Сказки про север

Конспект урока чтения «Коми народные сказки», 4 класс. (Специальная (коррекционная) школа, VIII вида)

Конспект урока чтения для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Сырчина Надежда Валентиновна, учитель начальных классов ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат №1» г.Емвы.
Описание материала: конспект урока чтения для обучающихся 4 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Данный материал будет полезен учителям начальных классов коррекционных и общеобразовательных школ. Каждый обучающийся на уроке получает возможность проявить активность, применить на уроке имеющиеся у него знания.

Тема: » КОМИ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»

Цель урока: повторить и обобщить в игровой форме пройденный материал по теме «Коми народные сказки».

Задачи урока:

Образовательные:

— повторить и обобщить материал по теме «Коми народные сказки».

Развивающие:

— развивать творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное мышление, умение выделять существенные признаки;

— прививать интерес к литературному чтению;

Воспитательные:

— воспитывать любовь к родному краю;

— создать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду на уроке.

Класс: 4

Тип урока: урок – обобщение.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

— выставка книг «Коми народные сказки»;

— иллюстрации к сказкам:

«Лиса и заяц», «Охотник и Чукля», «Медвежьи няньки», «Хлеб и огонь», «Кот и петух»;

— рисунки обучающихся к сказкам;

— карточки с отрывками из сказок;

— мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли? Покажите мне его при помощи смайлика. Обозначьте своё настроение.

II. Постановка цели урока

О чем-то скрипит половица,

И птицам опять не спится.

В лесной чащобе звери

Затеяли вечный спор.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

— О чем же будет наш урок? ( О сказке)

— А вы любите сказки?

Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы совершим увлекательное путешествие в мир коми народной сказки.

Сказка – распространенный жанр в фольклоре коми.

— Чему учат сказки? (Добру и справедливости, которые побеждают зло и неправду.)

— Кто главные герои коми народных сказок? ( Обитатели лесной таежной полосы: медведь, лиса, заяц, белка;

из домашних животных: кошка, бык, баран, конь, олень;

из птиц: петух, воробей, сорока).

— Чем заканчиваются сказки? (Добро побеждает зло)

Мир сказки полон добра. В сказках мечта, фантазия, творчество, объяснение чего-то таинственного. Часто в сказках встречаются загадки, попробуйте и вы отгадать загадку:

Рассыпалось к ночи золотое зерно,

Глянули утром — нет ничего.

— Что это? Их хорошо видно ночью. (Звёзды на небе)

— Звезды всегда привлекали и привлекают внимание людей. Люди часами могут смотреть в небо, любоваться звёздами, падая звезды, несут с собой тайну.

— Ребята, а что делают люди, когда видят падающую звезду? ( Они загадывают желание)

Люди не только загадывают желание, но и верят, что оно исполнится. Правда, как в сказке? И мы с вами попробуем разгадать тайны звёзд, и наши желания исполнятся.

III. Обобщение пройденного материала

1. Разгадайте тайну первой звезды. «Угадай название сказки»

— Для этого надо составить название коми народных сказок. Установите соответствия между словами с помощью стрелок, получите название сказок.

ЛИСА ОГОНЬ

МЕДВЕЖЬИ ЧУКЛЯ

ХЛЕБ ЗАЯЦ

ОХОТНИК ПЕТУХ

КОТ НЯНЬКИ

2. Тайна второй звезды. Она хочет проверить, как вы знаете эти сказки.

— Ответьте на вопросы.

— Что подарила Ёма – баба медведю в сказке «Медвежьи няньки»?

(Лукошко, веретенце, шелковый клубок)

Словарная работа

— Объясните значение слов: (на экран проецируется изображение предмета и объяснение значения слова)

Лукошко – небольшая корзинка из прутьев;

Веретено – приспособление для ручного прядения пряжи. Деревянная точеная палочка.

Ёма-баба – колдунья.

— Кто подсказал медведю, где найти нянек для медвежат? (Лиса)

— Какая из сестёр перехитрила медведя? (Старшая сестра)

— Кто помог Фоме жениться на царской дочери? (Лиса)

— Как звали лесного хозяина, которого охотник позвал в помощники? (Чукля)

— Как в русских народных сказках называют лесного хозяина? (Леший)

— Кто помог охотнику отвязаться от Чукли? (Старик)

— Какой заряд использовал охотник для ружья, чтобы победить Чуклю? (Хлебную крошку)

— Какой зверь проучил лису не хвастаться своей дорогой шубой? (Заяц)

— В какие игры предлагала поиграть коту Ёма – баба? (Через золотое кольцо прыгать и в чижа играть серебряными палочками).

— К кому бегала лиса за ножом, точильным бруском, заячьим молоком, осиновым подойником, острым зубом бобра? (К жрецу Паме, к Ену (богу), к месяцу, к солнцу, к зайчихе, к осине, к бобру и кузнецу).

Объясните значение слов:

(объяснение слов проецируется на экран)

Жрец – служитель божества;

Ён – бог;

Кузнец – мастер, занимающий обработкой металла.

Подойник — ведро, в которое доят коров.

3. Третья звезда просит по опорным словам отгадать название сказки:

КОСОЙ КАФТАН ШАПКА ДОРОГАЯ ШУБА («Лиса и заяц»)

ПОМОЩНИК ОХОТНИК ХЛЕБНАЯ КРОШКА СТАРИК («Охотник и Чукля»)

ЛУКОШКО ВЕРЕТЕНЦЕ ШЕЛКОВЫЙ КЛУБОК МЕДВЕДИ («Медвежьи няньки»)

ЁМА – БАБА ПЕСНЯ ДВА МЫШОНКА ПЕТУХ ИЗБУШКА («Кот и петух»)

ЛОШАДЬ МЕСЯЦ ЛИСИЦА СОЛНЫШКО ЗАЙЧИХА («Лиса»)

ВОЛК ЛИСА ЦАРЬ РАБОТЯЩИЙ ПАРЕНЬ ПАСТУХИ ЁМА — БАБА («Фома»)

5. Пятая звезда предлагает нам с ней отдохнуть и набраться сил для дальнейшей работы.

Физкультминутка.

В тёмном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)

Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)

Нос крючком, (Наклоны)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки горят. (Фонарики)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)

Гимнастика для глаз (подготовка к чтению.)

6. Тайна шестой звезды звучит так: «Вспомни сказку»

— Назовите сказку, которая начинается со слов.

Учащиеся зачитывают их:

  1. Жили – были когда – то давно зверолов и три сына. Однажды они отправились охотиться в лес на белок и рябчиков. («Хлеб и огонь»)

  1. У одной медведицы было трое медвежат. Трудно приходилось ей с малыми.

То один, то другой медвежонок заревёт, то Мишутка – меньшой заплачет. («Медвежьи няньки»)

  1. Жили на лесной полянке лиса и заяц.

У лисы шкура дорогая, а у зайца – дешевая. («Лиса и заяц»)

  1. Жил когда – то в деревне молодой охотник. Вот ушел он однажды на лесные угодья бить пушного зверя, дичь ловить. («Охотник и Чукля»)

— Объясните значение слова:

Дичь – дикие птицы и звери, добываемые охотой, ради употребляемого в пищу мяса.

  1. Жил – был Фома. Целыми днями без устали трудился. Отец с матерью не нарадовались. Однажды он рубил дрова в лесу. В это время мимо проходила Ёма – злая ведьма. («Фома»)

  1. Бежала по лесу лисица, глядь, навстречу старая лошадь. Лошадь рассказала, что её выгнал хозяин. Потолковали лошадь с лисой и решили, что они вместе станут жить, вместе еду добывать, а коли не прокормятся, то бросят жребий, кого из них зарезать, чтобы другой сыт был. («Лиса»)

  1. Кот и петух решили своей избой жить. Кота обижают, зло на нем срывают, за уши треплют да пинают. А петуху то и дело грозят голову отрубить, в щах его сварить. («Кот и петух»)

4. Четвертая звезда любит играть и просит вас поиграть в игру

«Найди лишнее слово» /в простенках развешаны карточки/

ХЛЕБ ОГОНЬ ЛЕШИЙ ЁМА – БАБА («Хлеб и огонь»)

— Объясните значение слова:

Леший – хозяин леса.

ЛИСА ЦАРЬ ФОМА ЦАРИЦА («Фома»)

МЕДВЕДЬ ОХОТНИК ЧУКЛЯ СТАРИК («Охотник и Чукля»)

ЛУКОШКО ВЕРЕТЕНЦЕ КЛУБОК ЗАЯЦ («Медвежьи няньки»)

ЗАЯЦ ЛИСА ВОЛК КАФТАН («Лиса и заяц»)

ЁМА – БАБА ЛИСА ПЕТУХ ИЗБУШКА («Кот и петух»)

РЕМЕНЬ ПАЛЕЦ ВОЛШЕБНОЕ ЗЕЛЬЕ ФОМА («Хлеб и огонь»)

— Как вы понимаете значение слова зелье?

Зелье – лекарственный или ядовитый напиток, настоянный на травах, использовали для колдовства.

СОЛНЦЕ МЕСЯЦ НЕБО КУЗНЕЦ («Лиса»)

7. Тайну седьмой звезды мы разгадаем, выполнив задания на карточках.

Ученики выходят к доске, выбирают карточки, выразительно читают отрывки из сказок, называют название сказки.

Карточка 1

— Отгадай название сказки.

Вот однажды вернулся охотник в баньку. Устал он до смерти, а надо воды натаскать, дров наколоть, ужин приготовить.

Принёс охотник воды, стал дрова колоть.

Сам колет, сам приговаривает:

— Был бы у меня помощник – сколько бы добыли тогда мы зверя и дичи…

— Эй, кто есть в лесу, отзовись, будь моим помощником!

(«Охотник и Чукля»)

Карточка 2

— Отгадай название сказки.

Побежала лисица к солнцу:

— Солнышко, солнышко, отпусти со мной своего сына – пастуха. Пусть он погонит лунного быка – брусок Ена стащить, Памов нож наточить, лошадь зарезать и кониной меня, лису, до отвала накормить.

(«Лиса»)

Словарная работа:

До отвала — досыта

Карточка 3

— Отгадай название сказки.

Поклонился Лешему младший брат и говорит учтиво:

— Пусти меня переночевать.

— Что ж, — отвечает Леший, — лезь на печку да рассказывай мне небылицы. Угодишь – я тебя награжу, а коли быль расскажешь вместо небылицы все — волосы на твоей голове вырву.

Согласился младший брат, только предупредил Лешего, чтобы тот его не прерывал.

— А если прервёшь меня, я сам тебе клок волос вырву.

Так и договорились.

(«Хлеб и огонь»)

Словарная работа:

Небылица – шуточный рассказ о том, чего не может быть;

Учтиво – вежливо;

Клок — пучок.

Карточка 4

— Отгадай название сказки.

Баран выслушал девушку и сказал ей:

— Садись на меня верхом, я отвезу тебя домой.

Села она верхом на барана, и он побежал по лесу. Вон и опушка виднеется, а в это время медведь с медведицей с охоты возвращались.

(«Медвежьи няньки»)

Карточка 5

— Отгадай название сказки.

Ведут меня ножки

На именины к Ёшке.

Ты встречай – привечай,

Петухом угощай.

Баба Ёма услыхала песню, руками всплеснула.

(«Кот и петух»)

Села лиса на бережок, а тут и заяц подплыл. Она его опять не узнала.

— Ты кто будешь? – спрашивает лиса.

— Я москвич, домой плыву, — отвечает заяц.

(«Лиса и заяц»)

Словарная работа:

Отстегал – избил, стегая хлыстом;

Спесь – высокомерие.

IV. Итог урока. Рефлексия

— Вот мы и разгадали тайны семи звезд.

— Понравился ли вам урок? Какая тайна вызвала затруднение?

— Какая тайна вам больше понравилась?

Рефлексия. (Самооценка учащихся).
«Лесенка успеха»:
— я старался и работал на уроке активно;
— я мог бы работать лучше.

— Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали на уроке, и я каждому хочу подарить звездочку, на которой отражено кто и как проявил себя на этом уроке.

(Самому активному, сообразительному, находчивому, любознательному, внимательному, остроумному, жизнерадостному, настойчивому).

— На этом наше путешествие закончено. Всем спасибо за урок.

Сюжет

Внешние видеофайлы

Мультфильм «Непослушный медвежонок», YouTube

В Якутии зима долгая. Но вот солнышко стало пригревать, снег начал таять. Звери, птицы и рыбы обрадовались весне. Из берлоги вылез медвежонок. Был он маленький и даже не знал, что он — медвежонок. Мама-медведица повела его к реке — ловить рыбу. По пути медвежонок пытался исследовать всё вокруг, а когда мама занялась рыбалкой — удрал. Встретил медвежонок евражку, стал с ним играть и решил, что станет евражкой. Затем мимо пробежал олень, медвежонок побежал за ним вдогонку и решил, что станет оленем, но споткнулся и кубарем покатился к реке. Там он увидел утку и пошёл за ней следом. Когда утка взлетела, медвежонок тоже захотел полететь и прыгнул с обрыва. Упал он в реку и течение понесло его. Очухался медвежонок на отмели, увидел чьи-то злые глаза, испугался и убежал. И увидел как кто-то большой и сильный залезает на дерево и там ест что-то вкусное. Медвежонок спросил: «Кто ты?» И услышал ответ: «Я — медведь!» Медвежонок побежал к маме и сказал ей: «Я хочу стать медведем!» А мама ответила: «Ты и есть медведь, только пока маленький.»

Народные сказки — Сказки народов Севера

12 3 4 5 6 7 …23

Сказки народов Севера

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Книга, которую ты держишь в руках, — сборник сказок. Это сказки разных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на огромной территории от западных до восточных границ Советского Союза, от Кольского полуострова до Чукотки.

Забитые и отсталые в прошлом, в нашей стране народы Севера окружены вниманием и заботой. Они создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки.

Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.

Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями.

Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы (ненецкая сказка «Хозяин и работник», удэгейская — «Гадазами», эвенская — «Находчивый стрелок» и другие).

В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы (как, например, в кетских сказках «Птичка-невеличка» и «Альба и Хосядам» или в чукотской сказке «Всемогущая Катгыргын»), духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.) (например, в селькупской сказке «Хозяйка огня», орочской — «Лучший охотник на побережье», нивхской — «Белая нерпа»), смерть и оживление (например, в эвенкийской сказке «Как змеев победили»).

Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных (мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши», нанайская — «Как медведь и бурундук дружить перестали», эскимосская — «Как ворон и сова друг друга покрасили»), рассказывают о взаимопомощи человека и зверя (мансийская сказка «Гордый олень», долганская — «Старик рыбак и ворон», нивхская — «Охотник и тигр»).

Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Дорогой друг! Читай эту книгу вдумчиво, не торопясь. Прочитаешь сказку — подумай, о чём она, чему учит. Как писал поэт Владимир Маяковский: «Сказка сказкою, а вы вот сделайте из сказки вывод». Вот ты и подумай, какой же вывод можно сделать из каждой прочитанной тобою сказки.

В книге ты встретишь слова, которые могут быть тебе неизвестны. Они отмечены звёздочкой, объяснение их ты найдёшь в конце книги. Это в основном названия предметов быта, домашней утвари, одежды различных народов Севера.

Читай сказки не спеша, так, как будто ты рассказываешь их своим друзьям или младшим братьям и сестрам.

Внимательно рассмотри иллюстрации к сказкам. Подумай, к какому эпизоду сказки они относятся, какой рисунок нарисовал бы ты к той или иной сказке. Обрати внимание на орнамент, одежду, предметы быта разных народов.

Желаем тебе успехов!

КУКУШКА

НЕНЕЦКАЯ СКАЗКА

Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.

Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:

— Я без пимов. Другой говорит:

— Я без шапки. Третий говорит:

— Я без одежды.

А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:

— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.

Закричал тогда старший брат:

— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!

Побежали дети за матерью, кричат ей:

— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:

— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.

Младший сынок кричит:

— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!

Отвечает мать издалека:

— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!

Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

ТАЛА-МЕДВЕДЬ И ВЕЛИКИЙ КОЛДУН

СААМСКАЯ СКАЗКА

Повадился вокруг стойбища Тала-медведь ночью шататься. Ходит тихо, голоса не подаёт, за камнями таится — выжидает: глупый ли оленёнок от стада отобьётся, щенок ли за стойбище выскочит, ребёнок ли.

Однако как ни таись, а следы на снегу остаются. Увидали матери те следы, сказали детям:

— Не катайтесь поздно при луне с горки! Тала-медведь близко. Схватит, в свою тупу унесёт, на обед задерёт.

Луна взошла, а непослушные дети всё с горки катаются.

Вылез из-за камня Тала-медведь, раскрыл свой мешок — кису, поперёк дороги поставил, а сам подальше залёг.

Покатились ребята с горки да в медвежью суму влетели!

Схватил Тала суму, на плечи взвалил, идёт домой, радуется: «Полную кису ребят несу! Вкусно поем!»

Шёл, шёл, устал, повесил суму на еловый сучок, сам под ёлкой лёг и захрапел.

Висят ребятишки в суме, шепчутся:

— Что делать будем? Тала нас съест! Один, самый маленький, мальчик спрашивает:

— Есть ли у кого нитки-иголки?

— Есть, есть, у девчонок есть! — отвечают ему.

Достал мальчик складной нож, распорол суму, детишек на волю выпустил, приказывает:

— Живо камни таскайте, в суму кидайте! Натаскали ребята камней, в суму накидали, и мальчик туда же залез. Велит:

— Теперь зашивайте и домой бегите! Зашили дети суму и домой побежали. Проснулся Тала-медведь, потянулся, спрашивает:

— Все ли вы там в моей кисе живы?

— Все, все живы! — отвечает мальчик. Взвалил Тала кису на плечи да так и сел:

— Ох, тяжело! Зато хватит вкусного мяса надолго!

Едва дотащил Тала кису до дома. Залез на земляную крышу, кричит в дымовую дыру своей хозяйке-медведице: жена моя Талахке голодная, сынок мой Талашка в люльке спит голодный!

— Что ж, — говорит мальчик, — это можно. Тащи большой медный котёл, тащи хворост, огонь разжигай!

Побежал Тала за медным котлом, побежала Талахке за хворостом. А мальчик камни из дома выкинул, один только себе оставил, выхватил из очага головешку, в тряпку завернул да поверх Талашки в люльку положил. Сидит, люльку качает. Прибежал Тала — принёс котёл, прибежала Талахке — принесла хворост.

— Давай скорее ребят, будем обед варить! Отвечает им мальчик:

— Тут ваш сын Талашка заплакал. Пока я с ним возился, все ребята разбежались. Зато теперь крепко спит Талашка! — И показывает головешку в люльке.

Заревела Талахке-медведица, заревел Тала-медведь:

— Ой, беда! Загубил ты нашего сына Талашку, сделал из него головешку!

Чиркнул мальчик ножом по камню так, что искры посыпались, закричал:

— Мой отец колдун, моя мать колдунья, мой дедка колдун, моя бабка колдунья, я сам великий колдун! Могу из головешки снова Талашку сделать! Только отнесёшь меня за это, Тала, домой!

— Отнесу, отнесу, сейчас отнесу!

Сунул мальчик головешку под печь, ткнул кулаком в бок Талашку, тот проснулся и заорал во всё горло.

Радуется Тала, радуется Талахке, всего Талашку облизали. А мальчик вскочил на плечи медведю, сел верхом, говорит:

— Неси меня домой!

Понёс Тала. Донёс до озера, где саамы рыбу ловят, говорит:

Сказки про север

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *