Аллюр конный спорт

Аллюры лошадей

Аллюрами называют типы движения лошади, которые различаются по механике и скорости. Они могут быть сокращенными (укороченными), обычными (свободными) и прибавленными (удлиненными).

Аллюр — вид поступательного движения лошади. Различают естественные аллюры (они свойственны любому животному в природных условиях) и искусственные (требуют специального обучения). К первым относятся шаг, рысь, галоп; ко вторым, например, пассаж, испанский шаг, пиаффе и др. Иноходь — достаточно редкий естественный аллюр некоторых лошадей, но он может быть выработан искусственным путем.

Самый показательный признак укороченного хода — лошадь не достает задней ногой следа передней, недокрывает след. При удлиненном аллюре след, соответственно, перекрывается. Все аллюры могут выполняться с разными длиной и частотой шага, высоким (крутым) или низким (настильным) ходом. Скорость движения повышается главным образом за счет увеличения длины шага и в меньшей степени — его частоты. Высокий ход малопроизводителен и быстрее приводит к утомлению, чем низкий.

Аллюры лошади могут быть правильными (четкими) и неправильными (с нарушением ритма и темпа). Тренировкой можно выработать оптимальный плавный ритм движений с желательным соотношением длины и частоты шага, определенной высотой хода, при котором животное наиболее работоспособно.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ АЛЛЮРЫ

Естественные аллюры названы так потому, что подобным способом лошади самостоятельно передвигаются, живя в табуне в естественных условиях обитания. Они не требуют специального обучения и выполняются любым животным.

В естественных условиях рысь — самый кратковременный аллюр лошади

Самый медленный спокойный аллюр. Лошадь выносит ноги вперед поочередно, последовательно отбивая о землю четыре удара: правой задней, правой передней, левой задней, левой передней. При движении шагом животное мало утомляется и проявляет наибольшую силу тяги. Средняя скорость шага составляет 1,5– 2 м/с, или 4–7 км/ч (у тяжеловозов меньше, у легких верховых лошадей больше). Очень быстрая разновидность шага с широким резким выносом ног у некоторых пород лошадей (исландские) называется тельтом. Еще одна разновидность мелкого торопкого шага имеет название пасо фино.

Более быстрый, чем шаг, двухтактный аллюр, на котором лошадь поочередно переставляет пары ног, расположенных по диагонали. В естественных условиях рысь обычно самый кратковременный аллюр. При использовании же человеком (в походах, на соревнованиях) спокойная равномерная размашистая рысь является наиболее энергосберегающим аллюром, удобным для перемещения на большие расстояния. Скорость движения на этом аллюре у большинства лошадей находится в рамках 10–20 км/ч, а на соревнованиях у призовых рысаков может достигать 50 км/ч и даже выше.

Рамка — умозрительное расстояние между двумя вертикальными прямыми, проходящими во время движения лошади вертикально вниз от угла ее рта и основания хвоста. Служит для оценки качества движения.

По возрастанию скорости различают следующие виды рыси: трот, размашка, мах и резвая рысь. Разновидностью мелкой тряской рыси является тропота — достаточно утомительный для всадника и самой лошади неправильный аллюр.

Трехтактный скачкообразный аллюр с фазой свободного подвисания, самый быстрый из существующих и достаточно утомительный для лошади. В зависимости от максимального выноса передней ноги различают галоп с правой и с левой ноги, что особенно важно учитывать при движении по небольшому кругу, когда нужно идти с внутренней ноги, чтобы не заваливать лошадь. Неустойчивый галоп не с той ноги называют контргалопом.

На скачках чистокровные верховые лошади способны развивать скорость карьера быстрее километра в минуту

По возрастанию скорости галоп разделяют на манежный, кентер (полевой укороченный), размашку и резвый (карьер). Чем больше скорость лошади на галопе, тем выше инерция, длиннее стадия свободного подвисания, а след задних ног больше перекрывает след передних. В зависимости от породы и тренированности лошади, а также условий скачки скорость на галопе может варьироваться в широких пределах — от 15 до 60 км/ч и даже выше.

Двухтактный аллюр, вид рыси и шага, при котором выносятся сначала одновременно две правые, а затем две левые ноги. Естественная иноходь — очень удобный для всадника на длинных расстояниях нетряский аллюр с легким боковым покачиванием. На быстром аллюре неприятности могут возникнуть лишь при очень неровном грунте и резких поворотах, когда существует опасность завала животного. Длина шага при иноходи меньше, чем при рыси, а частота больше.

ИСКУССТВЕННЫЕ АЛЛЮРЫ

Искусственные аллюры не встречаются у животных в естественных условиях. Они были выработаны под руководством человека для специальных соревнований или шоу, зачастую эффектны, но трудны для лошади и требуют особого обучения. Многие искусственные движения сегодня исключены из программы соревнований и демонстрируются только в цирке или во время каких-либо показательных выступлений.

Сокращенная укороченная рысь с небольшим выносом ног вперед, при которой передние ноги медленно и красиво поднимаются вверх, а задние сильно подведены под корпус.

Некоторые лошади обладают природным умением переходить на пассаж при свободном беге

Пассаж на месте.

Испанский шаг и испанская рысь

Это аллюры, при которых лошадь очень высоко поднимает параллельно земле выпрямленные передние ноги, а задними идет как обычно.


Испанский шаг

Галоп на трех ногах

Галоп, при котором одна из передних ног постоянно вытянута вперед и не касается земли.

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Если вам нужны наушники оптом, то оформить свой заказ вы сможете на интернет-ресурсе tovar-7km.com.ua. Уверен, вы останетесь довольны соотношением цена-качество!

Есть мнение, что сила, мощь и красота движений лошади идеально раскрываются именно в спорте. Так ли оно на самом деле? Вопрос был и остается спорным. Тем не менее, история конного спорта исчисляется веками, а уже в наше время — в 1912 году конный спорт был включен в программу V летних Олимпийских игр, проходивших в Стокгольме… В этом словаре вы найдете все основные термины конного спорта.

А
Аллюр — (франц. allure, букв.- походка), способ поступательного движения лошади. Естественным аллюром (шагом, рысью, иноходью, галопом) лошадь движется без предварительного обучения. Искусственный аллюр (элементы высшей школы верховой езды — пиаффе, пассаж, школьные или испанские шаг и рысь, галоп на трех ногах, пируэт и т.п.) вырабатывают у лошади специальной тренировкой.

Американка — 1. Изобретенный в Америке старинный двухколесный экипаж с большими колесами (радиус около 1,5 м) для ипподромных испытаний рысаков. 2. Прежнее название качалки.

Азиль (араб. асиль — породистый, благородный) — чистокровная арабская лошадь особо ценного происхождения.

Б
Багги (англ. buggy) — спортивный экипаж, фаэтон.

Банкет (англ. banket — земляной вал) — искусственное препятствие, на которое должна вспрыгнуть лошадь, а затем соскочить с него. Представляет собой земляную насыпь высотой до 175 см, шириной 350-450 см и длиной 3,5-14 м.

Барс 1 — серый жеребец, родоначальник орловской рысистой породы. Родился в Хреновском конном заводе в 1784 году. В течение 17 лет использовался как производитель и дал многочисленное потомство, сыгравшее решающую роль в становлении породы.

Барьерные скачки — разновидность скачек с препятсвиями. Препятсвия (хердели) длиной не менее 12 м и высотой 100-110 см устанавливают через каждые 250-300 м. Последнее препятсвие располагают не менее чем за 200 м до финиша.

Бассейн с водой — препятствие в виде наполненного водой прямоугольного котлована длиной 9 м, шириной 3 м и глубиной до 1 м.

Бега — разговорное название испытаний рысистых лошадей, а также ипподрома, где они проводятся.

Беговая упряжь — применяется при тренинге и испытаниях рысаков. Беговую упряжь надевают на стоящую на развязке лошадь в определенном порядке. После бинтования ног и надевания необходимой обуви накладывают седелку с потником и подхвостником и застегивают подпругу. Затем надевают капсюль, уздечку с удилами и при необходимости оберчек с трензелькой. В комплект беговой упряжи входят: мартингал, потник, сережки, затяжные ремни, вспомогательная подпруга, колпачки с гортами, шорка. Вожжи пристегивают к кольцам удил в последнюю очередь.

Беговой круг — дорожка для тренинга и испытаний рысаков. Обычно имеет вытянутую форму с прямыми длинными сторонами и закругленными поворотами. Длина бегового круга — 1067 м. (верста) или 1600 м., ширина 12-16 м. На дорожке делают ровное не слишком жесткое плотное покрытие, чтобы не снижалась скорость бега. В зимнее время дорожка ледяная. Финиш всегда расположен в одном месте — против судейской. На крупных ипподромах устраивают призовой и тренировочный беговые круги.

Берейтор (нем. Bereiter) — 1. Наездник, специалист по выездке верховых лошадей. 2. Помощник дрессировщика лошади в цирке.

Бидарка — безрессорный двухколесный легкий экипаж, распространненый в южных областях европейской части России.

Большой Национальный (ливерпульский) стипль-чез (англ. Grand National steeplechase) — одно из труднейших конных соревнований в мире. Разыгрывается с 1836 ежегодно в Ливерпуле на ипподроме Энтри. Дистанция 4 мили 856 ярдов (7218 м) с 32 прыжками.

Большой пардубицкий стипль-чез — соревнование, сложнейшее в континентальной Европе. Разыгрывается с 1875 на пардубицком ипподроме в Чехии на дистанции 6900 м с 30 препятствиями.

Брек (англ. break) — английский 4-колесный рессорный охотничий экипаж с козлами для кучера и двумя продольными скамейками для пассажиров.

Бриджи (англ. breeches) — брюки для верховой езды специального покроя (широкие в бедрах и узкие, плотно облегающие ногу в голени).

Бричка — 1. Легкий открытый экипаж (как рессорный, так и примитивный безрессорный), распространенный в прошлом на западе и юге России. 2. Повозка с кузовом для перевозки грузов в мешках и насыпью.

На заметку: Если вас интересует текстильное оформление интерьера, авторский дизайн и пошив, то вот вам . Здесь вы сможете найти все, что вас интересует!

В
Вольт (франц. volte — поворот) — 1. Фигура манежной езды, движение по кругу диаметром 6 м. 2. В соревнованиях по преодолению препятствий вольт — пересечение лошадью своего следа в любом месте конкурного поля. Рассматривается как неповиновение лошади и штрафуется.

Выводка — показ, кратковременная выставка лошади на специально оборудованной площадке перед комиссией, покупателями, зрителями.

Вальтрап (ит. qualdrappa) — покрывало из сукна или бархата, надеваемое на спину лошади под седло.

Г
Галоп — самый быстрый скачкообразный аллюр в 3 такта с фазой свободного подвисания. По скорости и характеру движения различают манежный галоп (до 300 м/мин), кентер (400-750 м/мин), размашку и резвый галоп.

Гит — 1. Однократное прохождение рысаками дистанции при ипподромных испытаниях. 2. Неофициальное название однократного прохождения паркура в некоторых соревнованиях по преодолению препятствий (напр. на Кубок).

Горизонтальная крестовина — препятствие, состоящее из 2 жердей, перекрещивающихся в горизонтальной плоскости.

Д
Двуколка — одноконная одноосная рессорная повозка с кузовом для 2 человек. Грузоподъемность около 180 кг.

Денник — полностью закрытое помещение в конюшне для индивидуального содержания лошади без привязи. Денник располагают в конюшне вдоль прохода по одну или обе его стороны. Денник оборудуют кормушками и автопоилками.

Дерби (англ. Derby) — 1. Главный приз, который разыгрывают с 1780 на Эпсомском ипподроме в Англии для трехлетних жеребцов и кобыл чистокровной верховой породы. Назван по фамилии учредителя — лорда Дерби. Первоначальная дистанция скачки — 1 миля (1609 м), была увеличена в 1784 году до 1,5 мили и в 1872 году — до 2440 м.
2. Во многих странах главные призы для чистокровных верховых лошадей и рысаков.
3. Название некоторых главных призов в России, используемое в разговорной речи и неофициальных публикациях.
4. Некоторые крупные традиционные соревнования по классическим видам конного спорта, напр. Гамбургские Дерби по выездке и преодолению препятствий.

Дилижанс — многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров и их багажа, а также почты. До появления развитой железнодорожной сети дилижансы совершали регулярные рейсы по определенным маршрутам между населенными пунктами.

Дог-карт — легкий одноосный или двуосный открытый экипаж с однолошадной или парной запряжкой.

Е
Ездок — на ипподроме участник скаковых испытаний лошадей, не имеющий звания жокея.

Ж
Жердь — составной элемент препятствий диаметром 10-12 см, длиной 4 м.

Жокей (англ. jockey) — специалист, профессионально занимающийся тренингом и скаковыми испытаниями лошадей верховых пород. Для получения первичного звания необходимо сдать техминимум и выиграть 50 первых призов.

З
Забор — отвесное препятсвие из жердей или досок. В сочетании с канавами, засеками, жердями и т.д. составляет высотно-широтные препятствия.

Засека — тип препятствий на конноспортивных соревнованиях. Состоит из деревянной обвязки на столбах, внутри которой находится хворост или живой кустарник. Засеку устанавливают как одиночное препятствие и в комбинации с одной или двумя канавами.

И
Иноходь — быстрый симметричный аллюр с двухкопытным боковым опиранием и фазой свободного полета. Длина шага лошади при иноходи меньше, чем при рыси, но скорость движения может быть больше из-за свойственного иноходи более частого переступания.

Ипподром (греч. hippos — лошадь и dromos — бег, место для бега) — комплекс сооружений для проведения испытаний лошадей и конноспортивных соревнований, выставок и выводок лошадей.

Иппология (греч. hippos — лошадь и logos — учение) — наука о лошади, существующая с древнейших времен. Иппология включает сведения о происхождении лошади, породообразовании, анатомии и физиологии, разведении лощадей и выращивании молодняка, испытаниях и конном спорте, кормлении и основах гигиены лошадей.

Иппотерапия (рейттерапия) — физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду.

К
Кабриолет (франц. cabriolet) — легкий 2-колесный экипаж.

Камзол (нем. Kamisol) — форменная одежда наездников и жокеев для ипподромных испытаний лошадей, обычно куртка или рубашка яркой расцветки.

Канава — вид препятствия. В паркур многих соревнований по преодолению препятствий обязательно включают сухую или наполненную водой открытую канаву. Ее ширина в зависимости от класса соревнований 200-450 см, а спереди, посередине или сзади нет никакого препятствия, превышающего уровень воды.

Карета (итал. carretta) — большой закрытый комфортабельный экипаж с окнами, дверцами и ступеньками.

Карьер — резвый галоп. На скачках чистокровные верховые лошади проходят карьером 1 км быстрее, чем за 1 мин (мировой рекорд — 53,6 сек.).

Качалка — легкая колесная тележка для тренинга и ипподромных испытаний рысаков, основной вид беговых экипажей, вытеснивший беговые дрожки.

Коляска — комфортабельный рресорный экипаж для пассажиров с верхом на сиденье.

Конкур, конкур-иппик (франц. Concours Hippique — конные состязания) — в широком понимании всякое конно-спортивное соревнование. В нашей стране — соревнования по преодолению разнообразных препятствий (от 6 до 18).

Конный завод — коневодческое хозяйство, предназначенное для разведения и улучшения породных лошадей, выращивания племенных лошадей. Часть выращенных лошадей предназначают для конного спорта, экспорта и других пользовательских целей.

Конноспортивная школа — основная форма организации занятий конным спортом, наряду с конноспортивными клубами и секциями. Конноспортивные школы обучают верховой езде, проводят тренировочные занятия со спортсменами по разным видам конного спорта, выездку и тренинг спортивных лошадей, организуют конноспортивные соревнования.

Конный спорт — различные виды езды и упражнений на лошадях. Включает выездку, преодоление препятствий, троеборье, скачки и кроссы, пробеги, джигитовку и вольтижировку, конноспортивные игры, спортивную езду в экипажах.

Коновязь — укрепленное горизонтально на вкопанных в землю столбах бревно или толстая жердь для привязывания лошади вне конюшни. Высота — 100-120 см, длина из расчета 150 см на каждую лошадь.

Конюшня — помещение для содержания рабочих и племенных лошадей. Чаще всего имеет двухрядную внутреннюю планировку. Вдоль наружных стен размещают станки и денники, а между ними — конюшенный проход.

Крестовина — препятствие, состоящее из 2 жердей, перекрещивающихся в вертикальной плоскости.

Кросс (англ. cross — пересекать, переходить) — скачка с препятствиями по пересеченной местности.

Корда — лонжа, прочная тесьма длиной 8-10 м и шириной 15-20 мм, предназначенная для прогонки лошади по кругу.

Краги — 1. Съемные твердые голенища с застежками. 2. Раструбы у перчаток, используемых наездниками на бегах.

Л
Ландо (франц. Landau) — распространившийся в XIX веке четырехколесный экипаж с мягкими рессорами, легким ходом и роскошной отделкой.

М
Манеж (франц. manege) — открытая или закрытая площадка для верховой езды. Обычно имеет форму прямоугольника размером 20×40 м или 20×60 м (минимально — 10×20 м).

Масть — один из главных опознавательных признаков лошади. Точное определение масти наряду с описанием примет позволяют отличать одну лошадь от другой. Масть является наследственным признаком лошади и определяется цветом покровных волос головы, шеи, корпуса и конечностей и защитных волос гривы, хвоста и щеток . Основные масти лошадей — вороная, гнедая, рыжая и серая; производные от них — караковая, бурая, игреневая, буланая, соловая, саврасая, каурая, мышастая, чалая, пегая, чубарая.

Н
Наездник — специалист по тренингу и испытаниям рысистых лошадей. Производит ежедневную работу с лошадью, подготавливает ее к испытаниями, едет на лошади на приз.

Недоуздок — узда без удил, предмет конюшенного обихода, предназначенный для содержания лошади на привязи (при помощи чумбура) и вывода ее из конюшни.

Ногавки — защитные приспособления, предотвращающие эксплуатационные травмы нижней части конечностей лошади — защитная обувь.

О
Овечий загон — закрытая система препятствий на конкуре или кроссе, имеющая вид огороженной палисадами или жердевыми заборами площадки. Преодолевается в два прыжка: внутрь загона и из него.

Оксер (англ. oxer) — высотно-широтное препятствие, состоящее из 2 параллельных элементов с третьим, расположенными между ними, чаще всего — параллельные брусья с херделями или засекой.

Омнибус (от лат. omnibus — для всех) — многоместный конный экипаж для регулярной перевозки пассажиров по определенным маршрутам в городах и между населенными пунктами. Широко использовался в XIX веке особенно в Англии и во Франции.

П
Палисад (от франц. palissade — частокол, загородка) — вертикальное препятствие в виде забора из штакетника. Два палисада, расположенные один за другим образуют высотно-широтное препятствие.

Параллельные брусья — высотно-широтное препятствие из 2 параллельных жердей, укрепленных на стойках.

Паркур — совокупность препятствий, расположенных на площадке для соревнований по их преодолению. Всадник должен пройти паркур по установленному маршруту, уложившись в норму времени и сделав минимальное число ошибок.

Пирамида (от греч. pyramis) — тройник, трипль-бар, высотно-широтное препятствие для конкура, состоящее из трех жердей, расположенных один за другой на постепенно возрастающей высоте.

Подковы — металлические пластинки, прикрепляемые гвоздями к копытам лошадей для предохранения рога от стирания и обламывания. Впервые стали применяться в VIII- IX веках во Франции.

Препятствия — 1. Искусственные сооружения для конкуров и стипль-чезов. Бывают отвесными, широтными, высотно-широтными. Во всех конкурах препятствия не могут быть выше 170 см и шире 200 см, максимальная ширина канавы — 450см. На стипль- чезах максимальная высота препятствия 140 см, ширина канавы с водой — 4 м. 2. На дистанции кросса в троеборье максимально используют естественные препятствия. Их, а также искусственные препятствия укрепляют, чтобы они не менялись до конца соревнований. Располагают препятствия так, чтобы их нельзя было объехать стороной, сочетая искусственные препятствия с естественными (склонами, ручьями, канавами, живыми изгородями и т.д.).

Пролетка — четырехколесный рессорный экипаж для быстрой езды в городе.

Посадка — положение всадника в седле. Он должен сидеть уверенно, ровно, свободно, не напрягаясь и мягко следуя за движениями лошади. Центр тяжести всадника находится как можно ближе к линии центра тяжести лошади.

Подпруга — часть конского снаряжения, широкий прочный ремень из кожи или другого материала. Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков и удерживает на ней седло.

Р
Редингот (от франц. redingote — сюртук для верховой езды) — удлиненный приталенный пиджак из яркоокрашенного (красного, синего и др.) плотного материала с воротником из черного бархата. Традиционная одежда всадников на соревнованиях по преодолению препятствий и троеборью, а также при участии в конных охотах.

Резвость — 1. При ипподромных испытаниях и подготовке к ним обозначение времени, за которое лошадь проходит всю дистанцию или часть ее.
2. В выражениях \»Резвость скачки 1.35\» или \»Резвость заезда 2.03,7\» указывают время, показанное победителем скачки или заезда.
3. Выражения \»резвая лошадь\», \»резвый аллюр\» и т.п. означают движение с большой скоростью.

Решетка — отвесное препятствие.

Русская тройка — традиционная русская запряжка, появившаяся впервые в XVIII веке. Среднюю, коренную лошадь запрягают в оглобли с хомутом и дугой, а боковых, пристяжных в хомуты или шорки с постромками, которые цепляют к валькам, надетым на крючки повозки. При быстрой езде коренник бежит рысью, в то время как пристяжки скачут галопом.

Рысаки — группа пород легкоупряжных лошадей, главным отличительным признаком которых является способность к длительному движению резвой, летящей рысью. Выведены в XVIII-XIX веках в связи с возросшей потребностью в быстроаллюрных лошадях для перевозки экипажей.

Рысь — один из быстрых аллюров лошади. Двигаясь рысью, лошадь попеременно переступает диагональными парами ног: правой передней — левой задней, левой передней — правой задней.

С
Седло — как приспособление для верховой езды известно с начала 1 тыс. до н.э. Сначала их закрепляли на лошади при помощи хвостового и нагрудного ремней, затем стали пользоваться подпругой.

Скачки — 1. Ипподромные испытания работоспособности лошадей верховых пород резвым галопом под всадником.
2. Один из видов конного спорта, включающий барьерные скачки и стипль-чезы, проводимые на ипподроме, а также кроссы на местности. У многих народов существуют национальные виды скачек на различные дистанции. Скорость движения лошади — шагом — 4 км/ч, рысью — 9-30 км/ч, галопом (кентером) — 20 км/ч или 1 км за 2,5 мин.

Станок — 1. Стойло, место для индивидуального содержания лошади на привязи в конюшне. Длина станка должна быть не менее 2,85 м, ширина — 1,6 м.
2. Приспособление для фиксации лошади во время ветеринарных обработок.

Стек (англ. Stiek — палка, прут) — хлыст для верховой езды с ручкой на одном конце и ременной петлей на другом.

Стенка — каменная стенка, на соревнованиях по конкуру высотное препятствие в виде стены, изготовленной главным образом из дерева и раскрашенной под кирпич или камень. Высокую стенку складывают из 2 частей. Верхняя из них свободно лежит на нижней и при задевании сбивается.

Стипль-чез (англ. steeple -колокольня, и chase — погоня, преследование) — первоначально скачка по пересеченной местности до заранее условленного пункта, например видной издалека колокольни. Впервые стипль-чез был разыгран в Англии в 1792 году на дистанции 8 миль (12875 м). Самым трудным считают Большой (Ливерпульский) национальный и Большой Пардубицкий. В нашей стране стипль-чез разыгрывают на дистанции 4000-6000 м для лошадей чистокровной верховой и полукровных пород.

Стремя — часть седла, приспособление для упора ноги всадника при посадке на лошади и езде верхом. Первоначально функцию стремян, вероятно, выполняли отверстия по краям звериной шкуры, постеленной под всадника на спину лошади. Затем были изобретены стремена в виде ременных петель. Металлические стремена появились в Азии и Европе в IV- V вв. н. э.

Сбор — уравновешивание лошади под всадником для придания ей положения, из которого лошадь легко выполняет движение в любую сторону.

Т
Тарантас — в начале XIX века дорожная повозка на длинных зыбучих дрогах, впоследствии — четырехколесная рессорная легковая повозка с открытым кузовом, оборудованным полумягкими съемными передним и задними сиденьями, поручнями, подножками и щитками. Одноконный тарантас рассчитан на 2 пассажиров, в пароконном имеется третье место рядом с кучером на переднем сиденье.

Таратайка (польск. taradajka) — двуколка, легкий безрессорный 2-колесный экипаж.

Тотализатор (франц. totalisateur) — 1. Счетная машина (первоначально — механический счетчик) на ипподромах, на которой подсчитывают ставки в каждом заезде или скачке и определяют выигрыш на билет с правильно угаданным победителем или комбинацией победителей и призеров.
2. Игра на деньги на бегах и скачках, организуемая администрацией ипподрома через специальные кассы, где принимаются ставки и выплачивают выигрыши, подсчитанные машиной-тотализатором.

Тренинг лошади (англ. training — обучение, упражнение) — планомерный процесс подготовки лошади к достижению наивысших показателей при ипподромных испытаниях или в спортивных соревнованиях. Цели тренинга — формирование и совершенствование у лошади необходимых двигательных навыков и качеств силы, скорости, выносливости.

Трот — замедленная и укороченная рысь (длина шага ок. 2 м.). Различают тихий трот, не имеющий стадии подвисания (скорость 1 км за 4,5 мин) и ускоренный трот, называемый также свободным, или веселым (скорость прохождения 1 км — 3,5 мин). Работа свободным тротом составляет около половины тренинга рысака.

Трензель (от нем. Trense) — трензельное железо, удила, состоящие из грызла и 2-х колец, за которые трензель крепят к щечным ремням оголовья, К кольцам пристегивают также повод. Во рту лошади грызло лежит на языке и беззубых краях нижней челюсти, касаясь углов рта.

У
Упряжь — сбруя, приспособление для передачи тягового усилия лошади на повозку (экипаж). Подбирают и подгоняют ее к каждой конкретной лошади, чтобы упряжь способствовала максимальному проявлению работоспособности и не травмировала бы его тело.

Уздечка — часть конского снаряжения и упряжи, предназначенная для управления лошадью. Состоит из надеваемого на голову лошади суголовья, или недоуздка, удил и поводьев.

Ф
Фаворит (франц. favori, favorite) — на ипподроме — лошадь, считающаяся вероятной победительницей предстоящей скачки или заезда. На нее больше чем на других лошадей делают ставок в тотализаторе.

Фазанья дорожка — высотно-широтное препятствие, состоящее из параллельных брусьев и 2 херделей, расположенных по одному впереди и сзади брусьев.

Фаэтон (франц. phaeton по имени Фаэтона — сына обладателя огненной колесницы, древнегреческого бога солнца Гелиоса) — легкий четрыехколесный рессорный спортивный экипаж с откидным верхом. Запрягают парой лошадей или четверкой цугом.

Х
Хердель — забор из прутьев, плотно набитых в деревянную раму.

Хлыст — вспомогательное средство управления лошадью, использование которого ограничено правилами конного спорта и ипподромных испытаний лошадей. Xлыст должен быть не длиннее 75 см, а при испытаниях рысаков — 125 см.

Ц
Центр массы всадника и лошади — в состоянии покоя, когда лошадь стоит, равномерно опираясь на все 4 конечности, находится приблизительно в точке пересечения горизонтальной линии, проходящей на высоте плечелопаточного сочленения, и вертикали, касающейся заднего края мечевидного отростка грудины лошади. Во время движения положение центра массы все время меняется. Добиваясь сбора лошади, всадник стремится переместить его назад, чтобы облегчить управление. Изменяя уклонами корпуса положение своего центра массы, всадник влияет на равновесие лошади, регулирует и направляет ее движение.

Ч
Чумбур — повод недоуздка для привязывания лошади. Чумбура бывают цепные, веревочные или тесьмяные.

Ш
Шаг — 1. Медленный аллюр лошади без фазы свободного подвисания с 2-х и 3-копытным опиранием, при котором слышны 4 последовательных удара копыт о землю. Частота шага — около 100 в 1 мин. Скорость движения шагом быстроаллюрных лошадей — 6-8 км/ч, тяжеловозов — 4-5 км/ч. 2. Одно переступание конечности, длина которого измеряется расстоянием между двумя последовательными следами одного копыта и колеблется на шаге от 0,8 до 1,2 м, на рыси — от 2,5 до 6, на галопе — от 5 м до 8 м.

Шарабан (франц. char a bancs — повозка со скамейками) — легкий рессорный четрехколесный экипаж с 2 сиденьями, расположенными чаще всего вдоль кузова одно против другого.

Штабель жердей — высотно-широтное препятствие.

Шенкель (нем. Schenkel) — одно из средств управления верховой лошадью, внутренняя поверхность ноги всадника от колена до ступни, приложенная к телу лошади за подпругой.

Шпора (нем. Sporen) — шипы. Вспомогательное средство, усиливающее действие шенкелей. Крепится ремешком на верхней части задника сапога.

Швунг — увеличение шага при сохранении темпа

Щ
Щетки — пучки длинных защитных волос на задней поверхности нижней части пясти, плюсны и путовых суставов. Щетки развиты главным образом у лошадей местных и упряжных пород, особенно у тяжеловозов. У верховых лошадей их чаще всего нет.

Э
Экстерьер (франц. exterieur от лат. exterior — внешний) — внешнее строение, наружные формы лошади. Термин введен в науку французским анатомом К.Буржеля в 1768 году. Знание экстерьера дает возможность правильно оценивать лошадь при ее наружном осмотре.

Эстафеты (франц. estafette) — командные соревнования по преодолению препятствий, в которых члены команды поочередно проходят весь паркур или его часть. Победительницей признается команда, показавшая лучшее суммарное время прохождения маршрута или получившая максимимальную сумму положительных баллов.

Ю
Ютландская порода — датская порода тяжеловозов. В XIX веке это были сухие плотные лошади, но затем в результате скрещивания с клевелендскими, суффолькскими, клейдесдальскими и шайрскими лошади были укрупнены и приобрели признаки, типичные для лошадей тяжелоупряжных пород. Имеют крупную голову, короткую шею, длинный корпус, значительную оброслость конечностей. Рост 157-163 см. Масть рыжая и игреневая, унаследованная от суффолькских предков.

Я
Ясли — 1. Кормушка для лошади. 2. Устройство для скармливания сена лошади в виде решетки из вертикальных прутьев. Закреплена под углом на стене станка или денника несколько выше уровня головы лошади. Из яслей сено лошадь поедает постепенно, оно почти не попадает на пол и не затаптывается.

Королевский спорт. Все, что нужно знать о скачках

Скачки в том виде, в каком мы их знаем, появились в Англии в XVIII веке при королеве Анне. Тогда чистокровная верховая порода только зарождалась, и между собой соревновались местные полукровки.

Сегодня английская чистокровная — самая быстрая порода в мире. Их резвость настолько высока, что их не допускают на состязания с другими породами — слишком велика разница. Кто еще разовьет скорость до 70 км/ч? Это и самая дорогая порода. Если обычного, среднего жеребенка чистокровной верховой можно купить за 100 тыс. рублей, то с хорошими родителями и предками, взрослый конь с победами за спиной может стоить очень дорого. Сегодня самый дорогой скакун в мире Френкел был куплен за 200 млн долларов. Он одержал 14 побед на топовых состязаниях, ни разу не проиграл и сейчас отдыхает на заслуженной пенсии.

С лошадьми понятно, а что за люди участвуют в скачках?

Партнер лошади — ее жокей, всадник. Не наездник — те участвуют в бегах (соревнования рысью, другой аллюр). Хотя люди, далекие от конного спорта не обращают внимания на такие тонкости, зато конникам эта разница довольно важна. Роль жокея — не просто заставить коня скакать быстрее и быстрее и помахать хлыстом на финише. Ему нужно помогать удержать баланс на поворотах, сохранить силы в первой части трека, чтобы хватило на финальный рывок, и там, наоборот, подбодрить, чтобы выжать себя до конца.
Молодая лошадь может на старте разогнаться, как ракета, в азарте, разгоряченная конкурентами, а в конце подуспокоиться: уже никто не раздражает, напряжение спадает и вроде не нужно никуда спешить, а всадник как раз обучает и подсказывает скакуну, как следует себя держать.

Getty Images

Бывали случаи, когда жокей вылетал из седла, а лошадь, натренированная скакать со всех сил до финиша, это и делала, и даже, случалось, приходила первой. Но чаще животные просто сходят с дистанции, не заинтересованные в дальнейшей гонке.

Свой тренинг лошадь проходит на скаковой конюшне, под управлением тренера. Он определяет уровень, форму, степень подготовки скакуна, сколько и когда лошади работать на дорожке. Здесь же проходят и будни жокеев — они проезжают как лошадей, на которых им выступать в ближайшее время, так и тех, кто только начинает набирать кондиции. Тренер определяет, в каких соревнованиях будут участвовать его подопечные. Ему нужно учитывать не только шансы лошади на выигрыш, но и ее потребность в практике, соревновательном опыте, ее форме. Как и людям, лошади нельзя выступать каждый день или даже каждую неделю. После скачки у нее период легкого тренинга, чтобы и отдохнуть, и тонус не потерять.

Владелец скаковой лошади, которым может быть один человек или группа лиц, или даже юридическое лицо, практически не принимает участия в ее жизни. Зачастую его участие ограничивается оглаживанием коня на скачках, и периодическими приездами на конюшню, чтобы оценить обстановку. Тренеры не слишком это любят, ведь владельцы, как правило, далеки от конных тонкостей. Скакуна заводят ради статуса («моя лошадь на днях заняла первое место»), ради новых связей на ипподроме (ведь там можно встретить и чиновников, и владельцев крупных компаний, даже президентов), ради призовых денег. Ради непосредственно любви к лошадям — это такая же редкость, как и владелец, сам ездящий на своем призовом скакуне.

Как проходят соревнования?

Проходят скачки на ипподромах. Как правило, площадки имеют форму круга или овала, но в Англии встречаются и другие варианты — незамкнутые линии в виде букв U или L. Финишная прямая всегда укладывается ровно напротив трибун, а старт, в зависимости от длины дистанции, может быть как там же, так и на противоположной стороне дорожки.

Для начала гонки используется как условная линия, на которых участники выстраиваются в ряд, так и стартовые ворота — конструкция, шириной во всю дорожку с навесными боксами под каждую лошадь. Таким образом, перед стартом все оказываются в условных клетках, что исключает фальстарты и драки между животными (а такое случается, лошади тоже волнуются, горячатся и могут кого-то «поставить на место»). По сигналу все дверцы ворот открываются и скачка начинается.

Getty Images

Финиш редко представляет собой ленточку, чаще — всю ту же условную линию от финишного столба за краем дорожки. Победителем считается тот скакун, чья голова первой пересекла эту линию. А так как не всегда это возможно определить положение участников на глаз, используется фотофиниш.

Виды скачек

Скачки бывают трех видов: гладкие, барьерные и стипль-чез.

В гладких могут участвовать молодые лошади от двух лет, практически с первых месяцев своей заездки (то есть с момента, как впервые почувствовали на себе всадника). Дистанция в разных странах варьируется от 1 до 3 км и проходит на ровной местности. В США они делятся еще на несколько видов.

  • Для молодых и не очень лошадей, у которых еще не было побед — «мейден» (maiden — англ. девичник).
  • Гонка с целью продажи. Фактически лошадь продается до начала гонки за оговоренную стоимость, которая не меняется после финиша — это «клэйминг» (claiming), Претендент.
  • Лошади, побеждавшие в Девичнике, но пока не претендующие на соревнования классом повыше, участвуют в «элауэнс» (allowance), Допуск. Обычно здесь оговариваются разные условия для участия. Например, только одна победа в жизни, или проигрыш в последних трех попытках.

Гандикап — соревнования, в котором лошадей стараются уравнять путем дополнительного груза. Не так просто подобрать лошадей одного уровня для скачки, и, навешивая кому-то на седло небольшой груз, стараются поставить участников в равные условия. Иногда отдельно выделяют ставочный забег, где каждый участник делает взнос в определенном размере, а победитель забирает все.

Барьерные скачки подлиннее — до 3 км, и лошади в них участвуют постарше, для молодых такая нагрузка пока лишняя. Как следует из названия, на пути трека расставлены препятствия, хердели — это препятствия, сплетенные из веток и прутьев, легко падают от толчка лошади и не несут угрозы здоровью. В отличие от конкура, здесь барьер длинный, около 12 метров, на всю скаковую дорожку, и практически одной высоты, около метра.

Getty Images

Стипль-чез — самый травмоопасный вид скачек. Здесь участвуют более зрелые (от 4 лет) и выносливые лошади, дистанция может доходить до семи километров (!), что требует точного расчета сил и скорости. Здесь так же есть препятствия, но «мертвые», то есть массивные, тяжелые, из бревен или закрепленных столбов, практически всегда есть ров с водой. Часто в стипль-чезе участвуют лошади, не достигшие в юности хороших результатов на гладких скачках.

Getty Images

Говоря о скачках, говорят и о моде. Один из обязательных атрибутов скачек за рубежом — шляпка для женщин. В Англии и вовсе установлен дресс-код для посетителей — нельзя откровенные платья, спортивной одежды с видимым брендом, обязательно шляпка для женщин, костюм и цилиндр для мужчин. На самых престижных скачках проводятся также и состязания на самую лучшую, оригинальную шляпку, на самый стильный наряд, на самую красивую пару. В Королевском Аскоте принимаются ставки на цвет шляпки королевы.

Кстати, скачки занимают второе место по объему ставок во всем мире.

В этом виде спорта, как и в других, тоже есть антидопинговые правила и их нарушители — бывает, лошадям дают запрещенные препараты. Случается, что жокея просят «придержать» фаворита, иногда в обход владельца. Неэтично вдвойне: по отношению к зрителям и к самой лошади, которая воспитывалась в воле к победе, и вынужденный проигрыш может повлиять на ее настрой в дальнейших соревнованиях. Конечно, такие случаи строго караются, участники дисквалифицируются и штрафуются.

Скачки — это зачастую настоящий праздник, где находится место и концертам, и салютам, фудкортам и прочим развлекательным мероприятиям. Это один из самых дорогих видов конного спорта, при этом очень сохраняют дух аристократии, часто собирают весь цвет общества.

Основные элементы выездки

Выездка (по международной терминологии — дрессура) — высшая школа верховой езды, вид спорта, в котором всадник должен продемонстрировать: способность лошади к правильным и производительным движениям на всех аллюрах в различном темпе — от сокращённых до прибавленных, плавные и ритмичные переходы из одного аллюра в другой, правильную стойку, осаживание (движение назад), движения с боковыми сгибаниями, вырабатываемые специальной тренировкой сложные движения (пируэты, менка ноги на галопе в 4-1 темп, пассаж, пиаффе).

Основные элементы выездки:

1. Упражнения по выездке

Поворот

При повороте лошадь смотрит в ту сторону, в которую она идет, а ее голова и тело согнуты. Примером может послужить движение по кругу или вольт. Лошадь должна в достаточной степени согнуться, чтобы сделать вольт. Задняя часть корпуса должна повторить движение передней части. Всадник также смотрит в направлении поворота и смещает вес тела на внутреннее (по отношению к повороту) бедро. Внутренняя икра помогает поддерживать темп и не дает лошади зайти внутрь круга. Задняя часть корпуса не должна раскачиваться, иначе всаднику придется переместить внешнюю икру назад, чтобы удержать нужный изгиб лошади по всей длине круга. Всадник слегка выставляет руки вперед, но они не должны касаться гривы. Не делайте один и тот же вольт два-три раза подряд. Чередуйте это упражнение, например, с ездой по одной линии и вольтом в обратную сторону.

Езда по прямой линии

У лошадей есть врожденная наклонность идти с уклоном либо вправо, либо влево, так как они, подобно людям, делятся на правшей и левшей. Чтобы проехать по прямой линии необходимо ровное натяжение повода. Также важно повторять импульсные посылы. Большинство лошадей требуют большего давления на удила с одной стороны для прохождения по прямой. Любой всадник, занимающийся выездкой, ненавидит упражнение по отработке езды по прямой в центр манежа. Лошадь должна идти прямо, не ориентируясь на стену или изгородь.

Остановка на месте

Когда лошадь правильно стоит неподвижно, то делает это спокойно, равномерно распределив вес на все четыре ноги. Чтобы остановить лошадь, всадник использует ноги и тело, перемещая свой вес на заднюю часть корпуса лошади и осуществляя осторожное давление на удила. Лошадь должна среагировать немедленно, но останавливаться резко не должна. Стоя неподвижно, лошадь отжевывает железо, будучи готова идти вперед или назад.

Осаживание

Чтоб лошадь двигалась назад, всадник вначале посылает ее вперед, но как только она поднимает заднюю ногу, чтобы сделать шаг, всадник натягивает повод так же, как и для остановки. При движении назад ноги двигаются диагонально противоположными парами: левая передняя и правая задняя ноги вместе с правой передней и левой задней. Копыта должны отрываться от земли, а задние ноги должны находиться на одной линии с передними.

Поворот на заду

При повороте на заду налево лошадь проходит четверть круга за два шага. Размер круга зависит от размера лошади. Правая задняя нога заступает за левую заднюю, чтобы закончить движение. Вариантом поворота на заду является разворот. Из стойки на месте лошадь поворачивается на полоборота влево или вправо, используя в качестве оси левую заднюю ногу, которая должна оставаться более-менее в одном положении до завершения поворота.

Поворот на переду

Поворот на переду — это четверть оборота в два шага. Размер лошади определяет размер круга. Правая передняя нога заступает вокруг левой передней для завершения поворота. Посылы, подаваемые ногой с одной стороны, обеспечивают движение задней части корпуса вместе с передней. Вариантом поворота на переду является разворот, используемый при открывании ворот. Из стойки на месте лошадь поворачивается наполовину вокруг передней части, используя левую переднюю ногу в качестве оси. Она должна, в идеале, стоять на одном месте. Левая задняя нога заступает за правую заднюю ногу столько раз, сколько необходимо для полуоборота.

Уступка шенкелю

Уступка шенкелю — это боковое упражнение, при котором лошадь движется вперед боком за счет пружинистых движений ног, при этом голова слегка повернута в сторону, противоположную направлению движения. Пружинистое движение лежит в основе всех боковых упражнений. В идеале, лошадь должна двигаться параллельно сторонам манежа. Корпус слегка изгибается, шея изгибается как можно меньше, голова не наклонена. Движение должно быть ровным и последовательным. Ноги заступают одна за другую спереди и сбоку. Всадник использует свое тело для команды двигаться вперед, а шенкели — для движения боком. Повод удерживает голову в правильном положении. Внешняя нога используется для того, чтобы лошадь не пошла в неверном направлении.

Движение полубоком

Движение полубоком — это первое боковое движение, которому учатся лошади и всадники. Передняя часть корпуса слегка направлена внутрь для того, чтобы левая и правая задняя ноги стали на одну линию. Это упражнение, в отличие от движения плечом внутрь, требует меньшей собранности и изгиба тела.

Движение плечом внутрь

При боковом движении плечом внутрь лошадь идет по трем линиям, повернув голову в противоположную направлению движения сторону. Задняя часть корпуса движется по своей линии, а передняя слегка поворачивается внутрь, поэтому тело изгибается вокруг внутренней ноги всадника. Внешняя задняя и внутренняя передняя ноги идут по одной и той же линии. Внутренняя передняя нога заступает за внешнюю.

Фигуры

Восьмерка: состоит из двух связанных равных кругов. Они соприкасаются друг с другом в центре площадки (на букве Х). Когда всадник достигает буквы Х на первом полукруге, он изменяет направление движения и делает полный круг в противоположную сторону до пересечения, на котором направление было изменено для завершения первого круга.

Полукруг влево — полукруг вправо: всадник начинает движение с середины короткой стороны манежа и делает большой полукруг. В центре манежа делается несколько шагов вперед, а затем делается полукруг с уклоном в противоположную сторону. Фигура напоминает букву S.

Изменение направления при движении буквой S: это упражнение начинается прохождением полукруга на половину манежа. Затем, после нескольких шагов вперед по прямой, направление меняется, и проходится второй полукруг.

Конечно, существует гораздо больше фигур и их комбинаций, которые можно выполнять шагом, рысью или галопом.

2. Упражнения повышенной сложности на выездке

Траверс

Траверс — это боковое движение, во время которого голова лошади повернута в сторону, а глаза смотрят в направлении движения. Лошадь оставляет четыре отдельные группы следов. Передняя часть корпуса остается на исходной линии, а задняя часть повернута внутрь. Корпус лошади изгибается вокруг внутренней ноги всадника. Внешние ноги лошади ступают перед внутренними. Угол не должен превышать 30 градусов, но быть больше, чем при движении плечом внутрь.

Ранверс

Ранверс — это боковое движение, при котором лошадь поворачивает хвост к стене под углом более 30 градусов. Ее корпус изгибается вокруг внешней ноги всадника. Как и при траверсе, при выполнении этого упражнения остаются четыре группы следов, когда лошадь движется по основной дорожке манежа, но на этот раз голова повернута внутрь манежа.

Принимание

Принимание — это сложное боковое упражнение, при котором лошадь движется диагонально (обычно с основной дорожки к центральной линии), слегка изогнув корпус и голову в сторону движения. Внешние ноги ступают перед внутренними, передняя часть корпуса направлена вперед на повод, а задняя часть движется за счет давления на одну ногу. Хотя это упражнение можно выполнять шагом, рысью или галопом, на показательных выступлениях оно выполняется собранной рысью или собранным галопом. При правильном исполнении создается впечатление, что лошадь без усилий скользит по манежу. Она держится более-менее параллельно стороне манежа и высоко поднимает ноги. Упражнение усложняется с увеличением угла диагонали.

Осаживание

Осаживание — это движение назад, которое под силу только опытным всадникам. Лошадь делает несколько шагов вперед, затем то же количество шагов назад и снова вперед. Переход от движения вперед к движению назад и обратно должен быть гладким и без спотыканий.

Пируэт

Пируэт — это поворот на 360 градусов. Передняя часть корпуса движется по кругу, а задняя остается, по возможности, на одном месте. Это упражнение требует точной координации движений лошади и всадника. Лошадь обычно поворачивается через среднюю часть корпуса, поэтому она должна собраться, чтобы повернуться вокруг задней части. После перенесения веса на заднюю часть, передняя должна завершить пируэт одним легким движением. За выполнение этого упражнения очки часто удваиваются. Полупируэт выполняется на соревнованиях на «Малый Приз», но начиная с соревнований промежуточного класса и выше выполняется полный пируэт. Количество разрешенных шагов для полупируэта равно трем-четырем, для полного пируэта — шести-восьми.

Круговое галопирование

Выполняя это упражнение, лошадь легко галопирует вокруг манежа или по кругу с ведущей правой передней ногой. Это упражнение требует от лошади большого проворства.

Менка в воздухе

Когда лошадь реагирует на посылы всадника сменить ногу в момент зависания в галопе, то, согласно французской терминологии, происходит шанжман, или менка. Во время менки на галопе в воздухе лошадь должна оставаться легкой и импульсивной. Менка ноги в воздухе всегда происходит с одновременным движением передней и задней ноги одной стороны, иначе упражнение будет выполнено неверно. К этому упражнению можно подготовиться с помощью перехода с легкого галопа на шаг с последующим подъемом в галоп с другой ноги. Лошадь не должна идти рысью во время перехода,, движение ее должно быть ровным.

3. Высшая школа

Зигзагообразное движение по диагонали

Зигзагообразное движение по диагонали — это серия приниманий по обе стороны от центральной линии манежа, при этом количество левых и правых шагов одинаково. Это упражнение часто выполняется на центральной линии. Например, лошадь делает четыре шага влево, затем меняет направление и делает восемь шагов вправо, меняет направление и делает четыре шага влево, чтобы вернуться на центральную линию. Шаги должны быть ровными и одинаковой длины. На соревнованиях «Большой Приз» требуется делать три и шесть шагов.

Серия переходов

На соревнованиях по выездке высшего класса выполняется большое количество переходов от одного упражнения к другому и от одного темпа к другому. Возможно, это будет происходить на каждом четвертом, или третьем, или втором, или каждом шаге. Чтобы хорошо выступить, лошадь должна делать мощные пружинящие шаги. Менка ног происходит через большее количество шагов. В программе «Малый Приз» это происходит на каждом третьем шаге. В программе «Большой Приз» необходимо выполнять серию из пятнадцати переходов на каждом втором шаге.

Пассаж

Пассаж — это медленная рысь с высоко поднятыми передними ногами и предельно собранной задней частью корпуса. Во время выполнения пассажа наступает момент явного «подвисания», когда создается впечатление, что лошадь движется в замедленном темпе. Упражнение завораживает огромной импульсивностью, исходящей от задней части корпуса, и мускульной силы, проявляемой лошадью.

Пиаффе

Пиаффе — это зрелищная рысь на одном месте с высоко поднятыми ногами. Ноги поднимаются диагонально и опускаются пружинящей рысью, при этом лошадь не сходит с места. Пиаффе является одним из самых сложных упражнений высшей школы. Лошадь должна поднимать все ноги на одинаковую высоту, практически прыгая с одной на другую. Задняя часть настолько собрана, что кажется, будто лошадь почти сидит. На соревнованиях среднего класса во время выступления лошади разрешено сделать семь или восемь шагов вперед, но на высшем уровне правила намного жестче.

Все элементы выездки

Состязания проходят в прямоугольном манеже 20х40 либо 20х60. По уровню сложности элементов, выездка включает шесть вариантов программ:

  1. Малый приз (Сан-Георг) — средняя сложность, содержит элементы, демонстрирующие степень послушания лошади, ее психологическое состояние.
  2. Средний приз I и II — повышенная сложность, переходный этап к Большому призу.
  3. Большой приз — искусство верховой езды высокого класса.
  4. Большой приз переездка — уровень Большого приза, для него отбираются десять сильнейших участников.
  5. Кюр — показ различных элементов по желанию участников, сопровождающийся музыкой.

Слово кюр, это калька с немецкого kur, что переводится как «произвольная программа».

Соревнования по выездке содержат следующие элементы.

Осаживание

Прямое движение назад с одновременным высоким диагональным поднятием ног.

Остановка

Неподвижная стойка на одном месте с выпрямленной шеей, зад подведён, важно равномерное распределение веса на все ноги, ровно стоящие одна подле другой.

Фото 1. Так выглядит выполнение такого элемента выездки, как остановка: неподвижная стойка лошади на одном месте.

Менка ног на галопе

Поднятие в галоп на ходу с противоположной ноги в один, два, три, или четыре скачка.

Важно! Менка в один скачок оценивается выше всего.

Принимание

Диагональный ход со слегка изогнутым телом по ходу движения, перед опережает зад.

Уступка шенкелю

Боковой ход вдоль стены, с выдерживаемым углом в 35 градусов, или по диагонали, параллельно стене, но с передом, опережающим зад.

Выполняется с прямым корпусом и лёгким поворотом головы в сторону от движения, с перекрестом наружных и внутренних ног.

Пиаффе

От французского piaffer — бить копытом землю, приплясывать. Высокая укороченная рысь на месте или с незначительным продвижением и длительным подвисанием, задние ноги подводятся под корпус.

Пассаж

Медленная рысь с выраженной стадией подвисания при высоком диагональном поднятии ног.

Пируэт и полупируэт

Полный поворот вокруг или на половину своей оси при неподвижной задней части. Важно, чтобы осью движения была внутренняя задняя нога.

Плечом внутрь

Боковой ход на собранной рыси с телом, согнутым в другую сторону и соблюдением угла отведения в 30 градусов.

Задняя внутренняя нога ступает вслед передней наружной, внутренняя передняя нога идёт перед внешней.

Траверс

Прямой ход с углом отведения чуть более 30 градусов с повёрнутым внутрь задом и передом, остающимся на линии хода. Внутренние ноги ступают за внешними, голова повёрнута в сторону.

Поворот на переду

Поворот задней части корпуса на 180 градусов вокруг передней левой ноги в два шага.

Поворот на заду

Поворот передней части корпуса на 180 градусов с задней левой ногой в качестве оси.

Ранверс

Прямой ход с идущей по линии движения задней частью и смещённой вовнутрь передней.

Во время ранверса лошадь под руководством всадника совершает перекрест наружных ног перед внутренними.

>Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором рассказывается, чем выездка отличается от других видов конного спорта и как проходят соревнования.

Высшие элементы выездки

К высшим элементам выездки, включенным в программу современных соревнований, относятся полупируэты, пируэты, перемена ног на галопе, пассаж и пиаффе.

Смена ног на галопе — один из труднейших элементов выездки, заключающийся в том, что лошадь должна менять положение своих ног в фазе свободного подвисания, не задерживая темпа галопа и движения вперед. Смена ног на соревнованиях проводится через четыре, три, два и один темп.

Полупируэт и пируэт на шагу и на галопе заключается в повороте на 180 или 360 градусов, при котором лошадь, отбивая темп того или иного движения, производит плавный кругообразный поворот. Задние ноги лошади, поворачиваясь кругом, должны отбивать темп шага и галопа почти на месте, а передняя часть корпуса описывать окружность (рис. 5).

Пассаж — ритмичная собранная рысь с выдержками такта между действиями диагоналей. Такт пассажа более медленный, чем на рыси, лошадь захватывает меньше пространства вперед, но зато больше в высоту. Диагональ, находящаяся в воздухе, делает небольшую выдержку, а предплечье ноги, находящейся в воздухе, приближается к горизонтали (в момент подвисания), пясть идет по вертикали, бабки в суставе согнуты. Движения нерезкие, грациозные и выполнены в темпе. При пассаже не должно быть никакого качания. Лошадь находится в самом сильном сборе, но без напряжения (рис. 6).

Пиаффе-представляет собой как бы рысь на месте при ярко выраженном подъеме конечностей, но без момента подвисания. При правильном пиаффе лошадь должна четко выполнить, не сбиваясь с ритма, десять-двенадцать темпов высокой рыси на месте (рис. 7).

При обучении лошади высшим элементам выездки рекомендуется следующая последовательность:
полупируэты и пируэты на шагу; отработка перемены ноги на галопе через четыре, три, два и один темп; полупируэты и пируэты на галопе; отработка пассажа; отработка пиаффе.

Такая последовательность в работе обеспечит правильное усложнение и четкую отработку требуемых упражнений.

В процессе выполнения манежной езды лошадь в зависимости от выполняемых движений может быть в среднем равновесии или в равновесии <на заду>. От спортсмена требуется, чтобы он ощущал все движения лошади, особенно колебательные движения спины, происходящие от той или иной перестановки ног и положения головы. Очень важно своевременно чувствовать работу задних конечностей. Кроме того, всадник должен четко оценивать чувствительность рта лошади. Так, например, посыл лошади вперед шенкелями и принятие этого посыла на руку через повод всадник должен ощутить и правильно распределить его.

Смене ног на галопе отводится большое место в соревнованиях по выездке. Еще в начале выездки, когда выполняют подъемы в галоп с места с одной и с другой ноги, начинают подготовку лошади к перемене ног.

Если лошадь на галопе достаточно уравновешена, коротко и спокойно идет на мягком поводу, можно приступать к предварительным упражнениям:
подняв лошадь в галоп с какой-либо ноги, пройти несколько темпов, сделать спокойную остановку и, не задерживаясь на ней, сразу поднять лошадь с другой ноги. Сделав с другой ноги несколько темпов, спокойно остановиться на момент, потом снова начать с первой ноги и т. д.;
поднять лошадь в галоп и, пройдя несколько темпов, перейти на сокращенную рысь. Пройдя несколько темпов на сокращенной рыси, поднять лошадь в галоп с другой ноги и т. д. Постепенно количество темпов рыси сокращают. Как только лошадь научится спокойно менять ноги, делая один-два темпа рыси, можно переходить к перемене ног в темпе галопа. Удобнее всего это упражнение выполнять во время заездов налево и направо-назад, при подходе к стенке манежа на контргалопе. В момент подвисания между третьим и первым темпами галопа всадник шенкелями посылает лошадь, одновременно меняя постав головы, и выдерживает повод, в результате чего лошадь меняет ногу.

При отработке этого упражнения всаднику необходимо соблюдать известную последовательность, заставляя лошадь менять на галопе ногу через определенное количество темпов. Например, сначала через десять, а по мере усвоения лошадью этого приема через шесть, четыре, три, два и один темп. Всадник должен на каждом уроке при смене ноги на галопе точно выдерживать определенное количество темпов, не допуская их произвольной смены лошадью. Все перемены ног, начинающиеся от четырех темпов и ниже, очень сложны. Они требуют большой собранности как от всадника, так и от лошади.

Перемены ног в три, два и один темп требуют еще большего напряжения энергии лошади и еще лучшей координации движений всадника, поэтому не надо спешить. Научив лошадь менять ноги в четыре темпа, надо закрепить это упражнение в течение многих дней, прежде чем перейти к разучиванию перемены ноги в три темпа и т.д.

При смене ног на галопе всаднику необходимо соблюдать правильную посадку, не допуская качания туловищем, чтобы не сбить лошадь с правильного движения и не нарушать правильного постава головы, а в момент смены ног — следить за действием внутреннего шенкеля.

Не отпуская шенкель от бока лошади, всадник препятствует ей отводить заднюю часть корпуса и, энергично действуя шенкелями, поддерживает ровное поступательное движение вперед.

Добившись полного успокоения и отчетливого выполнения лошадью смены ног на галопе через два темпа с правой и левой ноги, следует переходить к отработке смены ног на галопе через один темп.

Упражнение в смене ног на галопе через один темп выполняется не более двух раз подряд — вначале направо и сейчас же налево или наоборот. Затем прием повторяют дважды, трижды и т.д. Усвоив эти упражнения при езде прямо, лошадь сможет производить смену ног на галопе через темп при движении на вольту размером несколько больше обыкновенного. Иногда лошадь отказывается выполнить требование всадника, самостоятельно меняет ногу на галопе в два и один темп и частит в движении. В этом случае лошадь нужно возвратить на галоп с прежней ноги и выдержать несколько темпов с правой ноги.

При работе над переменой ног в десять, восемь, шесть темпов надо особенно следить за тем, чтобы с самого начала лошадь приучилась менять ноги в воздухе, не задерживая движения вперед.

Важно также следить за тем, чтобы лошадь меняла не только переднюю ногу, но и соответствующую заднюю. Особенное значение это имеет при обучении перемене ног в один темп, когда лошади трудно выполнять это упражнение.

Если лошадь сбилась из-за излишнего возбуждения, нужно перейти на шаг, а затем снова поднять ее в галоп, стараясь менять ногу через большее количество темпов, пока она не успокоится. После этого вновь можно приступать к выполнению лошадью смены ноги через два или один темп.

Полупируэты и пируэты — это повороты на 180 и 360 градусов на шагу и на галопе. При выполнении пируэтов лошадь должна продолжать двигаться тем же аллюром, каким шла. Только передние ноги ее начинают шагать шире, а задние сохраняют движение, соответствующее аллюру, или описывают маленькую окружность, или отбивают темпы на месте. Ни одна из задних ног не должна пропустить ни одного темпа движения. Движение вперед, начало пируэта, пируэт, конец пируэта и продолжение движения выполняются в одном ритме.

Чтобы отработать это упражнение, следует начинать с полувольта и принимания, которые следует постепенно сокращать, доводя до полупируэтов. После того как лошадь овладеет полупируэтом, можно приступать к выполнению пируэта, делая принимания на вольту и постепенно сокращая вольт. Больше одного круга на пируэте делать не рекомендуется, так как это трудное упражнение и повторение его может оказаться не под силу лошади.

Чтобы выполнить пируэт или полупируэт на шагу, надо на сокращенном шаге сделать постановление в сторону поворота и в момент, когда лошадь поставит наружную ногу (она сейчас же вынесет и будет ставить внутреннюю переднюю), принять на повод, прекратив движение вперед. Затем, слегка подав руки и туловище в сторону поворота, всадник вынуждает ее поставить внутреннюю переднюю ногу не вперед, а в сторону поворота и начать полупируэт. В дальнейшем, удерживая задние ноги наружным шенкелем от движения по вольту за передними ногами, всадник вынуждает лошадь до окончания полупируэта подавать передние ноги в сторону. Затем всадник выравнивает поводья и туловище, шенкелями посылает лошадь прямо-вперед, продолжая движение шагом в прежнем направлении и темпе. Задние ноги должны отбивать темп шага во время полупируэта. Пропуск хотя бы одного темпа считается ошибкой.

Пируэт на шагу — довольно легкое упражнение, а на галопе — очень трудное, требующее тщательной работы с лошадью. Начинать работу над таким пируэтом можно только после того, когда лошадь научится легко выполнять принимание на галопе и ее сокращенный галоп будет доведен почти до аллюра на месте.

В начале пируэта лошадь начинает двигаться не вперед, а в сторону. Начинать галоп следует обязательно с той ноги, в сторону которой выполняется пируэт, передние ноги лошади должны приблизительно сделать шесть темпов в требуемую сторону с одинаковой силой толчка. Только в этом случае сохранится темп спокойного галопа. Нельзя допускать, чтобы задние ноги поворачивались на месте, ввинчиваясь в грунт,- за это снижают оценку выполнения пируэта. Пируэт на галопе очень эффектное движение и требует от всадника точного управления лошадью.

Туловище всадника на пируэте, как на шагу, так и на галопе, слегка подается в сторону поворота. Наружный шенкель прижимают к боку, и его нельзя ни на мгновенье ослаблять, иначе задние ноги лошади уйдут в сторону. Для оживления их работы используют внутренний шенкель: им регулируют темп движения.

Пассаж. Существует несколько методических приемов отработки этого элемента: с шага, с рыси и в руках.

Пассаж с шага выполняется следующим образом: всадник шенкелями заставляет лошадь переходить с шага на сокращенную рысь, сдерживая животное поводьями. Действия шенкелями и поводьями вынуждают лошадь сократить вынос передних конечностей вперед за счет их сгибания и подъема вверх. Как только лошадь сделает два-три темпа, следует отдать повод и огладить ее. Затем через некоторое время (3-4 мин.) необходимо вновь повторить этот прием. Как правило, такой способ разучивания пассажа применяется при работе с темпераментными лошадьми.

Можно начинать отрабатывать пассаж и с сокращенной рыси. Для этого также усиливают действие шенкелями при одновременном сдерживании движения вперед с помощью трензельного и мундштучного поводьев. Лошадь, не имея возможности продвигаться вперед, в ответ на сильное воздействие шенкелями как бы выталкивает себя несколько вверх при энергичном сгибании конечностей в суставах. Всадник при этом отчетливо чувствует резкие толчки задних конечностей. Если лошадь сделала три-четыре темпа, которые уловил всадник, нужно немедленно освободить повод и огладить ее. В течение занятия этот прием повторяют несколько раз.

Некоторые всадники начинают отработку пассажа используя момент перехода с рыси в шаг. В этом случае (при окончании сокращенной рыси) всадник поводьями и сильным действием шенкелями не дает лошади возможности опустить голову и шею. Действия шенкелями попеременно усиливают. Так, например, действие правым шенкелем усиливают в тот момент, когда лошадь опускает на землю правую переднюю конечность, а левым, когда левую. Почувствовав, что лошадь сделала темп пассажа, следует поощрить ее оглаживанием, освободив поводья. Затем этот прием повторяют вновь.

За последние годы в практике широко применяется отработка пассажа при работе в руках с использованием тактильного или болевого раздражителя в виде удлиненного хлыста, бамбуковой или алюминиевой трубки. Обычно тренер, разобрав соответствующим образом поводья, регулирует движение лошади, а спортсмен по команде легкими ударами или прикосновениями к конечностям в области плюсны или пясти заставляет лошадь их поднимать, сильно сгибая в суставах. Первое время лошадь пытается сопротивляться, отбивает задними ногами, но после нескольких занятий при правильном применении поощрения начинает выполнять требуемое упражнение. Этим приемом часто пользуются и при работе под всадником.

После усвоения пассажа при движении прямо можно приступать к выполнению на пассаже заездов, вольтов и серпантина.

Пиаффе, как правило, отрабатывается путем сокращения пассажа. Сокращая при пассаже движение вперед до минимума, всадник усиленным действием шенкелями заставляет лошадь выполнять это упражнение на месте. Поощрив лошадь за правильное выполнение трех-четырех темпов пиаффе, всадник через некоторое время повторяет прием вновь. Если лошадь при действии поводьями остановится, применяют шпору и сдерживают ее движение вперед. В ответ на резкое наказание шпорой лошадь делает энергичное движение вперед, однако, сдержанная поводьями, она вынуждена согнуть конечности в суставах и выполнить это движение на месте. Отрабатывать пиаффе, как и пассаж, можно с шага. При этом действия шенкелями и поводьями должны быть достаточно сильными.

Можно отрабатывать это упражнение и в руках, применяя те же средства воздействия, как и при пассаже. При правильном использовании условного раздражителя и поощрения лошадь через несколько уроков освоит это сложное упражнение.

В дальнейшем необходимо совершенствовать и закреплять необходимые двигательные навыки. При этом следует обращать особое внимание на смягчение действия поводьями. Лошадь должна выполнять требования даже при очень легком и мягком воздействии поводом. Как правило, все сложные элементы выездки начинают отрабатывать на третьем этапе выездки, т. е. в периоде специализации. Но иногда уже на втором этапе, особенно при работе в руках, лошадь неожиданно делает два-три темпа пассажа. Если при требовании она вновь начинает выполнять это упражнение, то тогда очень осторожно можно повторить его и в последующие дни. Если лошадь охотно выполняет новое упражнение, то наряду со строевой ездой можно постепенно отрабатывать и этот элемент выездки. Однако это положение является исключением из правил и им могут воспользоваться только опытные всадники и тренеры.

Обычно к выполнению высших элементов выездки приступают лишь через полтора-два года после упорной работы над упражнениями строевой езды. Этот период необходим для выработки и закрепления не только новых двигательных навыков, но и определенного динамического стереотипа, связанного с воздействием средств управления и обусловливающего в дальнейшем выполнение сложных двигательных актов.

При выездке лошади могут встретиться всевозможные трудности, связанные с экстерьером, темпераментом, индивидуальными особенностями нервной системы лошади, а также вызванные погрешностями применяемых методов и приемов в развитии и совершенствовании сложнейших двигательных навыков.

При оценке выполняемой езды судьи к наиболее грубым ошибкам относят следующие: вялость- недостаточность импульса или темперамента в движении; недостаточную собранность на сокращенных аллюрах; недостаточный захват пространства при прибавленных аллюрах; неправильное и неравномерное движение; нестабильное положение головы (качание, встряхивание и т. д.); неправильные переходы из аллюра в аллюр и подъем в галоп (<бочит> и пр.); движение с обратным поставом головы; сопротивление средствам управления (вырывание повода и т. д.); движение за поводом (резко опущенная голова) или через повод (поднятая голова).

При выполнении элементов высшей школы также встречаются ошибки. На пассаже и пиаффе: отсутствие плавности и ритмичности движений; выполнение упражнения с отставленными задними или передними конечностями (лошадь <растянута>); выполнение упражнения с подставленными конечностями; резкость переходов от пассажа к пиаффе и наоборот. При перемене ног на галопе: ошибки в смене очередности движений; движение корпуса из стороны в сторону; резкое перемещение головы из стороны в сторону. Имеют место и ряд мелких ошибок, которые также ведут к снижению оценочного балла. Поэтому при подготовке лошади необходимо следить не только за правильностью выполнения определенного упражнения, но и всего комплекса комбинации, за импульсом движения, применением средств управления, посадкой и т. д.

Часто во время выполнения упражнений на сокращенных аллюрах лошадь от сильного воздействия мундштука и недостаточного действия шенкелями может сильно наклонять голову, убирая нос к груди, и идти вперед лбом, т. е. за поводом. В этом случае необходимо ослабить мундштучные поводья и сильным нажимом шенкелями и даже шпорой энергично послать лошадь вперед, сдерживая ее лишь трензелем (это восстановит положение ее головы). Если же лошадь поднимает голову и вытягивает ее вперед (положение через повод), то следует сильнее воздействовать мундштуком при неослабном давлении шенкелями. Для исправления этой ошибки необходимо увеличить объем работы в руках на шагу и на рыси.

На пассаже и пиаффе часто наблюдается положение, при котором лошадь правильно выполняет упражнение передними конечностями, а задние сильно сгибает в скакательных суставах, как бы садится. Эта ошибка — результат сильного набора трензельных поводьев и недостаточного действия шенкелями. Для ликвидации этой ошибки необходимо несколько ослабить трензельные поводья, усилить действия мундштуком и шенкелями, послав лошадь вперед.

Любою ошибку лошади необходимо исправлять немедленно, ибо она может закрепиться и тогда ликвидировать ее будет трудно.

Во время тренировочного занятия все элементы и упражнения выездки надо делать под наблюдением тренера, который в необходимых случаях поможет спортсмену исправить ошибки. Следует отметить, что большинство сложных элементов выполняется лошадью при задержке дыхания на вдохе, что при неумелом чередовании нагрузки и интервалов отдыха может привести к эмфиземе легких. Поэтому выполнение таких элементов, как пассаж, пиаффе, смена ног, не должно превышать 40-80 сек. с последующим освобождением повода и свободным движением шагом или рысью 2-3 мин.

Движения туловища всадника должны быть согласованы с изменением положения корпуса и центра тяжести лошади и способствовать большей эффективности, т. е. чистоте преодоления препятствий.

В подготовительной фазе, т. е. перед отталкиванием, всадник должен сохранить посадку, которую он имел при движении по маршруту. Допускается лишь незначительная подача туловища и коленных суставов вперед.

В фазе отталкивания наблюдается изменение скорости движения как по направлению, так и по величине. Сила инерции и колебания корпуса лошади могут отрицательно сказаться на посадке спортсмена. Чтобы ликвидировать это влияние, всадник должен сильно наклонить свое туловище, согнуться в тазобедренных суставах и приблизиться к гребню шеи лошади (рис. 12).

Такое положение спортсмена создает благоприятные условия для максимального сближения его центра тяжести с линией тяжести лошади, для сохранения равновесия и наибольшей эффективности отталкивающего усилия лошади. Руки следует разогнуть в локтях и подать вместе с поводом вперед-вниз по шее животного, а седалище отделить от седла.

Основную роль при приземлении на ту или иную конечность играет нарушение равновесия в полете.

При обучении лошади необходимо соблюдать условия, обеспечивающие оптимальное проявление закономерностей рефлекторной координации (свободное движение головой и шеей-<баскюль>), что способствует выработке правильного прыжка. Ограниченное .движение головой и шеей вызывает нарушение координации прыжка, снижает технические возможности лошади и приводит к повалам препятствий, а иногда и к падениям. В связи с этим большое значение в преодолении препятствий имеет техника посадки всадника.

Посадка всадника. Посадка всадника на лошади обусловливается горизонтальными и вертикальными колебаниями корпуса лошади на галопе и прыжке. Во время галопа корпус лошади попеременно поднимается и опускается на каждом темпе. Всадник должен полусидеть в седле на полусогнутых ногах, почти не касаясь его поверхности, туловище спортсмена наклонено вперед, поясница слегка прогнута. При таком положении колени несколько поданы вперед и вниз. Стремя следует держать на широкой части ступни и несколько наискось, так, чтобы тяжесть всадника приходилась на основание большого пальца. Ступни должны быть слегка вывернуты наружу, каблуки — ниже носка. Голеностопный и коленный суставы играют большую роль в посадке, амортизируя толчки, идущие в направлении туловища всадника, что придает посадке гибкость и мягкость.

Во время прыжка у лошади происходят значительные перемещения центра тяжести. Задача всадника состоит в том, чтобы по возможности совместить свой центр тяжести с линией центра тяжести лошади

В фазе подвисания спортсмен находится как бы в <сложенном> над холкой лошади положении (рис. 13). Руки его поданы вперед, шенкеля — плотно прижаты, носки несколько развернуты, каблуки оттянуты вниз. В этот момент необходимо сидеть спокойно, без резких движений, которые могут нарушить равновесие лошади (рис. 14).

В фазе приземления, когда наблюдается ускорение движения лошади под действием силы тяжести, всадник должен произвести компенсирующее движение туловищем, выпрямляя его. При этом разгибаются тазобедренные суставы, шенкель принимает первоначальное положение, всадник садится в седло.

При преодолении систем препятствий правильная посадка спортсмена приобретает еще большее значение, так как при этом наблюдаются частые и резкие колебания тела лошади. Необходимо отметить, что рациональной посадке во многом способствует специальная конструкция седла, применяемого для преодоления препятствия.

Посадка многих спортсменов во время движения по маршруту и в момент прыжка имеет ряд недостатков. Прежде всего большинство всадников ездит на коротких стременах, не имея достаточного равновесия (баланса), что делает их посадку крайне неустойчивой. Всадник управляет лошадью только поводом, потому что в момент прыжка нога из-за коротких стремян уходит далеко назад, а туловище выходит вперед, почти на шею лошади. Такое положение отрицательно сказывается при прыжках в системах, где сразу после выполнения первого прыжка необходимо активно действовать шенкелями и посылать лошадь на прыжок через последующие препятствия. Когда нога всадника имеет неправильное положение (находится далеко сзади), он не может шенкелем воздействовать на лошадь. Такое воздействие необходимо на протяжении всего маршрута. Неправильная посадка всадника является одной из причин закидок лошадей, особенно при преодолении систем препятствий. Отдельные препятствия даже предельной высоты многие всадники преодолевают чисто, прыжки же через препятствия в системах для многих из них являются весьма сложным делом.

Часто причина неудовлетворительных прыжков заключается в том, что спортсмен пользуется укороченным поводом, сковывающим работу головы и шеи лошади и заставляющим всадника подавать свое туловище вперед, почти на шею лошади. Для того чтобы этих недостатков не было, необходимо вырабатывать у спортсменов гибкость, эластичность, уравновешенность в седле и т. п.

Управление лошадью. Большое внимание нужно уделять выработке у лошади полнейшего подчинения средствам управления. Руки всадника должны быть непринужденными, а кисти расположены низко по сторонам шеи, без напряжения.

Поводья следует держать в обеих руках раздельно между мизинцем и безымянным пальцем, локти не прижимать к туловищу, так как это придает рукам излишнюю жесткость. Рука всадника от кисти до локтя как бы продолжает прямую линию поводьев. Кисти слегка закруглены внутрь. Поддерживая со ртом лошади мягкий контакт, всадник плавным покачиванием локтями сопровождает каждое движение шеи лошади, идущей галопом.

При прохождении всей дистанции паркура всаднику следует обращать внимание на то, чтобы сохранить необходимый темп и ритм движения в зависимости от характера конкура; подвести лошадь к препятствию под углом, наиболее удобным для прыжка; перед препятствием взять темп езды, обеспечивающий максимальное и эффективное использование силы инерции в сочетании с силой отталкивания лошади. К моменту отталкивания на прыжок всадник должен умелыми <полуодержками> привести лошадь в состояние <сжатой пружины>.

<Полуодержка> — это энергичное движение кистью вверх, сопровождаемое мгновенной уступкой повода, во время которой рука пассивно движется вниз по шее. <Полуодержки> — являются своего рода сигналом, подаваемым всадником при подходе к препятствию. Их цель — заставить лошадь собраться перед прыжком.

<Полуодержки> могут выполняться по-разному в зависимости от особенностей лошади, квалификации всадника, типа препятствий и сложности паркура. В ряде случаев они сопровождаются резким замедлением скорости движения, сокращением маха ног лошади, поворотом ее головы в обе стороны или даже подниманием вверх.

Старшее поколение конников помнит, как несколько лет назад очень своеобразно управлял лошадью неоднократный чемпион Советского Союза мастер спорта Б. Лилов. Во время прохождения маршрута Б. Лилов еще при подходе, а иногда и перед самым препятствием пользовался резкими <полуодержками>, до предела группировал лошадь перед прыжком и смягчал повод в момент отталкивания. Всадник как бы рассчитывал за лошадь место отталкивания и очень точно и четко подводил ее к препятствию. Наиболее отточенной техники преодоления препятствия Б. Лилов добился на кобыле Диаграмме, на которой он одержал много побед на чемпионатах страны и международных соревнованиях.

Обычно все действия всадника сводятся к ряду незаметных <полуодержек>, регулирующих равновесие и движение лошади. Подобным стилем управления лошадью пользуются многие видные зарубежные и советские конники-конкуристы. Эти спортсмены управляют лошадью очень тонко и незаметно для окружающих. Они подводят лошадь к препятствию с исключительным расчетом. Среди ведущих советских конников-конкуристов к такому способу управления лошадью прибегают В. Картавский, И. Семенов, А. Пуртов.

Следует отметить, что пользоваться <полуодержками> надо умело, так как они гасят инерцию движения лошади перед прыжком, заставляя ее прыгать за счет мускульных усилий. Часто даже опытные всадники, особенно при преодолении широтных препятствий, допускают ошибки при <полуодержках>, что приводит к повалам или закидкам.

Аллюр конный спорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *