Конспект урока чтения «Коми народные сказки», 4 класс. (Специальная (коррекционная) школа, VIII вида)
Конспект урока чтения для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Сырчина Надежда Валентиновна, учитель начальных классов ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат №1» г.Емвы.
Описание материала: конспект урока чтения для обучающихся 4 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Данный материал будет полезен учителям начальных классов коррекционных и общеобразовательных школ. Каждый обучающийся на уроке получает возможность проявить активность, применить на уроке имеющиеся у него знания.
Тема: » КОМИ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»
Цель урока: повторить и обобщить в игровой форме пройденный материал по теме «Коми народные сказки».
Задачи урока:
Образовательные:
— повторить и обобщить материал по теме «Коми народные сказки».
Развивающие:
— развивать творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное мышление, умение выделять существенные признаки;
— прививать интерес к литературному чтению;
Воспитательные:
— воспитывать любовь к родному краю;
— создать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду на уроке.
Класс: 4
Тип урока: урок – обобщение.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
— выставка книг «Коми народные сказки»;
— иллюстрации к сказкам:
«Лиса и заяц», «Охотник и Чукля», «Медвежьи няньки», «Хлеб и огонь», «Кот и петух»;
— рисунки обучающихся к сказкам;
— карточки с отрывками из сказок;
— мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли? Покажите мне его при помощи смайлика. Обозначьте своё настроение.
II. Постановка цели урока
О чем-то скрипит половица,
И птицам опять не спится.
В лесной чащобе звери
Затеяли вечный спор.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
— О чем же будет наш урок? ( О сказке)
— А вы любите сказки?
Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы совершим увлекательное путешествие в мир коми народной сказки.
Сказка – распространенный жанр в фольклоре коми.
— Чему учат сказки? (Добру и справедливости, которые побеждают зло и неправду.)
— Кто главные герои коми народных сказок? ( Обитатели лесной таежной полосы: медведь, лиса, заяц, белка;
из домашних животных: кошка, бык, баран, конь, олень;
из птиц: петух, воробей, сорока).
— Чем заканчиваются сказки? (Добро побеждает зло)
Мир сказки полон добра. В сказках мечта, фантазия, творчество, объяснение чего-то таинственного. Часто в сказках встречаются загадки, попробуйте и вы отгадать загадку:
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром — нет ничего.
— Что это? Их хорошо видно ночью. (Звёзды на небе)
— Звезды всегда привлекали и привлекают внимание людей. Люди часами могут смотреть в небо, любоваться звёздами, падая звезды, несут с собой тайну.
— Ребята, а что делают люди, когда видят падающую звезду? ( Они загадывают желание)
Люди не только загадывают желание, но и верят, что оно исполнится. Правда, как в сказке? И мы с вами попробуем разгадать тайны звёзд, и наши желания исполнятся.
III. Обобщение пройденного материала
1. Разгадайте тайну первой звезды. «Угадай название сказки»
— Для этого надо составить название коми народных сказок. Установите соответствия между словами с помощью стрелок, получите название сказок.
ЛИСА ОГОНЬ
МЕДВЕЖЬИ ЧУКЛЯ
ХЛЕБ ЗАЯЦ
ОХОТНИК ПЕТУХ
КОТ НЯНЬКИ
2. Тайна второй звезды. Она хочет проверить, как вы знаете эти сказки.
— Ответьте на вопросы.
— Что подарила Ёма – баба медведю в сказке «Медвежьи няньки»?
(Лукошко, веретенце, шелковый клубок)
Словарная работа
— Объясните значение слов: (на экран проецируется изображение предмета и объяснение значения слова)
Лукошко – небольшая корзинка из прутьев;
Веретено – приспособление для ручного прядения пряжи. Деревянная точеная палочка.
Ёма-баба – колдунья.
— Кто подсказал медведю, где найти нянек для медвежат? (Лиса)
— Какая из сестёр перехитрила медведя? (Старшая сестра)
— Кто помог Фоме жениться на царской дочери? (Лиса)
— Как звали лесного хозяина, которого охотник позвал в помощники? (Чукля)
— Как в русских народных сказках называют лесного хозяина? (Леший)
— Кто помог охотнику отвязаться от Чукли? (Старик)
— Какой заряд использовал охотник для ружья, чтобы победить Чуклю? (Хлебную крошку)
— Какой зверь проучил лису не хвастаться своей дорогой шубой? (Заяц)
— В какие игры предлагала поиграть коту Ёма – баба? (Через золотое кольцо прыгать и в чижа играть серебряными палочками).
— К кому бегала лиса за ножом, точильным бруском, заячьим молоком, осиновым подойником, острым зубом бобра? (К жрецу Паме, к Ену (богу), к месяцу, к солнцу, к зайчихе, к осине, к бобру и кузнецу).
Объясните значение слов:
(объяснение слов проецируется на экран)
Жрец – служитель божества;
Ён – бог;
Кузнец – мастер, занимающий обработкой металла.
Подойник — ведро, в которое доят коров.
3. Третья звезда просит по опорным словам отгадать название сказки:
КОСОЙ КАФТАН ШАПКА ДОРОГАЯ ШУБА («Лиса и заяц»)
ПОМОЩНИК ОХОТНИК ХЛЕБНАЯ КРОШКА СТАРИК («Охотник и Чукля»)
ЛУКОШКО ВЕРЕТЕНЦЕ ШЕЛКОВЫЙ КЛУБОК МЕДВЕДИ («Медвежьи няньки»)
ЁМА – БАБА ПЕСНЯ ДВА МЫШОНКА ПЕТУХ ИЗБУШКА («Кот и петух»)
ЛОШАДЬ МЕСЯЦ ЛИСИЦА СОЛНЫШКО ЗАЙЧИХА («Лиса»)
ВОЛК ЛИСА ЦАРЬ РАБОТЯЩИЙ ПАРЕНЬ ПАСТУХИ ЁМА — БАБА («Фома»)
5. Пятая звезда предлагает нам с ней отдохнуть и набраться сил для дальнейшей работы.
Физкультминутка.
В тёмном лесу есть избушка (шагают)
Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)
Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)
Нос крючком, (Наклоны)
Глаза большие, (Показывают)
Словно угольки горят. (Фонарики)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)
Гимнастика для глаз (подготовка к чтению.)
6. Тайна шестой звезды звучит так: «Вспомни сказку»
— Назовите сказку, которая начинается со слов.
Учащиеся зачитывают их:
-
Жили – были когда – то давно зверолов и три сына. Однажды они отправились охотиться в лес на белок и рябчиков. («Хлеб и огонь»)
-
У одной медведицы было трое медвежат. Трудно приходилось ей с малыми.
То один, то другой медвежонок заревёт, то Мишутка – меньшой заплачет. («Медвежьи няньки»)
-
Жили на лесной полянке лиса и заяц.
У лисы шкура дорогая, а у зайца – дешевая. («Лиса и заяц»)
-
Жил когда – то в деревне молодой охотник. Вот ушел он однажды на лесные угодья бить пушного зверя, дичь ловить. («Охотник и Чукля»)
— Объясните значение слова:
Дичь – дикие птицы и звери, добываемые охотой, ради употребляемого в пищу мяса.
-
Жил – был Фома. Целыми днями без устали трудился. Отец с матерью не нарадовались. Однажды он рубил дрова в лесу. В это время мимо проходила Ёма – злая ведьма. («Фома»)
-
Бежала по лесу лисица, глядь, навстречу старая лошадь. Лошадь рассказала, что её выгнал хозяин. Потолковали лошадь с лисой и решили, что они вместе станут жить, вместе еду добывать, а коли не прокормятся, то бросят жребий, кого из них зарезать, чтобы другой сыт был. («Лиса»)
-
Кот и петух решили своей избой жить. Кота обижают, зло на нем срывают, за уши треплют да пинают. А петуху то и дело грозят голову отрубить, в щах его сварить. («Кот и петух»)
4. Четвертая звезда любит играть и просит вас поиграть в игру
«Найди лишнее слово» /в простенках развешаны карточки/
ХЛЕБ ОГОНЬ ЛЕШИЙ ЁМА – БАБА («Хлеб и огонь»)
— Объясните значение слова:
Леший – хозяин леса.
ЛИСА ЦАРЬ ФОМА ЦАРИЦА («Фома»)
МЕДВЕДЬ ОХОТНИК ЧУКЛЯ СТАРИК («Охотник и Чукля»)
ЛУКОШКО ВЕРЕТЕНЦЕ КЛУБОК ЗАЯЦ («Медвежьи няньки»)
ЗАЯЦ ЛИСА ВОЛК КАФТАН («Лиса и заяц»)
ЁМА – БАБА ЛИСА ПЕТУХ ИЗБУШКА («Кот и петух»)
РЕМЕНЬ ПАЛЕЦ ВОЛШЕБНОЕ ЗЕЛЬЕ ФОМА («Хлеб и огонь»)
— Как вы понимаете значение слова зелье?
Зелье – лекарственный или ядовитый напиток, настоянный на травах, использовали для колдовства.
СОЛНЦЕ МЕСЯЦ НЕБО КУЗНЕЦ («Лиса»)
7. Тайну седьмой звезды мы разгадаем, выполнив задания на карточках.
Ученики выходят к доске, выбирают карточки, выразительно читают отрывки из сказок, называют название сказки.
Карточка 1
— Отгадай название сказки.
Вот однажды вернулся охотник в баньку. Устал он до смерти, а надо воды натаскать, дров наколоть, ужин приготовить.
Принёс охотник воды, стал дрова колоть.
Сам колет, сам приговаривает:
— Был бы у меня помощник – сколько бы добыли тогда мы зверя и дичи…
— Эй, кто есть в лесу, отзовись, будь моим помощником!
(«Охотник и Чукля»)
Карточка 2
— Отгадай название сказки.
Побежала лисица к солнцу:
— Солнышко, солнышко, отпусти со мной своего сына – пастуха. Пусть он погонит лунного быка – брусок Ена стащить, Памов нож наточить, лошадь зарезать и кониной меня, лису, до отвала накормить.
(«Лиса»)
Словарная работа:
До отвала — досыта
Карточка 3
— Отгадай название сказки.
Поклонился Лешему младший брат и говорит учтиво:
— Пусти меня переночевать.
— Что ж, — отвечает Леший, — лезь на печку да рассказывай мне небылицы. Угодишь – я тебя награжу, а коли быль расскажешь вместо небылицы все — волосы на твоей голове вырву.
Согласился младший брат, только предупредил Лешего, чтобы тот его не прерывал.
— А если прервёшь меня, я сам тебе клок волос вырву.
Так и договорились.
(«Хлеб и огонь»)
Словарная работа:
Небылица – шуточный рассказ о том, чего не может быть;
Учтиво – вежливо;
Клок — пучок.
Карточка 4
— Отгадай название сказки.
Баран выслушал девушку и сказал ей:
— Садись на меня верхом, я отвезу тебя домой.
Села она верхом на барана, и он побежал по лесу. Вон и опушка виднеется, а в это время медведь с медведицей с охоты возвращались.
(«Медвежьи няньки»)
Карточка 5
— Отгадай название сказки.
Ведут меня ножки
На именины к Ёшке.
Ты встречай – привечай,
Петухом угощай.
Баба Ёма услыхала песню, руками всплеснула.
(«Кот и петух»)
Села лиса на бережок, а тут и заяц подплыл. Она его опять не узнала.
— Ты кто будешь? – спрашивает лиса.
— Я москвич, домой плыву, — отвечает заяц.
(«Лиса и заяц»)
Словарная работа:
Отстегал – избил, стегая хлыстом;
Спесь – высокомерие.
IV. Итог урока. Рефлексия
— Вот мы и разгадали тайны семи звезд.
— Понравился ли вам урок? Какая тайна вызвала затруднение?
— Какая тайна вам больше понравилась?
Рефлексия. (Самооценка учащихся).
«Лесенка успеха»:
— я старался и работал на уроке активно;
— я мог бы работать лучше.
— Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали на уроке, и я каждому хочу подарить звездочку, на которой отражено кто и как проявил себя на этом уроке.
(Самому активному, сообразительному, находчивому, любознательному, внимательному, остроумному, жизнерадостному, настойчивому).
— На этом наше путешествие закончено. Всем спасибо за урок.
Сюжет


Мультфильм «Непослушный медвежонок», YouTube
В Якутии зима долгая. Но вот солнышко стало пригревать, снег начал таять. Звери, птицы и рыбы обрадовались весне. Из берлоги вылез медвежонок. Был он маленький и даже не знал, что он — медвежонок. Мама-медведица повела его к реке — ловить рыбу. По пути медвежонок пытался исследовать всё вокруг, а когда мама занялась рыбалкой — удрал. Встретил медвежонок евражку, стал с ним играть и решил, что станет евражкой. Затем мимо пробежал олень, медвежонок побежал за ним вдогонку и решил, что станет оленем, но споткнулся и кубарем покатился к реке. Там он увидел утку и пошёл за ней следом. Когда утка взлетела, медвежонок тоже захотел полететь и прыгнул с обрыва. Упал он в реку и течение понесло его. Очухался медвежонок на отмели, увидел чьи-то злые глаза, испугался и убежал. И увидел как кто-то большой и сильный залезает на дерево и там ест что-то вкусное. Медвежонок спросил: «Кто ты?» И услышал ответ: «Я — медведь!» Медвежонок побежал к маме и сказал ей: «Я хочу стать медведем!» А мама ответила: «Ты и есть медведь, только пока маленький.»
Народные сказки — Сказки народов Севера
12 3 4 5 6 7 …23
Сказки народов Севера
ДОРОГОЙ ДРУГ!
Книга, которую ты держишь в руках, — сборник сказок. Это сказки разных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на огромной территории от западных до восточных границ Советского Союза, от Кольского полуострова до Чукотки.
Забитые и отсталые в прошлом, в нашей стране народы Севера окружены вниманием и заботой. Они создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки.
Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.
Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями.
Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы (ненецкая сказка «Хозяин и работник», удэгейская — «Гадазами», эвенская — «Находчивый стрелок» и другие).
В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы (как, например, в кетских сказках «Птичка-невеличка» и «Альба и Хосядам» или в чукотской сказке «Всемогущая Катгыргын»), духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.) (например, в селькупской сказке «Хозяйка огня», орочской — «Лучший охотник на побережье», нивхской — «Белая нерпа»), смерть и оживление (например, в эвенкийской сказке «Как змеев победили»).
Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных (мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши», нанайская — «Как медведь и бурундук дружить перестали», эскимосская — «Как ворон и сова друг друга покрасили»), рассказывают о взаимопомощи человека и зверя (мансийская сказка «Гордый олень», долганская — «Старик рыбак и ворон», нивхская — «Охотник и тигр»).
Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.
Дорогой друг! Читай эту книгу вдумчиво, не торопясь. Прочитаешь сказку — подумай, о чём она, чему учит. Как писал поэт Владимир Маяковский: «Сказка сказкою, а вы вот сделайте из сказки вывод». Вот ты и подумай, какой же вывод можно сделать из каждой прочитанной тобою сказки.
В книге ты встретишь слова, которые могут быть тебе неизвестны. Они отмечены звёздочкой, объяснение их ты найдёшь в конце книги. Это в основном названия предметов быта, домашней утвари, одежды различных народов Севера.
Читай сказки не спеша, так, как будто ты рассказываешь их своим друзьям или младшим братьям и сестрам.
Внимательно рассмотри иллюстрации к сказкам. Подумай, к какому эпизоду сказки они относятся, какой рисунок нарисовал бы ты к той или иной сказке. Обрати внимание на орнамент, одежду, предметы быта разных народов.
Желаем тебе успехов!
КУКУШКА
НЕНЕЦКАЯ СКАЗКА
Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Закричал тогда старший брат:
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!
Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.
ТАЛА-МЕДВЕДЬ И ВЕЛИКИЙ КОЛДУН
СААМСКАЯ СКАЗКА
Повадился вокруг стойбища Тала-медведь ночью шататься. Ходит тихо, голоса не подаёт, за камнями таится — выжидает: глупый ли оленёнок от стада отобьётся, щенок ли за стойбище выскочит, ребёнок ли.
Однако как ни таись, а следы на снегу остаются. Увидали матери те следы, сказали детям:
— Не катайтесь поздно при луне с горки! Тала-медведь близко. Схватит, в свою тупу унесёт, на обед задерёт.
Луна взошла, а непослушные дети всё с горки катаются.
Вылез из-за камня Тала-медведь, раскрыл свой мешок — кису, поперёк дороги поставил, а сам подальше залёг.
Покатились ребята с горки да в медвежью суму влетели!
Схватил Тала суму, на плечи взвалил, идёт домой, радуется: «Полную кису ребят несу! Вкусно поем!»
Шёл, шёл, устал, повесил суму на еловый сучок, сам под ёлкой лёг и захрапел.
Висят ребятишки в суме, шепчутся:
— Что делать будем? Тала нас съест! Один, самый маленький, мальчик спрашивает:
— Есть ли у кого нитки-иголки?
— Есть, есть, у девчонок есть! — отвечают ему.
Достал мальчик складной нож, распорол суму, детишек на волю выпустил, приказывает:
— Живо камни таскайте, в суму кидайте! Натаскали ребята камней, в суму накидали, и мальчик туда же залез. Велит:
— Теперь зашивайте и домой бегите! Зашили дети суму и домой побежали. Проснулся Тала-медведь, потянулся, спрашивает:
— Все ли вы там в моей кисе живы?
— Все, все живы! — отвечает мальчик. Взвалил Тала кису на плечи да так и сел:
— Ох, тяжело! Зато хватит вкусного мяса надолго!
Едва дотащил Тала кису до дома. Залез на земляную крышу, кричит в дымовую дыру своей хозяйке-медведице: жена моя Талахке голодная, сынок мой Талашка в люльке спит голодный!
— Что ж, — говорит мальчик, — это можно. Тащи большой медный котёл, тащи хворост, огонь разжигай!
Побежал Тала за медным котлом, побежала Талахке за хворостом. А мальчик камни из дома выкинул, один только себе оставил, выхватил из очага головешку, в тряпку завернул да поверх Талашки в люльку положил. Сидит, люльку качает. Прибежал Тала — принёс котёл, прибежала Талахке — принесла хворост.
— Давай скорее ребят, будем обед варить! Отвечает им мальчик:
— Тут ваш сын Талашка заплакал. Пока я с ним возился, все ребята разбежались. Зато теперь крепко спит Талашка! — И показывает головешку в люльке.
Заревела Талахке-медведица, заревел Тала-медведь:
— Ой, беда! Загубил ты нашего сына Талашку, сделал из него головешку!
Чиркнул мальчик ножом по камню так, что искры посыпались, закричал:
— Мой отец колдун, моя мать колдунья, мой дедка колдун, моя бабка колдунья, я сам великий колдун! Могу из головешки снова Талашку сделать! Только отнесёшь меня за это, Тала, домой!
— Отнесу, отнесу, сейчас отнесу!
Сунул мальчик головешку под печь, ткнул кулаком в бок Талашку, тот проснулся и заорал во всё горло.
Радуется Тала, радуется Талахке, всего Талашку облизали. А мальчик вскочил на плечи медведю, сел верхом, говорит:
— Неси меня домой!
Понёс Тала. Донёс до озера, где саамы рыбу ловят, говорит: