Народная сказка колосок

Украинская народная сказка «Колосок»
Жанр: сказка о животных
Главные герои сказки «Колосок» и их характеристика

  1. Золотистое горлышко, петушок. Добрый, работящий, суровый, справедливый.
  2. Круть и Верть. Мышата. Легкомысленные, игривые, беззаботные.

План пересказа сказки «Колосок»

  1. Знакомство с героями
  2. Находка
  3. Обработка колоска
  4. Мука и тесто
  5. Пироги
  6. Голодные мышата

Кратчайшее содержание сказки «Колосок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили вместе мышата Круть и Верть и петушок Голосистое горлышко.
  2. Нашел петушок колосок и обмолол его.
  3. Потом свозил на мельницу и сделал муку.
  4. Потом намесил тесто и испек пироги.
  5. Хотели мышата пирогов поесть, а петух стал их спрашивать, что они сделали.
  6. Пристыженные мышата вылезли из-за стола и петушок один съел пироги.

Главная мысль сказки «Колосок»
Кто не работает, тот не ест.
Чему учит сказка «Колосок»
Сказка учит не лениться, всего добиваться упорным трудом. Учит выделять время для игры и для работы. Учит все дела делать сообща. Учит справедливости и доброте. Учит делиться с товарищем.
Отзыв на сказку «Колосок»
Мне понравилась эта милая сказка про мышат и петушка. Петушок в сказке очень положительный, все работал и работал. А мышата очень легкомысленные, все играли. И петушок не стал с ними делится, сам все съел. Это кончено очень поучительно, но немного жестоко.
Пословицы к сказке «Колосок»
Делу время, потехе час.
У кого работа, у того и хлеб.
Здоров на еду, да хил на работу.
Кончил дело — гуляй смело.
На чужую работу глядя, сыт не будешь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Колосок»
В одном дворе жили два мышонка и петушок. Мышат звали Круть и Верть, потому что они целыми днями ничего не делали, а только крутились и вертелись. А петушка звали Голосистое горлышко, за то что он вставал с солнцем, громко пел и начинал работать.
Однажды петушок нашел во дворе колосок и позвал мышат. Мышата увидели колосок и сказали, что его надо обмолотить, но сами молотить отказались.
Добрый петушок обмолотил колосок и вновь позвал мышат, готовое зерно показать.
Мышата увидели зерно и сказали, что его надо на мельницу отнести, но сами нести отказались.
Добрый петушок сам отнес зерно на мельницу, намолол муки и снова зовет мышат. Мышата увидели муку и сказали, что надо тесто намесить и пироги поставить. Но сами работать снова отказались.
Добрый петушок и тут не подкачал. Затопил печь, натаскал воды, намесил тесто и пироги испек. А как поспели пироги, мышата тут как тут. Уже за столом сидят, пирогов требуют.
Но петушок прежде стал их допрашивать. Кто колосок нашел? Кто его обмолол? Кто на мельницу отнес? Кто тесто месил и кто пироги пек?
И на все вопросы Круть и Верть отвечают тихо «Ты».
И вылезли мышата из-за стола и пошли печальные во двор. А петушок сел за стол и пирогов наелся.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Колосок»

Украинская сказка «Колосок» материал (1 класс)

Занятие кружка » В гостях у сказки»

Тема: «Украинская народная сказка «Колосок». 1 класс

Цель: -познакомить детей с украинской народной сказкой «Колосок», пословицами о труде, закреплять знания о литературных жанрах, знания о видах сказки;

— развивать навыки выразительного чтения, мышление, речь и обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности;

— осуществлять нравственно-эстетическое воспитание на примере поступков героев сказки, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду людей, воспитывать чувство взаимопомощи, прививать любовь к чтению.

Тип, вид урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

— знание содержание сказки;

— определение пути от колоска до пирога;

— знание важности и необходимости труда;

— умение подбирать пословицу к сказке.

Оборудование: компьютер, презентация, рисунки.

Конспект занятия

I. Сообщение темы занятия

-Сегодня мы будем знакомится со сказкой.

— Кто знает, что такое сказка? (Это народная мудрость, произведение волшебного характера, обычно, со счастливым концом.) (Слайд № 2)

— Какие бывают сказки? (Народные и литературные (авторские) Чем авторские сказки отличаются от народных? (У авторских сказок есть автор, а народные сказки сочинил народ) (Слайд №3)

— Какие виды сказок по содержанию вы знаете? (о животных, волшебные, бытовые) (Слайд № 4)

Слайд № 5

-Сегодня мы познакомимся с украинской народной сказкой «Колосок».

— А кто знает, что такое колосок? (Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелек – это соломина). (Слайд №6)

II. Эмоциональный настрой

— Сядьте удобно и приготовьтесь смотреть мультфильм. Нужно быть очень внимательными, чтобы запомнить, как зовут героев сказки и определить вид сказки.

III. видеопросмотр.

IV. Анализ содержания сказки.

-Понравилась вам сказка?

— Как звали героев сказки? (Мышонок Круть и Верть и петушок Голосистое Горлышко.)

— Докажите, что просмотренное произведение – это сказка. К какому виду сказок мы отнесем данную сказку? (Сказка о животных).

— Чем занимались мышата и петушок? (Мышата пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, всех песней будил, а потом принимался за работу.)

— Как вы думаете, почему у героев сказки такие имена? (Петушок всех будил, а мышата крутились и вертелись.)

— Что нашёл петушок во дворе? (Пшеничный колосок.)

— Что сделал Голосистое горлышко с колоском? Проследим этот путь. (Слайд № 7).

— Понравился мышатам пирог? (Они его даже и не попробовали)

— Почему даже не попробовали? (Петушок их не угостил)

— Как вы думаете почему? (Они лодыри и лентяи, петушку не помогали.)

— Поняли Круть и Верть свою ошибку, докажите? (Поняли и молча, вылезли из-за стола.)

-Как отвечали мышата петушку в начале сказки? (Бодро, весело).

-А в конце сказки? (Тихо, еле слышно.)

-Почему поменялся тон их речи? (Стало стыдно за свое поведение.)

— Как можно охарактеризовать мышат и петушка? Какие они?

Работа в группе.

Прочитай предложенные характеристики, найди ненужные слова.

Петушок

Мышата

Трудолюбивый

ленивые

Хозяйственный

совестливые

Жестокий

легкомысленные

Строгий

веселые

Справедливый

Послушные

— А как к нам попадает на стол хлеб? (Ответы детей).

— Какой вывод мы должны сделать? (Хлеб проходит трудный путь от поля к нашему столу и нужно бережно к нему относиться. Хлеб – наше богатство.)

V. Физкультминутка

Ах ты, Петя – петушок Вытянуться и кивать головой.

На макушке гребешок, Сложить ладони, приложить к макушке.

А под клювом-то бородка, Сложить ладони, приложить к подбородку.

Очень гордая походка. Походка с высоким подниманием бедра.

Рано-рано поутру «Похлопать крыльями».

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
VI. — Соберите пословицы и в паре обсудите смысл каждой пословицы.

— Теперь выберите ту пословицу, которая больше всего подходит по смыслу к сказке и почему? Объясните свой выбор.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Больше дела, меньше слов.
Кто не работает, тот не ест.

VIII. Рефлексия.

Конспект занятия «Колосок. Украинская народная сказка»

Виктория Коряка
Конспект занятия «Колосок. Украинская народная сказка»

Цели:

1. Ввести в круг чтения новое произведение «Колосок».

2. Учить определять главную мысль, анализировать прочитанный текст, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы;

3. Воспитывать нравственные качества: доброту, взаимовыручку, взаимопомощь, трудолюбие, бережное отношение к хлебу;

I.Организационный момент. По цепочке перечислите, что мог Ниссе.

(Пахать, жать, сажать, печь, тачать, качать, выследить, жарить, шить, строить)

II.На прошлом уроке вы читали про Ниссе. С ним легко на свете жить, так как он многому учился и многое умеет. А если человек не учиться, ничего не хочет делать, с ним будет легко? Почему? А ему самому в жизни будет как? Вывод какой? Нужно учиться и трудиться. Ваша задача на уроке не лениться, а трудиться. Нужно быть внимательными, впереди много сложных заданий.

III. Рефлексия.

Мы с вами живём и учимся в одном классе, а чтобы класс стал настоящей командой, какие качества человеку необходимы (Честность, ум, терпение, преданность, забота, доброта, отзывчивость, трудолюбие,взаимовыручка)

Постройте домик из кирпичей (качества выбрать)+ окно.

-Итак, друзья, продолжаем урок! Затей у нас большой запас! А для кого они? Для Вас. Я знаю, вы любите поговорки, скороговорки, песни и загадки, Но нет ничего интереснее, чем наши и зарубежные сказки! Сегодня мы познакомимся с зарубежной (украинской) сказкой… Кто её написал?

А о чём будет сказка? (о труде) Как догадались? (раздел назван Трудолюбие — это клад)

IV.Введение в тему.

Загадка. Он на солнышке стоит

И усами шевелит,

Разомнёшь его в ладони

Золотым зерном набит. Зашифровка названия сказки. К* л* с* к — Какая буква убежала? (о).

-Для чего люди выращивают колоски?

Беседа о бережном отношении к хлебу. Нравственное воспитание.

Из колоска получается хлеб. Хлеб – это наше здоровье, наша сила. Вы каждый день едите хлеб, ивы знаете, какой длинный путь проходит он, прежде чем попадёт на наш стол.

Хлеб — это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. В голодные годы войны кусочек хлеба мог спасти жизнь. Хлеба не было, так как враги в первую очередь сжигали поля, где росла пшеница. Знаете ли вы, какой кусочек хлеба давали человеку в день? Только люди, пережившие голод, по – настоящему ценят каждую крошку хлеба. Сейчас хлеба хватает всем, но цена его высока. Но несмотря на это, к нему относятся с неуважением, выбрасывают. Наши предки говорили, что выброшенный хлеб поднимает чёрт. И он вами завладевает. Ещё по русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но и поцеловав, попросить прощение. Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Относились к хлебу с благоговением и считали главным богатством. Но, к сожалению, не всегда можно увидеть бережное отношение к хлебу. А вы с уважением относитесь к хлебу?

Я прочитаю стихотворение, оно не выдумано автором, он взял его из жизни.

Мальчик, ногой пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающих лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали.

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говориться:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

-Как вы понимаете слова: Человеком быть перестал?

-Как нужно относиться к хлебу?

V. Физминутка.

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнём и снова в путь.

VI. Словарная работа. (Карточки) Работа в паре.

-А сейчас мы прочитаем сказку о том, как из колоска можно получить хлеб. Но в сказке встретятся сложные по значению слова. Разберём сначала их.

-Объяснение незнакомых словПроверка.

Спозаранку-….

Молотить-….

Замесить-….

Затопить-…

Лапта-….

Муку молоть-…

Чехарда-….

«Посадить пироги в печь»-…

«Чуть свет-….»

Вопрос перед чтением — Кто в этой сказке будет трудолюбивым?

VII. Знакомство со сказкой. 3мин

Первичное чтение учителем.

-Какой вопрос был задан перед чтением?

-Кто в сказке трудолюбивый?

VIII. Подготовка к чтению.

• Чтение слов на внимание.

• Собирание слов.

• Чтение трудных для чтения слов.

Давайте потренируемся и прочитаем трудные слова. Упр. «Губы»

Го-ло-сис-то-е под-ни-мал-ся

При-ни-мал-сяпше-нич-ный

Ис-то-пи-ласьпод-ме-тал

Об-мо-ло-тилис-пек-лись

По-дож-ди-те

VIII. Повторное чтение детьми.

1часть Чтение. «Разведка».До слов «Кончил петушок молотить и крикнул…»

— Как звали мышат (Круть и Верть) Почему?

–Какими они были (ленивыми)

— Как звали петушка?Почему?

— Каким он был?трудолюбивым

2 часть Чтение. «Буксир»

1группа (1ряд). Разложить действия петушка.

2групп (2ряд). Разложить действия мышат.

3часть. Чтение. Соревнование в парах. Игра «5».

— Как вели себя мышата, когда накрыли на стол?

— Пришлось ли петушку звать их?

— Почему же петушок не угостил их пирогами? Найдите в тексте и зачитайте.

— А почему мышата не захотели помочь петушку?

— Как вы думаете, легко ли было петушку одному выполнять всю работу?

-За что вы хотели бы похвалить Петушка?

-За что вы осуждаете мышат?

-Как вы думаете, стыдно ли было мышатам? Почему?

-Ведь плохо, что Круть и Верть остались голодными?

X. Рефлексия.

-Давайте, их в наш домик поселим на перевоспитание (картинки мышат).

-Если бы они жили в нашем домике и были у них такие же качества, то конец у сказки был бы хорошим.

-Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

–Какой урок вы для себя взяли?

1урок. Трудолюбие.

2урок. Взаимовыручка.

3урок. Дружба.

-Сказка учит быть трудолюбивыми, уметь помогать друг другу, дорожить дружбой и осуждает лень.

XI. Итог урока. Самооценки.

Узнаем, как вы потрудились, и кто был внимательным. (Проверка иголкой).

а б в

а б в

1 +

2 +

3 +

4 +

5 +

6 +

7 +

Тест.

1. Какого народа сказка “ Колосок”?

а) белорусская;

б) украинская;

в) русская.

2. С кем жил петушок?

а) С собаками;

б) с кошками;

в) с мышами.

3. Сколько мышей жило вместе с петушком?

а) 2 мыши;

б) 3 мыши;

в) 4 мыши.

4. Как звали мышей?

а) Круть и Верть;

б) Курт и Вурт;

в) Карт и Варт.

5. Что нашёл петушок?

а) Деньги;

б) колосок;

в) мышку.

Вспомните и подберите пословицу о труде, которая будет лучше всех подходить к этой сказке.

— Плох обед, коли хлеба нет.

— Нет хлеба ни куска, заберет и в горнице тоска.

— Доплясались, что без хлеба остались.

-Разговором сыт не будешь.

— Какая из пословиц больше подходит?

>Колосок

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.23 Подробности Категория: Русская сказка

Колосок

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да пету­шок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней бу­дил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на зем­ле пшеничный колосок.
— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл! Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я! —петух петушок с метлой закричал один. — Только не я! — закричал другой.
— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу. И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намо­лотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:— Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки на­молоть.
— А кто понесёт? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал Круть.
— Только не я! — закричал Верть.
— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мель­ницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё:
— Только не я! — запищал Круть.
— Только не я! — запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в неё пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пля­шут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть мне хочется! — пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?
— Ты нашёл! — громко запищали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пиро­ги кто пёк?
— Всё ты, всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

— КОНЕЦ —

Русская народная сказка

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!

Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я!-закричал один.
— Только не я!-закричал другой.
— Ладно,-сказал петушок, — я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.


Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
— А кто понесёт? — спросил петушок.
— Только не я!-закричал Круть.
— Только не я!- закричал Верть.
— Ладно,-сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё.
— Только не я!-запищал Круть.
— Только не я!-запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.

Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть хочется! — пищит Верть.
И за стол сели.

А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
— Ты нашёл! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.

— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

Народная сказка колосок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *