Насекомые от какого слова произошло

Почему люди боятся насекомых?

Anastasia Keer 195 4 года назад Журналист

Я не люблю насекомых. У меня нет энтомофобии, однако многие насекомые мне в высшей степени неприятны. И вот почему.

Во-первых, все неизведанное вызывает опасения. Мне кажется, млекопитающие (даже чрезвычайно опасные) воспринимаются проще именно потому, что они нам понятны. Если на нашем пути вдруг возникнет собака, скорее всего, мы сможем предсказать ее реакцию на нас. Мы посмотрим на глаза, хвост, уши и зубы собаки и сделаем вывод, агрессивно ли настроено животное или нет. Но вот перед нами паук — что он хочет, готов ли он сбежать или напасть? Да кто ж его знает! Все эти усики, лапки, глазки — всё это максимально непохоже на нас, людей. И эта загадочность пугает!

Во-вторых, многие насекомые ядовиты, а их укусы болезненны. В этом тоже мало приятного. Плюс рискну высказать предположение о боязни насекомых на уровне генетической памяти. Вполне возможно, сегодня мы все еще храним память о той опасности, которую насекомые когда-то представляли для наших предков.

В-третьих, насекомые пугают количеством. Если рядом с вами появляется комар, пчела или муравей, велика вероятность, что где-то недалеко прячутся его сородичи. Но сколько их? Как результат — явная и скрытая угрозы.

В-четвертых, в детстве в баночке с йогуртом мне попался паук. С тех пор и к паукам, и к йогуртам я отношусь настороженно.

Жизнь насекомых

Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей

взрослые читают сами и рассказывают детям после наблюдений и экскурсий в природе

, энтомолог

Одними из самых древних представителей животного мира и одновременно самыми многочисленными по видовому разнообразию являются насекомые. В настоящее время число известных в мире видов насекомых приближается к двум миллионам, и это больше, чем всех других видов животных и растений вместе взятых (при этом ежегодно открывается около семи тысяч новых видов). Они встречаются во всех уголках земного шара — от полярных областей до знойных пустынь, так как приспособились жить повсюду: в высокогорьях, в пресных и солоноватых водоёмах, в лесах, на лугах, в почве, в стеблях растений и даже в доме человека.

Кто же такие насекомые и почему они так называются?

Это всем нам хорошо известные бабочки, жуки, стрекозы, кузнечики, пчёлы, комары, мухи, тараканы и многие другие. Тело насекомых состоит из трёх заметно разделённых частей: голова, грудь, брюшко. Все части тела как бы насечены на сегменты, отсюда и название — насекомые. Все насекомые имеют шесть ножек, одну или две пары перепончатых крылышек и два усика (антенны), размещённые на голове и служащие органами чувств — обоняния и осязания.

Насекомые в жизни ребёнка

Привлечение ребёнка к наблюдению за жизнью животных, знакомству с особенностями различных представителей животного мира может сыграть большую роль в воспитании его чувств, черт характера и правильного отношения к окружающей среде.

Животный мир огромен, однако подавляющее большинство его видов недоступно для близкого контакта с ним детей особенно в городских условиях. Поэтому благодатными объектами могут стать такие животные, которые окружают нас даже в городе, но обычно мы почти не обращаем на них внимания. Это насекомые (мы здесь не имеем в виду бытовых насекомых). Они вездесущи и неприхотливы. Даже небольшой газон, цветник, старый прудик или никогда не засыхающая лужа, группа кустов или деревьев, деревянные заборы или стены домов могут стать местами их обитания. А чтобы насекомых приблизить к себе, расширить их местообитание и увеличить их разнообразие, надо сажать цветники. Малые размеры насекомых, быстрота их развития дают возможность содержать их дома или в детском саду и наблюдать за ними. Ребёнок сам может вырастить бабочку, стрекозу, жука, гусеницу, получив массу богатых впечатлений, а потом выпустить питомцев в природу (в подходящие условия).

Каждый вид насекомых имеет свои особенности в поведении и образе жизни. Одни ловко маскируются от опасности, другие хорошо защищаются, вырабатывая отпугивающие запахи или производя пугающие звуки, а третьи, наоборот, сами притворяются хищниками или изображают себя мёртвыми — их можно назвать «притворяшками» (например, жуки-листоеды, долгоносики).

Особенности поведения животных, их необычные раскраски, способы полёта вызывают множество вопросов. Всё это делает мир насекомых очень привлекательным для детей. Наблюдение За насекомыми позволяет заложить у детей основы понимания живой и неживой природы и бережного отношения к ней.

На прогулках постоянно следует обращать внимание на насекомых, постепенно формируя у детей обобщённые представления: в основном это мелкие, разноцветные живые существа, которых можно встретить повсюду; некоторые из них летают, другие ползают по земле, в траве, некоторые живут в воде.

Содержание и условия педагогической работы

Наблюдения, беседы и занятия с детьми 4-5 лет.

Во время прогулок или экскурсий необходимо отмечать присутствие насекомых в разных, иногда самых неожиданных местах (например, они обитают не только в лесу, за городом, но их очень много и в самом городе, посёлке, рядом с нами — они ползают на дорогах, залетают в комнаты, их много в садах, цветниках, на деревьях). Желательно привлекать внимание детей к наиболее ярким, причудливым представителям насекомых — крупным гусеницам, жукам-бронзовкам на цветах, фиолетовым жужелицам, живущим в листве под деревьями, кустарниками, камнями; наиболее ярким, крупным бабочкам; крупным, быстролетающим стрекозам и др. На примере увиденных насекомых знакомить детей с основными особенностями этих живых существ -показывать, где у них крылья, антенны, лапки — это поможет сформировать у детей общее представление о насекомых, продемонстрирует поразительную непохожесть разных насекомых друг на друга.

Учить детей различать насекомых — бабочек наиболее обычных видов — белянки (капустница, лимонница), павлиний глаз, крапивница, жуков — мелких жужелиц (под камнями), божьих коровок, бронзовок; отличать стрекоз от бабочек в полёте.

Привлекать детей к наблюдению за насекомыми, содержащимися в «живом уголке», обращая внимание на поведение, образ жизни, внешний вид этих животных.

В аквариум можно поместить пойманного в проточной луже, ручейке жука-плавунца, который во взрослом состоянии живёт довольно долго. Интересно смотреть, как он плавает, как набирает воздух. Он ест маленьких головастиков в аквариуме, а также кусочки сырого мяса. Если на него нападают крупные рыбы, он отпугивает их, выделяя едкую белую жидкость. Жук-плавунец может вылезти из воды и улететь. Для детей — это настоящее открытие: плавающий жук летает.

Продержав жука-плавунца полторы-две недели в аквариуме, его необходимо выпустить на волю — в те же лужу, ручеёк и т. п. Дети обязательно будут продолжать следить за ним сами и рассказывать об этом воспитателю, родителям и другим детям.

Хорошо переносят неволю и очень неприхотливы в пище такие насекомые, как палочники. Их можно приобрести на «птичьем рынке» и держать в трёхлитровой банке или в сухом аквариуме с веточками. А кормить палочников надо листьями яблонь, шиповника. Они хорошо растут, малоподвижны, не разбегаются. Размножаются они без самцов. Можно проследить, как появляются маленькие палочники. На зиму им нужно заготовить в целлофановых пакетах листья яблонь и держать их в холодильнике.

Можно предложить детям нарисовать какое-нибудь наиболее понравившееся им насекомое или сценку из его жизни (например, муравья, несущего что-нибудь в муравейник; бабочку на цветке и т. п.); попробовать совместно описать какое-нибудь насекомое, создать его портрет.

Организовывать игры типа «Кто больше знает об этом насекомом?», «Угадай, кто это?», предложив в качестве объекта бабочку, жука, стрекозу, муху, с использованием их изображения в стихотворениях, рисунках, пантомимах.

Важно постоянно подчёркивать уязвимость насекомых -их хрупкость, недолговечность, маленькие размеры. Обращать внимание детей на то, как легко бабочки теряют пыльцу и т. п. Учить детей бережно относиться к ним — не давить ползающих жуков, гусениц.

Наблюдения, беседы и занятия с детьми 5-7 лет.

Организовывать тематические экскурсии типа «Обитатели леса», «Обитатели луга», «Обитатели водоёма», сопровождающиеся рассказом о природе в целом и о насекомых, живущих в данных природных условиях. Предложить рассказать, чем отличается луг от леса, большой водоём от мелкого и т. д., какие насекомые встречаются только на лугу, в лесу или в воде, какие живут поблизости от водоёмов.

Направлять процесс ознакомления с насекомыми, давая детям задания (например, понаблюдать, как питаются бабочки и жуки, как жук переставляет лапки, когда ползёт); просить их рассказать о том, что они наблюдали; поручать разным группам детей изучать какое-нибудь насекомое и затем рассказывать об увиденном.

Учить детей различать разных насекомых: бабочек (радужница, ленточник, листовёртка, пяденица, адмирал и др.); жуков (майский, навозник, усач, пожарник и др.); комаров — обычных и больших (безвредных).

Встреченных насекомых тщательно рассматривать, наблюдать вместе с детьми за их манерой передвигаться, чиститься, притворяться мёртвыми. Выяснять их отличия и общие черты: количество ножек (шесть!), деление тела насечками на членики, наличие крыльев, усиков, покровительственная окраска.

Знакомить детей с некоторыми наиболее примечательными особенностями жизни насекомых, например, с защитной окраской. Так, гусеницы окрашены в цвета, позволяющие им сливаться с листвой; у некоторых гусениц форма тела похожа на сучок — при опасности гусеница замирает и становится незаметной.

В основном все насекомые защищаются от птиц. Для этого они очень хорошо маскируются. Бабочки, например, садятся на землю и стены так, чтобы тень от сложенных крыльев не падала в стороны. Обратная сторона крыльев у них всегда окрашена в тона, сливающиеся с окружающим фоном. Многие насекомые предупреждают своей яркой окраской о том, что они несъедобны (ядовиты). Гусеницы всегда одеты в «маскировочные халаты» — окрашены под цвет той растительности, которой они питаются, и поэтому их трудно заметить. Ночные и сумеречные бабочки, сидя на стволах деревьев, очень хорошо сливаются с корой. Многие насекомые «прикидываются» сухими веточками, сучками, огрызками палочек, сухими или зелёными листьями. Отсюда такие названия, как «палочник», «живой лист» и др.

Во время знакомства с насекомыми, живущими в природе, рассказывать детям о связях каждого насекомого со своим кормом, местообитанием, укрытием. Например, личинки комаров живут в воде, комары улетают, когда выводятся, а затем прилетают отложить яйца в воду, где будут жить личинки. Это можно видеть в аквариуме, если рыбок кормить мотылём, т. е. личинками комаров. Та же связь бабочек с растением состоит в том, что бабочка узнаёт «своё» растение «по запаху». Всё это объясняет уязвимость насекомых, их зависимость от своего местообитания. В свою очередь, растения без опыления насекомыми перестают плодоносить.

Наблюдение за процессом развития насекомых можно успешно вести в закрытых помещениях (например, в группе детского сада).

Чтобы посмотреть, как развивается бабочка, можно в середине мая на стволе тополя собрать несколько маленьких гусениц непарного шелкопряда, который практически всегда живёт в городах. Их надо посадить в просторную стеклянную банку (0,8 л для трёх гусениц достаточно). Если бросить в банку несколько свежих тополевых листьев, гусеницы сразу же начнут их есть. Если бросить другие листья, например, сирени, то гусеницы их есть не будут и погибнут.

В банку надо капнуть несколько капелек воды или поставить маленькую розеточку с водой для увлажнения воздуха и и накрыть её сеточкой, чтобы гусеницы не упали в воду. Листья надо каждый день менять на новые. Гусеницы будут переползать на них со старых листьев. Старые надо выбрасывать вместе с накапливающимся мусором. При этом важно аккуратно обращаться с гусеницами. Постепенно они будут расти. Можно заметить, что они растут после того, как сбрасывают шкурку (линяют). В этот период меняется их окраска. Линяют они, как правило, 4 раза. После последней линьки гусеницы начинают активно ползать по банке, перестают есть и скоро начинают опутывать себя паутинкой — так они готовятся к окукливанию. Очень скоро в коконе (мешочке из паутинок) гусеница превращается в куколку. За куколкой особенного ухода не требуется. Она лежит (висит между листиков) в банке неподвижно и зреет. Её лучше не трогать, а то можно её помять, и она засохнет. Через 10-14 дней верхняя часть куколки лопается и из неё вылезает бабочка с очень короткими крылышками. К этому времени нужно вертикально поместить в банку палочку, чтобы вылезшая из куколки бабочка могла заползти на эту палочку и повиснуть. Тогда её крылышки отвиснут и начнут на глазах расти. Через 1 час бабочка уже сможет летать, и её можно будет выпустить на волю.

На примере непарного шелкопряда можно проследить его развитие, начиная от яйца. Яйца можно собрать в конце августа там же, где жила гусеница. Они покрыты толстым слоем жёлто-буро-серого пуха и лежат внутри этого пуха, как маленькие зеленовато-блестящие горошинки. Эту кладку можно аккуратно соскоблить и положить в банку на картонку. Так как яйца зимуют, на зиму их надо поставить в холодильник (но не в морозилку) и продержать там один месяц. Весной, в начале мая, уже можно класть в банку листики тополя. Из яичек вылезут маленькие гусеницы и начнут есть листья. Весь процесс повторится.

В середине июля в углах заборов, домов, вдоль улиц, где растут тополя можно отыскать куколки непарного шелкопряда, взять их в комнату и положить в любую баночку. Скоро из куколок выйдут либо крупные ленивые бабочки-самки белого цвета, либо буро-коричневые небольшие усатые самцы — очень хорошие летуны.

Такое непосредственное наблюдение за развитием насекомого — от неподвижного яйца до порхающей бабочки — оставляет яркое впечатление у детей и вызывает у них глубокий интерес к изучению секретов природы.

Параллельно с исследованиями дошкольники могут участвовать и в посильной практической деятельности (разбивка цветников, уход за деревьями, уборка мусора, посадка травянистых растений и др.).

Понимание детьми взаимозависимостей между живой и неживой природой способствует формированию у них бережного отношения к природе, к живым её представителям, растениям, правильного поведения в окружающей среде (не рвать цветы, не уничтожать насекомых, не топтать растения, не бросать в траву и кусты банки, пакеты и т. п.).

Заметки на полях

Чем же могут привлечь к себе детей насекомые? Ведь они малозаметны и совсем не похожи на всех других животных. И тем не менее это живые существа со всеми признаками,

присущими живому. Они очень подвижны, прыгают, ползают, бегают, летают, плавают,

зарываются в землю или песок, многие из них имеют яркую окраску, необычную форму.

Насекомые – это существа, как правило, небольших размеров, при желании их даже

можно подержать в ладошке и очень хорошо рассмотреть, не причиняя им никакого вреда.

Для наблюдения за насекомыми в природе хорошо иметь увеличительное стекло.

Развитие насекомых проходит довольно быстро, в четыре стадии: яйцо — личинка-

куколка – взрослое насекомое. Переход от одной стадии к другой называется метаморфозом. Весь процесс занимает примерно 1,5 месяца, доступен и привлекателен

для наблюдения ребёнком.

Изучение насекомых будет ещё увлекательней и серьёзней, если использовать для наблюдения бинокуляр и делать зарисовки с натуры.

Дополни каждый ряд подходящим насекомым

Как называются насекомые каждого горизонтального ряда? Рассмотрим насекомых в верхнем ряду (во втором, третьем…). Чем они похожи между собой и чем отличаются? Где их можно встретить? А какую роль играют насекомые в природе и в жизни человека? Как называются насекомые, которых ты видишь во втором ряду снизу? Почему кузнечик зелёный? Каких ещё насекомых зелёного цвета ты знаешь? Бывают ли кузнечики с другой окраской?

Кто здесь насекомые, а кто нет и почему?

По каким приметам ты догадался? (Количество ножек, «насечки» на теле, наличие крылышек, усиков…) Сколько ножек у каждого насекомого? (Шесть.) Сколько ножек у паука? (Восемь.) Паук — это насекомое или нет? Есть ли ножки у дождевого червя? А как он передвигается? Почему насекомые так называются? Да, у них на теле есть «насечки» (все части тела как бы насечены на сегменты). Нарисуй этих животных или сделай красивую аппликацию.

Назови знакомых тебе бабочек и расскажи о них

Свободная беседа с детьми. Каких бабочек ты видел на лугу, в саду, в лесу? Где можно встретить таких бабочек? Чем они отличаются от тропических (которых ты тоже найдёшь в этой книжке)? Почему крылья дневных бабочек такие красивые, сверкающие, цветные? Бывают ли у них маскировочные узоры? А для чего нужны узоры-«обманки» (например, павлиний глаз)? Как ты думаешь, почему бабочку-лимонницу так назвали?

Каких насекомых можно встретить на лугу?

Свободная беседа с детьми. Чем луг отличается от леса? Назови и опиши луговых насекомых. Каких насекомых на лугу больше всего? Расскажи, как эти насекомые приспособились жить на лугу: как они передвигаются, чем и как питаются, от кого и как защищаются или ловко прячутся? Отгадай, кто где и как маскируется? Как насекомые прячутся от своих естественных (т. е. природных) врагов — птиц и других животных. А как некоторые насекомые защищаются?

Каких насекомых можно встретить в лесу?

Свободная беседа с детьми. Назови и опиши знакомых тебе насекомых. Расскажи, как эти насекомые приспособились жить в лесу: какая у них окраска, где они живут, как передвигаются, чем питаются, как и от кого защищаются?

Ты бывал в лесу? С кем ты туда ходил (ездил)? Каких насекомых вы увидели в лесу? Встретился ли вам муравьиный дом? Как он называется? Какие ещё насекомые живут вместе одной большой семьёй в общем доме? (Пчёлы.)

Какие насекомые рождаются “и живут” в воде?

Свободная беседа с детьми. Как жук-плавунец, комар, ручейник, стрекоза и другие водные насекомые приспособились к жизни в воде или вблизи водоёма? Рассмотри насекомых на этой картинке и их личинки. Чем личинки водных насекомых похожи друг на друга и чем они отличаются? Как ты думаешь, почему жук-плавунец так называется? Чем насекомые питаются в водоёме? Видел ли ты стрекозу? Запомнил, какие у неё крылышки? А какие глаза?

Узнай бабочек по контурам крыльев.

Свободная беседа с детьми. Сравни контуры крыльев, особенности узора и яркость окраски. Как ты думаешь, какие из этих бабочек тропические, а какие — нет? По каким признакам об этом можно догадаться? Как бабочки защищаются от птиц? Да, они очень хорошо маскируются. В этом им помогает окраска крыльев, благодаря которой бабочки сливаются с цветом растений. А ещё они садятся на землю так, чтобы тень не падала в стороны (складывают крылья).

Где чьё “украшение”? Как маскируются гусеницы?

Свободная беседа с детьми. Гусеницы бабочек часто имеют необычные выросты в виде усов, щетинок, хвостов, которые служат для защиты или маскировки. Посмотри, как выглядят гусеницы, и найди для каждой подходящее «украшение». Гусеницы всегда одеты в «маскировочные халаты». Они окрашены под цвет того растения, которым питаются, и поэтому их очень трудно заметить. А в кого превращаются гусеницы? Как это происходит?

Как развивается бабочка? Установи последовательность.

Свободная беседа с детьми. Вспомни и расскажи, какие формы поочерёдно приобретает бабочка, пока развивается (яичко, личинка (гусеница), куколка, бабочка). А как растут и развиваются другие животные? Какие ещё животные появляются на свет из яйца? (Птицы, рыбы, земноводные — крокодил, черепаха, лягушка и др.) Как ты думаешь, почему на одной из стадий развития бабочка называется «куколкой»?

Расскажи, как развивается жук:

что с ним происходит сначала, а что потом?

Свободная беседа с детьми. Сравни процесс развития жука с развитием бабочки. В чём есть сходство и отличие? Найди на картинке и покажи: яйцо, личинку, взрослого жука. Бывает ли у жука стадия развития «куколка»? Расскажи, как жук превращается из личинки во взрослое насекомое (смотри среднюю картинку). Чем питаются личинки насекомых, пока растут и развиваются? Какой вред они приносят своим «обжорством»?

На кого или на что похожи эти насекомые?

Сравни и назови.

Подбери пары. Найди в каждой паре сходство и отличие. Почему насекомым дали такие названия: жук-олень, лимонница, жук-носорог, верблюдка, жук-слоник, солдатик? Найди их на картинках и сравни с животными или плодами (лимон), от названий которых насекомые получили свои «имена». Вслушайся в звучание названий. Вспомни другие «говорящие» названия насекомых (черепашка, павлиний глаз, голубянка, белянка).

Узнай насекомых по силуэтам и назови.

Найди комара и муравья, муху и кузнечика. Сравни бабочек — махаона и лимонницу, жуков — оленя и носорога. Сколько у кого ножек, усиков, крылышек? Вспомни и опиши, как выглядят эти насекомые в природе: какого цвета туловище и крылышки, есть ли какие-то особенности, например, у пчелы мохнатое туловище, у стрекозы прозрачные крылышки и глаза как мозаика. Нарисуй их или сделай красивую аппликацию.

Насекомые от какого слова произошло

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *