Особенности поведения птиц

Птицы: общие особенности поведения

Прогрессивное развитие центральной нервной системы и органов чувств, высокий уровень обмена веществ и теплокровность обеспечили птицам по сравнению с пресмыкающимися значительно большую подвижность, расширили восприятие окружающего мира и усложнили поведение. Отчетливее проявляются элементы активного приспособления среды к своим потребностям — гнездостроение, запасание пищи, групповые ночевки и т. п.

Основу поведения птиц составляют сложные комплексы наследственно закрепленных врожденных ( безусловных) рефлексов , определяющие важнейшие элементы их жизни: встречу полов, гнездостроение, насиживание и выкармливание молодняка, приемы добычи пищи, миграции и многое другое. В качестве безусловных раздражителей выступают отдельные элементы среды (место для гнезда и подходящий строительный материал при гнездостроении, укорочение дня и ухудшение кормовых возможностей при миграциях и т. п.) и другие особи своего вида (их позы, движения и крики, открытый клюв выпрашивающего корм птенца и т. д.). Но поведение каждой птицы существенно обогащается и совершенствуется путем приобретения индивидуального опыта (т. е. выработки условных рефлексов ).

Подражание поведению родителей, или партнерам стаи облегчает выработку временных связей и увеличивает возможности целесообразного поведения при изменениях внешней обстановки — появлении новых кормов, новых источников опасности и т. п. Благодаря этому опыт одной особи становится опытом популяции. Все это увеличивает выживаемость.

У птиц установлено наличие «экстраполяционных рефлексов» — способности предугадывать ближайшее развитие событий (Крушинский Л.В.). Так, при приближении автомобиля многие птицы слетают с дороги на обочину и после этого не реагируют на проезжающую машину; таким образом, птица оценивает, где пройдет машина. Юркнувшую в куст добычу хищник нередко ожидает у противоположной стороны куста. Такое поведение может рассматриваться как проявление элементов рассудочной деятельности, не выраженной у пресмыкающихся. Экстраполяционные рефлексы лучше развиты у видов, питающихся подвижной добычей, — вороновых, хищников и др.

Птицам свойственны аффекты — состояние страха, злобы, радости, покоя, которым соответствует и определенное внешнее выражение: позы, положение оперения, издаваемые звуки. Несомненно наличие длительной памяти (попугай узнал свою хозяйку через 19 лет). Способны птицы и к ассоциациям. Например, вороны отличают охотника с ружьем от человека с палкой и т. д.

Ссылки:

  • ПТИЦЫ: ПОВЕДЕНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

Исследовательская работа по биологии «Поведение и кормление птиц, обитающих в лесу в зимнее время»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Воспушинская основная общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

по теме:

» Поведение и кормление птиц, обитающих в лесу в зимнее время»

Выполнил: ученик 8 класса

Бундин Никита

Руководитель: Донковцева Алина Евгеньевна

Учитель биологии и химии

д. Воспушка

2014 г.

  1. Введение

  2. Особенности поведения птиц

  3. Кормление птиц

  4. Как сделать кормушку?

  5. Методика исследования

  6. Список литературы

  7. Приложения

  1. Введение

Зима – трудное время года для пернатых. Холод заставил спрятаться всех насекомых, лишь некоторые деревья сохранили плоды, да на крупных сорняках, торчащих из-под снега, можно найти семена.
Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая подкормочные площадки и кормушки. Но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить.

Цель работы: изучить поведение и кормление птиц обитающих в лесу в зимнее время.

Задачи: 1) изучить птиц, посещающих кормушку, их повадки и особенность питания.

2) провести наблюдения чем питаются птицы и что влияет на посещаемость кормушки.

  1. Особенности поведения птиц

Поведение птицы охватывает все ее действия, от заглатывания корма до реакции на факторы окружающей среды, включая других животных, в том числе особей своего вида. Большинство поведенческих актов у птиц врожденные, или инстинктивные, т.е. для их осуществления не нужен предшествующий опыт (научение). Например, некоторые виды всегда чешут голову, занося ногу над приспущенным крылом, а другие – просто вытягивая ее вперед. Такие инстинктивные действия столь же характерны для вида, как форма тела и окраска.

Многие формы поведения у птиц – приобретенные, т.е. основаны на научении – жизненном опыте. Иногда то, что кажется чистым инстинктом, требует определенной практики для своего нормального проявления и приспособления к обстоятельствам. Таким образом, поведение сплошь и рядом представляет собой комбинацию инстинктивных компонентов и научения.

Многие формы поведения у птиц – приобретенные, т.е. основаны на научении – жизненном опыте. Иногда то, что кажется чистым инстинктом, требует определенной практики для своего нормального проявления и приспособления к обстоятельствам. Таким образом, поведение сплошь и рядом представляет собой комбинацию инстинктивных компонентов и научения.

Ключевые стимулы (релизеры). Поведенческие акты, как правило, индуцируются факторами внешней среды, которые называются ключевыми стимулами, или релизерами. Ими могут быть форма, узор, движение, звук и т.д. Почти все птицы реагируют на социальные релизеры – зрительные или слуховые, которыми особи одного вида передают друг другу информацию или вызывают непосредственные ответные действия. Такие релизеры называются сигнальными стимулами, или демонстрациями. Примером может служить красное пятно на подклювье взрослых серебристых чаек, которое вызывает у их птенца реакцию выпрашивания корма.

Конфликтные ситуации. Особого рода поведение возникает в конфликтной ситуации. Иногда оно представляет собой т.н. смещенную активность. Например, серебристая чайка, согнанная со своего гнезда чужаком, не бросается в контратаку, а вместо этого чистит перья, которые и без того находятся в отличном состоянии. В других случаях она может проявлять переадресованную активность, скажем, в территориальном споре давать выход своей враждебности, выдергивая травинки, вместо того чтобы вступать в драку.

Другой тип поведения в конфликтной ситуации – т.н. начальные движения, или движения намерения. Птица приседает или вскидывает крылья, как бы порываясь взлететь, или раскрывает клюв и щелкает им, как бы желая ущипнуть соперника, однако остается на месте.

Брачные демонстрации. Все перечисленные формы поведения представляют особый интерес, поскольку в ходе эволюции могут ритуализоваться в рамках т.н. брачных демонстраций. Часто связанные с ними движения становятся как бы подчеркнутыми и, следовательно, более заметными, чему способствует яркая окраска соответствующих частей оперения. Например, смещенная чистка перьев обычна в брачных демонстрациях уток. Многими видами птиц используется при ухаживании вскидывание крыльев, исходно игравшее роль начального движения в конфликтной ситуации.

Привыкание. Этим словом обозначается затухание ответа на повторяющийся стимул, за которым не следует ни «награды», ни «наказания». Например, если стукнуть по гнезду, птенцы поднимают головы и раскрывают рты, так как для них этот звук означает появление родителя с кормом; если несколько раз после удара пища не появится, такая реакция у птенцов быстро затухает. Приручение – также результат привыкания: птица перестает реагировать на действия человека, поначалу вызывавшие у нее испуг.

Пробы и ошибки. Научение путем проб и ошибок носит селективный характер (использует принцип отбора) и основано на подкреплении. Впервые покинувший гнездо слеток в поисках корма клюет камешки, листья и другие мелкие объекты, выделяющиеся на окружающем фоне. В конце концов, методом проб и ошибок, он научается отличать стимулы, означающие вознаграждение (корм), от тех, реакция на которые не дает такого подкрепления.

Запечатление (импринтинг). В течение короткого раннего периода жизни птицы способны к особой форме научения, называемой запечатлением, или импринтингом. Например, только что вылупившийся гусенок, увидевший человека раньше собственной матери, будет следовать за ним по пятам, не обращая внимания на гусыню.

Инсайт. Умение решать простые задачи, не прибегая к пробам и ошибкам, называется «улавливанием отношений», или инсайтом. Например, дятловый древесный вьюрок (Catospiza pallida) с островов Галапагос «на глаз» подбирает иглу от кактуса, чтобы извлечь ею насекомое из полости в древесине. Некоторые птицы, в частности большая синица (Parus major), сразу же начинают подтягивать к себе за нитку подвешенный на ней корм.

Индивидуальное поведение. Каждому виду птиц свойствен свой репертуар стереотипов индивидуального поведения, проявляемых особью вне социального контекста. Одни из них, названные поддерживающим поведением, удовлетворяют непосредственные потребности выживания – от поиска и приема пищи до ухода за оперением, купания, согревания на солнце и «муравления», т.е. набирания в перья муравьев для борьбы с наружными паразитами. Т.н. комфортные движения не связаны непосредственно с выживанием, но обеспечивают оптимальное самочувствие. К ним относятся, например, взъерошивание перьев, зевание и неподвижный отдых.

Социальное поведение. Очень многие действия птиц относятся к социальному поведению, т.е. взаимоотношениям двух или более особей. Даже при одиночном образе жизни они контактируют со своими половыми партнерами во время сезона размножения или с другими особями своего вида, занимающими соседние территории.

Коммуникация. Птицы пользуются сложными системами коммуникации, включающими прежде всего зрительные и звуковые сигналы или демонстрации. Некоторые из них используются, чтобы запугать другую особь в ходе конфликта с ней. Птица, принявшая угрожающую позу, часто разворачивается навстречу противнику, вытягивает шею, раскрывает клюв и прижимает оперение. Иные демонстрации используются для умиротворения оппонента. При этом птица часто втягивает голову и распушает перья, как бы подчеркивая свою пассивность и безопасность для окружающих. Демонстрации хорошо заметны в репродуктивном поведении птиц.

Оборонительное поведение. Все птицы особым оборонительным поведением реагируют на связанные с опасностью звуковые и зрительные стимулы. Вид летящего ястреба побуждает мелких пернатых устремляться к ближайшему укрытию. Оказавшись там, они обычно «замирают», прижав оперение, подогнув ноги и следя одним глазом за хищником. Птицы с криптической (маскировочной, или покровительственной) окраской просто приседают на месте, инстинктивно стремясь слиться с фоном.

Предостерегающие крики и окрикивание. Почти у всех птиц поведенческий репертуар включает тревожные и предостерегающие крики. Хотя исходно эти сигналы, по-видимому, не предназначались для вспугивания других особей своего вида, тем не менее они побуждают членов стаи, брачных партнеров или птенцов замирать, приседать или пускаться в бегство. При столкновении с хищником или иным опасным животным птицы иногда используют угрожающие действия, очень похожие на внутривидовые демонстрации угрозы, но более яркие по своему проявлению. На сидящего в поле зрения хищника, например ястреба или сову, группа мелких птиц реагирует т.н. окрикиванием, сходным с облаиванием у собак. Оно позволяет предупредить о потенциальной опасности всех птиц на ближайшей территории, а во время сезона размножения – отвлечь внимание врага от затаившихся птенцов.

Стайное поведение. Даже вне сезона размножения большинство видов птиц тяготеет к объединению в стаи, обычно одновидовые. Если не считать скучивания в местах ночлега, члены стаи сохраняют между собой определенную дистанцию. Например, горные ласточки рассаживаются на провода с промежутками между особями примерно в 10 см. Особь, пытающаяся сократить эту дистанцию, немедленно сталкивается с угрожающей демонстрацией соседа. Многочисленные звуковые сигналы, издаваемые всеми членами стаи, помогают удерживать ее от рассеяния.

Внутри стаи наблюдается т.н. социальное облегчение: если одна особь начинает чиститься, есть, купаться и т.д., находящиеся рядом вскоре начинают делать то же самое. Кроме того, в стае часто существует социальная иерархия: каждая особь имеет свой ранг, или «общественное положение», определяемое полом, размером, силой, окраской, здоровьем и другими факторами.

  1. Кормление птиц

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнечника, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим .

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку — скорлупу куриных яиц.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

  1. Как сделать кормушку?
    Все по порядку…

Устроить кормушку несложно. В самом простом варианте это дощечка с прибитыми по краям бортиками, чтобы еду не сдувало ветром. При устройстве кормушек не стоит гоняться за слишком сложными и причудливыми конструкциями. Лучше сделать несколько более простых и накормить больше птиц. Важно только, чтобы у них, по возможности, корм был защищен от непогоды и голубей. Зимой птицам не до роскоши — лишь бы выжить. Усложнение конструкции кормушки идет, прежде всего, в направлении защиты пищи от непогоды и конкурентов тех птиц, которых вы хотите подкормить. Для защиты делают различные крышки, боковые стенки.

Кормушка в виде беседки (предназначена для мелких лесных птиц и белок)

1. Четыре стойки, общей длиной 150 см скрепить снизу перекладинами по периметру.
2. Две противоположные перекладины скрепить бруском или доской шириной 10 см. Этот брусок (доска) является подпоркой для крепления центрального столба.
3. К столбу крепятся два яруса кормушек. Верхний ярус (в виде подноса с бортиком по периметру) расположен непосредственно под самой крышей и предназначен для мелких птиц.
4. Ниже, на расстоянии 1/3 от верха расположена вторая кормушка для крупных птиц и белок. Она также сделана в виде подноса с бортиком по периметру. Четырехскатная крыша из подручного материала (некрашеные доски) защищает кормушку от дождя и снега.
Рекомендации по установке: устанавливать под кронами деревьев.

Кормушка в виде галереи для мелких лесных птиц

1. Крыша и основание кормушки изготавливается из широкой доски или нескольких досок общей шириной 15-20 см, длиной 40 см.
2. Крыша и основание скрепляется вертикальными стойками, изготовленными из подручного материала (доска или деревянные рейки). Ширина между стойками 30-35 мм, чтобы пропустить мелкую птичку.
Рекомендации по установке: кормушка прикручивается к сучку дерева проволокой.

Кормушка-домик

В подвесном виде:
1. Сделать поддон из досок с небольшим бортиком из планок.
2. Крыша двухскатная — скаты крыши рекомендуем изготовить из «вагонки». Верх и низ крыши приколотить гвоздями.
3. Если используются доски, то доски скатов скрепить планками изнутри.
4. Изготовить подвеску из нержавеющей проволоки, при помощи которой кормушка крепится к толстому суку дерева.

На столбе:
1. К подвесной кормушке требуется изготовить опору-столб.
2. К столбу приколотить поддон для крупного корма. Поддон изготовляется из двух досок, которые имеют вырезы под столб. Концы поддона окаймлены невысоким бортиком.

Где вешать? Вешать кормушку лучше всего на южной стороне на высоте 1,5-2 метра. Тем самым вы защитите ее от ветра и снега (у нас они обычно северо-западные), в солнечные дни корм будет согреваться и оттаивать (если в него вдруг попала влага), большая высота не позволит добраться к корму грызунам.
В малолюдном месте можно устроить целый «ресторан» для пернатых. Под общим большим навесом размещают основную кормушку посредине, и по краям развешивают кусочки сала, пучки ягод и бурьянов, различные пакеты и т. д. В этом случае одновременно сможет кормиться намного больше птиц. Здесь лучше сделать несколько маленьких кормушек, чем одну большую, ибо синицы очень агрессивно встречают сородичей. Одновременно на кормушке могут находиться 1-2 птицы.
Кормушки для синиц можно размещать везде. Они найдут их и в лесу, и в центре города на подоконнике. Снегири, щеглы, чечетки, чижи более осторожны. Их лучше подкармливать на опушках, в больших парках, на пустырях. Пучки бурьянов и ягод привязывают на ветках кустов или деревьев невысоко от земли. Можно вообще втыкать их в снег. Для свиристелей и дроздов гроздья ягод также подвешивают на ветках или возле больших кормовых столиков. Не прекращайте свою помощь до весны! Птицы скоро привыкнут к вашей «столовой» и будут надеяться на этот источник питания. Если Вы начали, то продолжайте, даже если у вас есть совсем немного корма, подкармливать птиц. Кроме того, постоянство обеспечит вам большое разнообразие и количество пернатых завсегдатаев.
По данным наблюдений в Битцевском лесу саду возле одной кормушки могут жить до 30 и более птиц (прежде всего синицы), а также регулярно приходят белки. Птицы не только поедают то, что есть в кормушке, но и тщательно осматривают ветки и стволы деревьев, находящиеся поблизости, уничтожая зимующие формы вредителей. Если на участке этим будет заниматься в течение зимы несколько десятков синиц; то вряд ли кому-нибудь из насекомых удастся уцелеть. Таким образом, заботясь зимой о птичьем пропитании Вы помогаете и в вопросе уничтожения вредителей.

  1. Методика исследования

Проведение опыта:

Место проведения опыта: Владимирская область, Петушинский район, деревня Воспушка.

Оборудование: кормушка из фанеры (Приложение 1), корм для птиц (Приложение 2).

Ход работы:

Поместив кормушку с кормом (пшено, семечки, хлеб) в лесу(Приложение 3) , мы наблюдали за поведением птиц. Птицы прилетели на разведку и привлекли внимание других птиц. Это говорит нам о том, что птицы умеют подавать сигналы о наличии корма. В течение недели мы кормили птиц ежедневно на одном и том же месте (Приложение 4) и наблюдали, что их становилось все больше. На следующей неделе мы убрали кормушки и стали наблюдать за поведением птиц. После пяти дней мы увидели, что птицы прилетали на то же место, где была кормушка (но количество птиц уменьшалось с каждым днем).

корм в кормушке

нет корма

дни недели

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

пн

вт

ср

чт

пт

птицы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Вывод: Зимняя подкормка птиц обязательно должна быть систематической, без перерывов, иначе она принесет вред. Привыкнув находить корм на определенном месте каждый день, птицы, вдруг не найдя его, не полетят сразу в другое место, а будут ждать, теряя время и силы, а в морозные дни могут погибнуть.

  1. Список литературы

  1. «Времена года» Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева 2005г.

  2. Беме Р. Л. , Динец В. Л., Флинт В.Е. «Птицы» «Энциклопедия природы России» М.:АВF, 1998. С. 126

3. «Энциклопедия для детей», изд. «Аванта +», Москва, 1993

4. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». 2001г.

5. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»

  1. Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Реализация познавательного проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Особенности поведения и питания зимующих птиц»

Любовь Зюляева
Реализация познавательного проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Особенности поведения и питания зимующих птиц»

Любая жизнь – есть тайна, и мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность, и мы все с ней связаны.

А. Швейцер

Тема нашего проекта — «Особенности поведения и питания зимующих птиц города Сергач». Эту тему мы выбрали не случайно – ребятам очень интересно наблюдать за разными животными, в том числе и за птицами. Ведь птицы живут в близком соседстве с человеком, и от нас сейчас многое зависит: будут ли через 10-20 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни и своим видом и поведением радовать нас, украшать и оживлять природу!

Цель: изучение образа жизни и поведения птиц нашей местности зимой.

Задачи:

•определить какие виды птиц, встречаются в нашем городе в зимний период;

•изготовить кормушки и развесить их;

•определить корм, которому птицы отдают своё предпочтение;

•выявить особенности питания и поведения птиц в зависимости от их вида;

•выяснить зависимость количества кормящихся на кормушке птиц от их вида, количества и разнообразия корма на кормушке, а также климатических условий.

Методика исследований.

Наш проект разделен на несколько этапов:

1. Изучить видовой состав птиц, их внешнее строение, поведение и образ жизни из литературно-информационных источников, ресурсов-интернет и путем наблюдений, для того, чтобы суметь определить птиц на кормушке.

2. Заготовить корм: семена тыквы, подсолнечника (не жареные, не солёные, овсяные хлопья, пшено, плоды калины, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное сало.

3. Приготовить фотоаппарат, завести дневник наблюдений.

4. Изготовить кормушки и разместить их в на территории детского сада. Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Регулярно очищать кормушки от старого корма.

5. Дать общую характеристику населенного пункта, в котором проводятся наблюдения. Понаблюдать за поведением птиц.

6. Определить расстояние до взлетающей птицы при приближении человека.

Характеристика зимующих птиц нашей местности.

Сначала мы решили узнать, каких птиц мы называем зимующими. Выяснили, что это те птицы, которые остаются на зиму в нашем крае. Узнали, что есть зимующие птицы оседлые и кочующие. Птицы, которые весь год живут в одной и той же местности, называют оседлыми. Птицы, которые не имеют постоянного места жительства, выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, называют кочующими.

В результате наблюдений было установлено семь видов птиц: воробей, синица, снегирь, дятел, голубь сизый, галка, сорока.

Из них наиболее многочисленные голубь сизый, галка; малочисленные: сорока, синица.

Забота о птицах. Изготовление кормушек.

Чтобы облегчить жизнь птиц в зимний период, на деревьях нужно развешивать кормушки и регулярно класть в них корм. В нашем детском саду проводилась акция «Поможем зимующим птицам», в рамках которой мы с детьми на улице раздавали буклеты с информацией для прохожих и организовали развешивание кормушек и подкормку птицам.

Совместно с родителями дети изготовили различные кормушки, которые повесили на рябине перед своими домами, около подъездов.

Для того, чтобы нам было легче вести наблюдения за птицами, одну кормушку мы разместили за окном нашей группы, на балконе. Важно, чтобы в кормушке всегда имелся корм: птицы привыкают прилетать на кормежку в определенные часы, и это облегчает наблюдения за ними. Регулярно производили уборку кормушки.

Подкормку птиц начали с середины ноября. Разнообразный корм насыпали небольшими порциями. Для подкормки птиц использовали пшено, овёс, семена подсолнечника, ягоды рябины, калины, шиповника, несолёное сало.

Зависимость видового состава птиц от погодных условий.

С первых же дней первыми гостями на кормушке в ноябре были воробьи, долго обследовали незнакомую кормушку, улетая при малейшей опасности. Они прилетали к местам кормления при любых погодных условиях. Воробьиные стайки насчитывали от 4 до 10 особей. Вскоре, на кормушке мы заметили быстрых и вертлявых синиц, которые таскающих со столика зерна и кусочки на соседний куст и энергично раздалбливающих их, зажимая лапками. В иные дни среди бурых воробьев мы заметили красногрудого снегиря, довольно неуклюже прыгающего по столику и выедающего семена из ягод рябины. Синицы к кормушке сразу привыкли, но когда погода была пасмурной, синиц на кормушках было меньше, да и птиц практически было не видно в городе. Активность птиц зависит от погодных условий. Когда шел снег, птиц на кормушке не было.

Интересным было поведение птиц в морозные дни. С утра кормушка пустовала. Когда становилось теплее, птицы прилетали и клевали корм.

Особенности питания зимующих птиц.

Зимняя подкормка птиц должна быть систематической, иначе она может принести вред: привыкнув находить корм на определенном месте каждый день, птицы, вдруг не найдя его, не полетят сразу в другое место, а будут ждать, теряя время и силы, и в морозные дни могут погибнуть. Заканчивать подкормку нужно тогда, когда дневная температура станет выше нуля, и основные корма станут доступными.

В качестве кормов для большинства мелких птиц лучше использовать различные семена – подсолнечника, овса, арбуза, тыквы, дыни, кабачков, которые предварительно лучше раздавливать. Но можно засыпать в кормушки и различные крупы, хлебные крошки (их предварительно смачивать растительным маслом, чтобы они не смерзались).

В процессе наблюдения за птицами выяснилось, что у каждого вида есть свои предпочтения в еде.

Самый любимый корм у синиц – это несолёное сало. Если на этой кормушке висели корочки сыра или колбасы, то птицы тоже съедали их моментально. Также они очень любят семена подсолнечника.

Воробьи любят мелкую крупу. В свою кормушку мы насыпали пшено и дроблёный овёс. Семена подсолнечника воробьи поедали в последнюю очередь.

Снегирь, как и воробьи, предпочёл мелкий корм: пшено и, в отличие от воробьёв, сырую крупу «Геркулес», сушёные ягоды рябины.

Сороки, галки и вороны не разбирались в кормах.

Мы с интересом наблюдали, какую пищу предпочитают те или иные пернатые.

При наблюдениях за повадками зимних птиц при питании нам удалось проследить следующие особенности:

•синица долбит зерно клювом, прижав его пальцами к ветке.

•воробей раскалывает зерно краем клюва, помогая языком.

•при наблюдениях над кормежкой снегирей наблюдали, как они едят ягоды. После того как стайка этих птиц улетит, на снегу под деревьями можно обнаружить остатки ягод (их кожицу).

Работая над нашим проектом, мы, совместно с родителями, собрали наиболее интересные, загадки, пословицы и поговорки, стихи и народные приметы о наблюдаемых птицах.

Заключение.

1. Проводя наблюдения за птицами нашего города, мы выяснили, что у нас зимуют воробьи, сороки, синицы, галки, вороны, снегири, дятлы.

2. В холодное время года птицы в поисках корма перебираются ближе к жилью человека, так как здесь легче найти корма.

3. По количеству чаще всего посещают кормушки синицы и воробьи, остальные прилетают реже и меньшей численностью.

4. Разные виды птиц предпочитают разные корма. Чем разнообразнее состав кормов на кормушке, тем больше видов птиц можно встретить на кормушке.

5. Во время сильных морозов численность птиц на месте кормления снижается, но поведение птиц на кормушке меняется, они становятся менее пугливыми, подпуская к себе на более близкое расстояние.

6. Основным кормом для питания птиц в городе являются семена деревьев: клёна, плоды рябины, шиповника.

Территориальные условия гнездования птиц

Практически у всех птиц в период размножения хорошо выражена территориальность: привязанность к гнездовой территории и ее защита от вторжения особей своего, а иногда и других видов.

Строгая оседлость птиц в период размножения возможна только при условии выбора такой гнездовой территории, на которой есть все необходимое для размножения: гнездилище, достаточное количество пищи (для взрослых и птенцов), надежные защитные условия, благоприятный микроклимат (температурный режим, влажность, освещенность) и др. Комплекс всех этих условий каждый вид птиц находит в том специфичном для себя гнездовом биотопе, в пределах которого выбирается гнездовый участок. птица гнездо размножение колониальный

По характеру распределения пар на гнездовой территории и по удаленности гнезд друг от друга всех птиц обычно разделяют на две группы: колониальные и одиночно гнездящиеся.

Колониальными называют птиц, гнезда которых располагаются близко одно к другому (чаще от нескольких сантиметров до нескольких метров), образуя гнездовые колонии. В состав первой группы входят представители чистиковых, чайковых, веслоногих, аистообразных, поганок и др., в состав второй — ласточковых, ткачиковых, врановых, длиннокрылых и др. Величина колоний у разных видов разнообразна, и зависит от количества пищи и разной обеспеченностью удобными гнездилищами

Существенную роль в возникновении колониального гнездования у птиц играет также самозащита. Хищнику трудно приблизиться к гнездам незамеченным, так как в колонии всегда находятся птицы. Кроме того, даже крупные хищники не могут противостоять организованному массовому нападению со стороны обитателей гнездовой колонии и быстро удаляются за ее пределы. Большинство колониальных птиц являются хорошими летунами, например чайки, трубконосые, длиннокрылые, из воробьиных — ласточки и др. Исключение составляют виды, имеющие вблизи от колоний действительно неистощимые запасы корма (чистиковые или же гнездящиеся мелкими группами воробьи, коноплянки и др.).

К одиночно гнездящимся относятся птицы, располагающие свои гнезда на значительном расстоянии одно от другого. При этом расстояние между соседними гнездами у разных видов весьма различно и может колебаться от нескольких десятков метров (кулики, мелкие воробьиные) до нескольких километров (крупные хищники). Главное преимущество одиночно гнездящихся птиц состоит в том, что хищникам труднее обнаружить редкие и обычно хорошо замаскированные гнезда, чем колониальные. Кроме того, для некоторых птиц одиночное гнездование связано с преимуществом поиска корма в одиночку.

Привязанность тип к местам гнездования (гнездовый консерватизм и дисперсия). Имеется много фактов, свидетельствующих о большом постоянстве мест гнездования птиц, об их способности ежегодно возвращаться на свое место с зимовок, это — гнездовый консерватизм. Известны случаи, когда происходила смена значительной части птиц мест гнездования вплоть до выселения в другие географические области. Биологический смысл строгой привязанности к постоянным местам гнездования заключается в том, что местные «микропопуляции» лучше приспособлены к конкретным местным условиям жизни, ибо рефлексы и навыки, облегчающие им существование в этих условиях, легче всего создаются на первом году жизни.

Гнезда у птиц выполняют разнообразные и очень важные функции:

  • — гнездо предохраняет яйца от раскатывания и удерживает их в компактной кучке, благодаря чему вся кладка умещается под телом насиживающей птицы и прогревается; — у птенцовых птиц гнездо служит местом нахождения птенцов в период их выкармливания до их вылета;
  • — гнездо способствует созданию оптимального для развития яиц и птенцов температурного режима, предохраняя их от ветра, дождя, сырости, холода и других неблагоприятных условий; — гнездо играет большую роль в защите яиц, птенцов и насиживающей птицы от врагов, что достигается маскировкой гнезда и расположением его в недоступных для врагов местах.

Колониальность гнездования

Береговые ласточки гнездятся одиночными парами чрезвычайно редко. Колонии этих птиц часто состоят из десятков, нередко из сотен и даже тысяч гнезд. Большие колонии описаны во многих местностях, например, в СССР по берегам Оби, Оки, Днестра, Камского и Каневского водохранилищ, в Болгарии — на Дунае, в ФРГ — на балтийском побережье. Сравнение сведений о размерах гнездовий деревенской, городской и береговой ласточек в Финляндии, проведенное Э. А. Линдом (табл. 4), свидетельствует о том, что из этих птиц колониальность наиболее сильно развита у береговушек.

Таблица 4. Размеры гнездовий ласточек в Финляндии (по данным Э. А. Линда, 1964)

Характеристика гнездовья Касатка Воронок Береговушка
Гнездовья, состоящие из одной пары, в процентах 53,3 19,2 3,3
Пары, гнездящиеся обособленно, в процентах 23,1 1,6 0,1
Количество пар в самой большой колонии 18 493 1316

В отличие от колоний воронка, в которых гнезда нередко расположены довольно разбросанно, в колониях береговой ласточки размещение нор кучное, поэтому у исследователей при определении границ ее поселений обычно сомнений не возникает. Все же Д. М. Полушкин и его коллеги, обследовавшие колонии береговушек по берегам реки Томь, где численность этих птиц очень высока, за колонию этих ласточек принимали поселение, в котором норы находятся друг от друга на расстоянии, не превышающем 100 м. Размеры гнездовий береговушек характеризуют либо количеством гнездящихся пар, либо числом нор; нередко за нору принимают ход, прорытый ласточками на глубину более пяти сантиметров. В колониях береговых ласточек нор всегда больше, чем пар птиц, гнездящихся в них; описаны колонии, в которых были заняты от 31 до 98 процентов нор. Существуют методики приблизительного определения количества гнездящихся пар в колонии по числу нор (например формула, предложенная К. Куненом).

О классификации поселений береговых ласточек по размеру единого мнения нет; отдельные исследователи, группируя колонии по классам, обычно исходят из конкретных размеров их в той местности, где проводилось наблюдение. Так, по берегам реки Томь и Тиса, где береговушки были многочисленны, орнитологи относили к большим поселения этих птиц из нескольких сотен и тысяч пар, тогда как в карьерах в долине реки Верра (ГДР) и в Швейцарии, где береговые ласточки были, наоборот, малочисленны, большими считались колонии из 50 пар. В пойме реки Томь небольшие колонии (из 10-100 пар) составили 27 процентов всех поселений береговушек, средние (из 100-500 пар) — 43 процента, большие (из 500-2000 и более пар) — 30 процентов. В Швейцарии небольшими (1-25 пар) были 48 процентов поселений береговушек, средними (25-50 пар) — 26, большими и очень большими (50-100 и более пар) — примерно 25 процентов; 16 процентов всех пар гнездились здесь в небольших колониях, 25 — в средних, 41 — в больших, 18 процентов — в очень больших.

Береговые ласточки очень общительны. Уже говорилось, что береговушки, сидящие на отвесной стене обрыва или роющие в ней норы, привлекают внимание других особей того же вида. Норы первых поселенцев становятся центром колонии, от которого заселение распространяется по обрыву все далее в стороны. Как уже говорилось, норы располагаются довольно близко друг от друга: обычно расстояние между летками 16-30 сантиметров. Соседи роют норы в одно время, вместе делая перерывы для охоты и отдыха. Г. З. Гусан и Ю. Н. Коновалов наблюдали в Молдавии, как иногда одну нору (обычно на окраине колонии) роют три и даже 7-10 береговых ласточек попеременно.

Вместе с тем в колониях, особенно больших, береговые ласточки сильно беспокоят друг друга. Береговушки мешают друг другу при сооружении нор: к роющим птицам подлетают другие особи, садятся рядом, и, как уже отмечалось, дело может дойти до драки; это замедляет работу ласточек. Норы во время их рытья, а также и позже, могут соединиться друг с другом, и тогда по крайней мере одна из двух пар вынуждена заново начинать земляные работы. Береговые ласточки посещают соседние норы — правда, в отсутствие владельцев и с опаской — и уносят материал выстилки из их гнездовых камер к себе. Между самцами возникают конфликты из-за самок. Иногда взрослые береговушки по ошибке залетают в чужие норы; когда же подрастают птенцы и появляются слетки, то выводки часто перемешиваются. Кроме того, в колониях создаются благоприятные условия для жизни и размножения паразитов, которые досаждают гнездящимся ласточкам и их птенцам и могут вызвать у последних заболевания и гибель.

Все же несмотря на различные неудобства совместной жизни, береговые ласточки, как правило, гнездятся колониями. По-видимому, в колониальности для них есть какие-то преимущества. Нельзя объяснить колониальное гнездование береговых ласточек нехваткой мест, где они могут устроить норы, так как во многих местностях береговушки заселяют только часть обрывов, пригодных для их гнездования. Орнитологи из США С. Т. Эмлен и Н. Д. Демонг обнаружили, что в колонии береговых ласточек большая часть пар размножается синхронно: в 67 процентах гнезд колонии птенцы вылупились в течение шести дней. Чем выше была синхронность разножения в колонии, тем выше был и показатель его успеха, выражаемый в среднем количестве вылупившихся и вылетевших птенцов на гнездившуюся пару. Американские исследователи предположили, что синхронно размножающиеся береговушки лучше обеспечены пищей и несут меньше потерь из-за хищников. Гнездясь в одно время со многими другими береговушками, особи, не нашедшие корм сами, всегда могут проследить, где охотятся птицы, которые успешно кормят своих птенцов. Продолжительность уязвимого периода в жизни береговушек, во время которого хищники могут добывать ласточек и их потомство в норах, а также плохо летающих слетков, при синхронном размножении сокращается. Следует отметить, однако, что С. Т. Эмлен и Н. Д. Демонг проводили исследование в районе, где береговые ласточки имели один цикл размножения.

Интересные наблюдения сделал швейцарский орнитолог О. Зибер. Так, он установил, что, хотя сроки начала строительства нор у береговых ласточек одной колонии растянуты во времени, яйца они откладывают большей частью более или менее синхронно; так получается потому, что птицы, начавшие гнездиться раньше других, роют медленно, а запаздывающие, наоборот, быстро. Он также подметил, что синхронность размножения лучше проявляется не в колонии в целом, а в отдельных ее частях (части колонии отделяются друг от друга участками, непригодными для рытья нор и заселяются в разное время); успех размножения выше в тех участках колонии, где береговушки размножаются более синхронно. В Швейцарии у береговых ласточек два цикла размножения, сроки и первого и второго гнездования в пределах колонии более или менее растянуты, и, следовательно, здесь сравнительно большее количество птиц держится в колониях длительное время. Поэтому О. Зибер усомнился в том, что синхронность размножения береговушек действительно может влиять на эффективность добывания ими пищи.

Американские орнитологи Д. Л. Хугланд и П. У. Шерман полагают, что колониальность береговых ласточек, по-видимому, не дает им каких-либо преимуществ в добывании пищи. Установлено, что в колониях с различной численностью гнездящихся пар при недостатке пищи в плохую погоду выживаемость птенцов одинакова. Масса птенцов береговой ласточки в возрасте 10 дней в больших колониях меньше, чем в маленьких, что, вероятно, свидетельствует о том, что в больших колониях птенцы получают меньше корма, чем в небольших поселениях. Д. Л. Хугланд и П. У. Шерман предполагают, что преимущество колониального гнездования береговушек — в уменьшении потерь от хищников. Свою точку зрения исследователи подкрепляют следующими фактами из жизни береговушек: стаям удается, во всяком случае иногда, отпугнуть врага; окрикивание хищников лучше удается жителям крупных колоний; гнезда, расположенные в центре колонии, защищены лучше гнезд на периферии, внутри колонии существует синхронность размножения.


Особенности поведения птиц

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *