Почему акулу назвали акулой

Развитие речи. Тип текста-рассуждение. 5-й класс

Цели урока: актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, рассуждения).

Научить:

  • различать тип текста-рассуждения среди других;
  • составлять текст-рассуждение;
  • развивать устную и письменную речь учащихся.

Оборудование:

Ход урока

Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя:

Ребята, сегодня мы вновь обратимся к типам речи.

— Какие вы знаете типы речи? (Приложение2. Слайд 1)

Перед вами тексты, которые относятся к разным типам речи. Прочитайте и определите, используя метод фотографирования, к какому типу относится первый текст. (Приложение 1)

Гигантская акула известна также под названием слоновая акула. Эта рыба уступает по размерам только своей дальней родственнице — китовой акуле. Гигантские акулы достигают в длину 14, а иногда и 20 метров. Вес их измеряется тоннами. Гигантская акула плавает, широко разинув пасть, и отличается крайней медлительностью.

(Ответ: описание. Приложение2. Слайд 2)

  • Одно фото
  • Отвечает на вопрос КАКОЙ?
  • Описание

В море много рыб и животных. Акул называют морскими разбойниками. Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

(Ответ: рассуждение.Приложение2. Слайд 3)

  • Нельзя сфотографировать
  • Отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?
  • РАССУЖДЕНИЕ

— Два текста различаются тем, что первый описывает физический портрет акулы, отвечая на вопрос, КАКАЯ она, акула? — длина тела, вес.. Второй текст отвечает на вопрос: ПОЧЕМУ акулу называют морским разбойником? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение. На этом уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение.

II. Изучение нового материала.

— У нас есть два верных помощника. Это фотоаппарат и светофор. (Приложение2. Слайд 4). Один из них уже помог вам, когда вы использовали метод фотографирования. Зачем же нам нужен светофор, вы сейчас узнаете.

Второй текст про акулу — текст-рассуждение. Как он строится?

(Приложение2. Слайд 5, 6)

Как построить текст-рассуждение?

В море много рыб и животных. Вступление
Акул называют морскими разбойниками.

ПОЧЕМУ?

Что нужно доказать?
ПОТОМУ ЧТО

Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Доказательства
ТАКИМ ОБРАЗОМ, не случайно акул считают опасными рыбами. Вывод

— Обратите внимание, что все части текста расположены в строгом порядке, как цвета светофора. Только вступление белого цвета. Но ведь такого цвета нет на светофоре. Что это значит? (Текст-рассуждение можно начать с тезиса.)

— Итак, сделайте вывод, как строится текст-рассуждение. (Приложение2. Слайд 7, 8)

III. Устная работа. Закрепление теории.

Учитель читает третий текст, по частям, соответствующим строению рассуждения. (Приложение 1)

1) И взрослые, и дети любят читать сказки.

2) Некоторые из них называют волшебными.

3) В них рассказывается о необыкновенных приключениях героев, которые поднимаются на ковре-самолёте выше туч, попадают в подземное царство, достают живую и мёртвую воду, и в этом им помогают чудесные помощники.

4) Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.

— При повторном чтении назовите части, соответствующие строению рассуждения.

— А теперь вы сами сочините текст-рассуждение. Но сначала немного отдохнём. Посмотрите, какое стихотворение я вам приготовила сегодня.

(Приложение2. Слайд 9)

Перепутаница

  • Очень-очень странный вид: речка за окном горит,
  • Чей-то дом хвостом виляет, пёсик из ружья стреляет,
  • Мальчик чуть не слопал мышку,
  • Кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно,
  • Воробей схватил зерно
  • Да как крикнет, улетая: «Вот что значит запятая!»

— Не правда ли, звучит очень странно? Давайте исправим положение и расставим всё по своим местам. (Запятые исчезают по щелчку, затем, следуя указаниям ученика, становятся на своё место, также по щелчку)

— Ребята, кто догадался, почему запятые разного цвета? (Красные — между простыми предложениями в составе сложного, синяя запятая — между однородными членами).

— Кстати, вот и тема для нашего текста-рассуждения. «Зачем нужны запятые?» Теперь нам помогут два друга Антон и Кирилл, ученики 9 класса. Они однажды заспорили:. (Приложение2. Слайд 10)

— Возьмем высказывание Антона в качестве вступления и запишем в карточку схему. (Приложение 1) (Каждая строчка предварительно окрашена в соответствующие цвета)

Вступление.
Тезис.
Аргументы.
Вывод.

Учащиеся предлагают варианты тезиса (Приложение2. Слайд 11), затем — аргументы (Приложение2. Слайд 12), записывают в карточку. Обращаем внимание, на написание и обособление вводного слова во-первых. Это слово-помощник. Слайда со вторым аргументом нет, учащиеся сами предлагают второй аргумент, используя слово во-вторых (Запятая разделяет два простых предложения в составе сложного).

— Итак, осталось сделать вывод. Как вы думаете, мы смогли доказать необходимость постановки запятой? Значит, без запятой обойтись нельзя! (Приложение2. Слайд 13)

IV. Итоги урока

Сегодня мы узнали, как составить текст-рассуждение.

  • Из каких частей состоит текст-рассуждение?
  • Какие слова можно использовать в таком тексте?

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Зачем нужны точки?», используя опорную схему.

Происхождение слова акула

Аку́ла. Считается, что название этой рыбы-убийцы пришло к нам от древних искусных рыболовов — исландцев, в языке которых было слово hakall, имеющее значение «рыба».

Происхождение слова акула в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

акула

Норвежское – haakall (акула).

Голландское – haai (акула).

Древнеисламское – hakall (акула).

Время появления слова акула в русском языке – конец XVIII в., вначале – в формах «аккула» и «акул».

Слово попало в общерусский с Севера, из Поморья, с Кольского полуострова через голландское, винское или норвежское посредство (скандинавские языки). Двойное «к» в форме «аккула» объясняется происхождением слова из саамского диалекта, где akkli восходит к древнеисламскому hakall. На древний источник указывает также существование норвежского аналога haakall, голландского – haai.

Предположительно к этому же корню относят народное севернорусское окула – «жадный человек: плут, обманщик».

Производное: акулий.

Происхождение слова акула в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.

Аку́ла. Думают, что это название «моко́я ненасытного, гиены морской» (В. Жуковский) пришло к нам очень давно, из древнескандинавских языков: у но́рманнов эта рыба именовалась «hakkal». У нас слово получило окончание «-а», потому что очень многие названия рыб имеют его в русском языке: «щук-а», «белуг-а», «плотв-а»… Может быть, влияние оказало и само слово «рыб-а».

Происхождение слова акула в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.

аку́ла, из др.-исл. hakall — то же; с окончанием -а по аналогии со словом рыба; см. Элиз. Майер, ZfslPh 5, 139; Калима, FUF Anz. 23, 252 и сл.; в противоположность этому Итконен (49) предполагает непосредственное заимств. из саам. п. akkli, происходящего из того же др.-исл. источника. Ср.-лат. aquilla — особая порода рыб — не имеет сюда отношения, вопреки Маценауэру (95 и сл.).

Происхождение слова акула в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

См. также: значение слова акула в толковых словарях.

>Этимология слова акула

Почему акулу назвали акулой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *