Стих про грача

Урок литературного чтения. 2 класс. Эмма Мошковская « Если грачи закричали…»

Список используемой литературы.

1. Учебник «Литературное чтение» 2 класс в 2 частях. Л.А. Ефросинина, Москва Вентана — Граф, 2009 год.

2. Рабочая тетрадь «Литературное чтение» №1

Москва Вентана — Граф, 2009 год.

3. «Хрестоматия по литературному чтению» Л.А. Ефросинина, Москва Вентана — Граф, 2009 год

4. В.Н. Даль «Народные приметы».

Разработка урока по литературному чтению.

2 класс. Эмма Мошковская «Если грачи закричали…»

Тема урока: Э. Мошковская «Если грачи закричали…»

Цели урока: познакомить учащихся с произведением:

Э.Мошковской «Если грачи закричали…»;

развить умение делать простые выводы о характере

произведения, его теме; развивать навыки выразительного,

правильного, осознанного чтения; развивать наблюдательность,

воображение, речь;

воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: тетрадь для самостоятельной работы №1, цветные карандаши.

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним произведением

Э. Мошковской. У этого стихотворения нет названия, но вы уже знаете, что в таком случае названием служит первая строка стихотворения.

Прочтите её

-Посмотрим на иллюстрацию к этому стихотворению. Как вы думаете, о чём это произведение?

Лиза: я думаю, что в этом стихотворении рассказывается о грачах, о том, что они почему-то кричали.

Ваня: а я думаю, что грачи о чём-то рассказывали мальчикам, наверное, про погоду рассказывали, на рисунке видно, что мальчики их слушают.

Познават.

  1. Постановка цели урока.

— Как вы думаете, ребята, что вы должны будете узнать на этом уроке, чему научиться?

— Всё верно, ребята. Но сегодня на уроке вы ещё узнаете о некоторых народных приметах, связанных с птицами.

Рома: мы должны узнать, о чём кричат грачи, что они рассказали мальчикам.

Коля: мы ещё должны научиться выразительно читать стих-е.

Личност.

  1. Работа с текстом во время чтения.

1) Первичное чтение текста.

Текст читает учитель.

2) Выявление первичного восприятия.

-Понравилась ли вам стих-е?

-Верно ли смогли предугадать о чём говорится в этом стихотворении?

Лиза: мы правильно догадались, что грачи про погоду рассказывали, но только здесь ещё и про ворон написано.

Коммуни

кат.

  1. Повторное чтение.

— Самостоятельное чтение текста учащимися.

-Беседа по вопросам.

-Давайте прочитаем ещё раз

1-е четверостишие. О чём говорится в этой части текста?

-Верно, ребята. Мы прочитали о двух приметах, подмеченных народом, и связанных с птицами. А какие приметы, похожие на эти, вы знаете?

-Верно. И таких примет очень много и все они правдивы. А теперь давайте прочитаем 2 часть стих-я. О чём говорится в ней?

-Прочитаем последнюю часть стих-я. О чём говорится в ней?

-Очень хорошо. Кто же главные герои этого произведения?

-А можно ли сказать, что Э. Мошковская написала своё стихотворение не о птицах, а о людях?

-Так о ком же говорится в стихотворении: о птицах или о людях?

-Что хотела сказать вам

Э. Мошковская?

-Молодцы, я с вами тоже согласна. Лучше всегда говорить правду. Хотя это иногда бывает и очень трудно. А теперь давайте поучимся читать это стих-е выразительно.

Рома: в 1 части говорится о том, что если кричат грачи, то будет тепло, а если кричат вороны, то будет дождь.

Лиза: я знаю, что если ласточки близко к земле летают, то дождь будет.

Ваня: а у нас на заборе недавно сорока сидела и бабушка сказала, что надо новостей ждать, а вчера нам письмо пришло.

Антон: здесь говорится, что птицы всегда говорят правду и никогда не обманывают.

Рома: в этой части говорится, что птицы умеют жить, никого не обманывая.

Ваня: это птицы.

Коля: нет, нельзя, потому что здесь нет таких слов как мальчики или люди.

Рома: а я думаю, что можно, просто автор говорит, что птицы никогда не врут, и по стих-ю понятно, что люди это часто делают.

Антон: я согласен с Ромой. Это стих-е про людей.

Лиза: она хотела сказать нам, что врать нехорошо, врать нельзя.

Ваня: да, правильно, ведь когда обманываешь, то на сердце тяжело и ждёшь что вот мама правду узнает и будет стыдно. Лучше всегда правду говорить и никого не обманывать.

Познават.

Познават.

Коммуни

кат.

Личност.

-Выразительное чтение стихотворения.

  1. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная беседа по тексту

-Какова же тема этого стихотворения?

-Какова основная мысль этого стих-я?

Лиза: в этом стих-и говорится о людях.

Антон: основная мысль-можно жить, никого не обманывая.

Познават.

Личност.

2)Беседа об авторе.

-Ребята,вы уже знакомым с произведениями

Э. Мошковской.

Что вы помните о ней?

-Слово учителя об авторе.

Лиза: это детская писательница, она пишет стихи про детей.

Аня:она учит детей никого не обманывать, всегда ходить в школу, хорошо учиться.

Познават.

Личност.

Познават

  1. Проверка домашнего задания.

-Выразительное чтение стихотворения Эммы Мошковской «Ноги и уроки», «Язык и уши», оценивание задания.

4)Работа с заглавием и иллюстрацией.

-Как вы думаете, почему автор никак не озаглавила это стих-е?

-А иллюстрация, данная в учебнике, подходит к этому стих-ю?

-Как бы вы озаглавили это стих-е?

Саша: я думаю, чтобы нам было интереснее читать.

Лиза: а я думаю. Чтобы мы сами догадались про что это стих-е, что в нём главное.

Ваня: подходит, тут правильно нарисовано; грач говорит, что будет тепло и правда светит солнце и мальчик рад, а где ворон, там дождь нарисован и мальчик удивлен тем, что ворон правду сказал.

Антон: можно жить и без обмана .

Лиза: живи как птицы и никогда не ври.

Познават.

Коммуникат.

Подведение итога выполненной работы.

  1. Выполнение творческого задания в тетради для самостоятельной работы №1, стр. 18, № 13.

-Прочитайте название стих-я, кто его автор?

-Прочитайте это стих-е и ответьте на вопрос: «Пошла ли всё-таки Сюзон в школу или нет?»

-Подчеркните строчки, которые помогли вам догадаться, дать правильный ответ на вопрос.

-Какие строчки вы подчеркнули?

Аня: стих-е называется «Сюзон и мотылёк», а автора нет, это произведение из французской народной поэзии.

Рома: я думаю, что пошла Сюзон в школу.

-Уч-ся читает подчёркнутые им строчки.

Познават.

Коммуникат.

Антон: это детская писательница, она пишет стихи про детей.

Ваня: она учит детей никого не обманывать, всегда ходить в школу, хорошо учиться.

-Слово учителя об авторе.

Б) Оценивание работы уч-ся.

  1. Подведение итога урока.

  • Произведение какого автора мы читали?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Чему научились?

VI. Домашнее задание.

-Выразительное чтение стихотворения Э.Мошковской.

Прилетает он весной.
Чёрный, важный… Не смешной!
Без него весны не будет!
И зовут его все люди,
Что — то вроде слова врач…
Да не врач! А птица — … ! (ГРАЧ)
Грачиные гнёзда
Наталья Меркушова
Ничего не имею против —
Трудолюбы они — грачи.
Я сама как они же, вроде-
Всё с землёй дружу… и в ночИ…
Я люблю черноту весною.
Брошу семечко — пусть растёт!
Но слежу за его судьбою-
И росточек не упадёт.
А грачи… Им посадок мало?
В парке гнёзда свои творят.
И покоя уже не стало,
Всё галдят они, всё галдят…
Я задумалась… Почему же
К людям стали поближе вдруг,
Разве им на просторе хуже,
Рядом поле и корм вокруг?
Тут же вспомнила: было лето,
И… последнее для берёз,
Стало много дневного света,
Но … не стало грачиных гнёзд…
Грачи
Нина Цурикова
Они неуклюжи
И мрачны на вид.
Но мчится сквозь стужи
Весенний транзит!
Пускай красоты в них
Особенной нет,
Нам дорог от южных
Посланцев привет.
С небес раздаются
Их крики! Грубы,
Как будто бы рвутся
Из хриплой трубы.
На самых вершинах
У осокорей,
Поспорив, решили
Присесть поскорей.
А там, где деревья
Спилили, видать,
Поднимется гневно
Крикливая рать!
Другое жилище
Придётся искать
И над пепелищем
От боли кричать.
Грач
Носач
Если в поле ходит грач —
В урожае жди удач!
Он съедает всех знакомых
Агрономам насекомых,
Даже злостного пока
Колорадского жука!..
От грача не скрыться в норке
Листовёрту с плодожоркой,
Встрече с ним не будет рад
Очень вредный шелкопряд…
Черно-синим опереньем
Грач мелькнёт над полем тенью,
Сев на пашню ясным днём…
И доволен агроном!
Грач
Ольга Шалимова
Близкий родственник вороны —
Черно — синее крыло,
Горожанин — любит город,
Уважает и село!
Любит вслед за тракторами
Погулять по полю он,
Пообедать червячками,
После полдничать зерном!
Это что за важный граф
В черном смокинге без шляпы,
Это птица (Черный грач),
Всех «кормушек» завсегдатай!
Грачи
Полянских Николай Александрович
Гомон птичьей перепалки
и с закатом не утих —
и всего-то: ёлки-палки,
гомонят грачи да галки,
а как любо слушать их!
Видно, зиму коротая,
сердце жаждало весны,
и открылась в звуках грая
радость самая простая,
но большой величины!
Грач
Рита Зайцева
Грач — без паспорта и виз —
Отправляется в круиз!
До чего же просто птице
Оказаться за границей!

Сам — и штурман, и пилот:
Взвился в небо — и вперед!
Грач
Рита Лященко
Эти птицы знак весны,
Чуть проталины видны,
Без ошибок, лишь по звёздам,
Путь находят к старым гнёздам.
В их колониях галдёж,
Что к чему не разберёшь.
Зёрна ест, клопов, жуков.
Мышек, разных грызунов.
От вредителей, как врач,
Сад спасает…. чёрный грач.
Грачи
Сергей Прилуцкий
Табор крикливый с югов прилетел
И на постой в роще нашей засел.
Вот уж веселья там, шуму и гаму, —
Это грачи принесли телеграмму.
Как глашатаи разносят повсюду
Весть о весне разноликому люду,
Каждой скотинке, уставшей от сена-
Скоро земля отряхнётся от плена!
Слёзы текут ручейками надежды.
Верят грачам все и даже невежды.
Пусть впереди ещё будут ненастья,
Всё таки птичий прилёт — это счастье!
Грачи
Сибирцев Виталий
Птицам этим очень рады,
Прячь, зима, свои наряды!
Даже маленький ручей
Рад приветствовать грачей.
Грачи
Сергей Саблин
Тяжелая туча, закрывшая небо,
Дыхнула последним, дыханьем зимы.
Ушла далеко, в объятиях снега,
А утром в окошко, стучались грачи!
Грачи
Тамара Евлаш
С наступлением весны
Ходит грач по пашне
И вытягивает клювом
Насекомых из земли.
А сосновый шелкопряд,
Если бы завёлся,
Без грачей спасти бы лес
Люди не смогли.
Грач прожорливая птица,
Чтоб ему насытиться
Очень много насекомых
И личинок нужно съесть.
Хоть случается посевы
Молодые выдирают.
Отгоните, помня счастье,
Что на свете птицы есть.
Ну а если вы скворечник
Смастерите этой птице.
Будет вас благодарить он,
Будет верно вам служить.
Если жук-щелкун завёлся,
От его личинок вредных
Чёрненькие санитары
Будут дерево лечить.
Грачи прилетели
Татьяна Воровская-Русанова
Ах вы, милые славные птицы!
Вот он- край! Тот, что самый родной!
Собирая Весну по крупицам,
Вы несли ее только домой!
Вас ли мне не понять, как вам нужно!-
Громким криком ВЗОРВАТЬ тишину!
По-хозяйски, горласто и дружно,
Объявили вы нынче ВЕСНУ!
Прилетели…

Урок литературного чтения во 2 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Сказка Булата Окуджавы «Прелестные приключения».
О различии вранья и фантазии.
Цель: создание условий для изучения авторской сказки Булата Окуджавы «Прелестные приключения». При помощи системы вопросов нацелить детей на перечитывание и вычитывание текста. Учить детей ориентироваться в тексте: просматривать текст и находить нужное место.
Создание условий для развития умения анализировать сказку, выделать главное и существенное, понимать замысел автора, воображения (через словесное рисование).
Создание условий для воспитания внимательного отношения к произведениям литературы, интереса к чтению, через использование на уроке различных приёмов. Формирование навыков совместной деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, карточки, Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2009; Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. / Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2009 (толковый словарь).
Ход урока:
Организационный момент
Слайд 1.
(Звучит музыка в гостях у сказки)
Актуализация знаний
(стихи на карточках разрезных — необходимо строчки разложить по порядку и прочитать стихи)
Работа в паре (у каждого ряда своё стихотворение)
После того, как работа в парах завершится — дети читают вслух получившиеся стихи и получают отметку за чтение.
Работа в четвёрках
(Карточки со словами лежат в конвертах на партах. После обсуждения в четвёрках решение выносится на доску.) Слайд 2.
Слайд 3.
Булат
Слайд 4.
Окуджава (портрет)
Сообщение сведений о жизни автора.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Прелестные приключения
Слайд 8.
Первичное прослушивание
Физминутка
Слайд 9.
Словарная работа:
Вторичное чтение
Слайд 10.
(Выборочное чтение)
Работа с иллюстрацией
Слайд 11.
Словесное
рисование.
Итог
Слайд 12.
Домашнее задание
Рефлексия — Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня у нас необычный урок. И вместе с нашими гостями мы отправимся в путешествие. Для этого нам нужно произнести волшебные слова на особом языке. Закройте глаза и повторяйте за мной: Бриф! Бруф! Браф! Мараски, барабаски, БАМ!
Но вот мы очутились в волшебной стране. Здесь живут стихи и сказки, небольшие рассказы и целые повести.
Со стихами Эммы Мошковской, с которыми мы знакомились вчера, случилась беда. Они рассыпались. Помогите их собрать.
1 ряд 3 ряд
Как вы себя ведёте? Язык говорит одно:
Куда вы меня ведёте? Был он в школе,
Что вы задумали, ноги? а не в кино…
Зачем вы свернули с дороги… Но уши,
Сбросили тапки… уши зато,
Помчались по травке… уши воскликнули: «ЧТО?!»
Остановитесь, Уши подали знак,
ноги! что вовсе это не так!
Ноги, Уши
марш на уроки!!! тут же
2 ряд краснеют.
Если грачи закричали- Врать
тёплых денёчков жди. они не умеют!
Если кричали вороны-
значит, будут дожди.
Сколько б они ни кричали,

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

Булат Окуджава специально писал своему сыну такие истории, чтобы приучить его читать.
-Название узнаете, выполнив задание.
– Подумайте, что нужно сделать (Прочитать справа на лево)
ЕЫНТСЕЛЕРП
ЯИНЕЧЮЛКИРП
-Как вы думаете: «О чём пойдёт речь в этой сказке?»
-Кто главный герой?
-Как нам узнать, оправдаются наши предположения или нет? (прочитать)
— Сегодня, благодаря нашему путешествию, нам представится уникальная возможность услышать голос Булата Шалвовича. Сегодня именно он прочитает нам отрывок из своей сказки (звучит аудиозапись 1 главы)
-Какое впечатление произвёл на вас этот отрывок? Поделитесь своими мыслями.
-Наши предположения частично оправдались? Или нет? (ответы детей)
Облако. (www.ourkids.ru)
Беленькое облако
Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей
Поднять руки над головой
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.
— Перед тем как мы продолжим знакомство с текстом, проведём словарную работу.
Подзорная труба (Работа со словарём: объяснить лексическое значение слова)
Крэг Кутенейский Баран
Морской Гридиг
Погналось
(Каждое слово читать вслух по слогам, а затем целиком. Обращаем внимание на ударение. Добиваемся от детей прочтения целыми словами)
— Прочитаем первую главу ещё раз, чтобы получше познакомиться с её героями. (Чтение цепочкой)
— Найдите в тексте отрывок, который подходит к этой иллюстрации. (слайд 10)
-О чём мечтают герой и его новые друзья? Найдите в тексте отрывок и подтвердите ваш ответ.
-Как Крэг Кутенейский Баран и Наша Добрая Змея оказались в доме у героя? Прочитайте друг другу.
-В какой русской народной сказке герои так же по очереди заселяются в один домик? (Теремок)
-Найдите в тексте, где разместились Баран и Змея? Почему именно так они расселились?
-В какое первое приключение решили отправиться друзья? (ловить Гридига)
-Как вы думаете, кто такой Морской Гридиг? Как он выглядит? (высказывания детей)
-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 83. Кого на ней изобразили? (Морских Гридигов)
— Какие они по характеру?
— А вот таким Гридига увидела художница Волкова. Рассмотрите внимательно, какой по характеру этот Гридиг.
— Каким представляете себе главного героя? (высказывания детей) Как его вы изобразили бы?
— А вот художница Волкова видит его так? (щелчком открывается изображение на слайде 11)
(Аналогичная работа проводится с образом Нашей Доброй Змеи и Крег Кутенейского Барана)
— Хотите узнать, что было дальше? Вы это узнаете, дочитав сказку дома.
— Пришло время возвращаться обратно. Закройте глаза и произнесите за мной волшебные слова: «Бриф! Бруф! Браф! Мараски, барабаски, БАМ!» Вот мы и вернулись обратно.
-Вспомните, с произведением какого автора знакомились?

-Как называется сказка? Как она появилась на свет?
-О чем мечтали герои сказки?
-Это было на самом деле?
-Какое задание хотелось бы выполнить дома?
1. Дочитать сказку
2. Нарисовать героев сказки.
-Какое задание понравилось выполнять больше всего?
-За что можете похвалить себя? Своих одноклассников?
-Когда будете выполнять дома задание, не забудьте произнести волшебные слова, чтобы вновь оказаться в удивительной стране, под названием «Чтение».
Спасибо за работу. Урок окончен.

Давид Самойлов — Грачи прилетели

Стояли они у картины:
Саврасов. «Грачи прилетели».
Там было простое, родное.
Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,
Поскольку случилась причина.
— Саврасов. «Грачи прилетели» —
Хорошая это картина.—

Мужчина был плохо одетый.
Видать, одинокий. Из пьющих.
Она — из не больно красивых
И личного счастья не ждущих.

Ее проводил он до дома.
На улице было морозно.
Она бы его пригласила,
Но в комнате хаос, и поздно.

Он сам напросился к ней в гости
Во вторник на чашечку чаю.
— У нас с вами общие вкусы
В картинах, как я замечаю…

Два дня она драила, терла
Свой угол для скромного пира.
Пошла, на последние деньги
Сиреневый тортик купила.

Под вечер осталось одеться,
А также открытку повесить —
«Грачи прилетели». Оделась.
Семь, восемь. И девять. И десять.

Семь, восемь. И девять. И десять.
Поглядывала из-за шторки.
Всплакнула. И полюбовалась
Коричневой розой на торте.

Себя она не пожалела.
А про неудавшийся ужин
Подумала: «Бедненький тортик,
Ведь вот никому ты не нужен!..»

«Наверно, забыл. Или занят.
Известное дело — мужчина…»
А все же «Грачи прилетели» —
Хорошая очень картина.

Стихи

Стояли они у картины:
Саврасов. «Грачи прилетели».
Там было простое, родное.
Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,
Поскольку случилась причина.
— Саврасов. «Грачи прилетели» —
Хорошая это картина.

Мужчина был плохо одетый.
Видать, одинокий. Из пьющих.
Она — из не больно красивых
И личного счастья не ждущих.

Её проводил он до дома.
На улице было морозно.
Она бы его пригласила,
Но в комнате хаос, и поздно.

Он сам напросился к ней в гости
Во вторник на чашечку чаю.
— У нас с вами общие вкусы
В картинах, как я замечаю…

Два дня она драила, тёрла
Свой угол для скромного пира.
Пошла, на последние деньги
Сиреневый тортик купила.

Под вечер осталось одеться,
А также открытку повесить —
«Грачи прилетели». Оделась.
Семь, восемь. И девять. И десять.

Семь, восемь. И девять. И десять.
Поглядывала из-за шторки.
Всплакнула. И полюбовалась
Коричневой розой на торте.

Себя она не пожалела.
А про неудавшийся ужин
Подумала: «Бедненький тортик,
Ведь вот никому ты не нужен!..»

«Наверно, забыл. Или занят.
Известное дело — мужчина…»
А всё же «Грачи прилетели» —
Хорошая очень картина.

Эмма Мошковская

Эмма Мошковская занимает в детской литературе особое место. И хотя при жизни она не была в полной мере обласкана лучами славы, в настоящее время ее творчество, наконец, начинают признавать и многие считают ее своеобразным, самобытной детской поэтессой.
Ее первые стихотворения были напечатаны в 1961 году в журналах «Мурзилка», «Вожатый» и «Пионер». После первых публикаций ее заметил Самуил Маршак: «Эмма Мошковская – один из наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Столь же высокого мнения о ее творчестве придерживался и К. Чуковский. Первый сборник ее стихов вышел в 1962 году. Спустя пять лет ее принимают в Союз писателей. В общей сложности она выпустила более 20 поэтических сборников, куда также вошли написанные ею сказки.
Ее стихи написаны столь детским языком, что кажется, будто их придумал маленький ребенок, а не взрослая поэтесса.
Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!
И в обиде
Я не видел
Ни цветочка, ни куста…
И в обиде
Я обидел
И щеночка, и кота…
Я в обиде съел пирог
И в обиде я прилег,
И проспал в ней два часа,
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось!
Сама Мошковская в детстве занималась вокалом и впоследствии после окончания училища им. Гнесиных работала в архангельской филармонии. Это наложило отпечаток на ее дальнейшее творчество. Персонажи стихотворений не скрывают своих чувств, выражают их громко и открыто.
Я громко
Пою
про ногу свою,
Пою
про башмак,
Пою
просто так!
Детский мир, который изображает Мошковская в своих стихах, полон неподдельной радости, бесконечного счастья и, конечно же, чудес. Сломанные игрушки невероятным образом вновь становятся целыми, разбитые вазы и чашки склеиваются сами, а мама никогда не сердится. Ее детские персонажи активны, находчивы и изобретательны. Например, в стихотворении «Жил на свете человечек» герой находит 12 дощечек и хочет построить из них домик, но материала хватает лишь на крылечко. Но он не отчаивается, и стройка завершается самым чудесным образом. Крышей становится небо, одной из стен — «кудрявый лесок». «Хорошо, что не хватило досок, зато в гости может зайти каждый, любому хозяин будет рад.
Стихотворения Мошковской полны жизни и энергии. Каждое из них является своеобразным поэтическим открытием.
Кругом –
снег.
А на горке –
нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля:
– Земля!
Постепенно герои ее стихов растут. В их жизни появляются новые радости и новые: первые друзья, первые книжки, школа… Малыш взрослеет, но в душе он по-прежнему, как впрочем, и сама Мошковская, остается все тем же ребенком. И с ним остается куча сокровищ, которые дороже всего, что есть в мире взрослых: важнее денег, знаний.

У взрослых – очки,
большие портфели,
такие огромные гири – гантели,
приемник, который на шею надет.
А такого красивого стеклышка
нет!
Все у них есть –
И часы, и браслет…
А такого красивого стеклышка
нет!

Ангина
В горло влез Царап-Царапыч
И сидит, сидит, сидит.
Но могучий Кап-Кап-Капыч
На Царапыча сердит.
Он пошёл к нему из чашки,
Как из пушки на войне!..
И Царапу
Стало
Тяжко.
И полегче
Стало
Мне!
Игрушки, конфеты
Мне не дарите —
Все это, все это
Вы заберите.
Мне крокодила,
Такого живого,
Не очень большого,
Лучше купите…
Я бы тогда бы
Его приручил.
Я бы кормил его
И лечил.
Пусть бы жил у меня крокодил!
Я бы в ванну его посадил,
И там у него
Была бы вода,
И он бы плавал
Туда-сюда.
Он бы плескался! Купался!
И я б на него любовался…
Маша и каша
Вот это —
Хорошая девочка.
Зовут её Маша!
А это — её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша,
Нет, не каша,
И не угадали!
Села Маша,
Съела кашу —
Всю, Сколько дали!
Мой замечательный нос
Я ничего не знаю.
И вдруг
Мой нос
Говорит,
Что где-то
И у кого-то
Что-то
Сейчас
Подгорит!
Я ничего не знаю,
Я в духоте сижу,
Нос говорит:
– Погуляем!
Очень тебя прошу! Ходишь с ним
И гуляешь.
Он говорит со мной.
Он говорит:
– А знаешь, пахнет уже весной!
Какие бывают подарки
В подарок
Можно дудеть.
Подарок
Можно надеть.
Подарки вкусные есть.
Мне шоколадка нравится:
Можно подарок съесть,
Золотая бумажка останется.
Подарок
Может взлететь.
В клетке сидеть
И петь.
Подарок
Может ползти.
Плыть.
Плавниками грести.
Но каждый, наверное, хочет
Подарок,
Который ходит!
Который хвостом виляет!
И лает…
Каждый желает!
Капризы
Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки,
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле ёлки…
Пусть едят их злые волки!
Жадина
Пёс шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошел Щеночек,
Попросил кусочек.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал —
Не дал.
Подошла Кошка-мяушка,
Попросила Кошка мякушка.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Прискакала Лягушка,
Пошептала на ушко,
Попросила Лягушка горбушку.
Сел Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Подошла Курочка,
Попросила Курочка корочку.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Подошла Уточка,
Постояла минуточку,
Попросила Уточка чуточку,
Только попробовать!
Сел Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал
И сказал:
— Я бы дал!
У меня самого
Больше нету ничего!
Знаменитый акробат
Ветер надувал рубашку —
Ветер надевал рубашку.
А потом в своей обновке
Он качался на верёвке.
Он качался,
Кувыркался,
Он крутился,
Он старался!
Он ни разу не сорвался!
Кто ещё не догадался?
Выступает
Самый главный,
Самый славный,
Презабавный…
Выступает для ребят
Знаменитый акробат!
Я маму мою обидел
Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!
Кислые стихи
Встало солнце кислое,
Смотрит — небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастны кислые прохожие
И едят ужасно кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое было настроение.
Разве можно плакать ночью?
Разве можно плакать ночью,
Когда филины хохочут?
Разве можно плакать утром?
Плакать утром –
На смех курам.
И не надо плакать днем.
Лучше днем Попоём!
И не надо перед сном,
А не то не уснем…
Слон
Канатом привязали огромного слона.
Цепями приковали у толстого столба.
Словами приказали огромному слону:
— Не уходить! — сказали
Ушёл он… Почему?
Я к тоненькой тростиночке привязывал слона.
За тоненькую ниточку — за добрые слова:
-Роднуша слон! Хороший слон!
Ты жди, не уходи!
И слон,
Он не уходит.
Не может он уйти!..
Ноги и уроки
Как вы себя ведёте?
Куда вы меня ведёте?
Что вы задумали, ноги?
ачем вы свернули с дороги…
Сбросили тапки…
Помчались по травке…
Остановитесь, ноги!
Ноги, марш на уроки!
Первая двойка
…А у меня портфель в руке
с огромной двойкой в дневнике,
с тяжёлой двойкой в дневнике,
а все шагают налегке…
А все шагают
тут и там
и просто так,
и по делам,
а возле дома
номер два
стоит автобус
номер два,
а пароход издалека
дал почему-то
два гудка…
А ноги тащатся едва,
а ноги тащатся едва,
и опустилась голова,
как голова у цифры два…
А кто-то песенку поёт
и весело шагает,
конфеты кто-то продаёт,
а кто-то покупает…
…А у меня портфель в руке
с огромной двойкой в дневнике
с тяжёлой двойкой в дневнике,
а все шагают налегке…
Таблица умножения
— Скажи нам,
Сколько шестью шесть?
— Вы погодите,
Дайте сесть!
Я сразу не соображу!
Я посижу, тогда скажу.
— А сколько будет пятью пять
Уж это стыдно бы не знать!
— Ну как мне этого не знать,
Я просто не хочу сказать!
Вот не желаю,
Не хочу,
Вот не хочу
И промолчу!
— А сколько будет семью семь?
— Вы надоели мне совсем!
Я это завтра вам решу,
Сейчас я занят,
Я спешу.
— А сколько будет трижды три?
Скажи, да только не соври!
— Я очень болен!
Я — в жару!
В жару
Я, может быть, совру…
— А сколько будет дважды два?!
— От вас устала голова…
Ну отвяжитесь, вас прошу!
Пойду у мамы я спрошу…

Стихи, сказки для детей, о детстве, о детях.

Стихи про грачей

  • Сказки о животных для детей
    • Русские народные сказки
    • Сказки народов мира
    • Сказки народов России
    • Сказки стран СНГ
    • Легенды о животных
    • Легенды о растениях
    • Стихи о животных для детей
    • Скороговорки
    • Загадки о животных
    • Развивающие игры для детей
    • Самые-самые животные
    • Звуки животных для малышей в картинках
    • Почему? Зачем? Как? Для чего?
  • Собаки
    • Породы собак
    • КЛИЧКИ и имена для собак
    • Дрессировка собаки
    • Клейма собак
    • Все о щенках
    • ФОТО собак
    • Болезни собак
    • Кормление собаки
    • Поведение и психология собаки
    • Кинология
    • Собака в доме
    • Собака и ребенок
    • Гороскоп для собаки
    • Разведение собак
    • Собака на выставке
    • На службе у человека
    • Происхождение собаки
    • Уход за собакой
  • Кошки
    • Породы кошек
    • Имена и клички кошек
    • ФОТО кошек
    • Поведение кошки
    • Кормление кошек
    • Генетика и окрасы кошек
    • Беременность кошки и роды
    • Все о котятах
    • Строение кошки
    • Уход за кошкой
    • Болезни кошек
    • Кошачий гороскоп
    • Кошка и ребенок
  • Птицы
    • ПОПУГАИ (кормление, болезни, уход и содержание, размножение)
    • Имена для попугаев и птиц
    • Неразлучники, какаду, ара
    • Волнистые попугайчики
    • Канарейки
    • Амадины, астрильды
    • Кормление птиц
    • Болезни птиц
    • Остальные виды птиц
    • Голуби (рябки, горлицы)
    • Домашняя курица
    • Домашние гуси и утки
    • ФОТО птиц
  • Аквариумные рыбки
    • Имена для рыбок
    • Список рыб по алфавиту
    • Уход за аквариумом
    • Кормление аквариумных рыб
    • Болезни аквариумных рыб
    • Разведение аквариумных рыб
    • Морской аквариум
    • Аквариумные растения
    • Водоем (пруд) на участке
    • ФОТО рыб
    • Болезни прудовых рыб
  • Лошади
    • Породы лошадей
    • Имена и клички лошадей
    • Кормление
    • Разведение
    • Болезни лошадей
    • Верховая езда
    • Конный спорт
    • Тренинг и воспитание лошади
    • Фотографии лошадей
  • Грызуны
    • Мыши и крысы
    • Морские свинки
    • Хомяки
    • Болезни, содержание и разведение хомячков
    • Шиншиллы
    • Песчанки
    • Белки и бурундуки
    • Клички для грызунов
    • Болезни и разведение грызунов
    • ФОТО грызунов
    • Сурки
    • Суслики
    • Луговые собачки
    • Сони
    • Дикобразы
    • Нутрии
    • Бобры
    • Тушканчики
    • Водосвинки
  • Рептилии
    • Крокодилы
    • Имена для рептилий
    • Черепахи
    • Кормление черепах
    • Болезни черепах
    • Ящерицы
    • Зеленая игуана
    • Гекконы
    • Хамелеоны
    • Вараны
    • ФОТО рептилий
    • Змеи
    • Террариум
    • Основные болезни рептилий
  • Амфибии
    • Имена для амфибий
    • Хвостатые амфибии
    • Бесхвостые амфибии
    • Безногие земноводные
    • Болезни амфибий
    • Фото амфибии
  • Дикие животные
    • КРОЛИКИ
    • ЗАЙЦЫ
    • Содержание, разведение, болезни кроликов
    • ХОРЬКИ (болезни, уход, дрессировка)
    • Имена для хорьков
    • ЕЖИ, тенреки, клички для ежей
    • СЛОНЫ
    • ХИЩНИКИ
    • МЕДВЕДИ
    • ЛИСЫ
    • ВОЛКИ
    • ДИКИЕ КОШКИ
    • ЕНОТЫ
    • КУНЬИ
    • КИТЫ
    • ЛАСТОНОГИЕ
    • Непарнокопытные
    • МИНИ-ПИГИ (карликовые свиньи)
    • Неполнозубые
    • Первозвери
    • Парнокопытные
    • ПРИМАТЫ
    • Рукокрылые
    • СИРЕНЫ
    • СУМЧАТЫЕ
    • ВЕРБЛЮДЫ
    • Шерстокрылы
    • ТУПАЙИ
    • Панголины, или ящеры
    • ФОТО животных
  • ФОТО
    • ФОТО ОБОИ животных
    • Фото детенышей животных
    • ФОТО приколы
    • Анимационные картинки
    • Рисунки и картинки с животными
    • Иконки с животными
    • Смешные картинки
    • Фото кошки
    • Собаки фото
  • Растения
    • Цветы розы
    • Комнатные растения
    • Орхидеи
    • Фиалки
    • Бегонии
    • Флоксы
    • Фикусы
    • Ампельные и лианы
    • Амариллисовые
    • Осенние цветы
    • Кактусы
    • Луковичные и лилии
    • Папоротники
    • Пальмы
    • Огород и сад
    • Лекарственные растения
    • Каталог растений: А-Я
    • Царство РАСТЕНИЯ (Plantae)
  • Членистоногие
    • Пауки
    • Скорпионы
    • Птицеяды или тарантулы
    • Раки, крабы, креветки
    • Губоногие
    • Сколопендры, многоножки
    • Насекомые
    • Имена для членистоногих
    • Бабочки
    • Богомолы
    • Настоящие пчелы
    • Медоносные пчелы
    • Болезни пчел
    • Палочники
    • Шмели
    • Тараканы
    • Жуки
  • Интересные факты
    • Презентации для школы
    • Почему? Зачем? Как? Для чего?
    • Самые-самые животные
    • Вопросы и ответы про животных
    • ФОТО животных
  • Клички животных
    • КЛИЧКИ
    • Голоса и звуки животных
    • Вопросы и ответы про животных
    • БЕСПЛАТНЫЕ консультации
    • Почему? Зачем? Как? Для чего?
  • Звуки и голоса животных
    • Голоса и звуки животных
    • Голоса и пение птиц
    • Домашние животные
    • Звуки амфибий
    • Звуки насекомых
    • Остальные животные
    • Морские млекопитающие
    • Голоса хищных животных
    • Звуки животных для малышей в картинках
  • Презентации для школы
    • Рефераты
    • Сказки о животных для детей
    • Вопросы и ответы про животных
    • Почему? Зачем? Как? Для чего?
    • Самые-самые животные
    • Фото факты о животных и растениях
    • Загадки о животных
  • Вопросы и ответы
    • Собаки
    • Кошки
    • Ежики
    • Птицы
    • Рыбы
    • Хорьки
    • Шиншиллы
    • Грызуны
    • Амфибии
    • Рептилии
    • Карликовые свиньи
    • Животные: общие вопросы
    • Беспозвоночные
    • Членистоногие
    • Почему? Зачем? Как? Для чего?
    • Самые-самые животные
  • Консультанции
    • Задай свой вопрос БЕСПЛАТНО
    • Консультации по кошкам и собакам
    • Консультации по грызунам и домашней птице
    • Консультации по кошкам, рыбкам, грызунам и птицам
    • Консультации по другим животным (архивы за 10 лет)
  • Самые-самые животные
    • Голоса и звуки животных
    • Клички для животных
    • СКАЗКИ для детей о животных
    • Факты о животных в картинках
    • Почему? Зачем? Как? Для чего?
    • Звуки животных для малышей в картинках

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Каменнобродская СОШ имени В.И.Салова
Разработка урока литературного чтения
Э. Мошковская «Если грачи закричали «
Киреева Светлана Николаевна
учитель начальных классов
МКОУ Каменнобродская СОШ
имени В.И.Салова
2012г
Тема урока: Э. Мошковская «Если грачи закричали «
Цель урока: — познакомить учащихся с произведением Э.Мошковской «Если грачи прилетели «;
— развивать умение делать простые выводы о характере произведения;
— отрабатывать навыки выразительного, правильного, осознанного чтения;
— развивать наблюдательность, воображение, речь;
— воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: тетрадь для самостоятельной работы №1, цветные карандаши
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организация класса
Работа с текстом до чтения
Антиципация
Приветствие учителя
— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением Э.Мошковской. У этого произведения нет названия, но вы уже знаете, что в таком случае названием служит первая строка стихотворения. Прочтите ее.
— Посмотрим на иллюстрацию к этому стихотворению.
— Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети читают первую строчку стихотворения
Лиза: я думаю, в этом стихотворении рассказывается о грачах, о том что они почему-то кричали
Ваня: а я думаю, что грачи о чет-то рассказывали мальчикам, наверное, про погоду рассказывали, на рисунке видно, что мальчики их слушают
Познавательная
Постановка цели урока
— Как вы думаете, ребята, что вы должны будете узнать на этом уроке, чему научиться?
— Все верно, ребята. Но сегодня на уроке вы узнаете о некоторых народных приметах, связанных с птицами.
Рома: мы должны узнать, о чем кричат грачи, что они рассказали мальчикам.
Коля: мы еще должны выразительно читать стихотворение.
Личностные
Работа с текстом во время чтения
первичное чтение текста
выявление первичного восприятия
повторное чтение
беседа по вопросам
Текст читает учитель
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Верно ли смогли предугадать о чем говорится в стихотворении?
— Давайте прочитаем еще раз первое четверостишие. О чем говорится в этой части текста?
— Верно, ребята. Мы прочитали о двух приметах, подмеченных народом и связанных с птицами. А какие приметы, похожие на эти, вы знаете?
— Верно. И таких примет очень много и все они правдивы. А теперь давайте прочитаем вторую часть стихотворения. О чем говорится в ней?
— Прочитаем последнюю часть стихотворения. О чем говорится в ней?
— Очень хорошо. Кто же главные герои этого произведения?
— А можно ли сказать, что Э.Мошковская написала свое стихотворение не о птицах, а о людях?
— Так о ком же говорится в стихотворении: о птицах или о людях?
— Что хотела этим сказать Э.Мошковская?
— Молодцы! Я с вами тоже согласна. Лучше всегда говорить правду. Хотя это иногда бывает и очень трудно. А теперь давайте поучимся читать это стихотворение выразительно.
Лиза: мы правильно догадались, грачи рассказывали про погоду, но здесь еще и про ворон написано
Самостоятельное чтение текста учащимися
Рома: в первой части говорится о том, что если кричат грачи, то будет тепло, а если кричат вороны, будет дождь.
Лиза: я знаю, что если ласточки близко к земле летают, то будет дождь.
Ваня: а у нас на заборе недавно сорока сидела и бабушка сказала, что надо новостей ждать, а вчера нам пришло письмо.
Антон: здесь говорится , что птицы всегда говорят правду и никогда не обманывают.
Роман: в этой части говорится, что птицы умеют жить, никого не обманывая.
Ваня: это птицы
Коля: нет, нельзя, потому что здесь нет таких слов как мальчики или люди.
Рома: а я думаю, что можно, просто автор говорит, что птицы никогда не врут, и по стихотворению понятно, что люди это делают часто.
Антон: я согласен с Ромой. Это стихотворение не только о птицах, но и людях.
Лиза: она хотела сказать нам, что врать нехорошо, врать нельзя
Ваня: да, правильно, ведь когда обманываешь, то на сердце тяжело и ждешь, что вот мама узнает правду и будет стыдно. Лучше всегда правду говорить и никого не обманывать.
Коммуникатив
ная
Познавательная
Коммуникатив
ная
Личностная
5. Выразительное чтение стихотворения
Дети читают стихотворение
6. Работа с текстом после чтения
— Какова же тема этого стихотворения?
— Какова основная мысль данного произведения?
Лиза: в этом стихотворении говорится о людях
Антон: основная мысль – можно жить, никого не обманывая
Познавательная
Личностная
IV. Беседа об авторе
— Ребята, вы уже знакомы с произведениями Э.Мошковской. Что вы помните о ней?
Рассказ учителя об авторе
Лиза: это детская писательница, она пишет стихи про детей.
Антон: она учит детей никого не обманывать, всегда ходить в школу, хорошо учиться.
Личностная
V. Проверка домашнего задания
— Выразительное чтение стихотворений Э.Мошковской «Ноги и уроки», «Язык и уши».
Коммуникатив
ная
VI. Работа с заглавием текста и иллюстрацией
— Как вы думаете, почему автор никак не озаглавил эти стихотворения?
— Подходит ли данная иллюстрация в учебнике к этому произведению?
— Как бы вы озаглавили это стихотворение?
Саша: Я думаю, чтобы нам было интереснее читать.
Лиза: А я думаю, чтобы мы сами догадались про эти стихотворения, что в них главное
Ваня: подходит, тут правильно нарисовано; грач говорит, что будет тепло и светит солнце, мальчик рад этому. Где нарисован ворон, там дождь и мальчик удивлен тем, что сказал ворон правду.
Антон: можно жить и без обмана
Лиза: живи как птица и никогда не ври
Познавательная
Коммуникатив
Ная
Личностная
VII. Подведение итогов выполненной работы
Выставление оценок учащимся.
VII. Выполнение творческого задания
Оценивание работы учащихся
— Прочитайте название стихотворения, кто его автор?
— Пошла ли все-таки Сюзон в школу или нет?
— Подчеркните строчки, которые помогли вам догадаться, дать правильный ответ на вопрос.
Учитель выставляет учащимся оценки за работу в тетрадях.
Дети выполняют самостоятельно творческое задание в тетради №1 стр 18 №13
Саша: стихотворение называется «Сюзон и мотылек», а автора нет, это произведение из французской народной поэзии
Рома: я думаю, что Сюзон пошла в школу, потому что она этого очень хотела.
Учащиеся работают в тетрадях, подчеркивают, читают подчеркнутые ими строчки
Познавательная
Коммуникатив
ная
VIII. Подведение итога урока
— Произведение какого автора мы читали?
— Что нового узнали на уроке?
— Чему научились?
IX. Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения Э.Мошковской «Если грачи закричали «
Литература
Учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.А.Ефросинина, Москва Вентана-Граф, 2009год
Рабочая тетрадь «Литературное чтение» №1 Москва Вентана-Граф, 2009год
«Хрестоматия по литературному чтению» Л.А.Ефросинина, Москва Вентана-Граф, 2009год
В.Н.Даль «Народные приметы»
15

Стих про грача

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *