В Корее едят собак

Собачий вальс и кошачий танец

Практически каждый западный человек знает, что в Корее едят собак. Это вообще один из главных стереотипов, связанных с корейцами. Меньшее число людей слышали, что корейцы боятся кошек. Однако этим знания о том, какую роль в корейской культуре играют привычные нам четвероногие питомцы, как правило, и ограничиваются. Между тем в реальности все несколько сложнее: далеко не всякой корейской собаке на роду написано закончить жизнь суповым набором, а кошки постепенно из героев устрашающих легенд и фильмов ужасов превращаются в статусный атрибут успешного и продвинутого человека.

Не только еда, но и друг

В корейской национальной кухне действительно встречаются блюда из собачатины. Самое известное из них — посинтхан. Название это можно условно перевести как «суп долголетия». Употребляют его в основном в летнюю жару, и считается, что такой суп лечит от артрита, потливости, импотенции и других недугов. Однако собачатина — отнюдь не повседневная еда, и досужие разговоры о том, что корейцы торгуют собачатиной под видом свинины, выглядят почти как «продавали осетрину, выдавая за минтай». Ведь собака — это хищник, и ее надо кормить мясом, которого на ее откармливание уйдет больше, чем из нее на выходе получится «полезного» мяса. Так что это во многом сезонная еда, частично используемая для привлечения любителей экзотики.

В Корее есть несколько местных пород собак, и не все они пищевые. Самая известная — чиндоккэ — внешне напоминает короткошерстную лайку или японских ину и отличается особенным умом и сообразительностью. Пищевые же собаки еще в 1990-е активно продавались в Корее на сезонных рынках, и это было похоже на то, как у нас на базарах торгуют курами или поросятами, которых могут зарезать прямо в присутствии покупателя.

Конечно, традиция собакоедения вызывает у европейцев культурный шок, хотя в иных пищевых традициях не меньшее отвращение вызывает поедание лягушек или употребление молочных продуктов. Кроме того, зоозащитники выступают против «варварской традиции убоя», и когда в 1988 году в Сеуле должны были проводить Олимпиаду, поборники прав животных вынудили правительство убрать все харчевни, где подавали собачатину, в глубь кварталов, чтобы их вывески не попадались на глаза иностранцам. Впрочем, когда в 2002-м во время Чемпионата мира по футболу борцы с посинтханом снова начали кампанию, корейское правительство ответило иначе: «Это наша национальная традиция, мы ее никому не навязываем и не рекламируем, но это — наше право. Поэтому никаких действий по ограничению посинтхана мы предпринимать не будем».

В нынешнее время на отношение к собакам (а на самом деле — к домашним животным вообще) влияет не только глобализация, но и урбанизация. В большом городе животное теряет свою традиционную сельскохозяйственную роль, превращаясь в домашнего любимца. Отчасти четвероногие питомцы служат суррогатом детей, отчасти — символом статуса: поскольку метраж средней корейской квартиры не позволяет содержать питомцев, владеть домашними животными может либо состоятельный человек, либо отчаянный модник.

Этими соображениями определяется и выбор животных, которых заводят корейцы. С одной стороны, уход за питомцем не должен отнимать много времени, с другой — общение с ним должно быть активным. Большие собаки требуют слишком много времени и места, а птицы и рыбы не обеспечивают должный уровень коммуникации. Остаются или декоративные собачки, или котики, о жизни которых в Корее пойдет более подробный разговор.

Страшные и ужасные

Кошки появились в Корее в XI-XII веках, и начиная с XVII века их можно увидеть на традиционных картинах, где они нежатся среди цветов или наблюдают за птицами. Однако как минимум с конца XIX века вплоть до начала нынешнего столетия кошка вызывала у корейцев смесь отвращения и суеверного ужаса. Есть курьезная история о том, как корейский принц посетил американскую миссию, где для борьбы с мышами держали кошек. Когда ему, считавшемуся реформатором и вообще человеком прогрессивным, прыгнул на колени котенок, принц так сильно испугался, что упал в обморок.

Кошку в Корее воспринимали как животное-паразита, обитателя не дома, а заднего двора или помойки. Бездомную кошку по-корейски зовут «тодук коянъи» — «кошка-вор». Правда, при этом никаких ругательств, поминающих кошку, в корейском нет, в то время как «кэ сэкки» — «сукин сын» имеется и весьма распространено.

С кошками до сих пор связано множество суеверий. Например, корейцы верят, что в последнюю ночь старого года ужасный демонический кот ищет возле домов оставленные за порогом туфли. А если находит их, то делает с обувью вовсе не то, о чем вы подумали, — инфернальное животное примеряет туфли, меняя тем самым к худшему всю дальнейшую судьбу их владельца. За хвост кота, который входит в дом, может держаться дух умершего, но бывает и так, что в саму кошку может вселиться дух убитой женщины. Последнее суеверие, правда, появилось под влиянием японских фильмов про кошек-оборотней, которые в Корее вплоть до 1990-х не показывали в рамках борьбы с японской культурной экспансией, зато исправно переделывали их сюжеты на корейский лад. Кстати, некоторые корейские националисты даже объясняли автору этих строк свою нелюбовь к кошкам следующим образом: «Самая известная кошка — это манэки-нэко. Манэки-нэко — это символ Японии. А что хорошего может быть от колонизаторов?»

Страдают от такого отношения в основном бродячие кошки, которых в Сеуле насчитывается от 30 до 200 тысяч (в зависимости от того, кто считал). Вид у них обычно зашуганный и ободранный. К тому же некоторые врачи традиционной медицины считают кошачье мясо лекарством от болей в суставах, так что на отдельных сезонных рынках торгуют и кошками, которым уготована судьба стать пищей. Зачастую от этой участи их спасают сердобольные европейцы. Впрочем, по сравнению с посинтханом «кошачья настойка» встречается значительно реже, а защитники животных активно разоблачают миф о ее полезности.

Ветер перемен

Жизнь кошек в Корее стала меняться к лучшему только в последние 10-15 лет. Сказывается и любовь к котикам, захватившая интернет, и популярность анимэшных «кавайных нэко», и определенное повышение уровня жизни, при котором снижается потребность выплескивать агрессию на бродячих животных. Правда, любимым домашним животным все равно считается собака, и кошку держит лишь примерно один из 5000 корейцев. При этом, как правило, это дорогостоящая породистая кошка, знак статуса, цена которой может раза в два превосходить европейскую.

Меняется и отношение к бродячим кошкам. Они появляются не только у буддийских храмов, как раньше, но и около некоторых харчевен, где их подкармливают иностранцы. Взять бродячего кота домой считается моветоном, дескать, это его карма — жить на улице. Но есть и те, кто регулярно подкармливает таких котов. Отношение к этим людям в обществе не очень хорошее: считается, что занимаются этим лишь те, у кого нет друзей и не сложилась карьера. Поэтому подкармливают уличных кошек сердобольные корейцы в темное время суток.

Молодежь же все чаще берет кошек из приютов или ходит в котокафе, которые появились в Корее практически одновременно с Японией. Для тех, кто не в курсе: котокафе — это место, где ты платишь за время и возможность поиграть с большим количеством дружелюбных кошек всех мастей, о которых заботится заведение. Еда и напитки в таких кафе играют второстепенную роль. Раньше котокафе посещала в основном богема, но сейчас многие корейцы самых разных возрастов постепенно перестают бояться кошек.

Кошки появляются в рекламных роликах, на одежде и аксессуарах, становятся символами телефонов, торговли через интернет, фотоаппаратов, косметики и молодежных брендов. В телефонах есть как картинки кошек, так и кошачьи следы, бегающие по экрану. Есть популярные детские песни про кошек и танцы, которым учат в детском саду. Кстати, «собачий вальс» в Корее известен как «кошачий танец».

Кошки начинают фигурировать в художественном и документальном кино уже не только в качестве чудовищ. Например, есть забавная короткометражка про бродячую кошку, автор которой получил за нее несколько престижных премий. А один из корейских дизайнеров мебели даже придумал «котооптимизированный» диван с полыми валиками, внутри которых кошки могут прятаться, играть и не драть при этом другую мебель когтями.

Конечно, о всеобщей любви к кошкам в Корее пока еще говорить рано, но число людей, которые, увидев выгуливаемого на поводке кота, не шарахаются в сторону, а наоборот — проявляют к нему дружелюбное внимание, безусловно, растет.

Нашей же аудитории, полагаю, будет интересно узнать, как звучат по-корейски привычные нам «гав» и «мяу». Корейская собака говорит «мон-мон», а кошка — «яон» или «яун». «Н» в обоих случаях носовое.

В Южной Корее едят собак?

12 ноября 2015 Сразу следует оговориться: мясо собак употребляют в пищу не только в Южной Корее, но и в других азиатских странах – Вьетнаме, Китае, Лаосе и других, собачатина также входит в традиционный рацион многих коренных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. К примеру, чисто мясной породой первоначально была знаменитая алеутская лайка – маламут.

Но именно в Южной Корее блюда из собачьего мяса – целое кулинарное направление, по популярности собачатина занимает четвёртое место после говядины, свинины и курятины. За год только в этой стране потребляют свыше восьми тысяч тонн собачьего мяса, блюда из этого специфического продукта готовят шесть тысяч ресторанов.
В Южной Корее вокруг употребления собачьего мяса в начале нынешнего века разгорелись даже нешуточные политические страсти и дебаты в парламенте. Некоторая часть южнокорейского общества, преимущественно молодые люди, воспитанные в европейских традициях, неодобрительно относится к поеданию «друга человека».
В то же время сторонники употребления в пищу собак не понимают, почему допустимо есть кроликов, овец и лошадей, но дико — поедать собачатину.

Следствием политической дискуссии в 2005 году стал закон, запрещающий жестокий забой собак в публичных местах, с применением удушающих приемов, однако само употребление мяса собак не запрещалось. Надо сказать, что корейцы не употребляют в пищу мясо домашних собак, для этой цели используются собаки, выращенные на специальных фермах.

Самое популярное в Южной Корее блюдо из собачатины – суп «посинтхан», или «суп долголетия». Рецепт несложен – мясо варят вместе с зеленым луком, добавляя листья периллы и одуванчика. Считается, что такой суп омолаживает организм и продлевает жизнь, а у мужчин увеличивает потенцию. Впрочем, в Азии такое можно услышать практически о любом экзотическом блюде, которое предлагают туристам.

В южнокорейских ресторанах подают и другие блюда из собачатины. Например, собачатину в меду под кисло-сладким соусом, или собачатину, тушёную в чесночном соусе. Для приготовления последнего блюда используются собачьи лапы. Те из европейских туристов, кто решился попробовать такие экзотические блюда, утверждают: мясо собаки напоминает одновременно и свинину, и говядину, но менее жирное и более вкусное.
Едят собак в Северной Корее или не едят, какой либо достоверной информации на этот счёт нет, страна ведь закрытая и Интернет там отсутствует. Известно лишь, что в ресторанах для иностранных туристов (таких в Северной Корее немного), блюда из собачатины готовят по специальным заказам, и стоят они довольно дорого.

Не все корейцы едят собак

Известный бородатый анекдот не советует ходить в гости к корейцам с собакой – съедят и скажут, что потерялась. Но анекдот на то и анекдот, чтобы преувеличивать факты. В действительности большинство современных корейцев в своей жизни не пробовало собачьего мяса, а от возможности расширить таким образом собственные кулинарные познания – откажется.

Современная Корея постепенно уходит от варварских традиций прошлого, хотя репутацию любителей собачатины сохранит надолго, ведь на её территории продолжают работать рестораны, в меню которых до сих пор входят блюда из собачьего мяса.

Откуда взялась традиция есть собачье мясо?

Накрепко утвердившийся в головах миф гласит, что только корейцы склонны употреблять собачатину. В действительности до середины XX века собачье мясо было в ходу в большинстве стран Азии. Сегодня в Сингапуре, Тайване, Гонконге и ряде других стран действует строгий запрет на продажу мяса собак, тогда как в других странах (Корея, Китай, Вьетнам) убийство собак с целью поедания хоть и не поддерживается, но напрямую и не запрещается.

Точно сказать, сколько существует и откуда пошла традиция есть собак, не сможет ни один историк. Одна из версий гласит, что корни данного обычая уходят в Китай, а ещё точнее в китайскую народную (традиционную) медицину, в которой собачий жир и отдельные органы собак до сих пор используются в качестве лекарств. Скорее всего, именно в Китае мясо собаки стало своеобразным церемониальным блюдом, призванным подарить вкушающему человеку здоровье и долголетие. А известные на всю Азию китайские лекари разнесли эту «моду» по всем соседствующим государствам.

Странные особенности кулинарии других народов

Говоря о странных кулинарных традициях разных народов, следует учитывать, что в большинстве случаев, когда в национальной кухне появляются блюда из странных ингредиентов, это обуславливается 2 факторами:

  1. Голод – люди всеядны и при большой необходимости могут съесть любое бегающее, ползающее или летающее существо.
  2. Доступность – пище, не требующей больших усилий для добывания, всегда будет отдаваться предпочтение.

Опираясь на эту тенденцию можно предположить, что толчком к появлению блюд из собачатины в меню корейских домохозяек стал голод, вызванный неурожайным годом. А с тех пор, собаки стали не только преданными друзьями корейцев, но и запасным вариантом на случай очередной засухи или наводнения.

Кстати, именно голод стал причиной того, что в Перу в городе Чинча-Альта вы сможете попробовать супчик из обыкновенного домашнего кота. Это не опечатка – кошатину действительно до сих пор готовят в некоторых странах Латинской Америки, хотя голодные годы, ставшие причиной рождения такой традиции, давно остались в прошлом.

Говоря о доступности странной, на наш взгляд, пищи, на ум сразу приходят игуаны, которых так любят мексиканцы. А в некоторых штатах США вам могут предложить жаркое из енота, которое является традиционным блюдом как индейских, так позже и американских охотников. А рыжие белки, которых мы с вами так любим подзывать и подкармливать в парках, в Канаде и на Аляске вполне могут стать приятным поводом выпить с друзьями пива, закусывая беличьим барбекю.

Почему именно в Корее собачатина стала популярной

Учитывая тот факт, что основным занятием корейцев испокон веков и до середины прошлого века было выращивание риса, обязывающее человека долго находиться по колени в воде, а значит, способствующее развитию различных болезней, среди которых лидирующее место занимает туберкулёз, не удивительно, что собачье мясо перешло из разряда церемониальных блюд в ряд более повседневных.

Этот переход вполне можно представить так: много — много веков назад один корейский фермер приболел, и вместо того, чтобы купить снадобье из собачьего жира у китайского лекаря, решил съесть собаку целиком, чтобы наверняка помогло. Но свою собачку (а корейцы используют собак для охраны и охоты так же давно, как и всё человечество), так вот свою собачку стало жалко, и он спёр собаку соседа. Блюдо ему или так понравилось, или настолько помогло, что он не только и дальше стал есть собак, но и подал дурной пример всей деревне. А дурной пример, как известно, очень заразителен.

Конечно, эта версия не претендует на звание научной истины и является, скорее шуткой, чем вероятным ходом событий. Однако даже из такого примера можно увидеть, откуда у корейцев появилась традиция употреблять в пищу собачье мясо, и почему она стала столь популярной.

Роль собаки в Корее будущего

Современная Корея сильно отличается даже от Кореи полувековой давности. Сегодня собака для большинства молодых корейцев стала символом вечной дружбы, поэтому всё чаще звучат требования ужесточить законы, запретить подавать в ресторанах собачье мясо и закрыть все собачьи фермы. Митинг против убийства собак с требованием закрыть собачьи фермы. Постановочная сцена с целью привлечения общественности к острой социальной проблеме.

К сожалению, возможность попробовать собачатину стала своего рода туристической изюминкой национальной кухни, как лягушачьи лапки во Франции. Поэтому говорить о скором введении закона, косвенно влияющего на ежегодный приток иностранных туристов, пока не приходится.

К слову, стоимость порции супа из собачьего мяса стоит весьма недёшево и подаётся далеко не во всех ресторанах, поэтому среди коренных корейцев таким «деликатесом» балуют себя в основном зажиточные и уже немолодые граждане, втайне тешащие себя надеждами на оздоровление и омоложение.

Хочется верить, что в скором будущем правительство Южной Кореи всё же запретит выращивать собак на убой, и они станут тем, кем являются в других странах мира – дружелюбными и верными домашними питомцами. Поэтому если решите отправиться в Корею с туристическим визитом, то исследуйте другие аспекты богатой интересными блюдами национальной корейской кухни. А уезжая, не забудьте подписать петицию о необходимости ужесточить законы в отношении собак – сегодня там множество молодёжных организаций ежедневно этого требуют.

Едят ли корейцы собак

Едят ли корейцы собак – этот вопрос волнует зоозащитников и путешественников, которые отправляются в азиатские страны. Для корейцев собачатина – праздничное блюдо, которое употребляют только в особых случаях. Туристы могут не опасаться, что вместо свинины им подсунут мясо четвероногого друга. Для азиатов это национальное, традиционное блюдо, от которого они вряд ли откажутся в угоду Западу. Прежде чем вплотную познакомиться с корейской кухней, нужно понять, какие породы собак используют для этой цели, почему и зачем их вообще едят и откуда повелась такая традиция.

Едят ли в Южной Корее собак

Принято считать, что собачье мясо едят только корейцы. Но блюда из собачатины готовят также в Лаосе, Вьетнаме, Китае. Жители всех этих стран предпочитают мясную породу собак – алеутскую лайку.

В Южной Корее сформировалось отдельное кулинарное направление, связанное с поеданием и приготовлением собачатины. За один год корейцы съедают практически 10 тысяч тонн этого блюда. По популярности мясо четвероногого друга занимает в стране 4 место.

Сейчас в Южной Корее ведутся споры по поводу таких вкусовых пристрастий. Молодое поколение, выросшее на европейских традициях, выступает против того, чтобы кушать мясо четвероногих друзей. Приверженцы идеи не понимают, почему мясо собаки кушать нельзя, в то время как блюда из кролика, говядины, курятины употребляют в пищу во всем мире.

Из-за политических дискуссий в 2005 году в Южной Корее вышел закон о запрете забоя собак в публичных местах. При этом готовить и есть их не запрещают. Сами корейцы отмечают, что домашних питомцев они бы ни за что не приготовили. Для кулинарных целей используют только животных, специально выращенных для этой цели. К тем, кто прибегает к публичному забою, применяют административный штраф до 2 тыс. долларов или полгода в лагерях с исправительными работами. Раньше таких мер предусмотрено не было. Также запрещено убивать четвероногих через удушение.

Что готовят корейцы

Самая популярная еда из собачатины – суп «посинтхан». Его часто называют блюдом бессмертия. Мясо варят вместе с кусочками перьев зеленого лука, одуванчика и периллы. Корейцы говорят, что этот суп благотворно влияет на тело, омолаживает организм и продлевает жизнь. А у мужчин он еще и положительно влияет на потенцию. Но азиаты, завлекая туристов в свои рестораны, говорят так почти о каждом блюде.

Кроме известного супа из собачьего мяса, в ресторанах подают блюда с кисло-сладким соусом. Одно из популярных кушаний у местных жителей – собачьи лапы с чесночным соусом. Европейские туристы, которые решились попробовать такую еду, говорят, что собачье мясо – что-то среднее между свининой и говядиной, но с сильнее раскрытыми оттенками вкуса.

Правда ли, что в Северной Корее сейчас едят собак – неизвестно. Это закрытая страна, в которой даже Интернета нет, поэтому достоверную информацию найти сложно. Известно только то, что в некоторых ресторанах Северной Кореи подают блюда из собачатины по спецзаказам и за очень большие деньги.

Почему корейцы едят собак

В Корее приготовление и поедание блюд из собачьего мяса – старая традиция. Даже в Китае это мясо использовали в пищу в 500-х годах до н.э. Причем в древние времена, четвероногих ели даже в Мексике. В Корее поедание собачатины вошло в традицию из-за того, что тогда животных не воспринимали как друзей человека. Для аборигенов это мясо – то же самое, что для европейца мясо свиньи. Собак и кошек, которые впоследствии становятся блюдом, редко держат как домашних питомцев, их изначально выращивают на убой в специальных фермерских хозяйствах.

Азиаты употребляют собачатину в пищу только потому, что верят в ее полезные свойства. Для них такая еда не только способ повысить потенцию, но и излечить туберкулез. Им болеют сборщики риса, которые вынуждены проводить много времени в воде. Этим корейцы объясняют содержание собачьих рынков и ферм. Животных держат в тесных клетках по несколько десятков. Раньше в год забивали около 2-3 миллионов животных. До выхода закона, который запрещает убой собак в публичных местах, их забивали прямо на глазах покупателей. Даже такое изменение – результат деятельности зоозащитников.

Корееведы считают, что даже несмотря на то, что выросшее в европейских традициях поколение отказывается от поедания четвероногих друзей, совсем отменять эти блюда никто не собирается. Корейцы не употребляют такую пищу ежедневно, только на праздники, грандиозные и значимые события.

В течение Олимпиады в 1988 году в Корее рестораны, в которых подавали блюда из собачатины, перенесли с центральных улиц города на отдаленные. Тогда корейцы зависели от мнения остальных стран мира, и сделали это только для того, чтобы избежать международного осуждения и конфликтов. Сейчас политическая элита Южной Кореи реагирует на кулинарные предпочтения аборигенов спокойно, утверждая, что это национальная традиция, с которой сложно что-либо сделать.

Из-за таких вялых реакций на попытки создать глобальный конфликт, молодежь самоутверждается в обществе. Никого не наказывают за то, что они высказывают свое мнение по поводу поедания собак. Именно поэтому скандалом тему называют только номинально.

К китайцам и корейцам зоозащитники всего мира относятся особенно агрессивно, а о других странах забывают. На Филиппинах, в Сингапуре и Гонконге запретили убийство собак, но это привело только к появлению черных рынков. В том же Вьетнаме в год забивают более 5 миллионов животных, что в два раза больше, чем в Корее. При этом их там редко выращивают на специальных фермах, зачастую это краденые домашние питомцы.

Едят ли в Корее собак?

Собачье мясо азиаты едят с давних времен, и касается это не только Кореи. В Китае мясо собаки стали использовали в пищу 2,5 тысячи лет назад. Впрочем, ели собачатину не только в Азии, но, и, например, в Мексике.

В традиции поедания собак нет никаких особых религиозных или других тайн. Все довольно просто: собаки воспринимались как скот, кроме того их мясо считалось, и до сих пор считается очень полезным. Суп из собачьего мяса – пощинтан — корейцы ели преимущественно в жаркие дни или во время болезни (как у нас куриный). Считалось, что его употребление помогает легче пережить жару и недуг.

Конечно, в результате укрепления международных связей с Европой и Америкой, в Южную Корею проникли этические мировоззрения европейцев о недопустимости использования собак в еду. Кроме того, корейцы попросту стали жить лучше, и им не нужно больше есть собак. Теперь они спокойно могут употреблять в пищу достаточно много говядины, свинины и рыбы. А период сильной жары спокойно пережить под кондиционерами.

Некоторые европейцы, приезжающие в Корею, до сих пор боятся, что под видом свинины в корейском ресторане им могут подать собачатину. Но вероятность такого события такая же, как если бы в московском ресторане вместо кабачковой икры вам подали черную, притом за ту же цену.

Если же вы действительно захотите попробовать блюдо с собачатиной, то вам придется сильно напрячься, чтобы найти соответствующий ресторан. Обычному европейцу эта задача практически не под силу, разве что вам поможет друг-кореец. Да и то его вам придется долго уговаривать. Даже те корейцы, которые ели в детстве лечебный супчик пощинтан, сегодня вряд ли вам в этом признаются. На смену этому блюду пришло другое – самгетан – куриный суп с женьшенем. Тоже очень лечебное и более понятное вкусу современного человека.

И вдогонку один миф о Корее!

В Корее нет корейской морковки! Вот и живите теперь с этим! Корейскую морковку придумали эмигранты-корейцы и продают ее только в России. В Корее же морковь едят только в вареном или в сыром виде.

В Корее едят собак

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *