Анализ басни «Аисты и лягушки»
В басне «Аисты и лягушки» Михалков рассказывает довольно-таки наболевшую историю о вечных беспочвенных спорах, оставляя за собой право высмеять глупость, которая этими баталиями правит.
Рассказ прост и понятен каждому ценителю басенного искусства, в нем показана комическая ситуация, в которой аисты и лягушки, пытаясь переспорить друг друга, доказывают свое лидерство и важность весьма сомнительными способами: то у кого-то больше лап, то кто-то умеет нырять, то чей-то клюв выступает в качестве необходимого твердого аргумента в пользу хозяина. В общем, история на уровне выяснения, кто лучше, в ясельной группе детского сада.
И все бы ничего, вот только аист и лягушка уже взрослые, как и те многие люди (особенно слабы в этом плане представительницы прекрасной половины человечества), которые в достаточно солидном возрасте готовы отстаивать свое «место под солнцем», не задумываясь о том, что пора бы уже отойти от этих наивно-детских мерительных признаков.
Точку в «михалковском» варианте данного спора ставит аист, которому хватает-таки ума не тратить время на никчемное выяснение лидерства, ведь проявление силы не в словах, а в поступках. Итог – аист съедает лягушку.
Читать все басни Михалкова
Поспорила Лягушка с Аистом:
— Кто красивее?
— Я! — уверенно сказал Аист. — Посмотри, какие у меня красивые ноги!
— Зато у меня их четыре, а у тебя только две! — возразила Лягушка.
— Да, у меня только две ноги, — сказал Аист, — но они у меня длинные!
— А я квакать умею, а ты нет!
— А я летаю, а ты только прыгаешь!
— Летаешь, а нырять не можешь!
— А у меня есть клюв!
— Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
— А вот на что! — рассердился Аист и… проглотил Лягушку.
_______________
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не
спорить.
Анализ басни «Аисты и лягушки» Михалкова
Произведение «Аисты и лягушки» написано С. Михалковым в 1963 году году. Сюжет разворачивается вокруг спора двух представителей фауны – аиста и лягушки. Лягушка в самом начале совершила ошибку, начав пререкаться с тем, кто сильнее. Она изо всех сил старалась доказать птице, что является чуть ли не эталоном красоты: и ног у нее больше, и квакать она умеет, и нырять, в отличие от аиста. И даже над клювом его посмеялась, сказав, что он ни на что не годен. Аист не растерялся и показал дерзкой лягушке, для чего ему клюв. В итоге – кто сильнее, тот и прав. Главная мысль выражена в последней строчке: «Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить».
Сам автор считает это произведение поучительной сказкой, но во многих сборниках она отнесена к басням. Она имеет характерные для басенного жанра признаки:
- Небольшой объем.
- Двучастная структура. Основное повествование держится на споре двух оппонентов. Вывод, мораль содержатся в заключительной строчке.
- Сатира. Автор высмеивает пороки своих героев: никчемность аргументов, которые они приводят в споре и бессмысленность самого выяснения отношений.
- Аллегоричность. Прототипами животных в басне стали отрицательные черты человеческого характера – упрямство, гордыня, желание покрасоваться.
- Диалогичность. Сюжет басни Михалкова разворачивается благодаря разговору героев.
- Просторечность. Автор использует в своем произведении лексику каждодневной речи. Например, лягушка, говоря про клюв, употребляет выражение «на что» вместо «зачем».
- Герои – животные.
Произведение называется «Аисты и лягушки». На первый взгляд, по названию ясно, кто является героем басни. Действующие лица – два представителя животного мира. Однако в заглавии их названия даны во множественном числе. Это не случайно. Такой прием позволяет обобщить образы, которые вырисовывает автор и подчеркнуть их типичность. Таким образом достигается главная задача басни как жанра – проповедовать некую моральную идею, чтобы каждый читатель задумался, а не о нем ли писал Михалков? Не он ли так же, как эти животные готов спорить до последнего, приводя пустяковые аргументы, лишь бы доказать свою правоту?
Такие взаимоотношения между аистом и лягушкой напоминают человеческие. Мы часто меряемся своей красотой, силой, богатством и даже правильностью жизни, забывая, что все люди разные. Каждый человек прекрасен в своей индивидуальности. Автор осуждает неуступчивость, болтливость, назойливость, хвастовство героя этого произведения.
С. Михалков хочет нас научить быть скромными, не хвастаться, уметь дружить и не ссориться.
>Басня Сергея Михалкова «Аисты и лягушки»
Урок –проект по литературному чтению по теме: Положительные и отрицательные качества героев в басне С.Михалкова «Аисты и лягушки» план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок –проект по литературному чтению по теме:
Положительные и отрицательные качества героев в басне С.Михалкова «Аисты и лягушки»
Цели: совершенствовать навыки правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения, а также чтения по ролям; познакомить с басней С.Михалкова «Аисты и лягушки»; расширить круг знаний о творчестве С.Михалкова; развивать творческие способности, воображение; воспитывать уважение к нравственно-эстетическим нормам.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Лягушки
У речушки, вдоль опушки
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей.
2. Постановка целей урока.
- Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного поэта и писателя.
— Кто он, вы скажите сами, когда я напомню вам его стихи.
В одном переулке
Стояли дома
В одном из домов
Жил упрямый Фома.
( «Фома»)
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья,
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся
О том, как мы живём.
(«Весёлые путешественники»)
В доме 8 дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью «Каланча»,
По фамилии Степанов
И по имени Степан…
(«Дядя Стёпа»)
— Написал эти стихи С.Михалков
— Какие произведения С.Михалкова вам знакомы?
3. Изучение нового материала
3.1Группа учащихся познакомит нас с биографией поэта.
— 1 ученик:
— Сергей Владимирович Михалков родился 27 февраля (12 марта) 1913 года в Москве, в семье служащего. Отец привил ребёнку любовь к русской литературе, познакомил со стихами В.Мояковского, С.Есенина. Школьные годы провёл в Пятигорске. В 1930 году. окончив среднюю школу, переехал в Москву и в течении трёх лет работал на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике.
2 ученик
— В 1935-37 годах учился в литературном институте им. М.Горького. В 1935 году в журнале «Пионер» Михалков опубликовал стихотворение для детей «Три гражданина». За ним последовали другие детские стихи: «Упрямый Фома», «Мы с приятелем», «Дядя Стёпа». Один из старейших мастеров русской литературы А.Толстой подал Михалкову мысль обратиться к басне. Так появились басни «Лиса и бобёр», «Две подруги» и множество других.
3.2 Подготовка к восприятию текста.
Прочитайте название произведения.
О ком это произведение?
3.3 Первичное чтение басни учителем.
Это произведение – сказка, басня, рассказ или стихотворение? (По объёму это миниатюра, напоминающая басню. Животные затеяли спор о том, кто лучше. Последняя фраза сказки выполняет роль нравоучения, морали: «Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну сними не спорить».)
3.4 Работа по группам.
Задания группам |
Выполнение задания |
|
1-я группа |
Подготовить чтение басни по ролям. Определить главную мысль сказки. Какой совет можно дать лягушке? |
Чтение по ролям. Главная мысль басни – не спорь понапрасну с большим и сильным; прав тот, кто сильнее и умнее; знай своё место и не считай себя лучше других; знай законы природы Совет лягушке – не спорить, спрятаться получше. |
2-я группа |
Работа по учебнику. Задания 1,2 с 43 |
Ребята готовят ответы на вопросы: 1.Какие качества персонажей осуждает писатель? 2.Какие чувства испытывают персонажи? Почему ты так думаешь? |
3-я группа |
Сочинить похожую сказку «Кто лучше?» |
4.Подведение итогов урока.
-Каков результат спора? Чем он закончился для лягушки?
— Кто прав в этом споре?(Каждый по-своему прав, но Лягушке не хватило скромности, а Аисту терпения)
— Чему научила вас басня?(Не завидуй и не учи другого за то, чего у него нет, всё может плохо кончиться.