Сказки для детей
- Авторские сказки
- Зарубежные писатели
- Астрид Линдгрен
- Джоэль Чендлер Харрис
- Редьярд Джозеф Киплинг
- Сакариас Топелиус
- Сельма Лагерлёф
- Сказки братьев Гримм
- Сказки Вильгельма Гауфа
- Сказки Ганс Х. Андерсена
- Сказки скандинавских писателей
- Сказки Шарля Перро
- Энн Хогарт
- Русские писатели
- Волков А.М.
- Ершов П.П.
- Сказки Бажова П.П.
- Сказки Бианки В.В
- Сказки и басни Толстого Л.Н.
- Сказки Катаева В. П.
- Сказки Мамина-Сибиряка Д.Н.
- Сказки Михалкова С.В.
- Сказки Пляцковского М. С.
- Сказки Пушкина А.С.
- Сказки Сутеева В.Г.
- Сказки Телешова Н.Д.
- Зарубежные писатели
- Былины, мифы и легенды
- Легенды Западной Европы
- Русские былины
- Сказания о русских богатырях
- Песенки, потешки, прибаутки, присказки
- Пословицы, поговорки и скороговорки
- Рассказы для детей
- Рассказы Драгунского В.Ю.
- Рассказы Зощенко М.М.
- Рассказы и сказки Носова Н.Н.
- Рассказы и сказки Осеевой В.А.
- Рассказы и сказки Паустовского К.Г.
- Рассказы и сказки Пермяка Е.А.
- Рассказы и сказки Ушинского К.Д.
- Рассказы Пришвина М.М.
- Рассказы Толстого Л.Н.
- Рассказы с картинками
- Сказки для самых маленьких. Сказки для малышей с картинками
- Сказки народов мира
- Абазинские сказки
- Абхазские сказки
- Азербайджанские сказки
- Английские сказки
- Белорусские народные сказки
- Восточные сказки (Арабские сказки)
- Киргизские сказки
- Латышские сказки
- Норвежские сказки
- Русские народные сказки
- Турецкие сказки
- Узбекские сказки
- Украинские сказки
- Шведские сказки
- Шотландские сказки
- Эстонские сказки
- Сказки о животных
- Сказки с картинками
- Стихи
- Стихи для детей
- Агния Барто
- Василий Жуковский
- Корней Чуковский
- Самуил Маршак
- Татьяна Петухова
- Стихи о зиме
- Стихи о маме
- Стихи про Новый год
- Стихи для детей
- Стихи с картинками
- я Аудиосказки
Узбекские народные сказки. Том 1
Узбекские народные сказки. В 2-х томах. Том 1. Данный сборник является более полным по сравнению со своими предшественниками. В него вошли сказки, записанные научными сотрудниками Института языка и литературы им. А. С. Пушкина АН УзССР и хранящиеся в фольклорном архиве.
-
ПРЕДИСЛОВИЕ 1
-
МЫШОНОК МУДРЕЦ 3
-
ОХОТНИК И ВОЛК 4
-
УМНАЯ КОЗА 5
-
ХВАСТЛИВЫЙ ВОРОН 6
-
ВОЛК И КОЗА 6
-
ЛИСА И ВОЛК 6
-
ВОЛК-ОБЖОРА 7
-
HА ТО У ЗМЕИ ЖАЛО, ЧТОБЫ ЖАЛИТЬ 8
-
ЛИСА И АИСТИХА 8
-
СУСАМБИЛЬ 8
-
ЛИСИЦА И ПАВЛИН 10
-
ОЛЕНЬ И ТЫКВЯНКА 10
-
ХИТРАЯ ПЕРЕПЕЛКА 10
-
КОМАР 11
-
КТО СИЛЬНЕЕ 11
-
ГОЛОДНЫЙ ВОЛК 12
-
ХРАБРЫЙ ВОРОБЕЙ 12
-
ЮНОША, ОРЕЛ, МЕДВЕДЬ И ЛИСИЦА 12
-
СТАРИК И ЛИСИЦА 13
-
ЗОЛОТОЙ АРБУЗ 13
-
«БЕЙ, ДУБИНКА!» 14
-
СЛАДКОГОЛОСЫЙ СОЛОВЕЙ 15
-
ТРИ БОГАТЫРЯ 18
-
ТАХИР И ЗУХРА 20
-
РУСТАМЗОД И ШЕРЗОД 22
-
ГУЛЬШАХ И ВАРКА 26
-
МУКБИЛ-МЕТАТЕЛЬ 27
-
ОРЗИДЖОН И КАМБАРДЖОН 28
-
АЛМАУЗ КАМПЫР 34
-
ВОСПИРОХУН 36
-
ХУСНОБОД 42
-
САПОЖНИК МАГРУФ 44
-
КАРАСОЧ-ПЭРИ 46
-
КЛЫЧ-БАТЫР 50
-
ЗОЛОТАЯ РЫБА 51
-
МАЛЬЧИК С ГОРОШИНКУ 52
-
ПЭРИ-ЗМЕЯ 53
-
СТОЛЯР И ПОРТНОЙ 54
-
СЫН БЕДНЯКА 55
-
НАХОДЧИВАЯ ПРЯХА 58
-
БАДАЛКАРАЧИ 59
-
ВОЛШЕБНЫЙ КОВРИК 61
-
ЭГРЫ И ТУГРЫ 68
-
ХАСАН И ЗУХРА 69
-
БЕКТЕМИР-БАТЫР 70
-
СОРОК ЖЕНИХОВ 73
-
ПЯТЬ ДЕВУШЕК 75
-
МОХИСТАРА 79
-
ЭРКЕНДЖА 86
-
ДЖИГИТ И ПЭРИ 91
-
ВОЛШЕБНЫЙ СВЕТИЛЬНИК 93
-
АИКПАЛВАН 95
-
ШЕЛКОВЫЙ КОВЕР 97
-
ДОЧЬ БЕДНЯКА 98
-
ЭРНАЗАР И КИМОНАЗАР 101
-
ХА-САН И ХУ-САН 105
-
БЛЕСТЯЩАЯ ГЛИНЯНАЯ ЧАША 107
-
ШЕРЗАД И ГУЛЬШАД 109
-
РОЖДЕННЫЙ ДИВОМ 110
-
МОМИРИ И СОМИР 111
-
МУСОФИРБЕК 113
-
САХИБДЖАН И АХМАДДЖАН 117
-
ТКАЧ И ШАХ 119
-
МИСЛАБУ 120
-
ФАРХАД И ШИРИН 123
-
ГУЛЯМБАЧА 124
ПРЕДИСЛОВИЕ
Издревле в песнях, дастанах, сказках и других видах фольклора народ передает из поколения в поколение свои самые заветные мысли и чувства. Широко известно замечательное высказывание великого Ленина о народных сказках. Он говорил: «…на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных» и что «Это доподлинное народное творчество, такое нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни» (Вл. Бонч-Бруевич. «Ленин о поэзии». «В. И. Ленин о литературе и искусстве». Издательство художественной литературы. Москва, 1957, стр, 610).
В своих сказках народ в художественных образах сохранил и обобщил свою мудрость, свои чаяния, свой жизненный опыт. Огромное внимание уделял народным сказкам М. Горький. Среди его высказываний можно указать на следующие: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного творчества».
«От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории» (М. Горький. О литературе, М., 1953, стр, 703).
И действительно, мы часто находим в сказке глубокую и мудрую оценку многих общеизвестных явлений той или иной эпохи.
Сказка – повествовательное произведение, в котором обычно высказываются поучительные взгляды в занимательной и чаще всего в фантастической форме.
М. Горький указывает, что в основе древней фантазии человека лежало стремление облегчить свой труд. Даже самые смелые взлеты фантазии никогда не носят отвлеченного характера, всегда конкретны и отвечают жизненным потребностям человека, отражая реальную действительность.
«Под каждым взлетом древней фантазии легко открыть ее возбудителя, а этот возбудитель, – говорит М. Горький, – всегда стремление людей облегчить свой труд» (М. Горький. О литературе, 1953. М., стр. 694).
Это высказывание целиком относится и к узбекской сказке.
Не вызывает никакого сомнения, что узбекские сказки, как и сказки других народов, в своем подавляющем большинстве – древнего происхождения.
По содержанию, художественным образам и особенностям композиции узбекские народные сказки можно разделить на три большие группы – сказки о животных, волшебно-фантастические и бытовые.
Сказки о животных мы считаем одним из наиболее древних видов фольклора.
В изображении животных и их жизни обычно отражены классовые взаимоотношения общества того времени и оценка их с точки зрения трудящихся. Часто здесь высмеиваются и осуждаются не просто различные человеческие пороки и недостатки, а недостатки угнетателя, их несправедливость, жестокость и беспечность. Характерно, что в сказках о животных обычно подчеркивается победа маленьких, трудолюбивых животных над хищными и коварными. Например, это ярко видно в сказках «Сусамбиль» и «Умная коза», где домашние животные борются против хищников – льва, тигра, волка и. т. д.
Уходящие по своему происхождению в глубь веков, в доисторический период, сказки о животных сохраняют в себе элементы древней мифологии. В частности, мы находим пережитки тотемизма, где тотем-животное помогает героям сказок в достижении их целей. В более позднее время мифологический и магический характер сказок утратился. Карл Маркс писал: «Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; и, следовательно, исчезает вместе с действительным господством над этими силами природы» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Об искусстве, т, 1, стр. 135, 1957).
В тех сказках о животных, где появляется человек, он всегда побеждает, одолевает больших и сильных зверей, подчиняет их и заставляет служить себе.
Волшебно-фантастические сказки узбекского народа тоже имеют, как правило, древние корни. Их возникновение относится к периоду, когда люди еще не понимали законов природы и не знали путей воздействия на нее. Люди тогда верили в таинственные силы природы, в существование дивов, пэри, аждаров – драконов и других мифических существ, в возможность превращений человека в животное или неодушевленные предметы.
Постепенно люди, приобретая знания, находили средства борьбы с природой и все смелее мечтали о покорении ее могучих и грозных сил.
В сказках это нашло свое художественное воплощение в победе героев над враждебными им силами – драконами, дивами, колдунами.
Герои сказок летают по воздуху на коврах-самолетах, мчатся с невероятной быстротой на тулпарах, взмывают к небесам на чудесной птице Семург.
«Уже в глубокой древности, – говорит М. Горький, – люди мечтали о возможности летать по воздуху. Об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его – Икаре, а также сказка о «Ковре-самолете».
Мечтая об ускорении движения по земле – сказка о «Сапогах-скороходах», – освоили лошадь; желание плавать по реке быстрее ее течения привело к изобретению весла и паруса; стремление убивать врага и зверя издали послужило мотивом изобретения пращи, лука и стрел. Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный, ручной станок для ткания и создали сказку о «Василисе премудрой» (М. Горький. О литературе, 1953, М., стр. 693).