Почему бабочки разноцветные

Строение бабочки

Крылья бабочек, их строение и окраска

Схема крыла бабочки:
1 — корень крыла;
2 — передний (костальный) край;
3 — задний (анальный) край;
4 — вершина;
5 — привершинная (субапикальная) область;
6 — задний (анальный) угол;
7 — прикорневая (базальная) область;
8 — средняя (дискальная) область;
9 — постдис-кальная (субдискальная) область;
10 — прикраевая (субмаргинальная) область;
11 — краевая (маргинальная) область.

Далекие предки бабочек были бескрылы, а на месте крыльев у них были маленькие наросты, предохраняющие дыхательные щели от высыхания. На протяжении тысячелетий маленькие наросты постепенно увеличивались в размерах и превратились в крылья — перепончатые образования, служащие для полета. Красоту бабочек определяют форма, цвет и узор её крыльев. По два крыла, образованных двухслойной перепонкой, которая растянута на каркасе из жёстких жилок, крепятся к среднему и заднему сегментам груди насекомого. Крылья покрыты чешуйками, образующими на их поверхности пыльцу, — этого нет ни у каких иных представителей животного мира. Секрет фантастической красоты и поразительного разнообразия бабочек именно в чешуйках, цвет, структура и расположение которых определяют причудливость окраски. Сами же чешуйки — это изменённые волоски. Число чешуек на одном крыле может достичь миллиона.

По характеру окраски чешуйки делятся на пигментные и оптические. Цвет первых обусловлен содержанием в них пигмента — красителя. Каждая чешуйка содержит лишь один пигмент. Часто это меланины, которые придают чешуйкам чёрный и коричневый цвета. Меланины вырабатываются самой бабочкой, но другие пигменты могут быть получены и из веществ, входивших в меню гусениц. Так, зелёный пигмент — из съеденного ими с листьями хлорофилла. Жёлтая и красная окраска бабочек (кроме белянок) связана с питанием растениями, содержащими каротин, окрашивающий, например, морковь. Хотя пигментная окраска и бывает очень яркой, она всегда матовая и лишена блеска. Металлическое переливчатое сияние крыльям многих дневных бабочек, особенно тропических, придают чешуйки оптические. В них нет пигмента, а причина блестящей металлической окраски и сияющих цветных переливов в том, что белый свет, преломляясь в полых тонких чешуйках, разлагается на отдельные цвета спектра.

Приобретение в процессе эволюции крыльев и способности к полету позволило бабочкам передвигаться на значительные расстояния в поисках корма (увеличилась площадь поиска), а в отдельных случаях спасаться в воздухе от наземных хищников. Чем больше площадь крыльев, тем удобнее они для долгого, спокойного парения. Однако увеличение крыльев и в связи с этим увеличение общих размеров тела, ни в коей мере не повлиявшее на их оборонительные качества, в то же время сделало заметными бабочек для многих хищников. Поэтому некоторые виды бабочек остановились в своем развитии с относительно короткими крыльями, что делает их, с одной стороны, менее заметными, а с другой, более искусными и увертливыми летунами.
Другие виды бабочек пошли иным путем развития. Они имеют большие крылья, разукрашенные в самые разнообразные цвета и при этом как-то умудряются выживать. Дело тут в том, что бабочки летают над цветущими лугами и лесными полянами, на которых растут такие же яркие и пестрые цветы. Хищнику трудно обнаружить этих красавиц, так как на фоне пестрых цветов бабочки становятся почти незаметными благодаря своей окраске.
У большинства яркоокрашенных видов бабочек есть еще один вид защиты: крылья окрашены в разные цвета. Если верхняя часть крыльев окрашена ярко и броско, то изнанка — в серо-коричневые тона. Стоит бабочке усесться на растение и сложить крылья, как их яркая окраска тут же сменяется неброской, обычно одноцветной окраской изнанки. Так, у бабочки павлиний глаз большие пятна на раскрытых крыльях переливаются всеми цветами — от коричневого или черного до желтого или красного, а изнанка окрашена в скромные черно-коричневые тона.

У большинства ночных бабочек крылья имеют в основном серый цвет, с неброским, но часто сложным рисунком из черных черточек и точек. Днем они сидят на коре деревьев, в ветвях или под камнями и почти совершенно сливаются с этим фоном.
Есть ночные бабочки, у которых только верхние крылья окрашены в серые тона, нижние же крылья окрашены в яркий, например красный, цвет. Такие бабочки используют другой способ защиты, при котором очень активно используются крылья. Они имеют яркую отпугивающую окраску, благодаря которой повышают свои шансы на сохранение жизни, так как многие хищники боятся яркой, бросающейся в глаза окраски, во многих случаях связанной с какой-то опасностью.
К таким бабочкам относятся некоторые бабочки-медведки, у которых верхние крылья окрашены в белые и коричневые тона, а нижние — ярко-красного цвета с черными пятнами. Обычно бабочка сидит так, что передние, незаметные на окружающем фоне, крылья прикрывают задние. В момент опасности она шевелит передними крыльями, и из-под них вспыхивают огненно-красные блики, часто акцентируемые синим или черным рисунком. Быстрая смена рисунка пугает нападающего.
У бабочек-ленточниц верхние крылья серовато-бурые со множеством полосок, линий, пятнышек. Когда ленточница садится вдоль ствола дерева и складывает крылья «домиком», она буквально сливается с цветом и рисунком коры. Есть бабочки, которые имеют ложные головы, глаза и усики на задней части тела, чтобы таким образом предохранить от повреждения настоящую голову и органы чувств.

У всех ли бабочек есть крылья?
Стеклянницы при первом полете теряют большую часть чешуек с крыльев, которые становятся светлыми и почти прозрачными. Крылья мелких ночных многоплюмажных бабочек напоминают отделанный бахромой веер. У самок пяденицы-обдирало и некоторых волнянок имеются лишь недоразвитые остатки крыльев. У червеобразных самок мешочниц нет не только крыльев, но и ног. А у самцов этих нелетающих бабочек крылья развиты нормально.

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные цифровые (для PC-Windows) определители Дневные бабочки, Насекомые-вредители леса, Пресноводные беспозвоночные,
приложения-определители ЭкоГид для смартфонов и планшетов на Android и iOS: Бабочки, Насекомые-вредители (их можно ),
цветные ламинированные определительные таблицы: Дневные бабочки средней полосы, Пресноводные беспозвоночные,
карманный полевой определитель Обитатели водоемов,
определитель серии «Энциклопедия природы России»: Насекомые.

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru



СПРАВОЧНИК ПО МОРФОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ ЧЕШУЕКРЫЛЫХ

Пигменты и окраска чешуекрылых

Окраска крыльев чешуекрылых может быть пигментной (зависит от содержащихся пигментов), оптической (зависит от преломления света) и комбинационной (сочетающая два предыдущих типа окраски).

Типы окраски крыльев бабочек:

Лимонница – пример пигментной окраски крыльев

Переливница тополевая – пример комбинационной (пигментной и оптической) окраски крыльев

Каждая пигментная чешуйка содержит в себе только один пигмент. Наиболее часто это меланин, придающий чёрный и коричневый цвета, и липохромы каротиноиды – характеризующиеся светочувствительностью и обуславливающие жёлто-зелёную, жёлтую, бурую, оранжевую и красную окраску. Флавоноиды обеспечивают окраску жёлтого, белого, красного и коричневого цветов. У белянок жёлтая окраска обусловлена пигментом ксантоперином и пуриновыми основаниями, образующимися из накопленной мочевой кислоты.

Выделяют два типа пигментов – диффузные и зернистые. Первые окрашивают хитин, но у чешуек пигменты содержатся в рельефе, а хитиновая пластинка часто лишена пигмента либо слабо окрашена. Зернистые пигменты имеются только у представителей семейства Белянки (Pieridae), и погружены в хитиновую оболочку чешуек.

Расположение различно окрашенных чешуек на крыле закономерно и образует сложные рисунки, характерные для каждого вида, а часто и систематической группы.

При оптической окраске в чешуйках крыльев возникает тонкослойная интерференция. Пигмент в нижней части этих чешуек не пропускает свет и придаёт большую яркость интерференционной окраске. Лучи света, проходя через чешуйки, отражаются как от их внешних, так и от внутренних поверхностей, и в результате два отражения накладываются и усиливают друг друга. Среди обладающих металлической окраской чешуек бабочек можно различить два типа: с морщинистыми пластинками чешуек и косыми параллельными бороздками (морфиды); и с гораздо более толстой верхней пластинкой, которая является относительно ровной (урании).

Чешуекрылые с оптической окраской крыльев – морфиды, урании и отчасти парусники, некоторые виды нимфалид, голубянок, белянок и некоторые другие.

Своеобразны сатиры рода Cithaerias из Южной Америки, крылья которых, утратив чешуйки, стали прозрачными, и только на задних крыльях сохраняются типичные для сатиров «глазки». Также частично прозрачные крылья имеют некоторые виды парусников, стеклянниц, бражников.

Мнемозина – часть крыльев прозрачна, т.к.лишена чешуек

Почти у всех бабочек рисунок на левой паре крыльев идентичен рисунку правой, являясь его зеркальным отражением, но существует исключение – мадагаскарская урания (Chrysiridia madagascariensis) с асимметричностью рисунка на крыльях.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского «Муравьиный лев».

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные цифровые (для PC-Windows) определители Дневные бабочки, Насекомые-вредители леса, Пресноводные беспозвоночные,
приложения-определители ЭкоГид для смартфонов и планшетов на Android и iOS: Бабочки, Насекомые-вредители (их можно ),
цветные ламинированные определительные таблицы: Дневные бабочки средней полосы, Пресноводные беспозвоночные,
карманный полевой определитель Обитатели водоемов,
определитель серии «Энциклопедия природы России»: Насекомые.

Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран — минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), — можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира — фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром «Экосистема» печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц «Грибы, растения и животные России», компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов «Как организовать полевой экологический практикум»), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Сегодня мы захотели рассказать вам о том, как необычайно красива наша планета, и как прелестны даже самые маленькие её порхающие жители. Итак, самые красивые бабочки нашей планеты.

Бабочки — это цветы, которые сорвал ветер

Вы наблюдали когда-нибудь за бабочками?

Не правда ли они удивительно красивы? В особенности их крылья, которые отличаются у разных бабочек по форме и цвету. Бывают большие, бывают маленькие. Бывают яркие и мрачные, бывают однотонные и пестрые.

В любом случае глядя на них остаться равнодушным сложно. От этого их так любят ловить дети и кошки, собирать коллекционеры и черпать вдохновение художники, поэты, писатели, музыканты, мультипликаторы.
Однажды в нашем городе проходила приезжая выставка бабочек. Посетили мы эту выставку с внучкой. Бабочки были просто потрясающие. Некоторых мы и на картинках прежде не видели. Всегда удивлялась, как из такой некрасивой гусеницы может вырасти такая красавица с чудесными крылышками.
Благодаря выставке мы кое — что узнали о жизни этих красавиц. Например, то, что их нельзя убивать, многие занесены в Красную Книгу.
Знаете ли вы, например, чем отличаются бабочки от мотыльков? И бабочки, и мотыльки — чешуекрылые. Отличаются они образом жизни. Бабочки — дневные, а мотыльки летают ночью. К тому же, бабочки окрашены более ярко, чем мотыльки. Еще они крылышки складывают по-разному. И усики у них отличаются. У бабочек они как антенны, у мотыльков — мохнатые. А сколько живут бабочки? Оказывается, в зависимости от вида — от нескольких часов до нескольких недель.
Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, начинают порхать с цветка на цветок бабочки и сразу бросаются нам в глаза. Дети за ними с удовольствием наблюдают. Они вызывают у них восторг. Во многих сказках изображают добрых фей, эльфов с крыльями, как у бабочек.

Очень хочется лета. К сожалению, лето не длится бесконечно в наших широтах. Но можно окружить себя напоминаниями о лете.
В первую очередь символом лета, конечно же, является бабочка. Бабочка — это воспоминание о теплых и солнечных днях, об отдыхе.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот — вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Афанасий Фет.
Чтобы ответить на вопросы внучки и на свои вопросы обратилась в интернет.
Мифы и легенды о порхающих красавицах есть почти у всех народов мира. Представления наших предков о бабочках связаны с наиболее значимыми для человека понятиями, такими как жизнь, душа, любовь, счастье.
В церковной среде христиан бабочку можно увидеть на руке младенца Христа. Ее изображают как символ возрождения и воскрешения души.
Буддисты с большим почтением относятся к этим «красавицам», так как Будда обращался к бабочке со своей проповедью.
По легендам древних ацтеков и индейцев бабочки способны передать желание человека небесам. Его нужно прошептать бабочке и отпустить ее, и желание обязательно исполнится.
В Японии бабочка в доме — это символ радости и счастья. В давние времена японские молодожены на свадьбе выпускали в небо пару живых бабочек, что считалось залогом дальнейшей счастливой супружеской жизни. Гейши на своем кимоно носили изображения бабочек, считалось, что с их помощью можно легко завладеть вниманием мужчин.
В Китае и по сей день перед заключением брака жених дарит своей избраннице бабочку (живую или нефритовую) в знак неизменной любви.
Древние римляне считали, что бабочки — это цветы, которые сорвал ветер. Это яркое, образное выражение мне очень понравилось, поэтому и вынесла его в название статьи о бабочках. Хочется поделиться информацией, которую узнала. Может она пригодится кому-то, станет источником вдохновения, благодаря ей возникнут новые идеи для творчества.
Бабочки удивительные и загадочные существа, которые будоражат умы человечества многие века.
Известные люди тратили на их изучение, коллекционирование огромные средства. В их числе английский банкир лорд Уолтер Ротшильд, русские писатели Владимир Набоков и Михаил Булгаков, физиолог, академик Иван Павлов, один из вождей русской революции Николай Бухарин, замечательный энтомолог и коллекционер великий князь Николай Михайлович Романов.
Бабочки вдохновляли и продолжают вдохновлять поэтов, художников, дизайнеров одежды и интерьера на создание шедевров.
В древнем китайском учении фен-шуй бабочки — символ семейного благополучия и должны быть в каждом доме, так как они воплощение радости и любви. Считается, лучше всего если они будут «летать» в спальной комнате.

Порхающие бабочки напоминают нам о солнце, лете, зеленых лужайках, и от этого становится тепло и весело на душе.

В таком интерьере не будет места печали и грусти. Наблюдая за бабочками у вас всегда будет хорошее настроение.

Бабочка хорошо смотрится и прекрасно уживается на сумке и на обуви, на платках и шалях. Бабочка вольготно чувствует себя и в роскошных украшениях, и в простой бижутерии.

Именно бабочки вдохновляют дизайнера Дерью Аксой на создание необычной бижутерии.

В конце 60-х годов 19-го века в Париже началось повальное увлечение японским искусством. В Париж даже приглашали японских мастеров, которые читали лекции по искусство востока и проводили мастер-классы. На волне этого интереса, в ювелирном искусстве стали появляться «японские мотивы».

Ювелир, прекрасный парижский мастер Люсьен Гайар. Он жил в Париже 1860-1945 году.

Если посмотрим на подиум, то мы увидим, что принт бабочка активно обыгрывается дизайнерами в своих коллекциях уже не первый год.

Юной девушке подойдет практически любой наряд с бабочками — ее образ становится романтичным.

Строгий и элегантный образ — абстрактные рисунки, напоминающие разноцветные крылья бабочек, «сложные», изысканные бабочки.

Модный дизайнер Лули Янг (Luly Yang) создала за свою карьеру немало удивительных и потрясающих нарядов.

Платье-бабочка, которое Лули Янг сшила более десяти лет назад.

На его создание автора вдохновила бабочка монарх, которую многие считают самой красивой бабочкой в мире. Платье Лули Янг — это настоящий мотылек, сделанный из шелка: те же узоры, те же цвета, та же легкость!

На мой взгляд, автору удалось передать красоту бабочки в своей работе, создать платье, в котором женщина напоминает экзотическую бабочку. Немного имею представление о пошиве одежды, и могу представить, какой тут заложен грандиозный труд мастериц своего дела!
В настоящее время Лули Янг — известный сиэттлский модельер, специализирующийся на создании свадебных и вечерних нарядов. А платье-бабочку, которое давно уже стало чем-то вроде фирменного знака дизайнера, все желающие могут увидеть в витрине ее магазина.
Для большинства женщин нашей страны показы коллекций Haute Couture — это прекрасные иллюстрации из сказок!
Лично в моей жизни подобных нарядов нет и не будет: Однако, смотреть коллекции Haute Couture — занятие увлекательное и полезное. Вот здесь масса идей, здесь источник вдохновения!

Коллекция Haute Couture весна-лето 2014 французского кутюрье Alexis Mabille, выполненная в греческом стиле, восхищает нежностью, элегантностью и изяществом.

Цветовая гамма включает белый, цвет слоновой кости, бледно-голубой тон и немного золота. Легкие шлейфы и накидки, нежные перьевые воротники, атласные драпировки, аппликации и объемный декор 3D в виде цветов смотрелись почти невесомо на фоне белоснежных бабочек. Бабочки не только украшали фон — они активно участвовали в создании образов участниц показа, так как украшали прически, лицо и одежду.

В кружеве образ бабочки также встречается довольно часто. Я обязательно возьму этот образ на вооружение в одной из своих работ.

А теперь полюбуемся бабочками на картинах художников.

Как вы наверное помните, что «натюрморт» — это мертвая природа. И вдруг (много сотен лет назад) в «мёртвой природе» появились живые бабочки от Blumarine и Iceberg.

Красивая и нежная летунья. Символ мимолетности жизни и красоты. У этой трепетной красавицы всего три дня и три ночи. И нет больше красоты и восхищения. Всё в прошлом.

Может быть, именно поэтому появилась бабочка, в нарушение всех канонов, на старых голландских натюрмортах.

Бальтазар ван дер Аст — голландский художник (1594-1657), мастер натюрморта.

«Натюрморт с цветами и фруктами».

Босхарт Амбросиус Старший (1573 – 1621) — фламандский художник золотого века нидерландской живописи.

На полотнах Босхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки.

Адриан Коорт «Натюрморт со спаржей и бабочкой» 1693г.

Художник и иллюстратор Friedrich Hechelmann родился 28 февраля 1948 году в городе Исни, Германия.

За все время своего творчества Friedrich Hechelmann проиллюстрировал множество детских книг, писал сценарии к фильмам, занимался дизайном, и во всем ему сопутствует успех.

В иллюстрациях художника к своей книге «100 бабочек я дарю тебе» — порхают, как светящиеся цветы, его знаменитые бабочки. Самые прекрасные стихотворения Эдуарда Мерике, Генриха Гейне, Йозефа фон Айхендорффа, Райнера Марии Рильке делают эту книгу воистину волшебной.

В розу бабочка влюбилась,

И порхая и резвясь,

Нежным золотом искрясь,
В лучик солнца превратилась.
А кого же любит роза?
Если это бы мне знать!
Соловьиной трели россыпь?
Звёзд немую благодать?
Нет, не знаю я про это,
Знаю, что вас всех люблю,
Розу, соловья, звезду,
Бабочку и лучик лета.

Г. Гейне

Эдуард Мерике

Там, наверху, в винограднике под цветущей вишней сидел я

Сегодня, одиноко погрузившись в раздумья; на коленях моих

покоился приоткрытый Новый Завет.

Маленький и изящно переплетенный: вдруг мотылек опустился

На мою книгу, он поднимал и раскрывал

Темные крылышки, переливающиеся синевой.

Он кружился и ползал туда и сюда по краю книги…

В рамках небольшой статьи невозможно показать все иллюстрации этой чудесной книги. Но и по уже приведенным фотографиям можно судить, что они сказочные и прекрасные!

Futaro Mitsuki (彌月風太朗).
Молодой художник или художница (мне так и не удалось узнать) из Японии родился в 1970 году в Токио. Со степенью бакалавра завершил обучение в Токийском национальном университете изобразительных искусств и музыки (факультет изобразительных искусств). В 1998 году получил степень магистра. Его работы выполнены на бумаге карандашом и акрилом и очень интересны. Я не специалист в этой области, но и я могу видеть, как тщательно выписаны мельчайшие детали на полотнах художника.

Японский художник Фудзисима Такедзи (Fujishima Takeji, 1867-1943).

В культуре древней Японии значимыми были различные переживания души, которые и показывались с помощью живописной метафоры.

Приближаясь друг к другу, они танцуют,

но, встретившись, замирают.
Ах, эти бабочки!

Даже во время отдыха

крылья бабочки могут дрожать,

как будто насекомому снится полет.

Чудесные яркие цветы и бабочки корейского художника Hahn Eun-Sun.

Такая яркая палитра! Эти картины-антидепрессант! Они поражают своим изяществом и красотой!

А вот нежные образы китайской художницы Wendy Ng.

Девушки на ее картинах пастельных тонов словно вылетают из сказки, захватывают красотой и женственностью. Ее работы волшебны, картины можно разглядывать до бесконечности.

Венди Энджи (Wendy Ng) родилась в Гонконге, но образование получила в США, Бельгии и Англии. У нее диплом по специальности «Графический дизайнер и иллюстратор в рекламе и издательском деле».

Питерский хужожник Дмитрий Кустанович, наш современник. А вот и его волшебные бабочки!

В его работах столько света и воздуха, что кажется, сейчас сделаешь шаг и ты уже на лугу. Легко, изящно, реалистично, но в то же время и сказочно.

Его почерк очень узнаваем и достаточно популярен. Картины Дмитрия Кустановича покупают и коллекционеры, и просто любители, также и с целью денежных вкладов.

Это крошечный кусочек того великолепия, которое я увидела, готовя этот материал. Кого заинтересовала тема, всегда можно найти информацию более полную.

Бабочка
Игорь Приклонский

Сентябрьский вечер ступает в продрогшие лужицы
Приветствую, осень – явилась ты без опоздания!
Веселая бабочка вновь за окном моим кружится
Упрямо в стекло барабанит смешное создание…

Что манит тебя, что душе обещает спасение?
Так мало дано – оттого постоянно в движении…
Такая недолгая жизнь – три рассвета осенние
Такое короткое счастье – три ночи блаженные…

Да, ночь коротка, а счастливою быть очень хочется!
Волнуешься, ждешь и целуешь ты стекла оконные
Ведь там, позади – лютый холод и страх одиночества…
Скорее, к огню — рвется сердце твое непокорное!

Куда ты летишь, погоди! Ни к чему уверения
Что это – опасно, что будут и боль, и страдания!
Ты знаешь, малыш, чем должно завершиться горение?
Ты хочешь пожертвовать жизнью, смешное создание?

Но снова стучишь — как и прежде, с отчаянной силою!
И мудрым советам не внемлешь, лишь сердцем ведомая
Веселая бабочка, чудо мое легкокрылое
Такая судьба у тебя – быть огнем околдованной…

Ну что же — лети, да свершится души вознесение
Горевшей так ярко и страстно — до самосожжения!
Такая недолгая жизнь – три рассвета осенние
Такое короткое счастье – три ночи блаженные.

Стихотворение не по сезону. Но так захотелось, чтобы и вы его прочитали.

Желаю вам яркого вдохновения, как крылья бабочки!

По материалам интернета.

Детский проект «Почему бабочки разноцветные»

Ольга Кострикова
Детский проект «Почему бабочки разноцветные»

1слайд

Здравствуйте, меня зовут Духович Василиса. Мне 6 лет.

Отгадайте загадку:

2 слайд

Порхает оживший цветок полевой,

Есть красный, есть желтый, а есть голубой.

Такая хорошая лапочка,

Красивая хрупкая.

Совершенно верно.

3слайд

Бабочки – одни из самых красивых и ярких насекомых,обитающие на нашей планете.

Все цвета и оттенки, различные узоры и рисунки можно встретить на их крылышка.

Но почему бабочки разноцветные?

Меня этот вопрос очень заинтересовал. Для того чтобы найти ответ. Я с моим воспитателем составила план моего исследования.

4слайд

1. Обратится с вопросом к родителям;

2. Рассматреть детские познавательные энциклопедии и изучить схему строения бабочки и значение её окраски;

3. Обратится к интернету;

4. И вместе с воспитателем Ольгой Витальевной провести эксперимент «Радужная бабочка».

5 слайд

Сначала мне захотелось узнать строение тела бабочки, в этом мне помогла специальная энциклопедия о бабочках, в которой я узнала что: У бабочек есть голова с усиками и хоботком, грудной отдел, брюшко,3 пары ног и 2 пары крыльев. Крылья у бабочки обычно широкие, треугольные.

Чаще всего, передние крылья несколько шире задних. Обе пары крыльев примерно одинаковы по форме и размерам.

6 слайд

Немного о жизни бабочек.

Все бабочки предпочитают сухую солнечную погоду. Даже если на улице сухо, но пасмурно, бабочки отсиживаются «дома» — под листьями, в трещинках коры, под навесами домов.

7 слайд

Бабочки питаются нектаром цветов. Дневные бабочки больше полагаются на зрение, а ночные на обоняние. Весной, когда цветы еще не расцвели, на помощь бабочкам приходит сладковатый берёзовый сок.

8 слайд

У бабочки множество врагов, начиная от птиц, ящериц, лягушек и, заканчивая млекопитающими животными. Чтобы обхитрить своих многочисленных противников, бабочки умеют мастерски прятаться.

9 слайд

Узор на крыльях бабочек часто служит камуфляжной формой, которая успешно обманывает бдительного врага. Обычно насекомые стараются слиться с окружающим фоном -корой, цветами, листьям.

10 слайд

Кажется, что крылья бабочки разноцветные, но на самом деле они прозрачные. Окрашивают их в разные цвета, плотно прилегающие мельчайшие чешуйки. Наружная поверхность чешуек при отражении света переливается всеми цветами радуги.

Окраска крыльев бабочек зависит от красящего вещества – пигмента –

которым наполнены чешуйки.

11 слайд

Опыт

12 слайд

Бабочки не только украшают наши луга и поля, а так же опыляют цветковые растения.

13 слайд

Значение окраски для жизни бабочек исключительно велико. Окраска крыльев — это и защита и сигнальный аппарат и даже оружие бабочек.

Теперь я точно знаю, что бабочки разноцветные потому, что им необходимо защищаться в этом большом мире.

14 слайд

Бабочка — символ веры, надежды и любви.

Берегите бабочек.

Пусть они украшают наш мир

Разноцветная бабочка (Легенда)

На берегу Черного моря, там, где Кавказские горы подымаются от берега к небу, жила в каменной хижине одна старушка, по имени Анисья. Хижина стояла среди цветочного поля, на котором росли розы. В старину здесь тоже было цветочное поле, и тогда Анисья работала в цветоводстве, а теперь она уже давно не работает, а живет на пенсии и ест хлеб, который ей привозят из колхоза, как старому почтенному человеку. Невдалеке от цветочного поля находился пчельник, и там также издавна жил пчеловод дедушка Ульян. Однако дедушка Ульян говорил, что когда он еще молод был и приехал на кавказскую сторону, то Анисья уже была старой бабушкой и никто тогда не знал, сколько Анисье лет и с каких пор живет она на свете. Сама Анисья тоже не могла этого сказать, потому что забыла. Помнила она только, что в ее время горы были молодые и не покрыты лесом. Так она сказала когда-то одному путешественнику, а тот напечатал ее слова в своей книге. Но и путешественник тот давно умер, а книгу его все забыли.

Дедушка Ульян приходил раз в год в гости к Анисье; он приносил ей меду, чинил ей обувь, осматривал, не худым ли стало ведро, и перекладывал черепицу на крыше хижины, чтобы внутрь жилища не проникал дождь.

Потом они садились на камень у входа в жилище и беседовали по душам. Старый Ульян знал, что едва ли он придет в гости к Анисье на следующий год: он уже был очень стар и знал, что ему наступала пора помирать.

В последний раз, как виделся Ульян с Анисьей, он рассмотрел, что железная дужка очков, которые носила Анисья, стала тонкой, слабее нитки, и вот-вот сломится, — дужка истерлась от времени о переносицу Анисьи. Тогда Ульян укрепил дужку проволокой, чтоб очки еще служили и через них можно было смотреть на все, что есть на свете.

— А что, бабушка Анисья, нам с тобой срок жизни весь вышел, — сказал Ульян.

— Ан нету, у меня срок не вышел, — отозвалась Анисья, — у меня тут дело есть, я сына ожидаю. Покуда он не вернется, я жить должна.

— Ну живи, — согласился Ульян. — А мне пора.

— Раз пора, так чего даром-то живешь! — произнесла Анисья. — Я тут по делу, а ты чего?

— А может, и ты напрасно сына ожидаешь, — сказал Ульян. — Ведь когда он у тебя был- то и куда ушел! Никто и не помнит его. Должно, и кости его в пропасти сотлели, и ветер давно унес его прах. Где теперь ты сыщешь своего сына?

Ветхая Анисья здесь осерчала и велела Ульяну уйти от нее.

— Мой сын далеко, а сердце мое чувствует его и умереть не может, пока он жив. Он сам вернется ко мне, и я дождусь его. А ты иди домой, ты по-пустому живешь.

Ульян ушел и вскоре умер от старости лет, а Анисья осталась жить и ожидать своего сына.

2

Сын ее Тимоша убежал из дому, когда был еще маленьким, а Анисья была молодой, и с тех пор Тимоша не вернулся к матери. Он каждое утро убегал из дому в горы, чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся на его голос, и ловить разноцветных бабочек.

К полудню Анисья выходила на тропинку, идущую в горы, и звала своего сына:

— Тимоша, Тимоша!.. Ты опять заигрался и забегался, и ты забыл про меня.

И сын отзывался ей издали:

— Сейчас, мама, я только бабочку одну поймаю.

Он ловил бабочек и возвращался к матери. Дома он показывал бабочку и горевал, что она больше не летает, а только ходит тихо, понемногу.

— Мама, чего она не летит? — спрашивал Тимоша, перебирая крылышки у бабочки. — Пусть она лучше летает. Она умрет теперь?

— Не умрет и жить не будет, — говорила мать. — Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная… Ты не лови их!

— А мне надо, — сказал сын Тимоша. — Я хотел поглядеть, отчего она такая.

— Какая она тебе! — говорила мать. — Бабочка и бабочка, их много.

— А эта такая, лучше всех.

— А есть небось и еще лучше, еще нарядней, чем эта.

— А я их, как увижу, догоню и поймаю, — пообещал сын Тимоша.

Каждый день Тимоша бегал в гору по старой тропинке. Мать Анисья знала, что та тропинка через малую гору идет на большую, а с большой на высокую, где всегда на вечер собираются облака, а с той высокой горы — на самую лютую, самую страшную вершину всех гор, и там тропинка выходит к небу. Анисья слыхала, когда приехала жить с мужем на Кавказ, что тропинку проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору, — ушел и более не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли; осталась от него лишь тропинка, след его бегущих ног, и по тропинке той мало кто ходил после него. Только Тимоша бегал по этой тропинке за бабочками.

Внизу около моря, на теплой земле, бабочек было много. Но они все были похожие, белые и желтые, одного бедного цвета, и Тимоша привык к ним и не ловил их. А в горах летали разноцветные большие бабочки; там было прохладней, бабочки летали редко, зато они были разные, неизвестные, и напоминали мальчику цветы, которые ветер сорвал с земли и уносит с собой в свой далекий дом. И Тимоша гнался по тропинке за бабочкой, гонимой ветром к небу, пока не ухватывал ее рукою. Затем он рассматривал бабочку — какая она есть — и видел, что она увядает в его руках и в разноцветных крыльях ее темнеет свет. Он клал ее на землю, чтобы она ожила и улетела. Но бабочка ползла по земле, шевелила крыльями, а лететь более не могла. Тимоша ложился животом на землю и близко рассматривал бабочку. Он не понимал, почему бабочка теперь не летает, ведь он только поймал ее и потрогал, потому что ему надо было увидеть, почему бабочка такая.

— Лети, я больше тебя трогать не буду, — говорил Тимоша бабочке.

Бабочка не улетала и молчала.

— Давай поговорим! — сказал Тимоша, разглядев у бабочки лицо.

Бабочка вползла на маленький камешек, а ветер дунул, камешек шевельнулся и свалился в пропасть вместе с бабочкой. Тогда Тимоша поймал другую бабочку; он подержал ее и отпустил, но бабочка тоже не могла летать и поползла, как червяк. К бабочке подлетел воробей и склевал ее. Тимоша увидел, что делает воробей, и рассерчал на него; он схватил камень, погнался за воробьем и бросил в него камень. Камень попал в голову воробья, воробей упал на тропинку и перестал дышать, а во рту его осталась раздавленная клювом, непроглоченная бабочка, тоже мертвая теперь.

Тимоша поднял воробья и положил его к себе за пазуху рубашки.

— Я нечаянно, — сказал он. — Зачем вы все от меня умираете?

Он пошел домой; наставало вечернее время, и цветы уже дремали в сумерках на склоне горы. Возле тропинки росла одинокая былинка, ее головка выглядывала из-под обрыва на того, кто шел по земле, и на лице ее блестел маленький чистый свет. Тимоша увидел, что это села капля росы на былинку, чтобы она испила ее, потому что сама былинка ходить пить не умеет.

«Это добрая капля!» — подумал Тимоша.

Здесь разноцветная большая бабочка села на эту былинку и затрепетала крыльями. Тимоша испугался: он никогда еще не видел такой бабочки. Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел нигде на земле и не видел на небе, когда горит утренняя и вечерняя заря. С крыльев бабочки светились разноцветные огни, а от дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее отдельно и звучит, как зовущий его тихий голос. Тимошу влекла к себе эта трепещущая бабочка, и он захотел схватить ее, чтобы она была с ним и чтобы лучше рассмотреть ее крылья, на которых нарисовано было, чего нет на свете. Эта бабочка совсем не похожа была на ту бедную бабочку, которую вместе с камешком сдунул ветер, и на ту, которую склевал воробей.

Тимоша протянул руку за сияющей, дрожащей бабочкой, но она перелетела на большой камень и села на него. Тогда Тимоша сказал ей издали:

— Давай поговорим!

Бабочка не говорила и не смотрела на Тимошу; она только боялась его. Должно быть, она была недобрая, но она была так хороша, что ей не надо было ни с кем говорить и не надо быть доброй.

Бабочка поднялась с камня и полетела над тропинкой в гору. Тимоша побежал за ней, чтобы еще раз поглядеть на нее, потому что он не нагляделся.

Он бежал за бабочкой по тропинке в горах, а ночь уже потемнела над ним. Он не сводил глаз с бабочки, летящей перед ним, и лишь по памяти не сбивался с тропинки и не упал в пропасть. Мертвый воробей колотился у Тимоши за пазухой; он его вынул и бросил, не жалея его.

Бабочка летела вольно, как хотела; она летела вперед, назад, в одну сторону и сразу в другую, как будто ее сдувал невидимый ветер, а Тимоша, задыхаясь, бежал за нею следом; ему надо было помнить тропинку, ему нельзя было оступиться, и он боялся, что бабочка улетит от него в пропасть или высоко на небо, а он останется один без нее.

И вдруг он услышал голос матери, который произнес в его сердце:

— Ты опять заигрался, ты опять забегался, и ты забыл про меня!/p>

— Сейчас, мама, — вслух ответил Тимоша. — Я одну только бабочку поймаю, самую хорошую, последнюю.

— Ты заблудишься, — услышал он материнский голос. — Скоро ночь — и бабочка улетит от тебя во тьму.

— А я тогда звезду поймаю с неба! — скоро сказал Тимоша. — Они близко летают ночью!

Бабочка пролетела мимо самого лица Тимоши; он почувствовал теплое дуновение ее

крыльев, а потом бабочки не стало нигде. Он искал ее глазами в воздухе и около земли, он побежал назад и вернулся обратно, но бабочки не отыскал.

Наступила ночь. Тимоша бежал по тропинке в гору, куда улетела бабочка. Ему казалось, что бабочка светится крыльями невдалеке от него, и он протягивал руки за нею. Он миновал уже малые и большие горы и подымался на самую страшную, голую вершину всех гор, где тропинка выходит к небу.

Тимоша добежал до конца тропинки и оттуда сразу увидел все небо, а близко от него сияла большая, добрая жмурящаяся звезда. Тимоша увидел здесь, что бабочки нету нигде.

«А я звезду схвачу! — подумал Тимоша. — Звезда еще лучше, а бабочки мне теперь не надо».

Он забыл о земле, потянулся руками к небу со звездами и ступил ногами в пропасть. Сначала он падал без дыхания, потом он коснулся шелестящих листьев кустарника, росшего по скату горы, ветви удержали Тимошу, и он не разбился о камни внизу.

Наутро Тимоша огляделся, где он есть. Кустарник рос по отвесу горы и выходил к берегу маленького ручья. Ручей тот начинался родником у подножия горы, потом протекал недолго внизу по земле и впадал в небольшое озеро, а из озера вода подымалась туманным душным паром, потому что и утром было жарко в этом месте. Кругом стояли голые стены гор, уходящих до высокого неба, по которым никому нельзя взойти, а можно только взлететь по воздуху, как бабочка.

Горы огораживали дно пропасти, где очутился маленький Тимоша. Он весь день ходил по дну этой пропасти, и везде вокруг была одна каменная стена гор, по которым нельзя подняться и уйти отсюда. Здесь было жарко и томительно; Тимоша вспомнил теперь, что дома у матери было прохладней.

По берегу ручья в траве и кустарнике жужжали и жили стрекозы, и всюду летали такие же светящиеся, разноцветные бабочки, какую видел вчера Тимоша и которую он хотел поймать и разглядеть. Здесь эти бабочки трепетали над жаркой землей, и слышен был шум их крыльев, но Тимоша не хотел их ловить, и скучно ему было смотреть на них.

— Мама! — позвал он в каменной тишине и заплакал от разлуки с матерью.

Он сел под каменной стеною горы и стал царапать ее ногтями. Он хотел протереть камень и сквозь гору уйти к матери.

3

С тех пор, как мальчик Тимоша очутился на дне каменной пропасти, прошло много лет. Тимоша вырос большим, он научился, как надо долбить и крошить каменную гору. Для этого он нашел куски самого крепкого камня, упавшего когда-то с вершины горы, и наточил их о другие такие же крепкие камни, чтобы они были острыми. Этими камнями он бил гору и крошил ее, но гора была велика и камень ее тоже крепок.

И Тимоша работал целые годы, а выдолбил в кремнистой горе лишь неглубокую пещеру, и ему было еще далеко идти сквозь камень домой. Оглядываясь, Тимоша видел дно пропасти, куда он упал в детстве, и видел тех же разноцветных бабочек, которые летали целым облаком в жарком воздухе.

Ни разу с самого детства Тимоша не поймал более ни одной той бабочки, и когда бабочка нечаянно садилась на него, он снимал ее и бросал прочь.

Все реже и реже он слышал голос матери, звучавший в его сердце:

— Тимоша, ты забыл меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..

Тимоша плакал в ответ на тихий голос матери, слышный только ему одному, и еще усерднее долбил и крошил каменную гору.

Просыпаясь в каменной пещере, Тимоша иногда забывал, где он живет, он не помнил, что уже прошли долгие годы его жизни; он думал, что он еще маленький, как прежде, что он живет с матерью на берегу моря, и он улыбался, снова счастливый, и хотел идти ловить бабочек. Но потом он видел, что возле него камень и он один. Он протягивал руки в сторону своего дома и звал мать.

А мать не слышала, что сын зовет ее, что он точит гору и каждый год немного приближается к ней. Она смотрела в звездное небо, и ей казалось, что маленький сын ее бежит среди звезд. Одна звезда летит впереди него, он протянул к ней руку и хочет поймать ее, а звезда улетает от него все дальше, в самую глубину черного неба.

Мать считала время. Она знала, что если бы Тимоша бежал только по земле, он бы уже давно обежал всю землю кругом и вернулся домой. Но сына не было, а времени прошло много.

Значит, Тимоша ушел дальше земли, он ушел туда, где летят звезды, и он вернется, когда обойдет весь круг неба. Она выходила ночью, садилась на камень около хижины и глядела в небо.

Мать тихо говорила:

— Вернись, Тимоша, домой, уже пора… Зачем тебе бабочки, зачем тебе горы и небо? Пусть будут и бабочки, и горы, и звезды, и ты будешь со мною! А то ты ловишь бабочек, а они умирают от тебя, ты поймаешь звезду, а она потемнеет. Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь!..

А сын ее в то время по песчинке разрушал гору, и сердце его томилось по матери.

Но гора была велика, жизнь проходила, и Тимоша, ушедший из дому в детстве, стал стариком.

4

Он работал по-прежнему, чтобы пробиться сквозь гору; однако от старости и долгого времени разлуки Тимоша все реже и реже слышал зовущий его голос матери и сам стал уже забывать, кто он такой и куда идет через камень. Но он привык работать и каждый день понемногу шел домой, может быть всего на шаг муравья.

И вот однажды он услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро, опускаемое за водою в горное озеро. Тимоша по звуку узнал, что это было их ведро, ведро его матери, и закричал, чтоб его услышали. И правда, это была мать Тимоши, пришедшая за водой; она брала теперь всего четверть ведра, потому что больше не могла унести.

Мать услышала, что кто-то кричит из горы, но не узнала голоса своего сына.

— Ты кто там? — спросила она.

Тимоша узнал голос матери и ответил:

— Мама, я забыл, кто я.

Мать опустилась на каменную землю и прильнула к ней лицом.

Сын обрушил последние камни в горе и вышел на свет к матери. Но он не увидел ее, потому что ослеп внутри каменной горы. Старая Анисья поднялась к сыну и увидела перед собой старика. Она обняла его и сказала:

— Родила я тебя, а ты ушел. Не вырастила я тебя, не попитала и поласкать не успела…

Тимоша припал к маленькой, слабой матери и услышал, как бьется ее сердце, любящее его.

— Мама, я теперь всегда с тобой буду!

— Да ведь старая я стала, полтора века прожила, чтоб тебя дождаться, и ты уж старый. Умру я скоро и не налюбуюсь тобой.

— А я опять маленький стану! — сказал Тимоша.

Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью.

И она почувствовала, что Тимоша ее стал легким. Она увидела, что держит его на руках, и он был теперь опять маленьким, каким был тогда, когда убежал за разноцветной бабочкой. Жизнь матери с ее любовью перешла к сыну, и он вновь стал ребенком.

Старая мать вздохнула последним счастливым дыханием, оставила сына и умерла.

А маленький Тимоша остался жить один на земле. Разноцветная бабочка пролетела над его головой, и он посмотрел на нее.

Почему бабочки такие красивые?

Как только наступает лето, невысоко над землей начинают кружиться разноцветные бабочки, одна краше другой. Когда бабочка садится на цветок, то трудно отличить ее крылья от его лепестков. И те и другие подстать друг другу: голубые, оранжевые, розовые – очень яркие и красивые.

Бабочек не стоит ловить и уж тем более трогать их за крылышки. Вы не только повредите их, но и сотрете краску. Сделать это очень легко. Кажется, что крылья у бабочек сами по себе такие разноцветные, но на самом деле они прозрачные, как у стрекозы или мухи. Окрашивают их в разные цвета плотно прилегающие друг к другу мельчайшие чешуйки, которыми покрыты крылышки. Поэтому ученые и называют бабочек чешуекрылыми.

Бабочки, как и все остальные насекомые, делятся на виды, и бабочки одного вида очень похожи друг на друга, как близнецы. Но иногда совершенно одинаковые бабочки, например антиопы (траурницы), по краям темно-бархатных крыльев имеют кайму разного цвета. У одной она желтая, а у другой – белая. Это значит, что одна из бабочек только недавно появилась на свет, а другая родилась прошлым летом и успела перезимовать, забившись в какую-нибудь щель.

Одними из первых весной появляются небольшие по размеру бабочки-крапивницы, с разноцветными – оранжевыми и темными пятнышками на крыльях с голубой полоской по краям. Крапивницей эту бабочку назвали потому, что ее гусеницы живут на крапиве. Эти бабочки тоже зимуют где-нибудь в теплом месте и вылетают, когда еще не совсем сошел снег.

Также ранней весной появляется ярко-желтая бабочка, которую кто-то называет лимонницей за ее цвет, а кто-то – крушинницей, так как гусеницы этой бабочки питаются листьями крушины.

Очень красивых маленьких голубых бабочек так и называют – голубянка красивая. Бабочки с узкими прозрачными крыльями – это стеклянницы. Их крылья покрыты такими же, только прозрачными чешуйками. А вот в Бразилии живет самая блестящая в мире бабочка – голубая киприда. Ее крылышки покрыты такими блестящими чешуйками, что они кажутся зеркальными.

Разноцветная окраска бабочек защищает их от врагов, делая их совсем незаметными на фоне цветов и листьев. Некоторые бабочки имеют еще и дополнительную защиту. Так, южноамериканские бабочки геликониды издают такой неприятный запах, что птицы к ним и близко не подлетают. Сторонятся они и белянок Пирра, у которых такого запаха нет, но они очень похожи на полосатых геликонид.

Африканские бабочки-ночницы – никтипао – тоже отпугивают птиц своим душистым запахом, который исходит от расположенных на крыльях душистых волосков. Этот же запах позволяет бабочкам находить друг друга в темноте.

Очень часто можно увидеть, как бабочки садятся на цветок и опускают в его чашечку тонкие хоботки. Эти бабочки питаются цветочным нектаром. Другие бабочки не садятся на цветы, они пьют нектар, зависая над цветком и часто-часто трепеща крылышками, сверху опускают хоботки в цветочную чашечку. Так в основном пьют нектар ночные тяжелые бабочки.

Но цветочным нектаром питаются не все бабочки. Есть среди них очень опасные вредители, гусеницы которых поедают листья и стебли растений, чем наносят лесам и полям непоправимый вред.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Почему бабочки разноцветные

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *