Строение тела насекомых

Конспект по окружающему миру на тему «Насекомое. Строение тела насекомого.» в 1 классе

Природоведение

1 класс

Урок 37

Насекомые. Строение тела насекомого

Учитель

начальных классов

Котова А.Н.

Цель.

— формирование представлений об отличительных особенностях строения насекомых.

— научиться сравнивать тела различных насекомых;

— узнавать насекомых на рисунке, приводить примеры.

— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

— работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;

— осознанно и произвольно высказываться в устной форме о различных насекомых;

— осуществлять поиск существенной информации ( из рассказа учителя, из жизненного опыта);

— проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

— формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир; уважительно относится к другому мнению; мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения

Ход урока

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

— Посмотрите кто к нам прилетел. (Пчела Майя). Посмотрите на свои эмблемки. (Насекомые) Как вы думаете, о ком мы сегодня узнаем что-то новенькое?

— Правильно, о насекомых.

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Сегодня мы поговорим о насекомых, узнаем, по каким признакам их объединили в одну группу. А поможет нам в этом маленькая пчелка Майя, которая сама такая же маленькая как и вы и такая же любознательная как наши первоклассники.

IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

  • Посмотрите на слайд 1.

  • Как можно назвать этих животных одним словом?

  • Назовите насекомых.

  • Каких еще насекомых вы знаете?

  • Что вы хотели бы о них узнать?

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Существует более миллиона видов насекомых.

  • Миллион — это много или мало?

  • Это очень большое количество. Насекомые живут повсюду: в лесах, на лугах; в водоемах, в почве, на теле животных. Нет их разве что в морских глубинах.

2. Отгадывание загадок.

  • Пчелка Майя тоже как и вы маленькая и только сейчас познает мир. Она предлагает вам свой интересный рассказ про насекомых, с которыми познакомилась сама. Просит вас помочь ей учиться в её сказочной школе. Что бы попасть в ее сказочную страну, нужно отгадать загадки. (слайд 2-8)

3. Строение тела насекомых.

  • Вот мы и попали в мир пчелки Майи. В этом мире очень много жителей и нам нужно научиться отличать среди них насекомых. А сможем мы этому научиться определив основные особенности насекомых.

  • Вспомните насекомых, которых вы видели. Какие части тела насекомых вы можете назвать? (слайд 9)

  • Майя посмотрела на себя и решила, что у неё есть голова, грудь, брюшко, 6 лапок. (слайд 10)

  • Слово «насекомое» произошло от слова «насечка», т.е. оно указывает на то, что насекомое разделено насечкой на части: голова, грудь, брюшко. У других животных мы тоже можем выделить эти части тела, но только у насекомых 6 ног. (слайд 11)

— Итак, у большинства насекомых 6 ног, пара усиков, 1-2 пары крыльев, тело состоящее из 3 частей. (слайд 12-13)

4. Игра «Кто лишний?»

— Майя получила в лесной школе домашнее задание: определить кто лишний на этом рисунке и почему. (слайд 14-15)

Можем мы сказать о пауке что он насекомое?

— Нет. Паук принадлежит к классу паукообразных. В отличии от насекомых у него 8 ножек. Тело его состоит из двух частей, зато глаз целых 8

-Дети, Майя благодарит вас за помощь.

5. Дидактическая игра «Распредели на группы»

— Прилетела Майя утром на урок в школу. Ответила все как мы её научили . Учитель похвалил Майю и решил проверить действительно ли Майя всё поняла. Дал ей задание распределить животных на группы. Прочитайте, подумайте, распределите. ( дети отвечают цепочкой). (слайд 16)

6. Работа в парах.

— Второе задание для проверки учитель дал Майе и её другу Вилли. Поможем им?

Распределите правильно названия частей тела вашего насекомого. Дополните какой надписи нет. Спасибо за помощь.

Физкультминутка (Детские песни. Муравей.wmv – YouTube)

7. Беседа. Где живут насекомые?

Когда в школе закончились занятия, Майя решила прогуляться. (слайд 17)

Полетела она по лесу и увидела там насекомых: кузнечика, муравья, бабочку, …… (слайд 18)

Потом она заглянула на луг и увидела там божью коровку, саранчу, осу, …… (слайд 19)

Подлетела Майя к ручейку и увидела, что и здесь живут насекомые: жук плавунец, водомерка, стрекоза, комар, … (слайд 20)

Решила Майя проверить, а живут ли насекомые возле людей?

— Оказывается в саду и на огороде есть полезные для людей насекомые (пчела, муравей, бабочка,..) и вредные насекомые (гусеница, колорадский жук, медведка, личинки майского жука,…) . (слайд 21)

Очень страшно было Майе, но любопытство взяло верх и залетела Майя в дом человека.

— Почему ей было страшно?

Посмотрите каких насекомых она там встретила. (слайд 22)

Быстро Майя вылетела из дома, пока её ни кто не заметил. Во дворе она познакомилась с домашними животными и узнала что на их теле тоже живут насекомые, которые сильно им докучают.( клоп, вша, блоха, комар)

8. Работа в группах.

Майя решила проверить, знает ли Вилли: где живут насекомые. Поможем Вилли выполнить задание.

Каждая группа получает карточки с изображение различных насекомых.

Задание:

  • распределить их на группы по месту обитания.

  • в лесу,

  • возле водоемов,

  • на лугу,

  • в квартире.

Идет беседа о вредных и полезных насекомых.

9. Рассуждение.

Долго летала Майя. Проголодалась. В её любознательной маленькой головке возник вопрос: чем питаются насекомые? (слайд 23)

Физкультминутка (Песенка бабочек – YouTube)

10. Работа с пословицами в группах.

— Кто среди насекомых самый трудолюбивый? (пчела и муравей)

Правильно. Более подробно про муравья и пчелу мы с вами поговорим на следующем уроке. А сейчас, пожалуйста, в группах сложите правильно пословицы и объясните их значение. (слайд 24)

11. Игра «Расшифруй»

«Какие насекомые здесь спрятались?»

— Майя очень любит разгадывать разные загадки, ребусы, кроссворды. А вы?

— Тогда определите, какие насекомые здесь спрятались. (слайд 25-26)

12. Раскрашивание бабочек и создание веночка из них для глобуса.

— Майя залюбовалась бабочками, которые были разноцветные, пестрые, перелетали с цветка на цветок и украшали нашу планету.

Майя подумала, что есть много разных насекомых: хороших и плохих. Но, наверное, все они зачем-то нужны.

— Как вы считаете, дети, все ли на свете нужны? Ответ на этот вопрос может дать мультфильм по щенка Тимку, Кошку и их друга Бяшку. ( 8.54 – клип)

Насекомые делают нашу планету прекрасной. Давайте украсим её маленькую часть нашу родину, Украину

VІ. Итог урока

— Дети пчелка Майя очень благодарна вам за помощь и дарит вам маленькие подарки.

(звучит песня — Евгений Вальц. Песня из мультфильма _Пчелка Майя_ — YouTube)

«Класс Насекомые»

Насекомые — класс беспозвоночных членистоногих животных.

Внешнее строение.

Тело насекомого состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. Покровы представлены хитиновой кутикулой, гиподермой и базальной мембраной. Окраска покровов насекомых обуславливается пигментами, содержащимися в кутикуле или гиподерме.

На голове из пяти слившихся сегментов два усика, глаза и органы рта. Строение глаз сложное – фасеточное. У некоторых видов насекомых еще имеется 1 – 3 простых глаза, которые находятся между сложных глаз. Усики (антенны) являются органами обоняния. Ротовой аппарат: верхняя губа (лабрум), верхние челюсти (мандибулы), нижние челюсти (максиллы), нижняя губа (лабиум). К ротовому аппарату относится язык (гипофаринкс). Ротовой аппарат может быть: грызущий, колюще-сосущий, сосущий и лижущий. Первичный тип – грызущий.

Грудь состоит из трех сегментов: переднегрудь, среднегрудь и заднегрудь. От неё отходят три пары ног, две пары крыльев. Конечности могут быть: хватательными, копательными, плавательными, прыгательными и собирательными. Конечности членистые. Основной членик ноги называется тазик, за ним следуют вертлуг, бедро, голень и лапка. Крылья (2 пары) находятся на задней стороне груди. Под жесткими надкрыльями находятся перепончатые крылья. Крылья представляют собой выпячивания стенок тела. Крыло состоит из двух складок кожи, покрытых кутикулой, и полости между ними.

Брюшко состоит из нескольких сегментов, по его бокам находятся дыхальца. Число сегментов брюшка варьирует от 11 до 4. На брюшке у низших насекомых имеются парные конечности, у высших насекомых они видоизменяются в яйцеклад.

Внутреннее строение.

Пищеварительная система состоит из кишечного тракта. Сама система начинается от ротового аппарата и слюнных желез. Затем следует передняя кишка, которая состоит из глотки, пищевода и жевательного желудка. В средней кишке происходит переваривание и всасывание питательных веществ. Здесь пища распадается на простые органические соединения. Задняя кишка делится на тонкую кишку (происходит распад глюкозы) и прямую кишку (происходит всасывание воды и образование экскрементов).

Кровеносная система у насекомых кровеносная система незамкнутая. Сердце имеет вид длинной трубки, туда из полости тела, через поры засасывается кровь. Дальше она поступает в аорту и вытекает в полость тела, принося питательные вещества.

Дыхательная система. Через дыхальца воздух поступает в трахеи. Трахеи – это тонкие трубки, которые ветвятся по всем органам насекомого. Через стенки трахей, находящихся в тканях, происходит газообмен.

Нервная система состоит из нервных узлов, которые делятся на: надглоточные, подглоточные и брюшные нервные цепочки. Надглоточный узел – мозг, который делится на три части – передний мозг (отвечает за глаза), средний мозг (отвечает за усики) и задний мозг (верхняя губа).

Выделительная система. Основные органы выделения – мальпигиевы сосуды (2 трубочки) в полости тела одним концом заканчиваются в полости тела и в них всасываются конечные продукты жизнедеятельности из крови; задняя кишка. Еще есть жировое тело, извлекающее из крови вредные вещества, но не выводит их из организма.

Органы чувств. Сложные глаза, органы осязания (усики), органы обоняния, органы вкуса. Многие насекомые способны издавать звуки и слышать их. Органы слуха и органы, издающие звуки, могут находиться на любом участке тела.

Размножение и развитие.

Размножение половым способом. Происходит внутреннее половое оплодотворение. Для ряда видов известен партеногенез (тли).

Насекомые – раздельнополые животные. У многих видов насекомых выражен половой диморфизм. У самцов в семенниках образуются сперматозоиды, у самок есть яичники с большим количеством яиц.

Развитие насекомых: яйцо – личинка – куколка – насекомое. Развитие делится на два периода – эмбриональное, включающее развитие зародыша в яйце, и постэмбриональное, которое начинается с момента выхода личинки из яйца и заканчивается смертью насекомого.

Конспект урока «Класс Насекомые». Следующая тема: Группа Рыбы.

Ход занятия

Организационный момент

На доску выставляются картинки с насекомыми.

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте постараемся отгадать загадки и найдем на доске картинки-отгадки.

1. Модница крылатая, платье полосатое,

Ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо! (Оса)

2. На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

3. Летом много их бывает, а зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом. Как они зовутся? (Мухи)

4. Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик.

(Стрекоза)

5. Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

6. Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет.

(Бабочка)

7. Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела)

8. Погляди на молодцов: веселы и бойки.

Волокут со всех концов материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей-

И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

Без работы, хоть убей, жить не может…. (Муравей)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

А кто мне скажет, как их всех назвать одним словом? (Насекомые) В какое время года их можно увидеть в природе? (Весной, летом, осенью.) Для чего нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц.) Какое из этих насекомых считается самым вредным? (Муха — она переносит опасные микробы на своих лапках.) Какое из этих насекомых приносит сладкую пользу человеку? (Пчела)

На доске демонстрационный материал с изображением насекомых.

Работа с раздаточным материалом

У каждого ребенка своя картинка с насекомым. Воспитатель называет части тела насекомого, а каждый ребенок должен показать названную часть на своей картинке (головка, брюшко, крылья, ножки).

Физкультминутка: «Жучок»

Этот маленький жучок

по земле гуляет, (Идут по кругу.)

Листик сладенький найдет

и его кусает. (Наклоны вперед.)

Чтоб еще листочек съесть,

хочет он повыше влезть. (Потягиваются вверх.)

Этот маленький жучок

по траве гуляет, (Идут по кругу.)

Вот он ямочку нашел,

лег и отдыхает. (Приседают на ковер)

Он не будет вас кусать,

хочет он чуть-чуть поспать. (Кладут руки под щеку и закрывают глаза.)

Игра «Сложи картинки»

У каждого ребенка картинка с насекомым, разрезанная на 4-5 частей.

Игра «Кого не хватает?»

На доске картинки с насекомыми. Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну картинку. Дети должны сказать, кого не хватает.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия

Строение тела насекомых

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *