Где у лягушки уши?

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии, 9 класс.

ЗАДАНИЯ

школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии

2018-2019 учебный год, 9 класс

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады по биологии! Желаем успеха в выполнении заданий! Время выполнения заданий -120 мин

( всего максимальное количество баллов – 65)

Часть I. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным и поставьте в матрице ответов напротив номера вопроса букву выбранного ответа (максимальное количество баллов – 25).

1. Главное отличие бактериальной клетки, от клеток организмов, относящихся

другим царствам живой природы:

а) наличие одного или нескольких жгутиков;

б) отсутствие оформленного ядра;

в) наличие клеточной мембраны;

г) постоянная форма.

2. Бактерии являются возбудителями:

а) энцефалита; б) чумы; в) коревой краснухи; г) гепатита.

3. Аспергиллы – это представители:

а) бактерий; б) архей; в) микромицетов; г) дрожжей.

4. Обязательным условием жизни всех грибов является:

а) достаточная освещённость;

б) совместное обитание с растениями;

в) наличие органических веществ, необходимых для их питания;

г) возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения.

5. У плесневых грибов рода Мукор (Mucor) мицелий:

а) отсутствует;

б) многоклеточный;

в) одноклеточный одноядерный;

г) одноклеточный многоядерный.

6. Основу слоевища лишайника составляют клетки:

а) гриба;

б) цианобактерий;

в) многоклеточной водоросли;

г) одноклеточной водоросли.

7. На рисунке представлены примеры аналогичных органов у растений (I–IV).

Растение, у которого колючки являются видоизменением побегами:

а) I; б) II; в) III; г) IV.

8. Выберите из четырех диаграмм ту, которая соответствует цветку, изображенному на рисунке: а) I; б) II; в) III; г) IV.

9. Гемолимфа у насекомых не участвует в:

а) транспорте питательных веществ;

б) транспорте кислорода к тканям;

в) выведении продуктов распада;

г) разгибании ног.

10. Муравьи-листорезы используют срезанные листья растений:

а) в качестве пищи;

б) для строительства гнезд;

в) для выкармливания личинок;

г) в качестве субстрата для выращивания грибов, которыми питаются.

11. Гекконы могут передвигаться по гладким вертикальным поверхностям и даже по потолку за счет того, что на подушечках пальцев у них есть:

а) маленькие крючочки;

б) присоски, образованные складками кожи;

в) железы, выделяющие клейкую жидкость;

г) щеточки из микроскопических волосков, увеличивающие сцепление.

12. На рисунке изображен череп: а) крота; б) коровы; в) свиньи; г) лошади.

13. У млекопитающих артериальная кровь течет по венам, а венозная по артериям:

а) в большом круге кровообращения;

б) в малом круге кровообращения;

в) в воротной системе печени;

г) в почках.

14. В основе нервной регуляции функций лежит:

а) выделение гормонов; б) возбуждение; в) рефлекс; г) торможение.

15. На рисунке изображена ткань:

а) нервная; б) мышечная; в) эпителиальная; г) соединительная.

16. Продолжительность жизни эритроцита составляет примерно:

а) 4 дня; б) 4 недели; в) 4 месяца; г) 4 года.

17. Результаты исследований российского ученого Леонида Крушинского в области этой области научного знания нашли практическое применение для создания экспресс-метода отбора и дрессировки служебных собак для миноразыскной, противотанковой и санитарной служб во время Великой Отечественной войны. В настоящее время она является междисциплинарной и имеет в себе кроме зоологической, еще физиологическую и эволюционную составляющие, и называется:

а) экология;

б) этология;

в) энтомология;

г) ихтиология.

18. Наибольшее видовое многообразие обитателей Мирового океана наблюдается:

а) на коралловых рифах;

б) в открытом океане в тропиках;

в) в приполярных областях;

г) в глубоководных впадинах.

19. Из перечисленных экосистем самую низкую первичную продукцию в расчете на

квадратный метр имеет: а) луг; б) тайга; в) открытый океан; г) тропический лес.

20. К древним людям относятся:

а) неандертальцы; б) питекантропы; в) синантропы; г) кроманьонцы.

21. Исходя из представлений об уровневой организации биологических систем,

слуховой анализатор человека следует отнести к уровню организации:

а) организменному; б) тканевому; в) органному; г) системному.

22. У человека в процессе эмбрионального развития эпидермис кожи образуется из:

а) эктодермы;

б) мезодермы;

в) энтодермы;

г) всех перечисленных зародышевых листков.

23. Согласно гипотезе панспермии жизнь:

а) занесена на нашу планету из космоса;

б) возникала и возникает неоднократно из неживого вещества;

в) была создана сверхъестественным существом в определенное время;

г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

24. Из перечисленных веществ, встречающихся в клетках живых организмов,

полимером является: а) глюкоза; б) лизин; в) АТФ; г) ДНК.

25. Расхождение хроматид в процессе митоза происходит в:

а) профазу; б) метафазу; в) анафазу; г) телофазу.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

ответов.

1. На рисунке представлены различные типы листьев. Парноперистосложный лист представлен под номером/номерами:

а) только 1; б) только 2; в) только 5; г) только 1 и 2; д) 1, 2 и 3.

2. Двойное оплодотворение характерно для растений 1) сосна сибирская; 2) кукушкин лен; 3) одуванчик лекарственный; 4) береза повислая; 5) венерин башмачок.

а) 1,2,3;

б) 1,3,4;

в) 2, 5;

г) 3,4,5.

3. Трепанги – промысловые съедобные морские огурцы. Их разные виды в основном

промышляют в странах Юго-Восточной Азии.

В Приморском крае России в гастрономических целях в основном добывают:

1) мириотроха (Myriotrochus rinkii);

2) чешуйчатую голотурию (Psolus peronii);

3) жёсткую голотурию (Sphaerothuria bitentaculata);

4) кукумарию японскую (Cucumaria japonica);

5) дальневосточного трепанга (Stichopus japonicus).

а) 1, 4; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 4; д) 4, 5.

4. Личиночная стадия присутствует в индивидуальном развитии у:

1) губок;

2) кишечнополостных;

3) плоских червей;

4) круглых червей;

5) кольчатых червей.

а) только 1, 2;

б) только 2, 3, 4;

в) только 2, 4, 5;

г) только 1, 3, 4, 5;

д) 1, 2, 3, 4, 5.

5. Барабанная перепонка отсутствует у:

1) лягушек; 2) тритонов; 3) змей; 4) крокодилов; 5) черепах.

а) 1, 4; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 5; д) 3, 5.

6. Современные представители отряда приматов (исключая человека) в природе

встречаются в:

1) Европе;

2) Азии;

3) Африке;

4) Австралии;

5) Южной Америке.

а) только 3, 5;

б) только 1, 3, 5;

в) только 2, 3, 4, 5;

г) только 1, 2, 3, 5;

д) 1, 2, 3, 4, 5.

7. Верхними дыхательными путями принято считать:

1) носовую полость;

2) альвеолы легких;

3) гортань;

4) плевру;

5) бронхиолы.

а) 1, 3; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 4; д) 3, 5..

8. Характерные особенности лимфы: 1) разновидность соединительной ткани; 2) образуется из плазмы крови; 3) возвращает в кровь белки, воду, соли; 4) способна образовывать тромбы; 5) повышено содержание антител и фагоцитов.

а) только 2;

б) 1,3,4,5;

в) 2, 5;

г) 1, 3.

9. Липиды входят в состав:

1) рибосом;

2) митохондрий;

3) хроматина;

4) ядрышка;

5) аппарата Гольджи.

а) 1, 4; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 5; д) 3, 5.

10. Рев самца благородного оленя (Cervus elaphus) в период гона:

1) привлекает самок;

2) отпугивает хищников,

3) является вызовом соперников на поединок;

4) является выражением эмоции;

5) отпугивает конкурентов.

а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 5; в) 1, 3, 4; г) 2, 3, 4 д) 3, 4, 5.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.

1. Околоцветник не может состоять только из чашелистиков.

2. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.

3. Клещи являются возбудителями энцефалита.

4. Все представители типа Хордовые раздельнополые животные.

5. Особенности строения кожных покровов позволяют китообразным жить только в

соленой воде.

6. Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые.

7. Лимфатические сосуды, в отличие от венозных, не имеют клапанов.

8. В процессе сукцессии изменяется первичный источник энергии.

9. Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения.

10. Листья светолюбивых растений содержат относительно больше хлорофилла, чем

теневыносливые растения.

11. Основным поставщиком материала для эволюции является модификационная

изменчивость.

12. Партеногенез является формой полового размножения.

13. Половые клетки (гаметы) всегда образуются в результате мейоза.

14. Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что

отмирающие клетки перевариваются лизосомами.

15. Актин и миозин встречаются не только в мышечных клетках.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать за каждое задание, представлено в его условиях. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Соотнесите изображения, на которых схематично представлены зоны

языка (1–4), с типом вкусовых ощущений (А–Г), за возникновение которых

отвечают располагающиеся в этих зонах рецепторы.

Вкусовые ощущения:

А – горькое

Б – кислое

В – сладкое

Г – соленое

1 2 3 4

2. На рисунке схематично представлено строение органа слуха человека. Установите последовательность колебаний его основных структур (1–6) при передаче звуковых сигналов в направлении от наружного уха к внутреннему (А– Е).

А – стремя

Б – молоточек

В – наковальня

Г – овальное окно

Д – барабанная перепонка

Е – жидкость во внутреннем ухе

Слышащие без… ушей

Собственно ушей, или, точнее, наружного уха, у пресмыкающихся, можно сказать, нет (своеобразное наружное ухо есть только у крокодилов). Некоторые из них не имеют и наружного слухового отверстия – оно зарастает кожей; а у змей нет даже барабанной перепонки. Поэтому внешне многие рептилии выглядят совершенно безухими, но среднее и внутреннее ухо у них есть.

За глазом у игуаны хорошо заметно ушное отверстие

Долгое время считалось, что не имеющие барабанной перепонки змеи вообще не воспринимают никаких звуков, но более тщательные исследования показали, что они способны что–то слышать, но лишь в очень узком диапазоне частот: речь человека или музыка не могут вызвать никакой реакции у змей. Черепах тоже нельзя отнести к числу тонких ценителей музыки: они достаточно чувствительны к звукам, но только к низкочастотным – реагируют, например, на шаги или бульканье воды. Гораздо лучше слышат многие ящерицы и крокодилы, причем последние воспринимают звуки в довольно широком диапазоне (от 100 до 4000 Гц).

Все пресмыкающиеся, включая почти не слышащих змей, обладают развитым сейсмическим слухом, то есть способностью воспринимать звуковые волны, распространяющиеся не в воздухе, а по земле или в воде (что и естественно, раз они – «пресмыкающиеся» и тесно связаны с землей). Поэтому змея никак не реагирует, если рядом с ней кто–то громко разговаривает, но моментально насторожится, если кто–то сделает шаг, даже вдали от нее и даже очень осторожно, «по–кошачьи».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Анализаторы слуха и равновесия



1. Перечислите три части слухового анализатора.

Периферический отдел: парные наружное, среднее и внутреннее со слуховыми рецепторами уши и вспомогательные образования наружного и среднего уха. Проводниковый отдел: парные преддверно-улитковые нервы (8 пара черепно-мозговых нервов, ядра лежат в мосте), нижние бугры четверохолмий среднего мозга. Центральный отдел: слуховые зоны височных долей больших полушарий головного мозга.

2. Составьте таблицу «Строение и работа уха», указав для каждого отдела его части и преобразования, происходящие со звуками.

«Строение и работа уха»

3. Вспомните из курса зоологии, чем был представлен орган слуха у лягушек; ящериц; птиц.

У лягушек имеется среднее ухо, отделенное от наружной среды барабанной перепонкой и позволяющее улавливать и усиливать звуковые колебания в воздушной среде. Звук от барабанной перепонки передается по слуховой косточке – стремечку (располагается в полости среднего уха) – во внутреннее ухо (расположено в костях черепа).

Для ящериц характерны более чувствительные, по сравнению с земноводными, органы слуха за счет больших размеров внутреннего уха, ушная раковина также отсутствует.

У птиц орган слуха состоит из наружного слухового прохода (у некоторых видов окруженного кожистой складкой), внутреннего и среднего уха.

4. Почему у человека мышцы, приводящие в движение ушные раковины, утратили своё первоначальное значение?

Животным эти мышцы необходимы, так как животные больше ориентируются на звуки, чем на зрение, которое у них, в большинстве случаев, развито хуже, чем у человека. Поворачивая ушные раковины, они получают более полную информацию об окружающем мире не поворачивая головы. Человек же в своей жизни ориентируется больше на зрение и чаще всего рефлекторно поворачивает голову на звук, чтобы увидеть то, что издает звуки, а не двигает ушными раковинами.

5. Где расположена барабанная перепонка, каково её значение? Почему артиллеристы, стреляя из орудий, закрывают уши и открывают рот?

Барабанная перепонка – тонкая эластичная мембрана, отделяющая наружное ухо от среднего и имеющая вид тонкого конуса, вершина которого направлена в полость среднего уха; она воспринимает слуховые колебания, прошедшие по слуховому проходу, преобразует их в механические колебания и передает в среднее ухо.

Это необходимо для выравнивания давления на барабанную перепонку со стороны как наружного, так и среднего уха. Выстрелы создают высокое давление со стороны наружного уха, для его уменьшения они закрывают уши, если при этом открыть рот то звуковая волна будет воздействовать еще и с другой стороны, проходя через рот, носоглотку и евстахиеву трубу, что практически уберет нагрузку на барабанную перепонку.

6. Как происходит различие звука по высоте?

Колебания эндолимфы перешедшие с овального окна вызывают резонансные колебания волокон кортиева органа той или иной длины так, что звуки высокой частоты вызывают колебание коротких волокон, низкой — длинных.

7. Подумайте, какова функция круглого окна.

Круглое окно, также как и овальное отделяет барабанную полость от полости внутреннего уха, они затянуты эластичными мембранами. Круглое окно служит для снижения давления на овальное окно.

8. Какие структуры внутреннего уха преобразуют колебания жидкости в нервные импульсы?

Колебания волокон той или иной длины кортиева органа вызывают периодическое соприкосновение волосковых рецепторных клеток, находящихся на этих волокнах, с покровной мембраной. При соприкосновениях эти клетки изменяют свою форму, что и приводит к возникновению на них нервных импульсов, которые впоследствии передаются на слуховой нерв.

9. Что является для человека ультразвуком; инфразвуком?

Ультразвук — это звук диапазона, выше предела слышимости человека, т.е. с частотой звуковой волны свыше 20 КГц.

Инфразвук — это звук диапазона, ниже предела слышимости человека, т.е. с частотой звуковой волны менее 20 Гц.

10. Где расположен орган равновесия? Как он устроен?

Орган равновесия является частью внутреннего уха и состоит из трех полукружных каналов и преддверия, состоящего из двух мешочков. Полукружные каналы представляют собой три костные трубочки, свернутые в кольца и расположенные в трех взаимно перпендикулярных плоскостях; их полости заполнены эндолимфой. В стенках полукружных каналов располагаются рецепторы, сходные по строению с рецепторами органа слуха. В конце каждого канала есть расширение (ампула), в котором находится ампулярный гребешок – вырост, в состав которого входят чувствительные волосковые клетки. В стенках мешочков преддверия находятся мелкие кристаллики углекислого кальция – отолиты, утяжеляющие мембрану. Восприятие положения тела происходит при смешении отолитов под действием силы тяжести. При каждом положении головы они будут давить на определенные рецепторные клетки. Поворот головы вправо или влево воспринимается при смещении гребешков в полукружных каналах. Возбуждение от рецепторов равновесия передается по преддверно-улитковому нерву в головной мозг (центральный отдел: вестибулярная зона височных долей больших полушарий). Информация о положении тела в пространстве поступает в мозг постоянно.

Ответ от Лида
Слуховая система амфибий
Исследования, в том числе нейрофизиологов, исключили не так давно бытующие предположения о том, что земноводные не слышат ни собственных, ни чужих звуков. Да и разве могут амфибии быть глухими, если их репродуктивное, защитное и общественное поведение сопровождается звуковой сигнализацией? А она у земноводных довольно разнообразна. Чаще к сигнальной информации прибегают бесхвостые амфибии – лягушки, жабы. Их звуки по своему биологическому значению довольно разнообразны – брачные крики, сигналы бедствия, предупреждающие, территориальные, сигналы освобождения и т. п. Другие особи прекрасно слышат эти сигналы и соответствующим образом на них реагируют. Примером может служить подражательная реакция лягушек на сигнал предупреждения – звук шлепка, который раздается, когда одна из них в случае опасности прыгнет в воду. Другие лягушки, которые сидят в стороне и непосредственно не подвергаются нападению, заслышав звук шлепка прыгнувшей с берега лягушки, реагируют на него как на сигнал тревоги. Они тот час прыгают в воду и ныряют, как будто сами заметили приближение опасности. Лягушки также воспринимают предупреждающие крики – звуковые сигналы, издаваемые особями в состоянии испуга.
Итак, слух у земноводных, действительно есть, а целесообразная слуховая система устроена с учетом конкретного «земно» -«водного» образа жизни представителей определенных видов. Так, у лягушки слуховая система позволяет воспринимать и затем анализировать звуковые сигналы по трем каналам. В воздухе звуковые волны улавливаются клетками внутреннего уха, через барабанную перепонку и ушную косточку. Звуки, распространяемые в почве, воспринимаются костями и мышцами конечностей и через кости черепа передаются во внутреннее ухо. В воде звуковые волны легко проникают в тело особи и быстро достигают внутреннего уха без специальных каналов. А хвостатые амфибии, которые тесно связаны с водой, барабанной перепонкой не обеспечены.
Главным участником восприятия и передачи сигнальной информации в слуховой системе земноводных является звуковой анализатор, который наделен поразительной чувствительностью. Он способен следить за совсем незначительными, но быстрыми колебаниями давления окружающей среды. Анализатор фиксирует мгновенные, даже микроскопические сжатия и расширения среды, которые распространяются во все стороны от места их возникновения.

>Биология и медицина

Пресмыкающиеся (Рептилии): орган слуха и звуковые сигналы

Орган слуха пресмыкающихся в схеме близок к органу слуха лягушек. Он состоит из среднего уха с барабанной перепонкой и одной слуховой косточкой — стремечком, передающим колебания перепонки на круглое окошко, отделяющее полость внутреннего уха. Этот механизм усиливает звуки, распространяющиеся в воздушной среде. Во внутреннем ухе обособляется улитка (lagena), служащая аппаратом анализа и кодирования акустических сигналов. Улитка еще не сложна и у большинства видов представляет мешкообразный вырост. Это соответствует относительно небольшой роли слуха в жизни пресмыкающихся. Они воспринимают звуки в диапазоне 20-6000 герц (Гц), но большинство хорошо слышит только в диапазоне 60-200 Гц. Крокодилы лучше воспринимают звуки частотой 100- 3000 Гц. У змей слух особенно слаб; они лишены барабанной перепонки и воспринимают преимущественно звуки, распространяющиеся по субстрату (земле) или в воде (так называемый сейсмический слух ). То же свойственно и змеевидным ящерицам. Передача звуков с субстрата на овальное окошко среднего уха обеспечивается квадратной и квадратно-скуловой костями.

Сравнительно ограниченный слух змей соответствует их слабым голосовым возможностям. Невысоки и слуховые способности черепах, барабанная перепонка которых толстая, а слуховой проход у некоторых видов закрыт утолщенной кожей.

Большинство пресмыкающихся немо; их звуковой мир беден. Звуки змей (шипенье, хрип, стук хвостовых погремушек) и некоторых ящериц (скрип чешуи) чаще служат угрожающим предупреждением. Громкие ревущие звуки издают крокодилы; они используются при охране территории и при поисках особи другого пола.

Ссылки:

  • Пресмыкающиеся (Рептилии): органы чувств

Внутреннее строение
Учебные материалы по биологии / Крокодилы и аллигаторы / Внутреннее строение
Страница 2

Органы чувств. Органы чувств крокодилов также характеризуются рядом особенностей. Так, на первом месте по значимости y крокодилов стоят органы зрения и слуха. Последнее для большинства рептилий нетипично.

Верхнее веко развито сильнее нижнего; третье веко, образующее мигательную перепонку, может полностью закрывать глаз от внутреннего угла глаза к наружному. Все три века не содержат хрящевой ткани, но y всех видов аллигаторовых (A1ligatoridae), a также y гавиалового крокодила (Tomistoma schlegelii) и тупорылого крокодила (Osteolaemus tetraspis) в верхнем веке имеется небольшая зона окостенения. Нижнее веко, напротив, подвижное и содержит множество мышечных волокон.

Глаз крокодилов лишен склеротикального кольца, которое формируется y многих других рептилий вокруг роговой оболочки и образовано из костных пластинок. Зрачок вертикальный. B связи c ночной активностью этик животных в сетчатке преобладают палочки, которые отвечают за ночное зрение и образуют скопление (так называемое Tapetum lucidum), отражающее свет. Этим обусловлено также свечение глаз крокодилов в темноте. Глаза крокодилов лишены слезных желез, но имеют хорошо развитую Гардерову железу, которая открывается несколькими протоками под третьим веком. Эта железа выделяет жирный секрет, смазывающий роговицу, — именно ее выделения и образуют «крокодиловы слезы». В верхнем и нижнем веках крокодилов также есть мелкие солевые железы.

Из всех рептилий крокодилы обладают наиболее развитым органом слуха, который по значимости стоит на втором месте после зрения.

Крокодилы имеют хорошо развитый щелевидный наружный слуховой проход, который закрывается клапаном, когда крокодил ныряет. Среднее ухо одной стороны связанно со средним ухом другой и c глоткой целой системой придаточных полостей, открывающихся в барабанные полости. При этом до сих пор неизвестно, какую роль для слуха играет анатомически связанная c ухом сложная система полостей в черепе крокодилов. Во внутреннем ухе имеется улитка, подобная таковой y птиц, чего не встречается y прочих пресмыкающихся. Так что можно говорить o том, что слух этих рептилий сравним со слухом птиц и млекопитающих.

Органы обоняния хорошо развиты y большинства рептилий и представлены собственно обонятельным органом, расположенным в носовой полости, и Якобсоновым органом. У крокодилов особенности органов обоняния связаны со строением черепа, a само обоняние по значимости стоит на третьем месте после зрения и слуха. Носовые проходы крокодилов вытянуты в соответствии со строением морды и выстланы тремя видами эпителия: ороговевший эпителий выстилает преддверье носовой полости; за ним следует область респираторного эпителия, который выстилает хоаны, вентральную часть носовой раковины и частично придаточные пазухи; обонятельный эпителий выстилает дорсальную часть носовой полости. Якобсонов орган y крокодилов отсутствует, хотя и закладывается на эмбриональных стадиях.

Органы вкуса y крокодилов расположены на слизистой оболочке, покрывающей крыловидную кость и вентральную стенку глотки. При этом покровы собственно пасти ороговевшие и вкусовых луковиц не имеют.

Несмотря на сильное ороговение кожных покровов, y рептилий имеются зоны кожной чувствительности (осязания), которые представлены осязательными рецепторами, располагающимися в щитках кожи, — это так называемые чувствительные почки. Такие щитки часто группируются в осязательные пятна. У крокодилов осязаниe развито в наибольшей степени в ряду пресмыкающихся.

Больше всего осязательных рецепторов располагается на морде и в пасти крокодилов. B этик областях их может быть до двадцати на каждом щитке. Именно поэтому самкам крокодилов c помощью пасти удается проделывать весьма тонкие манипуляции — переносить яйца в гнездо, укладывать их, разламывать скорлупу, чтобы облегчать детенышам путь наружу, a потом переносить детенышей.

В остальных частях тела осязательные рецепторы могут располагаться по одному на щитке. У молодых крокодилов их больше, чем y взрослых. Так, y новорожденных крокодилов они есть на всех щитках за исключением конца хвоста и подошв, a y крупных старых животных из рода аллигаторов (Alligator) они сохраняются лишь на морде и в пасти . Отдельно взятый орган осязания представляет собой углубление в эпидермисе c холмиком посередине, под клетками эпидермиса в углублении располагается студенистая субэпидермальная соединительная ткань, в которой размещаются осязательные тельца, соединенные c нервными волокнами.

Особенности пищеварительной системы. . Пищеварительная система крокодилов довольно сложно устроена. Ротовая полость заметно отграничена от глотки. У крокодилов носоглоточные ходы отделены от ротовой полости вторичным костным нёбом, возникающим путем разрастания нёбных отростков межчелюстных и верхнечелюстных костей и самих нёбных и крыловидных костей. Это позволяет хищникам полностью разделить дыхательную и пищеварительную системы. Крокодил может спокойно ловить рыбу и глотать ее под водой без риска задохнуться. На дне ротовой полости располагается подвижный мускулистый язык. Пасть крокодилов снабжена расположенными в альвеолах зубами текодонтного типа — они предназначены для хватания и удерживания пищи. Зубы меняются регулярно на протяжении всей жизни.Зубы сидят на верхнечелюстных, межчелюстных, крыловидных и нижнечелюстных костях. В отличие от амфибий сошник крокодилов лишен зубов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Где у лягушки уши?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *