Собака у мусульман

Собака в исламе считается «наджис».

Наджис — это библейское слово переводится как «змей», то есть нечистое животное, которое может осквернить одежду, пищу и самого человека. После осквернения любой правоверный обязан совершить очищение. Существуют специальные правила, что делать в таких случаях.

Есть хадисы, где говорится, что ангелы не войдут в дом, если там есть собака.

Сообщается, что Аиша сказала: «Однажды Джибрил, мир ему, пообещал посланнику Аллаха, ДбеАип, что придёт к нему в определённое время, но когда это время настало, он не явился». Аиша сказала: «И он отбросил посох, который держал в руках со словами: Ни Аллах, ни посланники Его не нарушают обещаний!» -, а потом повернулся и вдруг увидел под своей кроватью щенка. Он спросил: «Когда он вошёл?». Я сказала: «Клянусь Аллахом, я не знала о нём!». И по его велению этого щенка вывели, после чего к нему явился Джибрил, мир ему. Посланник Аллаха, ДбеАип, сказал: «Ты обещал мне, и я ждал тебя, а ты не пришёл ко мне!». 0н сказал: «Мне не давала сделать это собака, которая находилась в твоём доме, ибо, поистине, мы не входим ни в один дом, в котором есть собака или изображение». (Муслим). По преданию собака укусила пророка, за это ее прокляли. Однако, в Коране об этом не сказано.

Как мусульмане относятся к борзым.

В то же время, есть знаменитые арабские породы собак, например, салюки (слуги) — и другие борзые. В эмиратах они пользуются невероятным успехом, их возят с собой на седлах и выпускают лишь при приближении к дичи.

В восточных странах существует красивая легенда о происхождении борзой собаки.

Борзые служат предметом нежных забот для женщин-мусульманок. На зиму они шьют им теплые покрывала. На лето — легкие плащи, чтоб предохранить их от назойливости мух и других насекомых. Все это делается со вкусом, изяществом и даже некоторой роскошью. Борзой делается особая постель, кормят ее питательной, но не тяжелой пищей, главное основание которой составляет мясо.

Арабы дают своим борзым также финики в виде теста и верблюжье молоко, по мнению бедуинов, имеющие свойство укреплять легкие и сообщать скачке собак большую легкость.

О ценности борзой говорится даже в Коране. В средние века каждый хозяин настолько дорожил своей борзой, что у собаки на передней ноге выжигалось тавро — знак владельца, чтобы собаку можно было найти.

Существует и арабское изречение:»Хороший сокол, быстрая собака и благородный конь дороже, чем двадцать жен».

У татар, живущих в Добрудже, постель борзой устраивается на верхушке крыши, рядом с гнездом аиста, который почитается как птица, приносящая благополучие дому. Собака поднимается в свое отделение по особо приспособленной для этого лестнице. Над постелью ее делается иногда даже зонтик из камыша, чтоб защищать ее от солнца. В этом уютном помещении она отдыхает спокойно, здесь не тревожат ее блохи и разные насекомые, которые мешают обыкновенно собаке спать, отчего слабеют ее силы и падает энергия».

Нечистыми собаки считаются только в шиизме. В суннитском Исламе этого нет, во всяком случае, так сказал Моххамед.

Что сказал Пророк о собаках.

Согласно Исламу, собаки не могут быть предметом купли-продажи, но при этом дозволено подарить их кому-либо. Шариат допускает держать собаку только для охраны (вне дома), с целью пасти скот и охранять. Можно также усыпить собаку, если нет возможности решить вопрос дозволенным способом.

Хадисы Пророка запрещают держать собаку в целях развлечения. От Ибн Умара передано: «Я слышал, что Посланник Аллаха сказал: „Вознаграждение за служение Аллаху того, кто держит собаку, кроме как для охоты или для того, чтобы пасти скот, сокращается каждый день на две большие доли“ (Приводится у Малика и Муслима).

Возможно, негативное отношение к собакам — один из способов досаждать зороастрийцам, приверженцам религии, которая была распространена на Востоке до появления ислама. В Авесте — собрании священных тесктов зороастрийцев — о собаке сказано много добрых слов и даются наставления о том, как с ними обращаться, а также описываются суровые наказания за неподобающее отношение к собакам.

В первоначальном исламе нет никаких следов враждебного отношения к собаке как к нечистому животному (теперь это мнение широко распространилось среди мусульман). Мусульмане связывают с небом 10 животных и соответственно их хозяев: баран (Ибрахим), ослица (Балам), чибис (Билкис), кит (Иунус), конь алБурак (Мухаммад), вол (Муса), голубь (Нух), верблюд (Салих), собака Китмир (Люди пещеры — Асхаб ал-Кахф), муравей (Сулайман). Асхаб ал-Кафх (Ashab al-Kahf, „те, кто в пещере“), в мусульманской мифологии молодые люди, спрятавшиеся вместе с собакой в пещере, чтобы уберечь свою веру в единого бога во время преследований. Эпизоды, посвящённые Асхаб ал-Кафк, изложены в Коране, в суре „Пещера“.

Сура «Пещера» — глава Корана о собаках.

Согласно Корану, молодые люди обратились к Аллаху с просьбой смилостивиться над ними и направить на верный путь. Аллах услышал просьбу и усыпил их на 309 лет, которые показались им как „день или часть дня“. Над их пещерой (в урочище ар-Раким), обращённой входом к северу, люди устроили потом святилище (18:9-25). В Коране не называется точное число „тех, кто в пещере“ и констатируется, что это число, так же как и продолжительность сна, один „аллах знает лучше“. Коранический рассказ является вариантом христианского сказания о „семи спящих отроках эфесских“, распространённого на Ближнем Востоке до утверждения ислама. Магическую функцию приобрели называемые преданием имена спящих и имя их собаки — Китмир; в некоторых мусульманских странах имя Китмир надписывали на посланиях, чтобы уберечь последние от пропажи. В Иране такое отношение к собаке, видимо, поощрялось в связи с тем необыкновенным уважением, которое проявляли зороастрийцы этому животному.

Вероятно, дурное отношение к собаке (подобно снятию пояса-кусти или плевку в огонь) являлось внешним признаком обращения в новую веру. Множество мучений, причиненных этим животным мусульманами в течение столетий, служат печальным примером жестокостей, к которым приводит религиозное соперничество. В мусульманском мире собак очень мало, в основном они ведут бродячий образ жизни — собаки-парии, потомки выродившихся древних пород.

Разрешается использование собак на охоте и в качестве охранника.

Происхождение слов «порода»,»собака»,»кобель»,»собачья жизнь»,»сука».

Порода.

Это слово пришло в Европу от арабов в 17 веке. Слово „порода“ применялось арабами для обозначения, выведенных ими пород лошадей. Строго говоря, когда говорят о породе, имеют в виду группы животных одного вида, разные признаки и внешность которых передаются по наследству.

Ругательства типа „кобель“, „собачья жизнь“, „сука“ и т. п.

Подобные «выражения» предположительно также появились на Востоке, откуда позже были занесены в Европу. Такое презрительное отношение было прежде всего к собакам, питавшимся падалью и отбросами. Следует обратить внимание, что не смотря на это, к собакам-париям было снисходительное отношение в благодарность за производимую ими чистку улиц. Например, у многих турецких домов были примурованы миски или корытца, которые ежедневно наполнялись водой для питья уличных собак. Также существовал обычай устройства приютов для больных собак и для ощенившихся сук.

«Собака»

В средние века отношение магометан Азии и стран Африки к собакам было разное : одни породы изгонялись, в то же время перед другими породами преклонялись. Уличные и дворовые животные до сих пор не приемлемы в доме мусульманина, а самое последнее ругательство в адрес европейца — „собака“.

Однако в современных мусульманских городах все больше развивается практика домашнего содержания собак. Несмотря на то, что для мусульман собаки считаются „нечистыми“ животными, в последние годы в Иране, особенно в среде прозападно настроенных состоятельных граждан, растет количество собаководов. Многие пытаются объяснить неверность толкования священных текстов, в которых, по их мнению, нет указаний на „нечистость“ собак.

Ветеринар, хирург д-р Айоб Бандеркер, BVMCh, рассказывает, что с приближением священного месяца Рамадан (и других праздников) множество мусульман приносят своих домашних собак в ветеринарные клиники, чтобы сделать им эвтаназию, т.е, проще говоря, усыпить собственных питомцев. Свои действия они обосновывают следующим заявлением: „Скоро наступает месяц Рамадан, и моя религия запрещает мне держать собак“.

С другой стороны, очень часты случаи доведения больного животного до летального исхода полнейшим невниманием к нему и игнорирование всякой ветеринарной помощи. Когда он спрашивает владельцев, почему они так долго тянули с обращением к ветеринару, мусульмане обычно объясняют свою апатичность запретами веры прикасаться к собаке. В клинике доктора был случай, когда ноги больной собаки обернули в пластиковые пакеты и таким образом, не прикасаясь непосредственно к животному, принесли в госпиталь.

Существует множество случаев жестокого обращения и\или равнодушного отношения к собакам со стороны мусульман, которые прикрываются в этих случаях лишь своей верой. Число усыпленных собак в праздничное время постоянно увеличивается. Ветеринары все чаще сталкиваются с мусульманами, приносящими здоровых, счастливых животных для усыпления. Настоящей трагедией является откровенная и не скрываема мусульманами вера, в то что они совершают этот ужас во имя своей веры. „Собака, как и все создания, живущие на Земле, были созданы Аллахом. Все мусульмане должны охранять нашу прекрасную планету. Собаки, как и все другие живые создания, на обладание которыми мы претендуем, истинно принадлежат лишь Аллаху. Все животные являются, по исламу, мусульманами, подчиненными воле Аллаха, лишь человек и джинн имеют свободу выбора.

«Так что даже животные — мусульмане.“ — говорит доктор Айоб Бандеркер. В Коране (С4:36) сказано, что человек должен делать добро, „…всем, кто находиться в его руках“.

Комментатор Имаам Фаргудин ал-Раши говорит, что это утверждение относиться не только к обладателям цивилизационных прав, то есть и к животным. Соответственно, долгом человека является хорошее отношения ко всем живым существам, включая собак. Все животные являются частью создания Аллаха, и каждое из них наделенно своей целью. А каждый человек должен уважать все созданное Аллахом, так как оно не бессмысленно.

Если человек будет жесток к любому созданию Аллаха, ему придется за это отвечать во время Судного дня.

Вот несколько из мифов мусульман по отношению к собакам: Нельзя держать собаку, к тому же это негигиенично, так что в дом собак запускать нельзя. Нельзя дотрагиваться до собак. Если собака лизнула человека или его одежду, то необходимо вымыться или сменить одежду.

Каждый мусульманин, который держит животных, или как питомца или как хозяйственное животное, должен обеспечить ему достойное питание, жилье, питье, и когда необходимо ветеринарную помощь. Однако этот процесс происходит довольно медленно, так как ислам — консервативная религия.

Отношение к собакам в Иране.

Так в Иране религиозные лидеры настаивают на отлове всех собак в стране. Газета Etemad приводит слова муллы Голамрезы Хассани (Gholamreza Hassani), заявившего во время пятничной молитвы в расположенном на северо-западе страны городе Урумийе (Urumiyeh): „Я призываю ввести закон, обязывающий переловить всех длиннолапых, коротколапых собак, собак с лапами среднего размера и арестовать их длинноногих хозяев. Иначе я буду делать это сам“, — добавил он. „В нашей стране существует свобода слова, — сказал Хассани, известный своими частыми эксцентричными выходками, — некоторые люди воспринимают эту свободу как возможность пропагандировать неисламское и развратное поведение“.

Иранская полиция и уже провела несколько единичных конфискаций собак, хозяева которых находились со своими любимцами на улицах и в общественных парках. Хассани же в своем последнем заявлении призвал расширить антисобачью кампанию, начавшуюся в прошлом году, когда полиция Урумийе отловила всех обнаруженных в городе собак.

при использовании материала

ссылка на ресурс wolcha.ru обязательна

Ещё новости о собаках на wolcha.ru

  • Собаки и аллергия
  • Закона нет, но … отношения есть
  • Собака в нашей жизни
  • Поведение собаки в машине
  • Велоспрингер

Собака стала первым другом древнего человека, одомашненным помощником на охоте и охранником от диких зверей. Ее способность служить хозяину, ее преданности достойны восхищения. Не случайно сегодня они живут рядом с людьми наравне с кошками. Однако, последователям ислама их религия не рекомендует делить свое жилище с этим животным.

Фото: https://wallbox.ru/wallpapers/main/201529/04afd1a7b2eb507.jpg

Противоречия древние и современные

С чем связан мусульманский запрет? Многие правоверные считают их нечистыми животными, с которыми контактировать не следует. При этом они ссылаются на сборник преданий об изречениях и прижизненных поступках пророка Мухаммеда – так называемых хадисов.

И приводят цитаты из этого сборника, который является своеобразным руководством для последователей пророка и считается источником шариата – исламского права. Там действительно встречается изречение имама Муслима, где говорится о необходимости несколько раз вымыть посуду, которую лизнула собака.

Предрассудки и здравый смысл

На основании этого изречения исламские богословы пришли к выводу, что собачья слюна – субстанция нечистая, то есть «наджис». Некоторые считают нечистой и его шерсть. Другие религиозные деятели все сводят к церемонии намаза, которую живущее в доме животное может нарушить своим прикосновением, что будет страшным грехом.

Утверждения хадисов достаточно противоречивы. Чего стоит, к примеру, высказывание, что в дом, где рядом с людьми живет собака, ангелы не входят. В современной Англии мусульмане-водители выгоняют слепых с собаками-поводырями из общественного транспорта именно по этой причине – они верят, что тогда машину покинут охраняющие ее ангелы.

Здравомыслящие религиозные деятели выступают против таких предрассудков, ибо тогда в дом не вошел бы и ангел смерти. И люди специально держали бы их, чтобы жить вечно.

Что говорит Коран о собаках

Следующим популярным у мусульман предрассудком, ставшим поговоркой, является утверждение, что шайтанов и черных собак нужно убивать. Но в главной и священной для любого мусульманина книге Корана никаких указаний по этому поводу не содержится. Как раз напротив, верующим предписывается проявлять милосердие к животным.

Фото: https://www.1zoom.ru/big2/449/275314-werecat.jpg

Бить и обижать животных мусульманам нельзя – за такие деяния придется ответить, когда наступит Судный день. Коран не содержит никаких прямых запретов на их проживание в одном доме с человеком. Хотя собачка по кличке Китмир там присутствует в суре «Пещера». Это имя стало таким знаменитым и нарицательным, что его указывали на письмах для того, чтобы уберечь их от пропажи.

Суннитский ислам и позиция шиитов по содержанию животных

В представлениях классического суннитского направления ислама прямых запретов держать собак нет. Но авторитетные имамы ан-Нававий и аш-Шафии говорят, что просто так заводить это животное в доме ради удовольствия нельзя. Должна быть практическая польза. Например, охрана двора или охота.

В исламе шиитского толка больше строгостей на это счет. Возможно, связано это с тем, что сегодняшние шииты в основном жители Ирана. А в истории этой страны долгое время конкурировали две религии. С исламом соперничал зороастризм, последователи которого ценили их очень высоко.

Поэтому запрет на них стал частью борьбы с конкурирующей религией, а призывы проявлять жестокость к этим домашним животным – печальные последствия соперничества людей в сфере духовности. До сих пор там обозвать человека собакой или сравнить его вслух с этим животным – смертельное оскорбление.

Показателен случай, когда исламский суд приговорил 70-летнего пенсионера к 30 ударам плетью только за то, что он выгуливал свою собаку в мусульманском квартале Тегерана. А в парламенте этой страны время от времени всплывает законопроект, который должен объявить данных животных вне закона.

Арабские борзые

В современном мусульманском мире отношение к собакам останется неоднозначным. Мало кто решается поселить это животное под своей крышей. Но и грязной она не считается. Знаменитые охотничьи арабские борзые ценятся настолько высоко, что хорошо обученная может стоить десятки и сотни тысяч долларов.

На Аравийском полуострове до сих пор в ходу старая пословица, которая говорит, что быстрая борзая и конь вместе с хорошим соколом дороже двадцати жен. В древности к этой породе вообще относились трепетно. Арабским борзым шили роскошную одежду, а охотники возили их в седле рядом с собой и спускали, лишь завидев дичь.

Нарушенные запреты

Мусульмане других стран не видят ничего плохого в том, чтобы собака заняла свое место домашнего любимца. К примеру, казанские татары исламских запретов не соблюдают. И в Азербайджане стремительно растет количество любителей животного, которые считают своих питомцев полноправными членами семьи.

И утверждение о том, что они нечистые, толкуется совсем по-другому. С современных позиций никто не отрицает теоретическую возможность заражения от больного домашнего животного некоторыми инфекциями и гельминтозами. В частности, передаются человеку токсоплазмоз и бруцеллез, из глистных инвазий – токсокароз, эхинококкоз.

Но это никакой не грех, а вполне решаемая регулярными прививками и наблюдением питомца у ветеринаров проблема. При строгом соблюдении правил гигиены опасность заразиться чем-то от собаки практически равняется нулю.

Собака в исламе: нечистое животное или верный друг

ДУШАНБЕ, 2 июл — Sputnik. Второго июля в мире отмечают Международный день собак.

Отношение к собакам в исламе довольно противоречиво. С одной стороны, подавляющие число мусульман придерживаются мнения, что пес – однозначно нечистое животное, хуже только свинья. Не только слюна, но даже шерсть собаки среди верующих считается скверной – наджасом.

С другой стороны, в Коране не встречается ни одного дурного слова в адрес четвероногих. Еще сложнее с преданиями о словах и действиях Пророка.

Хадисы про собак очень уж многочисленны и противоречивы: от призывов убивать псов определенного цвета, до обещания прощения грехов за спасение собаки.

Sputnik Таджикистан решил разобраться в том, что говорит Коран и Сунна о «лучших друзьях человека» и справедливо ли их считать столь нечистыми созданиями.

Что говорится о собаках в Коране

Щенок таксы

В первую очередь стоит обратиться к священной книге любого мусульманина. В Коране собаки упомянуты всего лишь трижды и что важно – ни разу строго отрицательно. Более того, в двух сурах собака представляется как верный и полезный спутник человека.

Взглянем подробнее. В суре «Аль-Араф» говорится, что человек, не принявший божественной истины и слова пророка, становится пленником земных благ и «подобен положению пса», который следует самым примитивным и низменным желаниям.

Это единственное сравнительно негативное упоминание животного, но с другой стороны в отношении собак это просто сравнения, все-таки даже от самого верного пса не ждут осознанности и сознательности, подобной человеческой.

Собаки-хулигаки: как нашкодившие псы пытаются избежать наказания — видео

Что касается практической пользы от собак для человека, на это Коран отвечает вполне определенно: собак можно тренировать и добытая ими дичь разрешена к употреблению.

Об этом прямо говорится в суре » Аль-Маида» (5:4) – «что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха». Едва ли однозначно нечистому животному было бы дозволено добывать для верующих еду.

Третье кораническое упоминание собаки содержится в достаточно известной суре «Асхаб аль-Кахф» (обитатели пещеры). В ней говорится о группах юношей, бежавших из родного города во время религиозных преследований и спрятавшихся в пещере и погруженных в сон Господом на 309 лет. Вместе с ними была собака, которая охраняла их сон, а потом также заснула у входа в пещеру.

Толкование слов Пророка о собаке

CC0 / Маленький щенок сидит на ковре

Но если негативное отношение к собакам, очевидно, идет не из Корана, то, возможно, дело в трактовке хадисов из Сунны, священного предания о жизни Мухаммада.

Действительно есть сразу несколько достоверных хадисов, где предписывается убивать собак, причем именно черного цвета.

В «Сахих Муслима», втором по достоверности сборнике хадисов, на вопрос о том, почему смерти заслуживает лишь черная собака, а скажем, не рыжая, приводятся слова пророка Мухаммада.

А вы так сможете? Собака скачет на батуте, как акробат — смешное видео

«Я спрашивал об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он ответил: черная собака — это шайтан».

Почему шайтан принимает облик именно черного, а не какого иного пса, хадисы точного ответа не дают.

Личный архив Яны Задорожной

Существуют и другие, более понятные и практичные достоверные хадисы, где собак предписано убивать, только в том случае, если они представляют угрозу для людей. Самым известным примером такого толкования является хадис из сборника исламского ученого Мухаммада аль-Бухари.

«Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».

Собаки могут испытывать стресс вместе со своими хозяевами

Что касается религиозной скверны песьей породы, то сторонники этого утверждения, обычно ссылаются на мнение трех знаменитых ученых — Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хиббана – каждый из которых упоминал слова пророка о том, что ангелы не входят в дом, где есть изображение, собака или оскверненный. А благие поступки человека, держащего в доме любую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, — будут уменьшаться на два карата.

Ислам собак не осуждает

CC0 / Собака

Но существуют ли в исламском каноне положительные упоминания четвероногих? Да, и причем их едва ли не больше, чем хадисов, описывающих собаку как низкое животное.

Самым известным является хадис от богослова Мухаммада аль-Бухари (2363), где со слов одного из сподвижников Мухаммада по имени Абу Хурайра передаются слова пророка: «Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, он сказал себе:

«Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи — ред.). Слушатели Мухаммада спросили: «О, посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» На что он ответил: «Награда полагается за все живое».

Собака-хулиганка манипулирует хозяином, театрально вызывая жалость — видео

А в книге известного средневекового имама Ан-Навави «Равзат ат-талибин» говорится следующее: если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку.

© Фото : Из личного архива Хуршеда Темирова

У этого же богослова сообщается, что пророк также запрещал без причины убивать любое живое существо: тот, кто убьет даже воробья или кого-то больше не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день».

То есть сострадание к животным, даже к тем, что вроде бы считаются «нечистыми» являются долгом правоверного мусульманина. Конечно, в хадисах есть упоминание о том, что если собака попьет из человеческой посуды, должно вымыть ее семь раз.

Но поскольку в исламской системе ценностей, сохранение жизни и здоровья человека несомненно перевешивает цену жизни собаки, большинство исламских ученых видят в этом не более чем санитарную норму, появление которой продиктовано бытовым опытом, скажем, случаем заражения бешенством кого-либо из общины. Отсюда же и предписание убивать черную собаку, которая в раннеисламские времена могла ассоциироваться либо с особо агрессивными особями, либо с какими-то опасными родственниками песьего племени, скажем, шакалами.

А потому, несмотря на пренебрежительное и даже брезгливое отношение к псовым, во многих частях исламского мира продиктовано это, скорее, национальными обычаями, а никак не религиозными предписаниями.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Можно ли держать собаку в качестве домашнего животного? Допустимо ли с точки зрения Шариата, держать собаку в местах, где живет человек? Почему важно хорошо относиться к животным? Отвечает имам Исторической мечети Москвы Рамиль-хазрат Садеков.

Содержание домашних животных – это отдельный раздел в исламском праве. Есть животные, которые, согласно Корану и Сунне, могут быть рядом с человеком, это относится к кошке, об этом есть описание в сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), что кошка может быть рядом с человеком и о содержании собаки, есть хадисы пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В них говорит о том, что тот, кто взял себе в дом собаку, не имея на это нужды, то каждый день у него за содержание в доме собаки, у него будет вычитаться один кырат благих деяний. Такой термин кырат, одному Аллаху известно, какова мера этих благих деяний.

За то, что он держит собаку без уважительной причины, просто для того, чтобы развлекаться, чтобы у него было дома животное, каждый день у него будет саваб, то есть награда, которую он заработал, может быть дал садака, может быть постился и молился, или еще что-то, вот потихонечку, понемножку, за то, что он держит животное, не соответствующее природе человека, не соответствующее чистоте быта человека, за то, что он животное держит с собой вместе, у него будет уходить награда.

Согласно нормам исламского права в том же хадисе пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) делает исключение для собак-охотников и, которые охраняют стадо, либо свои посевные площади. Собака хорошо приучается, слушает человека, верна человеку, поэтому часто люди используют их для охраны посевов, а также для профессиональной охоты. Вот такие люди имеют право содержать этих животных, но опять-таки, не в квартире, а в определенном месте, во дворе может быть или на территории двора. Это может быть будка для собаки или определенная псарня, в которой он будет ее содержать, но ни в коем случае не с собой в кровати, в своем доме, как живут некоторые, они с ними и спят, и едят, и собаки их лижут.

Собака — друг семьи

Часто люди, которым очень хочется держать собаку, они говорят о том, что это их семейный друг, член семьи. Если вы так одиноки, что у вас кроме собаки друзей нету и не о ком заботиться, на содержание этих собак, я знаю, уходит огромные средства, я имею ввиду просто декоративные или просто домашние собаки, огромное, огромное количество средств, по подсчетам международных организаций, миллионы долларов тратя граждане золотого миллиарда на то, чтобы содержать своих питомцев, вот вы бы просто, в определенный ваш выходной поехали в один из отдаленных приютов, например, Подмосковья, пообщались с директором, поспрашивали, какие есть дети, какие ребята, что им нужно, пообщались бы с ребятами, они бы к вам привыкли, что приезжает такой-то раз в неделю, две недели. Лишний раз пообщаться, поговорить, что-то подарить им, посмеяться, похвалить.

Как сказал пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), что погладив голову ребенка – это огромное благо, саваб большой. И опять я напомню хадис пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), вот всякий раз, когда мы содержим собаку только для развлечений, без уважительной причины, ни как служебную собаку, которая полезна, а именно для развлечения, как наш друг, член семьи, мы получаем грех и наш саваб улетучивается, кырат из саваба улетучивается.

Вот, а если мы найдем в себе силу воли сесть на электричку или в машину и поехать в какой-то один из приютов, и просто пообщаться час-два с ребятами, с девочкой, с мальчиком, с кем-нибудь, педагоги там сами подскажут, кому нужно такое общение, то вам будет огромнейшая, огромнейшая награда. И этот человек, если вы постоянно будете его посещать, да, может быть вы не можете его взять на содержание, это очень серьезный поступок – взять сироту на содержание и воспитать его, но хотя бы приезжать, и приезжать постоянно, вы же хотите собаку держать лет десять, пятнадцать она живет у хозяина, вы лучше проявите заботу о ребенке. Для вас больше будет саваба, больше награды. А собак, согласно сунне пророка Мухаммада ﷺ, дома держать без уважительной причины, запрещено.

Для регистрации в онлайн-академии «Медина», рекламу которой вы видели в этой передаче, пройдите по .

Почему в Исламе запрещено держать дома собаку?

Домашние животные в исламе

Домашние животные являются спутниками человека с первобытных времен. Когда древние люди разделывали туши животных после охоты, где-то поодаль за ними наблюдали тогда еще дикие предки современных собак. Возможно, кто-то из жителей первобытной деревни стал оставлять для них кости или часть внутренностей убитых животных. Через какое-то время дикие собаки перестали бояться людей, наоборот, приходили к определенному времени к их жилищам, поскольку знали, что их могут покормить.

Еще через некоторое время люди догадались, что, если этих зверей приручить, они могут оказать им большую услугу – они будут защищать их место обитания от диких зверей, охранять их во время похода, помогать искать зверя на охоте. Так началась дружба человека и животных, которая продолжается по сей день. Ученые считают, что собаки стали домашними животными у наших предков примерно 10-15 тысяч лет назад на территории нашей страны – в Сибири или на Дальнем Востоке.

В это же время – около 10 тысяч лет назад — стали домашними животными и кошки. Первой страной, где кошки начали жить в жилищах человека, считается Древний Египет. Египтяне были земледельцами, они хранили собранное зерно (пшеницу, ячмень) в больших амбарах, где оно часто подвергалось нападениям грызунов – мышей, крыс. Тогда люди догадались, что, если приманить в дома кошек, они могут помочь им в уничтожении этих вредителей.

Более того, через какое-то время эта полезная деятельность кошек, видимо, произвела столь сильное впечатление на египтян, что они стали считаться священными животными, их охранял закон – за убийство кошки полагалась смертная казнь. При пожаре или ином стихийном бедствии в доме следовало прежде всего, спасать кошек.

Кошки и собаки – это самые древние и поэтому самые распространенные домашние любимцы. Однако, наряду с ними у многих людей в домах живут попугаи и канарейки, хомячки и крысы, черепахи и морские свинки, аквариумные рыбки, ящерицы и другие животные.

Психологи считают, что домашнее животное положительно влияют на жизнь человека, делают его более гармоничным и, следовательно, социально активным. К примеру, психолог из Великобритании Коринн Свит доказала, что присутствует особый тип связи между домашними животными и социальной активностью людей. В частности, добрые отношения с питомцами, по словам специалиста, в большой степени влияют на человека, делая его счастливее и успешнее.

Анализ статистических данных позволил эксперту установить, что люди с одним или несколькими любимцами реже обращались в больницы и неотложную скорую помощь, гораздо лучше и быстрее устраивали свою личную жизнь, добивались более заметных результатов относительно коллег. По словам психолога, животные, будь то кошки или собаки, помогают человеку намного быстрее справиться с трудностями. (Подробнее: Домашние животные делают людей счастливее).

Другие ученые утверждают, что кошки способны помочь излечить психические расстройства своего хозяина, справиться с депрессией и неврозами и даже избавить от алкогольной зависимости. Более того, 20 минут, проведенные вместе с кошкой, могут нормализовать работу сердца и давление (Подробнее: Ученые назвали пять животных, которые могут исцелить человека).

Что же говорит о содержании домашних животных исламская религия? Каких животных можно держать в доме, а каких нельзя?

Кошка в исламе считается чистым и поэтому дозволенным для содержания дома животным. Из исламской истории мы знаем, что наш Пророк (мир ему и благословение) очень любил кошек – по преданию, у него была любимая кошка, с которой он не расставался даже во время молитвы. Однажды, когда ему нужно было куда-то пойти, а кошка спала на рукаве его халата, он отрезал рукав, чтобы не побеспокоить кошку.

Передается, что Пророк совершал омовение водой из сосуда, из которого попила кошка. Жена Пророка Аиша (да будет доволен ей Аллах) передавала его слова: «Они не нечистые, они – ваши домочадцы» (Сунан Абу Дауд).

Если же вы хотите завести дома собаку, здесь возникают определенные проблемы. Шерсть и слюна собаки считаются нечистыми согласно исламу. Поэтому мусульмане не держат собак в домах – в противном случае, вам придется постоянно следить за чистотой вашей одежды и мест, где вы молитесь, иначе ваша молитва будет недействительной из-за наличия там нечистоты. Однако, собак можно держать в сельской местности во дворе – для охраны территории, для охоты или как пастушеское животное.

Также нет запрета в том, чтобы держать дома птиц, хомяков, рыбок, черепах, кроликов. Но следует помнить, что содержание дома животных накладывает на человека определенную ответственность. Когда вы становитесь хозяином животного, вы отвечаете за его благополучие.

У каждого животного есть определенный режим питания и содержания, какое-то животное любит тепло, а какое-то – холод, если оно живет в клетке или террариуме, аквариуме, его нужно вовремя чистить, менять там воду, насыпать корм. Если ваш питомец заболел, его нужно отвезти к ветеринару и следовать его рекомендациям.

Иными словами, живое существо — это не игрушка, с которой можно поиграть, пока вам интересно с ней, а когда надоест, бросить в ящик или коробку и забыть. Также хозяевам следует помнить о том, что срок жизни домашних животных не очень большой по сравнению с человеческим, так что вам придется быть готовым к тому, что когда-то ваш любимец состарится, заболеет и умрет, что будет также тяжело пережить.

Существуют хадисы, где человеку дается строгое предупреждение – что ждет тех, кто бросает своих животных без помощи, отказываются от ухода за ними.

«Женщина была приговорена к адскому огню из-за кошки. Она привязала ее и не давала ей поесть, не давала воды и не позволяла ей самостоятельно найти себе пропитание, пока та не умерла, поедая грязь» (Бухари).

За доброе отношение к живым существам, наоборот, полагается большая награда:

«Одного человека, который находился в пути, начала мучить жажда. Он нашёл колодец и спустился в него для того, чтобы попить воды. Когда же он поднялся из колодца, то увидел собаку, которая жевала влажную землю из-за жажды. После чего он обратно спустился в колодец, зачерпнул воды в свою кожаную обувь и напоил животное.

За этот поступок Господь простил тому человеку все грехи». Услышав данную историю, сподвижники задали вопрос: «Неужели и за животных мы получим награду?» На что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ответил: «За каждое живое существо вы обретёте награду» (Бухари).

О чем еще следует помнить, если вы хотите завести для себя или для своих детей домашнее животное?

1. Если у вас никогда до этого не было домашних животных, проверьте себя – сможете ли вы вообще взять на себя эту ответственность. К примеру, если вы хотите взять в дом кошку, попросите кого-то из друзей дать вам возможность один день подержать ее у себя дома, пообещав тщательно соблюдать инструкции по уходу за ней. Тогда вы будете более-менее представлять, по силам ли вам вообще эти хлопоты.

2. Помните о том, что на шерсть, перья, пух животных и птиц может быть аллергия у вас или у ваших домашних. О наличии такой аллергии можно узнать, пройдя специальные медицинские тесты или анализы.

3. Подбирайте животных, исходя из своего характера и темперамента. Есть животные, которые привязаны к хозяевам, а есть равнодушные к людям, есть тихие, а есть шумные. Это тоже нужно учитывать, когда вы думаете – какое конкретно животное вы хотите держать дома.

Подумайте, для чего вы заводите живое существо? Чтобы оно просто радовало глаз – как красивые рыбки в аквариуме; либо чтобы создавало уют в доме – как кошка; могло петь или разговаривать – как канарейки или попугайчики? Исходя из этого принимайте решение.

4. Прежде чем взять животное, прочитайте всю возможную информацию о нем – как за ним нужно будет ухаживать, чем кормить, каковы условия его содержания, сколько лет оно может прожить в неволе.

5. Если оказалось, что домашнее животное не подходит вам или кому-то из ваших домочадцев – дома кто-то тяжело заболел, и оказалось, что животное вредно для больного; стало некому за ним ухаживать, поскольку у вас много работы; вы куда-то переезжаете, где вы не сможете это животное держать, следует позаботиться о дальнейшей судьбе вашего питомца заранее. Найдите ему хороших хозяев либо устройте в специальный приют, где о нем позаботятся.

Итак, какой можно сделать вывод? Домашние животные сопровождают жизнь человека с древности – некоторые из них помогают нам в быту (охраняют жилище, ловят мышей или крыс), а какие-то – просто радуют глаз (как рыбки или птицы).

Почти всех из распространенных домашних животных (кошек, птиц, хомяков, рыбок, черепах, кроликов) можно держать дома, за исключением собак – которых лучше держать не в доме, а в сельской местности во дворе по причине их нечистоты.

Содержание дома животных накладывает на человека большую ответственность – за ним надо будет ухаживать, вовремя кормить, соблюдать другие условия его содержания. Человек в ответе за тех живых существ, которых он приручил.

Анна (Муслима) Кобулова

Также по этой теме читайте:

Ислам и права животных

16 животных, упомянутых в Коране

10 животных, которые попадут в Рай

Собака у мусульман

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *