Легенды о волках

Комментарии 24

Он наводил ужас на всю округу. Те, кому посчастливилось остаться живым
после встречи с ним, навсегда забывали дорогу к лесу.
Огромный, белый, с пастью, полной страшных клыков, с глазами, горящими
ненавистью и злобой. Он не был вожаком стай, он был волком-одиночкой.
В те ночи, когда луна была в «полной силе», на всю округу был слышен его вой.
Но, как ни странно, но именно в такие минуты людей охватывала непреодолимая
жалость к этому существу. В его «песне» слышались слезы, словно волк
оплакивал кого-то, жаловался на свою судьбу.
В деревне ходила легенда о том, как трое пьяных охотников, ради бахвальства
и шутки решили разорить волчью нору, в которой находилась волчица с
новорожденными волчатами. Выстрелив в волчицу, они задушили волчат,
сняли с них шкурки, и, погрузив все в мешок, засобирались в обратный
путь, довольные собой. Но на их беду с охоты вернулся волк.

Увидев
мертвые тела волчицы и волчат, волк, на глазах протрезвевших охотников,
из серого волка стал белым. Глаза его налились кровью, и он со всей
яростью бросился на своих обидчиков. Из этого поединка в живых остался
только один «шутник», которому чудом удалось добраться до деревни и
рассказать о случившемся происшествии.
С тех самых пор и объявился в наших краях волк-одиночка, убивающий всех,
кто посягал на его территорию.
В том самом лесу, на лесной опушке, со своей маленькой внучкой Настенькой
жил лесник. Хозяйство у него было небольшое: две лошади, коза с
козлятами, десяток кур и большой пестрый петух, будивший каждое утро
своим звонким голосом всю поляну.
За всем этим богатством, а заодно и за шаловливой проказницей Настей,
присматривала большая черная собака, очень похожая на волчицу.
Лесник нашел ее в лесу тяжело раненной и выходил. В благодарность за
свое спасение собака стала верным и преданным другом.
Когда Настенька была очень маленькой и только еще училась ходить, она
доставляла старику много хлопот.
Но однажды лесник заметил, что Пальма (так лесник назвал собаку) все время
внимательно следит за малышкой. Когда та подходила к столу с чашками
или к горячей печке, собака стремительно бросалась к Насте и, осторожно
взяв зубами за кофточку, легонько уводила в сторону. Лесник понял, что
в лице Пальмы он нашел хорошую и заботливую няньку.
Когда наступала ночь, лесник с тоской начинал думать о том, как уложить
спать малышку.
Но в тот вечер все изменилось. Пальма мирно лежала на подстилке у
печки, а на ее груди, сладко улыбаясь, крепко спала Настя.
Своимималенькими ручонками она перебирала во сне шерсть собаки, а
Пальма приятно жмурилась. Они нравились друг другу.
C этого дня у лесника началась другая жизнь. Теперь он мог дольше находиться
в лесу, не опасаясь, что с малышкой что-нибудь случиться.
Все было хорошо, но лишь одно обстоятельство беспокоило старика.
В лунные ночи, когда в лесной сторожке ясно слышался тоскливый вой
волка-одиночки, Пальма вела себя очень странно: она подходила к окну,
смотрела пристально на луну, и в ее глазах лесник видел самые настоящие
слезы.
Собака плакала, словно человек, у которого болела душа.
Когда вой в лесу прекращался, Пальма отходила от окна, подходила к
леснику и прятала голову в его коленях. Старик гладил ее по голове,
говорил ласковые слова, и, спустя некоторое время, собака успокаивалась
и ложилась возле ног хозяина.
Что чувствовала она в эти минуты? Какую испытывала боль? Как связана она
была с волком-одиночкой?
На все эти вопросы ответа не было.
Шло время. Подрастала Настенька, постепенно превращаясь из крошечного
существа в очень шуструю, но добрую и очень красивую девочку.
Прошло пять лет с того дня, как лесник подобрал Пальму. Приближалась ночь
полнолуния, когда одинокий волк должен был начатсвою «песню».
На улице уже сгущались сумерки, и тут лесник заметил, что Насти нигде нет.
— Пальма, где Настя? Ищи!
Собака начала бегать по поляне, обнюхивая каждую кочку, затем резко
остановилась и посмотрела в ту сторону, где на фоне заходящего солнца,
на холме, резко выделялся маленький силуэт.
Не помня себя от горя и страха, лесник бросился в чащу, не задумываясь
о возможной встречи с волком.
Пальма бежала далеко впереди него. Она была уже в нескольких метрах от холма,
когда увидела, что вверх по склону холма, медленной походкой хищника, к
девочке приближался волк.
Собака побежала еще быстрее и была у подножья холма в тот момент,
когда волк совсем близко подошел к Насте.
Девочка не видела и не слышала его. Еще миг и волк растерзает ее.
Но что-то случилось.
Волк подошел к Насте и стал жадно ее обнюхивать.
Настя так привыкла к Пальме, что ничуть не испугалась, увидев волка.
Она протянула руки к его шее и стала трепать ее, как всегда проделывала
это с Пальмой.
Наивность ребенка, ее беззащитность и ласка
обезоружили страшного зверя. Он спокойно лег у ног девочки, положив
голову ей на колени.
В этот момент на вершине холма оказалась Пальма. Увидев, что «ее сокровищу»
ничего не угрожает, она стала осторожно подходить кволку.
Вначале волк лежал спокойно, наслаждаясь лаской, но через некоторое
время встрепенулся и повернул голову. Их взгляды встретились.
Наступала решающая минута. Какое-то время они просто смотрели друг на друга.
Затем Пальма вплотную подошла к волку, легла рядом с ним и начала тереться
своей мордой о морду волка.
В следующее мгновенье на холм вбежал лесник. Видя всю эту сцену, он
осторожно отвел Настю в сторону и прижал к себе.
— Дедушка, а что они делают?
— Они любят друг друга! Пойдем, Настенька, оставим их одних, им есть о чем
поговорить. Они не виделись пять долгих лет.
— А Пальма вернется домой?
— Не знаю.
Пальма не вернулась. Но каждое утро лесник начал находить у себя на крыльце
свежий кусок мяса, а иногда и целого зайца.
Так продолжалось целый год. Однажды утром жители лесной избушки были
разбужены не криком петуха, а воем волков.
Выйдя на крыльцо, они увидели вдалеке Пальму. Рядом с ней стоял белый волк
и восемь, уже довольно подросших волчат.
Они пришли проститься с людьми, которым обязаны своим счастьем и жизнью.
Какое-то время они покрутились на опушке, а затем один за другим исчезли в чаще
леса. Волки навсегда покинули лес, уведя своих вол чат в более
безопасные для них места.
Люди перестали бояться ходить в лес, а эта удивительная история стала
передаваться в каждом доме из поколения в поколение.

Белый волк — Славянские легенды, предания

По преданиям, белый волк — вожак и царь над всеми волками. Это не простой волк, а человек-оборотень.
В представлениях наших предков волк всегда выделялся из остальных зверей умом, хитростью, силой. Ну а редкие особи белого цвета (альбиносы) не зря назывались в народе корольками или князьками: белый цвет выделял их из окружения и придавал, по поверьям, особенную силу. Порою даже волшебную.
Ведь этот цвет в самых древнейших представлениях был исконно связан с потусторонним миром.

Сказка

Жил-был охотник-вдовец. И женился он на вдове с сыном. Была она красавица, только глаза черные, недобрые. А на сына ее охотнику и глядеть страшно, таков свиреп видом. Каждую ночь исчезал куда-то.
— Куда ходит парень? — спросит, бывало, охотник, а мать глаза отводит:
— Дело молодое. Небось с девушками гуляет.
И вот заметил хозяин, что около избы каждую ночь волки начали выть. Так они воют, когда своего вожака зовут. А в хлеву корова, поросята… Жалко стало охотнику добра, взял он ружье и пошел волков караулить. «Непременно, — думает, — убью их вожака и отважу от здешних мест!»
Сидит в стогу, караулит.
Подошла стая, легла у околицы. Ждет. Потом выть начали.
И тут видит охотник: бежит от избы волк, да не простой, а весь белый. Ринулся в лес — и вся стая за ним.
«Ого! Да тут дело нечистое!» — подумал охотник и воротился домой. Пасынка нету…
Только под утро объявился.
На другую ночь взял охотник лук и стрелы, омочил их святой водой да под крыльцом спрятался.
Завыли волки.
Ровно в полночь выскакивает белый волк, но тут охотник не оплошал: натянул тетиву и пустил стрелу, но не убил зверя, а лишь подранил.
Волк завыл — и бежать, но не в лес, а в избу.
Охотник за ним. Смотрит — на лавке сын без памяти лежит, а мать ему тряпицей руку вяжет.
Тут хозяин снова схватился за оружие, да жена ему в ноги кинулась и начала молить выслушать. Оказывается, некогда на парня наложил заклятье до первой крови ведун. За то почудесил, что молодец дочку его обгулял грешным делом. А теперь, после кровопролития, заклятье сошло.
Не будет он больше бегать с волками!
Чуть рана у парня поджила, отправились все к ведуну, челом били, дочку сватали. Она уже брюхатая была, но свадьбу успели сыграть до родин.
А потом жили и молодые, и старые долго и счастливо.

Волки – мифы и легенды.

15 11 2018 Брат Грегори Пока нет комментариев

На протяжении веков с волчьим племенем связывали различные верования и легенды. Волк считался существом тёмным, жутким, ночным, зверем-хозяином, хранителем леса. О некоторых из этих верований можно рассказать несколько подробнее.

В представлении народов Европы изначально образ волка связывался с культом главы рода, богом войны, основателя общины, родоначальника, воспитанного волками. В различных мифах и сказаниях родоначальник племени имел те или иные волчьи черты – нрав, голову волка, способность обращаться в волка, тело волка, волчьи черты – в позднейшем фольклоре эти элементы обыгрывались у волколаков, вурдалаков, оборотней и у иных тварей, о которых будет сказано ниже. Характерные примеры волчьих черт – у Железного волка, волшебного зверя, неуязвимого и сильного, с которым связывается легенда об основании Литвы князем Гедимином, которому монстр явился во сне; в украинских сказках этот волк является символом рыцарства и благородства, помощи попавшим в беду. Кроме того, стоит сказать об Оборотнях Острайге, раннего ирландского королевства, которые напрямую связывались с воинами и по преданию являлись сыновьями легендарного короля Осрайге Лайгнеда Файлида, который был первым воином, вошедшим в волчье обличье, и основавшим племя воинов-оборотней.

Волк как бог войны часто фигурировал в индоевропейских мифах, причём часто наделялся различными чертами, указанными ниже. Воины, члены племён часто назывались волками – как в случае с варварскими племенами Европы, хеттами, древними иранцами и другими индоевропейскими народами; кроме того, образ отряда-рати-дружины так же закреплялся за стаей волков. Кроме вышеупомянутых значений также использовалось два противопоставления – волк как жертва-изгой-изгнанник и волк как хищник-убийца-преследователь.

Волк в мифологии присутствует повсеместно у различных народов. В качестве характерных примеров хочется привести греческого царя Ликаона, который был за преступление обращён Зевсом в волка (изгой-жертва: преступление было страшным и аморальным – либо в жертву был принесён младенец, либо за столом было подано человеческое мясо, либо был умерщвлён и подан в качестве блюда один из многочисленных отпрысков верховного бога), и волка Фенрира, уже принадлежащего к германо-скандинавской мифологии, Ужасного Волка, Бога Ужаса, второго сына Локи, которого боги сковали нерушимой цепью Глейпнир, которую создали гномы из звуков кошачьих шагов, птичьей слюны, женских бород, рыбьего дыхания и прочих вещей, собранных со всего мира и которых более в нём нет. Фенрир был заточён под скалами в основании мира, скован цепью, и меч был вставлен ему в пасть – острие в нёбо, рукоять – под язык. Когда придёт время Рагнарёка, Волк разорвёт цепь и в последней битве сразит Одина, но будет убит Видаром, его сыном. Зная о пророчестве, боги не стали убивать Бога Ужаса из-за того, что не хотели осквернять его кровью свои святилища.

Купить солдатиков от студии «Воины и Битвы»

Кроме этих мифологических сюжетов также известно множество других, связанных с оборотнями, ликантропией, призраками и превращениями. Оборотни чаще всего связываются с волками, хотя превращаться оборотень может практически во что угодно, от предметов до растений и животных – магическим образом, с помощью предметов, из-за проклятья. В европейском фольклоре именно волколаки-вервольфы заняли ключевое место, прочно ассоциирующееся с нечистой силой. В качестве примера разновидностей оборотней у разных народов можно привести литовских вилктаков, оборотней магического типа, армянских мардагайлов, женщин-оборотней, пожирателей детей, румынских приколичей, имеющих прямое отношение к вампирам-стригоям в связи с греховным происхождением, немецкие вервольфы, славянские волкодлаки и многие другие.

Связывалось явление оборотничества с несколькими причинами: на сегодняшний день это или клинические случаи ликантропии – расстройства психики, при котором человек считал себя каким-либо зверем, либо редкое заболевание гипертрихоз, вызывающее обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища. Кроме этого есть несколько документальных случаев появления волков-чудовищ, к примеру, Жеводанского зверя, волкоподобного монстра размером с лошадь, с 1764 по 1767 годы пожиравшего людей в окрестностях французской провинции Жеводан, причём из примерно 300 нападений зверя около 150 закончились смертью… Чудовище было убито Жаном Шастелем после того, как во время облавы на волка во время привала он начал читать Библию. Зверь выпрыгнул из чащи и ринулся на охотника, и тот застрелил его, дважды выстрелив в него серебряными пулями. Что это была за тварь – даже сегодня остаётся загадкой, покрытой мраком неизвестности. Чудовище из древности? Волк-переросток? Лев из зверинца? Оборотень или выдрессированная младшим сыном Жана Шастеля тварь?.. Неизвестность манит тайной, но узнать истину нам уже не суждено.

Купить солдатиков от студии «Воины и Битвы»

Волкоподобные твари относятся к хтоническим монстрам – чудовищам мрака, тьмы, ада, демонами, порождениями глубинных недр. В фольклоре различных народов присутствует образ демонического чудовища, стража подземного мира, чудовища-призрака – Адского пса, который так же имеет прямое отношение к волкам, но уже относящимся к привидениям. Классический пример адского пса – греческий Цербер, страж Аида. Как правило, эти твари предстают в волкоподобном облике, с чёрной шерстью и горящими глазами.

В качестве разновидности адских гончих можно упомянуть английских баргестов, или баргейстов, являющихся разновидностью ужасного духа буки, которым до сих пор в иных местах пугают детей, и чёрных псов, персонажей фольклора Британских островов, являющихся классическими чёрными призраками.

Оборотни, призраки, магические существа из кошмарных снов – эти твари пусть и существуют только в сознании суеверного люда и в исторических документах прошедших эпох, но до сих пор волнуют современного исследователя – к примеру, тайна Зверя из провинции Жеводан так и не была раскрыта, а сколько ещё тёмного и загадочного таят древние чащи – лучше не знать. Особенно если за вами будет наблюдать пара хищных глаз из темноты.

Поделитесь записью

Мифы и факты о волках

Миф 1: Встреча с волком смертельно опасна для человека

Это не так. Например, статистика Беларуси, где волков немало, свидетельствует, что за последние 50 лет ни один человек не погиб от нападения этого хищника. Для волка в принципе не характерно нападать на людей, это не входит в его привычку. Более того, они стараются держаться как можно дальше от людей и всеми способами избегают контакта с ними. Волки часто видят людей, но остаются незаметными для них.

Миф 2: Все волки бешеные

Действительно, бешеные животные встречаются среди волков. Однако это не правило, а исключение. Если возникает опасная эпидемиологическая ситуация, Министерство здравоохранения говорит о ней. И в этом случае при прогулках в лес нужно соблюдать осторожность: бешеными животными управляет, увы, болезнь.

Кстати, волки болеют бешенством реже, чем енотовидные собаки или лисы.

Миф 3: Волки встречаются только в глухих чащах

Волки в лесу любят лежать возле тропинок, протоптанных людьми: так они наблюдают и контролируют происходящее. Однако это не значит, что они охотятся на людей: они не станут следить за человеком и подходить к нему. Впрочем, молодой волк может пойти за человеком из любопытства, но все равно не подойдет близко.

На фото: волк. Фото: .com

Миф 4: Волки окружают дома людей, воют по ночам и держат осаду

Такое поведение волков встречается только в сказках и фантастических рассказах. Волки не будут окружать жилище человека и тем более держать осаду.

Миф 5: Волки забираются в сараи и уничтожают домашних животных

Волки не любят здания и вообще закрытые пространства. Даже в заброшенные коровники, где дверей нет, волки не заходят. Но животные, которых люди оставили без присмотра (в частности, собаки, которые бродят по окрестностям в поисках пропитания) действительно могут стать жертвами голодных волков.

Хотя обычно волки не охотятся возле человеческого жилья, встречаются особи, которые «специализируются» на домашних животных. Однако это происходит только там, где для волков очень мало «естественной» добычи. Но это уже вина человека, который уничтожает копытных. Если же диких копытных достаточно, волки будут охотиться на них и к человеческому жилью не подойдут.

Еще один способ «приманить» волков к человеческому жилью — безграмотно организованные скотомогильники, свалки и другие места скопления пищевых отходов. То есть тоже вина человека.

Миф 6: Из-за волков страдает популяция копытных: лосей, косуль и т.п.

Популяция копытных страдает по вине человека — в частности, из-за браконьеров или из-за неконтролируемой охоты. Волки не в состоянии критически уменьшить численность лосей, косуль или оленей. Доказательство тому — Чернобыльская зона, где лоси и олени — основная добыча волков — весьма неплохо себя чувствуют, хотя и волков там немало.

На фото: волк. Фото: flickr.com

Волки в религии и мифах разных стран и времён


Загадочные животные, безжалостные демоны ночи? Или обычные представители canis lupus? История накопила предостаточно свидетельств того, что волк заслуживает несколько лучшего отношения, нежели простой хищник. И уж если стоит не на равных с другим безжалостным хищником homo sapiens, то уж заслуживает уважения. А в чем-то и превосходит человека. Но, речь пойдет не столько собственно о волках, сколько об их проявлениях в мифологии.
Волк у славян
Верования охотничьей эпохи
Звериные божества.
В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо “волк” говорили “лютый”, а себя называли “лютичи”. Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру.
Волк — удивительный персонаж мифов и сказок. Он выступает в разной роли: в качестве большого могущественного друга или опасным вредителем домашнего стада и овечьих отар.

Отношение человека к волку тоже раздваивается: или почтительно-уважительное, или насмешливо-отрицательное. Но велика временная лакуна от мифа до сказки. И мифы, и сказки не имеют даты, и мы не знаем, какой образ возник сначала — доброго или злого волка.
Волк в русской и славянской мифологической традиции. Существует еще два парадокса, требующие объяснения. В аграрных обрядах народов Европы, призванных способствовать получению хорошего урожая, фигурирует Хлебный Волк как дух плодородия зерна. Волк, связанный с урожаем?! Это ли не удивительно!
На браслетах древнерусских мастеров XII — XV вв. изображен волк в узорчатом поясе; из хвоста волк растет зеленый побег. Эти браслеты называются «русальскими»: они связаны с обрядами — молениями о дожде, входящими в аграрную славянскую обрядность. И этот волк на браслетах — символ плодородия, поскольку обвит растительной плетенкой. В чем же причина видеть в волке источник плодородия, растительной силы? Может быть, это буйная фантазия мастера?
Традиция включать волка в разные композиции, связанные с аграрной обрядностью, прослеживается еще со славянской эпохи. Первым волком, выгравированным на русском серебре, является волк на оправе турьего рога из Черной могилы — дружинного кургана. «Этот волк, как и его сказочные потомки, благожелательны к человеку и к жизненному началу вообще,» — пишет академик Б.А. Рыбаков. Исследователь указывает, что «только на Дмитровском соборе во Владимире изображено свыше двух десятков волков». Среди них есть и волки с «процветшими хвостами».
Мы думаем, что такое сочетание не случайно: стилизованное изображение Мирового дерева и волк, связанный с растительностью.
Такие же волки изображены на русальских браслетах, датируемых в тех же пределах, что и галицкие, и Дмитровский собор: XII — XIII вв.
Участие волка не только в русской, но и общеславянской аграрной обрядности подтверждается повериями сербов, которые считают, «что волк приносит удачу и может предсказывать урожай».
Академик Б.А. Рыбаков делает в связи с этим предположение: «Быть может для древних славян волки были полезны весной, когда всходили яровые хлеба и лен, а в лесных чащах было много рогатой мелкой живности (косули, дикие козы), которые причиняли вред молодой зелени. Волки же на открытом пространстве засеянных нив легко травили эту живность, невольно оберегая поле от потравы». Этим объясняет ученый место волка в аграрной обрядности славян.
Нам кажется, что значительно лучше поля могли бы охранять собаки. Кроме того, почитание Хлебного Волка у народов Европы указывает, что связь Волка с аграрными обрядами возникла в более глубокой, чем славянская, древности.
Античная традиция о волкодлачестве — обычае у предков славян. Отец истории Геродот подчеркивал неразрывную связь невров, живущих на северных границах скифского мира с волком: «Эти люди, по-видимому, колдуны… Каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем принимает человеческий облик».
Речь идет об обычае набрасывать на себя волчью шкуру, что, согласно поверьям славян, превращает человека в волка. Эти действия связаны со свадебной обрядностью в осенне-зимний сезон у славянских народов.
По этой причине Б.А. Рыбаков считал невров славянами. Догадка исследователя подтверждается лингвистами, доказывающими существование праславян в Геродотовой Скифии. По предположению Б.А. Рыбакова, волк с узорчатым поясом — не волк, а волкодлак (человеко-волк). Узорчатый пояс «науз» — волшебный, и с его помощью можно превратиться человеку в волка.
Другой сюжет, связанный с волком и аграрными обрядами, ученый увидел на «русальском» браслете. Волк, изображенный со знаком засеянного поля, кувыркается, а рядом женщина подняла кончик подола. Этот мотив Б.А. Рыбаков связал с обычаем, живущим еще в XIX в., — катать священника по полю перед севом. Цель этого мероприятия — повысить плодородие почвы непосредственным соприкосновением земли со священной персоной, представляющей бога.

Этот обряд восходит к глубокой древности, исполнялся жрицами Деметры, древнегреческой богини земледелия.
Обряд этот был описан в мифе о Деметре и Иасионе: богиня возлегла с Иасионом — богом растительной силы — на трижды вспаханном поле, чтобы передать плодородие пашне и обеспечить хорошие урожаи.

Славянская аграрная обрядность — во многом только часть праиндоевропейской аграрной обрядности и разобраться в ее корнях можно только с позиции существования ранних (VIII — VII тыс. до н. э.) и поздних праиндоевропейцев (V — IV тыс. до н. э.).
Но истоки почитания и обожествления волка ведут в евразийскую древность, когда человек заключил с волком «неписанный и неоговоренный пакт о взаимопомощи». Результатом их длительного взаимодействия стала собака.
Отношения человека и волка. Современные серые волки появились 580 — 450 тысяч лет тому назад. За эти годы этот вид животных изменился мало. Зато в финальном палеолите (IX тыс. до н. э.) от особого вида некрупного волка произошла, по мнению Н.К. Верещагина, собака. Процесс превращения волка в собаку, т. е. ее доместикация, продолжался несколько столетий. Естественно, что столь продолжительный интерес к волку был вызван серьезными причинами.
Волки, как мы уже говорили, были помощниками человека на охоте. Содружество человека с волком было двусторонним: «волк постоянно следил в отдаленные времена (как это делает и сейчас) за деятельностью человека, кружа во мгле, куда не достигал свет костра и жадно втягивал аромат свежего мяса». Иногда охотники кидали своему незваному помощнику куски мяса, часто оставляли объедки, и волки могли пользоваться щедростью своих «братьев старших», проявляя к ним повышенный интерес и дружелюбное отношение.
Сходство Волчьих богов в славянской, римской и древнегреческой мифологии столь велико, что мы должны задуматься над его истоками.
Поскольку римляне времен Республики, греки VII в. до н. э. не сталкивались со славянами мы вправе предположить, что все эти народы поклонялись Волчьему богу — волчьему пастырю, богу изобилия и деторождения — начиная с периода, когда они были одним народом, праиндоевропейцами (V — IV тыс. до н. э.). Действительно, исторические источники свидетельствуют о появлении греческих племен в конце III тыс. до н. э. в Южной Греции. Распад праиндоевропейцев произошел раньше — на рубеже IV — III тыс. до н. э. Значит, возраст праиндо-европейского Волчьего бога — 5 — 4 тысячи лет. Но на самом деле этот бог восходит к еще более седой древности.
Истоки культа волка — евразийская древность. Возникновение культа обожествленного Волка должно относиться к тем далеким временам, когда это животное было более всего необходимо человеку. Евразийцы в конце эпохи последнего и жестокого оледенения (IX тыс. до н. э.) одомашнили волка. Это и есть свидетельство необходимости прочного союза с ним.
Мы уже установили, что волк был тотемом уже у праевразийцев, так как у всех евразийских народов есть мифы о волке — родоначальнике; есть волчьи обереги от болезней.
По евразийским поверьям, это животное связывается с деторождением и приплодом скота, и это — факт придания божественных функций тотему — Волку.

Индоевропейская мифология свидетельствует, что в эпоху праиндоевропейского единства уже существовал культ бога-Волка, Волчьего пастыря.
Считалось, что волки уничтожают свои жертвы не поголовно, а выбирают только тех, кто обречен на погибель Волчьим пастырем, то есть пастухом. (этот образ слился с Егорием Храбрым уже в позднейшие, христианские времена.) Древнейшие наши предки видели в нем прежде всего повелителя небесных волков, которые, словно гончие псы, участвуют вместе с Волчьим пастырем в дикой охоте и носятся по небесам. Спускаясь на землю, Волчий пастырь выезжает верхом на волке, щелкая бичом, гонит перед собою волчьи стаи и грозит им дубинкой.
Иногда он подходит к деревням в образе седого старика, но иногда сам оборачивается диким зверем — и тогда ни один пастух не может уберечь от него свои стада. В лесу он созывает к себе волков и каждому определяет его добычу. Кто бы это ни был — овца, корова, свинья, жеребенок или человек, — он не избегнет своей участи, как бы ни был осторожен, потому что Волчий пастырь неумолим, как сама Судьба.
Волчий пастырь выступает то в человеческом обличье, то в облике волка белого и серого цвета. Белый цвет — символ светозарное, божественности происхождения.
Интересно, что сивые и белые волки — волшебники и встречаются в тюркских героических сказаниях. Сохранившиеся черты уникального сходства в портретах бога-Волка в славяно-индоевропейской и тюркской мифологии прямо указывает на евразийское происхождение этого образа.
Зависимость жизнеобеспечения человека от волка (собаки) несомненна. Стаи волков гнали оленей, а люди с противоположной стороны устраивали засады. После выведения собаки она стала постоянным спутником человека на охоте. Собака на первых этапах одомашнивания считалась прирученным волком. Волк, будь он диким или домашним, считался верным другом человека. Он помогал человеку избавиться от голода. Раз помогает справиться с одним несчастием, то может помочь избавиться от других, в частности, от болезней.
С принятием христианства отношение к языческим жрецам изменилось, и потому словом “волкодлак” (т.е. облаченный в длаку – волчью шкуру) стали называть злого оборотня; позднее “волкодлак” превратилось в “вурдалак”.
Человекоподобные божества
С течением времени человек все больше освобождался от страха перед миром животных, и звериные черты в образах божеств постепенно начали уступать место человеческим.
И Волк из бога стал Зверь Дажьбогов
Даждьбог, Дажьбог (др.-рус. Дажьбогъ) — один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, сын Сварога, входящий в группу сварожичей. Дажьбог, как и многие другие божества, является «оборотнем», т.е. имеет животную сущность, превращаясь в ней в большого хромого белого волка. Дажьбог, по одному из вариантов славянских мифов, это бог подземного мира, где проживают умершие, но в основном его считали добрым, светлым богом.

Существует еще один миф, связанный с волком, и этот миф говорит о путешествии Дажьбога в преисподнюю, и его браке с Мораной, славянской богиней смерти. У них родился сын по имени Ван, которого мать лишила зрения, в отместку Дажьбогу, с которым они разошлись. Ван был брошен в яму, но его спас Радгост, и помог ему обрести зрение. В качестве наказания Дажьбог уничтожает Морану, но она успевает проклясть Вана, превращая его в волка. Сестра Вана узнала, что может спасти брата, если будет хранить молчание в течение семи лет — и она с честью выдержала это испытания, и даже при угрозе смерти не заговорила. Ван, хоть и ставший человеком, потерял волшебные способности, и по преданию, стал родоначальником сербского народа.

Волк также был вестником Велеса.
Велес — (Волос, Велняс/Велнс/Велинас/Вельняс (лит., латыш.)) — Бог скота, пастушества, богатства, облаков, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, проводник умерших душ. Бог житейской мудрости и всего житейского. Аналог — Гермес. Брат-соперник Перуна, сын Сварога. Также известен как: Хранитель стад. Велес, Перун и Сварог также, по древнейшему учению, сохраненному «Книгой Велеса» являют собой разные лики Единого Бога, которого именуют Триглавом (Дидом — Дубом — Снопом, то есть, Сварогом — Перуном — Велесом).
В давние времена волков считали посланниками бога. Приносили им жертвы, обычно в декабре. Крестьяне брали козу, вели ее в лес и привязывали на перекрестке лесных дорог. Утром шли посмотреть, не отказались ли от их подарка лесные хозяева. Волки от подобного подарка никогда не отказывались.
При встрече с волком в лесу белорусы приветствовали его: «Здорово, браток!» Считали, что если поприветствовать его первыми, то он никогда не нападет, а перебежит дорогу — это к добру, удаче. Если волк пробежит возле села или через него перед закатом солнца, то ночь будет доброю для всех сельчан.
За службу Велесу волкам полагалась в награду убийство домашних животных. Обычно волк тащит из стада тех животных, на которых получил разрешение от своего хозяина. Но случается всякое. Жила-была одна вдова. Была у нее черная с лысиной корова. На нее и пал выбор Велеса. Узнала про это вдова. Соседи посоветовали ей замазать лысину у коровы чем-нибудь черным. Вдова так и сделала. Пришел в стадо волк, искал-искал черную корову с лысинкой и не нашел.
Пошел он к Велесу и стал жаловаться, что не нашел такой коровы. Бог знал, что за шутку сыграли с волком, и посоветовал ему съесть черную корову. Пошел волк снова в стадо искать уже черную корову. А вдова тем временем вымыла у коровы лысинку. И в этот раз не нашел волк своей коровы. Долго так ходил он, искал корову то с лысинкой, то черную — а вдова все обманывала его — и умер волк от голода.

Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк — тотемный предок многих славянских племен с другой — опасный зверь, внушающий страх и уважение. Однако славяне признавали что волк хоть и хищник но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.
Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами пугала славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. В то же время зубы, когти и шерсть волка у славян считались оберегами от злых чар и болезней, он считается пожирателем чертей (первоначально: злых духов), а встреча с волком в пути – добрая примета.
Таким образом, волк — существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой — хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня — наполовину человека, наполовину зверя.
Вера в оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотится в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.
По народным поверьям, обращение оборотней в волков происходит преимущественно два раза в году — на коляду и в Иванову ночь, во время летнего солнцестояния. Так, например, в Польше «на коляду» (новогодние святки) ряженые, активные участники святочного ритуала, бегали по селу с чучелом волка или с волчьей шкурой, рядились в волков, носили волчьи маски и другие волчьи атрибуты. Это объясняется тем, что именно на время зимних святок приходились «волчьи праздники» или «велесовы дни», связанные с плодородием и скотом.
Хотя по более поздним поверьям, появившимся уже при христианстве, оборотни могут превращаться в волков практически в любое время для того, чтобы всячески вредить: загрызать скот и людей, наводить порчу.
В славянской мифологии оборотня-волкодлака легко распознать по волчьей шерсти, растущей на голове человека.
Но в отличие от мифологии народов Европы у славян оборотень изначально был положительным персонажем и факт оборотничества воспринимался как нормальное явление.
Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает ежегодное превращение невров (славянское племя, предположительно обитавшее на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся. А славянский героический эпос вообще характеризует главного героя — оборотня как существо божественного происхождения.
Такие противоречия во взглядах на лесного (или степного) хищника могут вызвать легкое недоумение, которое, впрочем, нетрудно развеять. Полярность мнений коренится в данном случае в религии, точнее, в непримиримом противостоянии приверженцев политеизма (многобожия) и монотеизма (единобожия). Дело в том, что первые в целом положительно оценивали символический образ волка, а вторые, разумеется, отрицательно. В пику «невежественным» язычникам. Иными словами, что для язычника хорошо, то для христианина — смерть.
С принятием христианства все прежние божества были низвергнуты и объявлены демонами.

Когда то, когда земля переживала перерождение, и на ней воцарился хаос, там, на небесах, бог сотворил волка. Люди молили всевышнего, даровать им с небес заступника, что защитит их. Так появились волки. Первые из них, белоснежные звери, спустились с небес вместе с первым снегопадом. Редкостные создания, сотканные из чистейших душ, восстановили порядок на земле. Бог даровал им крылья, дабы отметить их, прировнять к ангелам. Прошли тысячелетия, и люди забыли, кто спас их. На Земле росла злоба, смерть… Жизнь перестала иметь цену. Бог дал волкам новую миссию- апокалипсис. С тех пор и у волков нет крыльев. Они отдали их, впитав в себя все муки Земли и людей. Так появился наш мир. Все снова переродилось. Теперь волчья награда была не крылья-А простая, смертная жизнь. Поэтому, их и забыли, забыли, что они спасли жизнь всех людей, и те, кого когда то звали ангелом теперь величают демоном…


Во многих мифах и сказках волк — это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату — коня или скот. В этой особенности слышны отзвуки древней справедливости, «взявши — отдай сполна».
Поскольку в раннем язычестве волк был тучегонителем, то в дальнейшем его хозяином становился бог-громовник Перун. Предания о облачных волках, сопутствующих ему во время грозного шествия по небу, в «период двоеверия» заставил признать св. Юрия (Егорья) вождём и владыкой волков. Он собирал их вокруг себя и каждому определял, где и чем кормиться. Среди крестьян существовало поверье, что волк не задавит ни одной твари без божьего соизволения; что на Юрьев день Егорий Храбрый разъезжает по лесам на белом коне и раздает волкам наказы, о чём свидетельствуют такие пословицы, как: «Что у волка в зубах, то Егорий дал»; «На то Георгий волку зубы дал, чтобы кормиться».
Это же подтверждает и относящееся к XIX в. предание, записанное Н.А. Криничной и писателем В. Пулькиным и изданные вместе с другими легендами и бывальщинами.
«Ехал раз мужик лесом. Дело днём было, летом. Только вдруг видит: на овцу волк кинулся. Овца испугалась, кинулась под телегу. Волк испугался, убежал. Мужик взял овцу и повёз с собой, проехал сажен пять от того места, стало ни зги не видно – тёмная ночь. Он диву дался. Ехал, ехал и сам не знает куда. Вдруг видит огонёк.
– А, – думает, – это, видно, гуртовщики. Хоть у них спрошу, куда ехать.
Подъезжает и видит – костёр разложен, а кругом волки сидят и с ними сам Егорий Храбрый. А один волк сидит в стороне да зубами щёлкает.
Говорит мужик, что, мол, так и так, заплутался, не знаю, где дорогу найти. Егорий ему и говорит:
– Зачем, – говорит, – у волка овцу отнял?
– Да она, – говорит мужик, – ко мне бросилась. Мне её жаль стало.
– А чем же волки-то кормиться будут? Вот эти, видишь, сытые лежат, а этот голодный, зубами щёлкает. Я их кормлю; все довольны, только один жалуется. Брось ему овцу, тогда укажу дорогу. Ведь эта овца волку была обречена, так чего ты её отнял?
Мужик взял и бросил волку овцу. Как только бросил, стал опять ясный день, и дорогу домой нашёл».
Таким образом, можно полагать, что некоторые древние поверья сохранялись даже в конце XIX в.
Также, несмотря на натуру, волк в древних мифах и легендах никогда не выступает в роли отрицательного персонажа, как минимум — нейтральный.
Вообще в славянской мифологии волк – существо, наделенное даром всеведения. Он и в русских народных сказках предстает если и не всеведущим, то искушенным в различных делах зверем. В украинском языке бирюка, волка-одиночку, того самого «сiроманця», называют еще «вовкун» или «вiщун», приписывая ему ведовские свойства.
Как правило (простейший пример: «Сказка про Ивана-царевича и серого волка») волк выступает в роли магического персонажа, связанного, в том числе и с воинским искусством.
Собственно, северная воинская традиция произошла напрямую от «магии охоты». В т.н. «героический» период она превратилась в боевое искусство, основа подготовки которого базировалась на духовных началах. Позже, в средние века, тотемные животные превратились в геральдические эмблемы.
Основными стилями, условно, можно считать, культы трех животных волка, медведя и кабана, как наиболее опасных хищников леса. Так же можно упомянуть о стилях рукопашного боя, когда тотемом являлось одно из трех названных животных. Берсерки (люди-медведи), вместо кольчуги, надевали на себя медвежьи шкуры, которые свидетельствовали, с магической точки зрения, что в битве воин собрать в себе всю силу зверя.
Множественные литературные свидетельства скандинавских саг говорят о том, что в бою воин находился в т.н. «измененном состоянии сознания» и ощущал себя именно медведем. Отряды берсерков служили телохранителями норвежских конунгов.
В отличие от берсерков, ульфхетнары вместо кольчуг носили волчьи шкуры. И сражались они не отрядами, а поодиночке. Кстати, то же «Слово о полку Игореве» упоминаются воины, волками рыскавшие. Т.е. уместно сказать, что воины-волки, охотники-одиночки, имели прямое отношение к оборотничеству.
Huscarles у англосаксов (они переговаривались друг с другом на больших расстояниях с помощью воя), haumavarka («Волки Хомы») у саков (молодые саки в процессе инициации, будучи в состоянии опьянения хомой (аналог. инд. соме), они выворачивались в волков), волкодлаки («Волчьи Шкуры») у славян (надев на себя волчьи шкуры, они нападали ночью на вражеские становища).
Возвращаясь к древнему покровителю волков Перуну, вспомним, что он был покровителем прежде всего воинов-дружинников, которые, в свою очередь, чтили животных своего бога и старались им подражать. В древнерусской литературе не раз встречается сравнение воина с серым волком. Молодые воины называли себя волками. Это сравнение дожило и до XIX в. В.И. Даль записал такую пословицу: «Солдат, как волк; где попало там и рвёт».
Как представитель фауны волк наиболее соответствовал идеальному образу воина. Среди психо-поведенческих черт этого животного наиболее важными в данном случае представляются следующие:
— охотничьи повадки, выражающиеся в способности волков во время охоты преодолевать большие расстояния — до 40 километров в день — и затем уносить на себе овец, закинув их на спину, а также умение волчьей стаи ходить след в след так, что сложно определить количество прошедших особей.
— наличие у волков сложной системы передачи информации: движение головы, ушей, хвоста, взгляд и пр., напоминающей жесты и знаки воинов-разведчиков
— своеобразие взаимоотношений внутри волчьих коллективов: волчья стая иерархичное сообщество, в котором существуют многоуровневые элитные группы, при этом проявляется гибкость управления стаей.
По крайней мере, если оборотничество физическое относится для большинства к области иррационального, то факты оборотничества духовного, когда воин ощущал себя, был зверем, отрицать никто не будет.
Время волка — середина зимы. Цвета — серый, белый, черный
В российской геральдике изображение волка используется только в качестве «говорящей» эмблемы, Т.е. без символическоrо значения (например, в гербе гoродов Волковыска и Волчанска, или в poдовом гербе дворян Волковых).

LiveInternetLiveInternet


Часто волк связан с оборотничеством: в волка обычно превращаются вожди или колдуны; германский вервольф («человек-волк») и славянский оборотень — это люди-оборотни, в образе волка нападающие ночью на людей и скот. У славян отношение к этому животному неоднозначно, иногда противоречиво. По одним представлениям, волк является олицетворением мрака и пожирателем светил. Он связан с «нечистой силой», с миром мертвых, враждебным человеку. В то же время зубы, когти и шерсть волка у славян считались оберегами от злых чар и болезней. Кроме того, волк является популярнейшим героем многих сказок, где он играет роль простофили, неудачника, попадающего впросак, но обычно зла никому не приносящего. Его дурачат и обижают все кому не лень: лиса (чаще всего), домашние животные, человек. В волшебных русских сказках Серый Волк часто предстает чудесным помощником. Он говорит человеческим языком и помогает герою добиться цели. В одной из сказок Серый Волк легко переносит Ивана Царевича из одной части света в другую, помогает ему добыть чудесную Жар-птицу (см.), золотого коня и завоевать любовь Царь-девицы.

В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ Волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий Северо-западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени, а иногда и его близнеца — волчицей (сравним: римскую легенду о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема, древнеиранcкую легенду о волчице, вскормившей Кира, рассказ китайской хроники VII в. о предках тюрок, истреблённых врагами, кроме одного мальчика, которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой и родившая ему десять сыновей; аналогичное предание о волке-прародителе существовало так-же и у монголов). Тотемические истоки подобных мифов особенно отчётливы в типологически сходном предании рода кагвантанов у североамериканского индейского племени тлинкитов. По этой легенде, один из предков рода встретил волка, подружившегося с ним и обещавшего его осчастливить, после чего род стал считать волка своим тотемом. У индейского племени НУТКА существовал миф, согласно которому волки украли сына вождя. В подобных мифах предок — вождь племени выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка

Когда-то, давным-давно, люди умели понимать язык птиц и зверей, длина жизни измерялась не годами, а столетиями, а звёзды, видевшие те события, поседели от времени.
Тогда люди промышляли охотой, и однажды отряд дикарей окружил старого белого волка. А был тот зверь последним в своём роду, единственным из хранивших мудрость древних. Но не хватило бы ему сил сражаться за жизнь и свободу. И тогда он лёг на землю и заговорил: «Если кто-нибудь из вас обагрит руки моей кровью, то получит дар, который назовут потом проклятьем, дар исключительности, непохожести на других, изгнания и одиночества, но дающий власть и прелесть таланта создания. Хотя платой за него будет неприятие обществом, потому что вы станете другими», — сказал старый волк, — «Вы станете волками во владениях шакалов».
Но люди посмеялись над его речью и убили волка, а трое самых смелых испили по древнему обычаю алой крови жертвы, и когда повернулись к товарищам, то на них скалились шакальи морды.
И с тех пор общество делится на талантливых и посредственных, на оригинальных и подражающих им, на волков и шакалов.
Ив шел по дороге ведущей в чащу леса и выходила на просторную поляну, к которой вели еще три тропы , образуя нечто вроде гусиной лапы. На скрещении дорог высился огромный дуб, которому было несколько сотен лет. Ив опасался идти дальше,он боялся заблудиться.
-Что же я сделал!- воскликнул он. -Лучше бы я обошел вокруг леса!
В тот же миг ему показалось, что за ним следят, и он услышал странный шелест листьев. Встревоженный, он поднял камень и крепче сжал свою палку. Перед ним белела огромная поляна, в лунном свете тень дуба извивалась по земле фантастическими очертаниями. Вдруг в лунном свете мелькнула серая тень. Ив увидел красный глаз и длинный пушистый хвост. «Волк»,-подумал Ив. И вот появилась вторая тень, третья, четвертая…Ив взобрался на самую высокую ветку дерева. От того что он увидел и услышал позже, у него прехватило дыхание.
Множество волков постепенно собралось на поляне.Звери спокойно усаживались образовывая обширный круг.У корней дуба восседал огромный черный волк с гордым взглядом. Выждав когда волки займут места, волк поднял морду к небу и завыл.Мальчик неуспевший опомниться от страха, как волк заговорил человеческим голосом:
-Волчий народ, вот мы и собрались, что бы избрать нового короля.Пусть вожаки всех стай по очереди выйдут и расскажут о своих подвигах.Наш король должен быть самым отважным.
Ив тогда услышал ужасные истории о растерзанных баранах, о нападениях на лошадей.Почти все волки нападали лишь на дичь и скот, но вот нашелся волк, который похвастался тем, что питается человечиной. Остальные едва слушали его, и он с жалким видом покинул сборище чтобы совершить новое преступление.
Пятнадцать волков плотными рядами сели под дубом.
-Мы подчиняемся лишь одному человеку, -сообщил кто то из них. -Этот человек-колдун, и мы нападаем следуя его приказам. Поверьте, под покровительством такого человека мы гораздо сильнее!
«Главарь волков!»-прошептал Ив. Он понял почему на одни стада нападения совершалсись чаще, чем на другие.
Под акомпонемент устрашающего воя выборы состоялись, и сборище закончилось. На рассвете поляна опустела. Ив, с тяжелой головой и одеревеневшим телом, смог наконец продолжить свой путь.Он услышал столько отвратительных рассказов, что не помнил даже что рассказал новый король, носивший имя-«король овечек»! Ив даже спрашивал себя, не приснилось ли ему всё это…
Всевышний за ослушание изгнал Адама и Еву из рая, но вскоре пожалел несчастных и подарил Адаму ивовый прутик и велел: Когда познаете вы великий голод и не найдете себе никакого пропитания, ударь по морским волнам этим прутиком. Но еще Господь сказал Адаму: -Запомни, тебе даю я этот прутик. А супруге твоей лучше и вовсе его не касаться. Адам сразу же испытал прутик и получил белую, пушистую, ласковую овечку. Но Еву одолела жадность уж очень захотелось вторую овечку. Она потихоньку забрала прутик, подошла к морю и хлестнула по волнам. Глядь ю из морских волн выскочил страшный зверь. Рычит, злобно сверкает глазами, щелкает зубами. Волк! Он ухватил бедную овечку и уволок ее в лес. Адам снова хлестнул по волнам, и опять получилось какое-то страшилище серое и косматое, которое тоже убежало в лес. Адам и Ева очень огорчились, но тут случилось чудо, серый зверюга привел овечку из леса целой и невредимой, а сам покорно улегся у ног Адама, глядя на него искательно и преданно. Это была собака — верный помощник и бесценный друг.

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
— Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил.
— А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка и он ответил.
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Варвара Тимофеева
Луна освещала верхушки сосен
Ночь согревала огромным костром
Красное золото дарила осень
Оленьи шкуры защищали дом
Старец на флейте старую песню играл
Яркие звёзды блестели в реке
Огромный бизон на поле тихо спал
Река отдыхала в холодном песке
— Дети, послушайте старую мудрость
Поймите смысл, это очень важно
чтоб душа не приняла подлость и глупость
а сердце билось смело и отважно
Есть два волка на свете, они двух цветов
Один белый как день, другой чернее ночи
Кто слышал о борьбе двух волков,
И старую легенду слышать хочет?
Два волка ждут тебя в лесной глуши
Глаз в глаз, во взгляде волчьем ты читаешь
О сокровенных побуждениях души
О том чего боишся, и о чём мечтаешь
Тот волк, что белый словно ясный день
Он верный, добрый, благородный, щедрый
В нём милость и любовь,
В нём радости секрет
Он тепрелив как буд-то из железа нервы
Он любит жизнь, тебя, меня
Он душу ради ближнего не пожалеет
Он соткан из священного огня
В огне Богов лишь зло со страхом тлеет
Но волк другой,
Его взгляд гордый, злой
Шерсть его чернее самой злой темноты
Он соткан из равнодушной пустоты
В зубах сочитса невинной жертвы кровь
Чёрный волк не верит в бескорыстную любовь
Он не верит в добро и милость
Добродетельность глупа в его размышлениях
Чёрный волк не видит красоту дождя, лишь гнусную сырость
Он быстр на гнев, но медленен думать в своих побуждениях
Эти два волка живут в любом из нас
И бой волков мы часто в сердце ощущаем
Как часто из души мы слышим разноликий глас
И от судьбы уроки получаем
Отец закончил говорить
И заиграл на флейте медленно, протяжно
В лесной глуши вдруг стали волки выть
Все поняли, насколько сказ был важным
Вдруг у костра раздался голосок юнца:
— Учитель, я хочу тебя спросить
Ты не поведал нам легенду до конца!
У кого из них есть больше шансов победить?
Который из волков смелее?
И кто из них обычно побеждает бой?
Который волк в бою сильнее,
Чтоб завладеть захваченной душой.
Ответ старца был очень прост
Он двери разума пошире отворил
— Тот волк сильней,
которого ты лудше накормил!
Волки моногамны, то есть на одного самца приходится одна самка. Кроме того, для волков типичен семейный образ жизни: они живут стаями от 3 до 40 особей — семейными группами, состоящими из пары вожаков — альфа-самца и альфа-самки, их родственников, а также пришлых одиноких волков. Пары образуются на неопределённо долгий срок — до тех пор, пока один из партнёров не погибает. Внутри стаи наблюдается строго обозначенная иерархия, на вершине которой находится доминирующая пара, затем следуют взрослые члены семьи, одинокие волки и в конце щенки последнего помёта. Как правило, инстинкт заставляет хищников искать себе партнёра и территорию для размножения вне своей стаи. Рассеивание достигших половой зрелости зверей происходит круглый год, и щенки одного помёта обычно вместе не спариваются. Половая зрелость наступает на третий или четвёртый год жизни.

Легенда о волке и волчице

Я расскажу легенду прошлых дней
(Пусть каждый понимает так,как может)
О сером степном волке и о ней,
О той,что всех была ему дороже.
История красива,но грустна,
Не ждите здесь счастливого финала,
Не ждите здесь борьбы добра и зла.
Добро бороться и проигрывать устало.
В краях далёких,где резвится ветер,
Где воздух пахнет вольною судьбой,
Давным-давно жил там один на свете
Красавец-одиночка волк степной.
Он жил один,вдали от целой стаи,
И не нуждался более ни в ком.
Его за это даже презирали,
Везде считая зверя чужаком.
А он гордился тем,что был свободен
От чувств и предрассудков,от других
Волков,что были по своей природе
По-рабски слепы в помыслах своих.
Тяжёлый взгляд наполнен благородством,
Чужих законов волк не признавал,
Жил по своим.Так гордо и с достоинством
Смотрел врагам в глаза и побеждал.
Волк становился всё сильнее с каждым годом
И одиночества свою печать хранил
Была терниста и трудна его дорога,
Но милости к себе зверь не просил.
И этой доли был он сам избранник,
Он выбрал путь,и сам хотел так жить.
Среди чужих-не свой,среди своих-изгнанник,
Готов был жизнью за свободу заплатить.
Зверь вышел как-то утром на охоту
И вкус кровавой жертвы предвкушал.
Ведь хищника жестокую породу
Бог для убийства слабых создавал.
Пронзительным и острым волчьим глазом
Охотник вдруг оленя увидал.
Расправив грудь и выгнув спину разом,
К ещё живой добыче побежал.
Но не успел достигнуть своей цели,
последний вздох олень издал в чужих клыках.
Своим глазам сначала сам он не поверил:
Волчица серая стояла в ста шагах.
Она была как кошка грациозна,
И вместе с тем по-женски не спеша
Трофеем наслаждалась хладнокровно
Безжалостная хищная душа.
Один лишь взгляд,да и того довольно,
Не понял сам,как навсегда пропал.
Забилось сердце зверя неспокойно.
Забыв про всё,он за волчицей наблюдал.
Она была пленительно красива,
Свободная охотница степей.
Держала голову свою так горделиво.
С тех пор все мысли были лишь о ней.
Матерый злился на себя,не понимая,
Что так влечёт его?Он потерял покой.
И чем взяла его волчица молодая?
Боролся с чувствами,боролся сам с собой.
Он не любил и никогда не думал,
Что существует нечто больше,чем инстинкт.
Потерянный ходил он в своих думах,
Пытаясь ту охоту позабыть.
Но как волк ни старался-всё едино,
Обречены попытки были на провал.
Забыть не смог.И так неумолимо
Сердечный ритм все мысли заглушал.
Однажды он сказал себе:»Ты воин!
Чего хотел,всего имел сполна.
Так и сейчас возьми,чего достоин
Какая б не была за то цена!».
Цена была большая…но об этом дальше…
Быть вместе им пророчила судьба…
Но плата за безумство счастья
Порой бывает слишком велика…
Волк и волчица так похожи были,
Две одиноких родственных души
Всю жизнь брели среди камней и пыли
И,наконец,судьбу свою нашли.
Они дыханием одним дышали
И мысли все делили на двоих.
Чего завистники им только не желали,
Но что влюблённым было до других…
Им море было по колено,
Да что там море…Целый океан!
Бескрайние просторы неба
Клал волк возлюбленной к ногам.
Им было больше ничего не надо,
Друг друга только ощущать тепло.
Всегда повсюду вместе,рядом,
Всем вопреки,всему назло.
На свете не было и никогда не будет
Столь преданно смотрящих волчьих глаз.
Поймёт лишь тот,кто до безумства любит
И Так же был любим хотя бы раз.
А дальше было всё предельно просто,
ВСЕ точки жизнь расставила сама…
Но по порядку.Осень
Осталась в прошлом,
Взамен неё пришла зима…
Степь занесло и замело снегами,
Повсюду были заячьи следы.
И с солнца первыми холодными лучами
Ушла волчица в поисках еды.
В то утро волк проснулся не от ласки,
Не от дыханья возлюбленной своей.
Вскочил,услышав звонкий лай собаки,
И голос человека-что ещё страшней.
Охота началась.Завыла свора,
В погоню за волчицей устремясь,
На белоснежном чистом фоне
Смешались клочья шерсти,кровь и грязь.
Она дралась как одинокий воин,
Бесстрашно на куски рвала врагов.
Соперника подобного достоин
Не был никто из этой стаи псов.
Они волчицу взяли в тесный круг
И в спину подло свои клыки вонзали.
От волчьей смелости пытаясь побороть испуг,
Охотники добычу добивали.
А человек за сценой наблюдал,
Ему хотелось крови и веселья,
Он ради смеха жизни клал
Без малой доли сожаления.
Все лапы в кровь-матерый гнал по следу.
Душа кричала:»Только бы успеть!».
Он так хотел подобно ветру
К любимой на подмогу прилететь.
Но не успел…
Своею грудью он закрыл лишь тело
И белоснежный оголил отчаянно оскал.
Вдруг человек,взглянув в глаза ему несмело,
Оставить волка своре приказал.
Охота кончилась,и свору отозвали,
Оставив зверю щедро право жить.
Но только люди одного не знали,
Что хуже участи и не могло уж быть.
Такую боль в словах не передать,
И не дай Бог её почувствовать кому-то.
Волк жизнь свою мечтал отдать,
Чтоб для любимой наступило утро.
Но смерть сама решает,с кем ей быть,
Трофеями своими не торгует.
Нельзя вернуть…Нельзя забыть…
Здесь правила она диктует…
И вот опять…как прежде одинок..
Всё снова стало на круги своя.
Свободой обречённый степной волк
Без воли к жизни,без смысла бытия.
Померкло солнце,небо стало чёрным,
И в равнодушие окрасился весь свет,
С тоской навеки обручённый,
Печали принявший обет.
Зверь ненавидел этот мир,
Где всё вокруг-напоминанье,
О той,которую любил,
С кем вместе жил одним дыханьем.
С той,с кем рассветы он встречал
И подарил всего себя,
Ту,что навеки потерял,
И память лишь о ней храня,
Волк день и ночь вдвоём с тоской
Как призрак по степи блуждал,
Не видя участи иной,
Он смерть отчаянно искал.
Зверь звал её,молил прийти,
Но слышал эхо лишь в ответ…
Забытый всеми на пути,
И жизнь ушла,и смерти нет…
Так ещё долго в час ночной
Уставший путник слышал где-то
Вдали печальный волчий вой,
По степи разносимый ветром.
Летели дни,недели,годы,
Пора сменялася порой
Слагались мифы,песни,оды
О том,как волк любил степной.
И только самый чёрствый сердцем,
Махнув презрительно рукой,
Промолвил:»Все вы,люди,лжёте,
Нам не дано любви такой…».

Легенда о юноше-волке (легенда индейского племени кайова)

Давным-давно в племени кайова жили юноша и его старший брат с женой. Как-то раз они разбили свой лагерь вдалеке от остального племени, чтобы поймать побольше добычи.
Молодой охотник оставлял своих жену и младшего брата в лагере, а сам уходил в леса. Каждый раз его брат поднимался на вершину холма, садился там на траву и терпеливо ждал возвращения охотника. Однажды, когда он собирался пойти на свой любимый холм, невестка сказала ему:
— Почему ты все время один? Хочешь, я стану твоей возлюбленной?
— Нет, — ответил юноша. — Я люблю своего брата и не могу с ним так поступить.
— Но твой брат ничего не узнает, — продолжала молодая женщина. — Только ты и я будем знать об этом.
Но юноша так и не поддался на ее уговоры.
Однажды ночью, когда все легли спать, молодая женщина пошла на тот холм, где всегда сидел юноша. Она начала копать там яму. Она выкопала такую глубокую яму, чтобы никто не услышал даже крика упавшего в нее. Затем она прикрыла яму травой и ветками, чтобы никто не смог ее заметить. Вернувшись домой, она потихоньку разделась и легла спать.
На следующий день старший брат ушел за добычей, а младший вновь отправился к любимому холму. Женщина следила за ним и видела, как внезапно он провалился под землю. Она заглянула в яму и сказала:
— Думаю, что теперь ты захочешь, чтобы я любила тебя. Если ты согласишься стать моим, то я выпущу тебя. А если нет, ты так и умрешь в этой яме.
— Нет, — ответил юноша.
Вернувшись домой, охотник спросил жену, где его брат.
— Я не видела его с тех пор, как ты ушел, — ответила она. — Знаю только, что он полез на холм.
Когда молодой человек с женой легли спать, он вдруг сказал жене, что слышит какой-то голос.
— Это волки воют, — отозвалась молодая женщина.
Охотник не спал всю ночь. Он сказал жене:
— Должно быть, ты ругала его за что-то, и поэтому он ушел из нашего дома. Может, он вернется?
— Я ничего ему не говорила. Каждый раз, когда ты уходил на охоту, он залезал на вершину того холма и сидел там.
На следующий день они собрались и вернулись в деревню к остальному племени, чтобы посмотреть, не там ли младший брат охотника. Его там не было. Они решили, что он погиб. Отец и мать оплакивали его.

* * *

Юноша, сидя в глубокой яме, тоже плакал. Он умирал от голода.
Взглянув вверх, он вдруг кого-то увидел. На краю ямы стоял волк.
— Как ты попал туда? — спросил волк.
Юноша рассказал ему, что случилось, и что он из-за своей невестки попал в такую беду.
— Я вытащу тебя оттуда, — прорычал волк. — Но тогда ты станешь моим сыном.
Раздался волчий вой. Взглянув вверх, пленник увидел стаю волков. Они начали раскапывать одну сторону холма и вскоре юноша смог выбраться из ямы. Было очень холодно. Когда наступила ночь, волки легли рядом с юношей, согревая его своими телами.
На следующее утро волки спросили, что он обычно ест. Юноша ответил, что он ест мясо. Тогда волки нашли теленка, убили его и принесли ему. Юноше нечем было разделать тушу, поэтому волки разорвали теленка на куски и досыта накормили молодого человека. Волк, который нашел парня, спросил остальных, не знают ли они, где можно достать нож. Один из волков ответил, что может найти нож. Теперь юноша мог сам разделывать добычу, которую волки приносили ему.

Через некоторое время один из жителей деревни увидел стаю волков и среди них человека. Он пытался разглядеть, кто это, но было слишком далеко. Вернувшись домой, он рассказал об этом своим соплеменникам.
Несколько индейцев отправились охотиться на волков, но стая убежала, а вместе с волками убежал и юноша.
На следующий день все племя пошло искать стаю, чтобы посмотреть, что за человек с ними. В конце концов, люди настигли юношу, поймали и связали его. Он сопротивлялся, кусаясь, словно волк. Вдруг неподалеку раздался волчий вой. Юноша попросил отца и брата отпустить его к волкам, послушать, что они хотят сказать. Брат с отцом боялись отпускать парня, им казалось, что он не вернется назад, но все-таки они развязали веревки.
Вскоре юноша вернулся в деревню.
— Как ты оказался у волков? — спросили его брат и отец.
Он рассказал им, как невестка выкопала яму, и он в нее провалился, как волки вытащили его и с тех пор он стал жить с ними.
Волк велел юноше связать невестку бычьими кишками и привести к нему. Отец и мать ее, узнав, что она сделала с юношей, согласились, что ее следует отдать волкам на съедение. Вся деревня собралась посмотреть, как ее поведут на то место, которое указал волк. Подойдя к указанному месту, юноша завыл, и отовсюду сбежались волки.
— Вот та, которая хотела убить меня, — сказал он своему отцу-волку…

И волки накинулись и разорвали ее.
Перевод с английского портал Зооклуб.
При перепечатке данной сказки активная ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Легенды о волках

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *