Лягушка и аист басня

Анализ басни «Аисты и лягушки»

В басне «Аисты и лягушки» Михалков рассказывает довольно-таки наболевшую историю о вечных беспочвенных спорах, оставляя за собой право высмеять глупость, которая этими баталиями правит.

Рассказ прост и понятен каждому ценителю басенного искусства, в нем показана комическая ситуация, в которой аисты и лягушки, пытаясь переспорить друг друга, доказывают свое лидерство и важность весьма сомнительными способами: то у кого-то больше лап, то кто-то умеет нырять, то чей-то клюв выступает в качестве необходимого твердого аргумента в пользу хозяина. В общем, история на уровне выяснения, кто лучше, в ясельной группе детского сада.

И все бы ничего, вот только аист и лягушка уже взрослые, как и те многие люди (особенно слабы в этом плане представительницы прекрасной половины человечества), которые в достаточно солидном возрасте готовы отстаивать свое «место под солнцем», не задумываясь о том, что пора бы уже отойти от этих наивно-детских мерительных признаков.

Точку в «михалковском» варианте данного спора ставит аист, которому хватает-таки ума не тратить время на никчемное выяснение лидерства, ведь проявление силы не в словах, а в поступках. Итог – аист съедает лягушку.

Читать все басни Михалкова

Поспорила Лягушка с Аистом:
— Кто красивее?
— Я! — уверенно сказал Аист. — Посмотри, какие у меня красивые ноги!
— Зато у меня их четыре, а у тебя только две! — возразила Лягушка.
— Да, у меня только две ноги, — сказал Аист, — но они у меня длинные!
— А я квакать умею, а ты нет!
— А я летаю, а ты только прыгаешь!
— Летаешь, а нырять не можешь!
— А у меня есть клюв!
— Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
— А вот на что! — рассердился Аист и… проглотил Лягушку.
_______________
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не
спорить.

Анализ басни «Аисты и лягушки» Михалкова

Произведение «Аисты и лягушки» написано С. Михалковым в 1963 году году. Сюжет разворачивается вокруг спора двух представителей фауны – аиста и лягушки. Лягушка в самом начале совершила ошибку, начав пререкаться с тем, кто сильнее. Она изо всех сил старалась доказать птице, что является чуть ли не эталоном красоты: и ног у нее больше, и квакать она умеет, и нырять, в отличие от аиста. И даже над клювом его посмеялась, сказав, что он ни на что не годен. Аист не растерялся и показал дерзкой лягушке, для чего ему клюв. В итоге – кто сильнее, тот и прав. Главная мысль выражена в последней строчке: «Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить».

Сам автор считает это произведение поучительной сказкой, но во многих сборниках она отнесена к басням. Она имеет характерные для басенного жанра признаки:

  1. Небольшой объем.
  2. Двучастная структура. Основное повествование держится на споре двух оппонентов. Вывод, мораль содержатся в заключительной строчке.
  3. Сатира. Автор высмеивает пороки своих героев: никчемность аргументов, которые они приводят в споре и бессмысленность самого выяснения отношений.
  4. Аллегоричность. Прототипами животных в басне стали отрицательные черты человеческого характера – упрямство, гордыня, желание покрасоваться.
  5. Диалогичность. Сюжет басни Михалкова разворачивается благодаря разговору героев.
  6. Просторечность. Автор использует в своем произведении лексику каждодневной речи. Например, лягушка, говоря про клюв, употребляет выражение «на что» вместо «зачем».
  7. Герои – животные.

Произведение называется «Аисты и лягушки». На первый взгляд, по названию ясно, кто является героем басни. Действующие лица – два представителя животного мира. Однако в заглавии их названия даны во множественном числе. Это не случайно. Такой прием позволяет обобщить образы, которые вырисовывает автор и подчеркнуть их типичность. Таким образом достигается главная задача басни как жанра – проповедовать некую моральную идею, чтобы каждый читатель задумался, а не о нем ли писал Михалков? Не он ли так же, как эти животные готов спорить до последнего, приводя пустяковые аргументы, лишь бы доказать свою правоту?

Такие взаимоотношения между аистом и лягушкой напоминают человеческие. Мы часто меряемся своей красотой, силой, богатством и даже правильностью жизни, забывая, что все люди разные. Каждый человек прекрасен в своей индивидуальности. Автор осуждает неуступчивость, болтливость, назойливость, хвастовство героя этого произведения.

С. Михалков хочет нас научить быть скромными, не хвастаться, уметь дружить и не ссориться.

>Басня Сергея Михалкова «Аисты и лягушки»

Урок –проект по литературному чтению по теме: Положительные и отрицательные качества героев в басне С.Михалкова «Аисты и лягушки» план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок –проект по литературному чтению по теме:

Положительные и отрицательные качества героев в басне С.Михалкова «Аисты и лягушки»

Цели: совершенствовать навыки правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения, а также чтения по ролям; познакомить с басней С.Михалкова «Аисты и лягушки»; расширить круг знаний о творчестве С.Михалкова; развивать творческие способности, воображение; воспитывать уважение к нравственно-эстетическим нормам.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Лягушки

У речушки, вдоль опушки

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

2. Постановка целей урока.

  • Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного поэта и писателя.

— Кто он, вы скажите сами, когда я напомню вам его стихи.

В одном переулке

Стояли дома

В одном из домов

Жил упрямый Фома.

( «Фома»)

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья,

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

А в песенке поётся

О том, как мы живём.

(«Весёлые путешественники»)

В доме 8 дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью «Каланча»,

По фамилии Степанов

И по имени Степан…

(«Дядя Стёпа»)

— Написал эти стихи С.Михалков

— Какие произведения С.Михалкова вам знакомы?

3. Изучение нового материала

3.1Группа учащихся познакомит нас с биографией поэта.

— 1 ученик:

— Сергей Владимирович Михалков родился 27 февраля (12 марта) 1913 года в Москве, в семье служащего. Отец привил ребёнку любовь к русской литературе, познакомил со стихами В.Мояковского, С.Есенина. Школьные годы провёл в Пятигорске. В 1930 году. окончив среднюю школу, переехал в Москву и в течении трёх лет работал на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике.

2 ученик

— В 1935-37 годах учился в литературном институте им. М.Горького. В 1935 году в журнале «Пионер» Михалков опубликовал стихотворение для детей «Три гражданина». За ним последовали другие детские стихи: «Упрямый Фома», «Мы с приятелем», «Дядя Стёпа». Один из старейших мастеров русской литературы А.Толстой подал Михалкову мысль обратиться к басне. Так появились басни «Лиса и бобёр», «Две подруги» и множество других.

3.2 Подготовка к восприятию текста.

Прочитайте название произведения.

О ком это произведение?

3.3 Первичное чтение басни учителем.

Это произведение – сказка, басня, рассказ или стихотворение? (По объёму это миниатюра, напоминающая басню. Животные затеяли спор о том, кто лучше. Последняя фраза сказки выполняет роль нравоучения, морали: «Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну сними не спорить».)

3.4 Работа по группам.

Задания группам

Выполнение задания

1-я группа

Подготовить чтение басни по ролям.

Определить главную мысль сказки.

Какой совет можно дать лягушке?

Чтение по ролям.

Главная мысль басни – не спорь понапрасну с большим и сильным; прав тот, кто сильнее и умнее; знай своё место и не считай себя лучше других; знай законы природы

Совет лягушке – не спорить, спрятаться получше.

2-я группа

Работа по учебнику. Задания 1,2 с 43

Ребята готовят ответы на вопросы:

1.Какие качества персонажей осуждает писатель?

2.Какие чувства испытывают персонажи? Почему ты так думаешь?

3-я группа

Сочинить похожую сказку «Кто лучше?»

4.Подведение итогов урока.

-Каков результат спора? Чем он закончился для лягушки?

— Кто прав в этом споре?(Каждый по-своему прав, но Лягушке не хватило скромности, а Аисту терпения)

— Чему научила вас басня?(Не завидуй и не учи другого за то, чего у него нет, всё может плохо кончиться.

Лягушка и аист басня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *