Какой породы собака в фильме «Собака Баскервилей»
В многосерийном фильме Игоря Масленникова про Шерлока Холмса главным персонажем стала большая и свирепая собака. Многих любителей кино про знаменитых сыщиков волнует вопрос, какая собака снималась в фильме «Собака Баскервилей».
Производство таких фильмов всегда рождает множество вопросов о нюансах съёмок. Хочется знать, как снимался тот или иной эпизод и каким образом удалось добиться эмоционального эффекта в отдельных сценах.
Все серии этого фильма держат зрителя в напряжении. Однако в наибольшей степени удалось передать ужас, описанный Конан Дойлем, в серии, посвящённой приключениям героев в Баскервиль-холле. Одноимённая собака, призванная создать обстановку ужаса, показана там не отчётливо, преимущественно в темноте.
Если исходить из логики произведения, то в роли пса-убийцы можно было снять только две породы, характерные для Британских островов — ирландского волкодава и дога.
Первоначально создатели фильма решили в роли собаки снимать телёнка. Действительно, молодой бычок при определённых условиях мог бы изобразить гигантского пса. Однако проблема состояла в пластике движений. Копытное животное не сможет бегать так, как это делают хищные представители семейства псовых.
Появилась даже мысль о том, чтобы снять пекинеса. В темноте и со светящейся краской мордочка этой маленькой собачки могла бы выглядеть довольно ужасно. Но в этом случае потерялся бы эффект надвигающегося гигантского зверя.
В итоге все сошлись на том, что нужно снимать чёрного дога. Что и было сделано. Нашли четвероногого артиста с большим ростом, внушительной мордой и добродушным характером. А свирепость и кровожадность, которая была свойственная несчастному персонажу Конан Дойля, стала результатом искусства режиссёра, художника и, конечно, дрессировщика.
Так что порода главного персонажа, призванного наводить ужас, в полной мере соответствовала специфике жизни людей на Британских островах. Особенно хорошо удалось передать нравы английских помещиков, живущих в родовых замках.
9 фактов о том, как 35 лет назад сняли «Собаку Баскервилей»
В нынешнем году исполняется 35 лет с того момента, как Игорь Масленников создал легендарную картину, признанную наилучшей экранизацией приключений Шерлока Холмса из всех.
Фильм снимался в непростое время. Не было ни компьютерной графики, ни современных технологий, и все же постановщики сотворили настоявший шедевр, ставший любимым у многих поколений зрителей. кадр: Ленфильм
На роль «домашнего любимца» коварного Стэплтона пробовалось много животных: от одноглазого пекинеса (выглядевшего зловеще без всякого грима) до обычного теленка. Наконец для роли был выбран устрашающих размеров дог. Его обклеили светоотражающей пленкой, сделали несколько пробных дублей и расхохотались. На экране бедное животное оказалось похожим на бегающий скелет. Получилось забавно, но для фильма требовался совсем не такой эффект. Пришлось изобретать специальную маску, которую в итоге сделали из черного бархата, скотча, пенопласта и светящейся краски. кадр: Ленфильм
После примерки этой маски собака получилась достаточно зловещей внешне, но начались другие сложности. Дружелюбный домашний зверь никак не хотел набрасываться на Генри Баскервиля, а ведь вдвоем они должны были изобразить смертельную схватку. После долгих раздумий команда решила немного разозлить животное, легонько стрельнув в него оловянной пулькой из игрушечного пистолета. Раздобыли пистолет, пульку, техник сделал пробный выстрел и попал… в мягкую часть тела самому Игорю Масленникову. Режиссер громко закричал и понял, что стрелять в собачку нельзя. кадр: Ленфильм
Первоначально сэра Генри должен был играть другой актер, но тот отказался, после чего на роль пригласили Михалкова. Тот откликнулся с радостью и тут же примчался на съемки, прихватив с собой лучшего друга, Александра Адабашьяна. Зачем он был нужен, никто не понял, потому что на тот момент он не имел к проекту никакого отношения. Но, когда эта парочка начала расхаживать по «Ленфильму», мешая людям работать, хихикая над режиссером и отвлекая друг друга, Масленников принял волевое решение и «припахал» Адабашьяна на роль Бэрримора, задав тому столько работы, что времени у него не оставалось вообще. кадр: Ленфильм
Овсяная каша для сэра Генри, которую поручили варить ассистентке специально для фильма, оказалась такой вкусной, что съемочная группа начала заказывать у нее еще одну кастрюлю специально для себя. Правда, не обошлось и без конфуза. После первого съемочного дня к кастрюльке стали приставлять охрану. Пользуясь тем, что большая часть команды была занята съемками сложного эпизода, какой-то злоумышленник проник в помещение с ценной кашей и всю ее сожрал. кадр: Ленфильм
Ни один актер не жалел себя для съемок этой картины. Светлана Крючкова, играющая миссис Бэрримор, была во время съемок беременна, а из-за того, что ее роль содержала много мрачных монологов, испытывала сильный стресс. Виталию Соломину приходилось почти каждый день ездить в Москву, потому что там он был занят в спектакле к партийному съезду, а отказаться было невозможно. Остальным актерам было немного полегче, но оставался еще Михалков, который тоже был занят параллельными съемками в другом фильме. Страдать в одиночестве он не мог и поэтому задавал жару всем. кадр: Ленфильм
При всех этих неудобствах нужно отдать артистам должное: зарплата, которую они получали за съемки, была не так уж и велика. К примеру, Соломин, Ливанов, Михалков и Янковский получали 50 рублей за смену, а в переводе на сегодняшние деньги это всего лишь около 15 000 рублей, в то время, как гонорар современных заслуженных актеров составляет около 600 000 рублей в день. Остальные артисты получали 30-40 рублей в день или около 9000 — 12 000 рублей в переводе на современные деньги. Массовка зарабатывала 3 рубля в день или примерно 900 рублей в современных деньгах. кадр: Ленфильм
Графство Девоншир, в котором происходит действие романа, заменили эстонские пейзажи. К примеру, Гримпенскую трясину «сыграли» болота в уезде Ляэнемаа кадр: Olev Mihkelmaa В качестве древнего сооружения, где прятался Холмс, выступила старая мельница кадр: GunZ Дом старика Френкленда изобразила старая усадьба в деревне Юулику кадр: GunZ Усадьбу Стэплтонов сняли в старинном доме в деревне Кадарпику кадр: gara
А роль старинного поместья рода Баскервилей сыграли сразу два замка. Замок Глен в Таллине изобразил зловещее сооружение в легенде, рассказанной героям доктором Мортимером кадр: GunZ Поместье, в которое приехал сэр Генри спустя несколько веков, снимали в замке графа А.В.Орлова-Давыдова кадр: GunZ
Не обходилось на съемках и без конфузов. Как-то раз Соломин с Адабашьяном не поладили между собой, и в сцене, когда Бэрримор накрывает на стол, Адабашьян отплатил Соломину, недоложив ему овсянки. В кадре это выглядело, как будто доктор Ватсон подозревает дворецкого, а тот таким образом ему мстит. Режиссеру так понравилась эта сцена, что он не стал ее переснимать, превратив ее таким образом в своеобразную изюминку. кадр: Ленфильм
А однажды актеру Евгений Стеблову, игравшему доктора Мортимера, нужно было сразу после съемок срочно успеть на поезд и уехать по важному семейному делу. Он обратился к команде с просьбой отснять все сцены поскорее. Коллеги отнеслись с пониманием и в итоге, все спешили и работали с криками: «Скорее, Стеблов опаздывает!» Отсняв сцену рокового побега кокер-спаниеля Снуппи, группа собралась, быстро свернула аппаратуру, погрузилась в машину… и уехала, забыв о самом главном. На съемочной площадке остался лишь растерянный и ничего не понимающий Стеблов. кадр: Ленфильм