Легенда о китайском драконе

В одной китайской провинции жил Дракон. Люди каждый месяц должны были платить Дракону непосильную дань и отдавать самую красивую девушку. Но в провинции жили и достойные храбрецы, которые врывались в дворец Дракона и сражались с ним. Многие юноши пытались вступить в сражение с Драконом в его дворце, но… каждый раз на балкон дворца выходил глашатай и провозглашал: «Дракон жив! Победил Дракон!».

Прошло много времени… Нашёлся очередной смельчак. Когда его любимую девушку отвели к Дракону, он взял меч и пошёл во дворец. Открыв ворота, он зашёл в огромный зал. Посередине стоял трон, на нём лежал… старый и дряхлый Дракон. Юноша пару раз ткнул его мечом — Дракон издох. Юноша пошёл по длинным коридорам дворца искать невесту… Вдоль стен стояли бесчисленные сундуки набитые золотом и драгоценностями… По мере того, как юноша двигался по коридорам дворца и дивился богатству, которое теперь по праву принадлежало ему, и стал наслаждаться блеском и красотой алмазов, у него отрастали хвост, когти, клыки, чешуя… Юноша запускал руки в горы золота и не мог оторваться. В конце коридора открылась дверь на балкон, внизу стояла толпа народа… Глашатай объявил (как обычно): «Дракон жив! Победил Дракон!» Юноша удивился и стал переубеждать глашатая, мол, Дракон повержен и лежит пронзенный мечом…

Глашатай лишь указал на зеркало. Юноша повернулся к зеркалу и узрел, как у него, восхищенного блеском камней и золота глаза налились кровью, лицо освирепело, а руки стали перепончатыми…

На балконе стоял молодой, голодный и свирепый Дракон….

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Это один из самых известных китайских мифов, и рассказывает он о том, как появились четыре главных реки Китая.

Когда-то давно в Китае не было ни одной реки, а вся вода находилась в Восточном море. И жили в этом море четыре дракона, которых звали Длинный Дракон, Желтый Дракон, Черный Дракон и Жемчужный Дракон. Драконы хорошо проводили время, летая над морем, догоняя друг друга и прячась в облаках.

Однажды, играя в небе, они услышали зов Желтого Дракона: «Быстрее летите ко мне!» Подлетев к нему, они посмотрели вниз, куда указывал Желтый Дракон.

Внизу, на земле, было много людей, которые жгли ароматические палочки и складывали в гору фрукты и пироги. Это была молитва и угощение для богов. Драконы услышали слова одной старухи: «Боги небесные, пошлите нам дождь, чтобы мы могли вырастить рис и не умереть от голода».

На земле долго не было дождя, и люди голодали, потому что солнце погубило все посевы.

Желтый Дракон промолвил печально: «Бедные люди. Все они умрут, если вскоре не пойдет дождь».

«Да, — согласился с ним Длинный Дракон. — Мы должны полететь к Нефритовому Императору и умолять его послать на землю дождь».

И он скрылся в облаках. Остальные последовали за ним и вскоре достигли Небесного Дворца.

Нефритовый Император управлял всеми делами как на небе, так и на земле. Он не любил, когда его тревожили, и рассердился, увидев всех четырех драконов.

«Зачем вы меня побеспокоили? Почему не играете в облаках?» — недовольно спросил он.

Длинный Дракон вышел вперед и ответил: «Люди на земле умирают от голода, у них долго не было дождя и урожай погибает».

«Хм», — пожал плечами Император. «Хорошо, завтра у них пойдет дождь, а сейчас уходите и не мешайте мне».

Драконы горячо поблагодарили небесного владыку, и полетели обратно, радуясь, что люди будут спасены.

Но прошел день, за ним второй, третий, десятый, а на землю так и не упало ни капли дождя.

Люди продолжали страдать. Некоторые ели кору деревьев, корни травы и даже пытались грызть белую глину. Драконы очень переживали, видя, что люди медленно умирают, и не могли понять, почему Император нарушил свое обещание. Они видели, что будущее людей в их руках, но не могли придумать, как помочь.

Наконец, Длинный Дракон посмотрел на море, и у него появился план. Остальные трое внимательно слушали его предложение: «В Восточном море много воды, не так ли? Давайте соберем воду и разбрызгаем ее в небе, чтобы оттуда она дождем упала на землю и спасла людей и их посевы».

Все решили, что это прекрасная идея, а Длинный Дракон предупредил: «Императору не понравится, если мы будем действовать без его разрешения. Он рассердится, и, может быть, даже накажет нас».

Но его друзья все как один, воскликнули: «Мы больше не может смотреть, как страдают и умирают безвинные люди, мы сделаем для них все, что от нас зависит!»

И они полетели к Восточному морю, набрали в рот воды и стали разбрызгивать ее над землей. Они делали это целый день, и наконец небо потемнело, покрывшись дождевыми облаками. Вскоре вода пролилась на землю сильным дождем.

«Дождь! Дождь! — кричали счастливые люди. — Теперь наши поля будут спасены, мы не умрем от голода!»

Драконы радостно наблюдали за спасенными ими людьми, но Бог Моря был не рад, что у него забрали воду. Он пожаловался на драконов Нефритовому Императору.

Небесный Император очень рассердился и велел привести к нему всех четырех драконов. «Как смеете вы действовать за моей спиной и без моего разрешения?» — бушевал он.

Он приказал схватить драконов и бросить их в темницу. Слуг у Императора было много, и драконам не оставалось ничего делать, как только сдаться.

Император приказал Богу Гор заточить каждого из драконов в отдельную гору, чтобы они не могли никуда сбежать. Бог Гор не посмел ослушаться и воздвиг над каждым из провинившихся драконов высокую гору (горы в китайских мифах символизируют непреодолимые разногласия).

Но даже в заключении драконы не стали сожалеть о своих действиях. Император не учел, что они умеют колдовать, и поскольку драконы были полны решимости всегда помогать людям, они превратились в четыре реки, которые проложили себе путь с гор прямо в море.

Так и появились четыре главные реки Китая: Хэйлунцзян (Черный дракон) — река на далеком севере (это наш Амур), Хуанхэ (Желтая река) в центральном Китае, Янцзы (Длинная река) на юге и Чжуцзян (жемчужная река) — самая южная река.

Китайские драконы: история любви

В китайской культуре драконы смотрят на вас отовсюду, куда ни повернись. Они извиваются в традиционных иероглифах, то и дело мелькают в пословицах и поговорках, прячутся в топонимах – названиях гор, рек и озер, украшают собой древние артефакты, новые сувениры и густо населяют китайские мифы и легенды.


(Почтовая марка с китайским луном, 1910. Фото: commons.wikimedia.org)

Образ дракона сложился в Китае в глубокой древности. Начертание иероглифа лун (дракон), представляющее пиктограмму, изображающую животное с длинным телом и головой, увенчанной рогами, обнаружено уже в XIV в. до н.э. Дракон сразу принял в глазах китайцев величественный статус – мало того, что эти летающие змеи считались владыками всего связанного с водной стихией (именно к ним возносили свои молитвы во время засух и наводнений), они сразу начали ассоциироваться с властью, ниспосланной богом. Существовали предания, по которым драконов кормили и разводили при дворах древних правителей, также считалось, что на челе древних государей обязательно присутствовала «драконья мета», а рождались они (как и мифические герои) от союза женщины с драконом.

«Как у верблюда голова, как у оленя рога, как у зайца глаза, как у коровы уши, как у змеи шея, как у морского шэня (мифическая устрица крупных размеров — прим. переводчика) живот, как у карпа чешуя, как у ястреба когти и как у тигра лапы», – так описывает китайского дракона Ли Ши-чжэнь, выдающийся врач и учёный периода Средневековья в своём трактате по истории и фармакологии «Книга о корнях и травах». А толково-этимологический словарь «Шо вэнь цзе цзы» дает такое поэтическое определение: «Дракон (лун) — главный среди чешуйчатых, способен быть таинственно-темным и ясно-светлым), крошечным и исполинским, коротким и длинным; весной взмывает в небо, осенью ныряет в пучину».


(Иллюстрация: Janina Rivera/ Flickr.com)

Помимо диковинных описаний, в мифологии Китая существовала целая иерархия драконов – их классифицировали по цветам, внешности, родам и рангам, и даже моральным качествам. Например, с распространением учения о пяти первоэлементах, драконов начали делить на пять цветов: хуан-лун — желтые, цин-лун — зеленые, чи-лун — красные, бай-лун — белые и сюань-лун — черные. Желтого дракона считали божеством земли и часто ассоциировали с легендарным Желтым императором. Цин-лун — сине-зеленый (иногда зеленый или лазурный) дракон считался главным духом и символом Востока, который ассоциировался с весной, потому и цвет у этого змея был под стать молодой траве.

Драконы в китайской мифологии бывали чешуйчатые, крылатые, рогатые и безрогие – и у каждого есть своя легенда. Также их делили на разных конкретных божеств: Ин-лун (Откликающийся дракон), Гоу-лун (Кривой дракон), Чжу-лун (Светоносный дракон), Куй/Куй-лун (Безобразный дракон) и другие. Откликающийся дракон (или бог южных дождей), например, не раз упоминается в «Книге гор и морей» – древнем анонимном источнике научных знаний в Китае.

Но главным среди всех летучих волшебных змеев, занимающим центральное место в народных верованиях, был Лун-Ван – Царь всех драконов. Его считали повелителем водной стихии, лидером подводного воинства. Храмы, посвященные Лун-Вану, были практически в каждом городе, каждой деревне, близ рек, озер, переправ и колодцев. Его помощи просили моряки, рыбаки, земледельцы и даже водоносы, а китайские императоры даже присваивали лун-ванам различные титулы, а иногда понижали их в чине или издавали указы о ссылке их за проступки в дальние края.


(Именно так изображали Лун-вана в человеческом обличье. Фото: 海龍王, British Museum, commons.wikimedia.org)

Именно с этим могущественным драконом связана легенда, которая легла в основу сюжета фильма «Тайна печати дракона», вышедшего в российский кинопрокат 19 сентября, – легенда о происхождении волшебного чая.

Если между миром живых и миром мертвых царит мир, то Лун-ван спит, веки его опускаются до самой земли и ресницы прорастают в землю, выходя на поверхность прекрасными растениями, исцеляющими душу и тело. Люди назвали их нежные листья чаем. Когда слава о чудесном целебном чае разнеслась на много земель вокруг, в эти края начало приходить много людей. И Дракону понадобились помощники, обладающие знаниями, которые умели бы составлять рецепты от всех недугов. Так и появился род лекарей, белых магов, хранивших тайны Лун-Вана, Царя всех драконов, и этих волшебных трав. Так все и продолжалось, до тех пор пока черные маги не замыслили отобрать все эти божественные знания и заточили дракона в подземелье, истощая его волшебную силу.


(Иллюстрация: bigbrand ./Flickr.com)

Из легенд и поверий драконы перебрались в искусство фэншуй и довольно уютно там устроились. Изначально дракон сочетал в себе и женское, и мужское начало, но со временем его стали воспринимать как воплощение светлой, небесной мужской силы ян, и лун утратил связь с землей как воплощением темного женского начала инь. В геомантии также развивалась теория «драконовых жил» (лун мо) — подземных энергетических каналов, несущих магнетические токи, и их узловых пересечений — «драконовых логовищ». Дракон в фэншуе (и вообще в китайских традициях) ассоциируется с красотой и мощью, процветанием и развитием, счастьем и удачей. Привлекает он и финансовое благополучие: не зря в Азии название «Четыре дракона» получили Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань за их стремительное экономическое развитие, а чаяния китайцев на то, чтобы «сын стал драконом» (望子成龙) означают пожелание успеха. Выражение «голова дракона» (龙头), помимо прямого обозначения головы, ещё означает «ведущее предприятие».

***

«Тайна печати дракона» – сиквел блокбастера «Вий 3D». Главный герой – географ, путешественник и картограф Джонатан Грин по личному поручению Петра I работает над составлением карты Дальнего Востока России и в ходе исследования попадает в Китай, где сталкивается с мистическими существами и могущественными магами.

Съемки «Тайны печати дракона» проходили в Чехии, Китае и в России. В работе была задействована международная команда из 540 человек, а в фильме снимались Джейсон Флемминг (в роли картографа Джонатана Грина), Арнольд Шварценеггер, Джеки Чан, Чарльз Дэнс, Рутгер Хауэр и Юрий Колокольников.

Огненные драконы

В провинции Чжэцзян, близ красивейшего города Хан чжоу, есть Пещера багровых облаков. В ней жил желтый дракон, которого еще называли огненным. Он был так стар, что целыми днями спал, а прислуживал ему молодой желтый дракон. Боясь, что слуга убежит от него, старик даже во сне держал его своими когтями. Но однажды, когда он заснул особенно крепко, молодой дракон выскользнул из пещеры, ударился о землю и превратился в юношу. Он выдохнул из себя два багровых облака и оделся в них.

Спустился он с горы, видит: под деревом сидит пастушок и плачет.

— Ты чего плачешь? — спрашивает дракон.

— Я потерял корову богача, — отвечает пастушок.

— Ничего, я тебе ее верну!

Пошли они вместе. Видят, в лесу сидит старик и тоже плачет.

— Ты чего плачешь, отец? — спрашивает дракон.

— Да вот оброк богачу нечем заплатить.

— Не печалься, я заплачу!

Пошли втроем, видят: у хижины старушка слезами обливается.

— Ты чего плачешь, матушка? — спрашивает дракон.

— Долг богачу нечем отдать! — отвечает старушка, утирая слезы.

— Ничего, я за тебя отдам.

Старушка тоже пошла с ними. Подходят они к дому богача. Старушка видит, что у дракона в руках ничего нет, и беспокоится:

— Чем же ты за меня будешь долг отдавать?

И старик с пастушком о своих заботах волнуются. Тогда дракон спрашивает их:

— А что больше всего любит богач?

— Золото! — отвечают они все разом.

— Ну, золото у меня есть, — говорит дракон, лезет к себе под куртку, отламывает три золотые чешуйки и раздает своим друзьям.

Вот приходят они к богачу, тот сразу кричит:

— Отдавайте мою корову, мой оброк, мои долги!

Старик, старушка и пастушок протягивают ему золотые чешуйки. Но богачу они показались слишком мелкими. Тогда дракон говорит:

— А ты сплавь их вместе, и получится большой слиток!

Богачу эта мысль понравилась. Вышли они из его дома, дракон поклонился старику и попросил быть его отцом. Затем поклонился старушке как матери, а пастушку — как младшему брату. Стали они жить одной семьей. У старика дракон научился обрабатывать землю, но никогда не ходил на заливное поле. Старушке помогал по хозяйству, но никогда не носил воду. Работал и за пастушка, но никогда не переходил реку вброд — только по мосткам.

А богач тем временем устроил пир, созвал родственников, друзей, положил золотые чешуйки в тигель и сунул его в раскаленную печь. Вдруг чешуйки вспыхнули, пламя взметнулось на три сажени, до самых балок, дом богача и сгорел дотла.

Дым от этого пожарища поднялся до неба, пополз по земле и дополз до Пещеры багровых облаков. Старый дракон чихнул во сне, из пещеры вырвался клуб огня и сжег на три версты все живое. Потом дракон проснулся и, не увидев своего слуги, полетел над землей. Он шумно сопел от ярости и спалил чуть не весь город Ханчжоу. Людям стало негде жить, но молодой дракон сказал им:

— Это проделки старого желтого дракона! Больше всего на свете он боится воды, так что идите за мной…

Набрав воды, они подошли к Пещере багровых облаков, куда уже вернулся огненный дракон, и стали лить в нее воду. Старый дракон захлебнулся и издох. Но несколько капель попали и на молодого дракона, он потерял сознание и тоже умер. Люди похоронили его под горой и так плакали, что могила раскололась и из нее забил чистый источник. Чтобы увековечить его, к нему приделали голову дракона, из пасти которой теперь и течет вода.

Китайские сказки. — Москва: Изд-во «Современный писатель», 1993 — с.192

Легенда о китайском драконе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *