Каких зайчат называют листопадничками

Рассказ про осень для школьников, 3-4 класс

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зелёному болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

— Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.

— Не говори глупости! — строго ответила старая зайчиха. — Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлёту в тёплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зелёной родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

— Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далёкие страны крикливые журавли. Залегли в тёплых берлогах лежебоки- медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи.

Стало ещё скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

— Что-то будет с нами? Замёрзнем зимой на болоте.

— Не говорите глупости! — ещё строже сказала зайчиха. — Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, тёплая шёрстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький Листопадничек — зайчонок никому покоя не даёт.

— Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. — А я один побегу за журавлями в тёплые страны.

И убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок искать журавлиные тёплые страны.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадёт дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

— Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? — спрашивает Листопадничек бобров.

— Мы для того валим деревья, — говорит старый Бобр, — чтобы заготовить на зиму

корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

— А тепло в вашей хатке зимой?

— Очень тепло, — отвечает седой Бобр.

— Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, — просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

— Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

— Нет, зайцы плавать и нырять не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

— Ладно, — говорит Бобр, — вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм для бобряток — мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, бобры над хаткой крышу поставили. Один обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

Поставили бобры крышу, стало в хатке тепло. Вспомнил Листопадничек своё светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

«Убегу-ка в лес, — думает Листопадничек. — Здесь темно, сыро, можно замёрзнуть».

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

— Ну как, — говорят, — как ты себя чувствуешь, зайчонок?

— У вас всё очень хорошо, — говорит Листопадничек. — Но мне нельзя здесь долго оставаться. Мне пора в лес.

— Что делать, — говорит Бобр, — если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один — под водою. Если научился хорошо плавать и нырять — пожалуйста.

Сунул Листопадничек лапу в холодную воду:

— Бр-р-р! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

— Ладно, оставайся, — говорит Бобр. — Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдём на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки — быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят. Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжёлые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

— А теперь, — сказали они зайчонку, — пожалуйста, садись с нами кушать.

— Где у вас репка лежит? — спрашивает Листопадничек.

— Нет у нас репки, — отвечают бобры. — Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твёрдая ивовая кора.

«Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!» — подумал Листопадничек-зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята — есть просят.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал изо всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

— Это разбойница-выдра, — сказал Бобр, — она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

Выгнал Бобр выдру, а сам — в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой, тёмной хатке.

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

За долгую зиму большого страху натерпелся Листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он своё тёплое гнездо, старую мать-зайчиху.

Раз случилась на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

— Вставайте! Вставайте! — закричал старый Бобр. — Это выдра испортила нашу плотину.

Бросились вниз бобрята — бултых в воду! А вода всё выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

— Плыви, зайчонок! — говорит старый Бобр. — Плыви, спасайся, а то пропадёшь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

— Ну что с тобой делать? — сказал старый Бобр. — Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул — не удержался, как пуля, вылетел Листопадничек из воды. Волей- неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся — и со всех ног на родное болото.

А старая зайчиха с зайчатами спала в своём гнезде. Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

Не узнала зайчиха своего зайчонка:

— Ай, ай, кто это?

— Это я, — сказал Листопадничек. — Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в тёплое гнездо. Крепко- крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек.

Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота.

Рассказал он братьям и сёстрам, как бегал за журавлями в тёплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять.

С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

«Настовички», «колосовички», «листопаднички»…

Опубликовано: 13.07.2017 18:04

Почему беляка стало в разы меньше? К таким факторам специалисты относят ухудшение кормовых и защитных условий, связанных с вырубкой леса и кустарников, браконьерство и изменение климатических условий. Южные виды животных все сильнее продвигаются на север. Если количество зайца-беляка сократилось, то его собрат заяц-русак (более южный вид) чувствует себя у нас прекрасно – численность его неуклонно растет. Как бы то ни было, теперь белый ушастик находится под охраной, а вот русый – нет. И если зимой сразу понятно, кто русак, кто беляк, то летом это сделать не так-то просто. Беляк к этому времени линяет, меняя свою зимнюю белую шубку на серую – темную или с рыжеватым отливом. Русак тоже серый с охристым, буроватым или рыжеватым оттенком. Он крупнее беляка – весит от 4 до 7 килограммов. Средний вес беляка – 2–3 килограмма, хотя встречаются особи, которые дотягивают до 4,5 кг.

Одним из видимых отличий этих двух зайцев является длина ушей. У беляка они короче, чем голова, у русака длиннее. Хвост зайца-русака клиновидный и длинный – до четырнадцати сантиметров. Хвост беляка – округлый и короткий, длиной от пяти до десяти сантиметров, он всегда остается белым. Кроме того, лапы у зайца-беляка покрупнее, чтобы было удобнее в зимнее время бегать по снегу.

Линяет беляк два раза в год – весной и осенью. Смену шубки запускает изменение продолжительности светового дня, а температура воздуха определяет скорость, с которой она будет меняться. Весенняя линька на большей части ареала заяца-беляка начинается с февраля-марта и длится примерно два с половиной месяца – происходит она от головы к огузку и от спины к брюшку. Пик линьки приходится обычно на период схода снега, в это время зимняя шерсть спадает клочьями. Смена летней шубки на зимнюю начинается в конце августа – начале сентября и обычно заканчивается ко времени установления снежного покрова. Белеет заяц в обратном направлении – от огузка к голове.

Заяц-беляк – в основном сумеречное и ночное животное. Обычно кормежка (жировка) начинается с заходом солнца и заканчивается к рассвету, но летом этого времени не хватает, и заяц кормится по утрам. Весной и летом беляк ест клевер, одуванчик, мышиный горошек, тысячелистник, золотарник, подмаренник, осоки, злаки. Также кормится овсом на полях. На северо-западе ареала в большом количестве поедает побеги и плоды черники. Местами питается хвощами и грибами. Зимой ест побеги, кору различных деревьев и кустарников, также раскапывает травянистые растения и ягоды, кормится сеном в стогах.

Если зайца не беспокоят, лежка используется им неоднократно, но чаще он ее меняет ежедневно. Передвигаясь на свое место отдыха, заяц-беляк обычно совершает длинные прыжки и путает следы, делая так называемые вздвойки – возвращения по своему следу, и сметки – большие прыжки в сторону от следа.

У зайца-беляка лучше всего развит слух, а зрение и обоняние слабые. К неподвижно стоящему человеку ушастик может подойти очень близко. Единственное средство защиты зайца-беляка от преследователей – это умение быстро бегать.

Зайчики – плодовитые существа, беляки не исключение. В европейской части России размножение обычно происходит три раза в год: в марте-апреле рождаются «настовички». В это время еще лежит снег, который ночью покрывается твердой коркой – настом. В июне колосится рожь и цветет гречиха, и зайчата, рожденные в это время, называются «колосовички» либо «гречишники». А рожденные в августе – «листопаднички». Вес новорожденных примерно сто граммов, они покрыты пушистым мехом и зрячие. Способны самостоятельно передвигаться уже в первый день жизни. Маленькие ушастики быстро растут и на восьмой-десятый день начинают подкармливаться травой. Самостоятельными становятся в возрасте двух недель, а половой зрелости достигают в десять месяцев. Зайцы-беляки живут в природе до 7–17 лет, хотя подавляющее большинство не доживает и до 5 лет.

Фото: Igor Shpilenok;
Автор статьи: АКИФЬЕВА Вероника
Выпуск: №101 (28289)

12.09.2019

Чёрные «гуси» с чужих берегов

Большой баклан – околоводная птица, обитающая в южных широтах и потому нетипичная для Татарстана. Тем не менее в последние годы она всё чаще встречается на территории республики…. 6960

01.07.2019

Не трогайте волчье лыко, просто любуйтесь им

Грозди ярко-красных ягод на невысоких кустиках так и манят своей красотой. Первое желание – непременно их попробовать. Но делать этого нельзя: они ещё и ядовитые…. 1 5500

28.03.2019

Ядовитая, степная, редкая

Степная гадюка – один видов ядовитых змей, которые встречаются в Татарстане…. 2 6010

25.02.2019

Суровый пугач нуждается в защите

В Красной книге РТ филин отнесён к первой категории как вид, находящийся под угрозой исчезновения…. 2 8240

10.09.2018

Очаровательные хищники

Мы привыкли к тому, что растения являются пищей для животных, а вот обратная ситуация, когда, скажем, насекомое является обедом для миловидного цветка, несколько обескураживает…. 2 2420

Конспект урока на тему «Листопадничек»

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Предмет: литературное чтение.

Продолжительность: 45 минут.

Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу ;развивать воображение, связную речь; навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и чтению.

Планируемые личностные результаты освоения:

У обучающихся будут сформированы:

— самоопределение к учебной деятельности.

-установка на здоровый образ жизни

У обучающихся могут быть сформированы:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

— принимать и сохранять учебную задачу, планировать.

Обучающиеся получат возможность научиться:

— Целеполаганию, прогнозированию;

Познавательные

Обучающиеся научатся:

— подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы.

Обучающиеся получат возможность:

-анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, синтез.

-осуществлять обобщение.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

-Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

— Слушать и понимать речь других;

-Обучающиеся получат возможность научиться:

-Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач;

Предметные

Обучающиеся научатся:

Прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое.

Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания.

Форма организации: фронтальная и групповая.

Учебно-методическое обеспечение: презентация, Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч.2/ (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) -2-е изд. – М.: Просвещение, 2013-223с.: ил. (Школа Росси).

Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска презентация.

Деятельность учителя и обучающихся по формированию УУД

Орг. момент (мотивация к учебной деятельности).

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Владимировна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

Приветствуют учителя.

Слушают.

Мотивация к новому учебному материалу (Л).

Речевая разминка.

Ребята, обратите свое внимание на слайд. (слайд1)

Бобры храбры идут в боры; Бобры для бобрят добры.

-Прочитайте медленно

-Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним.

-Прочитайте с вопросительной интонацией

-с утвердительной

-с сердитой

-веселой

-с ускорением

-очень быстро

Смотрят на слайд.

Читают

Бобры,бобрят,бобрика,бобровый

читают

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К).

Актуализация знаний. Первичный синтез.

-Что вы знаете о бобрах? Расскажите.

-Прочитайте что здесь зашифровано

НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ (слайд2)

Сейчас вы послушаете очень внимательно биографию Ивана Сергеевича, а затем я задам вопросы. (слайд3)

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

— Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец — Сергей Никитьевич.

— От матери — Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.

— В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны.

— В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец».

— Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане.

— Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.

— Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям.

— Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

— С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга.

— В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон.

— Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

-В какой семье рос Соколов-Микитов?

-Кто сыграл особую роль в становление писателя?

-Кем работал в молодые годы Иван Сергеевич?

-Какой выход нашел Иван Сергеевич, когда у него пропало зрение?

-В каком возрасте умер писатель?

Отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(слайд 4 осень)

— Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени.

— Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья?

— Как вы думаете, от какого слова образовалось слово листопад?

Образуйте новые слова от слова «лист».

— Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?

(слайд5)

1. Белка, бобр, мыши;

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

— Как называют зайцев, родившихся осенью?

У нас в семье большая радость

Пусть листья падают, летят,

В канавке, тёплой под осинкой

Три листопадничка лежат.

Зайцев называют листопадничками.

— Почему их так называют

Рассказ детей.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

В трудовой семье

Отец-Сергей Никитьевич

Работал в газете, плавал простым матросом

Стал наговаривать свои произведения на диктофон

83 года

Осень

Листья желтеют и опадают; становхолодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме

Листопад

Лист

Листик, листочек, лиственный, листва

I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;

II группа: животные ложатся в спячку;

III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку

Предположения детей

Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья

— слушать и понимать речь других (К).

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи (К).

Формулировка темы, цели, задач урока

Откройте с.60 прочитайте название рассказа, который мы будем изучать

Рассмотрите иллюстрацию к тексту, предположите, о ком или о чем этот рассказ.

— Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

— Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

Ребята, какой вывод мы можем сделать?

Какая будет тема урока?

Предположения детей.

Вывод: мы попытались предположить, о ком пойдет речь, и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название

Постановка и формулирование проблемы (П).

Целеполагание, прогнозирование (Р).

Физкультминутка.

А теперь, ребята, давайте немного отдохнем.

Ветер тихо клён качает:

Влево, вправо наклоняет.

Раз наклон, два наклон –

Зашумел листвою клён.

Выполняют физминутку.

Установка на здоровый образ жизни (Л).

Анализ произведения.

Чтобы наша работа была более успешной, и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.

  • долговязый – высокий, худощавый, нескладный;

  • обглоданные – объеденный;

  • робеть — пугаться, стесняться, бояться;

  • озяб – замёрз, продрог;

  • ходко работают — работают быстро;

  • настлано – настелено;

  • плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;

  • запрудили – перегородили реку плотиной;

  • хатка – название небольшого дома на Украине;

  • кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;

  • штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;

  • росома́ха — хищное млекопитающее семейства куньих;

  • выдра — вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.

— Теперь проверим наши

предположения и прочтём произведение.

  1. Чтение «Листопадничек», 1 часть

  • чтение (учителем)

Сейчас я начну читать, а вы все следите глазками

Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка. Называют охотники осенних зайчат листопадничками.

Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зелёному болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

— Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.

-Не говори глупости! — строго ответила старая зайчиха. — Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлёту в тёплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зелёной родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

-Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

  • чтение по цепочке

Улетели в далёкие страны крикливые журавли. Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало ещё скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

-Что-то будет с нами? Замёрзнем зимой на болоте.

-Не говорите глупости!— ещё строже сказала зайчиха. — Разве замерзают зайцы зимой?

Скоро вырастет на вас густая, тёплая шёрстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький Листопадничек-зайчонок, никому покоя не даёт.

-Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. — А я один побегу за журавлями в тёплые страны.

И убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок искать журавлиные тёплые страны.

  1. Беседа по прочитанному.

— Что же подтвердилось из наших предположений?

— Каков жанр произведения? (сказка) Докажите.

— Как вы думаете, кто будет главным героем сказки? (зайчонок) Почему вы так думаете?

— Как вы думаете, что будет дальше?

Как можно озаглавить первую часть рассказа?

c) Чтение второй части.

  • чтение за «диктором»

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят — на речке плотину.

Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадёт дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

— Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? — спрашивает Листопадничек бобров.

-Мы для того валим деревья,- говорит старый Бобр — чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

-А тепло в вашей хатке зимой?

-Очень тепло,- отвечает седой Бобр.

-Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

-Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

-Нет, зайцы плавать и нырять не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

-Ладно, — говорит Бобр, — вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм для бобряток — мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры. Поставили бобры крышу, стало в хатке темно.

Вспомнил Листопадничек своё светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

— Каким вы увидели зайчонка?

Как можно озаглавить данную часть?

Читают вместе с учителем

Слушают

Мечта листопадничка

Наконец-то дома

смысловое восприятие художественных текстов (П).

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П).

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (П).

Подведение итогов.

Рефлексия

-С каким автором мы сегодня с вами познакомились?

-Какой рассказ мы читали?

— К какому литературному жанру мы отнесём это произведение?

— Докажите.

Домашнее задание прочитать рассказ Соколова-Микитова «Листопадничек»

— Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе?

На доске написано несколько названий:

  1. Путешествие зайчонка.

  1. Храбрый зайчик.

  1. Дружба зверей.

– Прочитайте эти названия, выберите из них одно, наиболее подходящее, по вашему мнению, к прочитанной сказке. Объясните, почему именно этот заголовок соответствует его содержанию.

(слайд 6)

— Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка.

Ребята, сейчас, я предлагаю вам оценить свою работу. У меня есть дерево успеха. Вам нужно украсить его листьями. Зеленый лист-работали активно, желтый лист-работали не очень активно, красный лист-совсем не работали.

Ребята, спасибо за урок! До свидания!

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

Листопадничек

Сказки о животных

Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.

Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками..

Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни

Осуществлять обобщение изученного (П).

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (Л).

Внешний вид

Если брать общее описание зайца (млекопитающее, сем. зайцевых), то следует отметить схожие у всех видов черты:

  • длинные уши;
  • недоразвитые ключицы;
  • длинные и сильные задние лапы;
  • короткий пушистый хвост.

Самки крупнее самцов, размер животных колеблется от 25 до 74 см, а вес доходит до 10 кг.

Благодаря длинным задним лапам, это животное способно быстро бегать и передвигаться прыжками. Скорость бега зайца русака, например, может достигать 70 км/ч.

Линька

Линяют эти зверьки дважды в год, осенью и весной. Начало и срок линьки связаны с внешними условиями. Начинается линька при изменениях длительности светового дня, а ее продолжительность определяет температура воздуха.

Весенняя линька у большинства видов начинается в конце зимы — начале весны и в среднем длится 75-80 дней. Зверек начинает линять с головы и до нижних конечностей.

Осенняя линька начинается, наоборот, с задней части тела и переходит к голове. Начало ее обычно приходится на сентябрь, а заканчивается линька к концу ноября. Зимний мех вырастает более густой и пышный, он защищает животное от холода.

Разновидности

В России распространены четыре вида: маньчжурский, заяц песчаник, заяц беляк и заяц русак. Рассмотрим их более подробно.

Маньчжурский

Этот вид имеет много общего с диким кроликом, но все-таки спутать их сложно, так как выглядит заяц маньчжурский несколько иначе.

Это маленькое животное длиной не больше 55 см и весом до 2,5 кг. Длина ушей около 8 см. Мех жесткий и густой, буровато-охристого цвета. Брюхо и бока светлее тела, на спине несколько темных полос.

Ареал обитания этого вида — Дальний Восток, Корейский полуостров и Северо-Восточный Китай. В холодное время у данного вида наблюдается сезонная миграция на небольшие расстояния, в ходе которой животные перебираются в места, где меньше снега.

В природе вид распространен не очень широко и промыслового значения не имеет.

Песчаник

Этот вид еще называют толай или талай. По сравнению с русаками довольно мелкий. Длина 40-55 см, при весе до 2,5 кг. Но хвост и уши длиннее: длина хвоста доходит до 11,5 см, ушей — до 12 см. Узкие лапы не приспособлены к передвижению по снегу. Летом у этого вида мех серовато-охристый, на горле и животе белый, на остальных частях тела всегда остается темным. Период линьки во многом зависит от среды обитания и погодных условий.

Толай выбирает для жизни равнинные местности, пустыни и полупустыни, но иногда забирается высоко в горы. В Средней Азии его можно встретить на высоте 3000 м над уровнем моря. Часто этот заяц живет в норе, брошенной другим животным, сам он норы роет редко.

Толай ведет оседлую жизнь и мигрирует лишь в случае сильных ухудшений погодных условий или при остром недостатке корма.

Этот вид размножается реже других — 1-2 раза в год, но так как охотятся на него нечасто, снижения численности не наблюдается.

Толай широко распространен в Средней Азии. Встречается он и в Забайкалье, Монголии, Южной Сибири и некоторых провинциях Китая. В России толай обитает на Алтае, в Астраханской области, в Бурятии и в Чуйской степи.

Беляк

Описание зайца беляка: это довольно крупный представитель семейства зайцевых. Сколько весит заяц? Средний вес беляка 2-3 кг, может доходить и до 4,5 кг. Длина тела от 45 до 70 см, ушей — 8-10 см, хвоста — 5-10 см. У этого вида широкие лапы. Благодаря покрытым густой шерстью ступням, заяц зимой с легкостью передвигается даже по рыхлому снегу. Окрас зависит от времени года. Летом шкурка серая — темная или с рыжеватым отливом, с бурыми пятнышками. Голова темнее тела, живот белый. Зимой у беляка шкурка становится чисто белого цвета. Линяет дважды в год, осенью и весной.

Где живет заяц беляк? В России заяц беляк населяет большую часть территории от западного Забайкалья и верхнего Дона до тундры. Также большие популяции этого вида обитают в Китае, Японии, Монголии, в Южной Америке и в Северной Европе.

Для жизни выбирают небольшие леса, расположенные поблизости от водоемов, сельхозугодий и открытых пространств, мест, богатых травянистыми растениями, ягодами. Ведут оседлый образ жизни, занимая территорию от 3 до 30 га, мигрируют лишь в случае сильной непогоды и нехватки кормовой базы. Дальние и массовые миграции беляка наблюдаются лишь в тундровой зоне, где снежный покров зимой настолько высок, что пища зайца (низкорастущие растения) становится недоступной.

Размножаются 2-3 раза в год, в помете бывает до 11 зайчат. Продолжительность жизни зайца в дикой природе от 7 до 17 лет.

Русак

Заяц русак более крупный, чем беляк. При длине тела 57-68 см, он весит от 4 до 7 кг. Длина ушей 9-14 см, хвост зайца — 7-14 см. У русака более длинные и узкие лапы, чем у беляка.

Этот заяц летом серого цвета с охристым, буроватым или рыжеватым оттенком. Зимой серый заяц, живущей в средней полосе, практически не меняет свой цвет, лишь становится немного светлее. Животные, населяющие северные районы, становятся практически белого цвета, остается лишь темная полоса на спинке.

Где обитает заяц русак? В России русаки населяют всю европейскую часть, район Уральских гор, в Южной Сибири, Хабаровском крае и территории рядом с Казахстаном, в Закавказье на Кавказе и в Крыму.

Также популяции русака населяют Европу, США, Канаду, Переднюю и Малую Азию.

Чем питается заяц русак? Так как он относится к травоядным животным, рацион состоит из зелёных частей растений: клевера, одуванчика, мышиного горошка, тысячелистника, злаков.

Русак — степной заяц, для жизни он выбирает открытые пространства, редко живет в лесной местности и в горах. Зверьки ведут оседлую жизнь, занимает территорию от 30 до 50 га. Сезонные миграции происходят только у русаков, живущих в горной местности. Заяц русак зимой спускается с гор, а летом вновь забирается на возвышенности.

Размножаются в зависимости от места обитания и погодных условий, от 1 до 5 раз в год. В выводке от 1 до 9 зайчат. Сколько лет живет заяц? Средняя продолжительность жизни русака — 6-7 лет.

>Места обитания

Зайцы распространены практически повсеместно. Их популяции многочисленны и населяют все континенты. Антарктида — единственное место на земле, где эти зверьки не живут.

Образ жизни и повадки

Этот ушастый зверек ведет сумеречно-ночной образ жизни. В течение дня животное отдыхает на дневках. Правда в местах, где наблюдается высокая численность косых, повадки зайца меняются и, зачастую, он проявляет активность днем.

В отличие от кроликов косой не роет глубоких нор. Заячья нора — это небольшое углубление в земле, под кустами или корнями деревьев. Лежки эти зверьки выбирают в зависимости от местности и состояния погоды. В теплую ясную погоду они могут устроиться на лежку практически в любом месте, если рядом есть хотя бы небольшое укрытие. Зимой поиск мест для лежки вообще не представляет проблемы, так как спят зайцы прямо на снегу.

Косой бегает очень быстро, во время бега часто совершает длинные прыжки и может резко сменить направление движения. Такой способ передвижения помогает зверьку спастись от преследующих его хищников. Ушастые хитрецы прекрасно умеют запутывать следы. При малейшей угрозе зверек неподвижно замирает до тех пор, пока не сочтет, что ему больше ничего не угрожает.

Многие задаются вопросом, умеют ли зайцы плавать. Хотя воду они не любят и стараются держаться подальше от нее, плавают они неплохо.

Питание

Рацион косого весьма разнообразен. Что ест заяц, зависит от сезона, погодных условий и места обитания.

Летом

Летом этот травоядный зверек употребляет в пищу более 500 видов растений, предпочитая их зеленые части. Также любит полакомиться бахчевыми, овощами и фруктами. Животные часто выбираются на поля и совершают набеги на огороды и сады. Осенью в их рацион входит все больше твердой пищи. Пожухлая трава, корешки и ветки кустарников становятся их основной пищей.

Зимой

А чем питаются зайцы зимой, когда зелени нет?

Чем больше слой снега, тем тяжелее ушастому добывать пропитание. Высокий уровень снега способен скрыть практически все, что едят зайцы зимой. От голода зверьки спасаются, перебираясь поближе к населенным пунктам. Выручают их в суровые зимы стога сена, замерзшие ягоды на кустарниках и плоды паданцы, которые зверьки откапывают из-под снега.

Древесная кора составляет большую часть рациона в холодное время года. Обычно косой выбирает деревья мягких пород: осину, березу, иву и другие.

Весной

Весной рацион становится существенно разнообразнее за счет почек, молодых побегов и свежей травы. Чтобы восполнить дефицит питательных веществ, ушастый употребляет в пищу камешки, землю и даже кости животных.

Лежка или нора?

Лежка, особенно если зайца особо не беспокоить, может использоваться им многократно, как место для временного укрытия. Но чаще всего заяц ищет новые места. А вот зимой, в он роет норы в снегу до полутора метров глубиной, в которых и проводит основное время, выходя наружу только в поисках корма или в случае опасности.

Интересно, что беляк лишь уплотняет снег, не выбрасывая его наружу. Зайцы, живущие в тундре, в зимнее время роют норы длиной до восьми метров, используя их в качестве постоянных убежищ. Беляки тундры при возникновении опасности не покидают нору, а затаиваются внутри и пережидают. А в летнее время в качестве убежищ используют пустующие земляные ходы сурков и песцов. Где живут зайцы? В норах, оставленных другими зверями. Там просторно и хватает места длинноухим.

Где живут зайцы в лесу

В средней полосе в большом количестве водится два вида зайцев — беляк и русак. В летний период отличить их друг от друга очень сложно, так как обе этих породы окрашены в серо-бурый цвет. В зимние месяцы русак сильно светлеет, а беляк и вовсе меняет свою шерсть, приобретая чисто белую окраску.

Где живут зайцы в лесу или поле: типичные места и повадки

Беляк обитает исключительно в лесных массивах, поэтому про него говорят, что это лесной зверь. Русак чаще всего встречается в степях или полях — из-за этого среди ученых-зоологов до сих пор ведутся споры по поводу того, где живут зайцы в лесу или в полях.

В дневные часы зверь отдыхает на лежбище, спит, выходя из своего укрытия исключительно в ночные часы, причем это свойственно как беляку, так и русаку. В зимнее время основу рациона дикого зайца составляет кора деревьев. Кормится он достаточно интересно: приподнимается на задние лапы, как бы вытягиваясь в струнку и стараясь дотянуться до более нежной коры. Животные предпочитают тонкие веточки молодых осинок, берез, иву, ветлу и иные деревья лиственных пород. Они никогда не прочь полакомиться молодыми плодовыми деревьями.

Они с легкостью перемещаются даже по весьма глубокому снежному покрову, потому что у них на ногах, даже между пальцами, растет довольно густой шерстяной покров. Эта шерсть также помогает им в полной мере сохранять тепло. Нога за счет растущей на ней шерсти становится гораздо шире, заяц перемещается как будто на лыжах. Совершая прыжок, зверь немного заносит задние лапы вперед, оставляя на снегу следы, которые невозможно спутать ни с какими другими.

Места обитания зайцев-русаков

В отличие от беляка, русак является степным или полевым животным. В течение светлого времени суток животное обычно спит, а на кормежку выходит только после того, как стемнеет. В полях найти деревья весьма проблематично, поэтому заяц здесь питается главным образом травой — он раскапывает снег передними лапами и поедает зеленые ростки. Этим зайцы наносят довольно серьезный вред сельскому хозяйству, так как могут съесть большие площади озимых.

Если животное не может добраться до побегов, оно отправляет на огороды, где поедает кочерыжки капусты или неубранную морковь. Заяц часто прибегает к стогам сена и питается сухой травой. Когда ему не удается добыть траву, он может с аппетитом поесть кору плодовых деревьев — яблонь, вишен, слив и так далее, что также наносит серьезный вред различным подсобным хозяйствам.

Обитают они, как правило, в одиночку, очень редко можно встретить пару зайцев. Они никогда не роют норы, а обитают уже в готовых ямках. Эти животные активно плодятся: одна зайчиха в течение года может принести до четырех пометов, в каждом из которых будет порядка 8-10 детенышей.

Заяц – животное, которое относится к классу млекопитающие, отряду зайцеобразные, семейству зайцевые, роду зайцы (лат. Lepus). Вопреки бытующему мнению они не относятся к грызунам и далеко не так безобидны. В случае опасности они проявляют агрессивность и оказывают сопротивление нападающему. С древних времен заяц является желанным трофеем для охотников из-за вкусного мяса и теплого меха.

Заяц – описание, характеристика, внешний вид. Как выглядит заяц?

Тело зайца стройное, немного сжатое с боков, его длина у некоторых видов достигает 68-70 см. Вес зайца может превышать 7 кг. Характерной чертой зайцеобразных являются клиновидные уши, достигающие в длину от 9 до 15 см. Благодаря ушам слух зайца развит намного лучше, чем обоняние и зрение. Задние конечности у этих млекопитающих имеют длинные ступни и развиты сильнее передних. При возникновении угрозы скорость зайца может достигать 80 км/ч. А способность внезапно изменять направление бега и резко прыгать в сторону позволяет этим животным избавиться от преследования врагов: , и т.д. Зайцы хорошо бегают вверх по склонам, но вниз приходится спускаться кубарем.

Цвет зайца зависит от сезона. Летом мех животного имеет рыжевато-серый, бурый или коричневый оттенок. Из-за темного цвета подшерстка окрас получается неравномерный с крупными и мелкими «пестринами». Мех на животе белого цвета. Зайцы меняют окраску зимой, их мех светлеет, но полностью белоснежным становится только заяц-беляк. Кончики ушей у всех представителей рода остаются черными круглый год.

>Сколько живет заяц?

Средняя продолжительность жизни самцов не превышает 5 лет, самок – 9 лет, однако есть зафиксированные случаи более длительного срока жизни зайца – около 12-14 лет.

Виды зайцев, названия и фото.

Род зайцев отличается многообразием и включает в себя 10 подродов, разбитых на несколько видов. Ниже представлено несколько видов зайцев:

Заяц – беляк (лат . Lepus timidus)

Наиболее распространенный представитель рода зайцев, обитающий практически на всей территории России, в Северной Европе, Ирландии, Монголии, Южной Америке и во многих других странах мира. Этот вид зайцев отличает характерный сезонный диморфизм — в областях с устойчивым снежным покровом окрас меха приобретает чисто белый цвет, за исключением кончиков ушей. Летом заяц серого цвета.

Заяц-русак (лат. Lepus europaeus)

Крупный вид зайцев, отдельные особи которого вырастают до 68 см в длину и имеют вес до 7 кг. Мех русака блестящий, шелковистый, с характерной волнистостью, разных оттенков коричневого цвета, вокруг глаз белые кольца. Ареал обитания русака охватывает европейские лесостепи, Турцию, Иран, север африканского континента и Казахстан.

Антилоповый заяц (лат. Lepus alleni)

Представителей вида отличают очень большие и длинные уши, вырастающие до 20 см. Ушные раковины устроены таким образом, что позволяют животному регулировать теплообмен при слишком высокой температуре среды обитания. Обитает антилоповый заяц в штате Аризона в США и 4х мексиканских штатах.

Китайский заяц (лат. Lepus sinensis)

Для вида характерны небольшие размеры тела (до 45 см) и вес до 2 кг. Окраска короткого, жесткого меха состоит из множества оттенков коричневого цвета: от каштанового до кирпичного. На кончиках ушей выделяется характерный черный треугольный рисунок. Данный вид зайцев встречается на холмистых территориях Китая, Вьетнама и Тайваня.

Заяц-толай (лат. Lepus tola i )

Некрупные особи внешне напоминают русака, но отличаются более длинными ушами и ногами, а также отсутствием извитого меха. Этот заяц – типичный представитель пустынь и полупустынь, обитает в Узбекистане, Туркмении, Казахстане, Китае, Монголии и в российских степях – от Алтайского края до юга Астраханской области.

Желтоватый заяц (лат. Lepus flavigularis)

Единственная популяция желтоватых зайцев населяет луга и прибрежные дюны мексиканского залива Теуантепек, отсюда имеет второе название — теуантепекский заяц. Крупных особей, длиной до 60 см и весом 3,5-4 кг, сложно спутать с другими видами зайцев благодаря двум черным полосам, проходящим от ушей к затылку и вдоль белых боков.

Ракитниковый заяц (лат. Lepus castroviejoi)

Зона обитания данного вида зайцев ограничена кустарниковыми пустошами северо-запада Кантабрийских гор Испании. Во внешнем виде и повадках отмечается сходство с зайцем-русаком. В связи с истреблением, хищничеством и нарушением природной экосистемы, вид находится на грани вымирания и занесен в Красную книгу Испании.

Чернохвостый (калифорнийский) заяц (лат. Lepus californicus)

Для вида характерны длинные уши, мощные задние конечности, темная полоса, проходящая вдоль спины, и черный окрас хвоста. Считается самым распространенным видом зайцев на территории Мексики и США.

Маньчжурский заяц (лат. Lepus mandshuricus)

Мелкие представители этого вида зайцев вырастают до 55 см и весят не более 2,5 кг. Уши, хвост и задние ноги достаточно короткие, благодаря чему наблюдается явное сходство с диким кроликом. Мех жесткий и короткий, бурого окраса с черной рябью. Типичного представителя лиственных лесов и кустарниковых равнин можно встретить на Дальнем Востоке, в Приморье, а также в Северо-Восточном Китае и Корее.

Курчавый заяц (тибетский курчавый заяц) (лат. Lepus oiostolus)

Вид отличают небольшие размеры (40 – 58 см) и вес чуть более 2 кг. Характерной особенностью считается желтоватый волнистый мех на спине. Обитает в Индии, Непале и Китае, включая горные степи тибетского нагорья, откуда получил свое второе название — тибетский курчавый заяц.

А, знаете ли вы, что зайцы в природе живут повсеместно. Не встретишь их только в Антарктиде и Австралии. Всего их выделяют около 30 видов, но в России распространены только заяц-топай, маньчжурский, беляк и русак. Два последних вида – самые известные зайцы в природе нашей страны.

Роют ли зайцы нору?

Своего домика у зайца нет. Зимой он ночует в глубоком снегу. Шубка настолько теплая, что ему не страшен никакой мороз, а на белой снежной скатерти его трудно заметить и охотнику, и лисе.

Летом спит в любой ямке под кустом или прячется под корнями большого дерева, вывернутого бурей, а весь день бегает – ищет пищу.

Также под кустиком в небольшой яме зайчиха рождает детенышей. Зайцы очень плодовиты, потомство может быть до 11 зайчат, и происходит это 2–3 раза в год. Родители за зайчатами не ухаживают. Самцы в брачный период жестоко дерутся, бьют друг друга передними лапами, а добившись расположения самки, исчезают.

Сама зайчиха тоже находится с новорожденными только 4–5 дней, потом убегает в поисках пищи. Зайчата с рождения покрыты шерсткой, хорошо передвигаются, но предпочитают тихо сидеть в своей ямке.

Мать прибегает к ним лишь иногда, может прибежать и совершенно чужая зайчиха. Покормят жирным питательным молоком и опять убегают.

Взрослые зайцы питаются летом сочными свежими травами, сладкими корешками, забираются и лакомятся овощами на огородах. Несмотря на всю свою осторожность, если их не гонять, могут делать это систематически и бесцеремонно, теряя всякий страх.

Зимой грызут кору разных деревьев, часто осины. В садах портят кору молодых яблонек, находят стога сена, поставленные людьми для домашних животных. В полях разгребают снег и поедают озимую пшеницу.

Зверьки беззащитны перед многими хищниками. Орлы, ястребы, совы, лисы – все не прочь полакомиться зайчатиной. Люди охотятся на зайцев из-за их пушистой шкурки, мясо употребляют в пищу.

Спасают зайца только быстрые ноги – он может развивать скорость до 80 км/ч. Убегая от преследователей, заяц петляет, путает свои следы, проходит по ним дважды и трижды. При этом делает скачки в сторону. И собака или лиса теряются, вперед или назад побежала добыча. Умеет хорошо прятаться в любом месте, в половодье легко перепрыгивает со льдины на льдину.

Викторина с ответами на тему Осень для начальных классов

Викторина с ответами на тему «Осенняя пора» для младших школьников Малышева Юлия Владимировна, воспитатель группы продленного дня МБОУ Гимназия № 3, город Шарья, Костромская область.
Описание: Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Материал можно использовать на уроках окружающего мира.
Цель: обобщить знания учащихся о времени года – осень.
Задачи:
• закрепить знания учащихся о характерных приметах осени;
• расширить кругозор учащихся, развивать логику, воображение;
• прививать любовь к природе.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где-то лето..
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый.
В. Авдиенко
Вопросы викторины: Часть 1
1.Самое красочное время года.
весна
осень
лето
2. Названия славянских осенних месяцев.
«травень», «студень», «серпень»
«хмурень», «грязник» , «грудень»
«сечень», «лютень», «цветень»
3. Как называются зайчата, которые рождаются осенью?
настовички
травнички
листопаднички
4. Какие птицы прилетают к нам на зиму?
чайки, ласточки, стрижи
клёст, свиристели, чечётки
голуби, синицы, воробей
5. Каким месяцем заканчивается лето и начинается осень?
октябрь
июль
сентябрь
6. Какое животное может на зиму превратиться в ледышку?
хамелеон
лягушка
сойка
7. Как называется осеннее явление, когда опадают листья?
снегопад
листопад
дождь
8. Густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли.
иней
роса
туман
9. Какой самый продолжительный осенний месяц?
ноябрь
октябрь
ноябрь
10. Листья какого дерева опадают осенью зелеными?
ольха
береза
дуб
11. Куда осенью исчезают бабочки?
прячутся в щели, под кору деревьев
улетают в теплые края
зарываются в землю
12. Как называются большие группы, образуемые птицами перед отлетом в теплые края?
компания
стая
группа
13. Какое основное изменение происходит в неживой природе осенью?
птицы улетают на юг
наступает похолодание
начинается листопад
14. День осеннего равноденствия.
23 сентября
21 октября
23 ноября
Часть 2
1. Осенняя пора, когда погода стоит как летом? (бабье лето)
2. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — … (капустой).
3. Листья каких деревьев осенью становятся красными? (Листья рябины, осины, клена).
4. Какой праздник отмечают в первый осенний день? (день Знаний).
5. Что убирают на полях осенью? (урожай).
6. Какого цвета одежда на деревьях осенью? (желтого).
7. Этот месяц является родным внуком сентября, сыном октября и батюшкой зимы. (ноябрь)
8. Образование на поверхности водоёма или водотока неподвижного льда. (ледостав)
Осень — это время…Когда мир становится ярким, как никогда!

Рекомендуем посмотреть:

Осенний праздник в 1 классе. Сценарий Осенний бал в начальной школе. Сценарий Викторина на тему: Осень с ответами для 1-2 класса Конспект внеклассного занятия по музыке в 4 классе. Музыка осени

Каких зайчат называют листопадничками

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *