Марийская народная сказка

Марийские народные сказки

Человеческий опыт во многом основан на самых ранних, детских впечатлениях, и сказки способны заложить прочный фундамент в психологическом развитии человека. Марийские сказки вобрали в себя наблюдения народа мари за природой и её детьми: животными и людьми. Не всегда эти истории имеют счастливый конец: ведь слово «сказка» происходит от слова «сказ», что значит рассказ, повествование. Первоначальной целью сказочных сюжетов было поделиться со своими соседями виденным или слышанным, а иногда и предостеречь их от совершения неблагоразумных поступков или приободрить, если дела их шли не совсем гладко. Марийские сказки для детей используют образы животных, чтобы рассказать о качествах человеческого характера, а герои-люди на своём примере учат юного читателя ответственному обращению с живой природой. Сказки на марийском языке, как и на языках других народов, населяющих Российскую Федерацию, – своего рода жемчужины в нашем общем наследии, не теряющие блеск с годами. Чтобы лучше понять характер народа мари, оценить его мудрость, глубокое понимание природных явлений и отношений между людьми, а также чувство самоиронии, читайте и слушайте марийские народные сказки.

Кратко о народе

МАРИЙЦЫ — это народ в России, коренное население Марийской Республики (312 тыс. человек). Марийцы живут также в соседних областях Поволжья и Урала. Всего в Российской Федерации 604 тысячи марийцев (2002 г.). Марийцы делятся на три территориальные группы: горные, луговые (лесные) и восточные. Горные марийцы живут на правом берегу Волги, луговые — на левом, восточные — в Башкирии и Свердловской области.

Марийцы относятся к субуральскому типу уральской расы. В марийском языке, относящемся к финно-угорским языкам, выделяются горное, луговое, восточное и северо-западное наречия. Среди марийцев широко распространён русский язык. Марийская письменность на основе кириллического алфавита. Марийцы в основном — православные, но среди восточных марийцев встречаются мусульмане.

Первое письменное упоминание о черемисах (марийцах) встречается у готского историка Иордана в 6 веке. Упоминаются они и в «Повести временных лет». Большую роль в развитии марийского этноса играли тесные связи с тюркскими народами.

Формирование древнемарийской народности происходит в 5—10 веках. В 10—12 веках марийцы находились под экономическим и культурным влиянием Волжско-Камской Булгарии. В 1230-х годах их территория была захвачена монголо-татарами. С 15 века приволжские марийцы входили в Казанское ханство, северо-западные — поветлужские марийцы — в состав северо-восточных русских княжеств. В это же время у них появляются свои князьки.

В 1551—52 гг. после разгрома Казанского ханства марийцы вошли в состав Русского государства. В 16 веке началась христианизация марийцев. Однако восточные и часть луговых марийцев христианства не приняли, у них до 20 века сохранялись дохристианские верования, особенно культ предков. С конца 16 века началось переселение марийцев в Предуралье, усилившееся в 17—18 веках. Марийцы участвовали в крестьянских войнах под предводительством С.Т. Разина, Е.И. Пугачева.

Основным занятием марийцев было пашенное земледелие. Подсобное значение имели огородничество, разведение скота, охота, лесные промыслы, пчеловодство, рыболовство.

Традиционная одежда у марийцев: богато вышитая рубаха, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс, войлочная шляпа, лапти с онучами, кожаные сапоги, валенки. Для женского костюма характерны передник, кафтаны из сукна, шубы, головные уборы — конусовидные колпачки, и обилие украшений из бисера, блёсток, монет, серебряных застёжек-сюльганов.

Марийская кухня — вареники с начинкой из мяса или творога, слоёные блины, сырники, напитки — пиво, пахта, крепкая медовуха. Семьи у марийцев преимущественно малые. Женщина в семье пользовалась хозяйственной и правовой самостоятельностью.

В народном искусстве своеобразна резьба по дереву, вышивка, узорное ткачество, плетение из бересты. Богатством форм и мелодичностью отличается марийская музыка. К народным инструментам относятся: кусле (гусли), шувыр (волынка), тумыр (барабан), шиялтыш (свирель), ковыж (2-струнная скрипка), шушпык (свисток). Исполняются на народных инструментах главным образом плясовые наигрыши. Из фольклорных жанров выделяются песни, особенно «песни печали», сказки, предания.

Значительное влияние на марийцев оказала русская культура.

МАРИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА (Республика Марий Эл) находится в Российской Федерации. Площадь 23,2 тыс. км2. Население 755 тысяч человек (2001г). Столица — город Йошкар-Ола.

Марийская автономная область в составе РСФСР образована 4 ноября 1920 года. В 1936 г. она была преобразована в Марийскую автономную республику в составе РСФСР. С 1992 года Марийская АССР переименована в Республику Марий Эл. Название республики образовано от этнического самоназвания её коренного населения мари («мужчина»). «Марий» — мариец, марийский, «эл» — страна.

  • Девочка и Вувер-кува
  • Заячий домик
  • Как мариец попал в становые
  • Ловкий ёж
  • Мальчик-богатырь
  • Нончык-патыр
  • Сказки про лису
  • Сторож пчёл
  • Солдатские проделки
  • Хитрая лиса
  • Чудесная шашка
  • Шляпа
  • Язык змей

Марийская народная сказка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *