Утка в воде

Содержание

Конспект непосредственно образовательная деятельность «Почему утки плавают» для старшей группы

НАТАЛЬЯ ПУТКОВА
Конспект непосредственно образовательная деятельность «Почему утки плавают» для старшей группы

Цель: Установление опытным путём связи между строением водоплавающих птиц и их средой обитания (перья покрыты жиром, чтобы держаться на поверхности воды; перепонки на лапах, чтобы легче плыть).

Задачи:

1. Опытным путем подвести детей к пониманию того, что жир не дает предметам утонуть;

2. Учить обобщать информацию, полученную в результате опытов, перья утки покрыты жиром и поэтому не намокают и не тонут;

3. Подвести детей к выводу, что перепонки на лапах у водоплавающих птиц помогают им плавать по воде.

Ход:

Воспитатель вносит корзинку с игрушками утёнка и цыплёнка.

Воспитатель — Посмотрите, кого я принесла. Из какой сказки эти герои? Чем закончилась эта сказка?

(Предполагаемые ответы детей: Из сказки «Утёнок и цыплёнок». Закончилась сказка тем, что цыплёнок и утёнок пошли купаться и цыплёнок чуть не утонул.)

Воспитатель — Почему цыпленок стал тонуть, а утёнок плавал?

(Предполагаемые ответы детей: «Потому, что цыплёнок не водоплавающий)

Если затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

— Кто мама утёнка? Утка умеет плавать или нет? Как называются птицы, которые умеют плавать? (Подводит к выводу: плавают водоплавающие птицы)

— Почему водоплавающие птицы держаться на поверхности воды и умеют плавать?

Дети не знают ответа на вопрос, высказывают свои версии.

Воспитатель дает правильный ответ: Водоплавающие птицы держатся на воде и не тонут, потому что у них перья покрыты жиром, а плавают по воде потому что у них на лапах перепонки. И помогут нам в этом убедится несколько опытов.

Проходите в нашу лабораторию за столы.

Сейчас мы с вами убедимся, что жир не дает предметам утонуть.

Возьмите один листик бумаги и опустите его в воду, окрашенной стороной вверх. Что с ним произошло? (Предполагаемые ответы: «Он намок») Намочим его сильнее. Что с ним теперь произошло? (Предполагаемые ответы: «Листик утонул»)

Положим перед собой клеёнку и намажем на ней второй листик бумаги с двух сторон жиром. А теперь опустим его в воду, окрашенной стороной вверх и тоже хорошо помочим. Что с ним произошло?

(Предполагаемые ответы детей: «Он не утонул, он всплыл.»)

Почему один листик утонул, а другой плавает на поверхности?

Воспитатель предлагает вспомнить, чем отличались листочки. Подводит к выводу: листочек намазанный жиром не тонет.

Давайте достанем листик из воды. Что происходит с водой? (Предполагаемые ответы: «Вода стекла и держится каплями на листке»)

Почему? (Предполагаемые ответы: «Жир мешает листку намочиться»)

Воспитатель фиксирует на доске результат опыта.

Воспитатель – У каждого из вас есть два пера белое утиное и коричневое куриное. Давайте проверим, правда ли, что утиное перо покрыто жиром и не намокнет. Возьмите два пера, одно куриное (Обращается к цыплёнку: «Смотри, цыплёнок, это перо твоей мамы – курицы.») второе утиное (Обращается к утёнку: «Это, утёнок, перо твоей мамы — утки.») и опустите их в воду, хорошо помочите и достанте. Как они изменились? (Предполагаемые ответы: Куриное перо намокло, а утиное не изменилось.)

Почему? (Если дети затрудняются.) Давайте вспомним опыт с листиками бумаги. Почему один утонул, а другой плавал на поверхности? Так почему же одно перо намокло, а другое – нет?

Подводит к выводу: утиные перья покрыты жиром.

Воспитатель зарисовывает на доске результат опыта.

Поэтому водоплавающие птицы не намокают и держаться на поверхности воды.

Воспитатель – Птицам надо не только держаться на поверхности воды, но и передвигаться по воде в поисках пищи, и в этом им помогают перепонки на лапах. Давайте выясним, почему перепонки помогают птицам плавать.

Подойдём к ёмкости с водой. Наденьте, пожалуйста, на одну руку пакет и закрепите резинкой. Растопырьте пальцы. На что стала похожа ваша рука?

(Предполагаемые ответы: на лапу водоплавающих птиц.)

Вначале давайте надавим на воду растопыренными пальцами руки без пакета, а потом — пальцами в пакете.

Какой рукой было труднее надавливать на воду?

(Предполагаемые ответы: рукой в пакете.)

Если труднее надавливать, то легче отталкиваться в воде. Поэтому у водоплавающих птиц лапки с перепонками.

Обращается к игрушкам: «Видишь, цыплёнок, у утёнка лапки с перепонками, а у тебя нет, поэтому ты и не смог поплыть».

Воспитатель зарисовывает на доске результаты опыта.

Воспитатель – Ребята снимите пакеты и положите их на стол, пройдите в лабораторию за столы.

Ребята, напомните, пожалуйста, чем водоплавающие птицы отличаются от неводоплавающих.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящий вопрос (Почему водоплавающие птицы держаться на поверхности воды)

Подводит к выводу: «Их перья покрыты жиром»

А чтобы они могли плыть?

(Предполагаемые ответы: у водоплавающих птиц на лапках перепонки.)

Воспитатель – Цыпленок, теперь ты понял, почему у тебя не получилось поплыть, потому что утёнок водоплавающая птица, а ты нет. Дорогие гости вам пора домой – в птичник, вас мамы заждались. До свидания.

Уносит корзинку с игрушками за дверь.

Воспитатель – Интересно, зачем водоплавающим птицам надо плавать?

(Предполагаемый ответ детей – Чтобы питатеться)

А чем питаются водоплавающие птицы мы с вами узнаем в следующий раз.

Ребята давайте вспомним. Какой опыт помог нам понять, почему водоплавающие птицы держаться на поверхности воды?

(Предполагаемые ответы: опыт с листочками)

А как мы его проводили? (Дети описывают ход опыта)

Какой опыт помог понять, почему водоплавающие птицы легко и быстро плавают?

(Предполагаемые ответы: опыт с пакетом на руке)

А как мы его проводили? (Дети описывают ход опыта)

А теперь присядьте за столы и зафиксируйте ход опытов в дневнике.

Пожалуйста ответьте на вопросы!! Почему курица тонет в воде,а утка нет? Почему после дождя,пыль на дороге не поднимается? Почему по классной доске пишут мелом,а не куском белого мрамора? Если молекулы притягиваются,то почему между ними есть промежутки?

Известный(выдуманный скорей всего) ученый открыл кастрюлю,и обнаружил там 400 г гречневой каши,он выразил массу каши в тоннах и быстро съел.Сколько то нн каши съел голодный учёный? Літак, піднімаючись з землі, розганяється до швидкості 540 км/год. Розгін проводиться на злітній смузі довжиною 950 м рівноприскорено. Маса літака 145 00 кг. Коефіцієнт тертя між смугою і літаком рівний 0,16. Нехтуючи опором повітря, визначити силу тяги двигуна, необхідну для здійснення розгону. Найти силу тяги тепловоза, тянущего состав массой 2000 т с ускорением 0,05 м/с2.. Сила сопротивления составляет 0,005 веса состава. По графику скорости прямолинейного движения определите скорость тела в конце 4 сек от начала движения Какое количество теплоты необходимо чтобы из 5 кг льда взятого при температуре -10°С получить пар при 100°С ?даю 30 баллов​ З гармати зробили постріл під кутом 45 градусів до горизонту.Артилерист почув звук вибуху снаряда через 44с після пострілу.Визначити дальність польоту снаряда якщо його початкова швидкість дорівнювала 800 м/с.Швидкість звуку в повітрі 340 м/с Когда сила реакции опоры равна 0?​ Помогите, пожалуйста! Молекулы некоторого газа имеют 6 степеней свободы. Для нагревания на ΔТ = 115К при постоянном давлении необходимо затратить коли чество теплоты Q1 = 29,2 Дж. На сколько градусов нужно охладить газ при постоянном объеме, чтобы выделилось количество теплоты Q2 = 35 Дж? Мяч падает с высоты 2 м. Определите скорость мяча на расстоянии пол метра от земли в момент удара о землю, если масса мяча 200 г

Исследовательская работа»Почему гуси не намокают?»

«Почему гуси не намокают?»

На уроках литературного чтения мы изучали фольклор. Я выбрал задание, объяснить смысл пословиц «Стряс беду как гусь воду», «С нас беда как с гуся вода». Смысл поговорки мы объяснили, но вот явление, когда гусь выходит на берег совершенно сухим, нас заинтересовало.

Возник вопрос: почему с гуся вода так замечательно стекает? Непонятно.

Мы поставил себе цель: узнать, почему гуси не намокают?

Поставили перед собой задачи:

1. Изучить литературные источники.

2. провести наблюдение за жизнью птиц.

3. провести исследования.

4. на основе полученных от исследования данных ответить на вопрос.

Гипотеза. Предположим , что вода стекает с домашних птиц потому, что перья плотно прилегают друг к другу и не пропускают воду.

Исследования проводились в декабре 2012г.

Поработав с энциклопедией и изучив информацию в интернете ,мы узнали очень много о жизни гусей.

Гуси – водоплавающие птицы семейства утиных. В длину могут вырасти до 1 м, а весить до 8 кг. Средняя продолжительность жизни- 25 лет. В природе существует более 10 видов гусей. Среди них есть гусь серый, гусь псковский, гусь курчавый и многие другие.

У нас в лесу есть зооуголок. Туда мы и направился, чтобы разобраться, какими гусиными хитростями можно объяснить феномен гусиной сухости.

Исследование1.Для этого птицу нужно было протестировать. В зооуголке мы поймали птицу, которая только что вышла из воды. Мы приложили к ней салфетку, и она оказалась абсолютно сухой. И правда, с нашего гуся, как и с гуся из поговорки вода стекла. А может быть ,он успел обсохнуть, пока мы за ним гонялись?

Эксперимент1.Польем гуся из лейки. Вода стекает, и гусь остается сухим. Так в чем же дело?

Может быть, птицам не дают промокнуть перья? Тогда все птицы не мокнут?

Вот у петуха тоже перья! Хотели провести эксперимент, полить его водой. Но работник зооуголка не разрешил(он уже знал, что петух промокнет) и предложил намочить перья. Одолжили у петуха и гуся по перу. Промокло перо петуха. Можно даже не проверять салфеткой. Значит, не зря говорят, как «мокрая курица».

Может быть, дело в строении пера?

Исследование 2. Рассмотрели их под микроскопом. Строение перьев у гуся и петуха схоже. А значит дело не в строении перьев. А в чем же?

Мы стали приходить и наблюдать за гусями и заметили, что они очень часто проводят клювом по перьям. Я задал себе вопрос, что они делают? Просто чистят перья? Может это им помогает стать непромокаемыми? Я присмотрелся. Все гуси и утки щипали себя клювом на спине около хвоста. Зачем?

Я спросил об этом у работника зооуголка. Она мне рассказала ,что сколько бы гуси ни плавали, ни ныряли — мокрыми не бывают. Есть у гусей надежная защита от воды. Сидя на берегу, они долго занимаются своим туалетом: перебирают клювом, чистят, холят свое оперение. Около хвоста у гусей есть копчиковая железа, что-то вроде «тюбика» с жиром. Гусь выдавливает кончиком клюва этот жир и смазывает одно за другим каждое перышко. Жировая смазка, оберегая перья от намокания, придает им эластичность, облегчает скольжение птиц по воде.

Моя гипотеза не подтвердилась. Проведя исследовательскую работу, мы установили, что секрет гусиной сухости состоит в жироподобном веществе, выделяемым копчиковой железой.

Я задумался, а что произойдёт с тканью, если её намазать жиром.

Эксперимент 2. Я взял ткань, смочил её водой – она промокла. Тогда я смазал её жиром. Тканью я накрыл свою машину и полил её водой. Вода скатилась как с гуся. У меня получился непромокаемый чехол для машины. Теперь я знаю, чем порадовать папу на праздник.

Ход занятия:

В.: Здравствуйте, ребята. Вы, конечно, знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, ястреб, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря.

Давайте на минуточку сами превратимся в птиц.

Физминутка

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает листву.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что- нибудь новое, интересное. Вы не против? Тогда пройдёмте.

Дети располагаются у столов, где уже всё готово к опытам.

В.: Потрогайте перо, какое оно?

В: Отличаются перья чем-то друг от друга?- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

(схема пера)

Закрепляем, что это перо «маховое»

В.: А какие перья лежат у вас ещё? — Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький) Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое) — Зачем такое перо птице? — Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

В.: «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?» Есть даже такая поговорка: «Как с гуся вода».- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?

Выслушивает ответы детей. (Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья).

В.: Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.

Опыт 1. Дети опускают сухую руку в воду,затем вынимают и делают выводы.

В.:Что же произошло?

Д.:Часть воды стекла, часть осталась, кожа влажная.

В.:Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной

Опыт 2. Дети намазывают руку жиром, опускают руку в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.

В.: Что же произошло? Почему вода стекает с рук?

Ответы детей.

В.: Потому, что она превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. Жировой слой не дает воде проникнуть в кожу. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира,который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них. Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».А ещё говорят: «Ты мокрая, как курица». Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? А у курицы перья обычные, не защищённые жиром. Поэтому они пропускают воду и перо, намокая, становится тяжелее. Курица тонет в воде.

Проделаем опыт с перьями.

Опыт 3. Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы.

Ответы детей: куриное перо намокло,стало не красивым,потеряло форму,гусиное перо не смачиваются, на пере образовалось несколько больших капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим.

В.:Почему?

Ответы детей (оно смазано жиром)

Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?

Купание — это одно из любимых занятий человека, животных и птиц. Всегда приятно в жаркий день окунуться и поплавать, а потом погреться на солнышке, которое помогает высушить капли воды на теле и волосах. Рассматривая водоплавающих птиц, вышедших на берег, очень многие задаются вопросом почему у них сухое оперение. В частности, это относится к гусям, которые всегда выходят сухими из воды.

Особенность этого феномена заключается в том, что перья гусь покрывает специальным водонепроницаемым жиром. Гусиный жир позволяет отталкивать воду. Благодаря наличию такого вещества, птицы прекрасно плавают и никогда не бывают мокрыми. Ещё одним интересным моментом является то, что вода не только не проникает сквозь перья, а, отталкиваясь скатывается крупными каплями.

На самом кончике хвоста у гуся располагаются специальные секретные железы. В их состав входят природный жир, воск и глицерин. Когда птица чистит свое оперение, нажатием клюва выделяется гусиный жир. Благодаря такому соединению перья становятся менее ломкими и водонепроницаемыми. Это позволяет все время быть сухими, даже несмотря на длительное пребывание в воде. Кроме этого, наличие таких компонентов под воздействием солнечных лучей позволяет вырабатывать очень полезный витамин D, который имеет огромное значение для жизнедеятельности живого организма.

Весьма интересным фактом является то, что водонепроницаемость оперения может исчезнуть. В результате опускания гуся сначала в тёплую воду, а потом в холодную капли начнут впитываться.

Почему утка не тонет?

Мы привыкли называть утками только определенных водоплавающих птиц, хотя на земном шаре существует более 160 различных видов утиной породы. К ней, например, относятся и гуси, и лебеди, и крохали, или утки-рыболовы, и многие-многие другие.

Все они отличаются друг от друга своим внешним видом, привычками, повадками. Но есть многое, что их объединяет. Все птицы утиной породы умеют плавать.

Так, утки могут плавать в ледяной воде и не мерзнут. У них даже лапки не коченеют от холода. Это объясняется тем, что утки очень хорошо приспособлены ко всяким, и даже самым суровым, условиям. Их перепончатые лапки не содержат нервов и кровеносных сосудов, поэтому просто не чувствуют холода.

Утки, как вы знаете, умеют прекрасно плавать. Они хорошо держатся на плаву по той причине, что их тело плотно покрыто водонепроницаемыми перьями. Около хвоста утки находится специальная железа, которая выделяет маслянистую жидкость. Она смачивает перья, поэтому вода сквозь них не проходит. Чтобы уткам не было холодно, под перьями у них находится толстый слой пуха.

Утиные лапы расположены сзади туловища, птицы очень ловко загребают ими, как веслами, могут поворачиваться на воде, ускорять движение, а на суше ходят неторопливо и вперевалку. А вот летают утки очень быстро. Они могут развивать скорость до 112 км/ час.

По всему земному шару обитают разные виды уток. Они могут жить далеко на севере, но все равно с наступлением сильных холодов летят оттуда в центральные и южные районы. Хотя и здесь они остаются недолго. Как только на Севере чуть-чуть потеплеет, утки собираются стаями и летят к себе домой, на свои родные озера, болота, реки и морские побережья. Здесь же у них протекает брачный сезон. До того, как отложить яйца, утки строят себе на берегах уютные гнезда, выстилают их мягкой нежной травкой и приминают грудками.

Каждая самка может отложить от 6 до 14 яиц и сама высиживает их, согревая своим теплом. После брачного периода утки линяют, у них выпадают перья, а те, что отрастают, бывают еще совсем слабыми. Утка не может летать в это время и старается держаться где-нибудь в укромных местечках, чтобы не быть замеченной хищниками.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Дойников Григорий Иванович
Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ Гимназия 86 с углубленным изучением иностранных языков ГО Уфа, 3 «А» класс
Научный руководитель: Петрович Марина Павловна

Аннотация:

… Утка в воду залезает
И такое вытворяет:
Бульк – под воду с головой,
Только хвостик над волной …

Исследовательская работа посвящена изучению водоплавающей птицы – утки, и путем наблюдений и опытов расширить представление о птицах, свойствах пера и особенности уток.

Я поставил следующие исследовательские задачи:

  1. Используя различные источники информации, узнать побольше о утках.
  2. Исследовать строение пера.
  3. Провести наблюдения, опыты, опрос одноклассников.
  4. Познакомиться с обитателями водоемов в городе Уфа, экскурсии.

Описание хода исследования: сначала я изучил литературу по данной теме, опросил маму и папу, и узнал историю разведения утки, строение и особенности тела и пера утки. Затем я провел наблюдения и опыты. В качестве исследуемых материалов были выбраны: перья разных птиц.

Опыт № 1. Взял в руки разные перья утки маховые, хвостовые и пуховые, рассмотрел их и с высоты своего роста отпускаю по очереди. Сдуваю с ладони по очереди три пера – пуховое, хвостовое и маховое. Делаю вывод, почему перья падают по-разному. Перо из хвоста и крыла птицы более тяжёлое – оно падает быстрее, а пух с грудной клетки более лёгкий и маленький, он падает дольше.

Опыт № 2. Беру утиное и куриное перо и рассматриваю их. Затем одновременно опускаю их в таз с водой. Утиное перо не намокло, осталось сухим. А куриное намокло и стало некрасивое. Почему перо утки сухое? Для этого был проведен еще один опыт.

Опыт № 3. Левую ладошку смазал жиром, а правую оставил чистой. Затем одновременно опускаю их в таз с водой. Делаю выводы о сходстве и различии состояния ладошек. Правая ладошка стала мокрой, а левая осталась сухой. Вода с левой ладошки скатилась капельками. Перья утки покрыты специальным жиром, который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утка не тонет в воде. А у курицы перья обычные, не защищённые жиром. Поэтому они пропускают воду и перо, намокая, становится тяжелее. Курица тонет в воде.

Опыт № 4. Беру перья разных птиц (орел, сокол, сова, попугай, утка, курица), рассматриваю строение пера под микроскопом. Наблюдаю. Сравниваю перья разных птиц с пером утки. Делаю выводы о сходстве и различии перьев утки и разных птиц. Перья утки оснащены тонкими бородками, сцепленными друг с другом. В этом им способствуют миниатюрные крючки. Благодаря такой сцепке оперение получается очень прочным и не утрачивает своей формы.

Так же я опросил одноклассников и выяснил, что основная масса школьников знают кто такая утка. Но не все ребята знают почему утка не тонет. Я посетил несколько водоемов в городе Уфа и познакомился с их обитателями.

В ходе работы над проектом я пришел к выводу, что уткам помогает плавать по воде и не тонуть, не только оригинальная форма туловища, но и оперение, обладающее водонепроницаемостью за счет строения самого пера. Так же птица покрывает перья маслянистой жидкостью, которая предотвращает их намокание.

Может ли утка утонуть?

Да, может! Утка, которая несколько дней не была на воде, при первом же погружении либо почти полностью погрузится в воду, либо вовсе утонет.

Секрет плавучести утки — в оперении и в постоянном поддержании его «в порядке».

Оперение утиных очень плотное и полностью непроницаемое для воды. Вот как утка этого добивается.

Перья уток имеют тончайшие щетинки — бородки. Они цепляются друг за друга микроскопическими крючочками, и делают таким образом оперение прочным и хорошо сохраняющим форму.

Второй секрет водоплавающих птиц — жировая смазка перьев, обладающая водоотталкивающими свойствами. Если у млекопитающих каждый волосок снабжен в основании собственной сальной железой, которая смазывает его, чтобы не ломался, то у птиц кожа совершенно сухая. Сальная железа у них всего одна на всё тело — это копчиковая железа. Птица выдавливает смазку из копчиковой железы клювом и затем наносит ее на все тело, на каждое пёрышко.

Когда утка находится на суше, на ее перья налипает грязь. Кроме того, бородки утиных перьев без воды слипаются и ломаются. Поэтому утке нужно, по крайней мере, дважды в день купаться.

Но и после купания бородки теряют взаимную связь. Однако, если перо сильно встряхнуть, его расстегнувшиеся микрокрючки автоматически войдут в соединение друг с другом, и оно снова станет упругим.

Вот почему, искупавшись и выбравшись на берег, утка приступает к «гигиеническим процедурам». Этот ритуал выполняется всегда в строгом порядке. Он заложен с рождения, вместе с другими инстинктами.

Сначала утка клювом отжимает воду и отряхивается — трясёт сначала всем телом, потом головой. Так она избавляется от излишков влаги и восстанавливает необходимое сцепление между бороздками перьев, которые вновь приобретают упругость и гибкость.

Затем утка приступает к «укладке» перьев клювом. Некоторые водоплавающие делают это с помощью маленьких крючочков на внутренней поверхности клюва, пользуясь ими как гребнем.

И, в завершение, утка «напомаживается», смазывая перья жирным секретом копчиковой железы. Сначала птица давит клювом на железу, выжимая из нее, как из тюбика, жировую смазку. Потом берет смазку в клюв и натирает тело — сначала перья груди, потом боков, спины, крыльев, живота, хвоста, перья на бедрах и в последнюю очередь голову.

Так как голову клювом, естественно, не достать, птица смазывает ее, потирая круговыми движениями о спину. Или, сняв когтями жир с клюва, расчесывает ими перья на голове.

При хорошей смазке птичьи перья могут удерживать большую массу воздуха. Так, под утиным пером, весящим всего-то 67 граммов, помещается до 650 см3 (больше полулитра!) воздуха, который образует своеобразную воздушную подушку, облегчающую как полёт, так и плавание.

Утка, чистящая перья

Вот почему, если утка в течение нескольких дней не купалась и не ухаживала за опереньем, она может утонуть, попав в воду. Её перья на суше без должного ухода пересыхают и становятся ломкими. Намокнув, они теряют способность удерживать птицу на поверхности воды. Более того, с такими «потерявшими тонус» перьями утка теряет и способность летать: перо рассекает воздух не упруго, а мягко, как масло — нож, и поэтому не получается нужного для полета упора, необходимых аэродинамических сил.

В статье использованы фото с сайта st-roll.ru

Утки начали считаться домашними в 17 столетии. Сначала монахи прикармливали их, а через некоторое время начали разводить. Однако в то время утки содержались лишь на воде, что неудивительно, потому что они отлично плавают. Важно понимать, почему плавает утка, и что ей в этом помогает.

Интересные особенности

У таких пернатых помимо парных грудных мешков имеются непарные ключичные. За счет расположения полостей с воздухом в костях и во внутренних органах обеспечивается легкость скелета, что помогает не только плавать, но и летать.

За счет того, что объем воздуха в таких мешках регулируется, птица не только меняет плотность своего тела во время ныряния и перелета, но и контролирует температуру. В воздухоносной полости газообмен не происходит. Так что она не принимает участие в процессе дыхания.

Интересно и то, как эти птицы ныряют. В результате создания сопротивления в процессе ныряния грудной клеткой выталкивается воздух, пальцы раскрываются и двигаются поступательно. Благодаря этим процессам утка погружается на любую глубину с места. Ее водоплавающие собратья вынуждены пикировать с большой высоты.

Нырять умеют не все разновидности уток, ведь это непростая работа. Чтобы нырнуть, приходится совершить резкое движение головой и корпусом вниз. Птица помогает себе мощными движениями лап. Способна утка и приземляться с воды.

Любят воду и маленькие утята. Они начинают плавать за матерью, как только выбрались из скорлупы. При этом им удается отыскать пищу. Мать контролирует птенцов и постепенно приучает их к самостоятельности.

Птенцы могут держаться на воде, если находятся под материнским крылом. Дотрагиваясь своим пушком до перьев мамы-утки, они покрывают собственное оперение жировым слоем, который помогает держаться на воде. Если же малыш оказался без матери или выведен в инкубаторе, он не сможет самостоятельно покрыть пушок жиром. Так что он может не только промокнуть, но и погибнуть.

Благодаря чему утка удерживается на водной глади?

Помогает пернатым плавать по воде оригинальная форма туловища, слегка приплюснутая снизу. Это позволяет утке подобно лодке удерживаться на воде. Ещё одной отличительной чертой водоплавающих птиц являются их пористые кости. Не меньшую важность в плавучести крылатых созданий имеет оперение, обладающее водонепроницаемостью. Перья покрываются птицей маслянистой жидкостью, предотвращающей их намокание.

Благодаря таким особенностям, пернатое водоплавающее не боится даже очень холодной воды. Строение тела утки таково, что перья выступают в роли водоотталкивающей преграды. Проще говоря, они не пропускают воду. Птица хорошо держится на воде, потому что постоянно ухаживает за своим оперением:

  • пернатые представители водоплавающих уток постоянно смазывают перья маслянистой жидкостью;
  • выработка масла происходит в специальной железе, размещённой в области хвоста;
  • утка никогда не нырнёт вводу, пока не обработает каждое пёрышко;
  • помогает утке не утонуть толстый слой пуха, служащий дополнительной воздушной прослойкой.

Хочется отметить, что только благодаря специальному маслу, которое покрывает каждое перо, утка держится на воде очень длительное время, без риска намокнуть или замёрзнуть. Опытным путём было доказано что пернатое, лишённое смазки, не сможет держаться на водной поверхности.

Помогает удерживаться на воде и подкожный слой жира, который у птицы достаточно хорошо развит. Плюс ко всему эта прослойка отвечает за терморегуляцию, не позволяя переохлаждаться утке в холодной воде.

Уникальные лапы – главный помощник в плавучести утки

Почему крылатое существо непринуждённо держится на водной глади? В этом ему помогает уникальная конструкция лап.

Уважаемые посетители, сохраните эту статью в социальных сетях. Мы публикуем очень полезные статьи, которые помогут Вам в вашем деле. Поделитесь! Жмите!

  • Пальцы на ногах водоплавающей соединяются между собой перепонками, напоминающими кожу, чем-то похожую на перепонки задних лап лягушки. При этом конструкция самих ног сильно отодвинута назад и имеет небольшую длину.
  • Из-за такого строения конечностей, пернатое передвигается по земле неспешно, вперевалку, а если ему нужно ускориться, то оно теряет равновесие и может упасть вперёд, приземлившись на грудь.
  • Но как только утка попадает в воду, её удлинённое тело ложится на водную гладь как корпус лодки, а лапы с плавательными перепонками, работают в качестве вёсел.
  • Также на утиные лапы возложена рулевая функция. Конечности водоплавающей птицы, размещённые ближе к задней части туловища, отлично справляются с функциями руля.

Если рассматривать суставы лап по отдельности, то они имеют уникальную конструкцию, благодаря которой передвижение по воде становится лёгким и непринуждённым. Утиные лапы, очень мощные и имеют хорошую подвижность. Плюс ко всему, конечности нечувствительны к холоду а, следовательно, не мёрзнут в любой воде.

Длина лап также играет важную роль в плавании пернатых: люди, однажды плавающие на вёсельной лодке, отлично знают, что при сильном заглублении вёсел грести становится намного тяжелей. Это же произойдёт и с водоплавающей птицей, ноги которой будут слишком длинными.

Секреты непотопляемости уникального пернатого

Основной причиной непотопляемости утки является её уникальное оперение, которое регулярно чистится и смазывается, в общем, поддерживается в порядке. При этом каждое пёрышко очень плотно прилегает к соседнему и туловищу птицы, образуя водонепроницаемый барьер.

Перья оснащены тонкими бородками, сцепленными друг с другом. В этом им способствуют миниатюрные крючки. Благодаря такой сцепке оперение получается очень прочным и не утрачивает своей формы.

Ну а вообще, утка изначально создана природой как водоплавающая птица, и поэтому каждая её отдельная часть тела предназначена для плавания по воде. Утка – пернатое, одарённое природой, полезными качествами. Помимо того, что она не тонет в воде, она качественно противостоит любым погодным условиям.

Так, от холодной воды птицу защищает непроницаемое оперение, не реагирующие на температурные перепады лапы, очень тёплый пух и подкожный жир, которые не дают проникать холоду к телу пернатого. Плюс ко всему, воздух, скапливающийся под слоем перьев, воздушный мешок, имеющийся у всех уток, делают тело лёгким на воде, не позволяя птице утонуть.

И немного о секретах…

Вы когда-нибудь испытывали невыносимые боли в суставах? И Вы не понаслышке знаете, что такое:

  • невозможность легко и комфортно передвигаться;
  • дискомфорт при подъемах и спусках по лестнице;
  • неприятный хруст, щелканье не по собственному желанию;
  • боль во время или после физических упражнений;
  • воспаление в области суставов и припухлости;
  • беспричинные и порой невыносимые ноющие боли в суставах…

А теперь ответьте на вопрос: вас это устраивает? Разве такую боль можно терпеть? А сколько денег вы уже «слили» на неэффективное лечение? Правильно — пора с этим кончать! Согласны? Именно поэтому мы решили опубликовать эксклюзивное интервью с профессором Дикулем , в котором он раскрыл секреты избавления от болей в суставах, артритов и артрозов.

Описание дикой утки

Кряква – достаточно крупная по величине дикая утка (немногим меньше домашней) и достигает полметра в длину. Обычно ее вес составляет полтора килограмма, однако некоторые особи могут набирать и до двух килограммов (при длине крыла 30 сантиметров). В полете дикая утка узнаваема по очертаниям, которые чем-то напоминают винную бутылку. По голосу совсем неотличима от домашней утки. В момент полета издает характерные звонкие крякающие звуки.

Самка различается по темному рыжевато-бурому окрасу и светлому брюшку (на нижней стороне у него имеются темные точки). Зеркальце – синее, клюв – слегка розовый с темноватой середкой, кромки перьев – охристо-рыжие. Ее оперение ближе всего к защитному типу.

Самец дикой утки более яркий и красочный, особенно в брачный период: на шее и голове – черные перья с зеленым отливом (иногда перо бьет в синий), на груди – коричневые. Клюв зелено-желтый (к концу лета он зеленеет совсем), лапки оранжевые. Центральное оперение на хвосте завито вверх колечками. В нижней части шеи имеется белое ожерелье, которое эффектно разграничивает темную часть шеи и голову от более светлого оперения, идущего ниже. Зоб каштановый, брюшко серое, светлого оттенка с отметинами темного цвета. На спине кроме серого оперения также наблюдаются мелкие белые черточки. Зеркальце блестяще-синее (иногда бьет в фиолетовый), окаймленное белой и бархатисто-черными линиями.

Где живут утки

Утка-кряква — самая многочисленная дикая утка на территории России, обитательница почти всех речных долин, прудов и озер: кряква – наиболее типичная представительница северного полушария. На территории России естественные границы проживания уток совпадают с траекторией, находящейся между тундрой и лесным массивом. Очень хорошо представлена в северных регионах Америки. В целом ареал обитания диких уток простирается по всей Европе, захватывая часть Северной Африки, Азии (к югу до Месопотамии), Кашмира, Японии и Монголии.

Зимовка уток

Зимует утка в западной части Европы, в Индии, Африке, на российских южных морях, на Средиземном море. Там, где имеются не замерзающие на холодную пору года водоемы, некоторые птицы не покидают своих мест гнездований и не улетают в более теплые зоны. Также иногда кряквы остаются на зимовку в городах (во всяком случае, чаще других видов уток). Нередко, особенно в теплые зимы, отлетают совсем недалеко – к Каспийскому и Черному морям, в западные районы Европы. Массовый отлет птицы в более теплые регионы наступает в октябре месяце. Как показало кольцевание, после зимовки кряквы не всегда возвращаются на гнездование в родные места.

Гнездование уток

Гнездование уток начинается в апреле месяце . Ее излюбленные места – речные долины со стоячей и богатой болотной растительностью водой. Часто утку можно обнаружить и в сырых лугах, на болотах, по берегам рек, на заросших озерах. Изредка она заселяется в заброшенные гнезда цапель и ворон (на деревья), не брезгует и дуплами с широким проходом. Гнездо обычно делает из сухой травы, камыша, тростника и бурьяна. Может обустраивать его как в мокрых, так и в сухих местах, но обязательно в минимальной доступности открытых водоемов. Место для гнездовья выбирает в куртинах высокой и непроходимой травы, в валежнике, буреломе, в кустах и под деревьями.

В сухой местности гнездо утки-кряквы выглядит как ровная, но достаточно глубокая ямка в земле , только слегка устланная сухой и мягкой растительностью. В сырых местах оно уже представляет собой большое нагромождение строительного «сырья» – тростника, сухой травы, бурьяна и проч., в котором имеется гнездовая ямка. К завершающим срокам кладки яиц в гнезде уже появляется пух, нападавший к тому времени с груди кряквы. В течение насиживания объем пуха значительно увеличивается и птица складывает его по периферии гнездового лотка кольцом, формируя высокие «бортики», которые закрывают ее с боков. Когда утка покидает гнездо для кормления, она этим пухом тщательно прикрывает кладку, чтобы яйца не остывали и не бросались в глаза ее естественным врагам.

В диаметре гнездо кряквы может достигать от 200 до 290 миллиметров, высота бортиков от уровня земли колеблется от 40 до 140 миллиметров. Величина лотка составляет 150-200 миллиметров, глубина – от 40 до 130 миллиметров. В него помещаются 8-11 яиц зеленовато-белого оттенка размером от 50х37 до 67х46 миллиметров. Высиживание у кряквы продолжается 26 суток (три недели). Двухмесячные птенцы уже могут летать.

Повадки диких уток

Дикие утки – одни из основных объектов охоты. Они является традиционной дичью у охотников, ведущих отстрел в поймах рек и у озер. Летом утку стреляют с подхода, спугивая с насиженного места и выгоняя из непролазных зарослей. На более открытых водоемах, где нет обильной и плотной растительности, охота ведется прямо с лодок. И в первом, и во втором случае на глубоководье подстреленную дичь вылавливают из воды специально обученными собаками. На мелководье, там, где имеется просто болотистая местность или подобие заливных лугов (особенно в поймах) утку можно подобрать и самостоятельно.

Нередко дикая утка защищает неоперившихся птенцов: при крике матери встревоженный молодняк обычно кидается в заросли рогоза и тростника либо ныряет под воду, находя там спасение от нагрянувшей опасности, а сама она зачастую в это время отводит от них далеко в сторону собаку охотника.

Одним из главных символов протестующие, вышедшие на антикоррупционные митинги в различных городах России в воскресенье, выбрали желтую уточку, а также кроссовки. Оба образа вдохновлены расследованиями Алексея Навального. Уточка стала ярким символом коррупции после того, как в фильме про дачу Дмитрия Медведева в Плесе пользователи разглядели дом для этой водоплавающей птицы. С тех пор образ утки не раз использовали — например, в Петербурге в начале марта протестующие ходили вокруг полицейских машин с плакатами и крякали.

Идею выходить на Тверскую с кроссовками также предложил — в другом расследовании, посвященном так называемой тайной империи . В фильме утверждалось, что узнать о фактах коррупции удалось именно благодаря покупкой премьер-министром кроссовок.

Те, кто вышел на воскресные митинги, использовали образ представителей власти, облаченных в тюремную робу. Это один из самых популярных вариантов изображения неугодных правителей, особенно когда речь заходит о коррупции.

От тюрьмы и дыры

Образы представителей власти в тюремной робе использовали во время протестов в Бразилии, когда в превышении служебных полномочий и коррупционных манипуляциях заподозрили бывшего президента Луи да Силву и тогда еще стоявшую во главе страны Дилму Русеф. Тогда на митингах протестующие использовали воздушные шары в виде заключенных, причастных к коррупционному скандалу.

Плакаты с изображением представителей правительства в тюремной одежде выносили на демонстрации и во время недавних протестов в Румынии. Активисты, обвинявшие правящую партию этой страны в препятствовании борьбе с коррупцией, вышли на улицы 1 февраля этого года, а потом провели еще несколько акций протеста, требуя отставки правительства. В качестве еще одного из протестных символов они также использовали флаг с дырой — образ, отсылающий к событиям почти 30-летней давности. В 1989 году во время декабрьской революции демонстранты вырезали из флага герб Социалистической Республики Румыния.

Еще одним символом румынских протестов стала маска Гая Фокса, одного из организаторов Порохового заговора 1605 года в Англии, впоследствии сдавшего под пытками всех своих сообщников. В англоязычных странах Фокс долгое время оставался одним из главных символов заговора, но к 1980-м о нем почти забыли. Интерес к Гаю Фоксу снова возник после выхода в 2006 году фильма «V — значит вендетта», снятого по одноименному комиксу, главный герой которого носил соответствующую маску. После этого маска Гая Фокса стала одним из самых популярных символов борьбы с коррупцией и протестов против действующей власти.

Протестуйте молча

Не все демонстранты, недовольные сложившийся в стране или мире ситуацией, выходили на площади с плакатами и лозунгами — из-за невозможности провести митинг или просто предпочитая тихий протест.

Например, во Франции в ноябре 2015 года активисты планировали провести митинг для привлечения внимания к проблемам климатических изменений. Но из-за режима чрезвычайного положения, введенного после серии терактов, от того чтобы выйти на улицы протестующим пришлось отказаться. Тогда активисты, формально не нарушая запрета, вынесли на площадь тысячи ботинок, в некоторых из которых находились растения. Например, среди «протестной» обуви были шлепанцы с мхом внутри.

В США через несколько дней после того, как стали известны результаты президентских выборов, противники Трампа приняли решение выразить свою позицию при помощи обыкновенных булавок. Они прикрепляли их на одежду и распространяли в соцсетях информацию о том, что этот отличительный знак должен стать символом единения и выразить поддержку мигрантам. Ранее булавку уже использовали в Великобритании после референдума о выходе из ЕС, тогда ее также прикрепляли в знак поддержки мигрантов и беженцев.

В 2014 году в Гонконге, когда там прошла череда митингов в поддержку демократии, демонстранты разработали целую систему символов. Так, например, желтые ленточки означали солидарность с демократической партией, а при помощи скрещенных над головой рук протестующие выражали несогласие с политикой действующих властей. После нескольких дней протестов те, кто устал от происходящего и призывал активистов успокоиться и «вернуть спокойный Гонконг», также использовали голубые ленты. А одним из самых ярких символов тех протестов стали зонты — демонстранты были вынуждены использовать их, чтобы защитить себя при столкновениях с полицией.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Желтая резиновая уточка в ванной, кормление уток на пруду в городском парке — каждому малышу с раннего детства знаком персонаж новой картинки-прилипалки от «Растишка». Поговорим об одной из самых распространенных водоплавающих птиц в мире, узнаем, где у утки «зеркальце» и как отличить «утку-мальчика» от «утки-девочки».

Утка кряква — одна из самых распространенных водоплавающих птиц, живет на всех континентах, кроме Антарктиды. Везде, где есть озеро, пруд, речная заводь или любой другой водоем, можно встретить крякву — к еде она неприхотлива. Дикие утки осенью собираются в большие стаи и улетают в теплые края, но если хватает пищи, остаются зимовать рядом с людьми.

Как утки заботятся о потомстве

Утка устраивает гнездо в зарослях тростника, камыша, среди валежника, в ямочке, выкопанной в земле — лишь бы было безопасно. Утка выщипывает пух у себя на груди и утепляет гнездо. Иногда, гнездо может находится даже не совсем близко с водой.

С апреля по май кряква каждый день откладывает по одному яйцу. Когда их соберется больше десяти штук, она садится на гнездо и начинает высиживать кладку. Некоторые утки подбрасывают свои яйца в чужие гнезда, поэтому иногда можно видеть наседку, высиживающую до 20 яиц.

Все яйца разные «по возрасту», но утята вылупляются примерно в одно время. Утка сидит на гнезде около месяца, потом из яиц на свет появляются малыши. Через пару часов они уже могут самостоятельно ходить, плавать, нырять и даже кушать. Около 2-х месяцев утята живут рядом с мамой, потом учатся летать и начинают самостоятельную жизнь. Через год они уже сами могут стать родителями.

Селезень обычно не принимает участия в воспитании утят, утка может рассчитывать только на себя. При приближении опасности мама-утка симулирует травмы, чтобы переманить на себя внимание хищника и отвести его подальше от гнезда.

Методические материалы для проекта «Птицы весной» учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

ОДО ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 322

Фрунзенского района города Санкт – Петербурга

Методические материалы для проведения проекта

Воспитатель:

Дубровина Марина Борисовна

2015 год

Четверг (24. 03. 2016 год)

(первая половина дня)

Утренний прием.

Группа украшена в соответствии с лексической темой недели и темой проекта.

Рисование птиц, кормушек, скворечников манкой.

Утренняя гимнастика. Комплекс «Птички- невелички»

I. Ходьба и бег в колонне по одному, врассыпную с остановкой – «Птички сели – поклевали зернышки, травку пощипали, водичку попили».

II. ОРУ

1. «Птички машут крыльями».

И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1,3 – руки через стороны вверх, сказать: вверх; 2,4 – руки через стороны вниз, сказать: вниз.

2. «Зарядка для крыльев».

И.п. – ноги на ширине плеч, руки за голову. 1,3 – локти вперед; 2,4 – и.п.

3. «Птички пьют водичку».

И.п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. 1,3 – наклон туловища вперед, голову приподнять, сказать: пью; 2,4 – и.п.

4. «Птички прячутся от кошки».

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1,3 – присесть, закрыть лицо руками; 2,4 – и.п.

5. «Подул ветерок».

И.п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. Перекат с пяток на носки и обратно. Голову не опускать

6. «Птички прыгают».

И.п. – о.с., руки на поясе. Подпрыгивания, пружиня коленями, на месте в чередованием с ходьбой на месте.

7. «Устали птички»

И.п. – о.с. 1,3 – руки вверх, встать на носки – потянуться – вдох; 2,4 – и.п. – выдох.

III. Ходьба на носках со взмахами рук — «крыльев».

ООД. Аппликация.

Тема занятия «Кормушка для птиц»

(сюжетная аппликация, коллективная работа)

Задачи.

1. Вызвать у детей интерес к созданию коллективной работы путем сюжетной
аппликации.

2. Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук.

3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному
экспериментированию.

4. Расширять интерес к познанию природы и прививать любовь к птицам.

Предварительная работа

Наблюдение за птицами на прогулках. Беседа о зимующих птицах. Изготовление кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц с помощью кормушек на прогулках. Рассматривание изображений птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока). Подготовка основания кормушки.

Ход занятия.

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка,

Вот тебе крошки

На моей ладошке.

— Этот стишок, ребята, продолжение нашей вчерашней работы. А что мы делали с вами вчера? Ответы детей.

— А для чего, ребята, люди делают кормушки? Ответы детей.

— А зачем мы кормим птичек? Ответы детей.

— Ребята, а куда же делся корм для птиц? Ответы детей.

— Вы все правильно сказали, молодцы. Именно после исчезновения насекомых, после сбора урожая птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что мы с вами их покормим.

— Ребята, скажите, пожалуйста, а какие птицы остались с нами на зиму? Ответы детей.

— Все верно. Давайте сейчас и на нашу кормушку позовем чудесных птичек, которых сделаем своими руками!

— Давайте сейчас тихонько встанем со своих мест и превратимся в птичек. Вот какие замечательные птички! А теперь полетим к нашему рабочему месту.

— Ребята, обратите внимание, что за фигуры лежат перед вами на столе? Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

— Ребята, перед тем как нам прикрепить наших птичек к кормушкам, давайте сделаем зарядку для пальчиков, чтобы они хорошо справились с заданием.

Птички весело летят

И на пальчики глядят.

Раз, два, три, четыре, пять

Будут зернышки клевать

Клю, клю, клюю

Очень мамочку люблю!

— Молодцы! Ребята, а как вы думаете для чего у нас на тарелочках зерно? Ответы детей.

— Правильно, с помощью зерна мы «накормим» наших птичек. Теперь приступаем к работе и не забываем, как мы умеем аккуратно пользоваться кисточкой и клеем.

Дети выполняют задание (по очереди приклеивают птичку к кормушке)

— Ребята, сейчас отложите все, возьмите свои работы и подойдите ко мне.

Слетайтесь, слетайтесь лесные пичуги!

Теперь не страшны вам холодные вьюги!

В холодные вьюги, в холодные вьюги

Мы помнить и думать должны друг о друге!

— Посмотрите, ребята, какая красивая кормушка у нас получилась! А работы хороши, потому что вы все очень постарались. Теперь птички не будут голодны и не страшны им будут ветра! А наше занятие закончено. Спасибо!

2. Музыка (по плану музыкального руководителя)

Прогулка «Акция покормите птиц»

(вывешиваем кормушку, сделанную на занятии)

Цель: Закрепить знания о повадках птицах. Формировать представление о добывании пищи птицами. Воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Детям предлагается понаблюдать за птицами. Рассмотреть повадки птиц, их полет. Как птицы находят корм.

Трудовая деятельность: воспитатель вывешивает кормушку. Дети кормят птиц пшеном и крошками от хлеба.

Подвижные игры: «Тепло-холодно», «Коршун и воробьи»

Чтение художественной литературы: Мамин –Сибиряк «Серая шейка»

(см. библиотеку в группе)

(вторая половина дня)

Бодрящая гимнастика «Птицы»

1. Потягивание.

2. «Клювики».

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Повороты головы вправо-влево.

3. «Крылья».

И.п. – то же.

Махи прямыми руками в стороны, вниз.

4. «Спрятались от кошки».

И.п. – то же.

Подтянуть ноги к груди, обхватить колени руками, наклонить голову – сгруппироваться.

5. «Птичка с хвостиком».

И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях в упоре около плеч, ноги вместе.

Выпрямляя руки, поднять голову, грудь. Одну ногу согнуть, тянуть к голове.

6. «Раненый воробышек» — прыжки на одной ноге.

Беседа по разделу «В мире птиц» книги »

— у каких птиц самое большое яйцо;

— птицы-великаны;

— маскировка птиц;

— «не своим голосом»

И т. д.

Гимнастика для глаз «Чайка»

А вот морская птица чайка (показ птицы)

Давайте проследим глазами за ее полетом.

Вот чайка полетела вверх. Полетела влево. Вниз опустилась. Вправо полетела. Закружилась над волнами.

Опытно- экспериментальная деятельность «Почему утки не тонут»

Цель: Расширение представлений детей о домашних птицах, свойствах пера домашних птиц.

Задачи:

1. Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.

2. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Материал: картинки с изображением домашних птиц (по количеству детей, перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, пипетка, растительное масло)

Ход занятия:

В. : Ребята, вы, конечно, знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, ястреб, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря.

Давайте на минуточку сами превратимся в птиц.

Физминутка

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает листву.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что- нибудь новое, интересное. Вы не против? Тогда пройдёмте.

Дети располагаются вокруг стола, где уже всё готово к опытам.

В. : Потрогайте перо, какое оно?

В: Отличаются перья чем-то друг от друга? — Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежу край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

(схема пера)

Закрепляем, что это перо «маховое»

В. : А какие перья лежат у вас ещё? — Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький) Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое) — Зачем такое перо птице? — Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

В. : «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды? » Есть даже такая поговорка: «Как с гуся вода».- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?

Выслушивает ответы детей. (Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья) .

В. : Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.

Опыт 1. Дети опускают сухую руку в воду, затем вынимают и делают выводы.

В. :Что же произошло?

Д. :Часть воды стекла, часть осталась, кожа влажная.

В. :Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной

Опыт 2. Дети намазывают руку жиром, опускают руку в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.

В. : Что же произошло? Почему вода стекает с рук?

Ответы детей.

В. : Потому, что она превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. Жировой слой не дает воде проникнуть в кожу. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них. Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода». А ещё говорят: «Ты мокрая, как курица». Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? А у курицы перья обычные, не защищённые жиром. Поэтому они пропускают воду и перо, намокая, становится тяжелее. Курица тонет в воде.

Проделаем опыт с перьями.

Опыт 3. Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы.

Ответы детей: куриное перо намокло, стало не красивым, потеряло форму, гусиное перо не смачиваются, на пере образовалось несколько больших капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим.

В. :Почему?

Ответы детей (оно смазано жиром)

Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?

Утка в воде

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *