Вода необходима растениям для

Содержание

Общие сведения

Гидрофиты — самая многочисленная группа, состоит преимущественно из однодольных — погружены в воду полностью или большей своей частью (гидатофи́ты), сюда относятся все формы, гибнущие вне воды и неспособные к сухопутной жизни; они держатся на незначительных глубинах пресных и солёных вод или плавают на поверхности.

Другие погружены в воду только нижней частью (гидрофи́ты), переживают временную засуху или требуют, чтобы только корни их были обильно увлажнены; это мелководные, прибрежные и болотные формы.

Резкой границы между гидатофитами и гидрофитами не существует.

К водным растениям условно можно отнести также и водоросли — обширную группу организмов, которую ранее относили к растениям.

Листва селагинеллы (Selaginella)Нитевидные листья роголистника полупогружённого (Ceratophyllum submersum L.)

Обитание в водной среде обусловило особые черты организации водных растений: значительное увеличение поверхности тела в сравнении с его массой, что облегчает поглощение необходимых количеств кислорода и других газов, которых в воде содержится меньше, чем в воздухе. Увеличение поверхности растения достигается развитием больших тонких листьев (рдесты), расчленением листовой пластинки на тонкие нитевидные участки (уруть, роголистники, водные лютики), сильным развитием воздухоносных полостей и больших межклетников.

Кувшинка. Черешок листа, поперечный разрез

Корневая система водных растений развита слабо, корневые волоски отсутствуют: вода с растворёнными в ней минеральными веществами может проникать непосредственно в листья. Большая плотность водной среды обусловливает слабое развитие механических элементов в листьях и стеблях водных растений; немногочисленные механические элементы, имеющиеся в стеблях, расположены ближе к центру, что придаёт им большую гибкость; корни перистые: растениям не требуется поддержка в воде.

У водных растений сильно развита разнолистность (гетерофиллия): подводные, плавающие и надводные листья на одном и том же растении значительно различаются как по внутреннему, так и по внешнему строению. Так, подводные листья не имеют устьиц; у плавающих на поверхности воды листьев устьица находятся только на верхней (адаксиальной) стороне, у надводных (воздушных) листьев устьица — на обеих сторонах.

Так как интенсивность света в воде резко снижается, у многих водных растений в клетках эпидермиса имеются хлорофилловые зёрна.

У водных растений слабо развиты или даже отсутствуют сосуды в проводящих пучках.

Почти все водные растения размножаются вегетативно. Некоторые водные растения (Наяда, Роголистник) опыляются под водой; у других цветки поднимаются над водой, где и происходит опыление. Семена и плоды распространяются птицами либо водными течениями.

Некоторые водные растения приспособились к периодическому высыханию водоёмов (например, Частуха, Стрелолист, Жеруха).

Во флоре России и сопредельных стран насчитывалось около 260 видов цветковых водных растений, преимущественно однодольных.

Гидатофиты

Характерной особенностью гидатофитов является крайняя слабость их стеблей и листьев, опадающих по изъятии из воды. Будучи целиком погружены в текучую или стоячую воду, поддерживающую их со всех сторон, они не нуждаются в твёрдых элементах своей ткани (склеренхиматических), которые поэтому и доходят до значительной простоты; паренхиматическая ткань (то есть состоящая из многогранных нежных клеток, не вытянутых ни в одну сторону) составляет главную массу, в которой весьма слабо развиты сосудисто-волокнистые пучки. Гидатофиты характеризуются большим развитием воздухоносных полостей (аэренхимы).

Плавающие в толще воды листья получают меньше солнечной энергии, потому что количество света уменьшается, проходя через столб воды.

Некоторые разновидности лютика плавают немного погружёнными в воду; только цветки простираются выше воды. Их листья и корни длинные и тонкие и похожи на волосы; это помогает распространить массу растения по широкой площади, делая его более плавучим. Длинные корни и тонкие листья также обеспечивают большую площадь поверхности для всасывания минеральных растворов и кислорода, растворённых в воде. Широкие плоские листья кувшинок помогают растению распределить вес по большой площади.

Семейства

  • Наядовые (Najadaceae)
  • Взморниковые (Zosteraceae)
  • Рдестовые (Potamogetonaceae)
  • Кувшинковые, или Водяные лилии (Nymphaeaceae)
  • Сланоягодниковые (Haloragaceae)
  • Пузырчатковые (Lentibulariaceae)
  • Роголистниковые (Ceratophyllaceae)
  • Красовласковые (Callitrichaceae) (система APG ныне включает в семейство Подорожниковые (Plantaginaceae))

Роды

  • Альдрованда (Aldrovanda)
  • Взморник (Zostera)
  • Початколистник (Phyllospadix)
  • Посидония (Posidonia)
  • Рдест, или Речник (Potamogeton)
  • Руппия (Ruppia)
  • Цимодоцея (Cymodocea)
  • Галодула (Halodule)
  • Дзанникеллия (Zannichellia)
  • Альтемия (Althemia)
  • Наяда (Najas)
  • Апоногетон (Aponogeton)

Некоторые представители

Водокрас

Водокрас, или Лягушечник (Hydrocharis morsus-ranae L.) — вид, весьма распространённый по умеренной Европе и Азии в прудах и стоячих водах. Плавучая трава с коротким корневищем, как бы отгрызенным снизу (отсюда название лат. morsus ranae — укус лягушки). Каждый побег начинается двумя короткими низовыми листьями, за которыми следуют до 5 длинночерешковых листьев с округлыми пластинками, при основании сердцевидными (как у кувшинки и нимфеи, или водяной лилии), около 2,5 см в поперечнике; из углов листьев выходят боковые плетеобразные побеги, развивающие на концах новые листья и придаточные корни. Отгнивши или оторвавшись от первоначального растения, такой побег становится самостоятельным; таким образом, водокрасы размножаются двояко. Цветки двудомные — на одних растениях тычиночные (мужские), на других пестичные (женские); выходят на длинных ножках из углов листьев, в начале совсем закрыты 1 или 2 полупрозрачными кроющими листьями; мужских цветков 1 или 2, редко больше, на каждой ножке, с 12—15 сросшимися при основании тычинками и 3 белыми лепестками; женских — 2 с 6 неразвитыми тычинками, многогнёздным плодиком и 3 лепестками. Плоды не раскрываются. У водокраса образуются ещё зимующие почки, длинные и плотные, падающие на дно и прорастающие весною. Длинные придаточные корни водокраса покрыты тонкими волосками.

Апоногетон двуколосыйАпоногетон мадагаскарский. Ботаническая иллюстрация из Curtis’s botanical magazine, vol. 82, ser. 3, nr. 12, tabl. 4894, 1856

Апоногетон (Aponogeton L.f.) из Индии, Цейлона, Южной Африки и Мадагаскара. Корневище, сначала клубнеобразное, затем удлиняется и наконец разветвляется на 15—20 частей, выпускающих узкие надводные листья на длинных черешках; при основании черешков плёнчатые прилистники, рано отпадающие; небольшие ароматные цветки очень просты, не имеют ни чашечки, ни венчика и состоят из 6—25 тычинок и 3—8 отдельных одногнёздных околоплодников; прикрыты довольно крупным белым прицветником; цветки образуют неплотные соцветия вроде колоса или кисти; у апоногетона двуколосого (Aponogeton distachyos) таких соцветий два, а у апоногетона одноколосого (Aponogeton monostachyos) — одно; плодики сухие, лопаются по брюшному шву и содержат несколько семян. Разводится цветоводами в водоёмах с умеренной температурой.

Апоногетон мадагаскарский, или продырявленный, или Увирандра окончатая (Aponogeton madagascariensis, или Ouvirandra fenestralis (Mirb.) H.Bruggen) — тропическое растение с цветками такого же устройства, но с очень оригинальными листьями в виде решётки или окна (лат. fenestra — окно); такое устройство листьев произошло от того, что сосуды пересекаются под прямыми углами, а в промежутках между ними не развилась листовая паренхима или мелкоклеточная ткань.

Лотос Комарова в арборетуме Эллерхооп, Германия

Лотос Комарова, или Лотос орехоносный (Nelumbo nucifera Gaertn.) — произрастает в подтропическом поясе Старого света; в России в устье Волги и на Каспийском море. Высокое красивое растение; листья на длинных черешках, надводные, щитовидные (прикреплены к черешку своею серединой), и притом вогнутые воронкообразно; есть и подводные небольшие чешуйчатые листья, сидящие на корневище; крупные цветки с 4-листной чашечкой, множеством лепестков и тычинок и своеобразной конической завязью или собственно цветоложем, разросшимся в конус с основанием кверху, в которое и погружены несколько завязей, превращающихся по отцветании в орехообразные плодики. Корневища в Китае употребляются в пищу; разводилось прежде и в Египте.

Лотос голубой. Цветок

Лотос египетский (Nymphaea lotus L.) — любимейший цветок Древнего Египта, служивший часто для украшения мёртвых (находки в мумиях) и изображавшийся очень часто в иероглифах. В Египте и теперь два вида лотоса — белый и голубой (Nymphaea caerulea Savigny. Два белых цветка совершенно такого же устройства, как и у нашего вида — кувшинки белой, или водяной лилии (Nymphaea alba L.), сходны и с нелумбием; 2 листа, раскрывшийся и нераскрывшийся; плод шаровидный и многосемянный, покрыт рубцами от росших на нём и отпавших лепестков и тычинок.

Гидрофиты

Группа гидрофитов — полусухопутных-полуводяных растений — содержит гораздо больше представителей, способных жить и вне воды, лишь с погружёнными в неё корнями. Вследствие этого менее заметны особенности в строении листьев и стеблей, чем у гидатофитов; лишь немногие роды (например, Валлиснерия и Элодея) погружены целиком в воду и не могут держаться вне её; большинство же родов по более прочному устройству своих частей и по способности существовать некоторое время и на суше (но хорошо увлажнённой) представляют формы, переходные к прибрежным, или болотным.

Стрелолист

  • Частуховые (Alismataceae)
  • Ситниковидные (Juncaginaceae)
  • Водокрасовые (Hydrocharitaceae) — самое богатое истинно водными формами. Это многолетние водные, часто плавучие травы с цветками как однополыми и двуполыми, так и двудомными; 3 чашелистика и 3 нежных белых лепестка; у иных видов цветки упрощены до 1 лепестка и 2 тычинок; пестичные (или женские) цветки всегда снабжены 6-листным околоцветником и цельною нижнею завязью из 3—6 плодолистиков, одногнёздою или не вполне 6-гнёздою; плод подводный, не раскрывающийся.
  • Частуха (Alisma)
  • Гидрилла (Hydrilla)
  • Элодея (Elodea)
  • Телорез (Stratiotes)
  • Стрелолист (Sagittaria)
  • Триостренник (Triglochin)
  • Шейхцерия (Scheuchzeria)
  • Тетронциум (Tetroncium)
  • Лилеа (Lilaea)
  • Сусак (Butomus)
  • Осока (Carex)
  • Ситник (Juncus)
  • Сыть (Cyperus)
  • Камыш (Scirpus)
  • Рогоз (Typha)
  • Ежеголовник (Sparganium)
  • Манник (Glyceria)
  • Рис (Oryza)
  • Тростник (Phragmites)

Валлиснерия спиральная. Иллюстрация к поэме Ботанический сад Эразма Дарвина.

Валлиснерия спиральная (Vallisneria spiralis L.) — растёт в водах южной Европы; в России — в устье Волги. Двудомное растение, выставляет из воды на короткое время только цветки. Длинные лентовидные прозрачные и нежные листья (длина 15—30 см, ширина около 0,6 см), внутри продолговатых клеток которых происходит оживлённое движение плазмы (открытое Альфонсо Корти), превосходно наблюдаемое. Для этого кусочек листа разрезают вдоль его пластинки, и свежий разрез кладут на предметное стекло под микроскоп; сквозь повреждённые разрезом клетки видны лежащие под ними живые, в которых и движется по стенкам плазма с ядром и зёрнами хлорофилла (увеличение достаточно около 300 раз). На мужских индивидах валлиснерии мелкие цветки собраны в густые соцветия, прикрытые двулопастной поволокой и выходящие на ножках из углов листьев; они отрываются сами и плавают по воде; на женских — цветки одиночные на очень длинных ножках, винтообразно или спирально скрученных, выносящих цветки на поверхность воды; после оплодотворения спирали закручиваются и втягивают цветки под воду, где и созревает плод.

Папирус

Папирус, или Сыть папирусная (Cyperus papyrus L.) — береговое растение из семейства Осоковые (Cyperaceae), водится, кроме Египта, на Сицилии, в Калабрии, Сирии и Абиссинии. Листья достигают 2 м; цветки мелкие, в колосьях, собраны в зонтики.

Пистия (Pistia stratiotes L.) — маленькое растение тропической Океании из семейства Ароидные, или Аронниковые (Araceae), или выделяемого от них особого подсемейства Пистиевые (Pistiaceae); плавающее растение; округлые листья розеткой, цветки мелкие, без околоцветника, собраны мелкими початками; плоды ягодообразные.

Талия (Thalia dealbata Fraser) из семейства Марантовые (Marantaceae), водится в болотах Южной Каролины (Северная Америка). Это высокая трава с ветвистым соцветием и рано опадающими прицветниками; на концах разветвлений соцветия сидят фиолетовые цветки в колосках; лепестки свободные; плод коробчатый.

Значение и применение

Съедобный плод водяного ореха.

Среди водных растений есть полезные, у которых в подземных органах — корневищах — очень много крахмала. Корневища сусака зонтичного, рогоза широколистного, стрелолиста обыкновенного, тростника обыкновенного, камыша приморского — легко доступный ценный источник питания. Человеком употребляются издавна в пищу семена водяного ореха (Trapa natans), зерновки манника.

Семена и плоды многих водных растений служат кормом для некоторых птиц. Отмершими остатками водных растений часто питаются беспозвоночные животные, служащие пищей рыбам.

Заросли элодеи на водохранилище в Германии Заросли эйхорнии

Водные растения играют важную роль в очищении водоёмов, хотя иногда (например, элодея, некоторые виды рдестов), в связи с быстрым распространением при размножении, сорничают и сами могут быть вредными при сильном разрастании их в водоёмах и особенно в водохранилищах. Эйхорния отличная (Eichhornia crassipes (Mart.) Solms), разрастаясь, образует сплошные плавни в реках, препятствуя судоходству, засоряет дренажные и оросительные системы.

Скошенные водные растения иногда употребляют на корм скоту или на удобрение.

Многие водные растения разводят в аквариумах.

> См. также

  • Аквариумные растения
  • Морские травы
  • Астраханский заповедник
  • Классификация растительности
  • Гигрофиты

Проект «Есть ли вода внутри растений?» презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста Проект «Есть ли вода внутри растений?» Подготовили воспитатели: Шишова О.В. Скакодубова И.А. г . Югорск 2014год

Слайд 2

Вид проекта: информационно-исследовательский Длительность: 3-4 недели Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители Образовательная область: познание. Мир природы «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму»

Слайд 3

Актуальность: Родители хотят видеть своих детей любознательными, инициативными, самостоятельными, умеющими решать поставленные задачи. Для этого нужно создавать условия, в которых у ребенка возникает потребность в познании окружающего мира, например, через исследовательскую деятельность. Проводя занятия по экологии выяснилось, что дети не представляют, как внутри растений может быть вода, как она поднимается вверх по стеблям к листьям, цветам, как может находиться в листьях, они ведь, по наблюдениям детей, плоские. Поэтому мы вместе с детьми решили провести ряд опытов, чтобы убедиться, что внутри растений всегда есть вода.

Слайд 4

Гипотеза: Есть ли вода внутри растений?

Слайд 5

Цель: с помощью экспериментов расширить представления детей о роли воды в жизни растений, поддерживать познавательный интерес, самостоятельную деятельность

Слайд 6

Задачи: Развивать любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования; Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы; Развивать умение понятно выражать свои мысли, объяснять наблюдаемое, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, обогащать словарь. Расширять знания о растениях, представления о значении воды в жизни растений.

Слайд 7

Этапы: Подготовительный – постановка проблемы Основной – выдвижение и проверка гипотез Заключительный – создание альбома

Слайд 8

Предполагаемый результат: д ети расширят и закрепят свои знания о роли воды в жизни растений; н аучатся выражать свои мысли, выслушивать мнение сверстников; н аучатся предполагать развитие событий.

Слайд 9

Сначала мы рассмотрели в книгах, энциклопедиях иллюстрации строения растений. Прочитали о том, что воду в растение подают корни, которые всасывают ее из почвы.

Слайд 10

Рассмотрели корни растения. Узнали, что внутри стебля есть тонкие трубочки, по ним вода поднимается к стеблям и цветкам.

Слайд 11

1.Может ли растение жить без воды? Для этого мы взяли два одинаковых растения. Одно поливали, другое – нет. Первые признаки увядания появились на четвертый день, на восьмой день цветок совсем опустил листочки. Мы полили растение (утром, до завтрака), и стали наблюдать, через какое время растение восстановит прежний вид. Для этого цветку понадобилось полдня, к обеду растение подняло листочки полностью. Растение без воды погибает. Мы провели ряд опытов:

Слайд 12

2.Как вода поступает к листьям? Мы срезали два цветка и поставили один – в обычную воду, а другой – в воду, подкрашенную чернилами. Через 14 дней разрезали стебель поперек, увидели, что он окрашен. Мы его разрезали вдоль и посмотрели на какую высоту поднялась подкрашенная вода (на 1см). Вода поднимается по стеблю. Но цветок погиб. Растениям нужна чистая вода.

Слайд 13

Подобные опыты проводились дома.

Слайд 14

3.Как попадает вода в растение? Мы срезали у двух растений часть стебля, корни этих растений остались в почве, сохранили связь с почвой. На один срез мы надели тонкую резиновую трубку, на другой – трубку от пипетки. Наблюдали и заметили, что в трубке и пипетке появляются капли воды. В трубке появился росток. Значит, воду в растение подают корни.

Слайд 15

4. Есть ли вода внутри растения? Мы отрезали часть листа и определили, что срез мокрый (на ощупь). После этого мы приложили к срезу салфетку, на ней осталось влажное пятно. Вода есть в разных частях растения.

Слайд 16

В наших исследованиях участвовали родители детей. Они вместе со своими детьми провели подобные опыты дома.

Слайд 17

5.Трубочки в стеблях могут забиться грязью. Мы насыпали глину в воду, где стоял цветок. Вода стала мутной. Через неделю цветок завял (вода не смогла подняться по стеблю). Цветам нужна чистая вода.

Слайд 18

Результат: мы провели опыты и убедились, что внутри растений есть вода. Она содержится во всех частях растения.

Роль испарения воды в жизни растений

Определенные виды культур поглощают и испаряют большой объем жидкости в день, но как пьют воду растения? Значение воды в жизни разных растений огромно, так оно всасывает необходимые минеральные элементы. В жидкости их не так много, поэтому за сутки любому цветку нужно прогнать довольно большой объем. Полезные вещества усваиваются, а влага поднимается по стеблям, доходит до листьев и испаряется. Важной частью является корень — он может поглощать воду с растворенными веществами и закреплять растения в почве.

Почему наличие воды является одним из главных условий прорастания семян? Без жидкости кожура не позволит стеблю прорваться, следовательно, культура не прорастет.

В первую очередь испарение воды в листьях способствует охлаждению. При длительном нахождении под солнечными лучами начинается испарение, в ходе которого водяной пар уносит тепло. Биохимические процессы невозможны без транспирации, так как при фотосинтезе источником кислорода является вода.

Стоит отметить, что значение воды для растений и людей одинаково важно. Интенсивное испарение влаги в сельскохозяйственных культурах приводит к различным проблемам. Почва постепенно становится менее насыщенной минеральными компонентами, что негативно отражается на росте и качестве урожая. Для полива комнатных растений вода требуется также, как и для сельскохозяйственных культур.

Немногие знают, какое значение для прорастания семян имеет вода. Из-за влаги они набухают, что вызывает разрывание кожуры. В результате стебель и листья выходят наружу, а затем прорастают.

Процесс испарения воды растением

Какое приспособление способствует уменьшению испарения воды у растений? За процесс отвечают листья, на обратной стороне которых расположены особые зеленые клетки (их называют устьица). Именно в них есть незаметные человеческому глазу щели — через них проходят капельки воды. Каждый организм содержит определенное число устьиц, все зависит от возраста, уровня влаги, давления клеточного сока. Отразиться на передвижении воды по растению способно множество факторов, например, температура воздуха.

Когда влаги накапливается достаточно, устьица расширяются и образуют отверстия, откуда выходит пар. Как правило, происходит это в дневное время суток. По отношению к воде растения могут быть гидрофитами, то есть растут частично погруженными в реку или озеро. Они способны испарять влагу обратной и лицевой стороной. Испарение листьями растений воды включает следующие этапы:

  • испарение воды растением — вода превращается в газ и поступает в атмосферу в виде пара;
  • конденсация — пар становится мелкими капельками жидких облаков;
  • осаждение — конденсированные капли маленького размера сливается вместе и падают на землю в виде дождя;
  • инфильтрация — впитывание воды в землю.
  • транспирация — растения получают воду в виде почвенного раствора с помощью корней, а затем она выпаривается листьями;

Некоторые организмы покрываются восковым налетом или ворсинками, если транспирация им не требуется. Иногда возникает вопрос, почему растениям во время жары важно испарять больше воды. Ответ прост — таким образом происходит охлаждение.

Готовим воду для роз

Только после подготовки можно ставить цветы в вазу. Водопроводная жидкость не подходит, ведь в ней содержится огромное количество вредных веществ. В какую воду можно ставить розы:

  • Вода для полива или срезанных цветов требуется кипяченая, отфильтрованная или отстоявшаяся. В летнее время года жидкость должна быть прохладной, в зимнее — слегка теплой.
  • Нельзя ставить розы в прозрачную вазу, так как солнечный свет ускорит увядание. Однако для выращивания орхидей в воде требуется именно прозрачный сосуд.
  • В свежесрезанные цветы легко проникнут бактерии, поэтому жидкость нужно очистить. С вопросом «Почему наличие воды для прорастания семян является одним из главных условий» разобрались, но чем их поливать? Есть несколько способов продезинфицировать жидкость. Достаточно бросить в вазу серебряную монетку, таблетку активированного угля или пару кристалликов марганцовки.

На вопрос «Можно ли поливать кипяченой водой цветы?» специалисты отвечают утвердительно. Если в доме не оказалось фильтрованной, то кипяченая вполне подойдет. Учитывать надо, какой водой лучше поливать орхидею. Для нее подходит отстоявшаяся дождевая жидкость. Для выращивания орхидей в воде лучше выбирать фильтрованную жидкость.

Роль воды и испарения в жизни растений очевидна. Без поглощения жидкости невозможно существование ни одной культуры, даже для семян необходима влага. Внимание уделяют не только растущим представителям мира флоры, но и срезанным цветам.

Елена Голец24 Март 2017 3944 Вода в жизни растений играет огромную роль, она является составной частью каждого растения, каждого его органа. Процентное содержание воды в растительном организме:

  • в протоплазме содержится около 80% воды,
  • в клеточном соке — 96—98% воды,
  • в оболочках растительных клеток до 50% воды.
  • в листьях содержание воды достигает 80—90%.

Большой процент воды содержится в сочных плодах:

  • в огурце — до 98%,
  • в томатах — 94%,
  • в арбузах — 92%,
  • в картофеле — 77%.

Сочные плоды содержат большой процент воды.

Вода — основной растворитель

Высокое содержание воды в тканях растения необходимо для активной синтетической деятельности. Вода — основной растворитель, и при ее участии осуществляется поступление в растение растворенных в воде питательных веществ через корни и передвижение их из одних клеток в другие.

Вода во взаимодействии растений с окружающей средой

Благодаря воде осуществляется взаимодействие растения с окружающей средой. В процессе фотосинтеза вода принимает непосредственное участие в образовании углеводов. Из 1000 частей воды, проходящих через растение, только 2—3 части используются в процессе фотосинтеза на образование углеводов, а 997—998 частей воды проходит через растение для поддержания его тканей в состоянии насыщения и для компенсации испаряющейся воды. Большая листовая поверхность растений приводит к трате огромного количества воды: за один час растения расходуют до 80—90% содержащейся в них воды. От количества воды в замыкающих клетках устьиц зависит степень их открытия; при большом ее содержании устьица открыты, и через них поступает углекислый газ в растение.

Расход воды растениями

Различные растения содержат неодинаковое количество воды, оно изменяется как в течение суток, так и в течение вегетационного периода. К концу вегетации содержание воды уменьшается.

Расход воды растениями. Из высших растений обезвоживание выдерживают очень немногие представители пустынной флоры, (подробнее: Ксерофиты и гидрофиты) тогда как сухие семена, некоторые мхи и лишайники могут сохранять жизнеспособность и при малом содержании воды. В различных условиях произрастания потребность растения в воде неодинакова. В сухом и жарком климате растения за вегетационный период расходуют воды в 2—3 раза больше, чем в умеренном климате.

Состояние воды в растениях

Вода в растениях бывает в двух состояниях — в свободном и связанном. Связанной водой считают воду, которая удерживается гидрофильными коллоидами протоплазмы и активными веществами. Связанная вода теряет свойства растворителя и не принимает активного участия в превращении и передвижении веществ по растению. Роль связанной воды заключается в том, что она препятствует слипанию мицелл между собой и придает структурную устойчивость гидрофильным коллоидам протоплазмы. Количество связанной воды в растении непостоянно, в молодых растениях больше связанной воды, чем в старых. Свободная вода в растении — среда, в, которой протекают все процессы его жизнедеятельности. Большое количество свободной воды испаряется растением. Подобное разделение воды на свободную и связанную условно, так как вся имеющаяся в клетках вода связана с веществами, входящими в состав протоплазмы, клеточного сока и оболочки. Эти формы воды различаются лишь по характеру и прочности связей. Биологи провели ряд опытов с тяжелой водой, содержащей О18. У молодых растений фасоли, погруженных корнями в тяжелую воду, происходила быстрая смена части воды тканей на воду, содержащую О18.

Куст растения фасоли в цветении. В тканях листьев и корней, имеющих быстрый обмен веществ, равновесие с внешним раствором наступало уже через 15—20 минут, при этом обменивалось немного более половины воды. Вода в стебле заменялась на 90%. При увядании листьев быстрее всего терял воду клеточный сок, вода цитоплазмы удерживалась значительно сильнее, меньше всего терялась вода, входящая в состав органоидов. На основании этих опытов были сделаны выводы, что в растении имеется трудно и легко обмениваемая вода. 5/5 — 3 голосов

Вода для полива комнатных растений

Требования к воде

Для активного роста и цветения домашних растений вода должна быть достаточно мягкой, чистой, не содержать опасных примесей (токсинов, инородных включений, тяжелых металлов, хлора), с нейтральной реакцией или слегка подкисленная, без солевых примесей минералов, с большим содержанием растворенного кислорода.

Для полива используют разную воду: водопроводную, озерную, речную, колодезную, талую, дождевую. Каждый вид имеет свои характеристики, рассмотрим все варианты.

Водопроводная вода

Если источником является река, то можно использовать воду из-под водопроводного крана, предварительно отстоянную в течение хотя бы ночи, имеющую комнатную температуру (22-25 градусов). За это время присутствующий в жидкости хлор улетучится. Чаще всего воды рек, речек содержат соли кальция и магния. Их уровень влияет на жесткость воды. При большой жесткости воды растения не могут поглощать из земли важные элементы: марганец, фосфор, алюминий, железо, бор. Поэтому нужно применять способы уменьшения жесткости, добавив соответствующие препараты или перегнать через фильтр, прокипятить.

О большой жесткости указывают белые разводы, и даже появление корки на поверхности земли и горшка.

Да и сами растения начинают сигнализировать о жесткости жидкости. Соли магния и кальция не позволяют растениям усваивать питательные вещества. Листья растений начинают светлеть и постепенно желтеют. Обнаружив подобный симптом, следует комнатный цветок пересадить в новый грунт. К жесткой воде особенно чувствительны: антуриум, азалия, папоротник, орхидея, камелия, бромелиевые, ароидные семейства.

Если в водопроводные сети вода поступает из скважины, то она бывает очень жесткая и ее использовать для полива не желательно без предварительной обработки.

Колодезная вода

Она чаще всего обладает большой жесткостью и без предварительной подготовки не пригодна для полива.

Вода озерная или из пруда

Здесь тоже много солей кальция и магния, а кроме того она может содержать токсичные вещества, бактерии, продукты гниения, тяжелые металлы. Все это не позволяет использовать такую воду для полива без предварительной ее очистки.

Дождевая вода

Она считается самой подходящей при уходе за домашними цветами. Чтобы она была более полезной, при ее сборе нужно соблюдать определенные правила. Не стоит ее сразу собирать после длительной сухой погоды, лучше на второй день дождей, иначе с первым дождем смоется с крыш много пыли и других вредных веществ. Не стоит собирать дождевую воду вдоль автомобильных дорог и рядом с промышленными предприятиями.

Специалисты рекомендуют смешивать отстоявшуюся водопроводную воду с дождевой. Цветоводы отмечают улучшение внешнего вида и продолжительность цветения у пеларгонии, бегонии, цикламена первоцветов, хризантемы при поливе очищенной дождевой водой.

Талая вода

Она имеет немного примесей и полив ею с температурой выше комнатной на 1-2 градуса благотворно сказывается на развитии комнатных цветов. Талую воду народные целители используют для насыщения организма энергией после зимы.

Технология получения талой воды основана на разнице времени замерзания чистой и содержащей соли и примеси жидкости. Это общее время равно 10-12 часов. Поэтому сосуд с водой помещают в холодильник или зимой на балкон. Чистая вода замерзает раньше, чем с примесями. Когда часть воды в емкости замерзнет, нужно слить всю незамерзшую. Так мы избавимся от солей и примесей. Размороженный лед хорошо использовать для полива.

полив теплой водой

Кипяченая вода

При кипячении часть солей кальция и магния выпадают в осадок, и вода становится более мягкой. Однако она содержит мало растворенного кислорода. Для насыщения ее кислородом нужно перед поливом перелить воду из одной емкости в другую несколько раз, высоко поднимая верхнюю посуду.

Дистиллированная вода

Пройдя очистку через дистиллятор, вода очищается не только от вредных, но и полезных примесей. Поэтому ее стоит использовать при смешивании с водопроводной в пропорции 2:1.

Способы смягчения

Как же в домашних условиях можно смягчить воду?

Отстаивание – самый простой и доступный метод. Из воды, налитой в открытую посуду, через двое суток испарится хлор и известь.

Кипячение позволяет вывести соли кальция, магния, которые оседают на стенках кастрюли, чайника.

Добавление древесной золы 0,5 ч. л. на литр снизит жесткость жидкости.

Добавления торфа в воду снижает жесткость и вытягивает тяжелые металлы. Нужно взять 100 г торфа, поместить в ткань (носок) и подержать в ведре сутки.

Полив теплой водой

Температура воды должна быть выше комнатной на 2-3 градуса выше. Тогда растения начнут активнее расти, зацветут раньше. Комнатные растения, находящиеся в состоянии покоя поливают водой ниже комнатной на 1-2 градуса, так как теплая вода может спровоцировать преждевременный рост. Холодная же вода приведет к загниванию корневой системы.

Итак, мы выяснили, какая вода для полива комнатных растений более полезна, чтобы цветы радовали своим прекрасным видом и дивным цветением.

Возможно, вас заинтересует, какую пользу дают растения для дома.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Растения и водный режим

Вода — необходимое условие для жизни растений.
1. Она является главной, составной частью растений 60-80% содержимого клетки), расходуется ими в больших количествах в процессе испарения. Поступает вода в растения в основном из почвы.
2. Наряду с углекислым газом и минеральными соединениями вода необходима для синтеза органических веществ. С ее участием протекают все основные биохимические процессы в растении.
3. Питательные вещества, находящиеся в почве, могут поступать в растение только растворенными в воде.
4. Вода обеспечивает непрерывность передвижения питательных веществ в растении.
5. От влажности почвы и воздуха зависят нормальный рост и развитие, которые могут протекать только при достаточном насыщении клеток водой.

Водный режим растений складывается из трех процессов:
1) поступление воды в растение через корневую систему и листья;
2) передвижение воды по растению от корней к листьям и наоборот;
3) испарение воды из листьев в атмосферу — транспирация, которая обеспечивает непрерывный ток воды с питательными веществами, поступающими из почвы, от корней к листьям. Испарение воды растениями предохраняет их от перегрева.

В процессе жизнедеятельности растения создают органические вещества. На создание одной части сухого органического вещества они расходуют 200-500 частей воды. По очень приблизительным подсчетам, культивируемым растениям для их развития в летний период 2500-7000 т воды на 1 га. Растение может получать воду не только через корневую систему, но и через листья. Вот почему опрыскивание (рано утром и вечером) дает положительные результаты.

Большинству цветочных и декоративно-лиственных форм для интенсивного роста и развития требуется в 1,5-2 раза больше влаги, чем ее поступает с атмосферными осадками. Поэтому для обеспечения оптимальных условий роста и развития необходимо сохранять почвенную влагу, защищать растения от излишнего испарения, а в отдельные периоды пополнять ее запасы. К агротехническим приемам, способствующим этому, относятся полив, опрыскивание и. дождевание, уничтожение сорняков, рыхление и мульчирование почвы, защита растений от ветра, притенение и т. д.

Важную роль в водном балансе растения играет транспирация, интенсивность которой возрастает при повышении температуры, солнечной радиации, силы ветра и других условий. Когда воды расходуется больше, чем поступает, клетки растения обезвоживаются, в результате чего побеги и листья поникают и вянут. Обезвоживание ведет к нарушению физиологической жизнедеятельности растения: прекращается рост, формирование цветковых органов, созревание плодов и т. д. В это время могут отмирать листья, побеги, а иногда увядание приводит к гибели всего растения.

Потребность растений в воде определяется их состоянием и внешними условиями (температурой и влажностью почвы и воздуха, интенсивностью освещения и т. д.), периодом развития, мощностью корневой системы. Например, в растущих листьях, стеблях, корнях, содержание воды достигает 90% и более, в древесине многолетних растений количество ее составляет 45-50%, а в почках еще меньше. В семенах влаги содержится всего 10-15%.

Для прорастания семян необходимо насыщение водой до 90-95% их массы. Если содержание воды в тканях семени достигнет только 20-25%, это лишь активизирует дыхание и другие процессы, но не приведет к прорастанию, что может вызвать гибель зародыша. Поэтому применяют намачивание семян, а посев проводят в достаточно увлажненный субстрат.

Большинство цветочных культур лучше растет при влажности почвы 60-80%. С уменьшением площади питания потребность растений в воде возрастает.

Избыток влаги в почве так же вреден для растений, как и недостаточное количество ее. При очень сильном увлажнении корневая система из-за недостатка кислорода слабеет, заболевает, и растение погибает.

По потребности в воде растения делят на четыре группы.
1. Гидрофиты. Представителям этой группы необходимо большое количество воды. Это водолюбивые растения, например виктория регия с очень большими листьями, достигающими 1,5 м в диаметре, циперус, нимфы.
2. Гигрофиты. Влаголюбивые растения, живущие в условиях избыточного увлажнения. К ним относятся Ольха, антуриум, аспидистра, фикус баньян.
3. Мезофиты. Растения со средней потребностью во влаге. Это самая многочисленная группа, к которой относится большинство культивируемых растений, а из цветочных — розы, резеда, астры. В ней можно выделить подгруппы растений с малой, средней и большой потребностью во влаге.
4. Ксерофиты. Растения, потребляющие очень небольшое количество воды, представ лены значительно меньшим числом видов. Это обитатели пустынь, полупустынь и степей, растущие на сухой почве. Особенно много среди них суккулентов, запасающих воду в листьях и стеблях. К ним относятся кактусы, агавы, алоэ.

В природе нет четкой границы между указанными выше группами; некоторые виды по своей потребности в воде занимают промежуточное положение.

Источник: Учебная книга цветовода. А. А. Чувикова, С. П. Потапов, А. А. Коваль, Т. Г. Черных. М.: Колос, 1980

Как определить потребность растений в воде?

Организовать правильный полив на своем приусадебном участке — задача незаурядная, ведь необходимо обладать умением рассчитать необходимый объем водоснабжения для получения конкретного уровня урожайности той или иной культуры, а также грамотно дозировать подачу живительной влаги в зависимости от этапа вегетационного цикла растений.

Существует несколько относительно несложных способов определения потребности растений в воде:

  • на глазок (по признакам потери растениями тургора тканей, опадения и пожелтения листьев, а также сбрасывания ими цветков и завязей);
  • с использованием особого аппарата — тензиометра;
  • с помощью пары простых расчетов испарения жидкости с поверхностью огородного грунта с учетом текущего уровня осадков.

Очевидно, что правильный полив с помощью глазомерного метода сможет наладить на своем огороде разве что опытный овощевод, который может похвастаться годами наблюдений за царством растений. А что же тогда делать человеку, только начинающему осваивать это интересное и полезное хобби — огородничество? Для него-то и предназначен специальный прибор, разработанный именно для того, чтобы своевременно предупреждать овощевода- новичка, что количество влаги в почве упало до критического уровня и необходим очередной полив. Без указанного прибора нереально организовать экономное капельное орошение, а ведь этот способ поливов постепенно перестает казаться обременяющим кошелек излишеством, превращаясь в насущную необходимость даже для огородника-любителя.

Производители предлагают тензиометры различных типов — водомерные, ртутные, электрические и другие. Однако принцип обращения и трактовки их показателей одинаков. На грядке, где располагаются овощи, на расстоянии около 15 сантиметра от стебля растений втыкают в почву два тензиометра: один заглубляют на 10-15 сантиметров, а второй — на 30 сантиметров. Данные с приборов снимают в утренние часы и сравнивают с цифрами в документации, идущей в комплекте с каждым тензиометром.

Количество жидкости, которое испарится с поверхности почвы за определенное время, определяется влиянием нескольких факторов: температурой окружающей среды, относительной влажности воздуха и скорости ветра в данный временной интервал. Вся надземная часть растений также непрерывно теряет воду, при этом данный процесс может протекать как быстрее испарения жидкости с поверхности грунта, так и медленнее. В агрономической науке для точных расчетов используют коэффициент испарения воды растениями, который вычисляется как частное от деления фактической транспирации растений на потенциальное испарение с единицы площади водной поверхности в сутки.

Конечно, эти средние значения этих коэффициентов уже выведены учеными-агрономами по различным культурам, так что нам нет необходимости забивать себе голову сложными формулами. Как вы можете заметить в нижеприведенной таблице, потребность растений во влаге периодически меняется, что обусловлено разными этапами их роста и развития. Так, сразу после начала цветения и формирования плодов большинство культур становятся более требовательными к водному обеспечению, а больше всего жидкости им нужно именно в период основной волны урожая. В дальнейшем испарение с поверхности растений снижается, при этом параллельно уменьшается количество необходимых поливов.

Средние коэффициенты испарения овощных культур в разные периоды вегетации

Так как же все-таки планировать правильные поливы, используя вышеприведенную информацию? Для этого вам понадобится установить на своем участке мини-бассейн, диаметр которого должен быть 120 сантиметров, а глубина — 25 сантиметров. Располагают его, как правило, в центре участка на ровном месте на уровне почвы. Такой эвапориметр доверху заливают водой и ежедневно замеряют объем испарившейся жидкости с помощью обыкновенной линейки. Показатели снимают в утренние часы и заносят их журнал. К примеру, во время интенсивного завязывания кочанов коэффициент испарения у белокочанной капусты довольно высокий — 1,03 единицы. Если с поверхности мини-бассейна за сутки испарилось 12 миллиметров влаги, то ее потери с метра квадратного пахотного слоя почвы будут составлять около 12 литров. В середине лета водные запасы в почве по большей части уже исчерпаны, поэтому капустка будет нуждаться как минимум в 12 литрах воды на метр квадратный площади ее грядки. Как видите, эти значения легко высчитать самостоятельно, что поможет вам определить оптимальный режим орошения на вашем участке.

Вышеописанные три способа определения потребностей растений в воде позволяют современному дачнику организовать на участке правильный полив, т.е. такой, который обеспечит рациональное и бережливое расходование этого дефицитного ресурса.

Потребность растений в воде

Открытый урок

Тема: Потребность растений в воде

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием растений, их особенностями; формировать у учащихся понятий » влаголюбивые», «водные», «засухоустойчивые» растения.

Задачи урока:

1 Научить распознавать деревья, кустарники и травянистые растения.

2. Развивать любознательность, кругозор учащихся, интерес к предмету.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: гербарии цветущих растений; интерактивная доска, проектор, компьютер, гербарии: цветковых, хвойных, споровых растений, водорослей; видеоролик bilimland.kz «Морские, речные водоросли «, «Папоротники» Презентация. карандаши, учебники, тетради.

Ход занятия

  1. Организационный момент. ( приветствие гостей, настроение) слайд 1

Давайте улыбнёмся!

Как хорошо вокруг!

Природа –наш хороший,

Наш добрый, верный друг.

Для нас лесной кузнечик

Споёт среди травы.

А ветер нам сыграет

На клавишах листвы.

  1. Психологический момент начала урока.

А начну урок наш урока с разговора одного ученика. И вот , что он сказал :

» Вот вырасту и открою какое – нибудь живое существо. Только бы не опоздать.»

На что ему ответили: «Никогда не поздно что- то узнавать и открывать»

Главное будь внимательным и наблюдательным и ты сделаешь много удивительных открытий.

Одно открытие уже ждет нас сегодня на уроке.

слайд 2,3

3. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Игра» Что лишнее?» На доске

— Что общего у предметов , изображенных на этих картинках ( живые существа)

— Докажите ( они дышат, питаются , растут , размножаются, стареют и погибают)

— Какая картинка лишняя? ( волк)

— Почему ? ( он относится к царству животных)

— К какой группе вы отнесете остальные картинки ?( царству растений )

Почему? ( так как у них есть корень, побег, цветок , плод с семенами)

— Можно ли перечислить всех представителей царства растений ( нет)

— Почему? ( их очень много ) Куда бы вы не посмотрели повсюду растения.

4.Проверка домашнего задания:

-Сколько видов растений произрастает в нашей стране? (около 6 тысяч видов)

слайд 4

-Какие самые простые по строению растения? (Водоросли)

— Почему водоросли относятся к простейшим растениям ?

(У них нет ни корней ,ни стеблей, ни листьев, ни цветков.)

Видеоролик bilimland.kz «Морские, речные водоросли »

слайд 5

-Где растут мхи? ( во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев)

-Какие части растения есть у мха? (стебель и листья, но нет корней и цветков)

слайд 6

-Какие растения господствовали на Земле миллионы лет назад? (папоротники)

Видеоролик bilimland.kz «Папоротники »

слайд 7, 8, 9

-Назовите хвойные растения.(ель, сосна, ель, пихта, лиственница,)

— Назовите растения, у которых не бывает цветков. (папоротник, мхи, водоросли и хвойные растения не имеют цветков)

слайд 10, 11

-Какие самые распространённые растения на земле?( цветковые растения)

-По внешнему виду на какие группы можно разделить растения? (деревья, кустарника, травянистые)

5. Новая тема: «Потребность растений в воде»

А) Рассказ учителя о влаголюбивых, водных растения и засухоустойчивых растениях.

— Какие условия необходимы для жизни растений?

В)Работа в тетради : запись информации о растениях. слайд 12

Условия

свет вода воздух тепло питательные вещества

-Многие растения очень любят влагу. Как можно назвать такие растения? (Влаголюбивые). слайд 13

-А есть растения, которые растут прямо в воде. Это водные растения.

Назовите водные растения.( Ряска, кувшинка, камыш).

-Но не на всех участках земли достаточно влаги. Например, в пустыне мало выпадает осадков. Но растения приспосабливаются к данным условиям. Такие растения называются засухоустойчивые. слайд 14

Назовите засухоустойчивые растения (Ирис, Лаванда, Мак, Полынь, Тысячелистник)

6.Физминутка слайд 15

Мы сегодня входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

А в обед совсем теплынь-

Пахнет горькая полынь,

Тянет мёдом, мятой

И травой примятой.

Мы по лесу погуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И нас лучики согрели!

-Растения не переносят одиночества. Они растут группами, которые называются сообществами.

-На какие группы делятся растения? (Влаголюбивые, засухоустойчивые )

-Как вы думаете сколько лет живут растения? (…)

-Есть растения, которые в течение года дают новые семена- это однолетние растения.

-Растения у которых на второй год образуются семена, называются двулетними.

-А как назвать растения, которые живут много лет?( Многолетние)

-Какую роль играют растения в жизни человека?

-Многие из них исцеляют человека. Что значит исцелить? Такие растения называются лекарственными. слайд 16

-Кто знает как называется наука которая занимается изучением растений (ботаника)

7. Формирование умений и навыков.

А теперь давайте послушаем стихотворения, которые вы выучили дома. К чему призывают нас эти стихи?

1.На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

2. Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

3. И не видели, как из-под нас

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обречёно глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели…

4. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

-Что можем сделать мы для охраны растений?

Б)Работа с текстом учебника на стр.112-113.

В)Работа в тетради : запись информации о растениях.

8. Составление кластера:

— Что вам известно о растениях?

9.Итог урока:

— Как вы думаете, выживет ли растение, если его перенести из одной среды в другую?

— Каким растениям тяжелее приспосабливаться к окружающей среде?

— Могут ли расти рядом кувшинка и верблюжья колючка?

слайд 17

10.Задание на дом: стр.112-113

— Оцените свои достижения на уроке , раскрасив человечков

— на нашем лугу прикрепите ромашки:

розовые – если вам понравился урок
Зелёные – если вам не понравился урок

слайд 18

Открытый урок

Тема:

Потребность растений в воде

3 «А» класс

Подготовила

учитель начальных классов

Подготовила

учитель начальных классов

Гартунг О.Я.

средняя школа имени В.Комарова

п. Шантобе

2017 год

Зачем растениям нужна вода?

кость; 3) внутренние органы; 2) полости тела; 4) ткани, образующие органы. 2. Основу жидкой части крови составляет: 1.) тканевая жидкость; 2) плазма; 3) лимфа; 4) физиологический раствор. 3. Строение и окраска эритроцитов обусловлены выполняемой ими функцией: 1) участвуют в свертывании крови; 2) обезвреживают бактерии; 3) переносят кислород; 4) вырабатывают антитела. 4. Люди с 1 группой могут отдавать свою кровь на переливание людям: 1) только с 1 группой; 2) Только со II группой; 3) с любой группой; 4) только с IУ группой. 5. Свертывание крови обеспечивается: 1) эритроцитами; 2) лейкоцитами; 3) тромбоцитами и солями кальция; 4) плазмой и солями натрия и калия. 6. Антигенами называют: 1) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ; 2) чужеродные для организма вещества, способные вызвать иммунную реакцию; 3) форменные элементы крови; 4) особый белок, который назвали резус-фактором. 7. В каком из органов разрушаются эритроциты? 1) В красном костном мозге; 3) селезенке; 2) печени; 4) желтом костном мозге. 8. Орган, где не образуются лейкоциты: 1) печень; 2) красный костный мозг; 3) лимфатические узлы; 4) селезенка. 9. Функция, которую выполняют эритроциты, называется: 1) соединительная; 2) защитная; 3) транспортная; 4) рецепторная. 10. Верны ли следующие суждения? А. кровь транспортирует углекислый газ от клеток к легким. Б. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) неверны оба суждения. Часть 2 При выполнении заданий В], В2 выберите три верных ответа ю шести. В1. Свертывание крови обеспечивают: 1) лейкоциты; 2) тромбоциты;; 3) фибрин; 4) эритроциты; 5) фагоциты; б) ионы кальция. В2. В плазме крови содержатся: 1) вода; 2) эритроциты; З) белки; 4) соли натрия и кальция; 5) лейкоциты; б) тромбоциты. При выполнении заданий В3, В4установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В3. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой. Характеристика Вид иммунитета А) Врожденный. 1. Естественный. 2. Искусственный Б) Возникает под действием вакцины. В) Приобретенный после болезни. Г) Передается от родителей своим детям. Д) Возникает под действием лечебной сыворотки. Е) Возникает при введении культур ослабленных Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться). А Б В Г Д Е В4. Установите соответствие между форменными элементами и функциями, которые они выполняют. Функции Клетки крови А) Защищают организм от развития в нем болезнетворных бактерий. Б) Транспортируют углекислый газ от клеток к легким. В) Связана с процессом свертывания крови. Г) дыхательная — переносят кислород от легких к тканям. Д) Препятствуют потере крови Е) Поглощают и переваривают бактерии 1. Лейкоциты. 2. Эритроциты З. Тромбоциты Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться). А Б В Г Д Е

Есть две системы питания растений, которые взаимосвязаны и неразделимы. Это питание через листья и питание через корни, и ни одно из них не может заменить другое.

Воздушное питание — процесс сложный и многоступенчатый. Сначала хлорофилл листа поглощает квант света, под воздействием которого происходят изменения в самом хлорофилле. Возникает такая его форма, которая, поглощая углекислый газ из воздуха, присоединяет к нему молекулу воды, а освободившиеся при этом атомы кислорода выделяются в атмосферу.

Итак, продуктом воздушного питания растения являются углеводы (глюкоза) — органическое соединение С(Н2O). Процесс образования углеводов идет чрезвычайно быстро. Уже через 10 секунд после начала освещения в листьях появляются углеводы, которые предназначены для питания корней.

Основой воздушного питания растений является свет, вода и углекислый газ. Надо сказать, что растения через листья поглощают не только солнечную энергию, углерод (С) и кислород (0), но и азот (N), серу (S) и некоторые другие химические элементы, которые присутствуют в воздухе. Растения задаром берут их из воздуха и воды и с помощью солнечной энергии создают из них себя и свое потомство (урожай). И составляют эти даровые элементы около 95% массы растения вместе с урожаем. И лишь 5% этой массы составляют минеральные элементы, которые растения поглощают из почвы!

Через лист быстро усваиваются минеральные элементы, потому внекорневая подкормка по зеленому листу является скорой помощью растениям в экстренних ситуациях, но она не может заменить корневого питания. К внекорневым подкормкам, как правило, прибегают в тех случаях, когда надо быстро восполнить нехватку какого – то элемента питания, микроэлемента. Либо в ситуации, когда корневая система плохо работает или вообще прекращает свою деятельность (например, когда стоит длительное похолодание, более 5 — 7 дней). Обычно это происходит при понижении температуры почвы до 8 градусов тепла. Надо помнить, что в первую половину лета, пока почва не прогрелась на большую глубину, ее температура в корнеобитаемом слое (на глубине 15— 20 см) примерно на 2—3 градуса ниже температуры воздуха на поверхности почвы. Во второй половине лета, когда в почве есть достаточно большой запас тепла в корнеобитаемом слое, температура почвы на 2 — 3 градуса выше температуры воздуха. Так что весной, если среднесуточная температура воздуха (сложите дневную и ночную температуру и разделите пополам) не превышает 10—11 градусов, корни практически не работают. Вот почему в первой половине лета следует делать внекорневую подкормку, как только среднесуточная температура падает до 10 градусов тепла. В конце лета корни перестанут работать, когда среднесуточная температура воздуха понизится до 5—6 градусов тепла.

Самый быстрый способ доставки минеральных элементов в ядро хлорофилла, а потому и наиболее эффективный способ внекорневой подкормки, — это опрыскивание надземной части растений хелатированными минеральными удобрениями «Унифлор-рост», «Унифлор-бутон», «Унифлор-микро». В состав «Унифлора-микро» входят 15 микроэлементов. В остальные удобрения кроме микроэлементов дополнительно входят и основные элементы питания: азот, фосфор, калий, магний. В хелатированных удобрениях атом любого минерала окружает органическая молекула. Такой «пирожок» растения усваивают сразу. Чистые же минералы они поглотить не могут. В почве хелатированием ионов минералов в основном занимаются микроорганизмы, дождевые черви и немного умеют это делать сами корни растений.

Чтобы корни могли обеспечить растения всем необходимым, надо, чтобы в почве все это необходимое для роста и развития присутствовало, причем было равномерно распределено по всей толще корнеобитаемого слоя, да еще и поступало туда с завидным постоянством и в малых дозах.

В качестве кормежки удобно использовать долгоиграющие удобрения: AVA, апионы или органоминеральное удобрение (ОМУ) Буйского химзавода, поскольку их можно внести всего один раз на все лето при посадке. А еще лучше распределить по всей поверхности грядки только что скошенные траву с газонов или сорняки.

Органика содержит практически все основные минеральные элементы, необходимые для питания растений! Однако требуются небольшие добавки макро- и микроэлементов, в основном тех, которых в почвах данной местности нет или очень мало. Поскольку материя не появляется ниоткуда и не исчезает, то и растения, выросшие на такой почве, хотя и могут давать большой урожай, но полноценным он не будет, так как для этого им не хватает необходимых элементов питания. А надземная часть, перепревая, не обогатит почву недостающими элементами питания.

Теперь представьте себе, что корни по какой-то причине не работают, и в зеленый лист не попадают минералы, входящие в состав белка. Белок не образуется, в клеточном соке растений преобладают углеводы, и вредители со всей округи налетают на любимую еду. Это еще одна причина, по которой столь необходима сбалансированная работа надземной части и корней.

Минеральное питание поступает в растения главным образом через корни. Но углерод — основа зеленой массы растения, без него растение жить не сможет. Чем больше углекислого газа в воздухе, тем больше зеленая масса, тем выше урожай. Отсюда сразу напрашивается вывод – хотите повысить урожайность – всячески способствуйте насыщению воздуха углекислым газом. Оптимальное насыщение воздуха углекислым газом при его концентрации 0,03% от объема помещения. Углекислый газ образуется в процессе брожения и гниения всевозможных органических остатков. В теплицах для получения больших доз углекислого газа достаточно поставить емкость с навозом или просто с травой или зеленой массой сорняков, залитых водой. Закрывать емкость не надо. Когда масса перебродит, ее можно вылить под кусты, в междурядья картофельного поля, под тыквенные культуры. После уборки урожая этой массой можно заливать освободившиеся грядки. Сброженные сорняки, кроме того, что это источник углерода, еще и замечательное даровое удобрение. В нем содержатся почти все необходимые растениям элементы питания, которые перешли в настой из разложившихся в воде растений. Углекислотой можно насыщать воздух в теплицах и с помощью сухого льда, кусочки которого надо просто разбросать по почве, не попадая на стебли растений.

Питание растений через корни
Корневая система растений огромна. Кроме главного стержневого корня, который может уходить на большую глубину и оттуда добывать воду и необходимые минералы, есть еще масса разветвлений. Каждое окончание этих разветвлений имеет кончик, защищенный специальным прочным чехликом, чтобы самая крайняя точка корешка не повреждалась, когда корень пробивается через толщу земли. Примерно в миллиметре от кончика молодой корешок начинает обрастать сосущими волосками, которые и поглощают из почвы раствор минеральных солей. У сосущих волосков овощных культур совсем коротенькая жизнь, затем они отмирают, и эта часть корня покрывается плотной шкуркой, через которую, естественно, всасывания не происходит. Вся работающая на всасывание часть корней уходит дальше и глубже, а все, что отработало, начинает играть роль не добытчиков питания, а всего лишь водопроводной трубы. Корни нарастают быстро, примерно по 1 см в сутки. Сосущих волосков на корнях растений огромное множество, общая длина их, как уже говорилось выше, может достигать около десятка километров. Ими буквально пронизана каждая пядь земли, но всасывать эти волоски могут только то, что находится в непосредственной близости от них, примерно в 5 мм от себя. Элементы питания, которые находятся в почве, должны быть распределены равномерно по всей толще корнеобитаемого слоя во всех направлениях.

Внесение минеральных элементов всухую в междурядья посадок — далеко не лучший способ кормления. Гораздо эффективнее кормить растения в полив слабым раствором минеральных удобрений, и делать это надо регулярно все лето, поскольку все лето идет рост корней, наращивание зелени, цветение и плодоношение однолетних растений.

Иначе обстоит дело с многолетними садовыми и цветочными культурами. У них есть два основных периода, когда они нуждаются в подкормках. Весной, когда идет рост зеленой массы и образование бутонов. В этот период под них вносят азотно – калийные удобрения в зону основной массы сосущих корней. И во второй половине лета, когда идет интенсивный рост новой корневой системы. В этот момент они больше всего нуждаются в фосфоре и калии. Кроме того, во время интенсивного роста завязей многолетники нуждаются в микроэлементах.

Корни всех растений обладают «чутьем» (хемотропизмом), они растут в направлении максимальной концентрации минеральных элементов и влаги. Если почва скудная, то в поисках пищи корни разбредаются по большой площади. У них наращивается излишне большая и неэффективно работающая корневая система — растения впустую тратят много сил на поиск пропитания. Поэтому наиболее рационально вносить минеральные подкормки во время полива прямо в корнеобитаемый слой.

Корни выделяют в почву ферменты, органические кислоты, которые помогают им разрушить твердые частицы гумуса, извлечь из него минеральные элементы, чтобы использовать их для пропитания. Для такой нехилой работенки им нужна энергия, то есть углеводы, которые поставляют растению листья непосредственно из солнечной энергии, воздуха и воды, как уже говорилось выше. Процессы гниения органических веществ в почве идут с помощью микроорганизмов, выделяющих при дыхании углекислый газ. В почве он соединяется с молекулой воды, образуя угольную кислоту СO2 + Н2O = Н2СO3, которая, в свою очередь, распадается на ионы Н2СO3 = Н + НСO3. Они поглощаются почвой, при этом происходит вытеснение ионов калия, магния, фосфора и других химических элементов. Из этого изобилия ионов минералов корни избирательно поглощают те, которые им нужны. Далее этот почвенный раствор идет вверх, в листья, где зерна хлорофилла с помощью солнечной энергии синтезируют белок. Таким образом, между надземной и подземной частями растений постоянно происходит интенсивный обмен питательными веществами. Максимальной интенсивности этот процесс достигает в июне—июле. В этот период делается запас питательных веществ в листья, как в кладовку, который растения используют для наращивания урожая. У многолетников листья иногда долго стоят зелеными, то есть не хотят отдавать свои запасы урожаю. Чтобы вызвать отток питания из листьев в плоды, надо дать усиленную подкормку любым минеральным удобрением, лучше всего в виде опрыскивания по листьям, чтобы вызвать их гибель (5—6 столовых ложек на 10 л воды).

. Листья вырабатывают углеводы за счет воздуха, солнца и воды, и растение направляет их в корневую систему, откуда в листья поднимаются минеральные элементы, необходимые для образования белка. Первыми весной распускаются именно листья и сразу начинают вырабатывать углеводы. Земля в корнеобитаемом слое к этому времени еще не успевает прогреться до необходимых для пробуждения корней 8 градусов тепла, и корни не работают, то есть в листья не поступают необходимые для образования белка компоненты — процесс образования белка несколько задерживается: не из чего. А листья уже начали гнать углеводы. Вот вредители и летят. Помочь растениям очень просто. Дайте им в этот момент внекорневую подкормку по листьям, и вредители останутся с носом.

Если этого не сделать, то проснувшиеся вредители всем скопом набросятся на изысканное угощение, и первой среди них окажется тля. Большинство вредителей может сжевать или проколоть, чтобы высосать сок, только молоденькие листочки. Когда листья повзрослеют и погрубеют, они для вредителей станут недоступными. Чтобы не допустить вредителей к столу, надо как можно быстрее начать подавать в листья необходимые ингредиенты для создания белка. Если этот процесс пойдет быстро, то и всю обедню вредителям испортит.

Что же надо сделать, чтобы заставить корни быстрее начать свою работу? Их надо как можно быстрее согреть. Точнее, поднять температуру почвы выше плюс 8 градусов в зоне корней. А как? Полить горячей водой почву под многолетниками по периметру кроны, где и залегает основная масса сосущих волосков.

Ну а что мы нередко читаем в литературе? Утопчите снег под посадками, чтобы мыши не проделали ходы в рыхлом снегу и не подгрызли кору на деревьях. А частенько и вовсе пишут, что утаптывание снега нужно для того, чтобы удержать растения от пробуждения. Да вот только дело-то в том, что листья при этом от пробуждения удержать не удастся, и они начнут вырабатывать углеводы! От мышей есть другие приемы защиты, без утаптывания снега. Например, обвязывание молодых стволов капроновыми чулками или мешковиной из стекловолокна. Старая кора больших деревьев им не по зубам, да и осенняя побелка водоэмульсионной краской совсем неплохо защищает не только от солнечных весенних ожогов, но и от погрызов.

Что еще важно знать о жизни корней?

Корни выделяют микотоксины, которые помогают им защитить свою территорию от незваных соседей, поэтому неплохо бы кое-что знать о совместимости посадок. Еще раз повторю эту простую истину. Как уже говорилось выше, корни и корневища пырея любят микотоксины корней крыжовника и буквально прорастают сквозь всю толщу корневой системы любимца. А сами-то выделяют микотоксины, губительные для корней крыжовника. Если крыжовник систематически не освобождать от любящих объятий корней пырея, то куст постепенно захиреет и даже погибнет. Замечали такое? Конечно же, замечали, только не понимали причину гибели.

Что же надо знать о совместимости посадок? Во-первых, растения должны быть совместимы по фитонцидам, выделяемым надземной часть, во-вторых, по высоте, чтобы более высокие не загораживали солнечный свет более низкорослым. В-третьих, корневая система у соседствующих растений должна находиться в разном слое почвы. Недопустимо сажать рядом, скажем, землянику, облепиху, малину и черную смородину. У всех этих растений корнеобитаемый слой всего 12 —15 см. Там начнется бешеная война за влагу и питание. В-четвертых, корневые системы посаженных рядом растений должны быть совместимы по выделяемым ими микотоксинам.

Очень часто пишут, что севооборот необходим из-за накопления вредителей и возбудителей болезней монокультуры, из-за выноса из почвы одних и тех же минеральных элементов в одной и той же пропорции, что вызывает дисбаланс питания. Но почему-то не принимают во внимание тот факт, что выделяемые растениями собственные микотоксины накапливаются в почве и становятся причиной угнетения самого растения.

Проделайте простой эксперимент. Посейте в ящик салат. Кормите, поите в соответствии с его требованиями. Снимите первый урожай, выдернув растения из почвы, и тут же посейте салат снова. И опять кормите, поите как положено. Снова снимите урожай. И вот, когда вы в третий раз посеете салат, вы вдруг с удивлением обнаружите, что у растущего салата ни с того, ни с сего начали чернеть края листьев. Недостатком калия этот краевой ожог объяснить нельзя, так как правильный рацион питания вы салату обеспечили, болезней такого типа не существует. Никакие обработки не помогают — в этом легко убедиться. А вот если сделать анализ почвы, то как раз и обнаружится избыточное содержание выделений корневой системы салата, который погубил сам себя.

С сайта «СадОгород»

Комнатные растения в воде, а не в грунте

Некоторые растения будут лучше расти в воде, а не в почве, и у вас будет дополнительная приятная возможность видеть, как корни развиваются по мере роста вашего растения.

Эта статья — руководство о выращивании растений в воде.

Гидрокультура: выращивание комнатных растений в воде

Кому нужна почва? Не вашим комнатным растениям; по крайней мере, не всем. Многих из них можно с успехом выращивать с использованием техники, называемой гидрокультурой (гидропоникой), где почва заменяется водой и жидким удобрением, а для поддержки корней растения используется глинистый агрегат. Для людей, которые много путешествуют и не имеют возможности постоянно поливать растения, или для тех, кто заливает или пересушивает растения, гидрокультура может быть хорошим решением.

Как оно работает: для того чтобы расти, растениям нужна вода, кислород, питательные вещества и поддержка (за что держаться). Традиционные комнатные растения получают последние две потребности из почвы. Но если вы избавитесь от почвы в пользу богатой питательными веществами воды и бутылки, которая поддерживает стебли, они смогут расти и без почвы.

Этот способ отлично подходит и для детей!

Выращивание комнатных растений в воде может быть более медленным способом (они растут не так быстро, как в почве), однако крытый водный сад будет оставаться пышным в течение длительного периода времени.

Они не гниют, как срезанные цветы!

Вам нужно доливать воду около раза в месяц, когда половина воды испарилась. Нет необходимости беспокоиться о застойной или вонючей воде, как это происходит с срезанными цветами. Срезанные цветы просто гниют и умирают в воде, тогда как, когда вы выращиваете живые растения в воде, они находятся в процессе жизни. Если растение здоровое, вода остаётся чистой. Так что у вас не развиваются водоросли, нет никакой слизи, гадости, и нет запаха.

Как это работает

Чтобы выращивать растения, вам нужна вода, питательные вещества, кислород и что-то, чтобы они не падали. Всё!
Почва — вовсе не обязательное условие.

Гидрокультура — это ещё одно слово для гидропоники, способ выращивания растений в воде, содержащей растворённые питательные вещества. Многие продукты, которые мы едим, производятся таким образом коммерчески, особенно в районах, где земли для выращивания сельскохозяйственных культур ограничены.

Простая, уменьшенная версия этого метода — идеальный способ вырастить много здоровых, эффектных комнатных растений. Выращивать так можно инжир, розмарин, мяту и герань (пеларгонию). И многие другие! Бонус: вы можете в любой момент срывать свежие розмариновые веточки, обеспечивая себя ароматной приправой.

Растения выращивают в ёмкостях, наполненных водой и жидкими удобрениями. Растения принимают питательные вещества из водного раствора через свои водные корни. Непрерывно находясь в воде, они к этому приспосабливаются.

Не надо больше гадать, сколько кормить и поливать.

Вы устраняете большинство болезней растений, потому что большинство из них происходит из почвы и почвенных обитателей.

Один из самых быстрых способов убить комнатное растение — давать ему слишком много или слишком мало воды. Или не понимать, как правильно использовать удобрения. При гидрокультуре кормление и полив требуют немногим больше внимания, чем просто долив уровня воды. В почве некоторые питательные вещества могут оставаться фиксированными в виде труднорастворимых соединений. В гидрокультуре питательные вещества равномерно доступны корневой системе, поэтому растения, как правило, более энергичны.

Меньше вредителей и болезней. Нет почвы — и больше нет вредителей из почвы, в том числе этих жутких маленьких грибных комариков (хотя они — не самое страшное для растений). Также можно попрощаться со спорами плесени — благо для тех, кто страдает аллергией.

Гидрокультура чище и её легче поддерживать. Вам не нужны пересадки. Вам нужно будет реже поливать и меньше беспокоиться о том, что вы оставляете растения без присмотра во время отпуска.

Как начать?

Тёмный или непрозрачный контейнер поможет предотвратить образование водорослей.

Выберите растение, которое укореняется в воде, отрежьте черенок. Пока он ещё свеж, поставьте его в банку с водой. Выберите сосуд с более тонким горлом, который будет поддерживать стебель растения.

Поскольку растение будет получать все свои питательные вещества из воды, качество воды является ключевым моментом. Фильтрация и хлорирование обедняют воду; если у вас есть возможность взять колодезную или родниковую, это лучше всего.

Как подготовить ёмкость и воду

Вы можете наполнить банку гравием, жемчужной крошкой, галькой, песком, мрамором, бисером или любым другим подобным материалом. Добавьте щепотку порошкообразного угля или небольшой его кусочек, чтобы вода была чистой. Наконец, влейте разбавленную смесь воды и удобрений, используя водорастворимое удобрение в количестве одной четверти от рекомендации производителя. Всё готово!

Родниковая или колодезная вода лучше всего, потому что она содержит некоторое количество растворённых минералов, которые полезны для растений.

Корни обычно любят расти вдали от света, поэтому цветные бутылки, особенно янтарные, лучше всего. Но подойдут и прозрачные. Янтарное стекло помогает растениям расти быстрее, но любой прозрачный контейнер будет это делать, поэтому корни получают некоторый свет, что для них хорошо.

Водоросли не влияют на рост растений, но они делают бутылки некрасивыми.

Корни должны дышать, горлышко контейнера должно позволять свободное движение воздуха.

Если вы используете контейнер с очень широким горлом, можно покрыть верхнюю часть нейлоновой или проволочной сеткой. Введите черенки через отверстия. Ещё одно преимущество, если вы выносите такие сосуды в сад: сетка не позволяет комарам откладывать яйца в воду и размножаться.

При посадке смойте всю почву с корней и отрежьте все гнилые или мёртвые листья, корни и стебли. Поместите растение в воду / раствор удобрений.

Заменяйте раствор питательных веществ (т. е. всю воду в сосуде) каждые четыре-шесть недель. Когда вы используете удобрения, они имеют некоторые остатки, которые могут накапливаться в воде и на корнях, вызывая ожог корней. Регулярно меняйте воду и периодически обмывайте растения и ёмкости. НО ДАЖЕ ЭТО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО! Можете только доливать. На отметке около одного года вода может начать выглядеть мутной, вот только тогда её нужно будет заменить. Кроме того, корни сильно вырастут, их нужно обрезать, чтобы они не задушили растение.

Мягкие черенки довольно быстро укореняются в воде. Вам не нужно использовать никакие средства для укоренения. Древесные черенки, такие как розмарин, могут укореняться дольше, поэтому будьте терпеливы.

Если у вас в саду есть ива, вы можете замочить её ветви в тёплой воде на ночь: это отличная естественная смесь гормонов укоренения.

Вы можете посадить так любые травы из супермаркета. Просто вымойте их в воде и отрежьте нижнюю часть.

Поддержка растения

Почва поддерживает растения и «ставит корни на якорь». Когда растения выращиваются без почвы, отсутствие надлежащей поддержки может быть ограничивающим фактором.

Инертные природные среды на дне сосуда, как песок, гравий, перлит, вермикулит, кокосовое волокно и кокосовая стружка, иногда добавляют в ёмкости с водой в качестве поддержки. Растения, выращенные в гидропонной среде, ценят физическую поддержку, которую они получают.

А если семенами?

Однолетники, такие как кинза, горчица и укроп, выращиваемые семенами, немного сложны, потому что вам нужно сначала посеять семена в почву, а затем переносить рассаду в воду. Это касается всех растений: сначала проращиваем семена, и лишь подросшую рассаду можем перенести в воду.

Какие растения подходят для выращивания в воде?

Количество растений, которые можно выращивать без почвы, поистине поражает. Если вы готовы к изменениям, пробуйте этот способ со всеми растениями.

Вот список лишь некоторых трав и комнатных растений, которые могут расти на гидропонике, то есть они могут жить без почвы, просто в вазе или банке с водой.

Даже могучий дуб может увидеть начало своей жизни (первые годы) в скромном стакане воды.

Пряные травы:

Мята
Орегано
Базилик
Розмарин
Лаванда
Шалфей
Стевия
Мелисса
Эстрагон
Тимьян

Некоторые травы растут в воде так быстро, что почти каждый день появляется новый лист!

Чем древеснее и сильнее стебель, тем больше времени он будет жить в воде. Например, розмарин может жить до шести лет в воде, но базилик — только год (потом нужно срезать макушку и переукоренить, начав процесс заново).

Комнатные растения:

Плющ
Филодендрон
Колеус
Инжир
Бегония
Герань (пеларгония)
Спатифиллум
Диффенбахия
Стрелолист агасфер
Драцена
Аглаонема
Хлорофитум

Почти все свисающие или стелющиеся растения любят расти в водной среде. И так можно выращивать даже овощи, включая томаты и перец, огурцы и сельдерей!

И многие другие!

Вода необходима растениям для

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *