначена вовсе не для ушей охотников, а для сородичей. Даже если волк воет на Луну, это вовсе не от скуки или жалости к самому себе (странно звучит, правда?), а оттого, что он чувствует тревогу.

Яркая Луна мешает удачной охоте. Волк это понимает. Но охотиться надо — иначе протянешь ноги. Приходится идти на риск. И чтобы запутать возможных охотников, волк воем вызывает на охоту сородичей — чем больше следов будет на снегу, тем проще уйти от погони. Это — одно из объяснений, почему волки воют на Луну.

Есть и другое объяснение, но оно менее убедительно. Речь о солнечном затмении. Дескать, волки воют на Луну от страха, воспринимая яркое ночное светило за Солнце, которое вот-вот выйдет из тени Земли и тогда все станет видно, как на ладони. Однако, каким бы умным ни был волк, логически анализировать и сопоставлять события он не может. Иначе бы не метался перед красными флажками на протянутой веревке, боясь их перепрыгнуть.

Охотники-волчатники прекрасно разбираются в языке серых хищников. Доказано, что матерый волк и молодой воют по-разному. Хорошо известно, что матерый волк, услышав вой молодого, прекращает выть и быстро идет на сближение с ним, чтобы прогнать со своей территории. Срабатывает инстинкт соперничества. Охотники этим пользуются и таким манером (копируя вой молодого волка) подманивают на выстрел матерого. Но далеко не каждый матерый волк попадается на этом. В чем тогда дело?

В том, что в вое молодого волка должна быть и некая «смысловая» информация — она в продолжительности воя, в тональности, в громкости. В разных местностях волки по-разному воют. Это примерно так, как курский и, скажем, рязанский соловей в пении — «коленца» выщелкивают различно. Так и у волков есть особенные «территориальные» нюансы в вое. Были попытки «внедрения» чужих волков в стаю с целью освежения крови. Все они закончились печально — стая не приняла чужаков, «говорящих» на своем «диалекте».

Охотники убеждены в том, что у волков есть свой, волчий, язык для общения. Ученые тоже постепенно склоняются к этому мнению. Но сложность пока в том, что в зоопарке волк никогда не станет выть. А в природных условиях записать с микрофона все многообразие оттенков волчьего воя и расшифровать «смысловое» значение — намного труднее, чем-то же самое сделать в бассейне с дельфинами.

Теги: исследования, волк, интересный факт, природа

Исследовательский проект

Всероссийская конференция учащихся

НАПРАВЛЕНИЕ: ЛИНГВИСТИКА.

ТЕМА: «ПОРТРЕТ СЛОВА «ВОЛК» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Опалева Вероника и Колганова Арина

МБОУ СОШ №6 им.А.С.Пушкина

5 класс

Научный руководитель:

Еловая Ольга Александровна учитель русского языка и литературы

г.Калуга, 2014 год

1.введение…………………………………………………………………………………………………………2

2.глава I. Этнографическая страница………………………………………………………………..3

Фразеологическая страница……………………………………………………………………………..7

Литературная страница……………………………………………………………………………………..9

Страница сочетаемости……………………………………………………………………………………14

Этимологическая страница………………………………………………………………………………15

3. Выводы…………………………………………………………………………………………………………16

4.литература……………………………………………………………………………………………………17

5.Приложение…………………………………………………………………………………………………..18

Название проекта : «Проект одного слова».

Тип проекта: исследовательский, групповой, межпредметный .

Цель проекта: используя словари, научо-популярную литературу и др. источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова волк в русском языке , фольклоре и литературе.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать дефиниции слова волк в основных толковых словарях русского языка;

  2. Изучить употребление слова волк в русских фразеологизмах , пословицах и поговорках;

  3. Проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом волк;

  4. Рассмотреть особенности сочетаемости слова волк;

  5. Описать некоторые особенности употребления слова волк в фольклоре и художественной литературе.

  6. Аннотация проекта.

Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры в современной лингвистики такой подход связан с анализом концептов. Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками лингвистического анализа , учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и др. источников. А главное – знакомятся с историей русской культуры.

  1. Предполагаемый продукт проекта: мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова волк.

Этнографическая страница

Лексикографическая страница

Этимологическая страница

Словообразовательная страница

Фразеологическая страница

Искусствоведческая страница

  1. Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключенный к сети Интернет, энциклопедические словари, основные словари русского языка(толковые, фразеологические, словообразовательные, этимологические), проекционная аппаратура для презентации

Этнографическая страница

Волк в народных верованиях.

В., по толкованию мифологической школы, олицетворяет собой нечистую силу ночного мрака, потемняющих небо туч и земных туманов. По Афанасьеву, это представление стоит в ближайшей связи с представлением о благодатных небесных тучах в виде стад: как земные стада имеют врага в волке, так и небесные стада должны были иметь своих мифических волков. В Кормчей книге говорится, что волкодлаки съедают солнце и луну: это как бы соответствует тому, что тучи закрывают небесные светила перед глазами людей. Зима называется волчьим временем, а у болгар время от Рождества до Крещения — «волчьими праздниками», в продолжение которых женщины не прядут, не ткут и не шьют одежд, потому что того, кто наденет на себя платье, сработанное в эти дни, разорвут волки. По русскому поверью, В. находится в распоряжении св. Георгия Храброго, который рассылает волков во все стороны света и каждого научает, чем ему пропитаться; если кого обречет св. Георгий на съедение волкам, того уже никто спасти не может; в Малороссии волка называют «Юрова собака»; у хорутан существует сходное предание, но там вместо св. Георгия является просто волчий пастух. По Афанасьеву, и здесь волк имеет мифологическое значение, а св. Георгий заступает место бога-громовника. Около дня Рождества древние латыши, при особенных языческих церемониях, жертвовали волкам козу, с целью отвращения вреда от скота; по Эйнгорну, здесь В. отождествляется с лешим.

Волк играет видную роль в народно-медицинских суевериях. Так, в Малороссии волчий зуб вешают детям на шею для облегчения зуборащения, а во Франции для этой же цели надевают еще башмаки из волчьей кожи. В Бельгии, в окрестностях Люттиха, во время желудочных болей кладут на живот кожу с груди волчонка, а экскременты В. считаются лучшим э

ВОЛК

В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ В. был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий Северо-Западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени, а иногда и его близнеца (см. Близнечные мифы) волчицей (ср. римскую легенду о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема, древнеиранскую легенду о волчице, вскормившей Кира, рассказ китайской хроники 7 в. о предках тюрок, истреблённых врагами, кроме одного мальчика, которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой и родившая ему десять сыновей; аналогичное предание о волке-прародителе существовало также и у монголов). Тотемические истоки подобных мифов особенно отчётливы в типологически сходном предании рода кагвантанов у североамериканского индейского племени тлинкитов. По этой легенде, один из предков рода встретил волка, подружившегося с ним и обещавшего его осчастливить, после чего род стал считать волка своим тотемом. У индейского племени нутка существовал миф, согласно которому волки украли сына вождя. В подобных мифах предок — вождь племени выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка (греч. Долон, ср. также слав. Змей Огненный Волк), что связывается с представлениями (проявляющимися и в фольклорной традиции) об оборотнях типа славянских и балканских волкодлаков (вурдалаков), литовских вилктаков и др. Герой-родоначальник, вождь племени или дружины называется иногда волком (осет. Wǽrxǽg родоначальник нартов) или имеющим «голову волка» (ср. прозвище грузинского царя Вахтанга I Горгослани, от перс. gurgsâr, букв. «волкоглавый») или «тело (живот) волка» (герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата» Бхима; имена с тем же значением даются членам рода В. у тлинкитов-кагвантанов).
В качестве бога войны В. выступал, в частности, в индоевропейских мифологических традициях, что отразилось в той роли, которая отводилась волку в культе Марса в Риме и в представлении о двух В. (Geri и Freki), сопровождавших германского бога войны Одина в качестве его «псов» (аналогичное представление отмечено также в грузинской мифологии). Соответственно и сами воины или члены племени представлялись в виде волков или именовались волками (в хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях) и часто наряжались в волчьи шкуры (древние германцы, в частности готы, во время праздника, о котором сообщают византийские источники). Согласно хеттскому тексту обращения царя Хаттусилиса I (17 в. до н. э.) к войску, его воины должны быть едины, как «род» «волка» (хетт. uetna — родственно др.-исл. vitnir «волк», укр. вiщун, «волк-оборотень»). Аналогичное представление о волчьей стае как символе единой дружины известно на Кавказе у сванов. Богам войны (в частности, Одину) приносили в жертву волков, собак, а также людей, «ставших волками» (согласно общеиндоевропейскому представлению, человек, совершивший тягостное преступление, становится волком); формула засвидетельствована по отношению к преступнику-изгою в хеттских законах, древнегерманских юридических текстах, а также у Платона (ср. др.-исл. vargr, «волк-изгой», хетт. hurkilaš, «человек тягостного преступления»).
Связь мифологического символа В. с нижним миром, миром мёртвых характерна для мифологии индейцев-алгонкинов, согласно которой В. — брат Манабозо (На-на-буша) провалился в нижний мир, утонул и после воскрешения стал хозяином царства мёртвых. В «Эдде» конец мира вызван чудовищным В., сорвавшимся с цепи (ср. мифы о чудовищных псах в мифологии народов Центральной Евразии).
У восточных палеоазиатов (камчадалов, коряков) сохранялся «волчий праздник», совершавшийся в связи с охотой на волка и представлявший собой обрядовое соответствие мифам о В. Ритуал переодевания в волчьи шкуры или хождение с чучелом волка у многих народов Европы (в т. ч. у южных и западных славян) приурочивался к осенне-зимнему сезону (ср. чеш. vlèi mĕsíc, латыш. vilka mçnesis — названия декабря — букв. «волчий месяц», а также аналогичные названия в других европейских традициях).
Представление о превращении человека в волка, выступающего одновременно в роли жертвы (изгоя, преследуемого) и хищника (убийцы, преследователя), объединяет многие мифы о В. и соответствующие обряды, а также т. н. комплекс «человека-волка», изученный 3. Фрейдом и его последователями и воплощённый в художественной форме Г. Хессе в романе «Степной волк».
Для всех мифов о В. характерно сближение его с мифологическим псом.

Фразеологическая страница

В русском языке много устойчивых выражений со словами волк. Волк — безусловный символ злобы, серости и силы в народном творчестве. Да, волк опасен, но, зачастую, народная молва его обвиняет в чужих, совсем не волчьих, грехах. «На волка слава, а овец таскает Савва» — нечистые на руку пастухи частенько приписывали волкам собственные преступления. Да и степень опасности от этих зверей сейчас во многом определяется человеком — охотники настолько повывели да постреляли всякую лесную живность, что голодным волкам приходится охотиться в более обжитых местах, где неминуем конфликт с человеком.

В представлении русского народного творчества волк обладает самыми разными качествами характера: он и злой, и жестокий, может быть и мудрым, и глупым. В русских волшебных сказках волк, как и у многих других славянских народов, наделен мудростью, говорит человеческим голосом и помогает герою преодолеть любые препятствия и расстояния, быстрее ветра перенося героя с одной на другую сторону света («Иван-царевич и серый волк»). В сказках о животных волк или глупый и жадный (его легко обманывает хитрая лиса, ловят и бьют охотники), или злой и хитрый, пытающийся обмануть и съесть маленьких козлят(«Волк и семеро козлят»). Присуща русскому фольклору и вечная библейская тема «волки и овцы», как тема борьбы добра и зла, правды и лжи.

Постоянный эпитет, который связан с волком в русском фольклоре, — серый волк. Иногда волка называют просто серым.

Слово волк в русском языке входит в устойчивые сравнения, например, злой как волк или голодный как волк.

Внешний вид волка, его взгляд, голос находят отражение в ряде фразеологизмов: волчий взгляд — говорят о человеке со злым взглядом; волчий аппетит бывает у давно не евшего человека; хоть волком вой — скажут в очень тяжелой ситуации, страдая от безвыходности положения; жизнью по волчьим законам назовут беззаконие и насилие. О лицемере, который под маской доброты скрывает злые намерения, по-русски можно сказать — «Волк в овечьей шкуре».

Постоянный поиск волком пищи дает основание для русской пословицы «Волка ноги кормят» (о человеке, который все время бегает в поисках работы). Невозможность приручить волка отражается пословице «Как волка ни корми, он всё в лес смотрит» -так говорят о человеке, который обнаружил свои настоящие привязанности, несмотря на чье-то желание изменить их. Выражение «И волки сыты, и овцы целы» используется в ситуации достигнутого компромисса.

Волк является традиционным героем народных сказок и эпосов большинства народов мира, многие писатели запечатлели образ этого животного в своих произведениях: Антон Павлович Чехов «Белолобый», Джеймс Кервуд «Казан, благородный волк», Джек Лондон «Белый клык» и «Зов предков», Чингиз Айтматов «Плаха», Евгений Чарушин «Волчишко», Редьярд Киплинг «Маугли», Иван Андреевич Крылов использовал образ волка в своих баснях, Шарль Перро «Красная шапочка» и многие другие.

Про волка ходит много разных небылиц. Корни вековой неприязни к волку таятся в отношении волка к домашним животным. Сельское хозяйство веками было основой существования человека, поэтому настолько ревностно люди относились к факторам могущим поставить их на грань голода. В данный момент сельскому хозяйству волки не угрожают совершенно, но увы, старые грехи мы забыть не в силах. Сегодня на волка смотрят не только как на хищника, но и как на санитара леса, который помогает природе делать естественный отбор, уничтожая больных и слабых животных.

Литературная страница.

Волки — хищники, а это значит, что они убивают больных, слабых и не справляющихся с этой жизнью животных, за это мы их прозвали «санитарами леса». Но долгие годы волк считался вредителем, грозой сельского хозяйства. Поэтому фольклорных жанрах —сказках, былинах, загадках— серый волк был достаточно привычным героем. Волк традиционно воспринимается в фольклоре как вредитель. Всем с детства известны слова колыбельной о сером волчке:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок.

Кроме того, волк является популярнейшим героем многих сказок, где он играет роль простофили, неудачника, попадающего впросак, но обычно зла никому не приносящего. Его дурачат и обижают все кому не лень: лиса (чаще всего), домашние животные, человек.

«Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика, ловись, рыбка, и мала и велика!» Так рыба тебя сама за хвост будет хватать. Как подольше посидишь, так больше наудишь», — говорит Лиса.

Волк, по своей глупости, остался без хвоста и с побитыми боками. («Лиса и Волк»)

В сказке «Волк и семеро козлят», Волк изображён хитрым и злым, но мама-коза оказалась хитрее. Чтобы вызволить козлят из брюха волка, позвала его на прогулку и предложила перепрыгнуть через яму с костром.

«Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму. Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.»

В волшебных русских сказках Серый Волк часто предстает чудесным помощником. Он говорит человеческим языком и помогает герою добиться цели. В одной из сказок Серый Волк легко переносит Ивана Царевича из одной части света в другую, помогает ему добыть чудесную Жар-птицу, золотого коня и завоевать любовь Царь-девицы.

В баснях И. А. Крылова волк становится воплощением неумолимой злой силы, жестокости и своеволия. Например в басне «Волк и ягнёнок», бессмысленные обвинения, которые выдвигает Волк, Ягненок с легкостью опровергает. В ответах Ягненка есть чувство собственного достоинства. На какое-то мгновение читателям даже кажется, что Ягненок загнал Волка в тупик, потому что хищник не имеет больше аргументов для обвинения. Но из этого вовсе не следует, что после встречи с Волком Ягненок останется невредимым. Как раз наоборот. Каждый достойный ответ Ягненка еще больше раздражает Волка. Наконец своевольному хищнику надоедает выискивать мнимые вины своей жертвы и он показывает свою сущность. Последние слова басни:

«Сказал — и в темный лес Ягненка поволок»

У С.Я. Маршака есть стихотворение «Волк и Лиса», в котором Волк опять попадает впросак.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

— Лисавета, здравствуй!

— Как дела, зубастый?

— Ничего идут дела. Голова еще цела.

— Где ты был?

— На рынке.

— Что купил?

— Свининки.

— Сколько взяли?

— Шерсти клок,

Ободрали Правый бок,

Хвост отгрызли в драке!

— Кто отгрыз?

— Собаки!

— Сыт ли, милый куманек?

— Еле ноги уволок!

Из рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Волки», мы узнаем волка совсем с другой стороны: Когда вечерело, путники подошли к лесной сторожке. Лесник рассказал, «что есть такой волк, совсем старый. Давно бы погиб, кабы товарищи не кормили. Старик ведь уж дряхлый, давно помирать пора, а жалеют, кормят. Как — то раз видел, как молодой волк принес сусликов, сам не ест, положил возле старика добычу. Пока волк все не съел, молодой волк, отрывая куски мяса, накормил старого. Вот какими добрыми и заботливыми могут быть волки.»

А вот как описывает жизнь волков в очерке «Логово» В. М. Песков: «Волки — родители строгие, но любящие. Нарушителям правил жизни они могут устроить выволочку, но и бдительно их берегут. Знаменитый волчатник минувшего века Н. А. Зворыкин пишет: во время лесного пожара весной 1935 года лесники Ильменского заповедника видели, как волчица одного за другим выносила из пожара волчат. Но интересно при этом отметить: увидев, что малышей из логова похищают, волчица не бросится их защитить – будет со стороны наблюдать за трагедией и даже не подаст голоса — очень человека боится. Семейная жизнь волков, если кто — нибудь из супругов не угодил в капкан и не попался в мушку, длится больше десяти лет. Семейная пара, однажды созданная, сохраняется».

Как видим и убеждаемся, что волки не такие уж глупые, жадные, хищные, какими обычно описываются в народных сказках.

Далеко не полный обзор показывает, что в русской литературе волк изображен с разных сторон: это и преданный друг и помощник, это злая и жестокая сила, а также глупец и простофиля. Это и просто одинокое живое существо, нуждающееся в понимании и сочувствии человека.

Страница сочетаемости.

Слова, сочетаемые со словом волк:

1. прилагательные: серый, страшный, злой, хитрый, свирепый, бурый, быстрый, дикий и

т. д.

2. глаголы: бояться, ловить, охотиться, злиться, защищаться, разорять и т.п.

3. существительные: хищник, клык, вой, нюх, шкура, порода, хвост, рычание, стая, одиночка, группа, санитар и др.

Существует много пород волков. Приведем некоторые примеры.

Полярный волк является одним из наиболее редких животных на нашей планете. Местом обитания полярного волка является Арктика. К условиям сурового арктического климата.

Красный волк – редкий вид, включенный в Красную книгу. Внешне это животное имеет своеобразный вид – смешаны черты серого волка, лисы и шакала.

Гривистый волк или гуара, получил свое название из-за украшающей его плечи и шею длинной шерсти, напоминающей конскую гриву.

Лирый волк найден исключительно в Южной Америке.

Эфиопский Волк — волк, очень похожий на лису. Этот вид находится под угрозой исчезновения, за мех, которому нет аналогов.

Макензенский Волк — также известный как Горный Волк, аляскинский или канадский лесной.

Среднерусский лесной волк -именно этот волк достигает максимальных размеров на евразийском континенте.

Степной волк-в целом несколько мельче лесного, с более редким и грубым волосом.

Кавказский волк — зверь средних размеров.

Монгольский волк — монгольский волк отличается самыми мелкими размерами по сравнению со всеми волками, которые обитают в России.

Койот- обитают в Северной Америке, проживая и в пустынях, и в лесах. Они больше шакалов, в состоянии справиться с более крупной добычей, например, овцами, телятами.

Шакал — также преимущественно питается мелкими грызунами. Это очень красивый, изящный, легкий и быстрый в движении зверь.

Как видим, далеко не все проанализированные слова известны обычным носителям языка. Например породы волков используются в основном специалистами – зоологами.

> Волк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности (тогда как, так называемого царя зверей – льва дрессируют в цирке). > Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат.

Волк — символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.

Этимологическая страница

Слово волк — общеславянское индоевропейского характера (болг. вълк, серб. вук, словен. vоlk, чеш. vlk, польск. wilk, белор. воўк, укр. вовк) происходит из старославянского вълкъ, восходяшего, в свою очередь к праиндоевропейскому корню (сравнимо, например лит. vilkas; нем. wolf) с первоначальным значением волочь, уволакивать, таскать (скот). В современном русском языке слова волоку, волок, волока, волокуша того же корня. Волк буквально – «таскающий» (домашний скот).

Другие исследования говорят, что волк в переводе «терзающий», «разрывающий».

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Недостоверно предположение о том, что волк – vel — «буланый, серо-желтый». Сюда же диалект поволжский – Волк – «пойманный с поличным вор, которого водят с позором по селу, надев на него шкуру украденного им животного».

Комментарии Трубачева:

Благодаря интересной этимологии Абаева можно считать вероятным сохранение исконно латинского vulcus, volcus, «волк» в Vulcѓnus «бог Вулкан»; впрочем, Карнуа сравнивает последнее с греческим ElcanТj «Зевс у критян», а также с хеттским Uёal – «бить», откуда этрусский vel, velx.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – М., 1997

  2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. – М., 2000

ВЫВОДЫ:

        1. Волк у многих народов считался олицетворением нечистой силыю общим для мифов Северо-Западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени.

        2. В русской фразеологии волк- безусловный символ злобы,силы,голода.

        3. В русской литературе волк изображен с разных сторон- это и преданный друг и помощник, это злая и жестокая сила, а также глупец и простофиля. Это и просто одинокое живое существо, нуждающееся в понимании и сочувствии человека.

        4. далеко не все проанализированные слова известны обычным носителям языка. Например породы волков используются в основном специалистами – зоологами.

        5. Слово волк — общеславянское индоевропейского характера (болг. вълк, серб. вук, словен. vоlk, чеш. vlk, польск. wilk, белор. воўк, укр. вовк) происходит из старославянского вълкъ, восходяшего, в свою очередь к праиндоевропейскому корню (сравнимо, например лит. vilkas; нем. wolf) с первоначальным значением волочь, уволакивать, таскать (скот). В современном русском языке слова волоку, волок, волока, волокуша того же корня. Волк буквально – «таскающий» (домашний скот).

Волки обычно живут большой семьей, связанной родственными узами, во главе которой стоит родительская матерая пара. Супруги сходятся на всю жизнь, если только один из них не погибнет преждевременно.

В конце зимы сильные молодые самцы выбирают себе подругу. Или наоборот, самка выбирает самца, тут у волков полное равноправие! Молодые супруги уходят из стаи, чтобы завести детей, а матерая пара, если она стареет, разрешает им поселиться поблизости от своего логова, километрах в двух, передавая тем самым по наследству свою территорию. Обычно же между логовами родственников около 7 км.

Волки заключают браки, как правило, на всю жизнь.

Матерый волк чаще выбирает молодую самку, но нередки браки между сверстниками. Реже матерая самка, потерявшая пару, берет в мужья молодого волка, как правило, это ее родной сын. Овдовевший отец может выбрать дочь. Но братья и сестры в брак никогда не вступают. В стае есть и одинокие волки, они играют в большой семье очень важную роль (биологи разгадали ее совсем недавно), помогая родителям воспитывать подрастающих волчат. Одинокие «дядюшки» помогают также семейным братьям и сестрам, но бездетные волчицы никогда не согласятся на роль «тетушки». Мать и дочь часто объединяют свои выводки и воспитывают детей вместе. Волчата появляются на свет зеленой весной, и первые недели мать неотлучно находится в логове. Потом начинает выходить из норы, а родственники приносят ей добычу. Позже она сама рыщет в поисках пропитания, а нянчить малышей приходят «дядьки» и «кузены»: они играют с волчатами, кормят их, охраняют. Волк-отец тоже честно исполняет свой долг, он всегда рядом с потомством, если только не занят охотой. Осенью, когда дети подрастут, все семейство охотится стаей, в нее кроме отца и матери входят прибылые (волчата не старше года) и переярки (молодые волки 1-2 лет), которые учатся у старших правилам выживания.

Неписаный закон охватывает все стороны жизни стаи

Основанный на системе доминирования (превосходства), он устанавливает очередность в доступе к пище, право обзаводиться потомством или обязанность подчиняться, дарует привелегию вести себя свободно. Враждебность, ссоры, нападения, драки в стае редки. Все решается недвусмысленными действиями сильных волков, «объясняющими», кто главный, а кто подчиненный. Но чаще вся стая следует воле признанных лидеров. Так благодаря взаимопониманию членов стаи в ней поддерживается гармония. Дружеские отношения играют огромную роль в сплочении стаи.

Но, конечно, волки вовсе не беззлобные милашки. Напротив, по сравнению, скажем, с любой собакой они гораздо агрессивнее и напористее.

Их чувства сильнее и определеннее: уж если волк А любит волка Б, то он любит именно Б, а отнюдь не всех волков на свете. Поэтому волки любят своих — членов своей стаи.

Характер отношений в стае альтруистичен. То есть каждое животное подчиняет свои личные интересы интересам всего «коллектива». При иных взаимоотношениях стая как единый организм существовать не может. Ранг животного зависит от уровня развития психики, а не только от физических данных.

Ведь, как известно, выживает не столько самый сильный, сколько самый умный. А вожаку приходится организовывать охоту (у волков групповой загонный тип охоты, требующий хорошей организации), принимать решения о разделе добычи.

Поэтому в стае царит мир и покой. Младшие слушаются старших и чувствуют себя абсолютно защищенными, а старшие несут бремя ответственности за всех.

Вожак – высший социальный ранг

Предполагает ответственность за всю стаю. Вожак решает вопросы местообитания, охоты, защиты, всех организовывает, устанавливает ранги в стае.

Своим преимущественным правом на пищу вожак пользуется по собственному усмотрению. Например, отдает свою долю щенкам, если еды недостаточно. В его задачи входит забота обо всех, а щенки – будущее стаи. Однако, если голодающий вожак окажется не в состоянии руководить стаей, в опасности окажутся все, поэтому его преимущественное право на пищу не оспаривается.

В период устройства логова и выкармливания щенков главной становится матерая самка, и ей подчиняются все члены стаи. Американский исследователь Давид Мич высказал предположение о «разделении труда» и лидерства между полами в зависимости от времени года и вида деятельности.
Волки в стае, в том числе и пара матерых, не всегда ровесники. Если волчица старше и опытнее своего партнера, то она может определять и маршрут, и тактику охоты, руководя выбором жертвы. Если же старше супруг, то именно от него зависит решение большинства жизненно важных вопросов, он даже выбирает место для будущего логова.

Старший воин – организовывает охоту и охрану, претендент на роль вожака в случае его гибели или невозможности руководить стаей.
Мать – взрослая волчица, которая имеет опыт воспитания волчат. Обязанности матери она может выполнять как по отношению к своим детенышам, так и по отношению к детям менее опытных матерей.

Рождение «детей» не переводит автоматически волчицу в ранг матери. Как и для любого другого ранга, здесь требуется определенное психофизическое развитие, способность принимать решения, необходимые для жизни.

В задачи матери входит выращивание и воспитание потомства.

В случае нападения на стаю именно матери уводят всех слабых в безопасное место, в то время как воины держат оборону.

Старшая мать – при необходимости может занять ранг вожака. Со старшим воином никогда не конкурирует. Освободившийся ранг занимает наиболее достойный, способный управлять стаей.

Никаких поединков для выявления более сильного не происходит.

В период вскармливания и выращивания детей все матери стаи находятся под особой защитой и опекой.

Зачем волку тонкий нюх?

Животные постоянно общаются между собой, и порой формы этого общения (коммуникации) бывают весьма сложными. У млекопитающих сильнее всего развиты три вида коммуникации: химическая, то есть с помощью запахов, акустическая, то есть с помощью звуков, визуальная (зрительная) то есть с помощью поз, мимики и жестов.

Химическая коммуникация — самая древняя форма общения животных, она появилась уже у одноклеточных. У большинства млекопитающих тонкое обоняние. А семейство собачьи среди них — признанные «нюхачи». Так что волк пользуется своим носом очень активно и постоянно: и на охоте, и собирая информацию о собратьях. Нам трудно представить, сколько узнают об этом окружающем мире собака или волк с помощью носа. Они не только различают огромное количество запахов, но и очень долго помнят их.

Однажды я видел, как ручной волк после долгой разлуки вспоминал человека. По внешнему виду зверь не узнал его. Голос, вероятно, о чем-то смутно напомнил ему — волк ненадолго насторожился, но потом снова стал ходить по клетке. Нос же «сказал» все и сразу. Едва слабый порыв воздуха от открытой двери донес знакомый запах, как безразличный прежде волк преобразился: бросился к самой решетке, заскулил, запрыгал от радости… Так что память запаха для волка самая надежная и крепкая.

Волк не только помнит, но и, как говорит один старый охотник, думает носом. Действительно, охотясь, он обязательно учитывает ветер. От направления ветра зависит вся тактика охоты стаи. Засадчики, то есть волки, которые ближе всех подходят к добыче, всегда идут так, чтобы ветер дул к ним со стороны жертвы. Это выгодная позиция — и потому, что так жертва не учует волка, и потому, что волки многое узнают о жертве по ее запаху. По нему можно выбрать «лучшую» жертву и потом, не сбиваясь, преследовать именно ее.

Когда волки рычат или пищат?

Слышат волки гораздо лучше человека, и то, что нам кажется невнятным шорохом, для волка — отчетливый звуковой сигнал. Слух помогает избежать опасности, общаться и искать добычу. Волки издают много разных звуков — они рычат, фыркают, пищат, скулят, визжат, по-разному лают и воют.
Назначение этих сигналов разное. Например, рыча, волк сообщает о намерении напасть или, наоборот, активно защищаться. Фырканием предупреждает сородичей об опасности. Чаще всего это сигнал взрослых, адресованный малышам. Заслышав его, волчата прячутся в укрытие или затаиваются.

Скулят волчата почти сразу же после рождения, если им не уютно — голодно или холодно, — это их первый акустический сигнал. Скулить могут и взрослые, когда им плохо.
Визжат в основном слабые, низкоранговые волки, когда им угрожают или когда на них нападают более сильные сородичи. Визг «обезоруживает», смягчает нападающего, успокаивает его. А выражая дружелюбие, волки пищат.

Все эти сигналы они издают, находясь довольно близко друг от друга — на растоянии от нескольких сантиметров до десятков метров. Однако есть у волков и звуковые сигналы «дальней связи» — это лай и вой.

Почему волки лают и воют?

Лают волки на крупного хищника (тигра, медведя) или на человека при грозящей им опасности. Но только если опасность еще не слишком серьезная. Так что лай относится к сигналам предупреждения. Волки лают гораздо реже, чем домашние собаки, а воют часто.
Можно сказать, что вой — своеобразное «звуковое лицо» всего рода Canis, а особенно волка. Узнать о том, что где-то живут волки, обычно можно как раз по вою. Бывает он одиночным — когда голос одного волка другие не отвечают и групповым — когда воет несколько зверей, не важно, находятся они рядом или далеко друг от друга. Вместе воют переярки, оказавшись далеко от родителей и прибылых, либо все члены семьи.
И, конечно, воют волки по-разному.

Матерый — очень низко и длинно, отдельная нота звучит не меньше 20 секунд. Это ровный, густой, мощный голос очень сильно воздействует на человека.

Волчица воет более коротко (10-12 секунд). Ее голос тоньше, чем у взрослого самца.

Переярки, воя, поскуливают и взлаивают. Их ноты по длительности такие же, как у волчицы, или еще корче. Молодые (прибылые) волчата взлаивают, визжат и взвывают.
Во время осенних семейных «спевок» волчата держаться все вместе. Их хор похож на какофонию.
Семейный хор, в котором учавствуют все — и матерые, и переярки, и прибылые, — один из самых впечатляющих «концертов» в наших лесах. Ведь воют волки, как правило, на вечерней заре или ночью. Их голоса плывут в темнеющее небо и будят в человеке что-то неподвластное разуму. Порой по спине бегут мурашки, причем не от страха, а от какого-то необъяснимого ощущения.

Воют волки очень громко, так что человек различает этот звук за 2,5, а то и 4 км. Волки же слышат друг друга с еще большего расстояния — это зависит и от погоды. Словно знакомые с теорией передачи информации, они почти никогда не воют, если условия слышимости плохие. Даже пережидают звук летящего самолета, идущего поезда или сильного ветра.

До сих пор подлинное значение воя в жизни стаи до конца не понятно. Ясно, что соседние семьи оповещают им друг друга о своем присутствии и так избегают нежелательных встреч. Ясно и то, что иногда родители воем сообщают щенкам, что приближаются к дневке с добычей, а малыши о том, где они находятся. Но самое важное, что именно вой создает общее гармоничное настроение в стае. Этим роль воя похожа на роль музыки для людей. Может, поэтому-то он и воздействует на нас так сильно. Но вой, выдавая присутствие волков, которые отзываются на вабу (подражание вою) охотников, оказался их «ахиллесовой пятой» в противоборстве с человеком.

Какими тропами ходят волки?

Многие считают, что волки — бродяги и скитальцы. Верно это лишь отчасти: ходят они вовсе не где попало, а подчиняясь строго определенному порядку и в хорошо известных местах.
У волчьей стаи есть свой, как говорят ученые, участок обитания. И волки знают его, как свои пять пальцев. Они великолепно ориентируются на местности и помнят о всех своих прежних маршрутах, поэтому и ходят постоянными и самыми удобными тропами.

А.Н. Кудактин, много лет изучающий волков на Кавказе, несколько раз проделывал такой опыт: поднимался по склону в одно и тоже место разными путями, в том числе и волчьей тропой. И всегда оказывалось, что идти по ней легче, и быстрее всего.
Идя по ровному заснеженному болоту, где, казалось бы, нет никаких примет, волки точно выходят на старый след, давно уже засыпанный снегом. Однако они прекрасно знают не только местность.

Они в курсе всего происходящего вокруг: им известно, где живет медведь и где он залег в берлогу, где пасутся лоси или кабаны. Волки замечают малейшие изменения в знакомых местах. Изучающий тактику передвижения волков по участку американский зоолог Р. Петерс считает, что у них есть мысленная карта своего участка обитания.

LiveInternetLiveInternet

язык волков
Образ жизни волчьей семьи (стаи)
Волчья семья (стая) сложилась как тесное, устойчивое и оптимальное для борьбы за существование сообщество, связанное кровным родством, по следующим причинам:
в семье-стае облегчается выкармливание и воспитание потомства;
в семье легче и менее рискованно добывать пищу, поскольку обеспечивается взаимопомощь при добыче и совместное использование добытого или найденного;
семья закрепляет за собой и охраняет определенный кормовой участок, куда не допускаются «чужие».
Это приводит к упорядочиванию использования пищевых ресурсов и исключает крупные конфликты между стаями, что обеспечивается во многом господством жесткой дисциплины, безоговорочным исполнением приказаний старших, особенно руководителя стаи — матерой волчицы. Такой образ жизни волков является одной из главнейших причин их приспособленности к различным условиям и сохранению волка как вида почти во всех странах мира, несмотря на столетия преследования его человеком. Волк способен обеспечивать воспроизводство и устойчивость популяции, а временами и значительные «всплески» численности и расширение зоны обитания. Успешная деятельность волков в семье-стае, безусловно, возможна лишь при хорошем развитии языка общения, передачи и приема информации, что великолепно достигнуто волками в процессе длительной борьбы за существование. Основой волчьего языка является звуковая сигнализация, а в ней главным элементом — вой. Звуковое общение посредством чрезвычайно многообразного воя присуще только волкам. Ни один из крупных хищников России не использует столь многозначный вой. Вместе с тем известно нередкое использование воя и омерзительного хохота у некоторых пород гиен в Африке, причем эти крупные хищники, по некоторым морфологическим признакам схожие с волками, тоже ведут стайный способ охоты, аналогичный волчьему. Язык волка коренным образом отличается, скорее даже противоположен языку другого представителя семейства собачьих — домашней собаки:
из звуковых сигналов взрослый волк чаще всего использует вой и чрезвычайно редко лает или взлаивает;
собака, напротив, чаще всего лает, а вой, довольно однообразный, издает лишь в некоторых ситуациях.
Системы жизни волков и собак диаметрально противоположны:
-домашние собаки, одичав, сбиваются в крупные стаи, по 20 и более особей и полигамны. Так же ведут себя гиеновидные собаки Африки, поддающиеся приручению;
-волки никогда не сбиваются в крупные стаи, но живут только моногамными семьями или, в случае необходимости, в одиночку;
-приручение волка, даже выросшего в доме человека, очень сложно, неустойчиво, а поведение такого «домашнего» волка нередко становится непредсказуемым и даже опасным.
Противоположность волчьего языка и образа жизни языку и поведению собаки заставляют вспомнить соображение широко известного биолога-охотоведа М. П. Павлова о сомнительности распространенного мнения о происхождении домашней собаки от волка. Такой же точки зрения придерживаются и другие ученые. Так, по В. Соколову и О. Россолимо, «еще одну до сих пор не решенную проблему составляет определение статуса домашней собаки» (Бибиков, 1985, стр. 23). Весьма возможно, что в семействе собачьих (Canidae) создались независимо собаки (Canis), впоследствии собаки домашние (Canis familiares), и волки. Представляется, что идиллические картины добродушных, похожих на дворняжек волков, нарисованные в книге канадца Ф. Моуэта «Не кричи: «Волки!» едва ли могут быть приняты на веру. Возможно, в условиях Канады или севера США при изобилии диких животных (оленей, зайцев, грызунов и др.) волки не опасны для домашних животных и человека, поскольку дикая фауна обеспечивает полное и легкодоступное питание хищников, и им нет никакой необходимости рисковать, нападая на домашних животных или людей, Но в условиях России и других стран, где легкой добычи для волков существенно меньше, голодные волки рвут домашних животных и становятся опасными для человека. Поэтому картины жизни волков и выводы Ф. Моуэта, некритически принятые для условий, где волки нередко голодают, наносят вред стремлениям если не уничтожить волков, то снизить их численность до приемлемого уровня для сохранения как вида. По Л. Крушинскому, Е. Мычко, М. Сотской и А. Шубкиной, «около 30% волков средней полосы России потенциально способны напасть на человека.» (Бибиков, 1985, с. 287). Это еще раз подтверждает необходимость борьбы с волками в России.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О ВОЛЧЬЕМ ЯЗЫКЕ
Разновидности воя волков и других сигналов.
Основу языка волков составляют следующие элементы звуковой сигнализации:
-главнейший — вой с его непередаваемыми разновидностями и оттенками. Более того, возможно, что вой издается волками не только в диапазоне частот, слышимых человеком, но и в других диапазонах, доступных волкам;
-фырканье и звонкий лай;
-рычание, клацанье зубами, визг, скуление, взлаивание;
-разноголосье, тявканье, подскуливание, визг молодых волчат.
Кроме звуковой сигнализации, передача и прием информации волками ведется посредством следов жизнедеятельности, запахов и визуально.Это могут быть:
-мочевые точки;
-следы передвижения (следы ног, остатки шерсти на кустах и деревьях и др.);
-поскребы на земле или на снегу, следы вывалявшихся волков на земле или снегу, падали и т.п.;
-гнездо (место вывода и первоначального выращивания волчат);
-логово в широком понимании этого термина как система гнезда и дневных лежек, обычно в пределах кормового участка данной семьи;
-запахи волков; они не только индивидуальны, но часто неуловимы человеком, хотя прекрасно улавливаются и различаются волком;
-непосредственные контакты зверей в воспитательных, агрессивных и других целях.
Имеет значение и визуальная информация. Здесь особое внимание уделяется весьма разнообразной мимике, положению и движениям тела, ушей и хвоста. (Бибиков, 1985, с.295-303). Неразгаданных тайн воя волков так много, что это заставляет ученых прийти к следующему выводу: вой является самым загадочным и вместе с тем наиболее притягательным феноменом в биологии волка. В настоящее время не существует не только единого мнения о функции данной звуковой реакции, но подвергается сомнению и сама постановка вопроса (А. Никольский, Н. Фроммольт, 1989). Таким образом, по своему многообразию, как это ни парадоксально, волчий язык, особенно вой, сходен с языком людей. Волки воют преимущественно на зорях и ночью, но иногда, особенно после гибели одного из членов семьи, и днем. В этом случае вой особенно част и продолжителен. Так, после отстрела волчицы жители соседней деревни дали следующее красочное описание тоскливого, горестного воя: «Волки с неделю выли утром, вечером, иногда днем, ажно плакали». (Бологов, 1982). При этом вой строго индивидуален, так же, как голоса и интонации людей. Четкую характеристику индивидуальности воя матерого дает старейший волчатник МООиР Василий Петрович Петров: «Один кобель голосистый, другой гнусавый, один воет длинно, другой покороче». И все же при всем многообразии волчьего воя можно выделить некоторые стойкие особенности. Прежде всего, как и голоса людей, вой волков отчетливо различается по половозрастному признаку:
-вой матерого волка — густой и низкий, очень редко с взлаиванием;
-вой матерой волчицы — на значительно более высоких нотах; иногда имеет место скуление и взлаивание;
-вой переярков — на еще более высоких нотах с частым взлаиванием, иногда поскуливанием;
-прибылые не воют. Они «голосят», издают разноголосое, типично щенячье тявканье, взвизгивание, скуление.
Как уже отмечалось, высота звука, тональность, частота повторения, продолжительность, склонность к вою в разные часы суток — все различно, индивидуально.
Назначение звуковых сигналов, особенно воя.
Волки вкладывают в вой совершено определенные значения: угрозу, тоску, отчаяние, грусть, сигнал о пойманной или найденной добыче, призывы, ласковые интонации по отношению к волчатам и др. Волчица, возвращаясь к логову, негромким скулением нежно созывает разбредшихся волчат, на логове она коротко и негромко отвечает воем на вой возвращающегося матерого. Волчица или матерый, заслышав неумелую подвывку, заподозрив извечного врага — человека, резким фырканьем или рыком с клацаньем зубами обрывают неуместный ответный вой переярков или тявканье прибылых, а если они не послушаются мгновенно, то и накажут непослушных. Когда волчата подрастут, сигналы тревоги служат командой подросшим волчатам: «Всем спрятаться и затаиться». В последние дни беременности и в первые дни после щенения волчица лежит «крепко», беззвучно. Одинокая волчица во время гона призывно воет, поджидая самца, но услышав его ответ, сама не отвечает и не идет навстречу. Способности волка к определению направления на источник воя таковы, что он с первого раза точно его определяет и, как по пеленгу, выходит на него. Матерый, возвращаясь к логову обычно позже волчицы, издает свой обычный вой, но несколько более слабый, короткий: «Я на подходе». Матерый иногда огрызается на волчат, требующих у него отрыжки, старается отойти, но после вмешательства волчицы все же срыгивает. Заслышав умелую вабу голосом самца или вой конкурента, посягающего на его кормовой участок, матерый с яростным рычанием идет ему навстречу для битвы. Были случаи, когда в азарте он «вылетал» к искусному подвывале с явно агрессивными намерениями.
Одиночный и групповой вой.
Одиночный вой служит для связи между членами семьи-стаи, определения местонахождения одиночек, предупреждения о занятости территории, установления контактов разнополых зверей в период гона, выражения состояния особи, для созыва волчат и заботы о них со стороны родителей, сигнала добычи, тревоги и др.
Групповой вой служит для сплочения семьи-стаи и выражения ее состояния, Возможно, групповой вой дружной, многочисленной и мощной семьи-стаи служит доказательством прочной занятости данного кормового участка.
Смысл звуковых сигналов.
Определение смысла звуковых сигналов весьма необходимо для организации успешной охоты, но они столь многообразны, что приведенные нами данные — лишь первое приближение к познанию волчьего языка и далеко не свободно от ошибок.
Сигнал созыва волчат матерой образно описан В. Бологовым (1986). Звуки напоминают «ау» перекликающихся в лесу женщин, но как бы перевернутые — «у-у-у-у-а-а». Продолжительность небольшая, всего 4-7 секунд. Описывается случай, когда после гибели волчицы около гнезда стал часто появляться матерый и, не доходя до гнезда 300-400 м, издавал для волчат длительный сложный вой с «успокаивающе нежными» интонациями.
Сигналы предупреждения об опасности.
Фырканье обычно используется волчицей, реже матерым для предупреждения волчат. После этого сигнала волчата проворно скрываются и затаиваются в защищенных местах. Звонкий лай и вой, чередующийся с фырканьем, — редкий сигнал, и нам не доводилось его слышать. А. Никольский и К. Фроммольт (1989) так описывают его: «Реакция волков на своего злейшего врага — человека не ограничивается фырканьем Звонкий лай, очень похожий на лай собаки или на вой, чередующийся с лаем. Когда волки разберут обман неумелой вабы, волчица при конце воя обрехом, слогом «гамм» сразу обрывает ответ выводка». В. Бологов (1986) запрещающий сигнал матерого сравнивает с мощным «гов-гов», после чего волчата моментально умолкают и затаиваются. Попытаемся дать «вольный перевод» некоторых фраз волчьего языка.Вот сперва тихо затянул свое «у-у-у-у» матерый, словно провода гудят под ветром, Звук все крепнет, тон чуть выше, и вот уже на весь лес раздается густой, тягучий вой. Чувствуется мощь здоровенного волчицы. А под конец грозным предупреждением звучит еще более басистое «о-о-о-о» или «о-о-о-а-а»: «Слышите, эта мой и моей семьи лес, мой кормовой участок, берегись, чужак!» Вот с неизбывной тоской затянула в два колена матерая: «у-у-у-у-у», «у-у-у-о»: «Как сохранить еще не совсем окрепших, но шустрых волчат? Что-то разбрелись они. Куда делся тот, самый крупный, лобастый, который вечно затевает возню и драки. Мать здесь, иди сюда, несмышленыш!»
Нераспознанные сигналы волчьего языка.
Опытные охотники-волчатники неплохо разбираются в волчьем языке, Однако, несмотря на столетия охоты на волка, на многочисленные научные исследования и публикации по биологии и повадкам волков, мы до сих пор не знаем (и едва ли скоро будем знать) многие особенности волчьего языка, способов общения волков. Например, не известны сигналы, которыми пользуются волки при организации и проведении совместных охот. А различная сигнализация совершенно необходима для организации и осуществления волчьих охот, которые весьма разнообразны. При их проведении валки отлично используют условия местности, учитывают особенности поведения своих жертв. С. Корытин и Д. Бибиков читают, что «богатство охотничьих приемов — одна из главных причин необычайной экологической пластичности волка, способности выдерживать интенсивное преследование» (Бибиков, 1935, стр.323).
Вот один из примеров. Семья-стая при кочевом образе жизни нередко проводит групповые, весьма добычливые охоты. При этом, подобно нашим охотам «загоном», семья-стая разделяется на загонщиков и «стрелков», то есть волков на номерах. Но какими сигналами они организуются, как устанавливается распределение обязанностей кому идти в загон, а кому обходить добычу, становиться на верном лазу и стремительно перехватить жертву? Или как организуется охота на крупного и, опасного зверя, например, лося, когда часть волков отвлекает сохатого с головы, причем они не нападают на него, увертываясь от копыт и рогов, но не дают ему хода, а другие волки нападают сзади и с боков? Рвут промежность, бедра, живот и бока, в результате чего жертва погибает от потери крови. Известен случай, когда на морозе от хваток волков сзади и с боков, кровь вперемешку со снегом замерзала на задних ногах лося, превращая их в кровавые тумбы. О высокой организации групповых охот свидетельствует и следующее. Несмотря на то, что такие волчьи охоты производятся систематически, мы ни разу не видели волков, погибших от копыт или рогов или следов их поражения. Публикаций о гибели волков от лосей или оленей, насколько нам известно, нет, а красивые картины об этом, скорее, придуманы. Гибель волков во время охоты, конечно, бывает, но чрезвычайно редко. Неоспоримо, что столь разумные приемы многочисленных коллективных волчьих охот могут быть организованы и проведены только с обменом информацией, подачей еще неизвестных команд или очень тихой звуковой сигнализацией, то ли совершенно бесшумно, мимикой, прикосновениями, телодвижениями, то ли каким-либо иным способом. Именно необыкновенно развитая система сигнализации (обмена информацией) обеспечивает тесно сплоченной семье-стае высокую эффективность коллективных охот, а следовательно, и выживаемость в самый трудный зимний период. Как отмечалось выше, даже в той части звуковой сигнализации, которую может слышать человек, еще много неясного. Но совсем неизвестна нам вполне вероятная гамма волчьего языка на частотах, не слышимых человеком. А ведь известно, что волк иногда принимает позу для воя, запрокидывая голову, но самого воя при этом люди не слышат. В свете сказанного и в прикладном и в научном плане необходим широкий сбор сведений о волчьем языке и дальнейшие исследования этого феномена.
Дополнительные особенности воя, важные для обучения подвывке.
Как отмечалось, вой матерого отличается густотой тона, басом или баригоном, мощностью и продолжительностью, почти всегда без перерывов. Вой, особенно низкий вначале, в середине немного повышается, а заканчивается опять на низкой ноте. Это длительное «гудение» почти на одной низкой ноте сходно с протяжным «у-у-у-у» или «у-у-уоо», а иногда с еще более коротким басистым, грозным окончанием «у-у-у-у-о-а-а». Изредка вой матерого бывает с небольшим перерывом. Длительность воя различна, как и степень «гнусавости». Дыхательный аппарат матерого волка значительно совершеннее, чем у человека, поэтому волк иногда может «тянуть» на одном дыхании больше чем человек, до 20-25 секунд, но в большинстве случаев длительность воя — порядка 15 секунд. При помощи современной акустической аппаратуры, использованной А. Никольским и К. Фроммольтом (1989) при содействии В. Бологова, удалось получить в условиях Центрального лесного заповедника фонограммы воя крупного волка (вероятно, матерого). Длительность воя была всего 8-10 секунд. Это подтверждается и на подслухе и при подвывке. Выводок откликается на подвывку «среднего» вабельщика длительностью порядка 10 секунд. Кстати, известный волчатник Московской области А. П. Изотов успешно имитировал вой матерого подвывкой длительностью 10-12 секунд. Волчица воет на высокой ноте, сравнимой с тенором, заунывно и тоскливо. Слышится долгое «уу-у-у» с переходом в конце колена на «о-о-о» или «а-а-а». Воет волчица «в два колена» с коротким перерывом между ними или без перерыва, только с заметным ослаблением, как бы замиранием звука. Длительность одного «колена» всего 5-7 секунд. На магнитофонной кассете, розданной участникам семинара волчатников МООиР в июне 1996 года, записаны подвывки А. Изотова и Ф. Васильева, а также натуральный вой волчицы без полных перерывов между «коленами» общей длительностью 10-13 секунд и разноголосое, тонкое, то ослабевающее, то усиливающееся тявканье, взвизгивание и взлаивание волчьего выводка в августе, длительностью порядка 1-1,5 минуты. Переярки воют высоким тоном, еще короче, чем матерые. Кроме того, их вой отличается взвизгиванием и взлаиванием, обычно в конце «колена». Прибылые (щенки) голосят по щенячьи. По мере подрастания они обучаются основам волчьего языка, постепенно осваивая короткие подвывания с частым тявканьем, взвизгиванием, все приближаясь к звуковой сигнализации переярков.
Время воя по сезонам.
Вой волков можно услышать почти круглый год, только в период гона, в середине зимы, и в период щенения вой редок. В период гона это или призывный вой созревших волчиц, или перекличка переярков, иногда басовые партии матерых самцов. Поздней весной и в начале лета матерые обычно избегают выть, боясь выдать местоположение гнезда. По необходимости их вой бывает кратким и не громким. Частота воя по месяцам представлена на графике. Наиболее часто волки воют в июле-августе, когда волчата, окрепнув и достигнув 1-1,5 месячного возраста, активно перемещаются и когда матерые и прибылые начинают менять логова (дневные лежки, временные логова, дневки).Дневки бывают в удобных, хорошо защищенных местах. Зимой, в сильные холода — это густой еловый подрост и т.п. защищенные от ветра места, но во второй половине зимы, когда начнет пригревать солнце — нередко на солнцепеках. С течением времени и переярки, до второй половины лета болтающиеся отдельно, начинают все чаще присоединяться к матерым с волчатами, образуя уже полную семью-стаю. В этих условиях особенно необходимо звуковое общение. Одиночный вой в основном требуется для связи между членами семьи. Часто воют матерые на подходе к логову, а волчата, иногда и переярки, им отзываются. Нередка также и перекличка переярков. Бывает, что проголодавшиеся волчата, не дождавшись матерых, начинают скулить, взвизгивать и подтявкивать. Попозже появляется и групповой вой семьи-стаи, наступает пора наиболее частых «волчьих концертов». В суточном разрезе чаще всего валки воют в сумерках, на зорях. Наиболее вероятно услышать вой в течение 1-2 часов после заката солнца или перед рассветом. В это время особенно возможен групповой вой. Нередок вой ночью. Днем волки отдыхают, Вой их крайне редок, а при необходимости перекличка или сигналы потерявшимся прибылым осуществляется тихо — коротким подвыванием или взвизгиванием.
Журнал «Охота» 1997 — 9

на украинском — «вовк».
по-персидски — горг.
по-норвежски — ульв. есть еще «влк», что-то славянское
по-немецки — «Wolf», «вольф»
по-норвежски — «ulv», «уль»
по-фински susi
по румынски — «Lupul», и французское лю тоже от единного латинского Lupus))
по итальянски lupo, тоже от латинского.
по-голландски wolf
по-гречески λύκος . В древности произносилось как люкос.
по венгерски Farkas — форкош, резкое слово, будто наотмашь…
по испански el Lobo — лобо. Энто группёха знаменитая ВолкИ «Los Lobos»
по-турецки — kurt
по-грузински «мгели»
на иврите «зеэв» (Зеэв — волки только не такие, как в России. Они меньше раза в полтора и гораздо менее шерстистые).
в (старо)французском есть еще garou, от loup-garou.
по-киргизски карышкЫр
по чешски vlk, с вокализацией, понятное дело
по-литовски — vilkas (вилкас)
по-грузински «волк» звучит вроде «тапило»
по-японски «волк» – ООКАМИ (ookami). Kanji тот-же что и второй в предыдущем слове: 狼.
餓狼 (garou) — голодный волк.
по-сербски (и хорватски) «вук» (в Сербии это распространенное имя-оберег),
по-словенски volk
по-эстонски волка зовут «hunt» (хунт). А «волчий оскал» будет уже «hundiirv» (хундиирв).
по-корейски ‘ныктэ’
по-ирландски (гэлик) — mac tíre. Что в примерном переводе значит «сын земли»
по-азербайджански -гурд. Пишется qurd. Есть ещё слово canavar, джанавар, это тоже волк, но между ними есть какая-то ускользающая от меня разница.
Кстати, имхо, русское сленговое «борзый» (не борзая собака, а борзый-оборзевший) произошло именно от чеченского «борз».
В украинском языке и южнорусских говорах есть слово ХОРТ («борзая собака»). Про «борзую» от «борз» ниже написали
И еще:
English wolf
Italian lupo
Spanish lobo
French loup ; loup gris
German Wolf
Russian волк
Arabic ذئب
Chinese 狼
Afrikaans wolf
Albanian ujk
Asturian llobu
Basque otso
Bengali; Bangla েনকেড় বাঘ
Brazilian Portuguese lobo
Bresciano luf
Breton bleiz
Calabrese lupu
Catalan llop
Cornish blýth
Corsican lupu
Croatian vuk
Czech vlk
Danish ulv
Dutch wolf
Esperanto lupo
Estonian hunt
Faeroese úlvur
Finnish susi
Flemish wolf
Frisian wolf
Furlan lôf
Galician lobo
Greek λύκος
Guarani yaguaru
Gujarati ભેડીયો
Hebrew זאב
Hindi भेड़िया
Hungarian farkas
Icelandic úlfur
Indonesian serigala
Irish mac tíre
Japanese 狼
Korean 늑대
Kurdish Kurmanji gor
Kurdish Sorani گورک ; گورگ
Latin lupus ; Canis lupus
Latvian vilks
Leonese llobu
Lithuanian vilkas
Lombardo Occidentale luff
Malagasy fosa
Manx moddee-oaldey
Maori wuruhi
Marathi लांडगा
Maasai loiibor kidong’o
Mokshan verjgaz
Nissart loup
Norwegian ulv
Occitan lop
Old Greek λυκος
Papiamentu wòlf
Persian گرگ ; حريص
Piemontese luv
Polish wilk
Portuguese lobo
Punjabi ਭੋਡ਼ੀਆ
Quechua atuc
Romagnolo lòv
Romanian lup
Saami gumpe ; návdi
Sanskrit वृकः
Sardinian Campidanesu luppu
Sicilian lupu
Slovenian volk
Somali uubato ; halyey ; yey
Swahili mbwa mwitu
Swedish varg ; ulv
Thai หมาป่า
Turkish kurt
Turkmen гурт
Ukrainian вовк
Valencian llop
Venetian lovo
Vietnamese chó săn sói
Wallon leu
Welsh blaidd
Zeneize lô ; luvo

Волк с языком

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *