Осел из кавказской пленницы

Ослица Люся до сих пор живeт в Симферопольском зооуголке и готова передавать опыт актeрам из крымского Театра ослов.

В ослином театре люди — всего лишь статисты. Ведущий «актeр» и любимец публики — ослик Марат. Каждый его выход сопровождается овацией. В ослиной труппе кипят свои ослиные страсти, интриги. Продюсер, он же хозяин фермы Иван Помагалов, сначала хотел разводить ослов для хозяйства. Однако со временем так хорошо изучил ослиный характер, что сумел разглядеть талант и индивидуальность в каждом из них. Марат, например, вожак стада, капитан команды по ослиному поло, в котором эти животные не уступают классическим игрокам-коням. В товарищеской встрече «оранжевые» традиционно против «синих».

Мало кто знает, что звезда 60-х, ослик из фильма «Кавказская пленница», до сих пор живeт и здравствует в Симферопольском зооуголке. Фильм снимали в Крыму, и в напарники к Шурику выбрали ослицу Люсю. Тогда кроткая, покладистая Люся впервые проявила актeрский талант, изображая ослика-упрямца. Профессиональную «актрису» приглашали в «9-ю роту». А недавно она снялась во второй части «Спецназа». Дублeр не понадобился. Люся скакала по горам наравне с молодыми ослами. Сама «актриса», несмотря на преклонный возраст и славу, до сих пор с удовольствием катает детей по аллеям парка.

История создания фильма «Кавказская пленница»

Создание фильмов – сложный процесс. Во время съемок часто возникают необычные, а порой и опасные ситуации. Особенно, если большая часть материала снимается на природе… тем более – если в горах, или в сценарии вдруг присутствует бурная горная река. История фильма «Кавказская пленница» полна интересных фактов, счастливых случайностей и совпадений.

После успеха «Операции Ы» Леонид Гайдай задумал продолжение фильма в виде двух небольших новелл. Действие должно было происходить в более экзотической обстановке, и новую картину назвали «Шурик в горах».

«Кавказская пленница» была первой из задуманных частей, а вторая должна была называться «Снежный человек и другие» — это был рассказ о том, как Трус, Балбес и Бывалый скрывались от советского правосудия, выдавая себя за Йети. 15 июня 1965 года заявку подали на «Мосфильм», но утвердили только первую новеллу, что привело к созданию полнометражного фильма.

Сложности начались, как только приступили к подбору актеров. Как ни странно, но первыми отказались сниматься в новом фильме Юрий Никулин и Евгений Моргунов. Им показалось, что комическая тройка слишком активно эксплуатируется, и это делает будущий фильм несколько односторонним. Никулин к тому же опасался, как бы роль Балбеса не оказалась слишком связана с ним. Кстати, именно это и произошло с Александром Демьяненко, оставшимся в памяти зрителей вечным Шуриком. Леонид Гайдай пошел на уступки знаменитым актерам, согласившись с их доводами. Сценарий был переработан.

Дальше начались поиски главной героини. По требованию режиссера, искали девушку, которая сразу бы привлекла к себе внимание зрителя. На роль Нины «примеряли» более 500 актрис! Список знаменитых на тот момент фамилий впечатляет: сёстры Вертинские, Жанна Болотова, Лариса Голубкина, Виктория Фёдорова, Валентина Малявина, Раиса Недашковская, Наталья Фатеева, Наталья Кустинская. Рассматривали кандидатуру и Натальи Селезневой, но Гайдай побоялся ассоциаций с предыдущими приключениями Шурика.

Судьба – сложный и запутанный клубок случайностей. Наталья Варлей работала гимнасткой в Московском цирке. Во время гастролей в Одессе ее на канате под куполом цирка заприметил Георгий Юнгвальд-Хилькевич (будущий режиссер «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»). Он рассказал о красивой циркачке Леониду Гайдаю, и так на советском экране появился образ «студентки, комсомолки, спортсменки и просто красавицы» Нины. Гайдай вспоминал потом, что сначала «Она ничего не умела делать в кино, но был в ней природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки, а их немало в картине».

Первым трюком, которым неопытная актриса удивила всю съемочную группу, было приручение ослицы Люси – важного действующего лица в фильме. Почему-то это достаточно упрямое животное сразу и безоговорочно полюбило Наталью. Александру Демьяненко для того, чтобы завоевать ее доверие, пришлось потратить целый мешок сахара. Это, по словам Гайдая, «библейское животное» прожило затем долгую и достойную жизнь. Уже в очень преклонном для осла возрасте 55 лет Люся повторно стала звездой экрана, снявшись в фильме «9 рота».

Опытные актеры помогали молодой актрисе, иногда искренне развлекаясь за ее счет. Например, когда снимали сцену похищения, Вицин Моргунов и Никулин так щекотали Наталью в спальнике, что извивалась в кадре она вполне достоверно. А однажды во время съемок, когда от нее требовался веселый и искренний смех, они вдруг вместе задрали майки и стали чесать животы. Сцену сняли без проблем, так как смеялась вся съемочная группа. Наталья Варлей позднее вспоминала дни съемок как очень счастливые, но и тяжелые одновременно:

«За легкостью и веселостью приключений моей героини скрыты тяжелый труд и бесконечные репетиции… Все трюки я выполняла самостоятельно: ныряла в воду, мчалась на машине. Когда работали над эпизодом, где я наезжаю на живую цепочку из моих преследователей, перекрывающих дорогу, я должна была резко затормозить у определенной линии перед кинокамерой. Репетируем — все получается. Начинаем снимать — в последний момент тормоза отказывают… Машина остановилась в каких-то сантиметрах от оператора. Может, потому-то фильм получился таким захватывающим. Мне было тогда 19, и я не задумывалась о риске…»

В фильме, перенасыщенном трюками и юмором, всегда находилось место для новой шутки. Гайдай даже установил цену – бутылка шампанского выдавалась тому, кто придумает что-нибудь новенькое и смешное. Рассказывали, что Никулин в результате заработал 24 бутылки, Моргунов 18, а Вицин одну. Несмотря на свой экранный образ, Георгий Михайлович был абсолютно непьющим человеком. Для него было настоящей проблемой, когда пришлось в кадре выпить кружку пива (под знаменитое » — Жить хорошо! – А хорошо жить еще лучше»). Сначала по его настоянию жидкость заменили на настой шиповника, но потом заметили, что не хватает пены, и актер с огромной неохотой влил в себя настоящее пиво – чего не сделаешь ради искусства!

Один из самых смешных моментов в фильме – шутку с огромным шприцом для Бывалого придумал Юрий Никулин. И даже принес из цирка устрашающий медицинский инструмент. Разумеется, на самом деле его не втыкали в живое тело. Между ног актера поставили табуретку с подушкой, в которую шприц и попадал. Однако Моргунова съемки этой сцены все равно изрядно нервировали, так как игла, хоть и бутафорская, всаживалась со всей силы в опасной близости от его тела.

После окончания съемок и монтажа фильм ожидала обязательная цензурная проверка. И тут, казалось, наступил полный крах. Председателю Госкино СССР Алексею Романову картина категорически не понравилась. Забраковано было практически все – шутки, которые были слишком смелыми, песни, которые оказались двусмысленными, затронутые проблемы – слишком серьезными, в общем, список был так велик, что, казалось, фильму конец. Спасла комедию счастливая случайность. Леониду Ильичу Брежневу, который был большим любителем кинематографа, периодически отсылались новые ленты для просмотра. В один из таких вечеров, когда генсек запросил какую-нибудь свежую комедию, ему отправили забракованную «Кавказскую пленницу», так как больше просто ничего не нашлось. Картина так понравилась Брежневу, что откладывать ее на полку, конечно, после этого не стали. Вот так этот всенародно любимый фильм попал к широкому зрителю.

При одном воспоминании об этой книжке люди сразу же начинают улыбаться. А помнят и любят её многие. Ирина Пивоварова (1939–1986) — одно из самых радостных имён детской литературы 1970–1980-х годов. Её стихи — лёгкие и светлые, рассказы и повести — живые, смешные, полные важных подробностей домашней, дворовой и школьной жизни.

По профессии Ирина Михайловна была художницей и хорошо знала, как важны для картины точный рисунок, воздух и свет. Погода тоже имеет значение. Когда светит весеннее солнышко, так и тянет на улицу. А если за окном темно и мелкий дождик, то и на душе тоскливо. Правда, учить уроки и идти в школу ни в какую погоду неохота. В этой жизни и в рассказах Люси Синицыной, ученицы третьего класса московской школы, всё перемешано: радость и грусть, любовь и досада… Сегодня на уроке сочинение, завтра сбор металлолома (и объяснение в милиции); в шестом подъезде — новый мальчик, вежливый и странный. Люська Косицына, лучшая подруга, может вдруг стать ябедой и предательницей. Тебя никто не понимает, над твоим сочинением все смеются, учительница хочет исключить из школы, и вообще… Но потом почему-то всё кончается хорошо, и друзья всё-таки не дадут в обиду, и даже мама смиряется с тем, что в доме будет жить собака неизвестной, но ценной породы.

Кажется, ничего особенного. Читаешь, смеёшься над выдумками и приключениями двух девчонок и вдруг начинаешь вспоминать: мы тоже делали «секреты», «секретики» в земле, прикрывая их стёклышком. Мы так же, как Люся Синицына и Люся Косицына, вылезали через чердак на горячую крышу, только рыжего кровельщика на ней не было, и некому было нас прогнать. Правда, из окна по верёвке спускаться не приходилось, а Синицына смогла.

В те годы в детских книгах стало возможно многое, чего не могло быть раньше. Убегает на свободу недопёсок Наполеон Третий и находит друга, дошкольника Серпокрылова. Уезжает от родителей и живёт в деревне с котом и собакой мальчик дядя Фёдор. Улетает в далёкие миры космическая путешественница, девочка с Земли Алиса Селезнёва. Воскресным утром сидят во дворе на дереве и распевают песни Люся Синицына и её друг Коля Лыков.

«Я о многом мечтала.
Я мечтала никогда в жизни не делать уроков.
Я мечтала научиться петь все песни на свете.
Я мечтала целыми днями есть мороженое.
Я мечтала лучше всех рисовать и стать художником.
Я мечтала быть красивой».

Так написала Ирина Пивоварова в «Рассказах Люси Синицыной» (первое название повести). Она действительно научилась хорошо рисовать, выросла высокой и красивой, окончила Московский текстильный институт и несколько лет работала художником-декоратором на «Мосфильме». Постепенно стали складываться стихи и маленькие сказки, потом рассказы и небольшие повести. Её мужем был замечательный художник Виктор Пивоваров, и вместе они сделали несколько чудесных книжек для малышей: «Паучок и лунный свет», «Тихое и Звонкое», «Жила-была собака».

Ирине Михайловне вообще везло на хороших художников. Настоящим шедевром можно назвать сборник её стихов «Потерялась птица в небе» (1984) с картинками Лидии Шульгиной. Напряжённое действие, столкновение характеров в повести «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 „А“» (1982), немыслимые уморительные приключения дошкольниц Кати и Манечки («Однажды Катя с Манечкой») нашли достойное отражение в рисунках Георгия Юдина. Трагикомический «детектив» «Старичок в клетчатых брюках» (1981) тонко и слегка отстранённо проиллюстрировал Вадим Иванюк.

Когда Анатолий Зиновьевич Иткин (род. в 1931 году) сделал рисунки к «Рассказам Люси Синицыной» (1975), он был уже признанным мастером книжной графики. Без преувеличения можно сказать, что почти вся русская классика — от «Комедий» Д.И.Фонвизина до «Детства Никиты» А.Н.Толстого, с 1954 года и до наших дней — издавалась для детей с иллюстрациями А.Иткина. Его самой большой любовью стал А.С.Пушкин — образы «Евгения Онегина» и «Капитанской дочки», пушкинские места, поэты-современники, книги о Пушкине сопровождали художника многие годы, воплощаясь в разных видах графической техники. Иткина интересовала также и мировая книжная классика: Шарль Перро, Вальтер Скотт, Жюль Верн, Марк Твен, Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенс и другие.

Менее известны, но не менее интересны его иллюстрации к приключенческим и фантастическим произведениям: к «Учителю фехтования», «Чёрному тюльпану», «Асканио» А.Дюма, «Человеку-невидимке» Г.Уэллса, «Сердцу змеи» И.Ефремова, «Благоустроенной планете» братьев Стругацких.

Воспитанный в реалистических традициях, Анатолий Зиновьевич неизменно точен во всём, что касается эпохи, костюмов, внешности героев, деталей обстановки и т.д. При этом он так проникается духом произведения, что может совершенно изменить манеру рисования. Если сравнить картинки в книгах «Волшебные сказки Англии», «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова и, скажем, рисунок к сказке Пьера Грипари «Ведьма из чуланчика» в сборнике «Как запело дерево», можно подумать, что это работы разных художников.

Акварели Анатолия Иткина к повести «О чём думает моя голова» — как всегда достоверные, но при этом озорные и ироничные. Они полностью совпадают с текстом. Нам даже кажется, что, выполняя эту работу, художник получал какое-то особенное удовольствие и детскую радость.

Радость жизни, радость узнавания, возвращения в детство испытают и все читатели Ирины Пивоваровой (независимо от возраста). Она ушла от нас слишком рано, в расцвете таланта. Но писатель жив, если его любят и помнят. Мы рады, что её книги переиздаются, и их читают даже те, кто не любит читать.

Всем, кто захочет больше узнать о творчестве Ирины Пивоваровой, пригодятся следующие публикации:

О художнике Анатолии Иткине:

Осел из кавказской пленницы

ШоубиZZZ — всё о звёздах

Киноисторию про дружбу мальчика и кита Вилли у нас тоже очень любили. Красивый фильм, добрый. Да и кит-актер — редкость. В наших же картинах, пожалуй, только косатки и не снимались. Зато другая живность представлена в полном разнообразии — можно собственный звериный Голливуд собирать.

Мы узнали, как сложились судьбы звездных зверей из любимых фильмов.

Косатке Кейко поставили памятник

Подходяшего трехтонного актера на роль Вилли продюсеры нашли в океанариуме Мексики и тем самым спасли от неминуемой гибели. Ведь условия содержания кита были никудышние.

Кейко оказался хорошим актером, и все же в некоторых сценах снимали роботизированного кита-дублера. Использовали и компьютерную графику. После премьеры объявили сбор пожертвований. Отклик был мощный: люди прислали порядка 20 млн. долларов. Деньги пошли на лечение Кейко и возвращение на свободу. В 1998 году на военно-транспортом самолете окрепшего кита доставили в Исландию, у берегов которой его выловили еще китенком рыбаки. И выпустили в океан. Приспособиться к дикой жизни Кейко так и не смог, его продолжали кормить специальные смотрители. Но все же пять последних лет он прожил свободным. Умер Кейко от пневмонии в 27 лет. (В дикой природе косатки живут гораздо меньше.) На берегу фьорда возле города Халс ему поставили памятник. А фонд Кейко до сих пор помогает другим диким животным, попавшим в неволю.

Подходяшего трехтонного актера на роль Вилли продюсеры нашли в океанариуме Мексики

Ослица Люся снималась до пенсии

Хвостатого напарника Шурика из «Кавказской пленницы» сыграла 18-летняя ослица Люся из Симферопольского зооуголка. Говорят, была та еще упрямица и режиссера Леонида Гайдая не особо слушалась. Но он терпел все ее выходки и изводил на каждую сцену с животиной по 10-20 дублей. А однажды ослица прямо на площадке взбрыкнула, куда-то ускакала и врезалась в чужой «Москвич». Хозяева авто чуть не прибили Люсю за вандализм. Но быстро оттаяли, когда узнали, что нашкодила не просто ослица, а киноактриса, набрали автографов и уехали счастливые.

В среднем ослы живут 30-40 лет, а Люся оказалась настоящей долгожительницей. В 55, например, блистала на съемках сериала «Спецназ»: лихо скакала по горам и совсем не боялась пиротехнических эффектов.

Ослица Люся снималась до пенсии

Сеттер Степка умер от тоски

Режиссер пронзительного фильма «Белый Бим Черное ухо» Станислав Ростоцкий тщательно искал актера на главную собачью роль. Кастинг прошли два сеттера: Стив (по-простому Степка) и Денди. Денди был дублером и снялся всего в одной сцене: когда Бим застревает лапой в железнодорожной стрелке. А все остальное — Степкина работа. Как и экранному Биму, Стиву тоже от жизни досталось. Хозяин держал пса ради заработка — сдавал в аренду. Киношникам, охотникам… Ростоцкому отдал питомца на полтора года, пока шли съемки, и ни разу за это время не навестил. Стив отчанно тосковал. У съемочной группы сердце разрывалось, и все старались хоть как-то подбодрить беднягу: кто колбаски даст, кто косточку… А Вячеслав Тихонов, сыгравший писателя Ивана Ивановича и хозяина Бима, настолько привязался к Степке, что гулял с ним, разговаривал, брал с собой на охоту. А много лет спустя приютил на своей даче дворняжку, в которой души не чаял. Назвал ее… Нет, не Бимом — Степкой. И тоже, увы, потерял.

Что до Стива, то бытует такая история. После «Бима» хозяин продолжил сдавать пса в аренду. Стив страдал. И однажды умер, в расцвете лет. Сердце не вынесло очередной разлуки с хозяином, который так и не смог его полюбить.

Сеттер Степка умер от тоски

Рысь Кунак на съемках «поймал звезду»

В полюбившемся многим киноэпосе из четырех фильмов о жизни рысенка Кунака, которого приютил и выкормил лесник Михалыч, снялись обитатели зообазы Госфильмофонда в Петушках. Общительный и смышленый самец Кунак играл основные сцены с людьми, а прыткий Тошка блистал в общих планах с пробегами. Работать с каждым по отдельности было одно удовольствие. Но только сойдутся — оба становились неуправляемыми: рычали, дрались… Поэтому режиссер Агаси Бабаян старался конкурентов не сталкивать на площадке. А после выхода первого фильма рыси и вовсе «зазвездили». Их зовут, а они морды демонстративно отворачивают, высокомерничают… Куда там! Тошка прожил 15 лет и умер в 1989 году. Кунак пережил дублера на два года.

Тошка прожил 15 лет и умер в 1989 году

Льва Кинга застрелил милиционер

Когда дрессировщик Лев Берберов прочел сценарий «Невероятных приключений итальянцев в России», был резок: «Очень плохой сценарий! Он не учитывает и сотой доли возможностей моего Кинга. А Кинг может все!». Эльдар Рязанов дополнил сценарий новыми эпизодами и трюками. И пожалел. Ведь Кинг оказался ленивым, отказывался делать трюки с первого раза. К тому же актеры панически боялись льва с первого дня. Как оказалось, не зря… Кинг как-то поцарапал до крови итальянского актера Нинетто Даволи, игравшего Джузеппе. А вот Андрея Миронова признал. Увы, за свои выходки хищник поплатился жизнью. Во время московских съемок «Итальянцев» Кинг жил на территории школы. Туда через забор пробрался студент, догонявший свою собаку. Лев сбил парня с ног и прижал к земле. Хищника застрелил подоспевший на место милиционер. Так Кинг не дожил до премьеры. А Рязанов с тех пор зарекся снимать зверей.

Увы, за свои выходки хищник поплатился жизнью

Тигр Пурш был ручным как котенок

Режиссер «Полосатого рейса» Владимир Фетин говорил: «Мы сделаем веселый фильм, если… останемся живы». Еще бы — он ведь снимал комедию, в которой участвовало 10 тигров и два льва! Да, с ними была команда дрессировщиков во главе со знаменитой Маргаритой Назароой, но все равно актеры страшно трусили. Вот и Евгения Леонова, игравшего буфетчика Шулейкина, еле уговорили отработать сцену в ванной без дублера. Сел он в воду, намылил лицо. К ванне подошел тигр и вдруг ткнулся носом в руку Леонова — сымпровизировал. Леонов, увидев прямо перед собой морду хищника, дико икнул и нырнул. А потом в чем мать родила ринулся вон из павильона, сверкнув голым задом. Так все вышло естественно, что сцену оставили в фильме целиком. А бенгальский тигр, напугавший Леонова, из всей полосатой компании был самым звездным. Звали его Пурш, и «Рейс» был четвертым фильмом в его кинокарьере. А еще Пурш был любимцем Назаровой и на редкость ручным. Дрессировщица даже выводила его гулять во двор на поводке, как собачку, отмечала с ним Новый год. А когда тигр умер от диабета, Назарова впала в глубокую депрессию, замкнулась в себе и стала отшельницей.

Бенгальский тигр, напугавший Леонова, из всей полосатой компании был самым звездным

Кот Оранджи взял сразу два «Оскара» для животных

Ярких кошачьих ролей в советских и российских фильмах вспомнить оказалось сложно. А без котиков как же? Эту нишу отдаем рыжему любимцу очаровательной Холли Голайтли из фильма «Завтрак у Тиффани», которую сыграла Одри Хепберн. Кот (так его звали) заботливо мял хозяйке спинку, выслушивал ее. А финальная сцена, когда Холли находит своего Кота на улице под дождем, — невероятно трогательна. Так вот этого чудесного рыжика сыграл Оранджи, самый известный пушистый актер Голливуда середины прошлого века. Он снялся в нескольких фильмах и сериалах, не гнушался даже фэнтези и хоррора. Однако именно за «Завтрак у Тиффани» получил американский «Оскар» для животных — кинематографическую премию Patsy. И получал он этот приз дважды! А поскольку премия давно отменена, то конкурентов у Оранджи, тоже давно почившего, не может быть в принципе.

Кот Оранджи взял сразу два «Оскара» для животных

Комментарии 13

…прочитав «тосты Шурика», захотелось вспомнить «Кавказскую пленницу». А знаете, что именно натолкнуло на эту тему? Пересматривали с семьёй фильм «9 рота» , так вот, дочка сказала, что осла в этом фильме сыграла ослица из Кавказской пленницы!!!

интересные факты о самой лучшей комедии Гайдая:

И в начале фильма появился Шурик на осле.
Ослица Люся знаменитой стала в 1966 году, когда на экраны вышел фильм «Кавказская пленница». Кинокартина снималась в Крыму, и ассистенты режиссера Гайдая присмотрели именно эту копытную симпатягу в напарницы Шурику — Демьяненко.

Кстати Люся родилась 15.04.1948 г. в Средней Азии. Средняя продолжительность жизни ослов — от 30 до 40 лет, но долгожители доживают до 60. Люся прожила свою жизнь до своего векового предела.
Последний раз она в 55 лет тряхнула стариной и снялась в » 9 роте», помните где играл Влад Галкин ( Якут)

Интересная история рассказанная Владимиром ЭТУШЕМ (в «Кавказской пленнице» — товарищ Саахов):
На съемках Люся сбила «Москвич»
«Намучились мы с этой упрямой животиной. Когда нужно идти — стоит, стоять — идет. Леонид Гайдай очень осторожно относился к ослу, говорил, что животное библейское, так что «товарищи актеры, будьте аккуратны». Демьяненко (Шурик) называл осла (или ослицу) «ушастым», и тот откликался. Вообще осел ладил только с Сашей и Наташей Варлей. Они его сахарком подкармливали. Под конец съемок ишак за Сашей хвостом ходил. А тут, когда эпизод с упрямством осла снимали, долго уговаривали осла постоять, а он — скотина умная — знает, что у Сашки в кармане сахар, и за ним бежит. Дублей 30 делали. Александр даже переодел штаны — чтобы запаха сахара не осталось. А животина не отлипает! Решили другой эпизод снимать. Так это животное ускакало куда-то за поворот. Через секунду послышались треск, ослиные вопли и крики. И из-за поворота вывалилась группа разгневанных товарищей, которые потребовали возмещения убытков за покалеченный «Москвич». Но когда ребята нашу троицу увидели — Вицина, Моргунова и Никулина, — то заулыбались, автографы попросили, и инцидент был улажен».

По первоначальному замыслу «Кавказская пленница» должна была начинаться так. К забору подходит Трус (Вицин), робко пишет большую букву «Х» и, озираясь по сторонам, убегает. Затем появляется Бывалый (Моргунов) и уверенно выводит большую букву «У». Заметивший это безобразие милиционер берется за свисток. Однако Балбес (Никулин) не тушуется, подходит к забору и дописывает: «…дожественный фильм». Заставку эту потом вырезали, сочтя за хулиганство.

За каждый придуманный актерами трюк Гайдай расплачивался с ними шампанским. Говорят, что в итоге Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин всего лишь одну, потому что не любил шампанское. На самом деле трюков он придумал в фильме не меньше своих партнеров.

Вот что говорил сам Георгий Вицин: «Помните эпизод, когда мною вышибают дверь и я улетаю в окно? Я добавил один штрих — Трус летит и кричит «Поберегись!» Или еще одна импровизация — когда я бегу за Варлей и пугаюсь упавшего с нее платка. Вроде бы мелочь, но почему-то зрители очень хорошо этот момент запомнили. А я просто шел от образа — раз Трус, значит, должен всего бояться, даже платка. Я также придумал сцену с огурцом во время погони за нами Шурика на дрезине. Я пуляю из рогатки, огурец остается в руках, а рогатка улетает. Но самая моя любимая находка — это «стоять насмерть». Помните, когда мы втроем, взявшись за руки, перегородили дорогу Варлей? И я бьюсь в конвульсиях между Моргуновым и Никулиным. Вот мне до сих пор эту сценку все напоминают…»

Долго не могли найти актрису на роль студентки, комсомолки, спортсменки Нины. Гайдай предъявлял строгое требование: «Девушка должна сразу же обратить на себя внимание». Ассистенты привозили фотографии со всех концов страны, было сделано свыше пятисот фотопроб.

Наталью Варлей «открыл» режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич (будущий автор «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»). В Одессе во время гастролей Московского цирка он обратил внимание на красивую девушку-канатоходку. Под самым куполом, балансируя на подвешенной трапеции, Наталья Варлей отбивала ритмы испанских танцев. Режиссер тут же предложил ей главную роль в своем фильме «Формула радуги». Но худсовет ее не утвердил, и она сыграла лишь эпизодическую роль.

С первых же кинопроб Варлей неожиданно для всех заставила пойти осла. «Как она заставила его пойти — это у нее надо спросить», — удивлялся Александр Демьяненко.

Если трюковые эпизоды давались молодой актрисе довольно легко, то с игровыми сценами дело обстояло гораздо сложнее. «Она ничего не умела делать в кино, — вспоминал Гайдай, — но был в ней природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки, а их немало в картине».

По единогласному мнению всех задействованных в съемках лиц, фильм удался. Удался настолько, что «Операцию «Ы» обгонит по всем показателям. Однако после первого просмотра председатель Госкино СССР Алексей Романов обрушился на режиссера и сценаристов с обвинениями в антисоветчине. Цензуре не нравились шутки, песни, легкомысленность повествования и серьезность затронутых проблем. Цензуре не нравилось ничего. Было проще положить фильм «на полку» и признать полное фиаско, нежели идти на поводу у критики и превращать яркую комедию в ее слабое подобие.

Картину спас случай. Однажды на дачу Брежнева нужно было доставить какую-нибудь свежую комедию. На свой страх и риск отправили забракованный фильм Гайдая. «Кавказская пленница» так понравилась Леониду Ильичу, что он за выходные пересмотрел ее несколько раз, показал жившим по соседству членам политбюро ЦК и, пересыпая свою речь репликами из фильма, поздравил по телефону тогдашнего председателя Госкино СССР Алексея Романова с очередной победой советского кинематографа», — вспоминает сценарист картины Яков Костюковский.

Мало кто знает, что в тех же шестидесятых был готов сюжет для продолжения «Кавказской пленницы». Товарищ Саахов попадает в тюрьму, где становится руководителем лагерной самодеятельности. Для кавказца — занятие смерти подобное. После множества злоключений он выходит на свободу и надеется возобновить карьеру…. Однако его должность уже заняла… Нина. Сценаристы были убеждены, что картина обречена на успех, но вездесущее Госкино осуществить планы не позволило.

Этот фильм выше всяческих похвал. Его знают и взрослые и дети, фильм который хочется смотреть снова и снова. В фильме присутствуют не только бессмертный юмор героев, легкая интрига, но!. .. даже элемент легкой эротики, естественно уровня 60-х годов прошлого века. И мне давно не дает покоя вопрос, как советская цензура дала очаровательной Наталье Варлей полфильма бегать в одних колготках.

В прокате 1967 года «Кавказская пленница» уверенно заняла первое место, за год ее посмотрело 76,54 миллиона зрителей.

Осел из кавказской пленницы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *