Легенда про арахну

На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:
— Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого. И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
— Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, Молящих прощает богиня. Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверк- нули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
— Ты неразумна, старуха, старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
— Я здесь, Арахна! — воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель. Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:
— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и веч но ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы,и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.

Славянский Языческий Портал

Паук – мизгирь, павук, тенетник.
Диковинное животное, не зверь, не насекомое, ткущее невероятно прекрасные паутины, спасающие мир от полчищ паразитов и (о несправедливость!) вызывающее в людях омерзение и страх. Ядовитый вампир, холодный и беспощадный убийца, пожиратель безобидных мух. Паучихи убивают самцов после спаривания, чтобы в свою очередь умереть, отложив яйца.

Сложный, противоречивый, обросший мхом домыслов, образ. Многие представления о пауках неверны, другие нашептаны страхом ко всему, что шевелится и банальному незнанию. Во-первых, паук – не насекомое, у него восемь, а не шесть ног. Как писал Н.А. Заболоцкий: “спит животное-паук”. Во-вторых, почти все пауки ядовиты, но смертельно опасных среди них не так много. В средней полосе стоит опасаться, пожалуй, только крестовика. Но первым паук не нападает, а дурной нрав черных вдов связан исключительно с плохим зрением. Кровь он тоже не пьет, а впрыскивает желудочный сок под хитиновый покров жертвы и оставляет довариваться на пару дней. Получаются такие вот своеобразные консервы с надежной природной упаковкой.
Потом, где видели пауков, стаями атакующих человеческие жилища? Гадящих на обои, поганящих пищу, кусающих до крови и откладывающих яйца в продукты. Трудно даже представить такое. А вот мухи, слепни и комары (основная пища пауков) вытворяют все это с непростительной частотой.
Казалось бы, что стоит отвести паукам пару темных углов в доме, не давить их при всяком удобном и неудобном случае. Не рвать паутинки в лесу, не верить американским, дешевым по смыслу и бюджету боевикам с гигантскими спайдерами. Нет, страх сильнее любых разумных доводов. Страх цивилизованного человека перед законами природы, перед лучшими ее созданиями.
К слову, предки наши относились к паукам с куда большим почтением. В отточенной красоте и симметрии паутины видели они солнечные лучи, разбегающиеся от единого центра. Как будто уже тогда предвидели, что Вселенную нашу астрономы представят в виде ячеистой структуры, сходной со строением паутины. И что геометрический центр паутины точно совпадает с ее центром тяжести. Всего этого они знать не могли, но уже тогда чувствовали, восхищаясь на рассвете радужными переливами солнечных лучей в тонких ниточках паутины.
Многие народы мира считают паука одним из творцов этого мира, соткавшего из своего тела каркас Вселенной. Причем, как правило, это не паук, а паучиха. Например, Мать Солнца или Бабка-Паучиха. Видимо поэтому и называют вторую половину сентября, время паучьего гона, когда по воздуху носятся паутинки — бабьим летом, в память о Прабабке Мира, Рожанице. Восьмое сентября, за неделю до начала “лета старых женщин”, посвящено Роду, преемнику верований о двух Рожаницах. Возможно, что паук — одно из его воплощений.
Многогранный ведический символ плодородия, солнечного света, единства бега времени и незыблемости пространства – свастика, напоминает паука, а узор на теле крестовика – символ плодородия. Как и имя паука, свастика давно покрылась грязью, отмыть которую почти невозможно. За отторжением символа приходит забвение, и лишь фольклор будет хранить его очень долго. Паук в нем — признак счастья, гармонии, солнечная мать всего живого.
Роль паука — творец, борец с вампирами
Время паука — начало осени. Цвета — черный, серый, белый
Пословицы и приметы:
— Убить паука — загубить свое счастье, к пожару или разорению
— Паутинка прилепилась в бабье лето – повезет
— Паук спустился на паутинке — к письму или известию

2020 год по славянскому календарю — год Паука

По славянскому летоисчислению в 2020 году правит тотем Прядущий Мизгирь – Паук.

Для многих звучит страшновато. Моя мама, например, страдала арахнофобией (боязнью пауков). Случайное прикосновение к паутине вызывало у нее почти обморочное состояние. И только после шестидесяти лет все прошло. Само. Как мне кажется, это связано с возрастом – когда приходит глубокое осознание и принятие жизни и смерти (ведь паук воспринимается как угроза, опасность, смерть).

Фрейд считал, что арахнофобия – это выражение страха перед гневной матерью, которая испытывает агрессию к своему ребенку, за то что он полностью подчиняет ее себе. А она в ответ опутывает его чувством вины, как паутиной.

Современные ученые уверены, что это генетический эволюционный фактор. Пауки распространены по всему миру, и хотя лишь некоторые из них действительно опасны, мы продолжаем их боятся с самых древних времен «на всякий случай».

Я же напротив – с детства обожала пауков. У них же лапки! Правда я выросла на севере и не держала в руках таких пушистиков Но со всеми остальными точно познакомилась!

Поэтому всех пауков в доме спасала я, но некоторые арахнофобы делают это котами

Почему еще мы так боимся пауков?

Во многих культурах пауку присваивают божественные свойства. Его тело имеет форму восьмерки, которая обозначает бесконечность. Также, у него 8 ног, что продолжает символизм бесконечности.

Я думаю, что именно символика восьмерки заставляет трактовать и использовать силу Паука двояко.

Что такое восьмерка? Вначале это круг, по которому совершается непрерывное движение. Но если один конец круга повернуть вправо, а противоположный конец круга влево, то получим в этом преломлении восьмерку. Что произошло? После преломления появилась смерть, а значит, время. Горизонтальная восьмерка, являющаяся знаком бесконечности в эзотерической традиции, означает пространство и время, а также два круга этого символа означают циклы жизни и смерти. При этом, точками перехода из мира мертвых в наш мир и наоборот являются точки соприкосновения этих двух кругов (циклов), в одном из которых движение следует по часовой стрелке, а в другом — против часовой стрелки. Человек, существуя в одной петле, проходит цикл жизни и затем переходит в другую петлю — в цикл смерти, существования в потустороннем мире.

По этой причине паука использовали как в белой, так и в черной магии.

Огромное влияние на нас оказывает культура, в которой мы выросли.

Так, в древнеиндийской традиции Брахма, подобно пауку, ткёт из самого себя паутину мировых законов и явлений (здесь паутина — образ космической ткани, первовещества Вселенной). Паук — символ космического порядка, уподобленный Майе, непрерывно плетущей паутину иллюзий мира чувств. Известно изображение Майи как паука в центре сплетённой паутины, которую замыкает кусающий себя за хвост Уроборос.

Ткёт ли паук ткань мира, или покрывало, которое скрывает Высшую Реальность — вопрос, который древнейшие Веды задавали в Индии (II тысячелетие до н. э.) в мифе о Майе, Шакти или спутнице Варуны. Этот миф имеет различные интерпретации. Брахманизм, с другой стороны, рассматривает её как реальность, экзистенциальную сущую «действительность», проявленную с момента манифестации Бытия (Сущего). Покров Майи, подобно паутине, представляет красоту творения, благодаря чему Майя — весьма значимая богиня.

В Христианстве пауки имеют главным образом негативную символику и рассматриваются как «злые» существа, протвопоставляясь «добрым» пчёлам. Чаще всего паук выступает как олицетворение алчности, воплощение всякого кровопийцы, мироеда, скупца или ростовщика, наживающегося на бедных и нищих, подобно пауку, высасывающему плоть у малых насекомых; образ дьявола, расставляющего свои силки и тенёта, символ его коварства; символ злых умыслов (плохих людей), которые расставляются как сети и рвутся подобно паутине. Часто обозначает также греховные побуждения, которые истощают человеческую душу (высасывают кровь из человека).

Поэтому в России пауков не любят… А ведь если отодвинуть в сторону убеждения культуры (религии) и свой генетический животный страх… и просто понаблюдать… Всю жизнь паук прядет свою паутину, создавая неповторимый узор. Это Сакральная Геометрия…Так и Творец, каждый день создает паутину бытия в бесконечном пространстве. Сила паука заключается в неиссякаемой творческой энергии. В его работе нет лишних движений. Каждый его шаг логичен и способствует продвижению в создании качественного полотна паутины. Он продолжает выполнять свою миссию, несмотря на невзгоды и катаклизмы вплоть до прекращения своего существования….

В Северной Америке паук выступает защитником от природных катаклизмов, которые опасны для паутины (штормовые ветры и бури, дожди, грозы и т. п.), и зла вообще.

Паук олицетворяет хитросплетения жизни и судьбы. Поскольку паутина расходится из центра и выходит, как бы из тела паука, в некоторых культурах ее считают символом солнца и сотворения жизни. Из-за сложности паутины и сходства с лабиринтом кельты отождествляли ее с препятствиями, которые должен преодолеть человек. В Древнем Египте и Древней Греции паутина также символизировала судьбу.

«В славянской мифологии тотем Прядущего Мизгиря олицетворяет взаимосвязь минувших, нынешних и грядущих поколений. Невидимая нить паутины связывает между собой предков и потомков, сохраняя и передавая накопленные знания для дальнейшей реализации рода. Мизгирь поддерживает связь поколений, показывая, что каждый человек является частичкой общего полотна и незримо связан друг с другом. Его задача – напомнить о том, что сила народа заключается в его единении и взаимодействии. И только действуя сообща можно идти по пути развития. Прядущий Мизгирь является хранителем семейных традиций. Он создает связи между поколениями, которые способствуют передаче накопленных знаний и мудрости. Таким образом, сила предков перетекает к потомкам и поддерживает непрерывность рода….» (с)

Широко распространен мотив превращения паучьей паутинки в спасительную нить, которая выводит героя из опасного места или помогает ему взобраться на небо, а потом благополучно спуститься.

Пусть наступающий год станет именно таким – спасительной нитью, которая выведет из любых запутанных ситуаций, поможет преодолеть любые трудности. Найти связь с Родом и получить их поддержку. Почувствовать себя не одиноким, а в единстве со всеми. И более того – почувствовать себя творцом своей судьбы и насладиться красотой своего творения! Получить новые знания и мудрость для дальнейшего развития. Вдохновения!

Культ Великой Матери-паучихи и космология Хопи

Многие народы мира считают паука одним из творцов этого мира, соткавшего из своего тела каркас Вселенной. Причем, как правило, это не паук, а паучиха. Например, Мать Солнца или Бабка-Паучиха. Видимо поэтому и называют вторую половину сентября, время паучьего гона, когда по воздуху носятся паутинки – бабьим летом, в память о Прабабке Мира, Рожанице, славянской богини – паучихе Макоши.
Богиня Мать-паучиха была олицетворением исключительно позитивных созидательных сил и олицетворяла космический закон, устанавливающий порядок и справедливость во всей Вселенной. В то время мир был единым и не было необходимости делить его на разные составляющие.
Одна из верховных богинь индейцев хопи, творец и хранитель всех форм жизни на Земле, включая и человека — Женщина-паук. Легенда индейского племени хопи гласит, что женщина-паук создала мир из песни. Соответственно, её клан является одним из центральных в традиции хопи. Именно ему поручено хранить древние тексты, по легенде полученные от предыдущих цивилизаций, населявших Землю до мировых катастроф.
В каньоне де Челли (Canyon de Chelly) находится естественный храм Хопи — огромная скала, посвященная Женщине-пауку и развалины их древнего города. В месте, где находится скала, каньон расширяется и прямо в центре стоит огромная сдвоенная скала — естественный монумент Женщине-пауку. В Индии такая скала тоже почиталась бы как святыня, но её бы скорее воспринимали как лингам Шивы. Слева, в отдалении от Женщины-паука ещё одна высокая скала, похожая на воина в шлеме — это дух, охраняющий священное место.
Согласно космологии хопи, изначально существовал только творец Тайова, он находился в бесконечном пространстве без времени, формы и жизни. Первым он сотворил своего помощника (племянника) Сотукнанга и поручил ему реализацию своего всеобщего плана (Тувагачи). Потом Сотукнанг создал из земли, воды и воздуха 9 миров. Первые два были предназначены для них с Творцом, а остальные 7 — для будущей жизни.
На следующем этапе произошло создание жизни и человека в первом мире, называемом Токпела (Бесконечное пространство). Для этого Сотукнанг сотворил первую Богиню Кокъянгвиити, Женщину-паука. В данном контексте образ паука ассоциируется с созданием паутины, как мандалы всеобщей гармонии.
В свою очередь, Женщина-паук создала двух вспомогательных божеств — хранителей биосферы. Первый из них, Погангхойя, должен был следить за экологическим равновесием. Второй, Палонгавхойя (Эхо), контролировал плотные и тонкие вибрации биосферы, или, говоря современным языком, следил за информационным равновесием. Вместе они поддерживали вращение земной оси.
После того, как Погангхойя и Палонгавхойя закончили подготовку Земли к жизни, Женщина-паук создала растения, птиц и животных и всех остальных существ, населяющих биосферу. Наступила очередь человека. По образу и подобию Сотукнанга она сотворила четырёх мужчин разных цветов кожи (жёлтого, красного, белого и чёрного), затем сотворила им жён. Пройдя через три фазы Созидания, они увидели своего Творца в облике Солнца, вдохнувшего в них жизнь.
Однако первые люди ещё не умели говорить, и чтобы дать им речь, мудрость и силу, она позвала Сотукнанга, который дал людям с разным цветом кожи разные языки и силу размножаться. Он пришёл к Женщине-пауку и научил её, как спасти праведных людей, пока их не совратили или не убили.
По представлениям хопи, мы сейчас живём на 4-й Земле, три предыдущих были уничтожены, так как человечество забыло о своей миссии и погрязло в погоне за удовольствиями, борьбе за власть и национализме. В пророчествах говориться о приходе в конце времён полубога-получеловека Белого Брата. И, если к этому моменту на Земле ещё останется некая критическая масса праведных людей, помнящих о своем предназначении исполнять замысел Творца, ход истории можно будет обратить и создать гармоничное и счастливое сообщество людей.
Дорогу они найдут благодаря помощи Женщины-паука и магическому видению через высший центр на макушке головы. О духовно продвинутом человеке, у которого этот центр активен, хопи говорят, что «у него открыта Дверь на макушке головы». Высший уровень шаманского дара, который при инициации могут получить только избранные, это открытие этого центра. Естественно, такой контакт доступен лишь посвящённым очень высокого уровня, прошедшим высшие ступени инициации.
Для хопи именно эти способности — быть в контакте с высшими духами, служить планам Творения, предчувствовать будущее — являются высшим шаманским даром. Что касается парапсихологических и целительских способностей, то им отводится достаточно второстепенная роль, они никогда не рассматриваются как основная цель процесса инициации.
Суть инициации была очень тесно связана с процессом творения и ролью человека в микро- и макрокосмосе путем приобщения отдельного человека к глобальным космогоническим процессам, выход за пределы животной природы, бессмысленной борьбы за выживание, продолжения рода. Естественно, что после инициации человек продолжал заботиться о своих телесных и социальных функциях, но всё это отступало на второй план по сравнению с его ролью в помощи исполнения планов Творца. Соответственно, обретаемые после инициации магические способности служили в первую очередь этому высшему предназначению. Древний смысл инициации и заключался в сохранении этого сакрального знания о глубинном смысле человеческого существования, а не в получении каких-то магических сверхспособностей, обретении власти над людьми и силами природы.
В основе обрядов инициации лежит представление хопи о том, что истинными родителями человека являются Божественные сущности, а человеческие родители лишь инструмент проявления их силы. С этой точки зрения, матерью являются Мать-земля и Мать-зерно. Человек создаётся из плоти первой и вскармливается грудью второй. И их отец так же имел два лика. С одной стороны, это был сам творец Тайова, с другой, Солнце — солнечный Бог.
Сложности земного пути были связаны с необходимостью закалить людей испытаниями, чтобы уменьшить шансы повторения ошибок прежних миров, где всё давалось слишком легко и просто. Каждый раз, когда люди думали, что достигли вожделенной земли, Женщина-паук говорила им: «Слишком легко и приятно жить здесь, и вы вскоре снова встанете на путь зла». Божественная Женщина – паук однажды выведет людей в новый мир, выделяя и притягивая тех, кто чист и мудр. Вместе с ними она станет мудро управлять новой землей согласно космическим законам созидания и справедливости.
Великая Мать – паучиха лишь в силу узости трехмерных понятий ассоциируется с образом паука. Скорее, это архитипичный образ, с налетом легенд и мистификаций. На самом деле, эта одна из форм Высшего Разума, стоящая у истоков творения нашей Вселенной. В тонком плане она предстает в виде огромной сияющей капли серебра или ртути, абсолютно живой и подвижной, которая при более пристальном рассмотрении состоит из мириадов таких же по свойствам и структуре, но только малых капель. В недрах этой большой «живой капли» виден яркий рисунок — голограмма правосторонней (солнечной) свастики.
Многогранный ведический символ плодородия, солнечного света, единства бега времени и незыблемости пространства – свастика, напоминает паука, а узор на теле крестовика – символ плодородия. Как и имя паука, свастика давно покрылась грязью, отмыть которую сложно. За отторжением символа приходит забвение, и лишь древние знание будет хранить его вечно. Паук в нем – (признак счастья, гармонии, Солнечная Мать всего живого. Созвездие Ар-Ах-Ны относится к Матери Паучихе и отмечено правосторонней свастикой (древнеиндийский знак «Svashti»).
То, что могло бы восприниматься как «ноги-щупальцы паука», в тонком плане в действительности представляет собой мириады светящихся нитей, соединяющих Мать – паучиху со ВСЕМИ Вселенными во всех «уголках» Мирозданием. Зрелище завораживающее – сама она – яркий серебристо-ртутный шар, окруженный ореолом сияющих золотисто-белых нитей. Космический одуванчик… и Творец всего Сущего!
Между традициями Североамериканских индейцев, Тибетом и Индией имеется очень много общего. В индийской мифологии Женщине — пауку, соответствует богиня Тара,Гуань-ши-Инь, поддерживающающих равновесие биосферы. Мандала Тары и Гуань-ши-Инь — архетип женской материнской энергии, помогающей найти путь и преодолеть препятствия в странствиях по мирам Сансары (тонкоматериальным мирам, связанным с земной реальностью). В данном случае паутина выступает в роли мандалы гармонии.
На древних священных рисунках хопи изображение Матери – паучихи сопровождает лабиринт. Словно от безмятежного лица Матери — пучихи расходится лабиринт её мыслей, который показывает напряжение мысли, поскольку сеть исходит из её головы, а не из чрева. Она напоминает божество Керру, Мыслительницу, которая непосредственно связана с Женщиной-Пауком.
Лабиринт – сложный символ, появляющийся в различных культурах. Наиболее известный пример – греческий миф о Тесее, который должен был проникнуть в гигантский каменный лабиринт и убить ужасного человека с бычьей головой по имени Минотавр. Когда Тесей отправился в лабиринт, его союзница, Ариадна, дала ему нить, благодаря которой он нашёл дорогу обратно после того, как убил чудовище.
Многие культуры связывают пауков с Богиней, возможно по той причине, что в большинстве мест ткачество считается священным женским занятием. Точно так же, как паук плетёт сеть с её лаконичным рисунком, Богиня создаёт замысловатые переплетения и прекрасные картины физического мира. Пауки и ткачество также стали прообразами скандинавских Норн и греческих Мойр – в обоих случаях это три сестры, которые прядут нить жизни человека и перерезают её в нужный момент. Создание ткани из растений – сакральный акт, поскольку он преобразует одну вещь в совершенно другую, порождая более высокую организацию и новые качества. Поскольку пауки вытягивают нить непосредственно из собственного тела, они выступают как образ Богини, создающей миры из самой себя.
Это ставит перед ищущими интересные вопросы, поскольку схема лабиринта хопи полностью повторяет известный Критский лабиринт. Если вы попробуете проследить за рисунком пальцем (как если бы вы были человеком, зашедшим в лабиринт), то обнаружите, что сначала он идёт на третий уровень, потом возвращается к первому и, наконец, начинает движение к центру. Это движение, похожее на кольца свернувшейся змеи, также напоминающей об эволюции, идущей по спирали. Мы продвигаемся вперёд, чтобы быть отброшенными назад и снова начать медленное продвижение к истине.
С одной стороны, лабиринт символизирует творение, которое начинается Богиней в центре и затем постепенно продвигается к выходу. С другой стороны здесь можно увидеть душу, входящую в лабиринт в поисках сакральных истин. Можем ли мы соединиться с Праматерью и остаться самими собой? Этот вопрос становится всё более важным по мере того, как больше и больше людей ищут новые (или старые) пути жизни в этом мире. На него нет простого ответа… Но мы должны понять, что в лабиринте не обитает чудовище, и разъярённый монстр из глубин бессознательного не поджидает нас, чтобы уничтожить нашу личность. Вместо этого в конце пути нас ожидает спокойный лик Творца!
*Рисунок Матери – паучихи с изображением лабиринта.
Калька с древних украшений индейцев Хопи.
Весь цикл «Откровениям Духа внемли…»:http://www.proza.ru/avtor/dolma&book=4#4

Миф

Возгордившись своим мастерством, Арахна заявила, что превзошла в ткачестве саму Афину, считавшуюся покровительницей этого ремесла. Когда Арахна решила вызвать богиню на состязание, та дала ей шанс одуматься. Под видом старухи Афина пришла к мастерице и стала отговаривать её от безрассудного поступка, но Арахна настояла на своём. Состязание состоялось: Афина выткала на полотне сцену своей победы над Посейдоном. Арахна изобразила сцены из похождений Зевса. Афина признала мастерство соперницы, но возмутилась вольнодумством сюжета (в изображениях её было неуважение к богам) и уничтожила творение Арахны. Афина порвала ткань и ударила Арахну в лоб челноком из киторского бука. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила Арахну из петли и сказала ей:

— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоём потомстве.

Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело её сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткёт её.

По другой версии Арахна превращена в паука за связь со своим братом Фалангом, который был превращён в фалангу. По ещё одной версии, сын Арахны изобрёл веретено.

Примечания

В Викитеке есть тексты по теме: «Состязание Афины с Арахной»

  1. Мифы народов мира. — 1991-1992. — Т. 1. — С. 98.
  2. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. В 3 т.. — М., 2001. — Т. 1. — С. 143-144.
  3. Первый Ватиканский мифограф I 90, 1
  4. Нонн. Деяния Диониса XVIII 214
  5. Арахна / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — Мифологический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  6. Плиний Старший. VII 196 // Естественная история / Stark F. Ionia. — A quest. L., 1956.
  7. Овидий. Метаморфозы VI 1-145
  8. David Gallagher. The Transmission of Ovid’s Arachne Metamorphosis in Jeremias Gotthelf’s Die Schwarze Spinne // Neophilologus. — 2008. — № 92. — С. 699-711.

В мифопоэтических традициях с образом Паука связываются творческая деятельность, профессионально-ремесленные навыки, трудолюбие, благоприятные предзнаменования (ср. в связи с этим запрет убивать Паука), мудрость, а также холодная жестокость (ср. высасывание крови, дьяволичность как реализацию символических значений Паука в христианстве), жадность, злобность, колдовские способности. Известно использование Паука в магической медицине как для предохранения человека от болезней, так и для насылания их на него (в чёрной магии). С магическими целями Паук изображается на талисманах: североамериканские индейцы чиппева подвешивали над колыбелью младенца паутинку, чтобы предохранить его от какого-либо вреда).
Известны рассказы о том, как Паук спас младенца Христа от жестокости Ирода (ср. аналогичные мотивы о спасении от врагов Давида, Мухаммада с помощью Паука и сотканной ими паутины). Превращённый в Паука за некий проступок мифологический персонаж человеческой природы (ср. греческий миф об Арахне) сохраняет способность к ремеслу. В других случаях обладающий искусством тканья Паук обучает людей перворемеслу (у южноамериканских индейцев тоба Паук был первым ткачом); оно нередко является первым из ремесел, благодаря которому был создан мир или важнейшие его части. Так, в древнеиндийской традиции Брахма, подобно Пауку, ткёт из самого себя паутину мировых законов и явления (здесь паутина — образ космической ткани, первовещества вселенной); у народов акан (Западная Африка) паук Ананси — старейшее из живых существ, у науранцев — божественный Паук-творец Ареоп-Энап создает из раковины улитки землю, из пота — первородное море и из камней — людей; божество-творец у индейцев сиу — паук Сусистинако, изобразив в нижнем мире крест, определил четыре основные стороны света. Мотиву превращения человека в Паука в наказание близок мотив оборотничества Паука (ср., например, китайское предание о Пауке-оборотне, который принимает вид буддийского монаха, играющего на цитре; подаренная герою цитра превращается в паутину и опутывает его). В дунганской мифологической сказке красивый юноша-Паук по ночам приходит к девушке, которая с каждым днем тает; он был обнаружен с помощью иголки с ниткой, воткнутой в его одежду, но люди не смели его убить, так как огненная рука с неба (= молния) похитила Паука-оборотня. В целом ряде фольклорных текстов паутина служит путеводной и/или спасительной нитью, соединяющей при этом небо и землю либо какие-нибудь точки горизонтальной плоскости (в амхарской сказке умный Паук сумел перебраться через ручей на легкой паутинке, подхваченной ветром). Способность к передвижению во всех направлениях объясняет постоянно отмечаемый в сказках мотив хитрости Паука, нередко выступающего как трикстер (ср.: «Я был хитёр, я придумал хитрость» в одной из сказок хауса), хотя обманывают и Паука. Мотив хитрости Паука иногда сочетается с мотивами жадности и жестокости (ср. сказки о Пауке и мухах, комарах и других мелких насекомых; русскую сказку о мизгире — Афанасьев № 85—86, ср. «Запутался, что мизгирь в тенетах»). Одна из очень популярных персонификаций Паука — распространённый у американских индейцев образ Паука-мужчины и Паука-женщины, выступающих в качестве творцов, культурных героев, трикстеров.
Паук в христианской Европе — зловещий символ алчности, кровожадности, хитрости и дьявольского коварства. Такое несправедливое отношение к полезному существу можно объяснить только ненавистью христианства ко всему языческому, так как у древних народов в Европе паук — зловещий символ алчности и хитрости, а в Азии, Африки, Америки, Австралии, Океании, Т.е. практически повсеместно, паук олицетворял мудрость, созидание, богатство и удачу, а спускающийся сверху на паутине рассматривался как чудесная эмблема божественных даров.
В мифологии этих народов паук — лунный и женский знак, спутник богинь Луны, а иногда и демиург, устроитель Bceленной, как в древнеиндийских мифах. Ту же роль демиурга микронезийцы островов Гильберта отвели своему главному божеству Ha-Реау «господин Паук»).
Воплощением земной мудрости и божественных сил творения выглядит в мифах хопи Кокиянrвуши («Паучиха») — первое земное существо, созданное твоpцом мира Тайовой для заселения планеты.
В мифах североамериканских индейцев легендарный Человек-паук связывает воедино Землю и Небо своими прочными невидимыми нитями. Индейцы почитали паука и как подателя дождя, и как защитника от штормов.
Символика творчества подчеркивается и в широко известном древнегреческом мифе о Лидийской искуснице Apaxне, превращенной завистливой Афиной в паука. В изобразительном искусстве миф об Арахне проиллюстрировали на своих бессмертных полотнах такие нeпревзойденные мастера живописи, как Рубенс, Тинторетто, Веронезе и Веласкес.
Во всех религиях, за исключением христианства, паук выглядит как полезное или даже божественное создание. У мусульман есть предание о том, как паук спас пророка Мухаммеда. Однажды Myхаммед, преследуемый врагами, спрятался от них в темную пещеру. Достигнув пещеры, убийцы хотели было ее обыскать, но, заметив у входа в нее нетронутую паутину, решили, что там никого нет, и поспешили дальше. С тех пор мусульмане почитают паука как божественное существо, убивать которое — тяжкий грех. Любопытно, что точно такую же историю итальянцы рассказывают о святом Феликсе, японцы — о легендарном гepoe Иороитомо, а христиане — о чудесном спасении Святого Семейства. Однако лишь последние и проявили по отношению к пауку чудовищную неблагодарность, сделав его отвратительным символом алчности, кровожадности, нечистых побуждений и олицетворением самого Сатаны, со злобным коварством расставляющего свои паучьи сети гpexoвных соблазнов для уловления наивных человеческих душ. Впрочем, некоторая нeгативная оценка паутины звучит и в индуизме, где она является аллегорией «майя» — хрупкости, иллюзорности и предопределенности земного бытия.
В христианской иконографии паук в чаше св. Норберта служит аллегорией oтравленного питья. Этот сюжет иллюстрирует церковное предание о том, как нeмецкий проповедник Норберт выпил отравленное вино, предназначавшееся для его причащения, но благодаря своей фанатичной вере остался невредим.
В черной магии, по мнению отцов инквизиторов, пауки в совокупности с другими дьявольскими ингредиентами использовались для составления различных колдовских снадобий. Согласно средневековым поверьям, английские ведьмы, наловив множество пауков, мoгли с их помощью повелевать бурями и штормами.
В истории шотландского королевскoгo рода Брюсов паук сыграл весьма видную роль. Летом 1306 года английский король Эдуард 1 (1272-1307), известный под грозным прозвищем сокрyшителя скоттов, разгромил повстанческие отряды возмутившихся против ero власти шотландских rорцев, а их предводитель, Роберт Брюс, был вынужден укрыться от поrони на острове Ратлин. Там гордый шотландец укреплял свою волю, наблюдая за кропотливой работой паука. По легенде, этот паук и предсказал Брюсу победу над англичанами. Научившись у ратлинскоrо паука терпеливо сносить все невзгоды, вождь шотландских повстанцев принялся упорно ковать гpядущую победу. Через восемь лет в битве при Баннокберне он разгромил захватчиков наголову и, освободив родину от ига англичан, стал королем Шотландии. С тех пор в роду Брюсов пауки считались священными.
Погодная мантика располагает большим количеством народных примет, порожденных многовековыми наблюдениями за особенностями поведения метеoчувствительных пауков. В качестве примера приведем здесь лишь некоторые из них.
Если паук прилежно трудится, протягивая длинные нити, значит, следует ожидать ясную солнечную погоду. Если паук неподвижен, бездеятелен, не чинит порванную ветром сеть, значит, вскоре пойдет дождь. Если паук¬крестовик сам обрывает нити паутины, значит, ожидается дождь с сильным ветром. Если пауков видно много, ближайшие дни будет ясная, теплая погода, ну а если нет — значит, нет. (myfhology.info)

Даруя и отнимая жизнь, паук выступает символом её бренности и уязвимости перед лицом смерти, воплощением Великой Матери в её ужасной ипостаси. С этим аспектом в символике паука связаны представления о его агрессивности, жестокости, жадности и коварстве, а также о поголовной ядовитости всех пауков. Это последнее обстоятельство привело к тому, что паук часто служит эмблематическим обозначением яда, например, отравленного питья.
С учётом обеих трактовок паук выступает олицетворением причины развития и смерти всех феноменальных форм. Это обстоятельство определяет символическую двойственность паука как образа чередования сил созидания и разрушения, эволюционных и инволюционных циклов спирали развития, обеспечивающих стабильность мира. В связи с этим Шнайдер говорит, что символика паука указывает на «ту „непрерывную жертву“, которая является формой непрерывной трансмутации человека на всём протяжении его жизненного пути. Даже сама смерть просто сматывает нить прежней жизни для того, чтобы начать прясть новую».
Как источник и центр вращения колеса жизни, и одновременно, потенциальный источник смерти — паук служит символом, соединяющим преходящее с вечным. В его образе можно также обнаружить отголосок гностической картины мира, созданного из зла и движимого добрыми побуждениями.
Неоднозначность восприятия паука проявляется и в рассмотрении его роли как творца: по одним воззрениям он соткал реальность (Высшую Реальность), по другим — лишь покров иллюзии, эту реальность скрывающий…
Как бы то ни было, причастность паука к творению, божественным тайнам и прядению нитей человеческих жизней тесно связывает его с понятиями судьбы и предопределения, ведовством и даром предсказания. В связи с этим паук на бытовом уровне часто рассматривается как податель или провозвестник удачи, богатства или природных благ (дождя). Паук, спускающийся сверху на паутине, — распространённый символ (эмблема) божественных даров.
Способность паука к передвижению во всех направлениях, в том числе в воздушной среде, связь с небом и небесными богами позволяет рассматривать его как посредника между различными мирами (как по вертикали, так и по горизонтали), а также человеческой и божественной реальностями. Благодаря этому во многих традициях паук служит проводником души в её посмертном путешествии, советчиком при поиске героем пути на небо или в потусторонний мир, посланником бога и т. д.
То обстоятельство, что паук не поедает свою жертву целиком, а высасывает из неё жизненные соки, ставит его в особые отношения с понятием о душе: в разных ситуациях он предстаёт то как проводник души или её временное пристанище (форма), то оказывается причастным к её похищению, ущербу или погибели. (simbolarium.ru)

Отрывок из книги Тэда Эндрюса «Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий»

У всех народов мира существуют мифы и предания, посвященные пауку. Как правило, разные народы приписывают ему довольно схожее символическое значение. В Индии он ассоциировался с покрывалом иллюзий, которое представляет собой весь чувственно воспринимаемый мир. В греческой мифологии паук был связан с богинями судьбы мойрами, а в скандинавских преданиях – с норнами, женщинами, которые сплетали, отмеряли и обрезали нити человеческой жизни. Коренные американцы считали паука матерью-прародительницей, связывающей прошлое и будущее.
В отличие от насекомых тело у пауков состоит из двух частей, а не из трех, что зачастую придает ему форму восьмерки. В сочетании с восьмью ногами (вместо шести, как у насекомых) это связывает паука со всем многообразным мистицизмом, связанным с геометрической формой цифры «восемь». Как известно, восьмерка является символом бесконечности. Она представляет собой колесо жизни, переходящей от одного круга к другому. Паук учит не только тому, как совершать это бесконечное движение, но и тому, как удерживать свое сознание в центральной точке, расположенной между двумя кругами.
Паук учит вас поддерживать равновесие между прошлым и будущим, материальным и духовным, мужским и женским. В каждый момент времени вы занимаетесь тем, что плетете свое будущее. В колоде карт Таро есть карта «Колесо фортуны», которая связана с бесконечным чередованием взлетов и падений. Тем, чьим тотемом является паук, будет полезно иногда медитировать на эту карту.
Паук пробуждает в нас особую чувствительность по отношению ко всему происходящему. Он плетет тонкую и замысловатую паутину, как будто напоминая нам о том, что прошлое всегда оказывает неуловимое влияние на настоящее и будущее. Зачастую паутина может иметь форму спирали, которая по традиции воплощает собой созидание и развитие. Паук, сидящий в центре своей паутины, напоминает нам о том, что мы являемся центром своего собственного мира. Над входом в Дельфийский Оракул висела надпись: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» Паук указывает на то, что мир соткан вокруг нас. Мы сами являемся создателями своей судьбы, сплетая ее, как паутину, с помощью наших мыслей, чувств и поступков.
С мистической и мифологической точек зрения, паук ассоциируется с магией созидания. Паук является символом созидательной силы, которую олицетворяет его способность прясть роскошную паутину. Главной особенностью энергий паука является их спиралевидная направленность. Для людей, тотемом которых является паук, спираль паутины, сужающаяся в центре, может стать предметом медитации. Стремитесь ли вы к цели или распыляете свои силы, двигаясь в разных направлениях? Удается ли вам полностью сконцентрироваться? Не слишком ли вы поглощены собой? Не волнуют ли вас достижения других людей больше, чем свои собственные? Испытываете ли вы при этом чувство негодования и обиды на себя или на других?
Паук является хранителем древних языков и алфавитов. У каждого народа существуют мифы о том, как создавались различные языки и алфавиты. В Китае создание иероглифического алфавита приписывается Цанг Чину, богу с лицом дракона и четырьмя глазами. Он положил в его основу узоры звезд, отметины на панцире черепахи и следы птиц на песке. Скандинавский бог Один создал рунический алфавит, провисев на Древе Жизни девять дней и ночей. После чего ветки обломились, и ему открылось понимание рун.
Однако, по мнению многих, существует еще более древний алфавит. Он был создан на основе геометрических узоров и углов, увиденных в паутине паука. Именно его они считают первым настоящим алфавитом, а паука – учителем языка и носителем магии письменности. Возможно, тотемом людей, «плетущих» магию при помощи письменного слова, является паук.
Паук издавна ассоциировался со смертью и воскрешением. Отчасти это связано с тем фактом, что самки некоторых пауков убивают и съедают самца после спаривания. Подобное поведение часто встречается в мире насекомых, например, у богомолов. В связи с тем, что паук постоянно создает и плетет новые паутины, он был также символом энергий, связанным с различными фазами Луны. Для людей, тотемом которых стал паук, это является напоминанием о необходимости сохранять равновесие между противоположными энергиями. Паук учит тому, что поддержание этого равновесия способствует активизации творческого потенциала.
Люди привыкли бояться пауков, не в последнюю очередь благодаря книгам, фильмам и телевизионным передачам. Большинство пауков ядовиты (хотя лишь немногие из них опасны для человека). С помощью своего яда они убивают или вводят в своих жертв в состояние оцепенения.
Самой плохой репутацией среди пауков пользуется черная вдова, хотя в большинстве случаев эта слава является незаслуженной. Данный вид пауков водится на всей территории Соединенных Штатов. Взрослый паук окрашен в черный цвет, а на его животе имеется красная отметина в форме песочных часов. Это один из самых ядовитых пауков, но его яд не является смертельным для людей, как полагают многие. На самом деле, черная вдова очень боязлива и обычно боится людей не меньше, а, может быть, даже и больше, чем они его.
Другим распространенным видом крупных пауков, хорошо известных людям, являются тарантулы. В честь этого паука был назван народный танец на юге Италии «тарантелла». Ошибочно полагалось, что укус тарантула заставляет людей совершать конвульсивные движения. Поэтому танец, предполагающий перемещение по кругу и быстрые движения ногами, и получил такое название.
Тарантул считается одним из самых крупных пауков. Его тело густо покрыто волосами. Как и у большинства пауков, укус у тарантула ядовитый, но для взрослого человека он не опаснее, чем укус пчелы. Тарантулы умеют выпускать нить, но не плетут паутину. Они роют норы или ямки в песке и прячутся на их дне. Как только они чувствуют, что кто-то приближается к их убежищу, они выскакивают, хватают жертву и утаскивают ее к себе в нору.
На самом деле большинство пауков являются очень и очень хрупкими. Если вы выроните из рук тарантула, он разобьется и умрет. Пауки представляют собой удивительное сочетание мягкости и силы. Это является важным уроком для тех, кто связан с этим тотемом.
Пауки также известны своим проворством и ловкостью. Они могут сохранять равновесие и с легкостью передвигаться по тонким шелковистым нитям. Далеко не каждому дано умение передвигаться по нитям бытия и сохранять равновесие. Зачастую мифы и предания повествуют о людях, научившихся балансировать – наяву и во сне – на тонких нитях между жизнью и смертью, между материальным и духовным мирами. Этому может научить магия паука, поскольку пауки мастерски перемещаются по нитям.
Люди, видя пауков у себя в доме или рядом с ним, нередко испытывают страх и отвращение. Им необходимо помнить о том, что пауки выполняют жизненно важные функции, контролируя численность насекомых. Как правило, пауки обитают в труднодоступных местах, а ткать свою паутину предпочитают в темноте. Это многое говорит о том, как надо использовать свои творческие энергии. Не бойтесь, что другие люди не оценят ваше творчество. Сплетайте нити созидания в темноте, и потом, когда лучи солнца коснутся их, они засверкают изысканной красотой.
Если в вашей жизни в качестве тотема появился паук, задайте себе несколько важных вопросов. Вплетаете ли вы свои сны и плоды своего воображения в реальную жизнь? Используете ли вы свои созидательные возможности? Не кажется ли вам, что вы как будто бы попали в паутину или застряли в ней? Не пора ли вам уделить внимание своему равновесию и тому, куда вы движетесь по жизни? Испытываете ли вы потребность писать? Часто ли случается так, что вы чувствуете вдохновение и садитесь писать, но потом не доводите дело до конца? Помните, что паук является хранителем знания о первом древнем алфавите. Он может научить вас эффективному и творческому использованию письменной речи так, чтобы ваши слова завлекали в свою паутину тех, кто будет их читать.(esoterics.wikireading.ru)

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Арахна, греч. — дочь красильщика Идмона из Колофона, искусная пряха, ткачиха и вышивальщица.

Ее умение вышивать картины вызывало восторг у людей и у нимф, и это вскружило ей голову. Возгордясь, она осмелилась вызвать на состязание саму богиню Афину…

Как ни странно, Арахна не сплоховала и перед богиней; однако Афина в гневе разорвала ее работу, обосновав это тем, что Арахна выткала многочисленные любовные похождения богов, которые, мол, никому не подобает обличать. С горя Арахна повесилась.

Но Афина усмотрела в этом не наказание, а лишь попытку избежать наказания! И она превратила Арахну в паука, обреченного вечно висеть и вечно ткать свою паутину.

История Арахны не сохранилась ни в греческих текстах, ни в изобразительном искусстве; она знакома нам лишь по «Метаморфозам» римского поэта Овидия. Зато она заинтересовала многих художников нового времени, в том числе Рубенса, Веронезе, Веласкеса.

Из поэтических обработок сюжета можно напомнить хотя бы «Арахну» Я. Врхлицкого (1899).

Не самая популярная кукла Арахна из серии Monster high

Картина Веласкеса

Объясните, пожалуйста, доходчиво как работают все эти фишки с именами, лицами, убийствами у Многоликого Бога?

Рафаиль Ахмеров 367 3 года назад Принц-оборванец АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

История

Культ Безликих зародился в Валирии, в зловещих вулканических рудниках Четырнадцати Огней, куда валирийцы сгоняли захваченных в бесконечных войнах рабов добывать золото и серебро. Рабы неустанно молились разным богам о свободе и прекращении мучений. Первый Безликий — по разным версиям, раб, знатный валириец или надсмотрщик — наблюдая за этими молитвами, испытал озарение: на самом деле рабы молятся одному богу с многими ликами, богу смерти, а он сам — орудие этого бога. В ту же ночь первый Безликий убил раба, молившего богов горячее других.

Поначалу дар давался только тем, кто просил о нем для себя, однако позже Безликий услышал, как раб страстно молится о смерти хозяина, обещая отдать богу все, что имеет. Безликий решил, что такая жертва угодна Многоликому богу, и убил хозяина, а рабу сказал, что тот должен отдать богу все, что имеет — свою жизнь, став вторым слугой Многоликого. С этого момента их было уже двое.

Убийства

За некоторую цену Безликие соглашаются убить любого человека в мире, полагая, что это заказное убийство — желание их бога. Убийцы-Безликие обладают волшебными способностями, которые позволяют им изменять свою внешность по собственному желанию. Их обучение включает в себя отречение от своей индивидуальности и принятие себя как «никто». Они используют множество методов для убийства своей цели, включая яды. Стоимость их услуг зависит от положения в обществе и безопасности цели. Считалось, что, если бы Семь Королевств наняли Безликого для убийства Дейенерис Таргариен, это было бы, по крайней мере, вдвое дороже, чем оплата целой армии наемников.

Смена лиц

Якен Хгар, один из Безликих, появлявшийся на страницах книги, сменил лицо и прическу, просто проведя рукой по коже и встряхнув головой:

«Якен провел рукой по лицу от лба до подбородка, и оно изменилось. Щеки стали полнее, глаза сдвинулись и сели близко, нос загнулся крючком, на правой щеке появился шрам. Якен потряс головой, и длинные прямые волосы, рыжие с белым, словно растаяли, уступив место шапке черных густых завитков».

Битва королей, Арья IX

Добрый человек попытался напугать все ту же Арью Старк, продемонстрировав ей вместо лица голый череп с лоскутьями кожи и вылезающим из глазницы могильным червем. Хотя Арья выхватила червя из глазницы жреца и попыталась съесть, он оказался иллюзией и растаял у нее в руке, как тень; растаял и череп, открыв старческое лицо доброго человека.

Арье в процессе обучения было велено учиться управлять своим собственным лицом, оттачивать работу мимических мышц и выражения эмоций. На вопрос о магии добрый человек ей ответил: «Волшебство даром не дается, дитя. Нужны годы молитв, самоотречения и науки, чтобы отточить мастерство… Прежде чем стать бегуном, надо научиться ходить. Зачем прибегать к чарам там, где сойдет и фокус?».

Хотя Арья довольно долго служила Безликим, не сталкиваясь с магией, перед первым заданием добрый человек решил все же сменить ей лицо. Черно-Белый Дом с давних пор служил местом самоубийств, где решившие покончить с жизнью жители Браавоса пили яд и засыпали, чтобы больше не проснуться; их тела обмывали и уносили куда-то в подземелья.

Как выяснилось, на третьем подземном уровне Черно-Белого Дома находилась священная комната, увешанная лицами — масками из человеческой кожи, срезанными с тел самоубийц. Безликие выбрали для Арьи новое лицо «уродливой девочки»; добрый человек ножом сделал Арье надрез на лбу, чтобы ее собственное лицо залилось кровью, и натянул новое лицо поверх старого, а также велел выпить какое-то зелье. Арья при этом испытала переживания, явно являющиеся воспоминаниями покойной хозяйки лица: увидела незнакомое свирепое лицо, почувствовала, как ее душат и ломают кости. Все это оказалось иллюзией, хотя Безликие подтвердили Арье, что хозяйку лица при жизни избивал отец.

Ощупав лицо, Арья с удивлением обнаружила, что маска исчезла — она могла нащупать только свое собственное лицо в засохшей крови. Тем не менее, Безликие заверили ее, что для всех остальных она выглядит, как покойная хозяйка лица, с проломленной скулой и без половины зубов во рту; знакомые Арьи в городе ее не узнали.

Вполне может быть, что все лица, которыми пользуются Безликие — в том числе оба известных лица Якена Хгара — принадлежали самоубийцам из Черно-Белого Дома. Добрый человек подчеркивал, что этот метод отличается от иллюзий, которые напускают на себя волшебники, сплетая «свет, тень и желание» — возможно, именно так действовала Мелисандра:

«Лицедеи меняют лица с помощью уловок, — говорил добрый человек. — Колдуны используют чары, сплетая свет с тенями и желанием, чтобы сотворить иллюзии, обманывающие глаза. Ты научишься этим искусствам, но то, что делаем мы здесь — гораздо глубже. Мудрец может видеть сквозь грим, чары развеиваются под проницательным взглядом, но лицо, что ты оденешь, будет таким же истинным и прочным, как то, с которым ты родилась».

Танец Драконов, Уродливая девочка

Мифы и легенды о пауках

Легенда о дневном свете (миф из Южной Америки)
Знаете ли вы о том, что некоторые индейские племена очень уважают пауков?
Древние индейские легенды рассказывают, что раньше солнце светило не над всей землей, и некоторым приходилось жить в полной темноте.
Люди и звери постоянно сталкивались друг с другом: медведь спотыкался о барсука, койот врезался в кролика, волк наступал на хвост лисе.
Наконец все устали от такой жизни и, собравшись вместе, решили, что им необходимо найти хотя бы немного света, чтобы можно было хотя бы видеть, куда идешь и что ешь. Нужно было кого-нибудь послать на его поиски.
Первым попытал счастья Канюк. Но солнце сожгло прекрасные перья на его голове, когда он пытался принести его лучи. Затем пострадал Опоссум — он лишился меха на своем толстом хвосте. И только Паук, ловко поймав солнце в свою сеть, притащил его на темную сторону земли.
Люди увидели, как свет появляется из-за горизонта, расходясь лучами, подобными радиальным нитям паутины.
Как же можно не любить паука, который дал людям солнечный свет?
А еще теперь вы знаете, почему у канюка лысая голова, а у опоссума голый хвост.

Арахна (легенда из Греции)
Свое название паукообразные (арахниды) получили благодаря греческой мифологии.
Давным-давно в долине у подножия священного Олимпа жила прекрасная девушка по имени Арахна. Все свое время она посвящала вышиванию и ткачеству. И так велико было ее мастерство, что даже Нимфы выходили из леса полюбоваться ее работой.
Арахной восхищались, но ее не любили за постоянное хвастовство своим умением и ловкостью. Она была так уверена в своем мастерстве, что утверждала, будто даже Афина, богиня мудрости и покровительница искусства ткачества не сможет с ней сравниться. Афина была уязвлена этими словами, и спустившись с Олимпа, навестила Арахну под видом старухи, предупредив, что грубые слова могут навлечь гнев богов. В ответ Арахна заявила, что ничего не боится и готова бросить вызов самой Афине, чтобы узнать, кто из них лучше ткет. Богиня приняла вызов, приняв свой истинный облик. Соревнование состоялось.
Афина выбрала темой покрывала свою победу над Посейдоном. Арахна же изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов, в которых боги были слабыми и одержимыми человеческими страстями.
Несмотря на то, что работа Арахны была великолепна, Афина сильно разгневалась. Она ударила Арахну челноком и разорвала ее покрывало. В отчаянии Арахна попыталась повеситься на собственной пряже, но Афина вытащила ее из петли и, окропив соком волшебной травы, превратила в паука с наказом вечно висеть и ткать.
Вот так древние греки объясняли происхождение пауков, а имя Арахны стало использоваться в научных целях.
Ананси, человек-паук (миф из Африки)
Героем многих народных сказок Западной Африки (Гана) и Карибских островов является Ананси (Анансе), человек-паук.

В повседневной жизни это обычный человек, но почувствовав опасность, он превращается в паука. Ананси любит подшучивать над другими людьми и животными и брать верх над теми, кто намного крупнее его. Иногда он бывает жадным и эгоистичным, но также может быть очень забавным. Он стал героем, так как научил людей рассказывать сказки. Предания о человеке-пауке разошлись по всей земле, подобно тому, как в разных углах дома таинственным образом появляется паутина.
Райко (легенда из Японии)
В некоторых японских легендах ключевую роль играет паукообразный монстр тсучи-гумо («земляной паук»). В мифе о Райко, добычей паука чуть не стал этот герой, застигнутый спящим в полночный час. Под именем Райко в рассказах выступает Минамото но Йоримитсу (944 — 1021), исторический персонаж 10 века, жизнь которого превратилась в легенду. Райко называли «убийцей демонов». В этой легенде чудовище-паук, воплощение зла и темных сил, был побежден народным героем. Но эта победа символизирует гораздо больше, чем просто избавление от монстра. В те времена «тсучи-гумо» называли также воров и мародеров, огромное количество которых во времена Райко угрожало государственной безопасности и будущему Японии.
Другая история о Райко поведала нам о его болезни. Однажды ночью, когда Райко лежал в постели, кто-то неизвестный передал ему лекарство. Состояние больного ухудшилось, и он понял, что ему подсунули яд. Встав из последних сил, Райко бросился на незнакомца. Защищаясь, человек набросил на Райко паутину и умчался прочь. Сюжет мифа рассказывает, что затем этого злоумышленника обнаружили в пещере. Это оказался подземный паук-гоблин, и, конечно же, он был убит народным героем.
Тарантелла (Италия)
Тарантелла — это итальянский народный танец, музыкальный размер 6/8, 3/8. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.
Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.

В средние века паук-волк Lycosa narbonensis получил наименование «тарантул» по названию городка Таранто, который находится в Южной Италии. Жители города полагали, что от последствий укуса этого паука можно избавиться, танцуя своеобразный быстрый танец под сопровождение гитары, тамбурина и флейты, который называли тарантелла. Однако укус тарантула не так серьезен, а эпидемия в то время была вызвана, скорее всего, ядовитыми пауками каракуртами (Latrodectrus tredecimguttatus) — вид пауков из рода черных вдов.
Сочельник (миф из Германии)
Это было давным-давно. В Сочельник одна хозяйка наводила порядок в доме, чтобы встретить самый чудесный день в году — Рождество. День, когда Младенец Иисус придет, чтобы благословить ее дом. Ни пылинки не должно остаться. Даже пауков согнали из уютных уголков на потолке. Они уползли в самую дальнюю и темную часть чердака. Рождественская елка была чудесно украшена. Паукам было очень обидно, что они не могут увидеть прекрасное дерево и присутствовать во время визита Младенца Иисуса. Тогда самый старый и мудрый паук предложил подождать, пока все улягутся спать, и одним глазком взглянуть на празднично прибранную комнату. Когда дом погрузился в тишину и темноту, пауки выбрались из своего укрытия.
Пауки подползли к Ёлке и были восхищены ее красотой. Они ползали вверх-вниз, осматривали ветви и прекрасные игрушки, висящие на них. Пауки были без ума от этого дерева. Ночь напролет они танцевали на ветвях, покрыв их толстым слоем паутины.
Утром Младенец Христос вошел в дом, чтобы благословить его и встревожился, увидев рождественскую ель, всю в паутине. Он любил пауков, которые являются божьими тварями, но также знал и то, что хозяйка усердно трудилась, чтобы прибрать дом к великому празднику, и что ей вряд ли понравится то, что натворили пауки. С любовью в сердце и улыбкой на устах Младенец Христос подошел к дереву и тихонько коснулся паутины. Ее нити стали сверкать и переливаться. Они превратились в мерцающее золото и серебро.
Как говорит легенда, после этого люди и стали украшать рождественские елки мишурой, а среди игрушек обязательно должен был висеть паук.
Роберт Брюс (рассказ из Шотландии)
Рассказ о Роберте Брюсе и пауке поведал миру Вальтер Скотт. Он вошел в книгу «Дедушкины рассказы», опубликованную в 20-х годах 19 века
Роберт Брюс (1274-1329) правил Шотландией с 1306 по 1329 год. Это был один из величайших монархов, организатор обороны страны в начальный период войны за независимость против Англии.
В легенде рассказывается о том, как однажды, в 1306 году, после боя с англичанами, закончившегося поражением шотландцев, король отдыхал в сарае. Он долго наблюдал за пауком, пытающимся сплести ловчую сеть. Шесть раз попытки паука заканчивались неудачей, и наконец, на седьмой раз ему все удалось. Вдохновленный упорством этого маленького создания, король в конце концов выиграл битву с англичанами. Это произошло в 1314 году в Бэннокберне.
Паучья скала (легенда из Северной Америки)
На высоту более 240 метров гордо возносится Паучья скала, расположенная в национальном парке Каньон Де Шейи штата Аризона. Геологи утверждают, что формирование каньона началось 230 миллионов лет назад.
Много лет назад это имя дали скале индейцы племени навахо, и по сей день живущие в тех местах. Разноцветные пласты скал окружают каньон. Много веков назад навахо вырубали в этих скалах пещеры и жили в них. Большинство пещер расположено высоко над дном каньона, защищая жителей от врагов и внезапных наводнений.
Согласно легендам навахо, в Паучьей скале была пещера, в которой жила Паучиха. Старшие говорили детям, что если они будут плохо себя вести, то Паучиха спустится со скалы по лестнице из паутины, утащит их к себе и съест. Еще детям рассказывали, что вершина скалы белая от выбеленных солнцем костей тех непослушных детей, которых уже утащила Паучиха.

Пророк Мухаммед (легенды из Исламских стран)
Мухаммед (571-632 гг.) — арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии; согласно исламскому учению Мухаммеду Бог ниспослал своё священное писание — Коран. Также Мухаммед был политическим деятелем, основателем и главой мусульманской общины, которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове.
Более 1400 лет назад Пророку Аллаха помог паук. Когда Курайши хотели убить Пророка Мухаммеда, он скрылся в пещере недалеко от Мекки. На поиски было послано много людей, они подошли близко к пещере, но Аллах не дал обнаружить своего Пророка.
Перед пещерой построили гнездо два голубя, а паук протянул паутину через вход в нее. Предание гласит, что когда враги Мухаммеда подошли к пещере, они увидели, что вход затянут тщательно вытканной паутиной. Они решили, что нельзя проникнуть в пещеру, не оборвав паутину и невозможно сплести новую за такой короткий промежуток времени, который прошел за время бегства Пророка. Поэтому никто не вошел в пещеру, и Мухаммед остался жив. Через три дня, когда враги оставили попытки отыскать его и ушли в Мекку, Мухаммад выбрался из пещеры и пошел в Ясриб. Жители Ясриба, правители которого получили послание Пророка и поклялись в своей преданности ему, приняли его с распростертыми объятьями и отдали свои жизни в его распоряжение.
С тех пор мусульмане очень уважают пауков.
Малютка мисс Маффет (стихотворение из Великобритании)
В известный сборник стихов и песенок для детей «Сказки матушки Гусыни», опубликованный в Англии в 1781 году, входит стихотворение «Малютка мисс Маффет».
Мисс Маффет к тетке шла пешком,
Устала и решила
Присесть в тени под бугорком,
Съесть простокваши с творожком,
Салфетку разложила:
Как вдруг взъерошенный паук
По паутинке сполз на сук,
Сверкнул глазами и застыл.
Мисс Маффет тут же след простыл.
(Перевод Александра Маршака, внука С. Маршака)
Это произведение было написано о дочери британского энтомолога доктора Томаса Маффета(1553-1604), изучавшего пауков и жившего в 16 веке. Маленькая мисс Маффет страдала арахнофобией или боязнью пауков, так как ее отец, доктор Маффет ставил на ней различные опыты.
Доктор Маффет написал несколько книг, в том числе поваренную книгу, в которой описывалось, как можно использовать местные растения и насекомых в пищу и в качестве лекарств. Доктор Маффет экспериментировал со своей дочерью, собирая различных пауков, которые водятся в Англии, и наблюдал, есть ли у нее какая-нибудь реакция на их укусы. Он использовал свою дочь, так как считал, что она не представляет никакой ценности. Сыновья являлись продолжателями династии, а дочери нет, и поэтому она была подходящим объектом для его опасных экспериментов.
Правообладатель: портал Зооклуб
При перепечатке данной статьи активная ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА, в противном случае, использование статьи будет рассматриваться как нарушение «Закона об авторских правах».

Легенда про арахну

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *